Актуальность темы
исследования определяется тем, что процесс модернизации в современных условиях нестабильного развития мировой экономики должен приобрести определяющую характеристику развития национального хозяйства России. Постепенный переход мирового хозяйства в экономическом развитии к модели более взвешенного отношения к использованию инструментов государственного и рыночного регулирования, к оптимизации соотношения в ВВП долей секторов услуг и собственно производства ставит Российскую Федерацию перед необходимостью решения задачи оптимизации использования национального экономического потенциала. Это должно найти применение не только в сфере добычи природных ресурсов, но и в диверсификации структуры экономики, ее качественном совершенствовании, способном обеспечить формирование устойчивого конкурентоспособного развития при повышении уровня национального благосостояния и снижении высокой диспропорциональности в доходах на уровне регионов страны и отдельных групп населения.
В этих условиях обеспечение устойчивого динамичного развития России в глобализированном мировом хозяйстве должно базироваться на формировании условий инновационного прорыва, когда инновации де факто будут являться материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в воспроизводственной цепочке с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Другими словами национальное хозяйство Российской Федерации поставлено в условия не столько эволюционного перехода к инновационно ориентированной экономике, сколько перед необходимостью в достаточно сжатые сроки сформировать реальные условия для инновационного прорыва, основанного на кумулятивном использовании знаний и достижений советского периода и активизации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок современности.
Особое место в модернизационном процессе российской экономики играет внешнеэкономическая деятельность. Это объясняется, во-первых тем, что Россия — неотъемлемая часть мирового хозяйства, достаточно глубоко интегрированная в его воспроизводственную цепочку. Соотношение объема внешнеторгового оборота к валовому внутреннему продукту составляет более 40%, что говорит о достаточно высокой степени вовлеченности экономики России в мировое хозяйство. Для сравнения аналогичный показатель США и Японии поддерживается на постоянном уровне в пределах 23−25%%. Во-вторых, внешнеэкономическая деятельность занимает достаточно высокий удельный вес в формировании доходной части национального консолидированного бюджета. В частности, доля только таможенных платежей превышает 60% в консолидированном бюджете страны. И в-третьих, внешнеэкономическая деятельность в условиях рыночного хозяйства является прерогативой хозяйствующих субъектов. Реализация ее потенциала для обеспечения процесса модернизации — это реальная деятельность компаний, фирм и корпораций, осуществляемая ими, в первую очередь, исходя из коммерческого интереса и достижения максимально высокой доходности.
Общегосударственные задачи, отвечающие национальным интересам и являющиеся приоритетами развития, решение которых осуществляется с помощью или на основании внешнеэкономических операций, в условиях рыночной экономики выполняются лишь тогда, когда имеет место, государственная монополия на соответствующий вид деятельности, или же когда преобладающей формой собственности хозяйствующего субъекта является государственная, а также при формировании системы условий, обеспечивающих более существенные доходы в рамках системы государственного регулирования экономики. В этой связи государством формируются, с одной стороны, внутренние благоприятные базовые условия для использования внешнеэкономических факторов для модернизации национального хозяйства, с другой — идет процесс активизации использования инструментария государственного регулирования, направленного на повышение эффекта модернизации в национальной экономике. При этом во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) фактически процессы осуществления разнообразных ее видов выполняют роль динамических факторов, которые направленно воздействуют на экономическое развитие. Практически в каждом факторе заложено многообразие экономических отношений хозяйствующих субъектов и систем государственного регулирования ВЭД в различных странах.
В связи с изложенным, актуальность исследования определяется комплексом задач, поставленных автором в диссертационной работе: от исследования сущностного содержания понятия модернизации в условиях глобализации до выявления эффекта модернизации для национального хозяйства в условиях реализации в экономике России фактически неолиберальной концепции постиндустриального развития. В связи с чем, автором рассматриваются наиболее действенные внешнеэкономические факторы, способные оказать воздействие на модернизационные преобразования, в частности факторы внешнеторгового характера, направленные на диверсификацию экспортного потенциала, оптимизацию использования прямых и заемных инвестиций, интернационализацию национальной валюты, что в конечном счете ориентировано на повышение национальной конкурентоспособности. Именно критерии национальной и международной конкурентоспособности национальной экономики выступают в качестве оценки результативности развития модернизационного процесса в современном глобализированном мировом хозяйстве.
Степень научной разработанности проблемы. Методической основой проведенного в диссертационной работе исследования явился системный подход к анализу влияния ряда внешнеэкономических факторов на реализацию процесса модернизации в экономике России. Для решения поставленных задач использовались экономико-статистические методы анализа данных статистических сборников РФ и международных экономических организаций по основным экономическим показателям РФ и ряда ведущих стран в мировом хозяйстве, материалы и научно-практические разработки международных экономических форумов в Давосе и Санкт-Петербурге, а так же разно данные разнообразных рейтинговых агентств и консалтинговых фирм по ключевым вопросам совершенствования деловой среды и создания условий ускоренного модернизационного преобразования экономики России.
Теоретические и практические основы процесса модернизационного развития рассматриваются зарубежными и отечественными исследователями, такими как Л.Абалкин. В. Архангельский, С. Виттер, Дж. Гелинас, Е. Гранде, Т. Енсор, П. Кларен, Б. Кузык, В. Кушлин, Е. Межуев, В. Польтерович, Д. Рокк, Дж. Томас, Х. Томпсон, М. Юнг, В. Чичканов, Н. Шмелев, М. Шустер, Дж. Стиглиц, Ю. Яковец и др.
Роль и значение внешнеэкономической деятельности в развитии национальной экономики России анализируются в работах таких авторов как В. Глуховцев, В. Перская, И. Платонова, Е. Ясин, О. Пер Брек, В. Толстых и др. Вопросы развития наукоемкого комплекса России и эффективной реализации научно-технологического потенциала исследуются в работах Д. С. Львова, С. Ю. Глазьева, В. Н. Архангельского, В. В. Иванова, Д. Е. Сорокина, А. И. Татаркина, А. Н. Фоломьева, К. И. Плетнева, А. Е. Варшавского и др.
Однако в целом в экономической литературе проблема модернизации в контексте воздействия на ее поступательность внешнеэкономических факторов практически не разработана. Это и определило выбор диссертантом темы исследования, постановку целей и задач, а также структуру диссертации.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении и обосновании позитивного сущностного содержания процесса модернизации национального хозяйства в рамках глобализированного мирового хозяйства экономики и условий повышения эффективности воздействия внешнеэкономических факторов на модернизацию экономики России.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
Проанализировать теоретические аспекты процесса модернизации национального хозяйства и выявить взаимосвязь качественной составляющей этого явления с внешнеэкономическими факторами.
2.Исследовать зарубежный опыт использования внешнеэкономической деятельности в качестве локомотива модернизационного преобразования в экономиках отдельных стран.
3. Изучить влияние внешнеэкономической составляющей на повышение национальной конкурентоспособности и диверсификацию экспортной деятельности.
Проанализировать внешнеэкономические инвестиционные аспекты, обеспечивающие переход национального хозяйства России к инновационной экономике на основе развития процесса модернизации.
Объектом исследования являются внешнеэкономические факторы, воздействующие на поступательность модернизационного преобразования национальной экономики России.
Предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в ходе реализации внешнеэкономической деятельности.
России, воздействующие на глубину и системность модернизационного процесса в национальном хозяйстве страны.
Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования базируется на положениях и выводах, сформулированных в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории модернизации национальной экономики и социально-экономического развития национальных государств в условиях глобализации, теории национальной и международной конкурентоспособности, трансформированные спецификой современных условий, а так же нормативноправовые акты Российской Федерации, теоретические материалы и практические разработки российских и международных научно-практических исследований по вопросам воздействия внешнеэкономической составляющей на национальную экономику В работе нашли применение такие методы научного познания как анализ и синтез, индукция и дедукция, а также методы эмпирического и теоретического исследования, сравнительного и статистического анализа, исторический и логический методы, а также другие аналитические и прогностические методы.
Информационной базой исследования явились статистические данные европейских статистических организаций, Всемирного Банка и Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, международных рейтинговых агентств, Федеральной службы государственной статистики РФ, Центрального банка РФ, материалы законодательных и исполнительных федеральных и региональных органов власти.
Основной научный результат диссертационного исследования заключается в обосновании положения, что процесс модернизации национального хозяйства России носит перманентный характер и подчинен цели саморазвития и самоидентификации страны и ее хозяйствующих субъектов в мировом сообществе на основе последовательного повышения уровня национальной и международной конкурентоспособности. Внешнеэкономические факторы обладают позитивным ускоряющим эффектом, особенно когда они органично встроены в социально-экономическую стратегию развития страны в целом. Однако переход экспортоориентированной сырьевой экономики России на инновационный путь развития лишь ограниченно стимулируется внешнеэкономическими факторами в связи с разноцелевым пониманием зарубежными контрагентами и Россией собственно сущности модернизации, а так же форм развития хозяйственного, инженерно-технологического и научного потенциалов Российской Федерации в современных условиях.
Научная новизна исследования, полученная лично автором, заключается в следующем.
1 .Обосновано, что существующие теории модернизации национальных экономик, базирующиеся, как правило, на адаптации положений социальных теорий к экономической сфере, применительно к России ориентированы на подтверждение тезиса об объективности процесса десуверенизации ресурсного потенциала страны в рамках международного хозяйственного сотрудничества, а так же на реализацию в России модели «догоняющей модернизации». Последняя фактически закрепляет сырьевую структуру экономики страны, ориентирована на приоритет реализации задач иностранных контрагентов, способствуя повышению зависимости от экспорта сырьевых продуктов, от импорта товаров потребительского сектора, сервисного обслуживания и запчастей, содействуя постепенному разрушению аналогичных производств на территории России.
2. На основе исследования зарубежного опыта, обосновано, что внешнеэкономическая (в первую очередь, внешнеторговая) деятельность только тогда оказывает модернизирующее воздействие на национальное хозяйство, когда она реализуется в рамках национальной внешнеэкономической стратегии модернизации. Доказано, что при отсутствии таковой, внешнеэкономические факторы не только не способствуют оптимизации структуры национальной экономики, а наоборот оказывают консервативное воздействие, повышая зависимость национальной экономики от мирового хозяйства без формирования адекватного механизма государственного регулирования, обеспечивающего реализацию национальных интересов.
3. Доказано, что внешнеэкономическая политика модернизации хозяйства России должна быть направлена на ускорение процесса перехода к созданию национальной площадки ценообразования на магистрально транспортируемые нефть и природный газ путем формирования конкурентных внутренних цен, в т. ч. за счет развития внутренней сетевой транспортной системы, используя потенциал стран Европейского экономического пространства, и снижая зависимость национальной экономики от конъюнктуры мировых цен.
4. Исследование национальной конкурентоспособности экономики в качестве синтезирующей характеристики уровня развития страны как производной от ряда показателей социально-экономического развития и институциональной среды, позволило доказать, что переходный этап, от экономики, основанной на повышении факторов эффективности, для национального хозяйства, к инновационно ориентированной экономике, как правило, сопровождается развитием негативных явлений (коррупция, неэффективные налоговые ставки и разнообразие налоговых инструкций, недоступность производительного финансирования, неэффективность бюрократического аппарата, и наконец — прямое воровство). В этой связи обосновано, что эти факторы для хозяйства России симптоматичны исключительно для современного переходного периода и преодолимы при наличии соответствующей экономической стратегии развития в условиях реализации политики перманентной модернизации экономики.
5.Обосновано, что сложившаяся модель развития национального хозяйства России актуализирует выдвижение в качестве наиболее результативных внешнеэкономических факторов те, что составляют инвестиционный климат страны. В частности, доказано:
— участие государства в привлечении заемного капитала на мировом финансовом рынке не решает задачи модернизации российской экономики, преимущественно финансируя преимущественно дефицит бюджета;
— возрастание доли корпоративного заимствования до настоящего времени преследует цели спекулятивного характера и используется в качестве инструментов оттока капиталов с сопутствующим снижением уровня налогооблагаемой базы;
— политика корпоративных заимствований должна ориентироваться не столько на внешние рынки, сколько на внутренний и должна быть подчинена конкретным задачам модернизации реального сектора;
— интернационализация рубля при последовательности повышения как физических объемов экспорта, так и совершенствования его качественной структуры взаимосвязана с перманентностью модернизации. Интенсивность последней будет способствовать интернационализации рубля, а интернационализация в свою очередь будет содействовать реализации соответствующей внешнеэкономической политики модернизации.
Практическая значимость работы. Данное исследование позволило выявить существенные проблемы как теоретического, так и практического характера по воздействию внешнеэкономических факторов на процесс модернизации экономики России.
Основные выводы и рекомендации могут быть использованы для внесения предложений по совершенствованию инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности. Результаты работы могут быть использованы министерствами, региональными органами, участвующими в регулировании развития внешнеэкономического сотрудничества в целях его интенсификации и обеспечения направленности на модернизационное развитие экономики РФ. Основные положения данной работы могут быть использованы в учебном процессе по соответствующим курсам и дисциплинам по специальностям «Мировая экономика», «Внешняя торговля», «Инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами» и др.
Апробация. Результаты научных исследований и методические рекомендации, изложенные в диссертации, использованы в работе предприятия ООО «ЛАГ-Сервис +» при разработке и реализации стратегий развития компании. ООО «ЛАГ — СЕРВИС +1». Предложенные автором подходы к разработке стратегии использования внешнеэкономического потенциала для модернизационного преобразования национального хозяйства России были апробированы на международной и российских научно-практических конференциях, в т. ч. в г. Париже (Франция) в 2012 г «Долгосрочная стратегия диалога и партнерства цивилизаций в сферах науки, образования и культуры" — в г. Москве, 2011 г «Посткризисная экономика России: направления модернизации» — Лебедевские чтения.
Основное содержание работы изложено в публикациях объемом 2,2 п.л.
Заключение
.
Проведенное диссертационное исследование преследовало цель выявления места и значимости внешнеэкономических факторов, как процессов динамизирующих модернизацию национальной экономики России. В сложившейся в течение последнего двадцатилетия модели социально-экономического развития страны автором были выделены приоритетные сферы внешнеэкономического сотрудничества, которые по ее мнению являются наиболее восприимчивыми для реализации государственной политики перехода на инновационные рельсы развития. В условиях снижения доли реального сектора в формировании национального ВВП и повышения доли услуг в нем, усиления поступательности развития процессов либерализации внешнеторгового и инвестиционного партнерства по нашему мнению, внешне — экономические факторы сотрудничества приобретя новые качественные характеристики представляют собой наиболее управляемые сегменты, которые могут обеспечить формирование благоприятной предпринимательской среды для проведения процесса модернизации. В этой связи основные выводы автора сводятся к следующим положениям.
1. Существующие в настоящее время теории модернизации, разрабатываемые преимущественно путем переноса ряда постулатов социальных теорий на экономическую сферу, направлены на обоснование объективности перехода мирового сообщества к такой фазе развития, когда культурная унификация, стандартизация и десуверенизация ресурсного потенциала всех стран станут неотъемлемыми чертами общества постмодерна.
В этой связи проведение политики модернизации национального хозяйства России воспринимается западными аналитиками преимущественно с позиций догоняющей модернизации, когда ресурсносырьевая модель развития имеет поступательный тренд, 1 сохраняя инерционность, а диверсификация экономики осуществляется главным образом за счет допущенного соответствующими органами или правительственными программами по сотрудничеству с Россией экспорта из промышленно-развитых стран. Отсюда поставляются технологии и технологические линии, уже имеющие массовый характер производства, не сопровождающиеся патентами или лицензиями, товары массового производства и пр. В ряде случаев имеет место сброс технологического оборудования при замене его на более высокоэффективное в стране-экспортере. Все это влечет зависимость от импорта в запчастях и в сервисном обслуживании.
2. Процесс модернизации национального хозяйства России является производным от социально-экономической политики страны в целом, и поэтому понимание его российской стороной существенно отличается от восприятия западными исследователями и политиками. И в этой связи правомерно положение, что привлечение внешних технологических возможностей должно быть подчинено целям национального развития на основе активизации внутреннего потенциала, и не созданию предпочтений иностранному контрагенту. И полагание на экстернальные факторы не только не сформирует условий инновационного прорыва, но даже и не обеспечит нарастания динамики инновационной деятельности. При этом мы не за автаркию национального хозяйства, более того, мы считаем, что структура внешнеэкономического сотрудничества так же должна диверсифицироваться в сторону его качественного совершенствования, но процесс модернизации экономики России — это в первую очередь национальная задача. В противном случае политика частичной десуверенизации ресурсного потенциала будет доминировать в концепции взаимодействия с промышленно развитыми странами.
3. Для национальной экономики России характерно наличие зависимости от сырьевого экспорта. Начиная с 2008 г. доля экспорта в валовом внутреннем продукте несколько сократилась и в настоящее время составляет около 23−24%. Для реализации политики модернизации национальной экономики России полагаем важным не столько сокращение доли экспорта в ВВП, сколько трансформирование качественной характеристики экспорта. Другими словами, необходимо повышение доли продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, и не в сегментах экологически грязных производств, а преимущественно в наукоемких секторах — космос, авиация, медоборудование, фармацевтика, автомобилеи судостроении и др.
4. В условиях сохранения сырьевой экспортной компоненты еще в достаточно длительной перспективе, т.к. нефте-газовые контракты заключаются с иностранными покупателями на долгосрочной основе, переход к созданию системы национальной площадки ценообразования на магистрально транспортируемые нефть и природный газ обусловливает необходимость ускорения процесса формирования сетевой транспортной системы на территории России и стран СНГ, для создания внутренних цен и потребителя, и экспортера. Фактически будет создана внутренняя площадка ценообразования для потребителя на конкурентной основе, что в свою очередь создаст условия влияния не уровень международных цен на нефть и природный газ.
5. Исследование зарубежного опыта развивающихся и развитых стран в части использования внешнеэкономических факторов для осуществления модернизационных преобразований, автором получены следующие выводы. И в развивающихся, и в промышленно развитых странах внешнеэкономические связи особенно в условиях глобализации играют достаточно важную роль в создании валового национального продукта и напрямую оказывают влияние на структуру национальной экономики. При этом государства оказывают регулирующее воздействие на национальную экономическую ситуацию, обеспечивая поступательность развития предпринимательской среды в целом, и побуждая хозяйствующих субъектов экономическим и административным инструментарием развивать внешнеторговые связи. Внешнеторговая квота России в настоящее время велика и превышает 40%. Однако, внешнеторговая деятельность только тогда оказывает модернизирующее воздействие на национальное хозяйство, когда она реализуется в рамках национальной внешнеэкономической стратегии модернизации и обладает определенными качественными характеристиками. В противном случае эффекта модернизации не наблюдается.
6. Особое значение для формирования инновационного потенциала России и его позиций в национальной конкурентоспособности имеет тот факт, что как национальное хозяйство в целом, так и его экономические субъекты должны обладать способностью быстро и эффективно реагировать на происходящие изменения, что особенно важно в условиях экономических кризисов, а для России — еще и в контексте членства в ВТО. Укрепление национальной конкурентоспособности российской экономики предполагает анализ тех возможностей и тех проблем, которые возникают в связи с состоявшимся присоединением к ВТО. В этой связи, а так же учитывая специфику формирования и развития инвестиционного климата в стране, автор пришел к следующим выводам. Национальная конкурентоспособность страны выступает в качестве синтетического показателя уровня развития экономики государства в целом. При этом в современных условиях и с учетом совершенствования методолого-исчисления индексов глобальной конкурентоспособности этот показатель характеризует также и социально-экономические параметры национальной экономики, включая уровень жизни населения страны.
Анализ преодоления предыдущих циклических кризисов в различных странах мирового хозяйства доказывает, что старый технологический уклад не обладает более достаточным потенциалом, обеспечивающим выход из кризиса. Поступательное движение вперед связано исключительно с внедрением и использованием новых технологий, повышением качества человеческого капитала при существенном снижении диспропорциональности развития территорий, регионов и социальных групп. Выявление факторов, негативно воздействующих на национальную экономику ряда стран, позволило сделать вывод, что эти факторы обладают спецификой и играют существенную роль в национальной конкурентоспособности. Так, для России факторами, негативно определяющими национальный рейтинг в глобальной конкурентоспособности, являются коррупция, налоговые ставки и разнообразные налоговые инструкции, недоступность производительного финансирования, неэффективность бюрократического аппарата, и наконецпрямое воровство. Эти факторы практически не имеют место в странах развитой рыночной экономики, а следовательно выступают в качестве симптомов переходного периода, и поэтому являются преодолимыми при наличии соответствующей экономической стратегии развития.
7. Внешнеэкономическая деятельность для хозяйственного развития России — важная составляющая экономики страны в условиях глобализации и членства в ВТО. Только курс на инновационно-технологическое преобразование национального экономического потенциала, на повышение отдачи от вложений в человеческий капитал, на создание стимулов для предпринимательского корпуса в технологическое перевооружение реального сектора формируют устойчивые условия повышения национальной конкурентоспособности, реализация чего достигается путем проведения перманентной модернизации национального хозяйства. В этих условиях диверсификация экспортного потенциала не столько должна быть направлена на завоевание новых ниш мирового рынка, сколько на повышение качества и инновационности выпускаемой в настоящее время продукции, что является, по мнению автора, первой фазой перехода к инновационной модели развития.
8. Существенное значение в поступательности процесса модернизации имеет инвестиционный климат, основной направленностью совершенствования которого должно стать ориентирование на долгосрочность инвестирования в реальный сектор и равнозначность возможностей для национального и зарубежного инвесторов. Присоединение России к ВТО обусловливает, учитывая риски, которые приходится преодолевать иностранным инвесторам, необходимость расширения практики сопровождения национальными консалтинговыми компаниями крупных проектов с участием иностранного капитала на основе государственно-частного партнерства при минимальном вмешательстве в дела бизнеса. Другими словами необходимо оказывать консультационные услуги в форме определенной дорожной карты, содержащей алгоритм мер ввода иностранным инвестором своих инвестиций в российскую экономику, в интересах организации долгосрочного производительного инвестирования. И вторым важным аспектом выступает факт, что национальные инвесторы так же должны быть мотивированы на реинвестирование прибыли в национальную экономику, при содействии, в необходимых случаях, административного аппарата и более взвешенной фискальной политики.
9. Все проанализированные автором формы финансирования инновационного развития действенны и эффективны при создании в экономике положительного инвестиционного климата, предполагающего преодоление организационных препятствий, уменьшение административной и налоговой нагрузки, преодоление коррупции, высокого уровня инфляции, поддержание выгодного уровня процентных ставок для субъектов инновационной деятельности. Внешнее финансирование процесса модернизации российской экономики носит противоречивый характер, поэтому объективно наметилась тенденция к трансформации внешних корпоративных заимствований во внутренние. Этой нарождающейся тенденции противодействует ряд пока сохраняющихся характеристик российского финансового рынка, включая узкую ресурсную базу российской банковской системы, недостаточный уровень развития российской фондовой системы, которые не позволяют эффективно рефинансировать внешнюю задолженность и уменьшить зависимость от внешнего кредитования. Сложные административные процедуры по выходу на российский финансовый рынок также относятся к числу причин, по которым российские компании выбирают для размещения своих долговых инструментов зарубежные финансовые рынки.
10. Для привлечения заемных ресурсов автор предлагает использовать синдицированные кредиты, кредитные ноты, еврооблигации, различные вексельные схемы. Привлечение средств для реализации инновационных проектов может также осуществляться с помощью международного факторинга и форфетирования, которые широко используются для финансирования инновационного бизнеса в странах с развитыми финансовыми рынками. В России эти формы заимствования почти не используются экспортерами из-за высокой стоимости этих операций и повышенных валютных рисков, особенно в условиях нарушения стабильности на мировом валютном рынке. Одновременно автор придает большое значение процессу интернационализации рубля, которое в первую очередь может быть обеспечено за счет расширения внешнеэкономических связей со странами ЕврАзЭС в рамках восстановления на принципиально обновленной основе интеграционного взаимодействия. При этом автор доказывает, что интернационализация российского рубля должна идти одновременно с перманентной модернизацией национального хозяйства, а интенсивность последней будет способствовать углублению интернационализации рубля, обеспечивая поступательность модернизационного развития экономики России.