Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-экономические основы формирования региональных отношений: На примере Северо-Кавказского экономического района

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Региональные процессы, которые актуализировались после распада СССР, считают многие специалисты, во многом адекватны западным. Как отмечает А. Ландобасо, сейчас «есть понимание того, что без общеевропейского механизма регионального устройства невозможно полноценное функционирование региона и что необходимо сформировать целостное региональное пространство, включающее как западную, так и восточную… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Взаимоотношения российского государства и регионов в
    • XX. веке
      • 1. 1. Сложение предпосылок региональной макроэкономической политики российского государства в XX веке
      • 1. 2. Развитие централистских тенденций в СССР
      • 1. 3. Динамическая трансформация традиционной социально-экономической типологии регионов
  • Глава 2. Основные характеристики региональных отношений на Северном Кавказе и перспективы регионального процесса
    • 2. 1. Состояние и перспективы развития внутрирегиональных социально-экономических отношений
    • 2. 2. Межрегиональная дифференциация и проблемы интеграционных процессов в регионе

Социально-экономические основы формирования региональных отношений: На примере Северо-Кавказского экономического района (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Наблюдающиеся сегодня изменения в современном региональном процессе, на наш взгляд, делают неизбежным исследовательский интерес к данной проблематике на различных уровнях, различных ступенях анализа. Переосмысление основных понятий региональных наук, осуществляющееся в работах российских и зарубежных экономистов, влечет за собой необходимость раскрытия основных составляющих системы взаимодействия «центр — регион» и «регион-регион» в тех когнитивных рамках, которые предлагает нам экономическая наука и теория управления.

Региональные процессы, которые актуализировались после распада СССР, считают многие специалисты, во многом адекватны западным. Как отмечает А. Ландобасо, сейчас «есть понимание того, что без общеевропейского механизма регионального устройства невозможно полноценное функционирование региона и что необходимо сформировать целостное региональное пространство, включающее как западную, так и восточную часть Европы"1. Возможно, некоторым подобного рода утверждения покажутся чересчур смелыми, однако, на наш взгляд, несомненно одно: аналитические исследования региональных отношений, попытки их теоретического осмысления должны учитывать весь огромный опыт западной регионалистики, несмотря на различия в реальной практике взаимодействия «центр — регион» и «регион-регион» на Западе и в России.

Вместе с тем, хотелось бы отметить особое положение, особый «статус» России в общемировой, общеевропейской региональной структуре. Россия является достаточно специфическим образованием из-за своей неоднородности не только по экономико-географическим, «статистическим» признакам, но и социокультурным характеристикам. Соединение в рамках Ландобасо А. К вопросу о теории регионального развития // Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 3, С. 133 единого государства, при учете непосредственного территориального соседства столь различных в этническом, религиозном, культурном смысле регионов, как, скажем, Центральная Россия и Поволжье, Сибирь и Северный Кавказ, влечет за собой определенные проблемы как в межрегиональных отношениях, так и в отношениях между регионами и Центром.

Особое место в региональной структуре России занимает Северный Кавказ, образующий своеобразный мост между Черным и Каспийским морями, имеющими для России жизненно важное значение. После распада СССР он стал пограничной зоной и обрел качественно новое геополитическое значение. В этой ситуации обоснованную тревогу вызывают процессы дезинтеграции, стал реальностью разрыв социально-экономического пространства макрорегиона на части в административных границах субъектов Российской Федерации.

Представляется, что любые попытки прогнозирования и моделирования корректных отношений как между регионами, так и между регионами и Центром должны быть основаны на понимании того, что именно трансформация приоритетов в современной экономической науке помогает избежать целого ряда методологических просчетов и достичь определенности в понимании и теоретическом осмыслении реалий взаимоотношения Центра с регионами и межрегионального взаимодействия.

Все вышесказанное делает актуальным как обращение автора диссертационного исследования к данной проблематике, так и теоретико-методологические подходы, разработанные и использованные в диссертации.

Цель диссертации — исследование социально-экономических основ формирования региональных отношений через реконструктивный анализ систем взаимодействия «регион — центр» и «регион-регион».

Указанная цель формирует следующие задачи:

— выявить основные традиционные конструкты системы взаимодействия между регионами и Центром;

— описать модели взаимодействия регионов и Центра;

— выделить основные направления государственной региональной политики России (СССР), показать основные механизмы вертикальной интеграции региональных социально-экономических систем;

— осуществить реконструктивный анализ взаимодействия в системе «регион-регион»;

— проанализировать эволюцию систем взаимодействия «предприятие-регион»;

— переосмыслить терминологически смысл понятий «регион», «экономический район», «Центр», «предприятие»;

— проанализировать региональные социально-экономические процессы на Северном Кавказе.

Объектом исследования является Северо-Кавказский экономический район (макрорегион) и составляющие его административные единицы-субъекты Федерации (регионы).

Предметом исследования являются процессы генезиса и трансформации, структура и механизм функционирования, а также взаимообусловленность существования систем взаимодействия «центррегион» («по вертикали») и «регион-регион» («по горизонтали»).

Теоретическая и методологическая основа исследования — работы, созданные представителями экономической, управленческой, социологической, мысли XIX-XX столетия, сочетание количественно-статистических, системно-структурных методов исследования, направленных на реконструкцию и аналитическое исследование системы взаимодействия «регион — центр» и «регион-регион» в России XX века, что обусловлено характером исследования. Представляется, что именно совокупность экономических, социологических и управленческих подходов к анализу проблем формирования региональных отношений, на которых базируется настоящее исследование, позволяет предложить наиболее корректное их решение.

Степень разработанности проблемы. Особенно важными для автора являются труды, имеющие характер и статус источников (эмпирическая база исследования). Это, прежде всего, статистические обзоры, отчеты, а также экономико-статистические исследования разных лет2 (большой интерес представляют работы западных специалистов, посвященные проблемам советской экономики) .

Вместе с тем, как нам представляется, экономический анализ взаимодействия между Центром и регионами выходит далеко за пределы эмпирического описания экономической истории России. С точки зрения автора настоящего исследования, можно выделить несколько существующих в современной научной литературе версий метаэмпирического осмысления данной проблематики. Это, прежде всего, анализ взаимоотношений «регион-центр» преимущественно в экономическом, экономико-географическом аспекте4, в том числе в рамках различных теорий и концепций, описывающих границы государственного регулирования регионального развития, — отечественных и западных концепции математического моделирования региональной экономики5. Кроме того, достаточно традиционным подходом к проблемам регионалистики является подход, разрабатываемый в рамках социологии управления6.

2 Например: Телепко Л. Н. Крупные экономические районы СССР. — М., 1963; Адухов А. Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов Российской федерации // Вопросы экономики, 1996, № 6- Маркова Н. Регионы России в 1996 г. (социально-экономические итоги) // Экономист, 1996, № 6 и мн. др. Прокопович С. Н. Народное хозяйство СССР. — Т. И. — Нью-Йорк, 1952.

4 Грицай О. В. Центр и периферия в региональном развитии. М., 1991; Шнипер Р. И. Анализ тенденций и перспектив развития региональной экономики. Новосибирск, 1994; Колосов В. А. и др. Региональная политика в условиях пространственно-отраслевой перестройки мирового капиталистического хозяйства // Известия АН СССР. Серия «география». 1987, № 2- и многое другое.

5 См, напр.: Гликман H. Экономический анализ региональных систем. — М. — 1980; Изард У. Методы регионального анализа. — Пер. с англ. — M. — 1966; Очерки государственного регионального программирования экономики в развитых капиталистических странах. // Под ред. А. И. Попова, И. К. Торкановского. — Л., 1988; и др.

6 См.: Доморацкая Э. И. Маклаков В.В., Государство и экономика во Франции. М., 1981; Аппарат государственного управления современной Франции. М., 1984; Гурней Б.

Введение

в науку управления. М.,.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— автор впервые рассматривает отношения «регион-центр», как основу формирования региональных отношений («регион-регион»);

— автор выделяет основные традиционные конструкты в системе взаимоотношений регионов и Центра, стержнем которой являлся примат государственного начала, традиционно большая роль центральных властных структур в региональной политике российского государства;

— автор анализирует две основные модели взаимодействия регионов и Центра: концепт экономической самостоятельности регионов под государственным контролем и концепцию управления хозяйством страны из Центра, которые предполагают разные возможности развития региональных отношений;

— автор выделил в качестве основных два направления государственной региональной политики в России (СССР): децентрализация (СНХ в 10-е годы, СНХ в 50-е годы, ТПК и комплексные планы развития регионов в 70-е годы XX века) и централизация (30−40-е годы, 80-е годы через систему отраслевых министерств и государственную плановую комиссию) в системе взаимодействия «регион-центр»;

— автор осуществил реконструкцию моделей взаимодействия «предприятие-регион» в командно-административной (плановой) и рыночной моделях экономики, рассмотрев их как социально-экономический механизм формирования региональных отношений, общего макрорегионального рынка;

— автор раскрыл основное содержание региональных процессов на Северном Кавказе через две взаимодополняющих тенденции:

1969; Государство и управление в США. Отв. ред. Л. Н. Евенко. М., 1985; Гарнер Д. Великобритания. Центральное и местное управление. М., 1984; и т. д. дифференциации и интеграции региональных социально-экономических комплексов.

Логика исследования включает анализ системы взаимодействия «регион-центр» как основы, а системы взаимодейстия «предприятие-регион», как социально-экономического механизма формирования региональных отношений и их основных характеристик. В соответствии с логикой исследования работа имеет нижеследующую структуру: диссертация состоит из введения, двух глав, подразделяющихся на параграфы, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Различие возможных подходов и интерпретаций к проблемам региональных наук не противоречит, на наш взгляд, возможности успешных попыток рассмотреть основные направления и тенденции регионального развития целом. В результате исследования взаимообуславливающих систем отношений «регион — центр», и «регион-регион» осуществленных в данной работе, автор пришел к следующим выводам:

1. Взаимоотношения Центра и регионов в Российской Империи в конце XIX — начале XX веков явились следствием двустороннего взаимодействия, итогом «центрального» и «регионального» понимания собственной роли в хозяйственном устройстве Империи. Видение Центром собственных интересов сосредотачивалось вокруг идеи о сохранении и территориальном расширении границ государствав этом смысле каждому типу регионов Центр отводил строго определенное место в хозяйственном механизме страны. С другой стороны, Центр с его управленческой системой был желателен в регионе, присутствие Государства в любой экономической сфере региона воспринималось как гарант стабильного развития.

В государственной региональной политике сформировались две базовых модели: концепт экономической самостоятельности регионов под государственным контролем и концепция управления хозяйством страны из Центра.

2. В послереволюционный период, в период становления собственно «советских» государственных методов управления экономическим развитием, внеэкономический характер которых очевиден, государственная региональная политика осуществлялась в двух сменяемых друг друга направлениях: централизации и децентрализации, имевших вид циклических колебательных движений.

3. В региональных отношениях понятие «региональное управление» носит не политический, а практически исключительно экономический характер: управление выступает в данном случае как экономическая категория взаимодействия отдельных предприятий и региона в целом. Система взаимодействия «предприятие-регион» играет роль социально-экономического механизма обеспечения взаимодействия с системе «регион-регион».

Показать весь текст

Список литературы

  1. АнйЛйз тенденций развития регионов России в 1992—1993 гг. // Вопросы экономики, 1996, № 6,с.49
  2. В.Я., Когутовская JI.A. Сетевые модели планирования капитальных вложений. -М.: «Наука» 1977.
  3. Аркин B. J1. Сластников А. Д. Ожидание инвестиций и налоговые льготы. М., 1997. — с. 12.
  4. А.И., Зубченко J1.A. Европейское сообщество на пути к единому рынку. М., Международные отношения.
  5. БСЭ, Третье изд, 1976 г, т. 21.
  6. И.К. Настоящее и будущее «Европы регионов» // Мировая экономика и международные отношения, 1993, № 9.
  7. .Н. Организация управления народным хозяйством в регионе. Киев, 1989, с. 46.
  8. О.В., Амиров В. Б. Проблемы управления бюджетами субъектов Федерации и местного самоуправления. // Финансы. 1997. -№ 9.
  9. . Международные сравнения 1990−1997. МЭиМО № 10 1998.
  10. В.Н. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях. М 1990.
  11. М.П. Об опыте составления и реализации целевых комплексных программ в Кемеровской области //Комплексные программы областного уровня, с. 19.
  12. Вопросы совершенствования хозрасчетных отношений в СССР. М.: 1976, с.196
  13. Вопросы исследования региональных программ. Новосибирск, 1981.
  14. А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством. -М.: 1997. I
  15. Долгосрочные программы капитальных вложений // Под ред. В.-j.
  16. . М., Экономика, 1972.
  17. Н.И. Управление хозяйством в условиях разнообразия форм собственности: региональный аспект. -М.: 1997.
  18. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). -Ростов /Д: издательский центр «МарТ», 1998.-320 с.
  19. И. Европа регионов. Мировая экономика и международные отношения № 9, 1997, с. 8.
  20. Иванченко В, Любовный В., В. Ф. Павленко. «Планирование территориального развития» (территориальный аспект планирования) // Вопросы экономики 1985, № 7, с. 138
  21. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996−1997 годы. //V
  22. Эксперт, № 47 8 декабря 1997.
  23. История Северо-Осетинской АССР. — М., 1959. С. 215.
  24. Камиль Иванов Крепкие регионы, тягловая или движущая сила ЭиЖ № 31 1997.
  25. Кавказский календарь за 1917 год. — Тифлис, 1916. С. 230−238.
  26. .Н. Развитие цветной металлургии в Северной Осетии. -Орджоникидзе, 1958.-С. 14−21.
  27. С. Перестройка местной промышленности // Вопросы экономики, 1987, № 3, с. 40.
  28. В. Сочетание общегосударственного, территориального и отраслевого управления экономикой // Вопросы экономики, 1985, № 7 с. 68−77.
  29. А. Хозрасчет региональный //Вопросы экономики, 1988, № 8, с.
  30. Ф., Абдыкулова Г., И. Идейникова, С. Каширская. Вариантный прогноз эволюции экономики российских регионов // Российский экономический журнал, 1997, № 8, с. 51−67.
  31. Р., Успенская О. Рынок товаров народного потребления. // Плановое хозяйство. 1990, № 11.
  32. Комплексные программы областного уровня: сб. науч. трудов. Новосибирск, 1984.-149 с.
  33. Концепция реформирования предприятий (проект, подготовленный Минэкономики России и представленный в правительство РФ) // Вопросы экономики, 1997, № 9, с. 4−11.
  34. Я. Дефицит. -М.: «Наука», 1990.
  35. Р., Саймон Г., Махлуп Ф. и др. Теория фирмы: пер. с англ. -СПб.: «Экономическая школа», 1995.
  36. Ф.Д. Совершенствование регионального управления. -М.: 1994.
  37. И.Н. Совершенствование системы управления промышленным предприятием. М., 1966.
  38. В., Николаев А. Значение государственных корпораций для российской экономики // Вопросы экономики, 1993, № 4.
  39. К.А., А.В. Кривошеин. 1857−1921 гг. Его значение в истории России начала XX в. Париж, 1973. — С. 49.
  40. С. Н. Злобин С.Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М.: «Внешторгиздат» 1990.
  41. Ю.Н., Эйдельман Я. Л. Предприятие в регионе: вхождение в реформу // Общество и экономика, № 10−11,1995, с. 118−126.
  42. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. -М.: 1998.
  43. В., Мильнер Б., Швецов А. Экономические отношения и управление в условиях федерализма // Вопросы экономики, 1994, № 9,с. 17−29.
  44. В. Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статьи 1−10.//Российский экономический журнал, 1993, № 9- 1995, № 1, 2−3, 5−6- 1996, № 2−3, 1997, № 3−4.
  45. В., Швецов А., Фрейнкман Л. Региональные коллизии функционирования социальных объектов // Российский экономический журнал, 1996, № 8, с. 62−71.
  46. Н.В., Трунов С. А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований. // Финансы. № 9 1997.
  47. А. К вопросу о теории регионального развития // Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 3, с. 133.
  48. Маркова Н, Беденков А. Социально-экономическое положение регионов России. // Вопросы экономики, 1995, № 3.
  49. Маркетинг промышленных товаров. М.: Прогресс, 1978.
  50. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М. 1998.
  51. В.Д. Оценка финансового рынка региона. // Регион, № 4, 1997.
  52. В.Д. Моделирование и анализ межрегиональных финансовых потоков. Новосибирск, 1997. — с. 7−8.
  53. Методика определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. -М.: «Экономика» 1974.
  54. . Управление промышленностью: проблемы и решения // Вопросы экономики. 1993, № 9.
  55. Моделирование формирования территориально-производственных комплексов. Новосибирск. Наука, 1976.
  56. Н.Ф. Горцы Северного Кавказа в период империализма. — Нальчик, 1965. С. 16.
  57. Народное хозяйство в СССР в 1990 г.-М., 1991 Народное хозяйство
  58. Российской Федерации 1992 г. Статистический ежегодник.
  59. Ненадышин В, Бобрышев А. Единая научно-техническая политика в регионе//Вопросы экономики, 1986, № 2, с. 22.
  60. В. Переход к рынку и рыночная инфраструктура // Материально-техническое снабжение. 1990, № 12.
  61. .П., Баранова А. В., Тарасов А. В. и др. Тенденции экономического развития Сибири. Новосибирск, 1980, 255 с.
  62. . 3. Земельные отношения и развитие капитализма в сельском хозяйстве Северной Осетии в конце XIX начале XX вв. — Орджоникидзе, 1979. — С. 42−43.
  63. Основные положения оптимального планирования и размещения производства. -М.: «Наука» 1972.
  64. С. Регионы и региональная политика // Вопросы экономики, 1994,№ 9,11−16.
  65. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992.
  66. Пермская область: отрасти, регионы, города, /ред. Шарыгин М. Д. Пермь, 1997.65. «Программа первоочередных мер по выводу экономики по выводу из финансового-банковского кризиса» Коммерсант-daily № 182 1 октября 1998.
  67. .В. Формы хозяйственного руководства предприятими. М., 1968.
  68. Региональная экономика: новые подходы. М. 1993.
  69. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики.-М.: 1990.
  70. Романова J1.A. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование. Издательство Пермского университета, 1994.
  71. Северная Осетия: история и современность. Орджоникидзе, 1987. — С.
  72. П. Экономика. Прогресс, 1964.
  73. И. Группы интересов в Европейском Союзе: региональный аспект // Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 4, с. 27
  74. Г., Богданов К., Глушакова А., Демидов Д., Савеличев М, Семякова О. Экономическое преобразования в российском регионе.// Российский экономический журнал, 1996, № 8, с. 48.
  75. Г. Рационализация взаимоотношений между федеральными и региональными бюджетами: пути обновления налогово-бюджетного механизма // Вопросы экономики, 1994, № 9, с. 38−51.
  76. В. Новые черты предприятия в современной экономике // Вопросы экономики 1987, № 5, с. 60.
  77. СССР и зарубежные страны 1989. М., 1990.
  78. В.Ф. Малый бизнес по-британски. // Мировая экономика и международные отношения, 1996, № 9, с. 102, 103
  79. В.Ф. Региональная политика в Великобритании. // Мироовая экономика и международные отношения, 1996, № 6, с. 136
  80. Статистический пресс-бюллетень //Госкомстат РФ. 1992−1997 гг.
  81. С.Г. Фактор времени в проектировках капитальных вложений. Избр. труды, т.4, -М.: «Наука» 1967.
  82. С.Г. Проблемы планирования в СССР. — Д., 1932. — С. 206.
  83. А., Романова О., Куклин А., Яковлев В. Экономическая безопасность как объект регионального исследования // Вопросы экономики, 1996, № 6, с. 78−89.
  84. Терский календарь за 1915 г. — Вып. 6. С. 87.
  85. Ф.У. Принципы научного менеджмента. -М.: «Наука» 1990.
  86. Тенденции экономического развития Сибири. Новосибирск. 1980.
  87. Территориальное управление общественным производством. Словарь-справочник. Под редакцией к.э.н. А. П. Сысоева и д.э.н., члена -корреспондента АЕН России Д. Е. Черника.
  88. Н. В.П. Чичканов. «Принципы и методы долгосрочного планирования экономики региона // Вопросы экономики, 1987, № 9, с. 152.
  89. Т. Агропромышленный комплекс региона // Вопросы экономики, 1985, № 11, с. 128.
  90. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992.
  91. Ф. Проблемы взаимоотношений центра и регионов в российской экономической политике // Вопросы экономики, 1994, № 9, с. 30−37.
  92. П.А. Экономическое развитие России. Очерки экономики России с древнейших времен до Великой Октябрьской революции. -М., 1967.-С. 68.
  93. Член-корр. Академии наук СССР В. Чичканов. Экономика Сибири в разрезе широтных зон // Вопросы экономики 1987, № 7, 129.
  94. Т. Н. Сельское хозяйство Северной Осетии во второй половине XIX начале XX вв: — С. 121. — таблица № 2.
  95. Р.И. Анализ тенденций и перспектив развития региональной экономики. Новосибирск, 1994.
  96. Р. И. Воевода И.Н. Гузнер С. С. Региональная программа и принципы ее разработки: Вопросы межотраслевого взаимодействия. Новосибирск, Наука, 1986. 291.
  97. Р.И. Воспроизводственные проблемы планового управления регионом. Новосибирск, 1989.
  98. Р.И. Исходные методологические положения по разработке и реализации.Новосибирск, 1990.
  99. Р.И. Исходные положения комплексной схемы экономического и социального . Новосибирск, 1990.
  100. Р.И. Комплексное региональное планирование: вопросы методологии. Новосибирск, 1988.
  101. Р.И. Комплексные программы территориально-административных образований. Новосибирск, 1982, — 55 с.
  102. Р. И. Маршалова А.С., Унтура Г. А. Региональное программное планирование: вопросы теории и практики. Новосибирск, Наука, Сиб. отделение. -1981, 289 с.
  103. Р.И. Проблемы исследования пропорций регионального воспроизводства. Новосибирск, 1989.
  104. Р.И. Регион : Экономические методы управления. -Новосибирск: Наука,. Сиб. отделение 1991.
  105. Р.И. Рыночные отношения и региональное планирование: Вопросы совместимости // Регион: Экономика и социология. Изв. СО РАН. 1992, № 2.
  106. Р.И. Условия и предпосылки развития региональных рыночных отношений // Регион: Экономика и социология. Изв. СО РАН. 1992, № 1.
  107. Р.И. Экономическая самостоятельность и хозрасчетные отношения региона. Ялта-Новосибирск. 1990, 23 с.
  108. Р.И. Экономические методы управления регионом. Новосибирск, 1988, 48 с.
  109. Р.И., Вонлярски Б., Новоселов А. С. Воспроизводственный аспект планового управления региональньми системами. Новосибирск, ИЭИОПП, 1989. 80 с.
  110. Р.И., Маршалова А. С. Основные положения программы интенсификации экономки региона. София-Новосибирск, 1986, 16с.
  111. Р.И., Маршалова А. С. Повышение роли экономическихрычагов в плановом управлении региональной экономикой. Новосибирск, 1986, 77 с.
  112. Р.И., Новоселов А. С. Проблемы рынкообразования в районах Севера. Новосибирск, 1994. 45 с.
  113. Р.И., Новоселов А. С., Лексин В. Н. и др. Локальные комплексные программы. Новосибирск, Наука: Сиб. отделение, 1984. -287 с.
  114. Р.И., под ред. Проблемы и перспективы комплексного развития экономики Алтайского края: сб. науч. трудов. Новосибирск, 1988, 130 с.
  115. Р.И. Взаимодействие участников регионального воспроизводственного процесса. Новосибирск, 1990.
  116. Р.И. Концептуальные вопросы разработки крупных территориальных программ.- Москва, 1986.
  117. Р.И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Наука, Новосибирск, 1993.
  118. Шнипер.Р. И. Региональная программа и принципы ее разработки: вопросы межотраслевого взаимодействия. Новосибирск, 1986.
  119. Т. Агропромышленный комплекс региона // Вопросы экономики, 1985, № 11, с. 128
  120. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. -М., Финансы и статистика, 1992, с. 318.
  121. В., Кооперация мелких и средних предприятий Италии // Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 2, с. 95.
  122. B.C. Менеджмент и региональная политика за рубежом. Мнск, 1994.
  123. Экономика переходного периода. Под ред. Радаева А. В. М.: 1995 с. 56.
Заполнить форму текущей работой