Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Раннесредневековые памятники VIII-IX вв. Средней Кубани

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Становясь своего рода промежуточным звеном между соответствующими и синхронными памятниками Верхней и Средней Кубани. Горькобалков-ский археологический комплекс позволяет по правому берегу Кубани вычерчивать южную, юго-западную, и отчасти западную границу Хазарского каганата, значительно уточняя представление о пределах этого государственного образования. Данные наблюдения и выводы, даже если они… Читать ещё >

Содержание

  • ВведениеЗ
  • Глава I. ГОРЬКОБАЛКОВСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
    • 1. История изучения Горькобалковского археологического комплекса
    • 2. Общиеедения о компле памятников
    • 3. Характерика пленчого материала Горькобалкоого археологичого компле
  • Глава II. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОГРЕБАЛЬНОГО ИНВЕНТАРЯс
    • 1. Керамика погребений
    • 2. Детали одежды и украшения
    • 3. Орудия труда и подневного быта
    • 4. Предметы вооружения и коогоаряжения
    • 5. Прочие предметы
  • Глава III. ТИПОЛОГИЯ ПОГРЕБАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ИХ
  • АНАЛИЗ
    • 1. Каменные ящики
    • 2. Грунтовые ямы
    • 3. Надмогильныеоружения и ритуальные компле
    • 4. Трупоположения
    • 5. Ориентировки захоронений
    • 6. Размещение инвентаря
  • Глава IV. ГОРЬКОБАЛКОВСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС VIII—IX вв. В СИСТЕМЕ СИНХРОННЫХ ПАМЯТНИКОВ ВЕРХНЕЙ И
  • СРЕДНЕЙ КУБАНИ

Раннесредневековые памятники VIII-IX вв. Средней Кубани (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационной работы видится в нескольких ракурсах. Во-первых, самые первые разведочные работы на восточной окраине нынешнего Краснодарского Края (рис. 1) (тогда входившего в состав Кубанской области) были предприняты еще в 80-е годы XVIII в. известным кубанским краеведом исследователем Е. Д. Фелициным, который выявил здесь и нанес на составленную им же археологическую карту Кубанской области, не только скопление половецких каменных изваяний, но и единичные (надмогильные?) каменные кресты (камни с греческими надписями) [264, рис.1], нахождение которых вызывало тогда некоторое недоумение. Вторым этапом в изучении тех же самых объектов, стали разведочные работы, проводившиеся здесь вскоре после Великой Отечественной войны, кандидатом исторических наук профессором КубГУ Н. В. Анфимовым. Эти работы выявили небольшую серию раннеередневековых поселений на высоком правом берегу Кубани (рис. 2) (поселение Кизиловая балка, раннесредневековые погребения близ Прочноокопского 3-го городища, поселение у поселка Красная Звезда и у станицы Григориполисской) [25, с.63−64- 42, с.42- 72, с.158]. Определив суммарную их датировку в пределах с VII по X в., Н. В. Анфимов предположил и их аланскую принадлежность. Но и эти работы, каких либо обобщающих выводов о месте и роли данных объектов в раннесредневековой истории и археологии Средней Кубани и Северного Кавказа в целом не повлекли, в контексте скудости и разрозненности самого материала и общей исключительно слабой изученности древностей эпохи раннего средневековья в равнинной зоне северо-западного Кавказа.

Разведочные исследования начала 70-х годов на территории Средней Кубани проводившиеся профессором, тогда Ленинградского университета, доктором исторических наук, A.B. Гадло совместно с доцентом Ставропольского Государственного Педагогического института A.B. Найденко вызвали к жизни версию о возможном выделении на Средней Кубани своеобразного и локального варианта археологической культуры, занимавшей (промежуточное) место между аланской культурой племен Северного Кавказа и древностями раннесредневековых степняков Дона и Приазовья [71, с.318]. Они открывали новые перспективы для осмысления всех известных к тому времени археологических памятников VIII—X вв. Средней Кубани.

Работы 1980;х годов, проводившиеся будущим профессором Карачаево-Черкесского государственного педагогического института Х. Х. Биджиевым, привели к появлению совершенно иной точки зрения, предполагавшей отождествление среднекубанских выше отмечавшихся объектов с болгарами [40, с.29- 42, с.42- 43, с.44]. Вместе с тем отсутствие убедительной доказательной базы версий A.B. Гадло и Х. Х. Биджиева не позволяло достаточно определенно присоединяться или отдавать предпочтение той или иной системе аргументации.

На этом фоне начавшиеся в 1993 г. и продолжающиеся до сего дня ох-ранно-спасательные археологические исследования кардинально изменили ситуацию. Выявление в округе х. Горькая Балка крупного городища с системой синхронных селищ — сателлитов и сопровождавшихся двумя одновременными могильниками, к настоящему времени продемонстрировало следующее (рис. 4). Археологические работы на памятниках предоставили на указанных могильниках 159 захоронений, а такого количества исследованных на Средней Кубани погребальных памятников практически больше нет (табл. 20). Исключение, пожалуй, составляет Старокорсунский могильник, который территориально относится уже к Нижней Кубани [100, с. 187]. Этот факт сам по себе вызывал необходимость всестороннего изучения погребальной обрядности раскопанных объектов и сравнительного соотношения их с синхронными объектами ближайшей округи. Разнохарактерность типов погребальных обрядов делала актуальным и первоочередную работу по сравнению имеющихся данных с погребальными объектами горной зоны и предгорий Северного Кавказа (т.е. в пределах аланской археологической культуры), а также с памятниками степняков — болгаров. Актуальным становилось то, что новый материал требовал уточнения оценки конфессиональной принадлежности погребений на этих могильниках, тем более, что здесь явно прослеживались и следы достаточно ранней христианизации (УШ-1Х вв.) населения, оставившего их [195, с.50−52]. С другой стороны указанные элементы погребальной обрядности делали понятными раннехристианские находки, отмеченные в 1880-х г. Е. Д. Фелицыным. Но вместе с этим заметно бросалась в глаза и наметившаяся разница в датировке процесса христианизации в данном регионе, так как традиционно это явление в кавказоведческой литературе относили к периоду не раньше X в. [134, с.312−315]. Таким образом, новизна полученных материалов, разительно отличавших горькобалковские погребальные комплексы от синхронных северокавказских и салтово-маяцких объектов, во многом и предопределила актуальность выбранной темы.

Объектом исследования являются раннесредневековые памятники VIII—IX вв. на Средней Кубани.

Предметом изучения является Горькобалковский археологический комплекс УШ-1Х вв., представляющий собой систему одновременных памятников, представленных центральным городищем подпрямоугольной формы со следами сложной (в том числе и каменной) фортификации, сопровождаемым серией вытянутых почти на 8 км селищ и поселений, а также двумя могильниками, состоящими из каменных ящиков и грунтовых захоронений (рис.3- 4- 5- 6- 7- 8- 11- 12- 13). Следует сразу оговорить, что по объективным причинам территория городища и поселений археологически достаточно еще не изучалась. Многолетние разведочные наблюдения за планировкой топографии сопровождались, однако, сборами обильного подъемного материала. По этой причине в сведениях о бытовых памятниках Горькобалковского археологического комплекса (ГАК) мы ограничиваемся лишь констатацией сведений о планировке, фортификации этих объектов. Подъемный материал в его сравнительном сопоставлении с находками на других синхронных памятниках составляет отдельный предмет изучения. Что же касается могильников № 1 и № 2, то применительно к их раскопанным частям, мы изучаем топографию их расположения к бытовым памятникам, микротопографию расположения захоронений на некрополях. Отдельна в работе рассматриваются встреченные здесь надгробные сооружения, конструкции погребальных ям, нередко содержавших внутри и дополнительные сооружения из дерева (гро-бовища и решетчатые конструкции). Аналогичным образом в качестве еще одного предмета изучения является погребальный обряд (трупоположения, ориентировка, размещение микродеталей конечностей и пр.), а также немногочисленный погребальный инвентарь. По мере возможности вещевые находки подвергаются типологизации и классификации. Им были установлены соответствующие аналогии, позволившие датировать весь Горькобалковский археологический комплекс в пределах УШ-1Х вв. А на основе осмысления всех этих категорий информации появляется возможность осмысления вопросов этнокультурной, конфессиональной и социальной характеристики населения, оставившего оба могильника.

Цели и задачи работы. Целью нашей работы является археолого-историческая оценка всего комплекса памятников округи Горькой Балки, как единого Горькобалковского археологического комплекса и уяснение места и роли этого объекта в истории Хазарского каганата и его владений в пределах Верхней и Средней Кубани.

Одной из главных задач нашей диссертационной работы является представление структуры и специфики всего горькобалковского археологического комплекса;

Анализ поселенческого и погребального археологических материалов;

Определение датировки;

Типологическая классификация погребальных сооружений могильников;

По мере возможности всесторонний анализ погребальной обрядности могильников № 1 и № 2;

Продемонстрировать специфику этнокультурного и конфессионального своеобразия этих памятгиков;

Методологическая основа исследования базируется на основных принципах археологии как исторической науки, которая изучает прошлое на основе материальных остатков культуры. Основными методами работы были описание, классификация и типология. Применялся метод статистической обработки материала и метод картографии.

Географические рамки определяются самим месторасположением Горькобалковского археологического комплекса (или ГАК), территориально входящего в ландшафтную зону западной части Ставропольского плато, выходящего к правому берегу р. Кубани у места впадения в нее р. Уруп. С ис-торико-географической точки зрения эта территория входит в пределы Средней Кубани (рис. 101). Однако в работе неизбежно предпринимается выход за указанные географические рамки, так как аналогии горькобалковским материалам ныне известны как на территории Центрального Предкавказья (горы и равнины), Верхней и Нижней Кубани, так и в пределах распространения салтово-маяцкой культуры.

Хронологические рамки диссертационного исследования также определяются наличным материалом: находка арабоязычной монеты и др. хотя и малочисленные предметы из числа погребального инвентаря могильников № 1 и № 2, подъемный материал с поселений позволяют хронологические рамки Горькобалковского археологического комплекса ограничить пределами VIII—IX вв. н.э.

Источниковой базой являются раскопочные материалы трех погребений исследованных A.B. Гадло и Х. Х. Биджиевым [71, с.318- 40, с.12]. Отчетные материалы о раскопках могильников № 1 и № 2 любезно предоставлены Е. И. Нарожным. В работе применяются материалы Е. И. Нарожного с поселения «Пруд». Выражаю искреннюю благодарность своему научному руководителю В. Б. Виноградову и Е. И. Нарожному за неоценимые советы, замечания и наставления и оказанную помощь в подготовке и осмыслении представленной работы. Благодаря возможности, которую любезно предоставил А. Л. Пелих мы используем и его погребения, раскопанные на могильнике № 1 в 2000 г., а также результаты его разведок за 1997 и 1998 г. Автор использует и свои сведения, полученные в ходе разведочных работ проводимых им в 2000 и 2001 г. Помимо указанных материалов автор опирается и на фонды Ставропольского Государственного Объединенного Краеведческого музея имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. В фондах этого музея просмотрена коллекция керамики целого ряда поселений и городищ Ставропольской возвышенности, хотя с керамикой округи Горькой Балки сопоставимы лишь находки тарной и, вероятно, импортной посуды из Крыма, а также типичные для СМК кухонные горшки.

В свое время вывезенная из Горькой Балки коллекция целых образцов посуды, как писал об этом в 1985 г. Х. Х. Биджиев [40, с.13- 39, с.122−123] была тогда сосредоточена в фондах Карачаево-Черкесского НИИ (рис. 28- 29). Позднее (начало 1990;х г.) эта коллекция была передана в Краеведческий музей г. Черкесска, в фондах которого отыскать данные образцы не удалось. Значительный интерес представляет коллекция керамики в фондах Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына. Просмотренная там керамика, в основном, была представлена находками с поселения близ ст. Васюринской [256, с.74−79]. С керамикой Горькой Балки сопоставимы лишь кухонные горшки и тарная керамика. Там же хранится амфора, случайная находка из окрестностей г. Кропоткина, в свое время опубликованная И. В. Лавриненко (Цокур) [144, с.168−171].

В фондах Армавирского Краеведческого музея, помимо сданных археологической лаборатории АГПИ образцов подъемного материала из окрестностей Горькой Балки, выявлены аналогичные коллекции посуды с синхронного поселения у х. Вольный (год, автор сборов не указаны). Около 100 фрагментов типично салтово-маяцкой культуры (горшки, кувшины), имеющиеся в фондах Армавирского Краеведческого музея, происходят с территории Кизиловая Балка, с поселения у поселка Красная Звезда (к сожалению, год и автора сборов установить не удалось, хотя можно тора сборов установить не удалось, хотя можно предположить, что сборы проводились старейшим Армавирским краеведом Н. И. Навротским в начале 70-х годов). Здесь же в музее находятся несколько целых и фрагментирован-ных пифосов, часть которых была введена в научный оборот С. Н. Малаховым [158, с.19−22], привезенных в музей его сотрудниками Т.Е. и А. П. Лопатиными. В этом же музее хранится и красноглиняная фляга из окрестностей х. Школьный (Изобильненский район Ставропольского края) в свое время опубликованная И. В. Лавриненко [Цокур]. Все эти материалы учтены автором, и значительная часть совместно с Е. И. Нарожным была опубликована на страницах 9-х «Чтений по археологии Средней Кубани» [197, с.25−29].

Научная новизна. Рассматриваемые в работе археологические материалы, большей частью еще не введенные в научный оборот сами по себе определяют новизну предлагаемой работы. Более того, накопленные археологические комплексы при оценке их этнокультурной, этносоциальной и конфессиональной атрибуции, пожалуй, впервые на основе массового материала дают возможность совершенно по иному взглянуть на специфику и характер археологических памятников Средней и отчасти Верхней Кубани в рассматриваемое время. Этот анализ позволяет под другим углом зрения оценивать и характер как участников этнокультурного взаимовоздействия, приводившего не только к межкультурному (алано-горско-тюркскому) «диалогу культур» в этом уголке хазарского каганата, но и к явному межэтническому синтезу. По всей вероятности именно эта отличительная черта, присущая для всего Горь-кобалковского археологического комплекса, и позволяет нам подчеркивать своеобразие «хазарского населения» на юго-западном приграничье Хазарского каганата, в отличие от несколько иной трактовки тех же самых процессов предлагавшихся нашими предшественниками.

Еще одним примером новизны является попытка демонстрации участия в отмеченном межэтническом синтезе и заметного тюркского компонента, который в отличие от традиционной точки зрения увязывается нами нё с тюркоязычными болгарами, а с несколько иным (центрально-азиатским?) выплеском на территорию Крыма, Северо-Западного Кавказа, и Верхней Кубани.

Горькобалковский археологический комплекс наиболее ярко демонстрирует новизну рассматриваемого материала в том плане, что в нашем распоряжении появились яркие артефакты, наглядно демонстрирующие возможную и довольно заметную христианизацию этого населения уже в VIII—IX вв., т. е. задолго до X в., с которым обычно связывается интересующий нас процесс.

Отметим также еще одну специфику Горькобалковского археологического комплекса, который своими новыми материалами заставляет несколько под другим углом зрения взглянуть на давно известную специалистам алан-скую миграцию VIII в. в пределы СМК. Признавая ее реальность, но при этом высказывая различные версии относительно ее причин [31, с. 167], ныне следует соглашаться с тезисом Г. Е. Афанасьева в том, что данная миграция вряд ли происходила без ведома Хазарского кагана [35, с.22−23]. В этом смысле сам факт появления Горькобалковского археологического комплекса, наверное, вместе с системой синхронных поселений Верхней и Средней Кубани может оказаться показательным. Подчинение части верхнекубанского (алано-горско-тюркского) этнокомпонента хазарам в первой половине VIII в. и привело к их исходу с территории гор и предгорий Верхней Кубани на степные просторы правобережья Средней Кубани.

Основное защищаемое положение диссертации формулируется следующим образом: Горькобалковский археологический комплекс VIII—IX вв. это система бытовых и погребальных памятников оставленных многокомпонентным населением, участником межэтнического синтеза, изначальные эт-номаркерующие признаки которого были снивелированы не только указанным процессом, но и воздействующей христианизацией.

Практическая значимость. В первую очередь введение в научный оборот Горькобалковского археологического комплекса закрывает собой имевшуюся ранее информационную лакуну применительно к памятникам УНЫХ вв. на Средней Кубани.

Становясь своего рода промежуточным звеном между соответствующими и синхронными памятниками Верхней и Средней Кубани. Горькобалков-ский археологический комплекс позволяет по правому берегу Кубани вычерчивать южную, юго-западную, и отчасти западную границу Хазарского каганата, значительно уточняя представление о пределах этого государственного образования. Данные наблюдения и выводы, даже если они в перспективе могут быть скорректированы, значительно меняют представления о протяженности Хазарского каганата, вопреки традиционным версиям, изложенным в целом ряде обобщающих работ в виде «историй.» и «очерков историй.» сразу нескольких современных административных образований (Ставрополье, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край). По этой причине полученные нами наблюдения и сделанные выводы могут быть использованы при написании новых и обобщающих работ по истории указанных микрорегионов Северного Кавказа. Возможно, горькобалковские материалы будут востребованы как при изучении, так и при обобщении вопросов, связанных с этногенезом современных тюркоязычных обитателей Кубани (предки карачаевцев и балкарцев). Достаточно актуальными материалы Горькой Балки видятся нам и в плане уточнения представлений о динамике процесса христианизации Северного Кавказа. Прошедшая череда конференций связанных с 2000;летней историей христианства и появившиеся новые монографии по истории алан Северного Кавказа [138], к сожалению, материалы Горькой Балки не учитывают.

Считаем возможным использование полученных наблюдений и в рамках учебных пособий, при разработке специальных курсов, читаемых в АГПУ. Не меньшую практическую значимость наша работа имеет и в связи с тем, что весь Горькобалковский археологический комплекс вот уже на протяжении десяти последних лет является своего рода учебным полигоном для проведения ежегодных учебно-полевых студенческих археологических практик, которые планируются и на перспективу.

Апробация результатов работы. В период подготовки диссертации основные положения прошли предварительную апробацию. Прежде всего, ежегодные учебно-полевые практики вызвали к жизни регулярную научно-практическую конференцию «Чтения по археологии Средней Кубани», которых прошло уже десять. Только в рамках этой конференции, начиная с четвертых чтений, автор (сам и в соавторстве) выступил с 15-ю докладами, на четвертых чтениях [237, с.13−15], [190, с.15−16], на пятых [193, с.26−28], [239, с.24−25], на шестых [240, с. 17−18], [194, с.22−24], на седьмых [60, с.29−31], [222, с.31−33], на восьмых [223, с.23−25], [61, с.25−29], на девятых [224, с.19−20], [63, с.21−22], [197, с.25−29] и десятых [65, с.8−9], [248, с.12−13], [198, с.17−20], [176, с.22−25]. Помимо этого автор принимал участие в краевых межвузовских конференциях «Археология, этнография и краеведение Кубани», с 11-й перешедших в статус всероссийских. Только в рамках этого было подготовлено в соавторстве и самим автором шесть докладов [189, с.13−15- 238, с.10−11- 242, с.12−13- 243, с.9- 225, с.13−14]. Материалы работы публиковались в сборниках «Историческое регионоведение Северного Кавказа — вузу и школе» [208, с.8−9], «Вопросы Северокавказской истории» [245, с.3−10]. Автор принимал участие в региональной научной конференции, посвященной 10-летию исторического факультета АГПИ [244, с.9−10], и в постоянном институтском сборнике «Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани» [241, с.23- 247, с. 1819]. С докладами мы выступали на III и V «Минаевских чтениях по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа» [195, с.50−54- 196, с. 107 108].

Кроме этого, мы принимали участие в двух международных конференциях — это «XX Юбилейные Международные Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа» [191, с.95−97], и «Донская Международная археологическая конференция» [192, с.133−134].

В соавторстве с В. Б. Виноградовым и Е. И. Нарожным и самим автором [246, с.195−198] в научный оборот в сборниках «Материалы и исследования по археологии Кубани» [62, с.138−167] и «Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа» [64, с. 115−141] были введены материалы могильника № 2 у х. Горькая Балка. Сейчас в печати находится коллективная статья, которая должна полностью завершить публикацию имеющихся на сегодняшний день материалов могильника № 2. Апробация работы проходила и в виде обсуждений на ежегодных аспирантско — преподавательских семинарах при кафедре РСИД АГПУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, источников, а также таблиц и иллюстративного материала.

Заключение

.

Предпринятый выше анализ имеющихся в нашем распоряжении археологических материалов Горькобалковского археологического комплекса, несмотря на внешнюю его невыразительность и кажущееся однообразие, заслуживает особого внимания.

Во-первых, материалы Горькобалковского комплекса во многом упорядочивают представление о динамике исторических, этнокультурных и взаимовоздействующих процессов УШ-1Х вв. на Северном Кавказе. На их основе, сегодня, исчезает ощущение некоторой «внезапности» появления в горах Северного Кавказа и Прикубанья, в частности, тюркского этнокомпонента. Материалы из Горькой Балки, по-крайней мере, заставляют считать, что процесс притока этого этнического массива был ощутим и не повлек за собой полной ассимиляции пришельцев, лишь интегрировавшихся в местную этническую среду. По всей вероятности — это повод и для понимания процесса этногенеза современных карачаевцев и балкарцев, постепенно сформировавшихся на базе указанного межэтнического синтеза. На фоне горькобалковских материалов находит свое и достойное место в истории Северного Кавказа известное Хумаринское городище, масса каменных изваяний древнетюркского облика, «скальные» захоронения, «оградки» и пр.

Во-вторых, сегодня ясно и понятно, что наряду с тюрками, в этническом многообразии южного приграничья Хазарии, заметную роль играли аланы, следы присутствия которых на Горькой Балке ощутимы. Участвуя в межэтническом синтезе с тюрками, они, вероятно, стали основой новых этнообразующих процессов как на юге и юго-западе Хазарии, так и Верхнего Прикубанья. Смешанность и синтезность такого населения достаточно ясно ощущается в раскопанных материалах Горькой Балки.

С другой стороны, распространение аланоидного этнокомпонента здесь, заставляет нас думать о том, что ранее выделявшийся специалистами, ареал т.н. «западных алан», уже в VIII веке оказался в составе и системе политико-экономического контроля и диктата Хазарии. Во многом, такая постановка вопроса, заставляет сильно сузить границы раннесредневековой Алании, существующие в исторической литературе.

В-третьих, на основе датировки могильников VIII—IX вв., что подкрепляется хорошо разработанной датировкой стеклянных бус, единственной монетной находкой и пр., появляется возможность надежно датировать все, выше указывавшиеся процессы не только в округе Горькой Балки, но и всего Северного Кавказа.

Кроме того, безинвентарность подавляющего большинства всех захоронений, трупоположения, камень перекрытия с прочерченным крестом заставляют нас считать, что население Горькой Балки было подвержено христианизации. Однако, вопреки уже сложившейся (с XIX в.) практики, мы, этот процесс склонны относить не к X веку, а гораздо раньше.

Таким образом, археологические материалы из окрестностей Горькобалковского археологического комплекса дали повод для кардинально новых, общеисторических обобщений.

Вне всякого сомнения, то, что многие наши выводы могут показаться дискуссионными, т.к. они заметно разнятся от уже «общепринятых» и хорошо устоявшихся точек зрения наших предшественников. Однако, надежно датируемые материалы Горькобалковского археологического комплекса, все же, заставляют если не принимать их за основу, то хотя бы, считаться с ними.

Завершая свою работу, мы считаем, что Горькобалковский археологический комплекс нуждается в дальнейшем и стационарном исследовании, что мы и планируем на ближайшую перспективу. В числе самых актуальных направлений здесь, мы видим следующее.

В первую очередь развернуть исследование цитадели и фортификационных сооружений Горькобалковского комплекса.

Во-вторых, перспективным нам видится отдельное (специализированное) изучение керамического комплекса.

В-третьих, если сегодня вполне достаточно изучена антропологическая коллекция из Горькобалковского комплекса, то, такого же изучения требует и остеологический материал из поселенческих коллекций.

Отчасти, данные направления уже стали основой научного интереса коллег-сотрудников Центра археологических исследований АГГТУ, за последние два года активно (вместе с автором данной работы) начавшими заниматься этими направлениями. Несомненно, что в обозримом будущем, такая работа даст вполне определенные результаты, еще более обогатив наши представления о Горькобалковском археологическом комплексе VIII—IX вв.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.И. Отчет об охранно-спасательных археологических исследованиях АГПИ летом 1993г. В окрестностях хутора Горькая Балка в Новокубанском районе Краснодарского края. — Армавир, 1994. //Архив ЦАИ АГПУ, рук. фонд 1. Д. № 1.
  2. Е.И. Отчет об охранно-спасательных археологических исследованиях АГПИ летом 1995г. на могильнике у х. Горькая Балка в Новокубанском районе Краснодарского края. Армавир. 1996. //Архив ЦАИ АГПУ, рук. фонд 1. Д. № 2.
  3. Е.И. Отчет об охранно-спасательных археологических исследованиях АГПИ летом 1996г. на могильнике у х. Горькая Балка в Новокубанском районе Краснодарского края. Армавир. 1997. //Архив ЦАИ АГПУ, рук. фонд 1. Д. № 3.
  4. Е.И. Отчет об охранно-спасательных археологических исследованиях АГПИ летом 1997г. на могильнике у х. Горькая Балка в Новокубанском районе Краснодарского края. Армавир. 1998. //Архив ЦАИ АГПУ, рук. фонд 1. Д. № 4.
  5. Е.И. Отчет об охранно-спасательных археологических исследованиях АГПИ летом 1998г. на могильнике № 2 у х. Горькая Балка в Новокубанском районе Краснодарского края. Армавир. 1999. //Архив ЦАИ АГПУ, рук. фонд 1. Д. № 6.
  6. Е.И. Отчет об охранно-спасательных археологических исследованиях АГПИ летом 1999г. на могильнике № 2 у х. Горькая Балка в Новокубанском районе Краснодарского края. Армавир. 2000. //Архив ЦАИ АГПУ, рук. фонд 1. Д. № 8.
  7. Е.И. Отчет об охранно-спасательных археологических исследованиях в Новокубанском и Северском районах Краснодарскогокрая в 2001 году. Армавир. 2002. // Архив ЦАИ АГПУ, рук. фонд 1. Д.№ 11.
  8. Е.И. Отчет о раскопках горькобалковского могильника № 2 у хут. Горькая Балка Новокубанского района Краснодарского края летом 2002 года. Армавир. 2003. // Архив ЦАИ АГПУ, рук. фонд 1. Д. № 13.
  9. Е.И. Отчет о проведении охранно-спасательных археологических исследований в Новокубанском районе Краснодарского края, проводившихся в 2003 году. Армавир. 2004. // Архив ЦАИ АГПУ, рук. Фонд-1. Д. № 14.
  10. А.Л. Отчет об археологических разведках проводившихся в окрестностях х. Горькая Балка Новокубанского района Краснодарского края летом 1997 г. Армавир. 1998. //Архив ЦАИ АГПУ, рук. фонд 1. Д. № 5.
  11. А.Л. Отчет об археологических разведках проводившихся в окрестностях х. Горькая Балка Новокубанского района Краснодарского края (по открытому листу № 222 формы № 2 за 1998 г.). Армавир. 1999. //Архив ЦАИ АГПУ, рук. фонд 1. Д. № 7.
  12. А.Л. Отчет об охранно-спасательных археологических исследованиях на территории могильника № 1 в хут. Горькая Балка Новокубанского района Краснодарского Края летом 2000 года. Армавир. 2002. //Архив ЦАИ АГПУ, рук. фонд 1. Д. № 9.
  13. П.В. Отчет об археологических разведках проводившихся в окрестностях х. Горькая Балка Новокубанского района Краснодарского края (по открытому листу № 439 формы № 3 за 2000 г.). Армавир. 2001. //Архив ЦАИ АГПУ, рук. фонд 1. Д. № 10.
  14. П.В. Отчет о разведках на поселении № 1 у хутора Горькая Балка Новокубанского района Краснодарского края осенью 2001 года. Армавир. 2002. //Архив ЦАИ АГПУ, рук. фонд 1. Д. № 12.1. Исследования.
  15. М.П. Новые материалы раннесредневековых могильников Северного Кавказа //Советская Археология. № 2. — М.: Наука, 1982. С.135−155.
  16. М.П. Предварительные итоги исследования Подкумского могильника близ г. Кисловодска //История и культура сарматов. — Саратов, 1983.
  17. В.Г. Этносфера Алании как фактор христианизации (к постановке проблемы) //Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный, 1979. С. 102−105.
  18. А.И. Археологическая культура хазар в Северном Причерноморье //Хазары. Второй Международный коллоквиум. М.: Пробел-2000, 2002. С.8−9.
  19. А.И. Памятники крымского варианта салтово-маяцкой культуры в Восточном Крыму и степи //Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья IV—XIII вв.ека. М.: Наука, 2003. С.55−59.
  20. B.C. Рубежанский катакомбный могильник салтово-маяцкой культуры на Северском Донце //Донская археология № 1−2. Ростов-на-Дону: РГУ, 2001. С.62−78.
  21. B.C. К вопросу о существовании памятников этнических хазар в верхнем течении Северского Донца //Хазары. Второй Международный коллоквиум. М.: Пробел-2000, 2002. С.8−11.
  22. B.C., Тортика A.A. Протоболгарские погребения Подо-нья и Придонечья VIII-X вв.: проблема поливариантности обряда и эт-ноисторической интерпретации //Степи Европы в эпоху средневековья. Том 2. Донецк: ДНУ, 2001. С. 191 -218.
  23. Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. -М.: Наука, 1971.355 с.
  24. А.К. Восточноевропейские и среднеазиатские степи V первой половины VIII в. //Степи Евразии в эпоху средневековья. — М.: Наука, 1981. С.10−23.
  25. Н.В. Средневековые селища правобережья р. Кубани (Ставропольское плато) //XII Крупновские чтения по Археологии Северного Кавказа. Москва: Институт истории СССР АН СССР, 1982. С.63−64.
  26. М.И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. //ИГАИМК, 131.-Л., 1935.
  27. М.И. Саркел Белая Вежа //Труды Волго-Донской археологической экспедиции. МИА № 62. Т.1. — М.-Л.: Академия Наук СССР, 1958. С.7−84.
  28. М.И. История Хазар. Л.: Наука, 1962. 523 с.
  29. В.М. Наша старина. Нальчик: Эльбрус, 1996. 286 с.
  30. Г. Е. Население лесостепной зоны бассейна Среднего Дона в VIII—X вв.. (аланский вариант салтово-маяцкой культуры) //Археологические открытия на новостройках. М.: Наука, 1987. 199 с.
  31. Г. Е. Донские Аланы. М.: Наука, 1993. 179 с.
  32. Г. Е., Атавин А. Г. Что же такое хазарский погребальный обряд? (проблемы материала, археологического анализа и интерпретации) //Хазары. Второй Международный коллоквиум. М.: Пробел-2000, 2002. С.14−15.
  33. Г. Е. Лопан О.В. Об одном исследовательском парадоксе в поисках этномаркирующих признаков протоболгар //XIX «Крупновские чтения». Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа. -М.: Наука, 1996. С. 18−20.
  34. Г. Е., Рунич А. П. Мокрая Балка. М.: Научный мир, 2001. 247 с.
  35. М.А. Предварительные данные к антропологии населения Хазарского времени. По материалам могильника Горькая Балка //Пятые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 1998. С.30−32.
  36. H.H. Паметский могильник в горной Ингушетии //Новые археологические материалы по средневековой истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1983. С.9−19.
  37. И.А. Население Крымской Хазарии (по материалам грунтовых могильников VII—X вв.) //Ранние болгары и финно-угры в Восточной Европе. Казань: Полиграф, ком. им. К. Якуба Гос. ком. Татарской АССР, 1990. С.72−100.
  38. В.М. Ал-Идриси (XII в.) о восточном Причерноморье и юго-восточной окраине русских земель //Древнейшие государства на территории СССР. М.: Наука, 1982. С.208−228.
  39. Х.Х. Хумаринское городище. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского Книжного издательства, 1983. 169 с.+ 58 ил.
  40. Х.Х. Изучение истории и археологии раннесредневековых тюркских народов Северного Кавказа //Вопросы средневековой археологии Северного Кавказа. Черкесск, 1988.
  41. Х.Х. Исследование средневековых поселений Карачаево-Черкесии и степного Предкавказья в 1985—1986 гг.. //Вопросы археологии и средневековой истории Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1989.
  42. Х.Х. Тюрки Северного Кавказа. Черкесск: Карачаево-Черкесское полиграфическое объединение, 1993. 375 с.
  43. A.A. Гончарные мастерские и горны Восточной Европы. — М.: Наука, 1991.211 с.
  44. Е.В., Айбабин А. И. Скалистый могильник. — Киев, 1993.
  45. А.З. Славяне лесостепного Дона в раннем средневековье (VIII- начало XI века). Воронеж: Издательство Воронежского Университета, 1995. 162 с.
  46. А.З., Афанасьев Г. Е. Культовые комплексы Маяцкого селища. -Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1991. 192 с.
  47. А.З., Плетнева С. А. На северных рубежах Хазарского каганата. Маяцкое поселение. Воронеж: ВГУ, 1998. 215 с.
  48. А.З., Сарапулкин В. А. Раннесредневековый грунтовый могильник у с. Мандрово //Средневековые древности евразийских степей. Археология восточно-европейской лесостепи. Вып. 15. Воронеж: Типография ВГУ, 2001. С.55−65.
  49. В.Б. Вайнахо аланские взаимоотношения в этнической истории горной Ингушетии//Советская Этнография. М., 1979. С.30−39.
  50. В.Б. Судьбы древних монет. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1982. 95 с.
  51. В.Б. С чего начался Армавир //Страницы истории Средней Кубани. Армавир: АИПП, 1993. С.23−26.
  52. В.Б. Алексеева Евгения Павловна //Российские исследователи Кавказа. Серия истории, археологии, этнографии. Вып. 7. — Армавир, 1995.22 с.
  53. В.Б. У начала стоял Н.И. Навротский //Седьмые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграф-предприятие, 2000. С.9−10.
  54. В.Б. Средневековый Горькобалковский комплекс в системе координат межэтнического синтеза //Девятые чтения по археологии Средней Кубани (Краткое содержание докладов). Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2002. С. 15−16.
  55. В.Б., Деппуева А. Б. Старинные монеты свидетели прошлого. — Нальчик: Эльбрус, 1990. 80 с.
  56. В.Б., Мамаев Х. М. Аланский могильник у сел. Мартан-Чу в Чечне //Вопросы археологии и этнографии Северной Осетии. — Орджоникидзе: Северо-Осетинский НИИ истории, филологии и экономики при совете министров Северо-Осетинской АССР, 1984. С.62−86.
  57. В.Б., Нарожный Е. И. Келийский могильник //Археологические и этнографические исследования Северного Кавказа. Краснодар: КубГУ, 1994. С.68−91.
  58. В.Б., Нарожный Е. И., Пелих А. Л., Соков П. В. Горькобалковский археологический комплекс: некоторые итоги изучения //Седьмые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2000. С.29−31.
  59. В.Б., Нарожный Е. И., Соков П. В. Погребение № 28 могильника № 2 у хут. Горькая Балка //Восьмые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2001. С.25−29.
  60. В.Б., Нарожный Е. И., Соков П. В. Горькобалковский могильник № 2 УШ-1Х вв. (Публикация материалов) //Материалы и исследования по археологии Кубани. Выпуск № 1. — Краснодар: ООО Крайбибколлетор, 2001. С. 138−167.
  61. В.Б., Нарожный Е. И., Соков П. В. К проблеме локализациисвидетельства ал-Идриси (XII в.) на Средней Кубани //Девятые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское поли-графпредприятие, 2002. С. 21−22.
  62. В.Б., Нарожный Е. И., Соков П. В. Горькобалковский могильник № 2 VIII—IX вв.. (2) (Публикация материалов) //Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.1. Армавир: РИЦ АГПИ, 2003. С.115−141.
  63. В.Б., Нарожный Е. И., Соков П. В. Еще раз о возможной локализации «ал-Лайнии» ал-Идриси //Десятые чтения по Археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2003. С.8−9.
  64. В.Б., Попова C.B. Выродов Борис Львович //Северокавказские историки краеведы. Вып. 3. — Армавир, 1997. 11 с.
  65. В.Б., Рунич А. П. Новые данные по археологии Северного Кавказа //АЭС, т.З. Грозный, 1969.
  66. И.В. Итоги исследований Азово-Донецкой экспедиции в 1985 году //Спасательные раскопки в г. Азове в 1985 г. Азов, 1986. С.21−23.
  67. М.С., Магомедов А. Р. Исследования раннехристианского могильника в Дербенте //XXI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Кисловодск: Ставрополье, 2000. С.26−28.
  68. A.B., Найденко A.B. Разведка по Егорлыку //Археологические открытия 1972 г.-М.: Наука, 1973. С. 318.
  69. A.B. Археолого-этнографические исследования 1972 года в западных районах Ставропольского края //Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. 14. — Ставрополь, 1976.
  70. A.B. Этническая история народов Северного Кавказа IV—X вв.. — Л.: ЛГУ, 1979. С. 214.
  71. A.B. Византийские свидетельства о Зихской епархии как источник по истории Северо-восточного Причерноморья //Из истории Византии и византиноведения. Л.: ЛГУ, 1991. С.93−106.
  72. H.A. К интерпретации городища «Кизиловая Балка» //Археология и краеведение Кубани. Материалы 1. студенческой научной конференции. Краснодар, 1993.
  73. H.A. Керамика Средней Кубани VI—XII вв.. как исторический источник. Армавир, 1996. Рукопись //Архив кафедры РСИД АГПУ, дело № 37.
  74. В.Ф. Древняя керамика. Методы и программы исследования в археологии. Киев: Наукова думка, 1992. 187 с.
  75. М.В. Адыги в южном Поднепровье //Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 3. Армавир: РИЦ АГПУ, 2004. С.293−300.
  76. В.В., Виноградов В. Б. Татьяна Максимовна Минаева //Российские исследователи Кавказа. Серия истории, археологии, этнографии. Вып. 16. — Армавир — Ставрополь, 1997. 10 с.
  77. Л.Н. Века и виноградники //Природа, № 6. М., 1977. С. 147 149.
  78. A.A. Скальные погребения в долине реки Теберды //Вопросы археологии и истории Карачаево-Черкесии. Черкесск: ИПКПО «Адыгея», 1991. С.90−106.
  79. A.A., Орфинская О. В. Об одном типе каменных статуй Верхнего Прикубанья //Культуры евразийских степей второй половины I тыс. н.э. (из истории костюма). Том I. Самара, 2001. С.123−134.
  80. C.JI. Взаимоотношения племен Северного Кавказа с кочевниками юго-восточной Европы в предскифскую эпоху. — Армавир: ГУП АПП, 1999. 406 с.
  81. Т.В. Средневековые граффити и клейма из раскопок цитадели Херсонеса //Морська торпвля в швшчному причорномор’ь — Киев, 2001. С.93−103.
  82. Н.М., Нарожный Е. И. Новые комплексы VIII—IX вв.. из окрестностей сел. Коби Шелковского района Чечни //Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 1. — Армавир: РИЦ АГПУ, 2003. С.75−88.
  83. JI.H. О семантике средневековых святилищ со скрытыми в Насыпях изваяниями //Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I-II тысячелетии н.э. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. С.157−165.
  84. Ермоленко J1.H. К вопросу о «Картине мира» древних тюрок. (По материалам изваяний и оградок) //Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. С. 186−198.
  85. А.Б. Коллекция граффити на амфорной таре из раскопок в г. Керчи //Морська торпвля в швшчному причорноморЧ. — Киев, 2001. С.46−51.
  86. В.А. Из воспоминаний школьных лет о Н.И. Навротском //Седьмые чтения по археологии Средней Кубани. — Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2002. С.7−9.
  87. С.М. Кораблекрушения IX—XI вв.. в Судакской бухте //Морська торпвля в швшчному причорноморЧ. Киев, 2001. С.82−92.
  88. A.A. Раннесредневековые подкурганные кочевнические захоронения второй половины VII первой половины IX вв. нижнего Дона и Волго-Донского междуречья: Автореф.. канд. ист. наук. — Волгоград, 2000. 24 с.
  89. A.A. К вопросу об этнокультурной характеристике захоронений в «курганах с ровиками» Нижнего Дона и Волго-Донского междуречья //Второй Международный коллоквиум. М.: Пробел-2000, 2002. С.36−38.
  90. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. -М.: Наука, 1988. С. 544.
  91. Е.П. Погребальный инвентарь Танкеевского могильника //Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. — Казань: Татполиграф, 1971. С.64−93.
  92. Е.П. О болгаро-салтовских комплексах в керамике ранней Волжской Болгарии //Археология и история юго-востока Древней Руси. (Материалы научной конференции). Воронеж: ВГУ, 1993. С.104−106.
  93. И.С. Код для описания погребального обряда (Часть вторая) //Археологические Открытия на Новостройках. Древности Северного Кавказа. Вып.1. -М.: Наука, 1986. С.136−194.
  94. В.Н. Алано-Болгарский могильник близ станицы Старокорсунской на Кубани //Советская Археология, № 4. — М.: Наука, 1987. С. 187−205.
  95. В.Н., Каминская И. В. Аланы на Кубани //По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки. Краснодар: Советская Кубань, 1993. С.40−46.
  96. И.В. Тюркские элементы в скальных могильниках Урупа //Межрегиональная конференция «Средневековые кочевники и городская культура Золотой Орды». Волгоград: Перемена, 1992. С.7−9.
  97. Э.С., Дзаттиаты З. Г. Тарский катакомбный могильник УШ-1Х вв. н.э. //Аланы: история и культура. Том III. Владикавказ: СОИГИ, 1995. С.259−314.
  98. Р.Х. Орда пашню пахала на Куме. Очерки истории и этнографии Кумских ногайцев. Минводы: КЗ, 1996. 69 с.
  99. С.Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии. — Санкт-Петербург: СТИА Эспадо сервис, 1994. С. 165.
  100. В.Б. Классификация бус Северного Кавказа 1У-У вв. //СА, № 3. -М.: Наука, 1959.
  101. В.Б. Классификация бус Юго-Восточной Европы VI—IX вв.. //СА, № 3. М.: Наука, 1961.
  102. В.Б. Поясные наборы Евразии 1У-1Х вв. Пряжки //Археология СССР. Свод археологических источников. Выпуск Е1−2. — М.: Наука, 1979. 89 с.+22 ил.
  103. В.Б. Центральное Предкавказье //Степи Евразии вэпоху средневековья. М.: Наука, 1981. С.83−90.
  104. В.Б. Западное Предкавказье //Степи Евразии в эпоху средневековья. -М: Наука, 1981. С.90−93.
  105. В.Б. Восточное Предкавказье //Степи Евразии в эпоху средневековья. -М.: Наука, 1981. С.93−97.
  106. В.Б. Кавказа и аланы. Века и народы. М.: Наука, 1984. 193 с.
  107. В.Б. Хронология древностей северокавказских алан //Аланы: история и культура. Том III. Владикавказ: СОИГИ, 1995. С.123−183.
  108. В.Б. Компьютерная обработка массового археологического материала из раннесредневековых памятников Евразии //Хронология восточноевропейских древностей V—IX вв.еков. Вып.2. Стеклянные бусы и поясные наборы. М.: ОНТИ ПНЦ РАН, 2000. 364 с.
  109. A.B. К вопросу о дате и этнокультурной принадлежности Шиловских курганов //Степи Европы в эпоху средневековья. Том 2. Донецк: ДНУ, 2001. С. 11−44.
  110. И.Г. Христианство в Хазарии //Второй Международный коллоквиум. -М.: Пробел-2000, 2002. С.58−60.
  111. Д.С. Выделение локальных вариантов катакомбных могильников III—IX вв.. на Северном Кавказе //Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып.1. Ставрополь: ТОО Полиграф, 1998. С.250−296.
  112. Э.Е., Гусев O.A., Давыденко В. В. Ранние мусульмане в среднем течении Северского Донца //Археологический альманах № 7. -Донецк: ОООКИТИС, 1998. С.113−140.
  113. Э.Е., Давыденко В. В. Сидоровское городище //Степи Европы в эпоху средневековья. Том 2. — Донецк: ДНУ, 2001. С.233−302.
  114. Л.И., Фоменко В. А. Стелы с изображением Георгиевского креста из района Пятигорья //III Минаевские чтения. — Ставрополь: СГУ, Ставропольский государственный краеведческий музей, 1999. С.33−36.
  115. Е.В. Хазары история только начинается //Хазары. Второй Международный коллоквиум. — М.: Пробел-2000, 2002. С.61−66.
  116. Е.И. Средневековая Ингушетия. — М.: Наука, 1971. 207 с.
  117. A.B. Кистени салтово-маяцкой культуры По донья //Советская археология. М.: Наука, 1987. С.63−69.
  118. A.B. Нетайловский могильник на фоне праболгарских некрополей Европы //Культуры степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э. (вопросы хронологии). Самара: ПО СамВен, 1997. С.38−39.
  119. В.А. Змейский катакомбный могильник (По раскопкам 1957 года) //Археологические раскопки в районе Змейской в Северной Осетии. Т.1. МАДИСО. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1961. С.62−135.
  120. A.B. Глиняные котлы Северного Кавказа //Краткие сообщения Института археологии АН СССР. Вып. 99. М., 1964. С.34−39.
  121. В.А. Алания в X—XIII вв.. Орджоникидзе, 1973.
  122. В.А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 1977.
  123. В.А. Очерки истории Алан. Орджоникидзе: ИР, 1984. 302 с.
  124. В.А. Поминальный комплекс VIII в. в окрестностях Кисловодска//Советская Археология № 3. -М: Наука, 1985. С.206−212.
  125. Kyznecov V.A. Nordkaukasische tonkessel //Die Keramik der Sal-tovo-Majaki Kultur und ihrer Varianten (Hg.: Cs. Balint) Varia Archae-ologica Hungarica III. Budapest, 1990. C.255−274.
  126. В.А. Очерки истории Алан. Владикавказ: ИР, 1992. 390 с.
  127. В.А. Нижний Архыз в X—XII вв.еках. Ставрополь: Кавказская библиотека, 1993. 460 с.
  128. В.А. Иранизация и тюркизация Центральнокавказского субрегиона //МИАР, т.1. Памятники предскифского и скифского времени на юге Восточной Европы. М.: РАН, 1997. С.153−176.
  129. В.А. Вопросы истории раннего христианства на Северном Кавказе //XXI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Кисловодск: Ставрополье, 2000. С.16−19.
  130. В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. -Владикавказ: Ир, 2002. 158 с.
  131. Kouznetsov V.A., Lebedynsky I. Les alains cavaliers des steppes, seigneurs du Caucase. Paris: Editions Errance, 1997. 175 s.
  132. В.А., Рудницкий P.P. Поселение «Козьи Скалы» у горы Бештау //Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып.1. Ставрополь: ТОО Полиграф, 1998. С.297−331.
  133. JT.P. Этапы средневековой истории Тувы //Вестник МГУ, № 4. М., 1964.
  134. И.В. О крымском керамическом импорте на Средней Кубани в эпоху раннего средневековья //Культурные связи народов Средней Азии и Кавказа. Древность и средневековье. — М.: Наука, 1990. С.168−171.
  135. Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Ленинград: Наука, 1978. 182 с.
  136. П.А. Баклажки в собрании Ростовского и Азовского краеведческих музеев //Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 1991 году. Вып. 11. Азов: Азовский краеведческий музей, 1993. С. 130−137.
  137. H.A. Об антропоморфном клейме на фрагменте сосуда из Горькой Балки //Пятые чтения по археологии Средней Кубани. — Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 1998. С.23−24.
  138. Н.А. О фрагментах керамики с рельефным изображением креста (Средняя Кубань) //Шестые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 1999. С.26−27.
  139. М.Н. Древние каменные статуи Приурупья //XII Круп-новские чтения по Археологии Северного Кавказа. — Москва: Институт истории СССР АН СССР, 1982. С.44−46.
  140. М.Н. Аланы на Урупе //Вопросы археологии и этнографии Северной Осетии. Орджоникидзе: Северо-Осетинский НИИ истории, филологии и экономики при совете министров СевероОсетинской АССР, 1984. С.29−61.
  141. М.Н., Малахов С. Н. Средневековые каменные кресты Поурупья //Историко-археологический альманах. В.-IV. Москва-Армавир: АКМ, 1998. С. 136−140.
  142. А.П., Вечеря В. Г. Средневековое погребение в ст. Спокойной Отрадненского района (археологическая экспедиция Армавирского краеведческого музея 1993 г.) //90 лет Армавирскому краеведческому музею. Армавир, 1995. С.3−8.
  143. З.А. Летопись Гази-Барадж тарихы (1229−1246) и ее данные о древних булгарах //Средневековые древности евразийских степей. Археология восточно-европейской лесостепи. Вып. 15. Воронеж: Типография ВГУ, 2001. С. 105−110.
  144. И.И. Памятники СМК в районе бассейна реки Дона //Труды Волго-Донской археологической экспедиции. МИА № 62. Т.1. -М.-Л.: Академия Наук СССР, 1958. С.85−150.
  145. В. Комплексьт прабългарси памятницы от VII-Хв. край с. Морское в угоизточен Крим //Българите в Северното Пичерноморите т.5. В. Тырново: СВ. св. Кирил и Методий, 1996. С. 127−148.
  146. Т.И. Крым в X первой половине XIII в. Боспор-Корчев //Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья IV—XIII вв.ека. — М.: Наука, 2003. С.68−73.
  147. С.А. Красноглиняные пифосы из Кизиловой Балки //Седьмые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2000. С. 19−22.
  148. С.А. Оселок с владельческими знаками хазарского времени из Горькой Балки //Восьмые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2001. С.29−31.
  149. С.Н., Нарожный Е. И. О находках каменных крестов на территории Средней Кубани //Четвертые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 1997 С.17−20.
  150. С.Н., Нарожный Е. И. Средневековые ступообразные камни Верхнего и Среднего Прикубанья //Пятые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 1998. С.19−23.
  151. В.Ю. Раннесредневековая керамика могильника Клин-Яр III. Вопросы хронологии. М.: ГУП Липецкое издательство, 2000. 47 с.
  152. В.Ю. Керамика раннесредневекового могильника Мокрая Балка. -М.: 0ргсервис-2000, 2001. 149 с.
  153. Х.М. Из истории связей раннесредневековой Ичкерии с Дагестаном // Пятые Крупновские чтения по археологии Кавказа. Махачкала, 1975. С.89−91.
  154. Х.М. Об интерпретации каменных ящиков Джераховско-го и Ассиновского ущелий //Шестые Крупновские чтения по археологии Кавказа.-М., 1976. С.36−37.
  155. Х.М. О характере строительных остатков Алхан-Калинского городища //XII Крупновские чтения по Археологии Северного Кавказа. Москва: Институт истории СССР АН СССР, 1982. С.80−82.
  156. Х.М. Население плоскогорной зоны Среднего Притечья в эпоху раннего средневековья: Автореф.. канд. ист. наук. М., 1985. 16 с.
  157. О.В. Христианский могильник на городище Верхний Джулат //Средневековые памятники Северной Осетии (Труды Северо-Кавказской экспедиции 1958−1960 гг., том II). МИА № 114. М.: Академия Наук СССР, 1963. С. 87−106.
  158. Т.М. К вопросу о половцах на Ставрополье по археологическим данным //Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. 11. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1964. С.167−196.
  159. Т.М. К истории Алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1971.247 с.
  160. MixeeB В.К., Степанська Р. Б., Фомин Л. Д. Нож1 сал-пвсыол культуры та ix виробництво. Кшв, 1973.
  161. В.К. Погребальный обряд Красногорского могильника салтово-маяцкой культуры //Ранние болгары и финно-угры в Восточной Европе. Казань: Полиграф, ком. им. К. Якуба Гос. ком. Татарской АССР, 1990. С.45−52.
  162. В.А. Тюрки //Степи Евразии в эпоху средневековья. -М.: Наука, 1981. С.29−43.
  163. Е.В., Соков П. В. Новые находки амфор с поселения «Пруд» у хут. Горькая Балка //Десятые чтения по Археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2003. С.22−25.
  164. Мыц В. Л. Крестообразный храм Мангупа //С.А. № 1. М.: Наука, 1990.
  165. Н.И. Половецкие каменные изваяния Армавирского краеведческого музея //Историко-археологический альманах. Вып.1. — Армавир-М.: АКМ, 1995. С.157−164.
  166. Е.И. К изучению раннесредневековых древностей округи Горькой Балки //Труды молодых ученых АГПИ за 1993−1994. -Армавир, 1994.
  167. Е.И. Раскопки в Новокубанском и Успенском районах Краснодарского края //Археологические открытия 1993 г. М, 1994. С.119−120.
  168. Нарожный Е.И. «Пещеры» Бамутского и Келийского могильников
  169. Чечня и Ингушетия) //Из практики Кавказоведческих изысканий (1986−1996). — Армавир-Грозный: Академия Истории и Политологии, Международная Академия Информатизации, АГПИ, 1996. С.32−35.
  170. Е.И. Раскопки экспедиции АГПИ //Археологические открытия 1996 г. М, 1997.
  171. Е.И. Погребение № 7 могильника № 2 у х. Горькая Балка //Пятые чтения по археологии Средней Кубани. — Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 1998. С.28−30.
  172. Е.И. Восточные и западные инновации золотоордын-ской эпохи у населения верхнего и среднего Притеречья: Автореф. .канд. ист. наук. Воронеж, 1998. 24 с.
  173. Е.И. О раннесредневековых изваяниях Прикубанья (Некоторые аспекты проблемы) //Девятые чтения по археологии Средней Кубани (Краткое содержание докладов). Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2002. С.35−39.
  174. Е.И. О верхнекубанских каменных изваяниях //Материалы и исследования по археологии Кубани. Вып. 2. Краснодар: ООО Крайбибколлектор, 2002. С. 131−143.
  175. Е.И. Раскопки в Горькой Балке (лето 2003 года) //Десятые чтения по Археологии Средней Кубани. — Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2003. С.10−11.
  176. Е.И., Соков П. В. Два каменных ящика с территории могильника у х. Горькая Балка //Четвертые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 1997. С.15−17.
  177. Е.И., Соков П. В. Пять лет работ в округе х. Горькая Балка (Новокубанский район Краснодарского края) //XX Юбилейные Международные Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Ставрополь: СГУ, 1998. С.95−97.
  178. Е.И., Соков П. В. Каменные ящики могильника у х. Горькая Балка //Проблемы археологии юго-восточной Европы. Тезисы докладов Донской Международной археологической конференции. — Ростов-на-Дону, 1998. С.133−134.
  179. Е.И., Соков П. В. Об аланском этнокомпоненте горь-кобалковского могильника № 1 //Пятые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 1998. С.26−28.
  180. Е.И., Соков П. В. Погребение № 1 с территории поселения «Пруд» (окрестности х. Горькая Балка) //Шестые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграф-предприятие, 1999. С.22−24.
  181. Е.И., Соков П. В. К вопросу о процессе христианизации населения Северного Кавказа в эпоху средневековья //III Минаевские чтения. Ставрополь: СГКМ СГУ, 1999. С.50−54.
  182. Е.И., Соков П. В. Об основных типах поселенческого керамического материала со Средней Кубани (По материалам Кизиловой и Горькой Балок) //Девятые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2002. С.25−29.
  183. Е.И., Соков П. В. Два новых погребальных сооружения могильника № 1 у хут. Горькая Балка //Десятые чтения по Археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2003. С. 17−20.
  184. Е.И., Чахкиев Д. Ю. О находках образцов ударного и защитного вооружения на Северном Кавказе (XIII-XIV вв.) //Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 2. -Армавир: РИЦ АГПУ, 2003. С.126−153.
  185. A.M. Древнейший христианский храм на анапской земле //XXI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. -Кисловодск: Ставрополье, 2000. С. 108−109.
  186. JI.M. Этнический состав населения Закубанья в эпоху раннего средневековья //Поволжье в средние века. Тез. Докл. Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Г. А. Федорова-Давыдова. Н. Новгород, 2001.
  187. С.И. Словарь Русского языка. М.: Русский язык, 1990. 921с.
  188. A.A. Археолог Навротский //Седьмые чтения по археологии Средней Кубани. — Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2000. С.5−7.
  189. B.C. Тамга (К функции знака) //Историко-археологический альманах. Вып.7. Армавир-М.: АКМ, 2001. С.100−109.
  190. Очерки истории Ставропольского края. Ставрополь, 1984.
  191. A.JI. Поселение № 1 х. Горькая Балка (предварительное сообщение) //Пятые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 1998. С.16−19.
  192. Е.В. Палеопатология населения, оставившего могильники близ хутора Горькая Балка //Десятые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП АПП, 2003. С.20−21.
  193. С.А. От кочевий к городам. М.: Наука, 1967. 197 с.
  194. С.А. Печенеги, торки, половцы в южнорусских степях //Труды Волго-Донской археологической экспедиции. МИА № 62. Т.1. -М.-Л.: Академия Наук СССР, 1958. С. 151−226.
  195. С.А. Половецкие каменные изваяния. Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Е 4−2. М.: Наука, 1974.
  196. С.А. СМК //Степи Евразии в эпоху средневековья. — М.: Наука, 1981. С.62−75.
  197. С.А. Печенеги, торки, половцы //Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981. С.213−222.
  198. С.А. Ранние болгары на Волге //Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981. С.77−80.
  199. . С.А. На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. М: Наука, 1986. 285 с.
  200. С.А. Об Армавирской коллекции каменных половецких изваяний //Историко-археологический альманах. Вып.1. Армавир — М.: АКМ, 1995. С.165−166.
  201. С.А. Саркел и шелковый путь. Воронеж: ВГУ, 1996.1. С. 167.
  202. С.А. Очерки Хазарской археологии. М-Иерусалим: Мосты культуры, Гершаим, 1999. 247 С.+ 124 ил.
  203. С.А. Хазары и Хазарский каганат //Хазары. Второй Международный коллоквиум. -М.: Пробел-2000, 2002. С.81−84.
  204. С.А. Таматарха-Тмутаракань //Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья IV—XIII вв.ека. — М.: Наука, 2003. С.171−179.
  205. Е.В., Соков П. В. Серьги горькобалковского могильника № 1 //Седьмые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2000. С. 31−33.
  206. Е.В., Соков П. В. Стеклянные бусы горькобалковских могильников //Восьмые чтения по археологии Средней Кубани. — Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2001. С.23−25.
  207. Е.В., Соков П. В. Новые находки стеклянных бус на могильнике № 2 близ хутора Горькая Балка //Девятые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие. 2002. С. 19−20.
  208. A.B. Поясная подвеска со сценой из могильника Казазо-во-2 в Адыгее //Археология и этнография Северного Кавказа. Краснодар: Флер-2, 1998. С.78−91.
  209. A.B. Касоги касахи — кашаки письменных источников и археологические реалии Северо-Западного Кавказа //Материалы иисследования по археологии Кубани. Вып. 1. Краснодар: ООО Край-бибколлектор, 2001. С. 198−213.
  210. A.B., Тарабанов В. А. Воинский комплекс 25 из Молда-вановского могильника (раскопки 1989 года) //Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 3. Армавир: РИЦ АГПУ, 2004. С. 275−292.
  211. А.П. Два богатых раннесредневековых погребения из Ки-словодской котловины //Советская Археология. № 1. — М.: Наука, 1977. С.248−257.
  212. А.П., Михайлов H.H. Городище Бургусант или Рим-гора //Материалы по изучению Ставропольского края. Вып. 14. Ставрополь, 1976.
  213. С.Н. Характеристика развития аланского общества по материалам катакомбных могильников X—XII вв.. н.э.: Автореф. .канд. ист. наук. М., 1989. 24 с.
  214. С.Н. Т.М. Минаева, местные краеведы и исследование скальных могильников Кавминвод //Проблемы археологии и истории Северного Кавказа. Ставрополь, 1999.
  215. Е.И. Крымский могильник //Археологические открытия на Новостройках. Древности Северного Кавказа. Вып.1. — М.: Наука, 1986. С.70−101.
  216. Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925—1932 годах. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1963. 160 с.
  217. А.П. Волжская Болгария //Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981. С.208−212.
  218. A.A. Военное дело и вооружение алан: Автореф.. канд. ист. наук. Владикавказ, 2000. 23 с.
  219. П.В. К вопросу о грунтовых захоронениях на могильнике ух. Горькая Балка //Четвертые чтения по археологии Средней Кубани. -Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 1997. С. 13−15.
  220. П.В. О горькобалковской «катакомбе» из раскопок 1997г. //Археология, этнография и краеведение Кубани. Материалы VI краевой межвузовской аспирантско-студенческой конференции. Армавир-Краснодар: ГУП АПП, 1998. С. 10−11.
  221. П.В. Катакомба-кенотаф с территории могильника № 1 ух. Горькая Балка. //Пятые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 1998. С.24−25.
  222. П.В. О фауне округи Горькой Балки эпохи раннего средневековья //Шестые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 1999. С. 17−18.
  223. П.В. Видо-типологическая характеристика погребений могильника № 1 ух. Горькая Балка //Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани (сборник тезисов) V выпуск. Армавир: ИЦ АГПИ, 1999. С. 23.
  224. П.В. К истории изучения могильника № 1 у хутора Горькая Балка. //Вопросы северокавказской истории. Сборник научных статей. Выпуск 6. Часть 1. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприя-тие, 2001. С. 3−10.
  225. П.В. О двух клеймах с керамики Горькобалковского могильника № 2 //Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып. 2.-Армавир: РИЦ АГПИ, 2003. С.195−198.
  226. П.В. Об аналогиях клеймам на двух сосудах из могильника у хут. Горькая Балка //Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях на Кубани. Вып.9. — Армавир: РИЦ АГПИ, 2003. С. 18−19.
  227. П.В. О кочевнических захоронениях с территории Кубинского городища в Карачаево-Черкесии //Десятые чтения по Археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2003. С.12−13.
  228. Э.И. Сарматские знаки Северного Причерноморья. -Киев: Академия наук Украинской ССР, 1959. 175 с.
  229. Е.Л. Край этот причудлив. Малоизвестные страницы истории Кавказских Минеральных Вод (Перевод с французского). — Пятигорск, 2000.
  230. Д.А. Об одной группе раннесредневековых украшений самаро-симбирского Поволжья (Серьги салтовского типа) //Культуры степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э. (Вопросы хронологии). — Самара: ПО СамВен, 1997. С.60−64.
  231. В.А. Памятники оногуров на Кубани // Межрегиональная конференция «Средневековые кочевники и городская культура Золотой Орды». Волгоград: Перемена, 1992. С.9−11.
  232. В.А. Болгарские племена на территории края. Хазарский каганат //По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки. -Краснодар: Советская Кубань, 1993. С.35−40.
  233. В.А. Средневековье Северо-Западного Кавказа. Тму-тараканское княжество //Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 г. Краснодар: Советская Кубань, 1996. С.91−107.
  234. В.А. Поселение СМК на правобережье Кубани близ ст. Васюринской //Историко-археологический альманах. Вып.З. — Арма-вир-М.: АКМ, 1997. С.74−79.
  235. С.И., Копыл А. Г., Шамрай A.B. Два праболгарских могильника на Северском Донце //Советская Археология, № 1. — М.: Наука, 1986. С. 209−221.
  236. Текеев Г. Х-У. Новые материалы из скальных могильников на территории Карачаево-Черкесии //Вопросы средневековой археологии Северного Кавказа. Черкесск, 1988.
  237. H.A., Орфинская О. В. Могильники в районе Нижне-Архызского городища //Историко-археологический альманах. Вып.З. -Армавир-М.: АКМ, 1997. С.70−73.
  238. Ю.И., Ахинжанов С. М. Этнокультурная принадлежность памятников средневековых кочевников Прииртышья //Археологические памятники в зоне затопления Шульбинской ГЭС. -Алма-Ата: Наука КССР, 1987. С.243−246.
  239. Ю.И., Ахинжанов С. М. Акчий III //Археологические памятники в зоне затопления Шульбинской ГЭС. Алма-Ата: Наука КССР, 1987. С. 168−176.
  240. Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М.: МГУ, 1966. 276 с.
  241. Федоров-Давыдов Г. А., Булатов Н. М. Керамическая мастерская селитренного городища //Сокровища сарматских вождей и древние города Поволжья. М: Наука, 1989. С.133−248.
  242. Е.Д. Археологическая карта Кубанской области. Ека-теринодар, 1882.
  243. B.C. О котлах с внутренними ушками на Северном Кавказе //Новое в средневековой археологии Евразии. Самара, 1993.
  244. B.C. Погребальные обряды на севере Хазарского каганата. Волгоград: Перемена, 1993. 142 с.
  245. B.C. Раннесредневековые юртообразные жилища Восточной Европы. М: ИАРАН, 1996. 100 с.
  246. B.C. Аланы Центрального Предкавказья V—VIII вв.еков: обряд обезвреживания погребенных. М.: ГУП Липецкое издательство, 2000. 160 с.
  247. B.C., Нахапетян В. Е. Виды обезвреживания погребенных в катакомбах V начала VIII в. могильника Клин-Яр III в г. Кисловодске //XIX «Крупновские чтения». Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа.-М.: Наука, 1996. С.151−153.
  248. В.Е. Амулеты Северного Кавказа и Подонья и графический рисунок Хазарии //XIX «Крупновские чтения». Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа. -М.: Наука, 1996. С.153−155.
  249. В.Е. Граффити Хазарии. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 171 с.
  250. В.Е. Резная кость юго-востока Европы IX—XII вв.ека. -Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. С. 252.
  251. В.Е. Подкурганные погребения восточноевропейских степей и пути сложения культуры Хазарии //Степи Европы в эпоху средневековья. Том 2. Донецк: ДНУ, 2001. С. 163−190
  252. В.Е. Болгары и археологическое районирование донских степей //Сучасш проблеми археологи. -Кшв, 2002. С.232−233.
  253. В.Е., Флеров B.C. Дагестанский вариант салтово-маяцкой культуры: правомерность выделения //XXI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Кисловодск: Ставрополье, 2000. С.137−141.
  254. В.А. О некоторых типах керамики VII—XII вв.. из Верхнего Прикубанья и Пятигорья //Вопросы археологии и истории Карачаево-Черкесии. Черкесск: ИПКПО Адыгея, 1991. С. 107−111.
  255. А. Раннесредневековые катакомбные могильники у селений Чми и Кобан //Аланы: история и культура. Том III. Владикавказ: СОИГИ, 1995. С. 184−258.
  256. А.Х. Истоки формирования тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья //Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань: Татполиграф, 1971. С.7−36.
  257. А.Х., Казаков Е. П., Хузин Ф. И. О некоторых вопросах погребального обряда болгар Среднедонечья. Казань, 1990.
  258. Е.А. Погребальный обряд Танкеевского могильника //Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. — Казань: Татполиграф, 1971. С.64−93.
  259. Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии XXIII вв. Казань: КУ, 1986. 166 с.
  260. И.В. Новые материалы средневекового археологического комплекса аланской культуры в краснодарском крае //Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. Вып.1. Армавир: РИЦ АГПИ, 2003. С.142−150.
  261. И.М. Новые материалы и исследования по средневековой археологии Центрального Кавказа //Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1987. С.40−169.
  262. А.Л. О технологии производства пифоса из Горькой Балки //Седьмые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2000. С.34−35.
  263. Т.Ю. О поселении «Кайдал» У1Н-1Х вв. в Изобиль-ненском районе (Ставропольский край) //Девятые чтения по археологии Средней Кубани. Армавир: ГУП Армавирское полиграфпредприятие, 2002. С.30−31.
  264. Л.Т. Типы погребального обряда на мусульманских некрополях Золотой Орды //Вестник МГУ. № 2. М., 1974. С.75−84.
  265. А.Л. Раннесредневековые сельские поселения Юго-Западной Таврики //МИА. Л., 1970. С. 133−143.
Заполнить форму текущей работой