Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Физиологическая характеристика ритмической гимнастики по трём ступеням физической нагрузки в учебном процессе вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У испытуемых всех трёх групп в процессе двухгодичного цикла занятий РГ отчётливо проявляются сходные по характеру тенденции к снижению массы тела, а также окружностей грудной клетки, талии и таза. Данные изменения характеризуются, в основном, нелинейными зависимостями от стажа занятий с выходом регрессионных кривых на аппроксимированные плато, демонстрирующие вероятность привыкания организма… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Функциональное состояние организма человека при умственном труде
    • 1. 2. Функциональное состояние организма человека при физических нагрузках
    • 1. 3. Физиологическая характеристика ритмической гимнастики как формы физического воспитания
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Объект исследований
    • 2. 2. Физиолого-эргономический анализ занятий ритмической гимнастикой
    • 2. 3. Антропометрические методы исследования
    • 2. 4. Анализ изучаемых показателей сердечно-сосудистой системы в процессе экспериментального исследования
    • 2. 5. Методы математического анализа результатов
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ЗЛ.ФизиоЛОГО-эргономическая характеристика занятий ритмической гимнастикой (общее положение)
    • 3. 2. Влияние ритмической гимнастики на морфофункциональные показатели организма студенток основной группы (I ступень сложности физической нагрузки)
    • 3. 3. Влияние ритмической гимнастки на морфофункциональные показатели организма студенток специальной медицинской группы (II ступень сложности физической нагрузки)
    • 3. 4. Специфика влияния занятий ритмической гимнастикой типа «Пила-тес» на организм студенток, освобожденных от занятий (III ступень сложности физической нагрузки)
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Физиологическая характеристика ритмической гимнастики по трём ступеням физической нагрузки в учебном процессе вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Профессиональная деятельность работников умственного труда, к которым можно причислить студенческую молодежь, характеризуется как нервно-напряжённая работа, поскольку она креативна, максимально насыщена информационным содержанием, интенсивна и часто выполняется в условиях дефицита времени (Brozek J., Henschel А., 1961; Brozek J. et al., 1963; Moore et al., 1963; Brozek J., 1965; Behnke, Wil-more, 1974; Ellis et al., 1987; Forbes, 1987; Lohman et al., 1988; Yasumura et al., 1990; Overbeck, Bohm, 1990; Lohman, 1992; Венгерова H.H., 1993; Ellis, Eastman, 1994; Виленский M .Я., 1994; Бальсевич В. К., 1995; Heyward, Stolarczyk, 1996; Roche et al., 1996; Белов В. И., 1996; Yasumura et al., 2000; Preedy et al., 2001; Антипенкова И. В., 2002; Heyward, Wagner, 2004; Heymsfield et al., 2005). В этом плане концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, предусматривающая создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, актуальна и в настоящее время. Состояние здоровья российского студенчества, как один из показателей благополучия любого социума, имеет тенденцию к снижению, а среди поступающих в вуз возрастает количество студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), достигает 30% - 54% (Вериго JI.H. и др., 2005). Определённую проблему представляет и довольно многочисленная группа студентов, освобождённых от академических занятий физической культурой, но нуждающихся в специально разрабатываемых оздоровительно-профилактических физкультурных мероприятиях.

В арсенале средств физического воспитания студентов одно из ведущих мест занимает ритмическая гимнастика (РГ) и её разновидности, направленные на сохранение профессионального здоровья и эстетического воспитания (Киколов С.А. 1978; Сурсимова О. Ю., 1999; Кураев Г. А., 2001;

Рыжов А.Я., 2004; Гужова Т. И., 2005; Пенькова И. В., 2005; Величковский Б. Т., 2006).

Достоинством оздоровительной РГ, является поливариантность и широкая доступность для людей, не только практически здоровых, но и с различными отклонениями в здоровье (Медведев В.И., 1982; Бехтерева Н. П., 1985; Мойкин Ю. В. и др., 1987, 1994; Навакатикян А. О., 1993; Мс Menamin М., 1994; Полякова H.H., 1995; Копкарева О. О., 1999; Красовский В. О., 1999; Казин Э. М и др., 2000). Это, на наш взгляд, особо актуально при переходе на новую (секционную) форму физического воспитания, встраиваемую в двухуровневый (бакалавриат — магистратура) процесс обучения студентов вуза.

ЦЕЛЬ — дать физиологическую оценку антропометрических данных и системных функций кровообращения в процессе учебных занятий РГ трёх ступеней сложности у студенток 17−20 лет, составивших три медицинских группы: основную, специальную, а также группу освобожденных от физической культуры и занимающихся по профилактической системе «Пилатес».

ЗАДАЧИ: 1) используя методы физиолого-эргономического анализа представить количественную оценку программных средств РГ студенток 1 и 2-й групп, а также специально составленных для студенток 3-й группы;

2) физиологически охарактеризовать особенности изменений ряда антропометрических показателей студенток под влиянием двухгодичных занятий РГ трёх ступеней физической нагрузки;

3) выявить особенности системного артериального давления и ритма сердечных сокращений у испытуемых, занимающихся РГ трёх ступеней физической нагрузки;

4) представить прогностическую интерпретацию результатов исследований в плане перспективы позитивной коррекции системы РГ и функционального состояния организма занимающихся;

5) определить возможности использования в учебном процессе системы «Пилатес» для студентов, по состоянию здоровья освобождённых от основных занятий физической культурой.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. 1. Впервые дана физиолого-эргономическая оценка каждого из дифференцированных по трём ступеням сложности комплексов упражнений РГ, предназначенной для студенток соответствующих медицинских категорий. Представлена в количественном варианте физиологическая характеристика влияния РГ трёх разновидностей на динамику массы тела, антропометрических данных и показателей системных функций кровообращения испытуемых.

2. Впервые представлена прогностическая интерпретация результатов исследований в русле теории функциональных систем (концепция полезного приспособительного результата деятельности) с обоснованием позитивной коррекции морфофункциональных показателей студенток, занимающихся РГ трёх уровней (ступеней) сложности.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ. 1. Установлены в целом позитивные тенденции в изменениях изучаемых соматических и вегетативных функций студенток трёх медицинских групп, занимающихся по учебной системе РГ трёх ступеней физической сложности.

2. Физиологическая интерпретация количественных изменений морфофункциональных показателей испытуемых, в зависимости от времени (стажа) занятий, даёт основание для прогноза как функционального состояния организма занимающихся, так и его позитивной коррекции.

3. Регуляция артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе занятий осуществляется в соответствии с правилом «исходных значений», то есть в зависимости от фонового уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) занимающихся.

4. Выборочная регистрация ритма сердечных сокращений (РС) позволяет уточнить компенсаторные механизмы регуляции сердца испытуемых во время изучаемой нагрузки по характеру взаимоотношений регулируемых параметров.

5. Студентки, освобождённые по медицинским соображениям от академических занятий, занимаясь по специально разработанной нами системе типа «Пилатес», в состоянии поддерживать и даже повышать (оптимизировать) уровень функционального состояния организма.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Диссертация выполнена в русле основных направлений классической физиологии о механизмах адаптации индивида к физическим нагрузкам. Внесён определенный вклад в теоретические положения отдельных сторон учения И. М. Сеченова об активном отдыхе, П. К. Анохина о функциональной системе, В. Н. Черниговского о привыкании в висцеральных системах. Результаты исследований расширяют теоретическую базу современных представлений о научных основах физического воспитания и соответствующих оздоровительно-профилактических концепций.

Прикладной аспект диссертации характеризуется: 1) оптимизацией форм физического воспитания в вузе- 2) использованием результатов исследований в преподавании анатомии и физиологии человека, основ фундаментальной биомедицины и теоретических основ физического воспитания- 3) использованием положений диссертации в модернизации образовательного стандарта вузов с расширением возможностей перехода на выборочную (секционную) систему физического воспитания с учётом компетенций бакалавриата и магистратуры.

АПРОБАЦИЯ. Материалы диссертации представлены и доложены на научной конференции студентов и аспирантов. ТвГУ, 2007, на Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 27−28 марта 2008 г.), на Региональной научно-практической конференции, посвящённой Дням славянской письменности и культуры. ТвГУ (Тверь, 22 мая 2008 г.), на научно-практической конференции, посвящённой 50-летию ФФК ТвГУ (26 ноября 2010 г.). Материалы диссертации докладывались и обсуждались на научных семинарах учебно-научной «Лаборатории медико-биологических проблем человека» ТвГУ (2007, 2008, 2009 г.) и в рамках научно-образовательного центра «Оздоровление и оптимизация интеллектуального труда» (НОЦ ООИТ), 2010, 2011 г., а также на научно-практической конференции «Здоровый образ жизни как условие формирования гармонического развития личности». Тверь: РИЦ ТГМА, 2011.

СТРУКТУРА И ОБЪЁМ РАБОТЫ. Диссертация выполнена как часть комплексных исследований, поддержанных грантом РГНФ 07−06−57 607 а/ц «Оптимизация труда студентов и преподавателей вуза», 2008 г. Она изложена на 150 страницах, включает введение, 4 главы, выводы и приложение.

Список литературы

представлен 242 источником, из которых 205 на русском и 37 на иностранных языках. Диссертация документирована 32 таблицами и иллюстрирована 30 рисунками. По материалам диссертации опубликовано 13 работ, из которых 3 в изданиях, включенных в перечень ВАК РФ.

ВЫВОДЫ. 1. Музыкальное сопровождение РГ, как ведущий физиоло-го-эргономический фактор, определяет и поддерживает интенсивность и темп упражнений, составляя в нагрузочном максимуме основной группы (I ступень физической нагрузки) 140−180 акцентов в минуту, в СМГ (II ступень физической нагрузки) — 130−160 и в группе занимающихся по системе «Пи-латес» (III ступень физической нагрузки) — 70−90 акцентов в минуту. Число интегрированных движений соответственно количеству музыкальных акцентов составляет в группах 208, 156, 98, ЧСС на нагрузочных пиках достигает 159±2,1, 156,3±2,3 и 102,8±1,0 уд/мин, составляя определённую аналогию перечисленным групповым различиям.

2. У испытуемых всех трёх групп в процессе двухгодичного цикла занятий РГ отчётливо проявляются сходные по характеру тенденции к снижению массы тела, а также окружностей грудной клетки, талии и таза. Данные изменения характеризуются, в основном, нелинейными зависимостями от стажа занятий с выходом регрессионных кривых на аппроксимированные плато, демонстрирующие вероятность привыкания организма студенток к нагрузке с последующей стагнацией результатов. На этом основании сформулирован прогноз либо на продолжение цикла занятий, предусматривающее интенсивную (повышение нагрузки) или экстенсивную (увеличение числа занятий) коррекцию соответствующих гимнастических программ.

3. Со специфическими двухгодичными изменениями антропометрических параметров испытуемых в общем согласованы изменения их ЧСС (уре-жение в исходных состояниях), что характеризует повышение энергетических возможностей миокарда и, соответственно, нагнетательной функции сердца (тренировочный эффект). С учётом модулирующего воздействия РГ на системное АД это свидетельствует о развитии и реализации мобилизационных возможностей ССС студенток, занимающихся по трём ступеням физической нагрузки, что также подтверждается информационной оценкой физиологически значимых компонентов регуляции сердца по данным статистического и спектрального анализа РС.

4. С точки зрения теории функциональных систем и, в частности, концепции полезного приспособительного результата, как фактора системогене-за, полученные экспериментальные данные представляют биологический аспект системной полезности, заключающийся в установлении специфического морфо-функционального статуса организма студенток. Социальная сторона полезного приспособительного результата представлена в целом позитивными данными академической успеваемости занимающихся и успешности освоения ими техники выполнения упражнений по трём ступеням физической нагрузки. У студенток, занимавшихся по III ступени нагрузки «Пилатес», по окончании учебного цикла число положительных субъективных оценок состояния собственного организма существенно (Р<0,01) превысило число оценок нейтрального характера.

5. В целом для студенток, занимающихся в соответствии с врачебной рекомендацией РГ по использованию элементов системы «Пилатес», применяемая нами экспериментальная нагрузка III ступени вполне адекватна. Об этом свидетельствует отсутствие у них принципиальных отличий в динамике изучаемых функций и антропометрических параметров от испытуемых других групп. Студентки данной группы могут поддерживать на стабильном уровне функциональное состояние организма и даже повышать его, что позволяет рекомендовать подобную гимнастику для занятий с группами освобождённых студентов, естественно, при использовании в данном процессе соответствующей системы мобильного медико-биологического контроля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Сердце и физические упражнения / Н. М. Амосов, И. В. Мурадов — Киев: Здоровье, 1985. — 130 с.
  2. Е.А. Электронейромиографические параметры, определяющие физическую работоспособность человека / Е. А. Андриянова // Под ред. Петрова A.A. Сборник статей «Проблемы и перспективы развития культуры и спорта». — Великие Луки, 2005. — С. 189.
  3. П.К. Философские аспекты теории функциональных систем / П. К. Анохин М.: Наука, 1978. — 400 с.
  4. И. А. Ритмическая гимнастика как средство компенсации двигательной активности у студенток: автореф. дис.. канд. пед. наук / И.А. Анохина-М., 1992.-24 с.
  5. И.В. Особенности проведения занятий оздоровительной направленности с лицами женского пола 20−45 лет. Здоровье. Физическая культура. Спорт / И. В. Антипенкова // Сб. науч. труд, под ред. BJL Губы. — Смоленск: СГИФК, 2002. С. 9−12.
  6. Е.М. Методические аспекты проведения физкультурно-оздоровительных занятий с девушками 18−20 лет / Е. М. Антипов // Теория и практика физической культуры. — 2010. № 3. — С. 73.
  7. Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 248 с.
  8. Н.Ю. Влияние физической нагрузки на организм студенток, занимающихся ритмической гимнастикой по профилактической системе «Пилатес» / Н. Ю. Арепина // Вестник Твер. гос. ун-та. Серия Биология и экология. -2010. Вып. 17, № 16.-С. 41−51.
  9. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. М., 1979. — С. 195.
  10. P.M. Статистический корреляционный и спектральный анализ пульса в физиологии и клинике / P.M. Баевский, Ю. Н. Волков, И. Г. Нидеккер // Математические методы анализа сердечного ритма. — М., 1968. — С. 51.
  11. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. — М.: Медицина, 1979. — 295 с.
  12. P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / P.M. Баевский, О. И. Кириллов, С. Э. Клецкин. — М., 1984. — 214 с.
  13. P.M. Ритм сердца у спортсменов / P.M. Баевский, Р. Е Моты-лянская. М.: ФиС. 1986. — С. 142.
  14. P.M. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения /P.M. Баевский, Г. Г. Иванов // Ультразвуковая функциональная диагностика.—2001. № 3.— С. 108−127.
  15. P.M. Анализ вариабельности сердечного ритма: история и философия, теория и практика / P.M. Баевский // Клиническая информатика и телемедицина. — 2004. — С. 54−64.
  16. Ю.И. Адренергическая регуляция температурного гомеостаза при адаптации организма к различным факторам среды / Ю. И. Баженов // XVII съезд физиологов России. — Ростов н/Д., 1998. — С. 80.
  17. В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. М.: ФиС, 1988. — 120 с.
  18. В.К. Физическая культура: молодёжь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубьппева // Теория и практика физической культуры. — 1995. № 4. С. 46−49.
  19. Л.М. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на физическое здоровье девочек 10−11 лет в условиях детского дома / Л. М. Беженцева, Ю. Т. Ревякин // Физическая культура — 2004. № 1. — С. 48−52.
  20. В.И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения страны средствами комплексной физической тренировки: автореф. дис.. док. пед. наук / В. И. Белов. М., 1996. — С. 55.
  21. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / H.A. Бернштейн. — М.: «Медицина», 1966. — С. 45.
  22. В.Н. Медицинские проблемы физической культуры / В. Н. Бехтерева // Республиканский межведомственный сборник. Вып. № 1 — Киев: «Здоровье», 1971. С. 90−124.
  23. Н.П. Общие и частные механизмы мозга в обеспечении нейрофизиологии мышления и эмоций / Н. П. Бехтерева // Принципы и механизмы деятельности мозга человека: Тез. и реф. докл. 1-ой всесоюз. конф. — Л., 1985. -С. 16−17.
  24. А.И. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза / А.И. Бо-бырь, В. В. Никитин. Уфа, 1999. — С. 195.
  25. A.B. Физиология центральной нервной системы / A.B. Богданов. М.: УРАО. 2002. — С. 57.
  26. Э.Г. Физиологическое воспитание в специальных медицинских группах / Э. Г. Булич // Учебное пособие для техникумов — М.: Высшая школа, 1986.-С. 255.
  27. О.С. «Пилатес» фитнес высшего класса. Секреты стройной фигуры и оздоровления / О. С. Буркова, Т. С. Лисицкая. — М., 2005. — 148 с.
  28. Е.А. Составляющие здорового образа жизни студентов URL: / Е. А. Будченко // интернет ресурс: http://www.ostu.ru/institutes/ 2000.
  29. Л.А. Дистрофия миокарда у спортсменов / Л. А. Бутченко, М. С. Кушаковский, Н. Б. Журавлева. — М.: «Медицина», 1980. — С. 224.
  30. E.H. Формирование здорового стиля жизни студенческой молодёжи / E.H. Важенина, И. В. Манжелей // Формирование здорового образа жизни /Материалы Всерос. научно-практич. конф. — Тюмень, 2004. — С. 115 117.
  31. В.Е. Спортивная гипотония: дисс. канд. биол. наук / В. Е. Васильева. М., 1963. С. 67−79.
  32. В.Е. Гипотонические состояния / В. Е. Васильева. — Вильнюс, 1966.-С. 47−51.
  33. Н.Е. Полное собрание сочинений / Н. Е. Введенский. — Л., Т. IV. 1953.-546 с.
  34. .Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье / Б. Т. Величковский //Здравоохранение Рос. Фед. — 2006, № 2. — С. 817.
  35. H.H. Влияние различных двигательных режимов ритмической гимнастики на состояние здоровья и работоспособности студентов: автореф. дис.. канд. пед. наук / H.H. Венгерова. — СПб., 1993. — 17 с.
  36. С. Йога + пилатес = йогалатес. Модный фитнес для души и тела / С. Вейдер. — М.: Феникс, 2006. — 224 с.
  37. В.В. 5 минут йоги для красоты и здоровья / В. В. Викторов. — М.: «Весы», 2000. С. 224.
  38. М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. —1994. № 9. — С. 9−11.
  39. A.A. Аэробные упражнения / A.A. Виру, Т. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова. М.: ФиС, 1988.-С. 31.
  40. К. П. Физическая активность-средство совершенствования организма / К. П. Воропаева // интернет ресурс: http://zdorova.narod.ru/scnl5.htm. — 2009. — 23 с.
  41. Т.Г. Физическое воспитание студенток вузов на основе дифференцированного применения комплексов ритмической гимнастики в сочетании с оздоровительными технологиями: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Вялкина. М., 2002. — С. 22.
  42. Е.А. Стресс-индуцирование нарушения иммунной функции и их психокоррекция / Е. А. Гаврилова, Л. Ф. Шабанова // Физиология человека. 1998, Т. 24. № 1 — С. 123−130.
  43. Э. Эмоции и эмоциональные расстройства / Э. Гельгорн, Д. Луфбрроу // Пер. с англ. — М.: Мир, 1966. — С. 672.
  44. Ю.П. Специальные механизмы регуляции позы и локомо-ций / Ю. П. Герасименко и др. // Тезисы докладов XXI съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. 19−25 сентября г. Калуга. — Москва-Калуга. 2010.-С. 154−155.
  45. А.О. О существовании тонических и атонических двигательных единиц в мышцах человека и различной афферентной организации их активности / А. О. Гидиков // Сенсорная организация движений. — Д., 1975. — С. 70,85.
  46. Д.М. Взаимосвязь вуза и внешних факторов формирования физического здоровья студентов / Д. М. Гилятдинова, Б. Г. Акчурин // Теория и практика физической культуры. № 1. — М., 1996.— С. 12−13.
  47. .С. Проблемы физиологии спорта / Под редакцией Б. С. Гиппенрейтера. М.: ФиС, 1963. — С. 139.
  48. Е.В. Физкультурно-оздоровительная методика музыкально-ритмической дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Горина // Интернет ресурс: http://www.5 ballov.ru. — 2006. 223 с.
  49. P.M. Физиологическая оценка системы управления непроизвольными и произвольными движениями руки / P.M. Гречишкин и др. // Актуальные проблемы физиологии труда. — Тверь, 2005. — С. 63−77.
  50. Л.П. Резервы человеческой психики / Л. П. Гримак // Введение в психологию активности. — М.: Политиздат, 1987. — 286с.
  51. Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. — СПб.: Питер. 2002.-496 с.
  52. Т.И. К вопросу о влиянии оздоровительной ритмической гимнастики на организм занимающихся / Т. И. Гужова, Н. В. Лебедева, М. Н. Горшкова // Психофизиологические аспекты трудовой деятельности: Всерос. сб. науч. ст. Тверь, 2002. — С. 123−127.
  53. Т.И. О физиологической эффективности занятий ритмической гимнастикой / Т. И. Гужова // Материалы Всесоюз. конф. по физиологии. — Самара, 2003.-С. 76−77.
  54. Т.И. Физиологическая характеристика вегетативных и соматических функций у лиц, занимающихся ритмической гимнастикой: дис.. канд. биол. наук / Т. И. Гужова. — Тверь: ТвГУ, 2005. — С. 117.
  55. Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений / Ю. И. Данько. — М.: «Медицина», 1974. — С. 42−165.
  56. А.Г. Врачебный контроль в спорте // А. Г. Дембо. — М.: «Медицина», 1988.-С. 62.
  57. А.Г. Спортивная кардиология / А. Г. Дембо, Э. В. Земцовский // Руководство для врачей. — Л.: «Медицина», 1989. — С. 464.
  58. В.Н. Особенности ССС у спортсменов / В. Н. Дзяк, Б.Н. Безбородь-ко, Ю. А. Чиж. — Киев: «Здоровье», 1966. — С. 15.
  59. Т.Г. Проблема адаптации и здоровья человека (методологические и социальные аспекты) / Т. Г. Дичев, К. Е. Тарасов. — М., 1976. — С. 184.
  60. Д.Л. Локальная декомпрессия и работоспособность / Д.Л. Дли-гач, Л. А. Иоффе. Л., 1982. — С. 86.
  61. Д.Д. Биомеханика в основании спортивной техники / Д. Д. Донской. -М.: ФиС, 1971.-С. 132.
  62. В.И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский // Учебное пособие для студентов спортфака. — М., 1998. — С. 132.
  63. В.И. Биомеханика / В. И. Дубровский, В. Н. Федорова // Учебник для средних и высших учебных заведений 2-е издание. — М.: ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2004. С. 363−413.
  64. В.В. Компьютерные консультации по оздоровительной физкультуре / В. В. Зайцева // Теория и практика физической культуры. — 1990. № 7.-С. 46−50.
  65. К.П. Физиологическая блокада холодового паралича физиологических функций и холодовой смерти / Иванов К. П. // Тезисы докладов. — Казань, 2001.-С. 344−345.
  66. Ияд Хамад. Физиологические особенности и критерии оценки уровня адаптации у студентов к процессу обучения в вузе: автореф. дис.. канд. биол. наук / Ияд Хамад. — М, 2005. — 20 с.
  67. Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студентов вузов / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М.: Владос, 2000. — С. 190.
  68. В.Л. Сердце и спорт / В. Л. Карпман, Г. М. Куколевский // Очерки спортивной кардиологии. — М., 1968. — 134 с.
  69. В.Л. Динамика кровообращения у спортсменов / В. Л. Карпман, Б. Г. Любина. М.: ФиС. 1982. — С. 135.
  70. С.А. Умственный труд и эмоции / С. А. Киколов. — М.: Медицина, 1978.-368 с.
  71. Н.Е. Физиологическая оценка нетрадиционных форм физического воспитания в системе обучения студентов вуза: автореф. дисс.. канд. биол. наук / Н. Е. Кириллова. — Тверь, 2004. — 20 с.
  72. Ю.Л. Физиологический градиент давления и функциональные резервы организма / Ю. Л. Кислицин. — М., 1998. / Ю. Л. Кислицин — С. 176.
  73. В.Е. Показатели целебности энергетического обмена и спектральные характеристики сердечного ритма у студентов физкультурных Вузов / В. Е. Кожевникова // Теория и практика физической культуры. № 2. — 2010.-С. 3−6.
  74. A.B. Нормальная физиология / A.B. Коробков. — М., 1980. — 346 с.
  75. Л.И. Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой: дис.. канд. пед. наук / Л. И. Костюнина. — М. 2006. — С. 22.
  76. A.A. Оптимизирующие эффекты поступательных упражнений на вегетативные корреляты нервной деятельности при напряженной умственной работе / A.A. Крауклис, В. Н. Яксон, И. А. Крауклис // Проблемы умственного труда. -М., 1977.-С. 52−61.
  77. О.О. Физиологическая оценка влияния факторов труда на состояние организма преподавателей вуза: автореф. дис.. канд. биол. наук / О. О. Копкарева. Тверь, 1999. — 18 с.
  78. Г. И. Рациональные условия деятельности нервной системы / Г. И. Косицкий // Превентивная кардиология. — М., 1977. — С. 455- 497.
  79. Г. И. Физиология человека системы / Г. И. Косицкий. — М., 1985.-205 с.
  80. Г. И. Биологическая эволюция человека и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний / Под редакцией Г. И. Косицкого // Превентивная кардиология. — М.: «Медицина», 1987. — С. 11−21.
  81. .Д. Физиология водно-солевого обмена / Б.Д. Кравчин-ский.-Л, 1963.-С. 11−94.
  82. Н. Ритмическая гимнастика / Н. Красникова // интернет ресурс: http://www.fizkult-ura.ru. — 2010.
  83. В.О. Краткий математический анализ существенных критериев оценки условий труда / В. О. Красовский // Валеологические вопросы взаимодействия соматосенсорных и вегетативных функций в процессе трудовой деятельности. — Тверь, 1999. — С. 42- 48.
  84. И.А. Оздоровительные эффекты физических упражнений и их место в системе средств оптимизации функционального состояния человека / И. А. Криволапчук // Теория и практика физической культуры. — 2004. № 5. — С.8−14.
  85. С.Г. Системные реакции и центральные механизмы регуляции дыхания при адаптации к гипоксии / С. Г. Кривощеков и др.. // Тез. докл. Ростов на Дону. 1998. — С. 235−237.
  86. В.В. Специальная силовая подготовка спортсменов / В. В. Кузнецов. — М.: Советская Россия, 1975. — С. 33.
  87. К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер // Перевод с английского 2-е издание, доп. переработка. — М.: ФиС, 1989. — С. 224.
  88. Г. А. Влияние личностных характеристик на параметры активности и изменение психоэмоционального статуса при умственных и физических нагрузках / Г. А. Кураев, И. О. Чораян // Валеология. — 2001. № 1. — С. 4−14.
  89. Т.С. Аэробика / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. — М., 2002. — С. 171.
  90. А.Г. Оздоровительный фитнесс в системе физического воспитания учащихся колледжа: автореф. дис.. канд. биол. наук / А.Г. Лукь-яненко. М. 2002. — С. 22.
  91. Л.Б. Физическое развитие женщин 20−40 лет, занимающихся аэробикой. Здоровье, образование, физическая культура / Люйк Л. Б. // Тез. докл. 1 меж. гор. конф. Великие Луки: ВЛГАФК. — М., 1998. — С. 40- 41.
  92. Э.Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э. Г. Мартиросов, Д. В. Николаев, С. Г. Руднев. — М., 2006. — 348 с.
  93. М.Е. Физиологическое значение углекислоты / М. Е. Маршак. — М. 1969.-С. 143.
  94. В.В., Лисицкая Т. С. Основы оздоровительной гимнастики / В. В. Матов, Т. С. Лисицкая. М. 1985. — С. 36−54.
  95. В.И. Теоретические и прикладные проблемы физиологии труда: ее задачи и перспективы / В. И. Медведев // Физиология человека № 7. — М., 1981.-С. 391−399.
  96. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов / В. И. Медведев. — Л, 1982.-С. 102.
  97. В.И. Психофизиологические механизмы оптимизации деятельности / В. И. Медведев // Вопросы оптимизации трудовой деятельности. — Л., 1985.-С. 3−20.
  98. Ф.З. Влияние адаптации к физическим нагрузкам на сократительную функцию и массу левого желудочка / Ф. З. Меерсон, З. В. Чащина // Кардиология. № 9. м., 1978. — С. 111−118.
  99. Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. — М., 1988. — С.45−48.
  100. Я.Я. Медико-биологические и физиологические основы укрепления здоровья молодежи / Я. Я. Мейнгот и др. // Материалы научно-практической конф. «Физическая культура в системе образования». — Красноярск. 2003.-С. 345.
  101. О.М. Характеристика процессов утомления и восстановления в спорте / О. М. Мирзоев // Применение восстановительных средств в спорте. — М.: «Спортакадемпресс», 2000. — С. 8 24.
  102. Е.М. Ритмическая гимнастика / Е. М. Мишина // Интернет ресурс: http://cool4student.ru/2374. — 2011.
  103. М.Р. Кинезофилия и моторно-висцеральная координация / М. Р. Могендович // Моторно-висцеральные координации и их нарушения. — Пермь, 1969.-С. 6- 17.
  104. М.Р. Моторно-висцеральные координации и их нарушения. (Клинико-физиологические очерки) / Под ред. М. Р. Могендовича. — Пермь, 1969.-С. 1−221.
  105. М.Р. Достижения теории и практики учения о моторно-висцеральных рефлексах / М. Р. Могендович. — Вильнюс, 1972. — 261 с.
  106. М.Р. Лекции по физиологии / М. Р. Могендович. — Пермь, 1972.-С. 48.
  107. Ю.В. Психологические основы профилактики перенапряжения / Ю. В. Мойкин, А. И. Киколов, В. И. Тхоревский. М., 1987. — С.256.
  108. Е.Б. Аэробика. Теория и методика проведения занятий / Под ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. — М. «Спортакадемпресс», 2002. -С. 40−125.
  109. А.О. Физиологические механизмы и критерии оценки работоспособности и эффективности труда / А. О. Навакатинян // Тез. докл. 8 Всесоюз. науч. конф. по физиологии труда. — Горький, 1982. — С. 129−131.
  110. А.О. Физиологические механизмы утомления / А. О. Навакатикян // Физиология трудовой деятельности. — JL, 1993. — С. 83−106.
  111. И.В. Гигиенические основы профилактики негативных последствий применения труда женщин в период беременности: автореферат дис. докт. мед. наук / И. В. Низяева. — М., 1997. — 19 с.
  112. А.Д. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем / А. Д. Ноздрачев и др. — М.: «Высшая школа», 1991. — С. 339−343.
  113. .А. Морфология человека. Учебное пособие // Под редакцией Б. А. Никитюка, В. П. Чтецова М., 1983. — 320 с.
  114. Р.Ш. Индивидуально дифференцированный подход в физическом воспитании студентов I-IY курсов технического вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. Ш. Носова. — М., 2008. — С. 24.
  115. Д.Л. Динамика ритма сердца при дозированных сенсомотор-ных нагрузках / Д. Л. Оглоблин, Е. А. Белякова, М. Н. Горшкова // Актуальные проблемы физиологии труда в XXI веке. Всероссийский сборник научных статей. Тверь, 2006. — С. 76 — 86.
  116. C.B. Коррекция массы тела в зависимости от соматипа человека / C.B. Орлова и др. // Учебно-методическое пособие. — М., 2002. — С.77.
  117. В.Г. Оздоровительно-корригирующие занятия для детей с нарушениями осанки / В. Г. Осипов, Э. В. Буланова, И. А. Острей // Актуальные вопросы оздоровления детей. — Тверь, 1999. — С. 15−18.
  118. Д. Пилатес для Вас / Д. Остин. — М.: «Попурри», 2006. — 320 с.
  119. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И. П. Павлов. М.: АМН СССР, 1952. — С. 188.
  120. А.Н. Биохимические показатели гормонального статуса женского организма в различные сроки гестации / А. Н. Панкрушина, К. Ю. Толстых // Вестник Твер. гос. ун-та. Серия «Биология и экология». Вып. 13, № 14.-2009.-С. 72−79.
  121. Ю.Д. Человек медико-биологические основы / Ю. Д. Парфенов.-М., 1977.-С. 495.
  122. Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы / Н. М. Пейсахов. — Казань, 1974. — С. 235.
  123. Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко, Н. П. Страчко. — Киев: «Здоровье», 1986. — 165 с.
  124. М.В. Физиологическая оценка профилактического массажа как средства оптимизации функций опорно-двигательной и сердечнососудистой систем человека: дис.. канд. биол. наук / М. В. Погодина. — Тверь, 2002. С. 68−72
  125. .В. Методика использования статических упражнений для развития гибкости в занятиях оздоровительными видами гимнастики: дис.. канд. пед. наук / Ж. В. Подгонная. — М., 1992. — С.134.
  126. В.М. Физиология человека / Под редакцией В. М. Покровский, Г. Ф. Коротько // Основы физиологии умственного и физического труда. -М. 2001.-349 с.
  127. B.B. Физической культуре в Вузах-75 лет. / Под ред. В. В. Пономаревой. М.: ГОУ ВУНМЦ РФ., 2005. — С. 117.
  128. H.H. Коррекция функционального состояния сосудистой системы ног, как средство оптимизации труда текстильщиц: дис.. канд. биол. наук / H.H. Полякова. — Тверь: ТвГУ, 1995. — 149 с.
  129. Ю.Т. Современный женский спорт / Ю. Т. Похоленчук, Н. В. Свечникова. — Киев: «Здоровье», 1987. С. 68−71.
  130. В.П. Функциональные, биохимические и морфологические изменения сердца под влиянием мышечной деятельности: автореф.. дис. доктора мед. наук / В. П. Правосудов. — Д., 1969. — 19 с.
  131. А. Понятие о сердечной регуляции. Автоматизм сердца и влияние нервногуморальных факторов на функцию синусового узла / А. Радионов // интернет ресурс (http://www.medicus.ru/cardiology/spes/?cont=article&art id=947), 2003.
  132. O.B. Релаксационная ритмическая гимнастика в физическом воспитании студенток: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Рахман. — СПб., 1995.-24 с.
  133. JT. Пилатес для профилактики и снятия болей в области спины / JI. Робинсон и др. — М., «Попурри», 2005. — С. 256.
  134. JI. Пилатес. Путь вперед / JI. Робинсон и др. — М.: «Попурри», 2006.-С. 192.
  135. JI. Пилатес управление телом / JI. Робинсон и др. — М.: «Попурри», 2009. — С. 272.
  136. В.В. Физиология труда / В. В. Розенблат // Методическое пособие. — Свердловск, 1980. — С. 25.
  137. М.Ю. Повышение физической работоспособности женщин молодого возраста средствами ритмической гимнастики: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Ю. Ростовцева. — М., 1987. — 23 с.
  138. H.A. Формирование принципов здорового стиля жизни студентов / H.A. Рыбачук // Физическая культура № 2. — 2004. — С. 59−60.
  139. А .Я. Профилактические мероприятия по оптимизации умственного труда /А.Я. Рыжов, Т. А. Шверина, Л. Г. Амбарцумян. — Тверь, 1991. — 78 с.
  140. А.Я. Количественный анализ физиологической кривой работоспособности на модели нервно-напряженного труда / А. Я. Рыжов и др. // Координация соматосенсорных и вегетативных функций при трудовой деятельности. Тверь, 1994. -С. 72- 83.
  141. Рыжов А. Я Ортостатический фактор труда и его место в классификации тяжести трудового процесса / А. Я. Рыжов и др. // Медицина труда и промышленная экология. — Тверь, 2000. № 5. — С. 17−22.
  142. А.Я. Профилактические аспекты оздоровления и оптимизации труда преподавателей вуза / А. Я. Рыжов // Учеб. пособие. Тверь: ТвГУ, 2004. -С. 160.
  143. А.Я. Физиологическая характеристика преподавательского труда и его оптимизация в условиях вуза / А. Я. Рыжов // Монография 2 издание переработанное, дополненное. — Тверь: ТвГУ, 2009. — 216с.
  144. В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В. Н. Селуянов. — М.: «СпортАкадемПресс», 2001. —169 с.
  145. Л.А. Коррекция физической подготовленности студентов специальной медицинской группы с использованием индивидуальных программ / Л. А. Семенов, П. В. Шлыков // Теория и практика физической культуры. — М., 2005. № 1.-С. 43−46.
  146. И.М. Участие нервной системы в рабочих движениях человека / И. М. Сеченов // Собрание соч. СпБ., 1908. 456 с.
  147. A.M. Ритмы сердечной деятельности и их нарушения / A.M. Сигал. -М., 1958.-269 с.
  148. Сиднева JLB. Формирование профессиональных знаний и умений проведения занятий по базовой аэробике у студентов высших учебных физкультурных заведений: автореф. дис.. канд. пед. наук / JLB. Сиднева. — М., 2000. -С. 27.
  149. Л.Г., Гонияни С. А. Оздоровительная аэробика и методика преподавания / Л. Г. Сиднева, С. А. Гонияни. — М., 2000. — С. 74.
  150. С. Ритмическая гимнастика / С. Сковронская // интернет ресурс: http://bank.referatoff.ru. — 2011.
  151. K.M. Физиология мышечной деятельности труда и спорта / K.M. Смирнов, М. И. Виноградов, Е. К. Жуков // Руководство по физиологии. — Л.: «Наука», 1969.-68 с.
  152. A.C. Адаптивные морфо-функциональные перестройки в организме спортсмена / A.C. Солодков, Ф. В. Судзиловский // Теория и методика спортивной тренировки № 7. — М., 1996. — С. 23 39.
  153. A.C. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная /
  154. A.C. Солодков, Е. Б. Сологуб // Учебник для Вузов физической культуры. — М.: «Олимпия Пресс», 2001. — С. 520.
  155. В.Ю. Азбука ритмической гимнастики / В. Ю. Сосина — Киев: «Здоровье», 1986.— С. 17.
  156. Л.Я. Спортивная тренировка женщин / Л. Я. Стицева, A.B. Лгунов. — Л.: «Медгиз», 1959. — 20 с.
  157. К.В. Опыт применения теории функциональных систем анализа целенаправленной производственной деятельности человека / К. В. Судаков,
  158. B.Г. Зилов // Актуальные вопросы физиологии труда. № 2. — Горький, 1982. —1. C. 54- 55.
  159. K.B. Общая теория функциональных систем / К. В. Судаков. — М.: «Медицина», 1984. С. 56−59
  160. К.В. Системные механизмы поведения / Под ред. К. В. Судаков, Л. Д. Баича. М.: «Медицина», 1990. — С. 69−87.
  161. К.В. Доминирующая мотивация / К. В. Судаков. — М., 2004. С.78−89.
  162. P.C. Временный иммунодефицит, вызванный чрезмерно большими физическими и эмоциональными нагрузками / P.C. Суздальский // Теория и практика физической культуры № 1. — М., 1989. — С. 4−7.
  163. О.Ю. Физиологическая характеристика моторного компонента профессиональной деятельности скрипачей: автореф. дис.. канд. биол. наук / О. Ю. Сурсимова. — Тверь, 1999. — 20 с.
  164. H.H. Физическое воспитание в специальных группах педагогического вуза / H.H. Сутяева // Теория и практика физической культуры № 2. — М., 2010.-С. 34- 38.
  165. Е.Б. Упражнения в изометрическом режиме при болезнях органов кровообращения / Е. Б. Темкин. — М., 1977. — С. 135.
  166. И.Б. Физические упражнения и сердечно-сосудистая система / И. Б. Темкин. — М.: «Высшая школа», 1967. — 169 с.
  167. С.Б. Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, C.B. Хрущева. — М.: «Медицина», 1980. — С. 40.
  168. Г. Управление телом по методу Пилатеса / Г. Томсон // интернет ресурс: www. syntone-kazan.ru. — 2009.
  169. Г. А. Потоотделение у человека в покое и при мышечной деятельности / Г. А. Трубицина. — Д., 1968. — С. 74.
  170. В.И. Кровоснабжение мышц человека при различных режимах их функциональной активности: дис. .докт. мед. наук / В. И. Тхоревский. -М., 1975. С. 79−87.
  171. М.Г. Физиология сердца / М. Г. Удельнов. — М., 1975. — С. 107.
  172. A.A. Физиология двигательного аппарата / A.A. Ухтомский // Соб. соч. Л., 1950. — 243 с.
  173. A.A. Собрание сочинений / A.A. Ухтомский. — Л., 1951. — 216 с.
  174. A.A. Доминанта / A.A. Ухтомский. — М.: «Наука», 1966. — С. 273.
  175. ., Нил Э. Кровообращение / Б. Фолков, Э. Нил. — М., 1976. — С. 464.
  176. B.C. Проблема изменения здоровья на основе учета развития адаптационных свойств организма / B.C. Фомин // Теория и практика физической культуры. 1996. № 7. С. 32−37.
  177. В.Н. Музыка как фактор повышения эффективности занятий спортом / В. Н. Цветков, В. И. Шапошников // Физическая культура. — 2004. № 5.-С. 62 63.
  178. С.Е. К вопросу о диагностическом значении «отрицательной» фазы пульса: дис. .докт. мед. наук / С. Е. Цейтловский. — Пермь, 1966. -С. 117.
  179. Т.Г. Оценка функционального состояния организма спортсменов методом математического анализа сердечного ритма / Т. Г. Цыганова // Теория и практика физической культуры. — 1996. № 12. — С. 61.
  180. В.Н. Привыкание в висцеральных системах / В. Н. Черниговский и др. — М.: «Наука», 1980. — 243 с.
  181. Дж., Форд Д. Основы неврологии / Дж. Шаде, Д. Форд. — М.: «Мир», 1976. 302 с.
  182. М.Н. Умственная работоспособность и повышение её эффективности средствами физической культуры и спорта / М. Н. Шатерников // интернет сесурс: http://www.gubkin.ru. — 2009.
  183. О.В. Возрастная характеристика функционального состояния организма с учетом его субъективной оценки: на примере преподавателей вуза: дис.. канд. биол. наук. / О. В. Шверина. — Тверь, 2007. — С. 68−70.
  184. В.А., Новосельцев В. М. Мультипараметрическое обеспечение гомеостаза и гомеокинеза / В. А. Шидловский, В. М. Новосельцев // Принципы системной организации функций. — М., 1973. — С. 81- 85.
  185. М.М. Методологические подходы к проведению занятий по лечебной физкультуре в специальных медицинских группах вузов / М.М.
  186. , В.В. Садовский, М.В. Вдовин. // Учебное пособие. — Пенза: «ПГА-СА», 1999-С. 116.
  187. Д.С., Розенфельд Р. Стресс- природа и лечение / Д. С. Эверли, Р. Розенфельд // Пер. с англ. М.: «Наука», 1985. — 223с.
  188. Brozek J., Henschel A. Technigues of measuring body composition. Washington: National Acad, of Sciences. National Res. Council. — 1961.
  189. Brozek J., Behnke A.R., Abbott W.E. et al. Body composition. N.Y.: Ann. N.Y. Acad. Sci. 1963. V. 110. Pts. 1, 2.
  190. Brozek J. Human body composition: Approaches and applications (Symposia of the Society for the Study of Human Biology, Vol.7). N.Y.: Pergamon Press. — 1965.-P. 311.
  191. Behnke A.R., Wilmore J.H. Evaluation and regulation of body build and composition. Englewood Cliffs: Prentice Hall. — 1974. — 236 c.
  192. Bettley F.R., Grice K.A. A method for measuring transepidermal water loss and a means of inactivating sweat glands «Brit. I. Derm.». — 1965, v. 77. — P. 627 — 638.
  193. Edelman I.S., Leibman J. Anatomy of Body Water and Electrolytes. «Am. J. Med.» 1959, V. 27. — P. 256 — 277.
  194. Edelman I.S. Body Water and Electrolytes in: Techniques for Measuring Body Composition. Ed. J. Brozek., A. Henschel. Washington, National Acad, of Sciences. National Res. Council. — 1961. — P. 140 — 154.
  195. Ellis K.J., Yasumura S., Morgan W.D. Energy and protein nutrition laboratory and instrumentation research laboratory. Beltsville: USDAJARS. — 1987. — P. 163 -170.
  196. Ellis K.J., Eastman J.D. Human body composition: In vivo methods, models and assessment. N.Y.: Plenum Press. — 1993.
  197. Forbes G.B. Human body composition: growth, aging, nutrition, and activity. N.Y.: Springer-Verlag. 1987. — 350 p.
  198. Fonda, J. Fondas fitness. Buch: Ich fuhle mich gut. Frankfurt: Fischer. — 1983.-300 p.
  199. Georgiades A, Sherwood A., Gulette E.N. et al. Effects of Exercise and Weight Loss on Mental Stress-Indy ced Cardiovascular Responses in Individuals With High Blood Pressure // Hypertension. 2000. Vol. 36. — P. 171 — 176.
  200. Hanssen K., Podhaisky H. Dio Pedalergonometrieceine Leistungsfahige Methode der angiologischen Funktionaldiagnostic // Z. Gesammte in Med. und Grenzen. 1986. B.41. № 19 — C. 537 — 539.
  201. Heymsfild S.B., Lohman T.G., Wang Z., Going S.B. Human body composition (2nd ed.). Champaign, IL: Human Kinetics. — 2005. — 533 p.
  202. Hey ward V.H., Stolarczuk L.M. Applied body composition assessment. Champaign, IL: Human Kinetics. — 1996. — 222 p.
  203. Heyward V.H., Wagner D.R. Applied body composition assessment. Champaign, IL: Human Kinetics. 2004 (2nd ed.). — 280 p.
  204. Johnson P.C. Autoregulation of blood flow. Circ Res, Vol. 59. — 1986. — P. 483 495.
  205. Johnson P.C. The miogemic response. NIPS, Vol. 6, 1991. P. 41- 42.
  206. Lohman T.G., Roche A.F., Martorell R. Anthropometric standardization reference manual. Champaign, IL: Human Kinetics. — 1988. — 177p.
  207. Lohman T.G. Advances in Body Composition Assessment. Champaign, IL.: Human Kinetics. — 1992. — 150 p.
  208. Malik M., Camm A.J. Components of heart rate variability what they really mean and what we really measure. Am. J. Cardiol., 72 (11). 1993. — P. 821 — 822.
  209. A., Pagani M., Lombardi F., Cerutti S. // Cirkulation. 1991. V. 84. — P. 482 — 492.
  210. Malliani A., Lombardi F., Pagani M. Power spectrum analysis of heart rate variability: a tool to explore neural regulatory mechanisms. Br. Neart J., 71(1). — 1994.-P. 1−5.
  211. Mc Menamin M. Health at Work in Lanarkshire // Асклепейон. Бизнес и здоровье № 1 М. 1994. — С. 22.
  212. Moore F.D., Olesen К.Н., McMurray J.D., Parker J.H., Ball M. The body cell mass and its supporting environment. Philadelphia: Saunders, — 1963.
  213. Needham D. Structure and function of muscle. — 1960. — P. 147.
  214. Overbeck D., Bohm D. Body composition research techniques and nutritional assessment: Proc. of the Intern. Workshop, held in Kaiserslautern, FRG on Aug. 2122, 1988. Basel: Karger. 1990. — 80 p.
  215. Preedy V., Grimble G., Watson R. Body composition assessment in children and adolescents. London: Greenwich Medical Media. — 2001. — 447 p.
  216. Pate R.R., Pratt M., Blair S.N. et al. Physical Activity and Public Health: A Recommendation From the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA. 1995. Vol. 273. — P. 402 — 407.
  217. Roche A.F., Heymsfield S.B., Lohman T.G. Human body composition. Champaign, IL:
  218. Human Kinetics. 1996. — 376 p.
  219. Rome S., Aerobic Bewegungstraining. Spab macht. Germany. — 1983. — 141 P
  220. Sarnoff S.J., Mitchell J.H. The control of the function of the heart // Handbook of Physiol. 1962. S. 2, V.l.-P. 489−532.
  221. Snyder W.S. Chairman, Cook M.S.TNasset E.S., Karhausen L.R., Howells G. Parry., Tipton I.H. Report of Tack Group on Reference Man. — 1975. — 495 p.
  222. Yasumura S., HarrisonJ.E., Mc Neill K.G. et al. Advances in in vivo body composition studies. N.Y.: Plenum. — 1990.
  223. Yasumura S., Wang J., Pierson R.N. In vivo body composition studies. Proceedings of the 5th International symposium on in vivo body composition studies. October 7−9, 1999, Upton, USA. Ann. N.Y. Acad. Sci. 2000. V. 904. — 475 p.
Заполнить форму текущей работой