Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этнополитические конфликты как фактор реформирования федеративных отношений в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нередко в российской научной литературе этнополитический анализ ограничивается рамками этнографической и этнокультурной проблематики, так в советское время идеология пролетарского интернационализма и дружбы народов в принципе исключала постановку проблемы этнополитического конфликта при социализме. В свою очередь, западные исследователи, а также представители эмигрантской мысли, внесшие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И
  • ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
    • 1. 1. Сущность, типология и субъекты этнополитических конфликтов
    • 1. 2. Основные сценарии развития и урегулирования этнополитических конфликтов
  • ГЛАВА 2. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА
    • 2. 1. Принципы этнического федерализма как форма урегулирования этнополитических конфликтов
    • 2. 2. Территориально-политическая автономия как форма поддержания этнополитической стабильности
  • ГЛАВА 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Основные предпосылки возникновения этнополитических конфликтов в условиях российского федерализма
    • 3. 2. Особенности чеченского конфликта и его влияние на реформу федеративных отношений в России
    • 3. 3. Перспективы развития российской модели федерализма в условиях этнополитической нестабильности

Этнополитические конфликты как фактор реформирования федеративных отношений в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется внутренней противоречивостью процесса государственной самоорганизации, проявляющейся в столкновении интересов и ценностных парадигм государства и этнических групп, связанных с артикуляцией национальной идентичности, с той или иной этнополитической формой самоопределения.

Актуальность исследования так же обусловлена незавершенностью процесса становления Российской Федерации как демократического федеративного государства с республиканской формой правления. Российская государственная политика по урегулированию этнополитических конфликтов является одним из стратегических факторов национально-государственного строительства и разрешения противоречий, возникающих при формировании Российской Федерации, а также создания экстерриториальных механизмов удовлетворения специфических социокультурных потребностей этнических групп.

Перспективное направление развития полиэтнического российского государства, предполагает проведение комплексного этнополитического анализа отечественного и мирового опыта, его теоретических и практических сторон.

Нередко в российской научной литературе этнополитический анализ ограничивается рамками этнографической и этнокультурной проблематики, так в советское время идеология пролетарского интернационализма и дружбы народов в принципе исключала постановку проблемы этнополитического конфликта при социализме. В свою очередь, западные исследователи, а также представители эмигрантской мысли, внесшие существенный вклад в разработку проблемы, с применением новейшего научного инструментария, были ограничены политико-идеологическими пристрастиями различных научных школ и недоступностью советской источниковой базы. Во многом аналогичные недостатки характерны и для современного российского этнополитического анализа, что свидетельствует о незавершенности процесса становления отечественной научно-исследовательской традиции, свободной от стереотипов, конъюнктурно-политических ограничений.

Остаются недостаточно исследованными многие актуальные проблемы российской этнополитической конфликтологии, такие, как выявление причин возникновения и форм урегулирования современных конфликтов, специфики российской практики разрешения этнополитических противоречий в сравнении с зарубежной, изучение опыта нейтрализации конфликтов и поддержания этнополитической стабильности в условиях становления федеративного государства.

Важность исследуемой проблемы обусловлена и незавершенностью процесса урегулирования этнополитического конфликта в Чеченской Республике, в ходе которого прошли апробацию различные подходы и инструменты разрешения конфликта. В этом смысле, исследование особенностей названой политики на различных этапах развития конфликта является предпосылкой для разработки выверенного механизма разрешения этнополитических противоречий на завершающем этапе его постконфликтного урегулирования.

Значительный научный интерес представляет исследование некоторых аспектов неурегулированных этнополитических конфликтов в различных регионах мира, длящихся в течение десятков лет. Важным является исследование опыта тех государств, политика которых способствует нейтрализации и разрешению этнополитических противоречий, не допускает их трансформацию в форму вооруженного конфликта. Заслуживает внимания и развитие современной конфликтологической науки за рубежом, наработки и рекомендации которой способствовали разрешению этнополитических конфликтов в таких развитых федеративных государств, как, например, Канада и Бельгия, а также опыт работы основных международных организаций, участвующих в процессе урегулирования многих конфликтов.

Указанные обстоятельства определяют актуальность и формируют направление исследования, связанное с влиянием этнополитических конфликтов на реформирование федеративных отношений в Российской Федерации.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование теоретико-методологических и концептуальных основ политики урегулирования этнополитических конфликтов предполагает обращение ко многим отраслям научного знания. Речь идет, прежде всего, — об общей конфликтологии, этнополито-логии и этнополитической конфликтологии, а так же о результатах сравнительных политических исследований по поиску оптимальных форм урегулирования этнополитических конфликтов и поддержанию этнополитической стабильности. Урегулирование современных этнополитических конфликтов, предполагает необходимость использования такой отрасли политической науки, как исследования современного политического процесса в России. Таким образом, речь идет о междисциплинарном исследовании, основанном на научных разработках, требующих в некоторых случаях — уточнения категориального аппарата и логики каждой из дисциплин для их комплексного применения.

Многие монографические исследования, обобщающие предпосылки возникновения и динамики этнополитических конфликтов в разные исторические периоды, опираются на комплексный и взвешенный подход.1.

Ряд отечественных и зарубежных исследователей А. К. Зайцев, А.П. Садо-хин, Н. П. Медведев, Э. Н. Ожиганов, А. В. Глухова, М. М. Лебедева, Р. Фишер, У. Юрии, Э. Геллнер, Э. Смит и др., затрагивают проблематику методов, технологий урегулирования этнических и этнополитических конфликтов. Эти специалисты внесли заметный вклад в изучение этнополитических процессов и предложили новаторские подходы к их изучению.

В сфере управления этнополитическим конфликтом существует ряд разработок О. И. Аршбы, Д. Горовитца, У. Пфаффа, В. А. Тишкова и др., в которых исследуется применение силовых, организационных, дипломатических форм предупреждения и нейтрализации конфликтов на ранних стадиях3.

1 См.: Митрофанов А. В. Россия перед распадом или вступлением в Европейский союз. М., 2005; Паин Э. А. Между империей и нацией: модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. М., 2004.

2 См.: Зайцев А. К. Социальный конфликт. М&bdquo- 2001. С. 167−168- Садохин А. П. Этнология. М&bdquo- 2004. С. 325−326- Медведев Н. П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. М., 1993. С.82-&-4- Ожиганов Э. Н. Баланс власти и этнополитические конфликты // Этничность и власть в полиэтнических государствах. М., 1994. С. 277- Глухова А. В. Типология политических конфликтов. Воронеж. 1997. С.76−77- Лебедева М. М. Политическое регулирование конфликтов. М., 1997. С. 53- Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992; Гелннер Э. Пришествие национализма // Нации и национализм. М., 2002 С. 25 и др.

3 См.: Аршба О. И.геополитический конфликт: сущность и технологии управления: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 1996; Горовитц Д., Пфафф У., Тишков В. А.

В связи с особой актуальностью разрешения кризиса в Чеченской Республике, являющегося наиболее сложным, на территории России, появилось достаточно много работ, диссертационных исследований, ставящих одной из своих целей определение программы мер и действий по его урегулированию4. К таковым можно отнести монографии и статьи Р. Г. Абдулатипова, Д. Д. Гакаева, Ю. Г. Ефимова, В. Ю. Зорина, М. М. Сайдуллаева, Э. Н. Скакунова и др.

Ряд отечественных ученых анализирует возникновение этнополитических конфликтов в современной России с позиций этнотерриториальных и этносоциальных, а не этнополитических причин5. Таким образом, особенности опыта урегулирования этнополитических конфликтов в России, пока еще не являются самостоятельным комплексным научным исследованием.

Изучением этнополитической проблематики, в том числе в современной России, занимались и зарубежными исследователи. Среди наиболее значимых могут быть названы работы У. Коннора, Дж. Ротшильда, Б. Рубина, Г. Элмера и др.6.

Несмотря на то, что в политике урегулирования этнополитических конфликтов имеется серьезная методологическая база и обширный эмпирический материал, для многих подходов к урегулированию этнополитических конфликтов характерно слабое использование апробированного научного аппарата эт-нополитологии и политической конфликтологии, что снижает методологический уровень и возможности операционализации исследований.

Меморандум Кона «Управление этническим конфликтом» // Независимая газета. 1994, 13 сентябряФенухин В. И. Этнополитические конфликты в современной России: на примере Северо-Кавказского региона: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2002.

4 См.: Абдулатипов Р. Г., Шахрай С. М. Формула мира и стабильности // Независимая газета 1996, 13 мартаГакаев Д. Чеченский кризис: истоки, итоги, перспективы: Политический аспект. М., 1999; Зорин Ю. В. Чечня: кремнистый путь к миру (дневник не для себя). М., 1997; Гакаев Д. Постконфликтная Чечня: анализ ситуации, проблемы реконструкции. Политический аспект Н Чечня: от конфликта к стабильности (проблемы реконструкции). М., 2001; Сайдуллаев М. М. Чеченский конфликт: истоки, движущие силы, пути урегулирования (этнопо-литический аспект). М., 2003; Скакунов Э. И. От конфликта к стабильности. Урегулирование чеченской проблемы — ключ к политической общности новой Росси"//Независимая газета. 1997, И июля и др.

5 См.: Дмитриев А. В. Конфликтология. М, 2000. С. 155−171- Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997; Соколов С. В. Социальная конфликтология. М., 2001; Козырев Г. И.

Введение

в конфликтологию. М., 1999, и др.

6 См.: Connor W. Nation-building or Nation-destroying // World Politics. 1972. Vol. 24. № 3. P. 319−355- Elmer G. Ethnic Conflicts Abroad: Clues to America’s Future? Monterey, VA, 1968; Rothschild J. Ethnopolitics. A Conceptual Framework. New-York, 1981; Rubin B.R. Russian Hegemony and State Breakdown in the Peripheiy: Causes and Consequences of the Civil War in Tajikistan // Post-Soviet Political Order / Rubin B. R, Snyder J. (eds.). L., 1998, etc.

Исходя из актуальности и степени изученности проблемы, автор ставит перед собой следующие цели и задачи.

Целью диссертационного исследования является определение тенденций государственной политики по урегулированию этнополитических конфликтов в условиях реформирования федеративных отношений, уточнение ее теоретических и практических аспектов для разрешения этнополитических противоречий и поддержания этнополитической стабильности в России.

Для реализации этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:

— уточнить концептуальные основы и тенденции государственной политики по урегулированию этнополитических конфликтов;

— провести политологический анализ опыта урегулирования этнополитических конфликтов за рубежом;

— раскрыть механизм формирования и реализации современной российской политики урегулирования этнополитических конфликтов, особенно чеченского конфликта;

— уточнить перспективы развития федеративных отношений в России в условиях сценария этнополитической нестабильности.

Объектом диссертационного исследования выступают этнополитические конфликты в условиях федеративной России.

Предметом исследования являются парадигмы этнополитических конфликтов как фактор трансформации и реформирования федеративных отношений в современной России.

Гипотеза исследования. Этнополитические конфликты в современной России являются фактором дестабилизации политических отношений между федеральными и региональными органами власти. Задача исследования заключается в выработке такого механизма властного взаимодействия, который позволил бы обеспечить стабильность политических отношений и эффективность государственного управления на всей территории Российской Федерации. При этом можно предположить, что реформа федеративных отношений во многом способствовала урегулированию этнополитических конфликтов и, прежде всего, чеченского конфликта.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются основные конфликтологические концепции наиболее крупных представителей западных теорий социального конфликта: Л. Козера (конфликтный функционализм) — Р. Дарендорфа (теория социальных конфликтов) — Т. Парсонса (концепция структурного функционализма) — К. Маркса (классовая борьба за власть и материальные ресурсы) — К. Боулдинга (общая теория конфликта). Диссертационное исследование основано на принципах объективности, системности, всестороннего рассмотрения, детерминизма, историзма. Будучи междисциплинарным, исследование основывается на методологии и выводах этнополитической конфликтологии, этнополитологии, политической истории, концепции национальной безопасности. Широким, соответственно, является и спектр использованных методов. Исторический метод используется в анализе предпосылок возникновения, динамики зарубежных и российских этнополитических конфликтовсравнительный метод позволяет сопоставить опыт урегулирования этнополитических конфликтов с помощью определенных политических форм (предоставления статуса автономии, субъекта федерации, разделения власти между этническими группами, сецессии и др.). Общелогические методы нашли применение при решении широкого спектра задач, поставленных перед исследователем. Автор также опирается на труды отечественных и зарубежных ученых, касающихся теоретико-методологических аспектов сущности социальных конфликтов, природы и специфики политических конфликтов, концептуальных подходов к анализу этнич-ности и этнополитических процессов и конфликтов.

Эмпирическая база исследования. Источниками эмпирической информации стали исторические и прикладные исследования этнополитических конфликтов в России и за рубежом, официальные документы, источники, публикации в периодической печати, а также информационные данные в электронных СМИ. Важное значение для исследования имеют прикладные исследования социально-политической и экономической ситуации в Чеченской Республике, результаты референдума по принятию Конституции Чеченской республике, их научное обобщение.

Существенную эмпирическую информацию дали также материалы международных, общероссийских и региональных научных и научно-практических конференций, Конституция РФ, законодательство, нормативные и правовые акты Российской Федерации, Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации, концепции, регулирующие вопросы национальной политики и утверждающие основы урегулирования этнополитических конфликтов в России и других странах, международно-правовые акты.

Научная новизна исследования определяется поставленной целью и решаемыми в диссертации задачами, и, прежде всего, состоит в том, что в нем обосновано влияние этнополитических конфликтов на реформирование федеративных отношений в современной России. При этом научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточняется определение этнополитического конфликта, показаны причины его возникновения, динамика, формы этнополитических столкновенийуточнено определение урегулирования этнополитического конфликта, выделены его основные видыдетализированы средства и формы урегулированиясформулированы меры и действия по управлению этнополитическим конфликтом;

— обобщаются представления об эффективных политических формах урегулирования этнополитических конфликтов за рубежом;

— определяются принципы этнического федерализма как способа урегулирования этнополитических конфликтов;

— уточняются внутренние и внешние причины современных российских этнополитических конфликтовпредлагается организационно-структурный механизм предупреждения и урегулирования межнациональных конфликтов в России в условиях реформирования федеративных отношений;

— исследуются основные причины и факторы Чеченского конфликта и поддержания этнополитической стабильности в этом регионепоказываются особенности политики Федерального центра в отношении этого этнополитического конфликта в настоящее время.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнополитический конфликт является особой разновидностью социально-политического конфликта, обусловленной политическим, экономическим, социокультурным, территориальным неравенством этнонациональных групп, который характеризуется столкновением интересов этнополитических объединений и государства по поводу повышения опасений утраты имеющегося их политического статуса, а также частичного или полного этнополитического самоопределения.

2. Урегулирование этнополитического конфликта — деятельность государства, этнонациональных групп, их представителей и посредников по устранению его причин и максимальному сближению их противоречивых интересов. Урегулирование этнополитического конфликта реализуется в политико-правовых, консенсусных, военно-политических, экономических, этнокультурных и других формах.

3. Урегулирование этнополитических конфликтов позволяет обеспечить баланс интересов государства и этнополитических объединений как участников этнополитического конфликта и опирается на признание специфических прав этнополитических объединений как политических прав этнических меньшинств, в том числе права народов на внутреннее самоопределение, в форме автономии, с целью сохранения родного языка, создания условий для его изучения и развития с условием обеспечения обеспечение верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина.

4. Переход современной России к реальной федерации, как наиболее эффективной форме обеспечения долговременной политической стабильности в условиях полиэтнического общества характеризуется укреплением государственно-территориальной целостности Российской Федерации. Основой этому служит учет интересов обустройства в государстве народов и регионов России на демократических началах. Именно федерализм в значительно большей степени, чем любая другая форма объединения народов, населяющих Россию, гарантирует защиту прав и свобод гражданина независимо от этнонациональной принадлежности. Совершенствование российского федерализма должно рассматриваться как комплексный процесс перераспределения властных полномочий и ресурсов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Именно так можно обеспечить устойчивое, динамичное, поступательное развитие федеративных отношений и этнополитическую стабильность.

5. Основными направлениями поддержания стабильности в Чеченской Республике являются: разрешение противоречий в социально-экономической сфере и в области защиты конституционных основ российского государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике, совершенствование федеративных и межнациональных отношений, а также совпадение основных интересов федерального центра и региона по таким показателям как: обеспечение единого правового и экономического пространства, сохранение традиций и культурного потенциала республики, недопущение возникновения политического, религиозного и национального экстремизма, как главных причин возникновения этнополитических конфликтов. Реформирование федеративных отношений между федеральным центром и Чеченской Республикой на современном этапе позволили скоординировать совместные действия по нейтрализации конфликта и подавлению сепаратистского движения и снижению террористической опасности в регионе. Эти меры, предпринятые федеральным центром, позволили перевести чеченский конфликт из фазы угрожающей территориальной целостности России в завершающую фазу урегулирования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его положения и выводы могут быть использованы для уточнения основ долговременной государственной политики обеспечения этнополитической стабильности в Российской Федерации, совершенствования федеративных отношений практической реализации политики урегулирования этнополитических конфликтов в России и за рубежом. Сформулированные в диссертационной работе механизмы урегулирования этнополитических конфликтов, понимание форм и методов их предупреждения российской специфики обеспечения этнополитической стабильности, реформирование федеративных отношений и развитие различных форм автономии имеют важное значение, как для дальнейшего исследования процесса урегулирования этнополитических конфликтов, так и для политического прогнозирования в этой области.

Общие положения и закономерности, рассмотренные в диссертационном исследовании, имеют также и прикладное значение. Сделанные выводы могут быть использованы при разработке концепции государственной национальной политики России способствовать дальнейшему развитию современных исследований этнополитических конфликтов, федеративных и межнациональных отношений, а также использоваться в преподавании политологических дисциплин.

Апробация диссертационного исследовании. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре политологии Рязанского Государственного Университета им. С. А. Есенина, а так же на кафедре политических наук Российского Университета дружбы народов. Основные положения настоящего исследования нашли отражение в публикациях автора и были использованы в учебном процессе при разработке методических материалов по курсу «Политическая конфликтология». Ряд теоретических положений работы был доложен автором в его выступлении на в его выступлении на научных конференциях, в том числе на международной конференции «Актуальные проблемы современного политического процесса», проходившей в Балтийском государственном техническом университете «Военмех» им. Д. Ф. Устинова (Санкт-Петербург), 15 февраля 2007 г.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Научное исследование различных аспектов этнополитических конфликтов в контексте реформирования федеративных отношений, предполагает учет того фактора, что Российская Федерация переживает непростой исторический период, сопровождающийся кардинальными сдвигами и трансформациями, во всех сферах общественной жизни. Постепенно преодолеваются негативные последствия распада СССР и исправляются политические ошибки и просчеты, допущенные во времена «радикальных реформ» и государственного строительства начала 90-х гг. XX в. Вместе с тем, наряду с позитивными изменениями последних лет, в ряде общественных сфер жизни по-прежнему наблюдаются кризисные явления и конфликты.

Одной из проблемных сфер, рассматриваемых в диссертации, является сфера этнополитических отношений. О том, что политическая деятельность в этой сфере еще далека от завершения, свидетельствуют проблемы постконфликтного урегулирования чеченского конфликта и влияние этнополитических конфликтов на структуру и стабильность федеративных отношений в Российской Федерации. На фоне реальных достижений политического урегулирования чеченского конфликта, Северокавказский регион пока остается зоной повышенной этнополитической напряженности, по многим показателям индифферентной к общероссийским процессам модернизации, политико-экономическим и административно-территориальным реформам.

В диссертационном исследовании удалось рассмотреть и решить следующие проблемы: уточнить определение теоретико-методологических и концептуальных основ политики урегулирования этнополитических конфликтовпроанализировать опыт урегулирования этнополитических конфликтов за рубежомвыявить особенности формирования и реализации современной российской политики урегулирования этнополитических конфликтов в контексте реформирования федеративных отношенийопределить основные этапы становления федеративных отношений в условиях этнополитической нестабильностиопределить влияние чеченского конфликта на реформу федеративных отношений в современной России.

Перспективы дальнейших научных исследований в области этнополити-ческой конфликтологии определяются рядом практических и теоретических проблем в сфере этнонациональной политики России и ее теоретического и концептуального обеспечения, в частности как фактора трансформации федеративных отношений.

Проблемы в области обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации связаны, прежде всего, с наличием окончательно не разрешенных этнополитических конфликтов, прежде всего, в Северокавказских республиках, межэтническими противоречиями, кардинальными изменениями этнического баланса, тенденцией нарастания проявлений этнического и этнорелигиозного национализма, экстремизма и шовинизма среди самых разных этнических групп населения страны.

Перспективы исследований в области этнополитической конфликтологии могут вестись в следующих направлениях:

— исследование этнополитических конфликтов, как фактора реформирования федеративных отношений в современной России;

— политическое прогнозирование этнополитических отношений в Российской Федерации в контексте изменения основных этнических пропорций, статусов отдельных народов под влиянием демографических, миграционных, социальных, экономических, культурных и иных факторов. Это направление этнополитического анализа актуализируется в контексте решения задач преобразования федеральных и региональных политических институтов России в контексте представительства интересов различных этнических групп через Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и другие институты представительства при определении государственной этнонациональной политики России;

— прогнозирование развития этнополитической ситуации в Российской Федерации нацелено на выработку превентивных мер по обеспечение внутренней безопасности, защите конституционного строя и предупреждению этнополитических конфликтов, экстремистских, террористических и иных общественно опасных противоправных проявлений, на укрепление федеративных отношений с более точным учетом этнополитического фактора;

— политические модели урегулирования этнополитических конфликтов, возможности их использования и адаптации в условиях российской модели федерализма. Их исследование обусловлено практическими потребностями разработки оптимальной модели урегулирования и разрешения конфликтов в условиях российского федеративного государства;

— адаптация политико-правовых основ российского федерализма к современной концепции этнополитической стабильности. Важность этого направления связана с дискуссиями о сравнительной устойчивости различных форм федерации к угрозам территориальной дезинтеграции федеративного государства;

— этнополитический статус народов России и проблема оптимального соотношения предметов ведения и полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации, а также исследование проблемы соотношения национально-территориальной автономии как формы урегулирования этнополитических конфликтов в федеративном государстве;

— научное обоснование этнополитических интеграционных процессов в России как фактор предупреждения этнополитических конфликтов, что предполагает разработку научно обоснованной государственной концепции, нацеленной на решение проблем становления российской политической нации как способа поддержания этнополитической стабильности в современной России и укрепление ее федеративных начал.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и нормативно-правовые акты Российской Федерации
  2. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М., 2001.
  3. Конституция Чеченской Республики. М., 2003
  4. Концепция государственной национальной безопасности политики Российской Федерации // сборник законодательства РФ. М., 1996. № 5. ст. ЗОЮ.
  5. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // собрание законодательства Российской Федерации. М., 2006. № 25.
  6. Федеративный Договор. Документы, комментарии. М., 1994.
  7. Федеральный Закон «О национально-культурной автономии». 1. Исследования, монографии, учебники, авторефераты диссертаций
  8. Burton J. Conflict resolution as a political system. Lexington, 1991-
  9. Cohen R. Negotiation Across Cultures. Washington, D.C., 1991.
  10. Elmer G. Ethnic Conflicts Abroad: Clues to America’s Future? Monterey, VA, 1968- Rothschild J. Ethnopolitics. A Conceptual Framework. New-York, 1981.
  11. Gurr T.R. Minorities at Risk. A Global View of Ethnopolitical Conflict. Washington, DC: US Institute of Peace Press, 1993.
  12. Horowitz, Donald. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley- Los-Angeles- L., 1985.
  13. Lipset S. Political Man. Garden City, 1960.
  14. Parsons T. The Structure of Social Action. Glencoe, 1949.
  15. Р.Г. Федералогия. СПб, 2004.
  16. Р.Г. Этнополитология. Санкт-Петербург. 2004.
  17. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 2004.
  18. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М., 1998.
  19. Г. Г. Этнический фактор в формировании органов государственной власти в полиэтнических государствах. Автореферат на соискание степени кандидата политических науке. М., 2006.
  20. О.И. Этнополитический конфликт: сущность и технологии управления: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 1996.
  21. С.Н. Теория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
  22. Н.М. Становление и развитие федеративных отношений в России (90-е гг. XX начало XXI вв.) автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 2006.
  23. А.Г. Политический конфликт: возможности управления и исследовательские традиции. Казань, 2004.
  24. Н.Ф., Гонов A.M. Северный Кавказ: новые ориентиры национальной политики (90-е годы XX века). М., 2004.
  25. М.А. Политология. М., 2000.
  26. И. М. Республика Башкортостан. Модель этнополитического мониторинга. М., 2001.
  27. Д. Чеченский кризис: истоки, итоги, перспективы: Политический аспект. М., 1999.
  28. А.В. Типология политических конфликтов. Воронеж. 1997.
  29. Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы: пер. с нем. М.: 2002. С. 196.
  30. А.В. Конфликтология. М, 2000.
  31. JI.M., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.
  32. JI.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003.
  33. Е.О. Канадский федерализм: опыт управления этнополи-тическими процессами. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М, 2000.
  34. А.К. Социальный конфликт. М., 2001.
  35. А.А. Е Pluribus Unum. Очерки современного федерализма. М., 2003.
  36. А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.
  37. А.Г. Социология конфликта М., 1995.
  38. Ю.В. Чечня: кремнистый путь к миру (дневник не для себя). М., 1997.
  39. В.В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства. М., 2000.
  40. И.Н. Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 1996.
  41. Г. И. Введение в конфликтологию. М., 1999.
  42. А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. М., 2005.
  43. Конфликты в современной России // под ред. Е. И. Степанова. М., 2000.
  44. О.Е. Российская автономия. М., 2006.
  45. Ландабасо Ангуло А. И., Коновалов A.M. Терроризм и этнополитиче-ские конфликты. М., 2004.
  46. B.C. Национализм как политическая идеология. М., 2005.
  47. Н.П., Медведева В. К. Политическая регионалистика в контексте современных трансформаций российского федерализма. М., 2002.
  48. Н.П. Национальная политика России. От унитаризма к федерализму. М., 1993.
  49. Н.П. Политический консенсус: теория и практика. М., 1999.
  50. Н.П. Субъект Российской Федерации в условиях государственно-правовых реформ. М., 2006.
  51. О.М. Этнополитический конфликт как угроза социальной безопасности Северо-Кавказского региона Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2001.
  52. Н.М. Федерализм, этничность, государственность: новый курс российской власти. М., 2002.
  53. А.В. Россия перед распадом или вступлением в Европейский союз. М., 2005.
  54. Э.Н. Стратегический анализ политики. М., 2006.
  55. Э.А. Между империей и нацией: модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. М., 2004.
  56. Пути мира на Северном Кавказе // Под ред. В. А. Тишкова. М., 1999.
  57. Ресурсы мобилизованной этничности // под ред. М. Н. Губогло. М. и Уфа. 1997.
  58. Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины XX века // под. ред. В. А. Золотарева. М., 2003.
  59. А.П. Этнология. М., 2004.
  60. М.М. Чеченский конфликт: истоки, движущие силы, пути урегулирования (этнополитический аспект). М., 2003.
  61. С.С. Курдский вопрос в международных отношениях: диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2003.
  62. С.В. Социальная конфликтология. М., 2001.
  63. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М. 1998.
  64. М.В. Компетенция власти. М., 2005.
  65. М.В. Россия в пути: новая федерация и Западная Европа Казань, 1998.
  66. М.В. Федерализм и державность: российский вариант. М., 2001.
  67. Справочник по государственному и муниципальному управлению. М., 1997.
  68. Султыгов А.-Х.А. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике. Доклад специального представителя Президента Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике. М., 2003.
  69. Султыгов А.-Х.А. Опыт урегулирования этнополитических конфликтов в современных условиях (сравнительный анализ). М., 2005.
  70. Султыгов А.-Х.А. Урегулирование этнополитических конфликтов в федеративных государствах: опыт Швейцарии и Канады. // Под редакцией Е. Н. Мощелкова.М., 2005.
  71. Султыгов А.-Х.А. Этнополитические противоречия и формы их разрешения: исторический опыт и современные реалии. М., 2006.
  72. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
  73. .Х. Межнациональный конфликт: генезис динамика — прогностика на примере Северо-Кавказского региона: Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 1996.
  74. В.А. Этнополитология. М., 2004.
  75. В.И. Этнополитические конфликты в современной России: на примере Северо-Кавказского региона: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2002.
  76. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992.
  77. .А. Этнополитическая стратегия России на Кавказе. Истори-ко-политологический анализ: Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 1996.
  78. М.Р. Сущность и природа этнополитического конфликта: источники противостояния и пути урегулирования: Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. СПб., 2001.
  79. Ю.Л. Из истории федерализма в России. М., 2005.
  80. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
  81. I. Статьи в периодической печати, сборники
  82. Connor W. Nation-building or Nation-destroying // World Politics. 1972. Vol. 24. № 3.
  83. Parsons T. An Outline of the Social System // Theories of Society. N.Y., 1961,
  84. Rubin B.R. Russian Hegemony and State Breakdown in the Periphery: Causes and Consequences of the Civil War in Tajikistan // Post-Soviet Political Order /Rubin B.R., Snyder J. (eds.). L., 1998.
  85. Р.Г., Шахрай C.M. Формула мира и стабильности // Независимая газета. 1996, 13 марта.
  86. В.В. Проблемы равного доступа к власти национальных групп в полиэтнических регионах // Этнопанорама.2000.№ 2.
  87. В.В. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности // Credo. 1997. № 1.
  88. К.Ю. Квебек после выборов: квебекский кризис на современном этапе // США. Экономика, политика, идеология. 1995. № 6.
  89. М.Ю. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе // Независимая газета. 12.08.1999.
  90. Н.М., Столяров М. В. Три этапа развития федерализма в постсоветской России // Федерализм. 2006. № 3.
  91. М. Актуальные проблемы реализации политики федерального Центра на Северном Кавказе // Власть, 2001. № 2.
  92. А. Далай-лама заявил о согласии на существующую автономию Тибета в рамках КНР // ИТАР-ТАСС. 14.03.2005.
  93. Время новостей. 2004,4 октября.
  94. Выступление Президента РФ В. В. Путина // Известия. 13 февраля2004.
  95. Д. Постконфликтная Чечня: анализ ситуации, проблемы реконструкции. Политический аспект // Чечня: от конфликта к стабильности (проблемы реконструкции). М., 2001.
  96. Д. Россия Чечня: есть ли выход? Ичкерия должна быть признана полноправной частью Российской Федерации // Русский телеграф. 1998, 8 июля.
  97. Д., Пфафф У., Тишков В. А. Меморандум Кона «Управление этническим конфликтом» // Независимая газета. 1994, 13 сентября.
  98. В.И. // Независимая газета. 28 октября 2005.
  99. М. Курды начали борьбу за Киркук // Красная звезда. 2004, 29 октября.
  100. Демографическая, социальная и экономическая структура населения Российской Федерации в переходном периоде. М., 2000.
  101. JI.M. Этнические конфликты // Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение) // Полис. № 2.
  102. А.А. Федеративное государство и сепаратизм: канадский вариант // Полис. 2002. № 3.
  103. Ю.В., Паин Э. А. Активизация гражданского общества как основной фактор противодействия этнополитическому экстремизму в России // Век толерантности. 2006.
  104. ЮЗ.Лейпхарт А. Многосоставные общества и демократические режимы //Полис. 1992.
  105. В., Абдулатипов Р.: Вся система управления Кавказом коррумпирована // Новые известия. 2004,8 октября,
  106. Ю5.Маценов Д. Н. Западные политологи о межнациональных отношениях в СССР // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 8.
  107. В.А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического конфликта // Социологические исследования. 1993.
  108. Э.Н. Баланс власти и этнополитические конфликты // Эт-ничность и власть в полиэтнических государствах. М., 1994.
  109. Основные направления государственной национальной политики российской Федерации на Северном Кавказе // Материалы Северо-Кавказского межнационального совещания. М., 1999.
  110. Э.А., Попов А. А. Межнациональные конфликты в СССР // Советская этнография. 1990. № 1.
  111. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации. // Российская газета. 4 апреля. 2001.
  112. .П. Третья волна сепаратизма в Канаде // США. Экономика, политика, идеология. № 6.1990.
  113. Э.И. От конфликта к стабильности. Урегулирование чеченской проблемы ключ к политической общности новой России // Независимая газета. 1997, 11 июля.
  114. ПЗ.ТаллокГ. Новый федералист. М., 1993- Хесли Вики JI. Возрождение национализма и дезинтеграция государств // Полис. 1996.
  115. Текущий архив Оренбургской области. Комитет по межнациональным отношениям. Национальный состав руководящих кадров, студентов и профессорско-преподавательского состава ВУЗ (ов) Оренбургской области на 04.11.1998 г.
  116. В.А. О природе этнополитического конфликта // Свободная мысль. 1993. № 4.
  117. Пб.Тишков В. А. Чечня как арена геополитического соперничества II Красная звезда. 2004,26,27 августа.
  118. Т. Швейцария: субсидиарность и разнообразие // Казанский федералист. 2003.
  119. С. На переговорах по урегулированию политической ситуации в Северной Ирландии не удалось достич компромисса // ИТАР-ТАСС 2004, 18 сентября.
  120. Д., Хухлындина JI. Интеграция: объединенная Европа или сообщество свободных европейских регионов? // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999. № 4.
  121. М.Ш. Чечне статус широкой автономии // Республика Татарстан. 2003,14 марта.
  122. Я. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт// Свободная мысль. 1993. № 3.1. Интернет-ресурсы
  123. Г. И., Тадевосян Э. В. Государство автономий и политика регионального автономизма в современной Испании // http://www.law-and-politics.com/paper.shtml?a=l2001 &-о= 143 802,
  124. Зарубежное военное обозрение. 2001. № 2 // http://www.soldiering.ru /war/index.php.
  125. Д.В. Эускади земля басков // http://geo.september.nl/ arti-cle.php?ID =199 901 401.
  126. Э.Т. Коллективные права как основания этносубъектно-сти // http://www.rapn.ru.
  127. В.А. Глобализация и государство. Тезисы выступления // http: //www.amr.ru/doc26.html#up,
  128. А. Национализм и сепаратизм в единой Европе // http://www.rami.ru/ cosmopolis/archives/1/popov.html.
  129. А. Только децентрализация управления приводит к нужным результатам // http: //com.sibpress.m/19.11.2004/macroeconomics/63 727/.
  130. А.Н. Под прессингом федерализма http: //www.savelev.ru/ book/?ch=88.
  131. М.В. Регионализм как путь дефедерализации России. // www.kazanfed.ru.
  132. В.А. Этнический федерализм: российский и международный опыт // Выступление на конференции «Федерализм на пороге XXI века: российское и международное измерения» 2001 г. http://federal m cart. ksu.ru/conference/konfer2/tishkov.litm.
  133. В.Р. Реформирование российской государственности: политизация этничности или деэтнизация политики? // www.kazanfed.ru/publications/ kazanfedederalist/n 1 -stat3,
  134. Чичкин A. Nota bene. Скелеты европейских шкафов // http://www.eurasia.ru/magarticle.php/?id=3 63.
  135. С.М. Три модели // http://sr.fondedin.ru/new/ ull-news.php?subaction=showfull&id= 1 125 403 631 &archive= 1 125 404 139&start from=&ucat=14&.
Заполнить форму текущей работой