Трудовые ценности и нормы в содержании начального образования: по материалам анализа школьных учебников
Диссертация
Побочным эффектом данного изменения стало снижение мотивации к достижению, которая теперь выражается в учебниках почти вдвое слабее, чем в начале 1980;х гг. Это снижение частично обусловлено отказом от наиболее милитаризованных примеров достижения, порожденных «оборонным сознанием» советской идеологии. П. С. Писарский и B.C. Собкин (1997) зафиксировали резкое падение интереса российских… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КАНАЛ ТРАНСЛЯЦИИ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
- 1. 1. Классический нормативистский i юдход к изучи шю школьного образования
- 1. 2. Организация школы и учебного процесса как фактор трудовой социализации
- 1. 2. 1. Новые социологические подходы к изучению школьного порядка
- 1. 2. 2. Исторический экскурс: эволюция европейской школы сквозь призму социологии школьного порядка
- 1. 3. Социология учебной программы (curriculum) и исследования цениоси юiюрматив1юго содержа11ия российского школыюго образования
- 1. 3. 1. Учебная программа как предмет социологического анализа
- 1. 3. 2. Специфика учебной программы российской школы
- 1. 4. Ценности и нормы, входящие в состав трудовой идеологии, как основа ценностно-1юрмативного содержания учеб11ик0в
- 1. 5. Цель и задачи исследования. Основные понятия исследования
- ГЛАВА 2. ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ В СОДЕРЖАНИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОД И ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Эмпирическая база и обоснование выборки
- 2. 1. 1. Выбор временных срезов
- 2. 1. 2. Выбор издательств
- 2. 1. 3. Выбор школьных предметов
- 2. 1. 4. Выбор ступени обучения
- 2. 2. Метод исследования
- 2. 3. Пилотаж и гипотезы исследования
- 2. 1. Эмпирическая база и обоснование выборки
- ГЛАВА 3. ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ В СОДЕРЖАНИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3. 1. Трудовые ценности в официальной концепции школьных предметов: анализ нормативных актов
- 3. 1. 1. Советский период (1982−83 гг.)
- 3. 1. 2. Современный период (2000−05 гг.)
- 3. 2. распространенность «трудовых» посланий в текстах учебников
- 3. 2. 1. Динамика частоты «трудовых» посланий: 1980-е и 2000-е гг
- 3. 2. 2. Дифференциация современных изданий по частоте «трудовых» посланий
- 3. 3. Анализ персонажей как носителей «трудовых» посланий
- 3. 3. 1. Позитивная оценка труда
- 3. 3. 2. Субъекты труда: пол и возраст персонажей
- 3. 3. 3. Место труда: село и город
- 3. 3. 4. Природа как контекстуальная рамка труда
- 3. 3. 5. Характер труда и сферы занятости
- 3. 3. б. Трудовая мотивация и достижения
- 3. 3. 7. Режгим труда и ценность порядка
- 3. 3. 8. Индекс трудовых достижений
- 3. 1. Трудовые ценности в официальной концепции школьных предметов: анализ нормативных актов
Список литературы
- Aggleton P., Whitty G. Rebels without a cause? Socialization and subcultural style among the children of the new middle classes // Sociology of Education. 1985. Vol. 58. No. 1. P. 60−72.
- Alford R.R. Рецензия на кн. Bowles S., Gintis G. Democracy and capitalism: property, community, and the contradictions of modern social thought (1986) // The American Journal of Sociology-. 1987. Vol. 92. No. 6. P.1558−1560.
- Althusser L. Essays on ideology. L.: Verso, 1984.
- Anweiler О. Рецензия на кн. Kreusler A. Contemporary education and moral upbringing in the Soviet Union (1976) // Slavic Review. 1978. Vol. 37. No. 2. P. 315.
- Anyon J. Social class and the hidden curriculum of work // Journal of Education. 1980. Vol. 162. No. 1. P. 67−92.
- Apple M.W. Against reductionism // History of Education Quarterly. 1984. Vol. 24. No. 2. P. 247−256.
- Apple M.W. Standing on the shoulders of Bowles and Gintis: Class formation and capitalist schools // History of Education Quarterly. 1988. Vol. 28. No. 2. P. 231−241.
- Apple M.W. Рецензия на кн. Boli J. New citizens for a new society: The institutional origins of mass schooling in Sweden (1989) // The American Journal of Sociology. 1990. Vol. 95. No. 5. P. 1136−1138.
- Apple M.W. Рецензия на кн. Finkel D.L., Arney W.R. Educating for freedom: The paradox of pedagogy (1995) // Contemporary Sociology. 1996. Vol. 25. No. 4. P. 524 525.
- Avins C. Border crossings: the West and Russian identity in Soviet literature, 1917−1934. Berkeley: University of California Press, 1983.
- Baehr S. L. Paradise myth in eighteenth-century Russia: Utopian patterns in early secular Russian literature and culture. Stanford: Stanford University Press, 1991.
- Ballantine J.H. The sociology of education: A systematic analysis. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1993.
- Bar-Haim G. Actions and heroes: The meaning of Western pop information for Eastern European youth // The British Journal of Sociology-. 1989. Vol. 40. No.l. P. 22−45.
- Bereaud S.R. Sex role images in French children’s books // Journal of Marriage and the Family. 1975. Vol. 37. No. 1. P. 194−207.
- Bernstein B. A public language: Some sociological implications of a linguistic form // The British Journal of Sociology. 1959. Vol. 10. No. 4. P. 311−326.
- Bernstein B. Elaborated and restricted codes: Their social origins and some consequences // American Anthropologist. 1964. Vol. 66. No. 6. Part 2. P. 55−69.
- Bernstein B. Language and social class // The British Journal of Sociology. 1960. Vol. 11. No. 3. P. 271−276.
- Bernstein R. Multicultural education and the tyranny of virtue // The Journal of Blacks in Higher Education, 1994. No. 5. P. 90−91.
- Blauner R. Alienation and freedom: the factory worker and his industry. Chicago: the University of Chicago Press, 1964.
- Bonnell V.E. Iconography of power: Soviet political posters under Lenin and Stalin. Berkeley, 1997.
- Bowles S., Gintis H. Replies // History of Education Quarterly. 1977. Vol. 17. No. 2. P.159−168.
- Bowles S., Gintis H. Schooling in America revisited // Sociology of Education. 2002. Vol. 75. No. l.P. 1−18.
- Bowles S., Gintis H. Schooling in capitalist America. N.Y.: Basic Books, 1976.
- Braverman H. Labor and monopoly capital: the degradation of work in the twentieth century. N.Y.- Monthly Review Press, 1974.
- Brint S., Conteras M.F., Matthews M.T. Socialization messages in primary schools: An organizational analysis // Sociology of Education. 2001. Vol. 74. No. 3. P. 157−180.
- Brintlinger А. Рецензия на кн. Creuziger C.G.K. Childhood in Russia: Representation and reality (1996) // The Slavic and East European Journal. 1997. Vol. 41. No. 3. P. 518 519.
- Buchanan J.M. Ethics and economic progress. Norman: University of Oklahoma Press, 1994.
- Burke P. The invention of leisure in early modem Europe // Past and Present. 1995. No. 146. P. 136−150.
- Clark R., Lennon R., Morris L. Of Caldecotts and Kings: Gendered images in recent American children’s books by black and non-black illustrators // Gender and Society. 1993. Vol. 7. No. 2. P. 227−245.
- Curtis В. Рецензия на кн. Apple M.W. Education and power (1982) // Contemporary Sociology. 1983. Vol. 12. No. 6. P. 675.
- Dimaggio P. Making inequality: The hidden curriculum of high school tracking // Social forces. 1978. Vol. 56. No. 4. P.' 1274−1275.
- DiMaggio P.J., Powell W.W. The iron cage revisited: Institutional isomorphism and collective rationality in organizational fields // American Sociological Review. 1983. Vol. 48. No. 2. P. 147−160.
- Divisions of labour / ed. by R.E. Pahl. N.Y., Oxford, 1984.
- Dobson R.B. Рецензия на кн. Dunham V.S. In Stalin’s time: Middleclass values in Soviet fiction (1990) // Contemporary Sociology. 1979. Vol. 8. No. 2. P. 242.
- Dunham V.S. In Stalin’s time: middleclass values in Soviet fiction / with a new introduction by Richard Sheldon. Durham: Duke University Press, 1990.
- Durkin А. Рецензия на кн. Chances E.B. Conformity’s children: An approach to the Superfluous man in Russian literature (1978) // The Slavic and East European Journal. 1980. Vol. 24. No. 1. P. 64−65.
- Economakis E.G. Patterns of migration and settlement in pre-revolutionary St. Petersburg: Peasants from Iaroslavl and Tver provinces // Russian Review. 1997. Vol.56. No. l.P. 8−24.
- Elkin F. Popular hero symbols and audience gratifications // Journal of Educational Sociology. 1955. Vol. 29. No. 3. P. 97−107.
- Engel B.A. Russian peasant views of city life, 1861−1914 // Slavic Review. 1993. Vol. 52. No. 3. P. 446−459.
- Faris E. The sociologist and the educator // The American Journal of Sociology. 1928. Vol. 33. No. 5. P. 796−801.
- Fedotov G.P. The Russian // Russian Review. 1954. Vol. 13. No. 1. P. 3−17.
- Field D. «A far-off abode of w ork and pure pleasures» // Russian Review. 1980. Vol. 39. No. 3. P. 348−358.
- Finkelstein B. Dollars and dreams: Classrooms as fictitious message systems, 1790−1930 // History of Education Quarterly. 1991. Vol. 31. No. 4. P. 463−487.
- Fitzpatrick S. Рецензия на кн. O’Dell F. Socialization through children’s literature: The Soviet example (1978)// Soviet Studies. 1981. Vol. 33. No. 2. P. 315−316.
- Folsom J.K. Strelsky N. Russian values and character: A preliminary exploration // American Sociological Review. 1944. Vol. 9. No. 3. P. 296−307.
- Fox A. The meaning of work // The politics of work and occupations / ed. by G. Esland and G. Salaman. Colchester: Open University Press, 1980. P. 139−191.
- Frank M. Рецензия на кн. Kreusler A. A. Contemporary education and moral upbringing in the Soviet Union (1976) // The Slavic and East European Journal. 1977. Vol. 21. No. 2. P. 293−294.
- Freeze G.L. The Orthodox church and serfdom in prereform Russia // Slavic review. 1989. Vol. 48. No. 3. P. 361−387.
- Friedberg M. Рецензия на кн. Shneidman N.N. Literature and ideology' in Soviet Education (1973) // Slavic Review. 1976. Vol. 35. No. 2. P. 363−364.
- Gaworek N.H. Education, ideology, and politics: History in Soviet primary and secondary schools // The History Teacher. 1977. Vol. 11. No. 1. P. 55−74.
- Geiger Kent H. Рецензия на кн. O’Dell F. Socialization through children’s literature: The Soviet example (1978) // The American Journal of Sociology'. 1980. Vol. 86. No. 2. P. 428−431.
- Gorz A. Farewell to the working class. An essay on post-industrial socialism / trans, by M. Sonenscher. L., Sydney: Pluto Press, 1982.
- Graff H.J. The history of childhood and youth: Beyond Infancy'? // History of Education Quarterly. 1986. Vol. 26. No. 1. P. 95−109.
- Graham H.G. Civic virtue and the irony of school reform // History' of Education Quarterly. 1986. Vol. 26. No. 2. P. 315−320.
- Grint K. The sociology of work. Cambridge: Polity Press, 1993.
- Griswold W. Recent moves in the sociology of literature // Annual Review of Sociology. 1993. No. 19. P. 455−467.
- Hamilton P. Social theory and the problematic concept of work // The politics of work and occupations / ed. by G. Esland and G. Salaman. Colchester: Open University Press, 1980. P. 42−73.
- Hatcher J. Labour, leisure and economic thought before the nineteenth century' // Past and Present. 1998. No. 160. P. 64−115.
- Herlihy P. Joy of the Rus': Rites and rituals of Russian drinking // Russian Review. 1991. Vol. 50. No. 2. P. 131−147.
- Hester P.H. Unveiling ideology in teacher education: An agenda for research into the selection process//Journal of Black Studies. 1988. Vol. 19. No. 2. P. 174−189.
- Hogan D. Capitalism, liberalism and schooling // Theory and Society. 1979. Vol. 8. No. 3. P. 387−413.
- Hollander P. Рецензия на ки. Yanovitch M. Work in the Soviet Union — attitudes and issues (1985)//RussianReview. 1986. Vol. 45. No. 4. P. 454−455.
- Hopkins D. Рецензия на кн. Muckle J. A guide to the Soviet curriculum: What the Russian child is taught in school (1988) // Soviet Studies. 1988. Vol. 40. No. 4. P. 669 670.
- Inglehart R. Baker W.E. Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values//American Sociological Review. 2000. Vol. 65. No. 1. P. 19−51.
- Ispa J. Рецензия на кн. Creuziger C.G.K. Childhood in Russia: Representation and reality (1996) // Russian Review. 1997. Vol. 56. No. 4. P. 618−619.
- Jansen S.C. The electronic bribe: Power and knowledge in the video age // Theory' and society. 1987. Vol. 16. No. 4. P. 621−628.
- Johnson R.E. Peasant migration and the Russian working class: Moscow at the end of the nineteenth century// Slavic Review. 1976, Vol. 35. No. 4. P. 652−664.
- Justice, ideology and education: Introduction to the social foundations of education / E. Stevens, G.H. Wood. 2nd ed. NY: McGraw-Hill, 1992. xv, 390 p.
- Karabel J., Halsey A.H. The new sociology of education // Theory and Society. 1976. Vol. 3. No. 4. P. 529−552.
- Karen D. Рецензия на кн. Apple M.W. Official knowledge: Democratic education in a conservative age (1993) // Contemporary' Sociology. 1994. Vol. 23. No. 4. P. 572−573.
- Kassof A.H. Рецензия на кн. Dunham V.S. In Stalin’s time: Middleclass values in Soviet fiction (1990) // The American Journal of Sociology. 1978. Vol. 84. No. 1. P. 192−194.
- Katz M.B. From voluntarism to bureaucracy in American education // Sociology of Education. 1971. Vol. 44. No. 3. P. 297−332.
- Kerr N.D. The school board as an agency of legitimation // Sociology of Education. 1964. Vol.38. No. l.P. 34−59.
- Kingston P.W. Resistance theory: How Marxists interpret student life // Sociological Forum. 1986. Vol. 1. No. 4. P. 717−725.
- Kingston-Mann E. In the light of the West: The impact of Western economics in pre-emancipation Russia // Comparative Studies in Society and History. 1991. Vol. 33. No. 1. P. 86−105.
- Klapp O.E. Hero worship in America // American Sociological Review. 1949. Vol. 14. No. l.P. 53−62.
- Klapp O.E. The creation of popular heroes // The American Journal of Sociology. 1948. Vol. 54. No. 2. P. 135−141.
- Kreusler А. Рецензия на кн. Bereday G.Z.F., Brickman W.W., Read G.H. The changing Soviet school: The comparative Education Society field study in the U.S.S.R. (I960) // Slavic Review. 1961. Vol. 20. No. 4. P. 732−734.
- Lane D., O’Dell F. The Soviet industrial worker. Oxford: Martin Robertson & Co. Ltd., 1978.
- Langton K.P., Jennings M.K. Political socialization and the high school civic curriculum in the United States // The American Political Science Review. 1968. Vol. 62. No. 3. P. 852−867.
- Lash S., Urry S. The end of organized capitalism. Cambridge: Polity Press, 1987. Introduction. P. 1−16.
- Lebergott S. Pursuing happiness. American consumers in the twentieth century. Princeton: Princeton University Press, 1993. P.61−68.
- Leibovich A.F. The Russian concept of work. Suffering, drama and tradition in pre- and post-revolutionary Russia. Westport (Connecticut), L.: Praeger, 1995.
- Leshchiner V.R., Poltorak D.I. The standard for history education in Russia’s schools // The History Teacher. 1994. Vol. 27. No. 3. P. 317−324.
- Lind K.N. The social psychology of children’s reading // The American Journal of Sociology. 1936. Vol. 41. No. 4. P. 454−169.
- Lonkila M. The social meaning of w ork: Aspects of the teaching profession in post-Soviet Russia//Europe-Asia Studies. 1998. Vol. 50. No. 4. P. 699−712.
- Lucas C.J. Рецензия на кн. Casement W. The great canon controversy: The battle of the books in higher education (1996) // History of Education Quarterly. 1997. Vol. 37. No. 2. P. 207−208.
- Luttrell W. Рецензия на кн. Whitty G. Sociology and school knowledge: Curriculum theory, research and politics (1985) // Contemporary Sociology. 1987. Vol. 16. No. 5. P.742−743.
- Lynott P.P., Logue B.J. The ''hurried child": The myth of lost childhood in contemporary American society // Sociological Forum. 1993. Vol. 8. No. 3. P. 471—191.
- Martin P. Рецензия на кн. McCann Ph. Popular education and socialization in the nineteenth century 1977) — Eggleston J. The sociology of the school curriculum (1977) // The British Journal of Sociology. 1980. Vol. 31. No. 1. P. 128−129.
- McClelland D.C. The achieving society. Princeton, N.J.: Van Nostrand, 1961.
- Mendelsohn H. «Mix a little folly with your wisdom» — Horace. Рецензия на кн. Hodge В., Tripp D. Children and television- Postman N. Amusing ourselves to death:
- Public discourse in the age of show business (1985) // Contemporary Sociology. 1987. Vol. 16. No. 4. P. 554−555.
- Middleton Ch. The familiar fate of the famulae: gender divisions in the history of wage labour // On work. Historical, comparative and theoretical approaches / ed. by R.E. Pahl. Oxford: Basil Blackwell, 1988. P. 21−17.
- Mills C.W. White collar: The American middle classes. Oxford: Oxford University Press, 1951.
- Moore M. Рецензия на кн. Dyson A.H. Writing superheroes: Contemporary childhood, popular culture and classroom literacy (1997) // Contemporary Sociology. 1998. Vol. 27. No. 3. P. 276−277.
- Moroney S. Birth of a canon: The historiography of early republican educational thought //History of Education Quarterly. 1999. Vol. 39. No. 4. P. 476−491.
- Murray F. The decentralization of production — the decline of the mass-collective worker? // On work. Historical, comparative and theoretical approaches / ed. by R.E. Pahl. Oxford: Basil Blackwell, 1988. P. 258−278.
- Newman J.W. Рецензия на кн. McClellan B.E. Schools and shaping of character: moral education in America, 1607-present (1992) // History of Education Quarterly. 1995. Vol. 35. No. LP. 68−70.
- O’Dell F., Lane D. Labour socialization and occupational placement in Soviet Education// Soviet Studies. 1976. Vol. 28. No. 3. P. 418−429.
- O’Dell F.A. Socialisation through children’s literature. Cambridge: Cambridge University Press, 1978.
- Offe C., Heinze R.G. Beyond employment: time, work and informal economy. Philadelphia: Temple University Press, 1992.
- Ozga J. Рецензия на кн. Apple M.W. Teachers and texts: A political economy of class and gender relations in education (1986) // History of Education Quarterly. 1988. Vol. 28. No. 2. P. 318−321.
- Pahl R.E. Editor’s introduction: historical aspects of work, employment, unemployment and the sexual division of labour // On work. Historical, comparative and theoretical approaches / ed. by R.E. Pahl. Oxford: Basil Blackwell, 1988. P. 7−20.
- Pahl R.E. Epilogue: on work // On work: historical, comparative and theoretical approaches / ed. by R. Pahl. Oxford- Basil Blackwell, 1989. P. 743−752.
- Paris D.C. Moral education and the '"Tie that binds" in liberal political theory // The American Political Science Review. 1991.Vol. 85. No. 3. P. 875−901.
- Perrie M. Folklore as evidence of peasant mentalite: Social attitudes and values in Russian popular culture // Russian Review. 1989. Vol. 48. No. 2. P. 119−143.
- Phillips L.L. Message in a bottle: Working-class culture and the struggle for revolutionary legitimacy, 1900−1929//Russian Review. 1997. Vol. 56. No. I. P. 25−43.
- Porpora D.V. Personal heroes, religion, and transcendental metanarratives // Sociological Forum. 1996. Vol. 11. No. 2. P. 202−229.
- Postman N. The Disappearance of Childhood. New York: Vintage Books, 1994.
- Read Ch. Рецензия на кн. Mass culture in Soviet Russia: Tales, Poems, Songs, Movies, Plays and Folklore 1917−1953 / Ed. by J. von Geldern and R. Stites (1995) // Europe-Asia Studies. 1996. Vol. 48, No. 8. P. 1439−1441.
- Ronco W., Peattie L. Making work: a perspective from social science // On work. Historical, comparative and theoretical approaches / ed. by R.E. Pahl. Oxford: Basil Blackwell, 1988. P. 709−721.
- Rose M. Re-working the work ethic: Work and society in the eighties. L.: Batsford Academic and Educational, 1985.
- Sadovnik A.R. Basil Bernstein’s theory of pedagogic practice: A structuralist approach // Sociology of Education. 1991. Vol. 64. No. 1. P. 48−63.
- Salaman G. The sociology of w ork: some themes and issues // The politics of work and occupations / ed. by G. Esland and G. Salaman. Colchester: Open University Press, 1980.
- Sashko Ph. Nikolai Alexandrovich Mel’gunov on the Reformation and the work ethic // Comparative Studies in Society and History. 1967. Vol. 9. No. 3. P. 256−265.
- Sayers S. The need to work: a perspective from philosophy // On work: historical, comparative and theoretical approaches / ed. by R. Pahl. Oxford: Basil Blackwell, 1989. P.722−742.
- Schwartz Rosenhan M. Рецензия на кн. O’Dell F. Socialization through children’s literature: The Soviet example (1978) // Russian Review. 1980. Vol. 39. No. 1. P. 107 109.
- Shanin T. Socio-economic mobility and the rural history of Russia, 1905−30 // Soviet Studies. 1971. Vol. 23. No. 2. P. 222−235.
- Shneidman N.N. Рецензия на кн. O’Dell F. Socialization through children’s literature: The Soviet example (1978) // Slavic Review. 1980. Vol. 39. No. 1. P. 139.
- Siegelbaum L.H. Рецензия на кн. Leibovich A.F. The Russian concept of work: Suffering, drama, and tradition in pre- and post-revolutionary Russia (1995) // Europe-Asia Studies. 1996. Vol. 48. No. 8. P. 1442−1444.
- Silber I.F. Monasticism and the '"Protestant ethic": Asceticism, rationality and wealth in the medieval West // The British Journal of Sociology. 1993. Vol.44. No. 1. P. 103−123.
- Smith R.E.F. Russian history and the Soviet Union // Comparative Studies in Society and History. 1962. Vol. 4. No. 3. P. 375−387.
- Smith S. Russian workers and the politics of social identity // Russian Review. 1997. Vol. 56. No. 1. P. 1−7.
- Sommerville J.C. Why studying children’s literature isn’t fun anymore // History of Education Quarterly. 1983.Vol. 23. No. 4. P. 515−522.
- Sosin G. Рецензия на кн. A harvest of Russian children literature / ed. by M. Morton (1967) // The Slavic and East European Journal. 1969. Vol. 13. No. 2. P. 262−263.
- Steinberg M. Рецензия на кн. Leibovich A.F. The Russian concept of work: Suffering, drama, and tradition in pre- and post-revolutionary Russia (1995) // Slavic Review. 1996. Vol. 55. No. 3. P. 686−687.
- Stevenson D.L., Baker D.P. State control of the curriculum and classroom instruction // Sociology of Education. 1991. Vol. 64. No.l. P. 1−10.
- Swafford M. Рецензия на кн. O’Dell F. Socialization through children’s literature: The Soviet example (1978) //Contemporary Sociology. 1980. Vol. 9. No. 5. P. 716−717.
- Swidler A., Arditi J. The new sociology of know ledge // Annual Review of Sociology. 1994. Vol. 20. P. 305−329.
- Swingewood А. Рецензия на кн. Dunham V.S. In Stalin’s time: Middleclass values in Soviet fiction (1990) //The British Journal of Sociology. 1978. Vol. 29. No. 3. P. 383 384.
- Talbott J.E. Why some are more equal than others // History of Education Quarterly. 1972. Vol. 12. No. 4. P. 551−561.
- Taylor A. The w orld of w ork. N.Y., L.: Longman, 1984.
- The new secondary school history curriculum// Soviet Studies. 1960. Vol. 11. No. 3. P.341−348.
- Thomas K. Work and leisure // Past and Present. 1964. No. 29. P. 50−66.
- Thompson E.P. Time, work-discipline and industrial capitalism // Thompson E.P. Customs in common. L.: Penguin Books, 1993. P. 352−403.
- Thompson P. The nature of work: an introduction to debates on the labour processes. Bashingstoke: Macmillan, 1989.
- Tilly Chr., Tilly Ch. Work under capitalism. Colorado: Westview Press, 1998.
- Useem M. Рецензия на кн. Bowles S., Gintis Н. Schooling in capitalist America: Educational Reform and the contradictions of economic life (1976) // Contemporary' Sociology. 1977. Vol. 6. No. 1. P. 19−22.
- Voelker P.F. Schools should serve society // Journal of educational sociology. 1935. Vol. 8. No. 7. P. 406−411.
- Warwick D. Рецензия на кн. Young M.F.D. Knowledge and control: New directions for the sociology of education (1971) // The British Journal of Sociology. 1972. Vol. 23. No. 4. P. 501−502.
- Watson T.J. Sociology, work and industry. L., N.Y.: Routledge, 1995.
- Wax M. Ancient judaisrn and the protestant ethic // The American Journal of Sociology. 1960. Vol. 65. No. 5. P. 449−455.
- Webber S. L. School, reform and society in the new Russia. L.: Macmillan Press Ltd., 2000.
- Weissman N. Prohibition and alcohol control in (he USSR: The 1920s campaign against illegal spirits // Soviet Studies. 1986. Vol. 38. No. 3. P. 349−368.
- Weitzman L.J., Eifler D., Hokada E., Ross C. Sex-role socialization in picture books for preschool children // The American Journal of Sociology. 1972. Vol. 77. No. 6. P. 1125−1150.
- Whitrow G.J. Time in history- views of time from prehistory to the present day. Oxford: Oxford University Press, 1989.
- Willis P.E. Learning to labour: How working class kids get working class jobs. Famborough, England: Saxon House, 1977.
- Wong S.L. Evaluating the content of textbooks: Public interests and professional authority // Sociology of Education. 1991. Vol. 64. No. 1. P. 11−18.
- Wong S.L. Рецензия на кн. DelFattore J. What Johnny shouldn’t read: Textbook censorship in America (1992) // Contemporary Sociology. 1994. Vol. 23. No. 2. P. 291 292.
- Woolacott J. Dirty and deviant w ork // The politics of work and occupations / ed. by G. Esland and G. Salaman. Colchester: Open University Press, 1980.
- Wrigley J. Рецензия на кн. Apple M.W. Ideology and curriculum (1979) // Contemporary Sociology. 1981. Vol. 10. No. 6. P. 801−802.
- Young M.F.D. The curriculum of the future: From the «new sociology of education» to a critical theory of learning. L.: Falmer Press, 1988.
- Аберкромби H., Хилл С. Тернер Б. С. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С. А. Ерофеева. М.: Экономика, 1999.
- Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. 2-е изд, перераб. и доп. / Пер. с англ. И.Г. Ясавеева- под ред. С. А. Ерофеева. М.: Экономика, 2004.
- Адамскии А. Стандартный скандат: Учителя возражают против жесткой регламентации школьной программы // Российская газета. 27.10.2004
- Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.416 с.
- Байков Ф.Я. Без труда — нет добра. О трудовом воспитании детей в семье и школе. J1.: Лениздат, 1989.
- Барчунова Т.В. «Эгоистичный тендер», или Воспроизводство тендерной асимметрии в тендерных исследованиях // ОНС. 2002. № 5. С. 180−192.
- Бауман 3. Возвышение и упадок труда // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 77−86.
- Беленчук Л.Н. История школы и педагогики. Просвещение нерусских народов в России (1861−1917 гг.) // Педагогика. 2005. № 8. С. 76−84.
- Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе) / Пер. с англ. М.: Изд. гр. «Прогресс» — «Универс», 1994.
- Бессокирная Г. П., Темницкий А. Л. Социальная адаптация рабочих в трансформирующемся обществе: основные положения программы и некоторые результаты исследования // Мир России. 2000. № 4. С. 103−124.
- Бондарев М. Старый новый гриф: Останется ли экспертиза учебников добровольной? //Учительская газета. 2005. № 4(10 033).
- Бродель Ф. Игры обмена. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XV11I вв. / пер. с фр. Л. Е. Куббеля. М.: Прогресс, 1992. Т. 2.
- ВахрушевА., Бацын В. Влияние реструктуризации ФЭС на повышение прозрачности оценивания учебно-методических материалов / Аналитический доклад НФПК. М., 2004.
- Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 169−183. (Перевод с англ. изд. А.И. Кравченко).
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова- предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.
- Вендровская Р.Б. Сравнительная педагогика. Прогрессивизм в США 20−30-х гг. XX в. // Педагогика. 2003. № 7. С. 85−90.
- Веселкова Н.В., Прямикова Е. В. Социальная компетентность взросления, Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005. С. 232−240.
- Вишневский А.Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. М.: ОГИ, 1998. С. 158−180.
- Владыкина В.А. Концептуальные проблемы национального образования в Советской России (1920−1930-е гг.) // Педагогика. 2000. № 10. С. 71−75.
- Волков В.В. Новая культура в области чувства: Как ликвидировали неграмотность в СССР // Человек. 1992. № 1. С. 96−102.
- В России ситуация с обеспечением учебниками почти катастрофическая // Имидж. 2005. № 8.
- Гагаев П.А. История школы и педагогики. Западники и славянофилы в отечественной педагогике // Педагогика. 2001. № 1. С. 58−63.
- Галушкина М. Директорские чаяния // Эксперт. 2004. № 32.
- Галушкина М. Концентрация на детстве // Эксперт. 2004. № 32.
- Тендерная экспертиза учебников для высшей школы / Под ред. О. А. Ворониной. М.: РОО МЦГИ — ООО «Солтэкс», 2005. 260 с.
- Гимпельсон В., Капелюшников Р., Ратникова Т. Велики ли глаза у страха? Страх безработицы и гибкость заработной платы в России. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
- Гоголь Н.В. Вий // Собр. худ. произв. в 5 томах. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. Изд. 2-е. Т. 2. С. 211−263.
- Гоголь Н.В. Тарас Бульба // Собр. худ. произв. в 5 томах. М.: Изд-во Академии наук СССР, I960. Изд. 2-е. Т. 2. С. 58−59.
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004.
- Голосенко И.А. «Русское пьянство»: мифы и реальность // Социологические исследования. 1986. № 3. С. 203−209.
- Голубева Е.И. Книгоиздание для детей: формы государственной поддержки // Юный читатель и книжная ку льтура России: Материалы исследования: Сб. статей / Сост. Е. И. Голубева, В. П. Чудинова. М.: РГДБ, 2003. С. 30−33.
- Голубева Е.И. Меры государственного поощрения чтения детей // Юный читатель и книжная культура России: Материалы исследования: Сб. статей / Сост. Е. И. Голу бева, В. П. Чудинова. М.: РГДБ, 2003. С. 22−29.
- Голубева Е.И., Чудинова В. П. Детское чтение в России: Реальность, опасения, прогнозы // Юный читатель и книжная культура России: Материалы исследования: Сб. статей / Сост. Е. И. Голубева, В. П. Чудинова. М.: РГДБ, 2003. С. 9−16.
- Горбунова Е.М. Дюркгейм и современное образование // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 4. С. 65−71.
- Горшков М.К., Тихонова Н. Е., Андреев А. Л., Горюнова С. В. Собственность в жизни россиян: реальность и домыслы // Социологические исследования. 2005. № 11. С. 3−18.
- Григорьева Н. Anima laborans: Писатель и труд в России 1920−1930 годов. Спб.: Алетейя, 2005. 294 с.
- Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М.: РОССПЭН, 2005.
- Давыдов Д. Мрачный детский взгляд: «переходная» оптика в современной русской поэзии //НЛО. 2003. № 60.
- Данилова Е.Н., Тарарухина И. И. Российская производственная культура в параметрах Г. Хофштеда // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 3. С. 53−64.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.
- Денисенко Е. Рынок «под грифом» // Эксперт Северо-Запад, 2004. № 25 (182).
- Дойчман К. Спираль индустриальных мифологий: социальное конструирование рационально организованного производства // Социологический журнал. 2003. № 3.
- Дюркгейм Э. Социология образования: Пер. с фр. Т. Г. Астаховой. Научн. ред. B.C. Собкин, В. Я. Нечаев. Вступ. статья B.C. Собкина. М.: ИНТОР, 1996. 80 с.
- Забаев И.В. Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: анализ социально-экономических доктрин РПЦ и хозяйственной практики монастырских общин: Дис. канд. социол. наук. 22.00.03. М., 2006.
- Зарубина Н. Проклятое благо // Отечественные записки. 2003. № 3.
- Зарубина Н.Н. Бизнес в зеркале русской культуры. М.: Анкил, 2004. Гл. 6. С. 189— 235.
- Здравомыслов А.Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект-Пресс, 2003.
- Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994.
- Зоркая Н. Чтение в контексте массовых коммуникаций // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 2 (64). С. 60−69.
- Зудин АЛО. Культура советского общества: логика политической трансформации // ОНС. 1999. № 3. С. 59−72.
- Иваницкий В.Г. Архетипы успеха в русских народных сказках // Этика успеха. Вып.8. Тюмень Москва. 1996. С. 16−27.
- Ильин Г. Л. История школы и педагогики. Основные этапы развития педагогической деятельности // Педагогика, 2005. № 5. С. 90−99.
- Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2000.
- Калина И. Наша задача— облегчить учителю выбор учебника// Первое сентября. 2004. № 81.
- Капустин Б.Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. 1994. № 1.
- Караковский В.А. Современная школа как школа воспитания // Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: изд. НИИТиИП, 1992. С. 4−13.
- Карлсону грозит депортация из Америки // Правда. 25.11.03.
- Келли К. Маленькие граждане большой страны: интернационализм, дети и советская пропаганда / пер. Я. Токаревой // НЛО. 2003. № 60.
- Керов В.В. Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в XVIII—XIX вв.еках // Отечественная история. 2001. № 4. С. 18−40.
- Кириллова С. Больше трех не выдавать: К экспертизе школьных учебников подключились академики // Российская газета 11.02.2004.
- Кириллова С. Издателей предупредили: любимчиков не будет // Первое сентября. 2004. № 81.
- Кириллова С. ФЭС разреформировали // Первое сентября. 2005. № 2.
- Книжный бизнес России: итоги 2005 года// Книжный бизнес. 2006. № 1.
- Ковалева Т. Поэт Незнайка, малыши и малышки на сцене русской поэзии для детей // НЛО. 2005. № 76.
- Коваль Т.Б. Личность и собственность. Христианство и другие религии мира // Мир России. 2003. № 2. С. 3−45.
- Коваль Т.Б. Экономика и нравственность в суждениях Отцов Церкви // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 156−167.
- Коваль Т.Б. Этика труда православия // Общественные науки и современность. 1994. № 6. С. 55−70.
- Козлова Г. Н. История школы и педагогики. «Образ жизни» отечественной гимназии концаXIX — началаХХ в. //Педагогика. 2000. № 6. С. 71−77.
- Константиновский Д.Л., Чередниченко Г. А. Система образования: открытые двери или дифференциация возможностей? // Россия реформирующаяся: Ежегодник — 2003 / Отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Ин-т социологии РАН, 2003. С. 176−190.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования, 2002. № 23−24.
- Корзо М. А. История школы и педагогики. Школа и церковь в Польше XVI—XVII вв. // Педагогика. 2003. № 4. С. 81−87.
- Котлова Т.Б., Смирнова А. В. Тендерные стереотипы в учебниках начальной школы // Женщина в российском обществе. 2001. № 3−4.
- Кресп. О. Детский тираж // Бизнес-журнал. 19.09.2003.
- Куприянова З.В. Трудовая мотивация российских работников // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1998. № 2. С. 3034.
- Лапицкий М.И. Заметки на полях трудов Федора Степуна // Газета «Первое сентября». 2003. № 1.
- Лапицкий М.И. Деятельный без принуждения: (Трудовая этика в разных измерениях). М.: Новый век, 2002.
- Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Пер. с фр. С. В. Чистяковой и Н. В. Шевченко под ред. В. А. Бабинцева. 2-е изд., испр. Екатеринбург: Изд- во Урал, ун-та, 2002. 328 с.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. / Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного- Послесл. А. Я. Гуревича. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.376 с.
- Лебедев С. Рынок учебников остается криминальной сферой // Первое сентября. 11.11.2003.
- Леонтьев А.А. История образования в России: от Древней Руси до конца XX века // Русский язык. М.: Первое сентября, 2001. № 33.
- Леонтьева С.Г. Пионер — всем пример // Отечественные записки. 2004. № 3.
- Леонтьева С.Г. Трудовое детство // Отечественные записки. 2003. № 3.
- Липовецкий М. Сказковласть: «Тараканище» Статна // НЛО. 2003. № 60.
- Лобок А. Общее образование: что, кроме общих слов? // Первое сентября. 2005. № 1.
- Лукьянова Т.Н., Убиенных Т. Н., Эйдельман Я. Л. Экономическая реформа в России: культурные барьеры // Россия: трансформирующееся общество / под ред. В. А. Ядова. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. С. 123−143.
- Магун B.C. О взаимосвязях готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой им помощью // Психологически журнал. 1991. Т. 12. № 6. С. 40−54.
- Магун B.C. Российские трудовые ценности и протестантская этика // Отечественные записки. 2003. № 3.
- Магун B.C. Российские трудовые ценности: идеология и массовое сознание // Мир России. 1998. № 4. С. 113−144.
- Магун B.C. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. С. 430−448.
- Магун B.C. Ценностный реванш в современном российском обществе // Куда идет Россия? / Под ред. Т. Н. Заславской и Л. А. Арутюнян. М., 1993. С. 247−250.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Дет. лит., 1988.
- Макаров М.Л. Основы теории диску рса М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 280 с.
- Малькова З.А. Сравнительная педагогика Актуализация проблем воспитания в США // Педагогика 2000. № 7. С. 79−89.
- Манн Т. Иосиф и его братья / пер. с нем. Харьков: Фолио, М.: ACT, 2000.
- Мещеркина ЕЛО. Социологическая концептуализация маскулинности // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 15−25.
- Микели М. Люб’ите книгу — источник прибыли // Профиль. 2002. № 26.
- Миллер А. Империя и нация в воображении русского национализма. Взгляд историка // Полит.ру. Публичные лекции. М., 14.12.2005. См. «Обсуждение»
- Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: РОССПЭН, 1998.
- Милов Л.В. К вопросу о фундаментальных факторах в русском историческом процессе // Куда идет Россия?. Общее и особенное в современном развитии / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М., 1997. С. 48−58.
- Минаева А. «Работал на заводе до мозолистых рук» // Отечественные записки. 2003. № 3.
- Миронов Б.Н. Отношение к труду в дореволюционной России // Социологические исследования. 2001. № 10. С. 104.
- Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. (Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства). СПб.: «Дмитрий Буланин», 1999. Т. 1,2.
- Никулин A.M. Столетние обороты путанных сведений // Знание — Сила. 2000. № 8. «
- Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 119−129.
- Образовательный процесс в начальной школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы / Проект НФПК. М., 2001.
- Оглоблина Ю. Экзамен для учебника // Огонёк. 2006. № 30. С. 8.
- Окольская Л.А. Российская формула труда: исторический экскурс // Человек. 2006. № 4. С. 16−30.
- Окольская J1.A. От школы к фабрике (Пол Уиллис. Приобщение к трудовой культуре: как дети рабочих становятся рабочими). Археорецензия // Отечественные записки. 2006. № 3 (30). С. 160−166.
- Орлова Э. А. Городская среда как культурно-эстетическое явление // Эстетическая культура / Под ред. И. А. Коникова. М., 1996.
- Оценка школьных учебников с позиций личностных смыслов и учебных задач. Научно-методические материалы / Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Дубровина И. В., Суворова Г. А. М.: Изд. «Лика», 2003.
- Панченко А. Отношение к детям в русской традиционной культуре // Отечественные записки. 2004. № 3 (18).
- Паперный В. Культура Два. М.: НЛО, 1996.
- Патрушев В.Д. Удовлетворенность трудом: изменение ее степени с 1986 по 1995 год // Повседневная жизнедеятельность и трудовое поведение работающего населения / Под ред. В. Д. Патрушева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1999. С. 31—И.
- Пашков А.Г. Труд в воспитательной системе современной школы // Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: изд. НИИТиИП, 1992. С. 51−63.
- Петрухин В.Я. Время и пространство праздника «Праздник» в средневековой Руси: к проблеме исторической специфики // Одиссей: Человек в истории. 2005. № 1.С. 81−88.
- Петухов С. Историю России успеют переписать к выборам 2008 года // Столичная вечерняя газета. 05.02.2004.
- Писарева Л.И. Сравнительная педагогика. Дидактические исследования в ФРГ // Педагогика 2003. № 8. С. 96−101.
- Писарский П.С., Собкин B.C. Учитель и старшеклассник в мире художественной культуры. М.: Центр социологии образования РАО, 1997.
- Попкевиц Т. Политическая социология образовательных реформ: Власть / знание в образовании, подготовке учителей и исследовании. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. B.C. Собкина М.: Центр социологии образования РАО, 1998. 366 с.
- Попова И.М. Повседневные идеологии. Как они живут, меняются и исчезают. Киев: Ин-т социологии НАНУ, 2000.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Сост., науч. ред., текстол. комм. И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2005. 332 с.
- Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки / Сост., науч. ред., текстол. комм. И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2005. 128 с.
- Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. М.: Лабиринт, 2005. 176 с.
- Пыжиков А.В. История школы и педагогики. Раздельное обучение в советской школе // Педагогика. 2004. № 5. С. 78−84.
- Пыжиков А.В. Сообщения. Реформирование системы образования в СССР в период «оттепели» (1953−1964 гг.) // Вопросы истории. 2004. № 9. С. 95−104.
- Российская учительская интеллигенция: особенности профессионатьной деятельности // Социальная стратификация российского общества / Отв. ред. З.Т. ГоленковаМ.: Летний сад, 2003. С. 197−226.
- Сабуров Е.Ф. Школа и свобода. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005.
- Салтанов Е.Н. История школы и педагогики. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К. Д. Ушинского // Педагогика. 2004. № 4. С. 56−62.
- Собкин B.C., Глухова Т. В. Подросток и художественная культура // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. IX. Вып. XV / Под ред. B.C. Собкина М.: Центр социологии образования РАО, 2004.
- Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М, 1993.
- Согомонов А.Ю. Генеалогия Успеха и Неудач. М.: ООО «Солтэкс» при участии ООО «Невский простор», 2005.
- Соловьев С. Борис Кагарлицкий: «Самое опасное — это догматический характер современного образования» // Первое сентября, 2004, № 25.
- Социология образования: теории, исследования, проблемы. Хрестоматия / Сост. и ред. С. А. Ерофеев, В. П. Модестов, В. В. Фурсова. Пер. с англ. Г. М. Гиззатулиной,
- A.И. Галяутдинова, М.О. Руденко- пер. с фр. Д. Х. Ханнановой. Казань: КазГУ им.
- B.И. Ульянова-Ленина, 2004.
- Сплошная милитаризация. Пора менять акценты! // Учительская газета. 2005−1213. № 50 (10 079).
- Стрелкова И. Государство и школа // Наш современник. 2000. № 8. С. 173−185.
- Твен М. Приключения Тома Сойера. М.: Самовар, 2004.
- Толстой Л.Н. Анна Каренина. М., Л.: Гос. изд. худ. лит., 1950.
- Фараджев К.В. Прикладные аспекты проекта социальной инженерии: социология образования в послереволюционной России (1917−1930). Труды по социологии образования. Том. VII. Выпуск XI / Под ред. B.C. Собкина М.: Центр Социологии Образования РАО, 2002.
- Федоров В. Фундаментализм и творческая свобода российского православия // Куда идет Россия?. Общее и особенное в современном развитии / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М., 1997. С. 353−359.
- Федотова Л.Н. Анализ содержания — социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Научный мир, 2001. 214 с.
- Филиппов В. Динамика этнического и конфессионального состава населения Москвы по данным предыдущих переписей // На пути к переписи / Под ред. В. Тишкова. М.: «Авиаиздат», 2003 С. 277−313.
- Филоненко Т.В. Люди. События. Факты. Развитие школьного образования в России в начале XX века// Вопросы истории. 2004. № 9. С. 137−141.
- Фромм Э. Иметь или быть. Ради любви к жизни. М.: Айрис-Пресс, 2004.
- Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997.576 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Т.1- Пер. с нем./ Под ред. Б.М. Величковского- Предисловие Л. И. Анцыферовой, Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. 408 с.
- Чайковская Н., Эйдельман Я. Трудовая мотивация работников промышленности: структура и динамика// Общество и экономика. 2000. № 11−12. С. 104−117.
- Черныш М.Ф. Культурные противоречия российской экономики // Россия реформирующаяся: Ежегодник — 2003 / Отв. ред. J1.M. Дробижева. М.: Ин-т социологии РАН, 2003. С. 158−175.
- Четырова J1. Социальное конструирование труда Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002.
- Чудинова В.П. Политика в области чтения и поддержка чтения детей и взрослых // Юный читатель и книжная культура России: Материалы исследования: Сб. статей / Сост. Е. И. Голубева, В. П. Чудинова. М.: РГДБ, 2003. С. 81−87.
- Шеррер Ю. Революция без революционеров. 1905 год в сегодняшних российских школьных учебниках // Неприкосновенный запас. 2005. № 6. С. 39−47.
- Шиц М. Грифомания: РАН готовит предложения по улучшению качества учебников истории // Российская газета. 20.01.2004.
- Шкаратан О.И. Русская культура труда и управления // Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 30−54.
- Шнирельман В. Очарование седой древности: мифы о происхождении в современных школьных учебниках // Неприкосновенный запас. 2005. № 37.
- Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов- Пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой- Научн. ред. перевода Г. С. Батыгин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.
- Щербинин А.И. «Я русский бы выучил только за то.» (Изучение языка как средство конструирования картины тоталитарного мира в сознании советских школьников)//Политические исследования. 2000. № 1. С. 124−141.
- Ядов В.А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции // Социологические исследования. 1983. № 3.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 6-е изд. М.: ИКЦ «Академкнига" — «Добросвет», 2003. 596 с.
- Яницкий О.Н. Двадцать лет российской трансформации. Экологическая ретроспектива: 1985−2004 гг. (Предварительные итоги) // ОНС. 2005. № 4. С. 2636.
- Яницкий О.Н. Экосоциология. Россия как экосистема // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 89−94.
- Ярин А. Нейл Постман. Исчезновение детства // Отечественные записки. 2004. № 3. Реф. по: Postman N. The disappearance of childhood. N.Y.: Vintage Books (a division of Random House, Inc.), 1994.
- Виноградова Н. Ф, Качинова Г. С. Окружающий мир: Учеб. для учащ. 3 кл. общеобр. учр. М.: Вентана-Граф, 2005. 160 с.
- Виноградова Н. Ф, Качинова Г. С. Окружающий мир: Учеб. для учащ. 4 кл. общеобр. учр. М.: Вентана-Граф, 2005. 160 с.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учеб. для учащ. 1 кл. общеобр. учр. 2-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2005. 128 с.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учеб. для учащ. 2 кл. общеобр. учр. 2-е изд., суточн. М.: Вентана-Граф, 2004. 160 с.
- Журова Л.Е., Евдокимова А. О., Ефросинина Л.А Чтение и письмо: Учебник для учащихся 1 класса общеобр. учр. (2-е полугодие). 3-е изд., дораб. М.: Вентана-Граф, 2004. 160 с.
- Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение: Учеб. для 2 и 3 кл. Изд. 6-е. М.: Просвещение, 1982. 255 с.
- Мельчаков Л.Ф., Скаткин М. Н. Природоведение: Учеб. для 3 и 4 кл. Изд. 10-е. М.: Просвещение, 1983. 240 с.
- Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. 223 с.
- Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. 207 с.
- Мир и человек: Живые обитатели планеты: Учеб. для 3 кл четырехлет. нач. шк. / А. А. Вахрушев, С. М. Алхутов, А. С. Раутиан. М.: Дрофа, 2001. 136 с.
- Мир и человек: Земля. Части света: Учеб. для 2 кл четырехлет. нач. шк. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. 128 с.
- Мир и человек: Мир глазами человека: Учеб. для 1 кл четырехлет. нач. шк. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. 88 с.
- Мир и человек: Человек: Учеб. для 4 кл четырехлет. нач. шк. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, АС. Раутиан. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. 144 с.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. 6-е изд. М.: Просвещение, 2005. 144 с.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. 6-е изд. М.: Просвещение, 2005. 144 с.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. 4-е изд. М.: Просвещение, 2005. 160 с.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. 4-е изд. М.: Просвещение, 2005. 160 с.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. 7-е изд. М.: Просвещение, 2005. 127 с.
- Родная речь. Книга для чтения в 1 классе / Сост. М. С. Васильева, Л. А. Горбушина, Е. И. Никитина, М. И. Оморокова. М.: Просвещение, 1982.
- Родная речь. Книга для чтения в 2 классе / Сост. М. С. Васильева, Л. А. Горбушина, Е. И. Никитина, М. И. Оморокова. М.: Просвещение, 1982.
- Родная речь. Книга для чтения в 3 классе / Сост. М. С. Васильева, Л. А. Горбушина, Е. И. Никитина, М. И. Оморокова. М.: Просвещение, 1982.
- Родная речь. Учеб. для 1 кл. нач. шк. / Сост. Л. Ф. Климанова и др. М.: Просвещение, 2004. 160 с.
- Родная речь. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2-х ч. Ч. 1 / Сост. Л. Ф. Климанова и др. М.: Просвещение, 2004. 224 с.
- Родная речь. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2-х ч. 4.2 / Сост. Л. Ф. Климанова и др. М.: Просвещение, 2004. 224 с.
- Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2-х ч. Ч. 1 / Сост. Л. Ф. Климанова и др. М.: Просвещение, 2005. 223 с.
- Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2-х ч. 4.2 / Сост. Л. Ф. Климанова и др. М.: Просвещение, 2005. 223 с.
- Родная речь. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 3 кн. Кн. 3. Ч. 2 / Сост. М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 2004. 208 с.
- Родная речь. Учеб. по чтению для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн. 3. Для 4 кл. Ч. 1 / Сост. М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 2004. 255 с.
- Чтение и литерату ра. 4 кл.: Учебник: В 3 ч. Ч. 3 / Авт.-сост. О. В. Джежелей. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. 128 с.
- Национальная доктрина образования Российской Федерации: проект // Первое сентября. 1999. № 78.
- Общие критерии оценки Федеральным экспертным советом учебных изданий. М., 2002. 28.06.
- Приказ Минобразования № 393 от 11.02.2002 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
- Решение «О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». М., 2003. № 21/12.
- Федеральный Закон № 3266−1 от 10.07.1992. «Об образовании».
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование. Основное общее образование. М.: Мин. обр. РФ, 2004.
- Программы восьмилетней школы. Начальные классы (1−3 кл.). / Мин. Прос. РСФСР. М.: Просвещение, 1982.
- Программы для подготовительных и 1−3 классов общеобразовательных школ РСФСР (для опытно-экспериментальной проверки / Мин. Прос. РСФСР и НИИ школ. М., 1981.
- Типовые экспериментальные программы для подготовительных, 1−3 классов общеобразовательных школ / Мин. Прос. СССР. М., 1981.
- Формирование основ коммунистического мировоззрения у младших школьников в процессе обучения: Материалы Всесоюзного совещания Научного Совета по начальному обучению и воспитанию / сост. М. С. Васильева, О. Н. Сороцкая. М., 1975.
- Программно-методические материалы. Природоведение. Начальная школа / Сост. Е. О. Яременко. М.: Дрофа, 1999.