Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование организации первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самой большой группой потенциальных участников оказания первой помощи пострадавшим в ДТП являются водители транспортных средств, так как водители сами могут пострадать и быть непосредственными участниками ДТП. Для них актуальными являются вопросы самопомощи. Будучи участниками или свидетелями ДТП водители, проезжая мимо, являются самыми первыми, кто может устранить поражающие факторы. Это самая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ, КАК
  • ЗНАЧИМАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ, СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (обзор литературы)
    • 1. 1. Социальные, медицинские и экономические вопросы дорожно-транспортного травматизма
    • 1. 2. Основные причины летальности при дорожно-транспортных происшествиях
    • 1. 3. Нормативное и правовое регулирование оказания первой помощи пострадавшим в ДТП
    • 1. 4. Мировой опыт повышения уровня медицинских знаний немедиков (парамедиков)
    • 1. 5. Система обучения населения правилам оказания первой помощи пострадавшим при различных происшествиях в Российской Федерации
    • 1. 6. Историческое сопоставление
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Материалы и методы исследования
  • Глава 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В
  • КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
    • 3. 1. Летальность при дорожном травматизме. 38'
    • 3. 2. Дорожно-транспортные происшествия * на территории Красноярского края
    • 3. 3. Анализ летальных случаев при ДТП в Красноярском крае
  • Глава 4. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ВОДИТЕЛЕЙ И ИХ ГОТОВНОСТИ К
  • ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
    • 4. 1. Социально-гигиенические характеристики исследуемых водителей
    • 4. 2. Оценка знаний водителей правил оказания первой помощи
    • 4. 3. Эффективность используемых в процессе обучения методик
    • 4. 4. Действия водителей при ДТП по оказанию первой помощи пострадавшим и актуальности знаний ее правил
    • 4. 5. Периодическое переобучение водителей автотранспортных средств правилам первой помощи
    • 4. 6. Формы обучения и переобучения правилам первой помощи
  • Глава 5. НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
    • 5. 1. Сложившаяся система обучения водителей первой помощи пострадавшим
    • 5. 2. Новая организационная модель обучения водителей правилам оказания первой помощи
    • 5. 3. Финансовые ресурсы для материально-технического переоснащения учебных организаций в новой модели организации обучения водителей
  • Глава 6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
    • 6. 1. Экономический расчет стоимости обучения 1 слушателя различных групп профессионального риска
    • 6. 2. Расчет времени окупаемости работы центра, в зависимости от объемов учебной нагрузки
    • 6. 3. Расчет экономической эффективности деятельности центра

Совершенствование организации первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По данным международной транспортной статистики наиболее аварийным и травматичным во всем мире является автомобильный транспорт [13,16,29,34, 48,96,151,162].

По оценкам, в мире ежегодно происходит 20 млн. дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В дорожных авариях погибают 1,2 млн. человек и около 50 млн. получают травмы. Согласно прогнозам, эти цифры увеличатся примерно на 65% за последующие 20 лет, если не будут приняты решительные системные меры по предупреждению травматизма на дорогах [13].

К 2020 г. дорожно-транспортный травматизм может стать третьим ведущим компонентом глобального бремени болезней и травм [21, 96, 149, 167]. Большинство отечественных и зарубежных авторов констатируют, что ДТП — автомобильная эпидемия, в большей или меньшей степени коснувшаяся всех стран, и одна из важнейших современных проблем медицины [34, 50,121, 142,172,176].

Автоаварии относятся к наиболее тяжелым видам травматизма, занимают первое место среди причин смертности от механических повреждений и являются одной из основных причин выхода на инвалидность граждан трудоспособного возраста [2,15, 43, 52, 55,107,114,117,118,135,141,180].

Большая часть умерших при ДТП погибает, не дождавшись прибытия медицинских работников. Следовательно, оказание первой помощи пострадавшим в первые минуты после травмы имеет высокую значимость для спасения жизни и здоровья [1,26,27, 44, 81,95,124,149].

Своевременное оказание первой помощи пострадавшим предупреждает ухудшение состояния организма и способно повлиять на весь процесс его дальнейшего лечения [43, 53, 72, 76, 85,100,111,122,125,139,157].

Отечественный и зарубежный опыт показывает целесообразность начала оказания медицинской помощи пострадавшим, очевидцами и участниками происшествия еще до прибытия бригад скорой медицинской помощи. Время, от момента травмы до оказания первой помощи, необходимо максимально сократить. Сделать это могут, до прибытия скорой помощи, только лица, оказавшиеся на месте происшествия (водители транспортных средств, сотрудники милиции, ГИБДД, пожарные и очевидцы происшествия.) [2, 5, 33, 45, 56, 74, 83, 98,133, 154,177] которые, как правило, не имеют медицинского образования.

Самой большой группой потенциальных участников оказания первой помощи пострадавшим в ДТП являются водители транспортных средств, так как водители сами могут пострадать и быть непосредственными участниками ДТП. Для них актуальными являются вопросы самопомощи. Будучи участниками или свидетелями ДТП водители, проезжая мимо, являются самыми первыми, кто может устранить поражающие факторы. Это самая массовая группа участников — десятки миллионов человек [1, 5, 13, 21, 45, 55, 60, 87,125,137,180,193].

В настоящее время на своевременность и качество самои взаимопомощи водителей транспортных средств, которые находятся на крайне низком уровне, рассчитывать не приходится [7,19, 49, 63, 73].

Это свидетельствует о необходимости большего привлечения водителей к оказанию первой помощи, посредством устранения существующих недостатков в системе подготовки водителей к оказанию первой помощи при ДТП. В рамках выполнения мероприятий по реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» нами проведены исследования по определению уровня знаний водителей автотранспорта правил первой помощи и мотивов, побуждающих к активному оказанию ими первой помощи пострадавшим в ДТП. Актуальность исследования заключается в том, что оказание первой помощи рассматривается нами как фактор, способный повысить выживаемость и снизить смертность пострадавших при ДТП [2, 7,20, 26, 42, 52, 72, 91,131,134,182].

Цель исследования.

Научно обосновать мероприятия по совершенствованию организации первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Задачи исследования.

1. Изучить особенности дорожного травматизма и его последствий в Красноярском крае.

2. Провести оценку современного состояния системы обучения водителей транспортных средств оказанию первой помощи.

3. Проанализировать готовность водителей транспортных средств оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП.

4. Разработать новую организационную модель обучения водителей транспортных средств первой помощи, направленную на качественное изменение системы подготовки водителей и повышение роли водителей в оказании первой помощи.

5. Дать экономическое обоснование функционирования организаций по подготовке водителей транспортных средств оказанию первой помощи.

Научная новизна исследования.

Впервые, учитывая территориальные особенности Красноярского края, проведен комплексный анализ последствий дорожно-транспортных происшествий — травматизма, тяжести последствий ДТП, летальности, причин гибели пострадавших, с использованием данных статистической отчетности ГИБДД КК, КБСМЭ, СМП, ККМИАЦ.

Впервые изучена готовность водителей транспортных средств (профессионалов и любителей) оказать первую помощь при ДТП с учетом влияния побуждающих внешних и внутренних мотивов.

Выявлены основные недостатки действующей в крае системы обучения водителей транспортных средств первой помощи, приводящие к низкому качеству подготовки.

Разработаны рекомендации по тематическому содержанию обучения водителей транспортных средств первой помощи. Научно обоснованы темы занятий, в зависимости от статистической вероятности возникновения травм и повреждений.

Предложена новая организационная модель обучения, состоящая из государственных (ведомственных) и не государственных учебных центров, направленная на более качественное обучение водителей первой помощи.

Впервые предложена система сетевого взаимодействия между учебными центрами, позволяющая реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и контроль проведения обучения, не допуская снижение его качества.

С учетом законодательных и экономических требований, дано экономическое обоснование создания новой организационной модели обучения, в виде учебного центра обучения первой помощи. Рассчитаны основные экономические характеристики деятельности учебного центра.

Научно-практическая значимость работы.

Результаты диссертации используются в учебном процессе кафедры травматологии, ортопедии и ВПХ, с курсом .ПО, кафедры управления, экономики здравоохранения и фармации НПО, кафедры общественного здоровья и здравоохранения Красноярского государственного медицинского университета (КрасГМУ).

Результаты проведенного исследования используются при преподавании вопросов первой помощи в работе региональной организации ветеранов.

Инспекции безопасности дорожного движения «Забота» при ГИБДД,.

1 4 занимающейся обучением и переобучением водителей транспортных средств разных категорий.

Материалы диссертации использованы в рамках подготовки и выполнения гранта Краевого фонда науки — лекций для молодежи «Первая помощь при травмах».

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Последствия дорожно-транспортных происшествий: травматизм, тяжесть последствий ДТП, летальность имеют территориальные особенности в Красноярском крае.

2. Существующая система обучения водителей транспортных средств не позволяет обеспечить их качественную подготовку по оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП.

3. Новая организационная модель обучения водителей транспортных средств первой помощи, основанная на сетевом взаимодействии между учебными центрами, личностно-ориентированном подходе в обучении, качественно улучшает обучение водителей транспортных средств и организацию первой помощи пострадавшим в ДТП.

Основные положения диссертации доложены и обсуждены нанаучно-практической конференции «Проблемы хирургии в современной России», СПБ, 2006 г.;

X Международной школе-конференции студентов и молодых ученых «Экология Южной Сибири и сопредельных территорий», Абакан, 2006 г.- конференции «Лечение политравмы на этапе специализированной помощи», Самара, 2006 г.- рабочем совещании в администрации Железнодорожного р-на г. Красноярска совместно с ГИБДД КК, Красноярск, 2009 г.- круглом столе в ГИБДД КК «Ликвидация последствий ДТП у детей», Красноярск, 2009 г.;

VI научно-образовательной конференции травматологов и ортопедов ФМБА России — «Новые технологии в оказании помощи пострадавшим при авариях на производстве и дорожно-транспортных происшествиях», Железногорск, 2009 г.;

I Евроазийском конгрессе травматологов ортопедов, Бишкек, Кыргызстан, 2009 г.- на конкурсе молодых ученых им. проф. В. К. Сологуба, КрасГМУ, Красноярск, 2009 г.

Объем работы и структура диссертации.

Диссертация изложена на 147 страницах машинописного текста, иллюстрирована 22 таблицами, 2 рисункамисостоит из введения, шести глав, включающих обзор литературы, материалы, методы и организацию собственных исследований, собственные результаты, заключения, выводов, практических рекомендацийбиблиографический указатель включает 197 работ отечественных и зарубежных авторов.

ВЫВОДЫ.

1. Установлено различие между летальностью от ДТП в городах и районах Красноярского края: в городской местности летальность составляет от 3 до 12 погибших на 100 тыс. жителей, в сельской местности достигает 118 погибших на 100 тыс. жителей. Самыми опасными на территории края являются районы, относящиеся к Восточной группе. На втором месте по опасности — Южная группа и на третьем — Западная группа районов. Из всех погибших в ДТП на месте ДТП погибает 74,3%, при транспортировке — 3,7%, в лечебных учреждениях — 21,9%. Наиболее вероятной причиной смерти, по данным вскрытий, являются травмы захватывающие несколько областей тела — до 68,4% всех случаев и травмы головы — до 29,7%.

2. Современное состояние системы обучения водителей автотранспорта правилам оказания первой помощи нельзя признать удовлетворительным, так как 66,4±3,2% водителей-любителей и 75,5±3,0% водителей-профессионалов отмечают недостаточность своих знаний правил первой помощи, а при оценке знаний водителей, 78% показали результаты ниже оценки «хорошо».

3. Большая часть водителей, в течение жизни, сталкивается с травмами и необходимостью оказывать первую помощь, с возрастом эта вероятность увеличивается. Не готовы участвовать в оказании первой помощи в среднем только 6,9±1,3% водителей. Больше половины всех водителей 58,4±3,7%, готовы активно оказывать первую помощь пострадавшим.

4. Для изменения сложившейся системы обучения разработана новая организационная модель, состоящая из государственных (ведомственных) и не государственных учебных центров. Модель учебных центров имеет тесную сетевую взаимосвязь, позволяет создать современную учебную структуру.

125 способную качественно повысить уровень знаний водителей транспортных средств правил первой помощи, реализовывать в обучении личностно-ориентированный подход, контролировать проведение обучения, повысить его качество.

5. Проведенный расчет основных показателей финансовоэкономической деятельности учебного центра свидетельствует об экономической целесообразности создания таких центров. При первоначальных затратах равных 1 млн. рублей период окупаемости составляет 2 года, индекс прибыльности 472%, чистая дисконтная прибыль за 5 лет работы центра достигает 4 млн. рублей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Для внедрения новой системы обучения водителей первой помощи необходимо на законодательном уровне принятие ряда нормативных и правовых актов: регламентирующих понятие и объем первой помощи, в общем, и в частности относительно требований по уровням знаний по первой помощи у разных групп населениязакона, обязывающего водителей-любителей периодически проходить переобучение правилам первой помощитребование к организациям, проводящим обучение водителей транспортных средств, использовать единую учебно-методическую литературы и требования к уровню отработки навыков владения простейшими медицинскими манипуляциями с использованием современных манекен-тренажерных комплексовсоздать законодательные предпосылки для внедрения системы сетевого взаимодействия учебных организаций, с целью обмена информацией о прошедших обучение водителей транспортных средств, для реализации при обучении личностно-ориентированного подхода и контроля проведения обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Г. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии / В. Г. Авдеева, Л. И. Субботин. Пермь: Метелица, 2006. — 31с.
  2. Анализ причин смерти пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (по данным Санкт-Петербурга и Ленинградской области) / Н. И. Вишняков, Н. Г. Петров, В. В. Стожаров и др. // Скорая мед. помощь. 2007. — № 1. — С. 9 — 32.
  3. , Т.М. Травматизм в Российской Федерации в начале нового тысячелетия / Т. М. Андреева, Е. В. Огрызко, И. А. Редько // Вестн. травматологии и ортопедии. 2007. — № 2. — С.59 — 63.
  4. , Н. И. Социальная значимость травматизма взрослых / Н. И. Арсентьева // Мед.- соц. экспертиза и реабилитация. 2002. — № 2. — С. 41 -43.
  5. , З.Ф. Региональные тенденции смертности населения в Республике Башкортостан от травм и отравлений / З. Ф. Аскарова // Здравоохранение Рос. Федерации. 2003. — № 2. — С. 54 — 56.
  6. , Р.Ф. Инвалидность вследствие травматизма в Российской Федерации и комплексная медико-социальная реабилитация: автореф. дис.. д-ра мед. наук / Р. Ф. Ахметьянов. М., 2004. — 34 с.
  7. , Ю.Е. Служба медицины катастроф Архангельской области, организация управления и взаимодействия / Ю. Е. Барачевский, А. Г. Соловьев, Л. Н. Коряковский // Экология человека. — 2006. № 5. — С. 6 — 11.
  8. , В.Н. Преждевременная и предотвратимая смертность в России- критерий потерь здоровья населения / В. Н. Боровков, С. Е. Меркулов //127
  9. Преждевременная и предотвратимая смертность в России — критерий потери здоровья населения: науч. тр. всерос. науч.-практ. конф. М., 2006.-С. 253−256.
  10. , С.Б. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф / С. Б. Варющенко, В. С. Гостев, Н. М. Киршин. М.: Академия, 2005 — 320 с.
  11. , Ю.А. Потери в дорожном движении / Ю. А. Врубель. Минск: БИТУ, 2003.-377 с.
  12. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного -травматизма: пер. с англ. / М. Педен, Р. Скарфилд, Д. Слит и др. — М.: Весь мир, 2000. 280 с.
  13. , А.Е. Профессионализм правовая гарантия безопасности дорожного движения / А. Е. Вязовский, В. А. Городокин. — Челябинск: Полиграф-Мастер, 2006. — 97 с.
  14. , C.B. Ошибки анестезиологической и реаниматологической помощи раненым и пострадавшим/ C.B. Гаврилин, В. В. Бояринцев, А. Б. Сингаевский. СПб.: Фолиант, 2006. — 208 с.
  15. , Г. М. Концептуальные подходы к организации деятельности отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации в современных условиях/ Г. М. Гайдаров, Н. Ю. Алексеева, В. В. Кузьмина // Зам. гл. врача. 2008. — № 3. — С. 22 — 30.
  16. , Е. А. Руководство по интенсивной терапии / Е. А. Гордиенко, A.A. Крылов. СПб.: Гиппократ, 2006. — 326 с.
  17. , A.B. Педагогическая профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в современном мегаполисе: автореф. дис. канд. пед. наук / A.B. Горская. СПб., 2000. — 184 с.
  18. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2004 году // Здравоохранение Рос. Федерации. — 2006. — № 3. -С.3−23.
  19. , О.Ю. Повышение эффективности медицинской помощи на догоспитальном этапе при дорожно-транспортных повреждениях: автореф. дис. .канд. мед. наук /О.Ю. Данилова. Владивосток, 2005. — 22 с.
  20. , Л.И. Научное обоснование и разработка системы медико-организационных мероприятий первой помощи при травмах и неотложных состояниях на догоспитальном этапе: автореф. дис. канд. мед. наук /Л.И. Дежурный. — М., 2006. — 32 с.
  21. , Л.И. Оказание первой помощи при травмах и неотложных состояниях важный фактор предотвращения преждевременной смертности в России/ Л. И. Дежурный, А. М Халмуратов, Б. Ц. Ганжурова // Менеджер здравоохранения. — 2008. — № 2. — С. 41 — 44.
  22. , Л.И. Первая помощь (Организация, обучение, оснащение) / Л. И. Дежурный. — Воронеж: Полиграф, 2006. — 120 с.
  23. Доклад о профилактике детского травматизма в Европе. Женева: ВОЗ, 2009,-117с.
  24. Дорожно-транспортный травматизм как медико-социальная, проблема /С. Ф. Багненко, В. В. Стожаров, А. Г. Мирошниченко и др. // Скорая мед. помощь. 2007. — № 1. — С. 5 — 11.
  25. , Е.В. Роль информационных технологий в системе повышения эффективности работы службы скорой медицинской помощи / Е. В. Ершова, А. Н. Осипов // Скорая мед. помощь. 2005. — № 2. — С. 15 — 17.
  26. , А. П. Этюды критической медицины / А. П. Зильбер — М.: МЕДпресс-информ, 2006. 568 с.
  27. , A.M. Специализированная реанимационно-спасательная бригада новая организационная форма оказания помощи пораженным в дорожно-транспортных происшествиях/ A.M. Ивочкин //Медицина катастроф. — 2002. — № 2. — С. 22 — 23.
  28. , П.В. Современное обеспечение само-и взаимопомощи при неотложных состояниях реальный путь существенного снижения смертности населения страны/ П. В. Ипатов, В. М. Юпожев, В. Н. Ардашев //ГлавВрач. — 2003. — № 4. — С. 43 — 48.
  29. , Г. П. Организация лечения пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях: автореф. дис.. д-ра мед. наук / Г. П. Истомин. М., 1990. — 53 с.
  30. , Дж. Медицина неотложных состояний : пер. с англ. / Дж. Катэрино, С. Кахан — под общ. ред. Д. А. Струтынского. М.: МЕДпресс-информ, 2008 — 336 с.
  31. , В.Б. Медико-социальная характеристика травматизма в Москве и меры по повышению качества медицинской помощи при травмах : автореф. дис.. канд. мед. наук/ В. Б. Кипарисов. — М., 2006. -24 с.
  32. , В.Н. О приоритетных направлениях в области безопасности дорожного движения/ В. Н. Кирьянов //Аналит. вестн. — 2008. — № 13. С. 8−23.
  33. , С. В. Совершенствование организации работы службы судебно-медицинской экспертизы по случаям дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом: автореф. дис.. канд. мед наук / С. В. Козлов. Хабаровск, 2000. — 25 с.
  34. , Ю.П. Система мероприятий по организации медицинской помощи на догоспитальном этапе при дорожно-транспортных происшествиях / Ю. П. Колесников, С. Г. Исманский //Анналы травматологии и ортопедии. — 1995. № 3. — С. 22 — 24.
  35. , Б.Д. Основы организации экстренной специализированной медицинской помощи / Б. Д. Комаров. М.: Медицина, 1986. — 272 с.
  36. , В.Д. Модели и методы управления безопасностью дорожного движения: автореф. дис. д-ра техн. наук / В. Д. Кондратьев. Воронеж, 2008. — 43 с.
  37. , А. Ф. О состоянии медицинской помощи при дорожно-транспортных травмах/ А. Ф. Краснов, В. А. Соколов //Анналы травматологии и ортопедии. 1995. — № 3. — С. 9 — 16.
  38. , В.Ф. Спасательное дело. К опыту проведения неотложных медицинских мероприятий на раннем догоспитальном периоде / В. Ф. Кривенко, A.A. Божьев // Врач скорой помощи. 2007. — № 7/8. — С. 49 -53.
  39. Кудрявцев, Б. П'. Организационные аспекты оказания медицинской помощи, при дорожно-транспортных катастрофах / Б. П. Кудрявцев, JI.M. Яковенко // Медицина катастроф. — 1999.— № 1. — С: 5 — 7.
  40. , Б.П. Дорожно-транспортные происшествия как проблема медицины катастроф / Б. П. Кудрявцев, JI.M. Яковенко- //Скорая мед. помощь. 2000. — № 1 .- С. 38 — 40.
  41. , Н. В. Медико-социальная и экспертная оценка дорожно-транспортного травматизма в- современных условиях (на примере Амурской обл.): автореф. дис.. канд. мед. наук /Н.В. Кулеша. — М., 2006. 23 с.
  42. , К. Неотложные врачебные манипуляции: атлас: пер. с англ./ К. Кусталоу. М.: Практика, 2008. — 160 с.
  43. , Н. В. Оценка, тяжести состояния больных в неотложной хирургии и травматологии / Н. В. Лебедев. — М.: Медицина, 2008. — 144 с.
  44. , А.Л. Вопросы организации реанимационно-анестезиологической службы в современных условиях / А. Л. Левит // Вестн. интенсив, терапии. 2003 № 2. — С-3 — 8.
  45. , А.Л. Особенности организации интенсивного этапа лечения в крупном промышленном регионе / А. Л. Левит, В. И. Стародубов, М. С. Скляр // Пробл. управления здравоохранением. -2003. — № 6. — С. 33 — 36.
  46. , A.M. Дорожно-транспортный травматизм, его последствия и пути снижения в Москве/ A.M. Лукашев //Пробл. соц: гигиены, здравоохранения и история медицины. 1998. — № 1. — С. 45 — 48.132
  47. , O.A. Медицинские, социальные и экономические аспекты дорожно-транспортного травматизма в г. Москве: автореф. дис.. канд. мед. наук / O.A. Лутковский. — М., 2005. — 23 с.
  48. , О.В. О медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств Санкт-Петербурга / О. В. Мамонтова // Пробл. город, здравоохранения. 2001. — № 6. — С. 362 — 364.
  49. , М.В. Медико-социальные аспекты травматизма в условиях крупного промышленного города/ М. В. Матвеева // Мед.-соц. экспертиза и реабилитация. 1998. — № 3. — С. 22 — 25.
  50. , Е.А. Медико-социальные аспекты автодорожного травматизма в областном центре Северо-Западного региона: автореф. дис.. канд. мед. наук / Е. А. Медведкова. М., 2005. — 23 с.
  51. , В.А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения / В. А. Медик, М. С. Токмачев. — М.: Медицина, 2006. 528 с.
  52. Медико-социальные последствия дорожно-транспортного травматизма / Ю. В. Михайлова, С. Т. Сохов, Л. И. Дежурный, И. М. Кондратов и др. -М.:РИО ЦНИИОИЗ, 2007. 214 с.
  53. , С.Е. Социально-гигиенические аспекты травматизма городского населения трудоспособного возраста: автореф. дис. .канд. мед. наук / С. Е. Меркулов. М., 2008. — 19 с.
  54. Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от ДТП / Министерство транспорта РФ- НИИАТ. — М.: Трансконсалтинг, 2001. — 23 с.
  55. , Ю.В. Проблемы смертности от травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин / Ю. В. Михайлова, В. Г. Семенова, В. Н. Боровков // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2002. -№ 5. — С. 5 — 18.
  56. , В.А. Руководство для врачей скорой помощи / В. А. Михайлович, А. Г Мирошниченко. СПб.: Невский диалект, 2005. — 703 с.
  57. , JI.A. Лечебно-тактические аспекты организации оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях/ Л. А. Мыльникова —М.: Медицина, 2001. -312 с.
  58. , Л.А. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения/ Л. А. Мыльникова // Скорая мед. помощь. 2003. — № 1. — С. 5 -9.
  59. , Л.А. Оказание первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях /Л.А. Мыльникова, В. В. Виноградов, М. Н. Евлампиева. -М.: Третий Рим, 2004. 112 с.
  60. , Л.А. Совершенствование медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном и госпитальном этапах оказания скорой медицинской помощи / Л. А. Мыльникова // Скорая мед. помощь. — 2004. № 1. — С. 5 — 7.
  61. Мюллер, 3. Неотложная помощь: пер. с нем. / 3. Мюллер. М.: МЕДпресс-информ, 2005.-445 с.
  62. , В.В. Принципы организации медицинской помощи пострадавшим с политравмой / В. В. Никитин, Ф. Д. Тимербулатов // Скорая мед. помощь. — 2004. — № 2. — С. 67 — 68.
  63. Новая модель обучения водителей и сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой медицинской помощи / В. Л. Радушкевич, Н. В. Никитин, A.A. Чурсин и др. // Скорая мед. помощь. 2007. — № 2. — С. 14−19.
  64. Новые аспекты оказания первой медицинской помощи при дорожнотранспортных происшествиях / В. Л. Радушкевич, Л. И. Дежурный, A.A.134
  65. , Г. В. Неудахин // Факультету повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов 20 лет: матер, науч.-практ. деятельности сотрудников факультета. — Воронеж, 2003. — С. 162 — 165.
  66. О проблемах травматической смертности в России (на примере Киевской области) / В. Г. Семенова, Е. В. Дубровина, Н. С. Гаврилова и др. //Общественное здоровье и профилактика заболеваний. 2004. — № 3. — С. 3−9.
  67. Объективная оценка тяжести травм / Е. К. Гуманенко, В. В. Бояринцев, Т. Ю. Супрун и др. СПб.: ВМедА, 1999. — 110 с.
  68. Оказание медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях / С. Н. Хунафин, Ф. С. Мусина, А. Ф. Власов и др. // Скорая мед. помощь. 2004. — № 2. — С. 76 — 77.
  69. Оказание первой помощи при травмах и неотложных состояниях — важный фактор предотвращения преждевременной смертности в России / В. А. Михайлович, А. Г. Мирошниченко, Л. И. Дежурный и др. // Менеджер здравоохранения. 2008. — № 2. — С. 41 — 44.
  70. , А.И. Разработка экспертной модели оценки предрасположенности водителей к созданию аварийных ситуаций и рационализация мер влияния на дорожно-транспортный травматизм: автореф. дис.. канд. мед. наук / А. И. Окуневский. — Воронеж, 2008. 19 с.
  71. Организация неотложных мероприятий на догоспитальном этапе при массовых поражениях населения/ К. К. Козлов, В. В. Мамонтов, A.A. Филиппов и др. // Скорая мед. помощь. 2001. — № 2. — С. 33 — 37.
  72. , В.П. Особенности организации неотложной помощи при сочетанной травме / В. П. Охотский. М.: Медицина, 1997. — 114 с.
  73. Оценка реальных уровней насильственной смертности в России / В. Г. Семенова, Е. В. Дубровина, Н. С. Гаврилова и др. // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. — 2005. — № 3. — С. 14−23.
  74. , П.Э. Секреты неотложной помощи : пер. с нем. / П. Э. Парсонз, Дж.П. Винер-Крониш. М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 640 с.
  75. , Н.П. Анализ медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном и раннем госпитальном этапах / Н. П. Пахомова, В. Г. Троицкий, С. С. Сальников // Скорая мед. помощь. 2001. — № 3. — С. 47 — 48.
  76. , Н.П. Опыт усовершенствования медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях/ Н-П. Пахомова, В. Г. Троицкий, С. С. Сальников //Анналы травматологии и ортопедии. 1995. — № 3.- С. 25- 27.
  77. , А.Ю. Организация оказания экстренной медицинской помощи при тяжелых сочетанных повреждениях на догоспитальном этапе / А. Ю. Пащук. СПб.: Сотис, 2004. — 37 с.
  78. Первичная медицинская помощь: пути и перспективы ее реорганизации / A.A. Калининская, И. М. Сон, C.JI. Гусева, А. Ф. Стукалов. — М.: Атлас, 2008.-31с.
  79. , Г. М. Система безопасности дорожного движения как фактор сохранения жизни и здоровья граждан / Г. М. Петров // Предупреждение дорожно-транспортного травматизма среди детей и пешеходов: матер, науч.-практ. конф. М., 2000. — С. 41 — 47.
  80. , Б. В. Оказание медицинской помощи пострадавшим при массовых катастрофах мирного времени / Б. В. Петровский // Воен.-мед. журн. 1990. -№ 7. — С. 13 — 14.
  81. , А.Н. Организационные и тактические аспекты оказанияпомощи больным сочетанной травмой в современных условиях/ А.Н.136
  82. , И.А. Номоконов, В.А. Шагдуров. М.: Медицина, 2008. — 233 с.
  83. , В.И. Организация и оказание экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе пострадавшим с травматическими повреждениями в чрезвычайных ситуациях на транспорте / В. И. Потапов // Скорая мед. помощь. 2001. — № 3. — С. 50 — 51.
  84. Предотвратимая смертность в России и пути ее снижения /под науч. ред. Ю. В. Михайловой, А. Е. Ивановой. М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2006. — 312 с.
  85. Принципы организации медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП /С. Ф. Багненко, В. В. Стожаров, А. Г. Мирошниченко и др. // Скорая мед. помощь. 2006. — № 2. — С. З — 5.
  86. , В.Л. Перспективы совершенствования экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе / В. Л. Радушкевич, Л. И. Дежурный // Скорая помощь. 2000. — № 1.- С. 34 — 37.
  87. , Л.В. Пособие для водителей и пассажиров по оказанию первой медицинской помощи при травмах и неотложных состояниях. Социальная защита: Метод, рекомендации / В. Л. Радушкевич, Л. И. Дежурный, Б. И. Барташевич. Воронеж: ВГМА, 2000. — 50 с.
  88. Разработка и внедрение алгоритма оказания анестезиолого-реанимационной помощи раненым при террористических актах / В. Д. Слепушкин, Д. А. Алдаев, О. Г. Бериев и др. // Анестезиология и реаниматология. 2004. — № 3. — С. 7 — 8.
  89. Рано умирать. Проблемы высокого уровня заболеваемости и преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний и травм в Российской Федерации и пути их решения / Всемирный банк. — М.: Изд-во «Алекс», 2006. 147 с.
  90. Рекомендации по оказанию скорой медицинской помощи в Российской Федерации / А. Г. Мирошниченко, В. А. Михайлович, В. В. Руксин и др. // Скорая мед. помощь. 2001. — № 3. — С. 42 — 43.
  91. Решение проблемы автодорожного травматизма / Н. П. Пахомова, JI.A. Мыльникова, В. Г. Троицкий, С. С. Сальников // Здравоохранение. 2001. — № 4. — С. 19−22.
  92. , К.В. Причина смерти: дорожно-транспортное происшествие / К. В. Решетников, Б. А. Ревич // Население и общество. — 2000. № 5. -С.1−4.
  93. ЮО.Роль и реальное участие водителей транспортных средств в оказании первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях/ Б. Ц. Ганжурова, Л. И Дежурный, A.M. Халмуратов, A.B. Чурсанова // Менеджер здравоохранения. 2008. — № 5. — С. 29−33.
  94. Российская Федерация. Законы. О безопасности дорожного движения / № 196-ФЗ от 10 дек. 1995 г.
  95. , A.B. Совершенствование системы профилактики травматизма в крупном индустриальном центре: автореф. дис.. канд. мед. наук / A.B. Рыбин. СПб., 2006. — 19 с.
  96. , Э.Р. Дорожно-транспортный травматизм и смертность от него в России / Э. Р. Салахов, Е. П. Какорина //Бюл. НИИ им. H.A. Семашко. -2003.-№ 8.-С. 47−49.
  97. Юб.Салахов, Э. Р. Научное обоснование совершенствования мониторинга травматизма и смертности от дорожно-транспортных происшествий: автореф. дис. .канд. мед. наук / Э. Р. Салахов. — М., 2006. — 24 с.
  98. , А.Л. Транспортные травмы как одна из важнейших причин смертности населения РФ и европейского севера России / А. Л. Санников,
  99. Ж.Л. Варакина, М. Г. Магомедов // Экология человека. 2004. — № 4. — С. 38−39.
  100. , В.В. Медико-социальные аспекты городского травматизма в современных условиях: автореф. дис.. канд. мед. наук / В. В. Сиротко. — СПб., 2006. 20 с.
  101. , Г. П. Организация первой помощи при острых и неотложных состояниях на рабочем месте / Г. П. Сквирская, Г. П. Колесников // Мед.-эколог. пробл. работающих: бюл. науч. совета. 2007. — № 2. — С. 22 — 26.
  102. Скорая медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях / С. Ф. Багненко, В. В. Стожаров, А. Г. Мирошниченко и др.- СПб.: Центр, рос. изд-во, 2007. 400 с.
  103. Ш. Смирнов, И. А. Первая медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях / И. А. Смирнов //Скорая мед. помощь. 2002. — № 2. — С. 20 — 23.
  104. Тенденции смертности от травматизма среди сельского населения Республики Башкортостан за 10-летний период/ P.M. Мустафин, Н. Х. Шарафутдинова, М. В. Матвеева, А. Я. Шарафутдинов // Здравоохранение Рос. Федерации.-2005.-№ 1.-С. 19−21.
  105. , К. А. Медико-социальные аспекты дорожныхмототранспортных несчастных случаев в России: автореф. дис.. д-рамед. наук/ К. А. Теодоридис. М., 2001. — 40 с.139
  106. Типовая инструкция по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях ТОЙ Р-200−22−95 // Сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих дорожного хозяйства. М.: Б.и., 1996. — 44 с.
  107. , Е.А. Медико-демографические процессы в современной России / Е. А. Тищук // Врач. 2000. — № 1. С. 84 — 87.
  108. , В.Г. Решение проблемы автодорожного травматизма / В. Г. Троицкий // Здравоохранение. 2001. — № 4. — С. 19 — 22.
  109. Управление ЛПУ в современных условиях: 2009−2010 гг. / под ред. акад. РАМН В. И. Стародубова. М.:ИД «Менеджер здравоохранения», 2009. — 416 с.
  110. , В.Э. Социально-психологические условия предупреждения конфликтов в дорожном движении: автореф. дис.. канд. мед. наук / В. Э. Утлик. М., 2006. — 22 с.
  111. , И.Г. Новый подход к решению проблемы дорожно-транспортного травматизма в сельскохозяйственных районах / И. Г. Файзуллин // Казан, мед. журн. 2001. — № 5. — С. 396 — 397.
  112. , А. 3. Дорожно-транспортный травматизм как медико-социальная проблема: автореф. дис.. канд. мед. наук / А. З. Фархатов. -Уфа, 2000. 23 с.
  113. Функционирование территориальной службы медицины катастроф Московской области / Т. Ф. Кузнецова, И. А. Макаров, C.B. Сеньчуков и др. // Медицина катастроф: сб. матер, междунар. науч.-практ. конф. — Архангельск, 2006. С. 20 — 23.
  114. , Е.А. Проблемы ликвидации последствий дорожнотранспортных происшествий и пути решения / Е. А Халамов, P.A. Дурнев, 140
  115. А.С. Михайлов // Пробл. безопасности при чрезвычайных ситуациях. — 2004.-№ 6.-С. 30−33.
  116. , A.M. Оказание первой помощи при травмах и неотложных состояниях — важный фактор предотвращения преждевременной смертности в России / A.M. Халмуратов, Л. И. Дежурный, Б. Ц. Ганжурова // Менеджер здравоохранения. 2008. — № 2. — С. 41 — 44.
  117. , Г. С. Некоторые проблемы организации экстренной медицинской помощи в Российской Федерации / Г. С. Шестаков, А. С. Арсанукаева // Экономика здравоохранения. — 2008. № 7. — С. 11 — 15.
  118. , Д.А. Эпидемиологическая модель дорожно-транспортного травматизма крупного промышленного города: автореф. дис.. канд. мед. наук / Д. А. Шипунов. Волгоград, 2001. — 22 с.
  119. , О.И. Медико-социальные проблемы травматизма вследствие дорожно-транспортных происшествий и локальных военных конфликтов и система комплексной реабилитации пострадавших: автореф. дис.. д-ра мед. наук / О. И. Юрковский. М., 2005. — 37 с.
  120. Asia-Pacific road accident database: user manual, version 1.1. New York: United Nat. Econom. Soc. Commission for Asia and the Pacific, 2002. — 120 p.
  121. Baxt, W. The impact of advanced prehospital emergency care on the mortality of severely brain injured patients / W. Baxt, P. Moody // J. Trauma. 1987. — Vol.27.-P. 365−369.
  122. Beaulieu, P.F.M. The emergency medical assistance in France / P.F.M Beaulieu, L.B. Vilai // Br. J. Intens. Care. 1992. — Vol. 2. — P. 260 — 267.
  123. Bellini, C. Helicopter emergency medical service in Italy Air/ C. Bellini, F.
  124. Campone // Med. J. 2005. — Vol. 24, N6. — P. 238 — 243.141
  125. Bener, A. Strategy to improve road safety in developing countries/ A. Bener // Med. J. 2005. — Vol. 24. — P. 447 — 452.
  126. Black, J.J. Appropriate use of helicopters to transport trauma patients from incident scene to hospital in the United Kingdom: an algorithm / JJ. Black, M.E. Ward, D.J. Lockey // Emerg. Med. J. 2004. — Vol. 21. — P. 355 — 361.
  127. Brown, A. Accident and emergency / A. Brown. — London: Edward Arnold, 1998.-272 p.
  128. Cales, R.H. Preventable trauma death / R.H. Cales, D.D. Trunkey // JAMA. -1985.-Vol. 254.-P. 1059−1063.
  129. Centers for Disease Control and Prevention: Motor vehicle safety: a 20th century public health achievement // Morbidity and Mortality Weekly Report. 1999. — Vol. 48. — P. 369 — 374.
  130. Clarke, D. Voluntary risk taking and skill deficits in young driver accidents in the UK/ D. Clarke, P. Ward, W. Truman // Accid. Anal. Prev. 2005. — Vol. 37, N3.-P. 523−529.
  131. Coats, T. Prehospital care for road traffic casualties / T. Coats, G. Davies //Br.Med.J. 2002. — Vol. 324. — P. 1135 — 1138.
  132. Costs-benefit analysis of road safety improvement: final report. London: ICF Consultiny, 2004. — 86 p.
  133. Crandall, C.S. Mortality reduction with air bag and seat belt use in head-on passenger car collisions/ C. S Crandall, L.M. Olson, D.P. Sklar // Am. J. Epidemiol. 2001. — Vol. 153. — P. 219 — 224.
  134. Dietz, H. Organisation of the primary transportation of head injuries and other emergencies in the Federal Republic of Germany / H. Dietz // Adv. Tech. Stand. Neurosurg. 1991. — Vol. 18. — P. 133 — 141.
  135. Elvik, R. Cost-benefit analysis of ambulance and rescue helicopters in Norway: reflections on assigning a monetary value to saving a human life / R. Elvik // Appl. Health Econ. Health Policy.- 2002. Vol.1, N 2. — P. 55 — 63.
  136. European Road Safety Action Programme. Having the number of road accident victims in the European Union by 2010: a shared responsibility. Brussels: Commission of the Eur. Commun., 2003. — 538 p.
  137. Faith, N. Crash: the limits of car safety / N. Faith. London: Box-tree, 1997. -319 p.
  138. Fatal trauma: the model distribution of time to death is a function of patient demographics and regional resources / H. Meislin, E. Cris, D. Judkins et al. // J. Trauma. 1997. — Vol. 43, N4. — P. 433 — 440.
  139. Ferguson, D.G. Accident and emergency medicine / D.G. Ferguson, D.I. Fodden. Edinburgh: Churchill Livingstone, 1999. — 144 p.
  140. Finch, D.J. Speed, speed limits and accidents / D.J. Finch. Crowthorne: Transport Res. Lab., 1994. — 125 p.153 .Fischer, R.P. The demographics of trauma in 1995 / R.P. Fischer, D.L. Miles // J.Trauma. 1987. — Vol. 27, N 11. — P. 1233 — 1235.
  141. Gonthier, R. Useful assessment for identifying unsafe driving / R. Gonthier, C. Fabrigoule, A. Domont // Psychol. Neuropsychiatr. View. 2005. — Vol. 3, N l.-P. 27−42.
  142. Gonzales, M.M. Student drivers: a study of fatal motor vehicle crashes involving 16-year-old drivers / M. M Gonzales, L.M. Dickinson, S.R. Lowenstein // Ann. Emerg. Med. 2005. — Vol. 45, N2. — P. 155 — 156.
  143. Haas, N.P. The management of polytraumatized patients in Germany / N.P. Haas, R.F. Hoffinann, C. Mauch // Clin. Orthop. 1995. — Vol. 38. — P. 25 -35.
  144. Haddon, J. W. A logical framework for. categorizing highway safety phenomena and activity / W. Haddon // J. Trauma. 1972. — N 12. — P. 193 -207.
  145. Haddon, J.W. The changing approach to the epidemiology, prevention, and amelioration of trauma: the transition to approaches etiologically rather than descriptively / W. Haddon // Am. J. Publ. Health. 1968. — Vol. 58. — P. 1431 -1438.
  146. Hakamies-Blomqvist, L. Predicting older drivers' accident involvement -Smeed's law revisited / L. Hakamies-Blomqvist, M. Wiklund, P. Henriksson // Accid. Anal'. Prev. 2005. — Vol. 37, N 4. — P. 675 — 680.
  147. Hedlund, J. Graduated driver licensing research in 2004 and 2005 / J. Hedlund, R. Compton // Safety Res. 2005. — Vol. 36, N.2. — P. 109 — 119.
  148. Hojman, P. On the joint valuation of averting fatal and severe injuries in highway accidents / P. Hojman, J. de Dios Ortuzar, L. Rizzi // J. Safety Res. -2005. Vol. 36, № 4. — P. 377 — 386.
  149. Jacobs, G. Estimating global road fatalities / G. Jacobs, A. Aeron-Thomas, A. Astrop. Crowthorne: Transport Res. Lab., 2000. — 303 p.
  150. Khayesi, M. Liveable Streets for pedestrians in Nairobi: the challenge of road traffic accidents / M. Khayesi // World transport policy and practice /Ed. J. Whitelegg, G.Hag. London: Earthscan, 2003. — P. 35 — 41.
  151. Lockey, D. Aeromedical evacuation of the trauma patient / D. Lockey, R. Weller // J. Trauma. 1999: — Vol. 1. — P. 12 — 22.
  152. Macray, G. Sharing responsibilities for road safety/ G. Macray. — Brussels:
  153. Eur. Transport Safety Council, 2001. P. 86 — 89.144
  154. Maltz, M. Imperfect in-vehicle collision avoidance warning systems can aid drivers / M. Maltz, D. Shina // Hum. Factors. 2004. — Vol. 46, N 2. — P. 357 -366.
  155. Martin, F.S. Prevention of traffic accidents: the assessment of perceptual-motor alterations before obtaining a driving license / F.S. Martin, M.A. Estevez //Brain Inj.-2005.-Vol. 19, N3.-P. 189−196.
  156. Martin, J. Differences between males and females in traffic accident risk in France / J. Martin, S. Lafont, M. Chiron // Rev. Epidemiol. Sante Publ. — 2004. -Vol. 52, N4.-P. 357−367.
  157. Martinez, R. Traffic safety as a health issue / R. Martinez // Traffic safety, communication and health. Stockholm: Temaplan AB, 1996. — P. 36 — 40.
  158. Masten, S.V. Problem driver remediation: a meta-analysis of the driver improvement literature / S.V. Masten, R.C. Peck // J. Safety Res. 2004. -Vol. 35, 4.-P. 403−425.
  159. McConnell C.F. Falling asieep at the wheel: a close look at 1269 fatal and serious injury-producing crashes / C.F. McConnell, K.M. Bretz, W.O. Dwyer // Behav. Sleep Med.-2003.-Vol. 1, N 3.-P. 171 183.
  160. McLean, J. Traveling speed and the risk of crash involvement / J. McLean, C. Kloeden // Proceedings of the 16th International conference on alcohol, drugs and traffic safety. Montreal, 2002. — P. 73 — 79.
  161. Mehra, A. Air ambulance services in India / A. Mehra // J.P.G.M. 2000. -Vol. 46, Iss. 4.-P. 314−318.
  162. Mock, C.N. Trauma mortality patterns in three nations at different economic levels: implications for global trauma system development/ C.N. Mock // J.Trauma. 1998. — Vol. 44. — P. 804 — 814.
  163. Mylnikova, L. Medical safety of road traffic / L. Mylnikova // Organization and Management. 2000. -N 8. — P. 10 — 13.
  164. Nantulya, V.M. Equity dimensions of road traffic injuries in low-and middleincome countries / V.M. Nantulya, M.R. Reich // Injury Control and
  165. Safety Promotion. 2003. — Vol. 10. — P. 13 — 20.145
  166. National transportation safety board // TRNew. 1998. — Vol. 197. — P. 2 — 6.
  167. Peden, M. The injury chart book: a graphical overview of the global burden of injuries / M. Peden, K. McGee, G. Sharma. Geneva: WHO, 2002. — 315 p.
  168. Petridou, E. Human factors in the causation of road traffic crashes/ E. Petridou, M Moustaki // Eur. J. Epidemiol. 2000. — Vol. 169. — P. 819 — 826.
  169. Police enforcement strategies to reduce traffic casualties in Europe / European Transport Safety Council, Working Party on Traffic Regulation Enforcement. -Brussels, 1999. P. 160 — 162.
  170. Research on loss of control accidents on Warwickshire motorways and dual carriageways. Coventry: TMS Consultancy, 1994. — 154 p.
  171. Road accidents in Great Britain: the casualty report. — London: Department for Transport, 2001. 190 p.
  172. Roberts, I. War on the roads /1. Roberts, D. Mohan, K. Abbasi // Br. Med. J. -2002. Vol. 324. — P. 1107 — 1108.
  173. Rumar, K. Transport safety visions, targets and strategies: beyond 2000 / K. Rumar. — Brussels: Eur. Transport Safety Council, 1999. -308 p.
  174. Runge, W.J. Risk analysis in road traffic injury research / WJ. Runge // Ann. Emerg. Med. 2004. — Vol. 44, N 2. — P. 153 — 154.
  175. Sleet, D.A. Motor vehicle trauma and safety belt use in the context of publichealth priorities / D.A. Sleet // Trauma. 1987. — Vol. 27. — P. 695 — 702. i
  176. Statistiques des accidents de la circulation routiere en Europe et en Ametiguedu Nord. Geneva: WHO, 1996. — 56 p.
  177. Steedman, D.J. Environmental emergencies / D.J. Steedman. Oxford: Oxford1. Med. Publ., 1999.-150 p.
  178. Study of the physical, psychological and material secondary damage inflicted on the victims and their families by road crashes. Geneva: Federation Eur. des Victimes de la Route, 1993. — 308 p.
  179. Templeton, J. The organization of trauma services in the UK / J. Templeton // Ann. R. Coll. Surg. Eng. 2000. — Vol. 82. — P.49 — 52.
  180. The care of severely injured patients in the United Kingdom. London: Br. Orthopaedic Assoc., 1997. — 72 p.
  181. Vaez, M. Impaired driving and motor vehicle crashes among Swedish youth: an investigation into drivers' sociodemographic characteristics / M. Vaez, L. Laflamme // Accid. Anal. Prev. 2005. — Vol. 37, N 4. — P. 605 — 611.
  182. Vasconcellos, E.A. Urban transport, environment and equlity: the case for developing countries / E.A. Vasconcellos. London: Earthscan Publ., 2001. -212 p.
  183. Wegman, F. Sustainable solutions to improve road safety in the Netherlands / F. Wegman, P. Elsenaar. Leidschendam: Institute for Road Safety Research, 1997.-120 p.
  184. World report on road traffic prevention / M. Peden. Geneva: WHO, 2004. -119 p.
Заполнить форму текущей работой