Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности формирования физической культуры личности в семьях родителей-спортсменов

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сведения, полученные в ходе теоретического и практического изучения данной темы можно применять и в школьном, и в семейном педагогическом процессе. Нельзя забывать, что родители-спортсмены способны научить своих детей выносливости, настойчивости и упорству, но ребенок остается все же ребенком, и ему необходима забота, нежность, родительская чуткость. А вот чуткости и нежности спортсмены могут… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СПОРТИВНЫХ СЕМЬЯХ
    • 1. 1. Спорт как сфера деятельности человека и стиль жизни
    • 1. 2. Ценностные ориентации супругов, занимающихся различными видами спортивной деятельности
    • 1. 3. Двигательная активность супругов-спортсменов в режиме дня как вид деятельности
    • 1. 4. Профессиональная компетентность родителей-спортсменов как педагогическое условие формирования физической культуры личности ребенка в спортивных семьях
    • 1. 5. Особенности возрастного физиологического и психологического развития ребенка 7- 9 лет
    • 1. 6. Компоненты физической культуры личности
      • 1. 6. 1. Личностно-целевой компонент физической культуры личности
      • 1. 6. 2. Информационно-гностический компонент физической культуры личности
      • 1. 6. 3. Деятельностный компонент физической культуры личности
      • 1. 6. 4. Рефлексивно-оценочный компонент физической культуры личности
    • 1. 7. Педагогический контроль динамики формирования физической культуры личности ребенка в семьях родителей-спортсменов
      • 1. 7. 1. Педагогический контроль над динамикой сформированности компонентов физической культуры личности
      • 1. 7. 2. Самоконтроль как деятельность ребенка по оценке личностных результатов формирования физической культуры
  • Глава II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы и организация исследования
      • 2. 2. 1. Анализ и обобщение специальных литературных и иных источников
      • 2. 2. 2. Опросные методы и беседы с научными сотрудниками, тренерами-преподавателями и спортсменами
      • 2. 2. 3. Анализ протоколов соревнований
      • 2. 2. 4. Педагогическое наблюдение
      • 2. 2. 5. Педагогический эксперимент. Организация исследования с использованием тестирования и инструментальных методик
      • 2. 2. 6. Методы оценки уровня физического развития детей из обычных семей и семей спортсменов
      • 2. 2. 7. Методы оценки отношения к физической культуре у детей из обычных семей и семей спортсменов
      • 2. 2. 8. Обработка и анализ полученного фактического материала с помощью математической статистики
    • 2. 3. Основные этапы исследования
  • Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СПОРТИВНЫХ СЕМЬЯХ
    • 3. 1. Формирование критериальной базы, обеспечивающей оценку динамики и особенностей формирования физической культуры личности ребенка в спортивных семьях
    • 3. 2. Исследование личностных характеристик и их изменений, происходящих под влиянием занятий спортивной деятельностью родителей
    • 3. 3. Исследование характеристик психолого-педагогической компетентности родителей-спортсменов
    • 3. 4. Исследование мотивации родителей-спортсменов
      • 3. 4. 1. Исследование мотивации родителей-спортсменов на формирование физической культуры личности ребенка
      • 3. 4. 2. Исследование мотивации родителей-спортсменов на спортивное совершенствование ребенка
    • 3. 5. Исследование особенностей организации двигательной активности детей в семьях спортсменов
    • 3. 6. Исследование особенностей формирования компонентов физической культуры личности ребенка в спортивных семьях
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Особенности формирования физической культуры личности в семьях родителей-спортсменов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс воспитания является сложным и неповторимым. Его целью является воспитание творческого человека с яркой индивидуальностью, гармоничной личности. Личность становится результатом взаимодействия человека с другими людьми в течение жизни.

Деятельность учителя физической культуры — это в первую очередь деятельность педагогическая, которая всегда предполагает творчество. Труд педагога всегда неповторим, поскольку отличаются и ученики, и учителя.

Спорт — это особая сфера человеческой деятельности, она формирует человека как личность ничуть не меньше, чем труд и деятельность учебная. Спорт дает возможность сформировать и эгоистическую, и альтруистическую личность — все находится в зависимости от активности и стремлений спортсмена, от того, в какую сторону они направлены — лично на себя или на пользу обществу.

Направленность спортсмена полностью подчинена поставленной им спортивной цели. Направленность способствует необходимому волевому и эмоциональному настрою, который активизирует человека в одном направлении, снижая интерес к второстепенным вещам. Поэтому спортивному тренеру необходимо уделять время и духовному развитию спортсменов, так как в ходе спортивной деятельности больше развиваются физические возможности.

Общество интересуется спортивной деятельностью, успехами спортсменов. Но чаще всего интерес существует лишь к результатам деятельности спортсменов, а тяжелый труд находится за пределами интересов общества.

В процессе воспитания нельзя не считаться с тем, что с ростом спортивных достижений происходят изменения в социальном положении спортсмена. Он начинает осознавать не только собственную зависимость от окружающих, но и зависимость окружающих от него самого. В связи с этим повышается его самооценка.

В случае, когда общество преувеличивает возможности спортсмена, в результате спортсмену приходится брать на себя повышенные обязательства. Спортсменам свойственна уверенность в себе, но иногда за внешней общительностью могут скрываться несколько иные качества.

Однако, несмотря на перечисленные неприятные моменты, которые могут негативно отразиться на характере спортсмена, нельзя отрицать положительное в целом влияние спортивной деятельности на человека.

Современное образование предполагает развитие личности учащихся по разным направлениям, в том числе и полноценное физическое их развитие, а также формирование убеждений, ориентированных на здоровый образ жизни и интерес к спортивной деятельности. Тем не менее, большинство современных молодых людей относятся к таким вещам безразлично или даже негативно. Поэтому крайне важно обратить внимание педагогов и тренеров на данную область воспитания.

Считается, что дети во многом копируют поведение своих родителей, их привычки и взгляды. Нельзя отрицать силу влияния воспитания в семье. Вызывает интерес то, как же формируется физическая культура личности ребенка, родители которого профессионально занимаются спортом.

Цель данной дипломной работы: выявить особенности формирования физической культуры личности ребенка в семьях родителей спортсменов.

Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:

1. Рассмотреть спорт как сферу деятельности человека и стиль жизни.

2. Проанализировать ценностные ориентации супругов, занимающихся различными видами спортивной деятельности .

3. Выявить особенности двигательной активности супругов-спортсменов в режиме дня как вида деятельности.

4. Изучить профессиональную компетентность родителей-спортсменов как педагогическое условие формирования физической культуры личности ребенка в спортивных семьях.

5. Определить особенности возрастного физиологического и психологического развития ребенка 7−9 лет.

6. Выделить компоненты физической культуры личности.

7. Провести анализ педагогического контроля динамики формирования физической культуры личности ребенка в семьях родителей-спортсменов.

8. Эмпирически изучить особенности формирования физической культуры личности ребенка в семьях родителей-спортсменов.

Объект изучения данной дипломной работы — физическая культуры личности.

Предмет исследования — особенности формирования физической культуры личности ребенка в семьях спортсменов.

Актуальность данной темы связана со всем, о чем говорилось выше. Поскольку современная система образования называет своим результатом гармонично развитую во всех отношениях личность учащегося, то крайне важно выявить, какие аспекты имеют более сильное влияние на формирование физической культуры личности. Знание этих аспектов позволит оптимизировать педагогический процесс и сделает его воздействия эффективнее. Кроме этого, необходимо учитывать все те возможные сложности, которые могут возникнуть в воспитании ребенка-спортсмена, чтобы постараться их избежать.

Сведения, полученные в ходе теоретического и практического изучения данной темы можно применять и в школьном, и в семейном педагогическом процессе. Нельзя забывать, что родители-спортсмены способны научить своих детей выносливости, настойчивости и упорству, но ребенок остается все же ребенком, и ему необходима забота, нежность, родительская чуткость. А вот чуткости и нежности спортсмены могут и не проявлять, поскольку не склонны жалеть себя и других тоже. В этом случае школа должна нейтрализовать чрезмерную сосредоточенность родителей на спортивном развитии ребенка и развивать в нем духовное начало.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. А. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. -- В сб.: Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978.
  2. Л.Н. Психология спорта. Курс лекций. — Одесса: Студия «Негоциант», 2004.
  3. Л. И. О динамическом подходе к изучению личности // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 2.
  4. М. Психология счастья: Пер. с англ. — М., 1990.
  5. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации: Пер. с англ. — М., 1977.
  6. М.Я., Соловьев Г. М., Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности: ТиПФК, № 3, 2001. — С.2 — 7.
  7. В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. — М., 2006
  8. Е.Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. — М., 2002. — 288 с.
  9. В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18. — № 6.
  10. В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности: Автореф дис. …д-ра социол. наук / В. Д. Гончаров // СПб.: С.-Петербург. ун-т, 1995. — 36 с.
  11. Л.П. Телепсихология: посягательство на экологию психической сферы человека //Психологический журнал, Т.12, N6.
  12. Д.Н., Пономарев Г. Н. Размышления о понятиях и сущности образования в области физической культуры /ТиПКФ 2004, № 5. — 52 — 54
  13. В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности; М; 1975.
  14. А.О., Егорычева Э. В. Изучение отношения студентов к занятиям ФКиС.
  15. Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Авторефер. док. психол. наук. — Л., 1990.
  16. М.И., Платонова Н. А., Вапнярская О. И. Экономика массового спорта. — М., 2005.
  17. Е. П. Психология физического воспитания. -- М.: Просвещение, 1987.
  18. В.И. Физическая культура студента / В. И. Ильинич. — М.: Гардарика, 2001. — 463 с.
  19. Л.Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. — М.: Наука, 2000. — С.291−294.
  20. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. — Грозный, 1979.
  21. .М. Классификация наук. -- М., 1985.
  22. Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. — Казань, 1969.
  23. И. Н. Личность как система конструктов // Системные исследования: Ежегодник, 1975. — М., 1976.
  24. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988
  25. Е. П. Психологическая устойчивость индивидуального сознания // Психология человека в условиях социальной нестабильности. — М., 1997.
  26. .С., Осинцев А. А. Социально-экономические проблемы физической культуры и спорта. — М., 1981. — 280 с.
  27. А. Н. Психология общения. — М., 1997.
  28. Д. А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность. Личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. — 1995. — № 1.
  29. В. Об основах классификации отраслей народного хозяйства. -- Экономические науки, 1973, № 2, с. 11.
  30. .Ф., Коссов Б. Б., Конопкин О. А. «Теоретические проблемы самоконтроля и управления спортивной деятельностью //Познавательные процессы у спортсменов». Том 2. Самоконтроль в спорте; М; 1976.
  31. Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. Пособие. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 240с.
  32. А. Г. «Общая психология»; Питер; 2007.
  33. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта. — М., 2001. — 432 с.
  34. Методики психодиагностики в спорте/ В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахиенко, Л. К. Серова. — М., 1990.
  35. Моделирование педагогических ситуаций. — М., 1981.
  36. Е.В. Физическая культура как составная часть общей культуры личности / Е. В. Морозова // Вестник Удмуртского университета. — 2003. — № 10. — С.161.
  37. С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 1, 2.
  38. У. Познание и реальность: Пер. с англ. — М., 1981.
  39. Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю. М. Николаев. — СПб.: СПбГАФК им П. Ф. Лесгафта, 2000. — 1456 с.
  40. В.Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа / В. Д. Паначев // СОЦИС. — 2007. — № 11. — С.125−128.
  41. Л. А. Компетентность в общении. — М., 1989.
  42. . Ф. Социальная психология и история. — М., 1966.
  43. Д. И. Развитие непроизводственной сферы при социализме (темпы, пропорции, перспективы). М., Экономика, 1976.
  44. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  45. Психология: Учебник для студентов институтов физической культуры / Под ред. П. А. Рудика. -- М.: ФиС, 1974.
  46. Психология спорта высших достижений / Под ред. А. В. Родионова. -- М.: ФиС, 1979.
  47. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пунин. -- М.: ФиС, 1979.
  48. А.Ц. Проблема личности в психологии спорта М., 1980.
  49. А.В. Психология спортивного поединка М; ФиС;1968.
  50. К. А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. — 1987. — № 6.
  51. Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие / Отв. ред. Д. Н. Давиденко. — СПб.: Изд-во: СПб ГУ, 2001. — 208 с.
  52. Социология физической культуры и спорта: Учебник/ В. И. Столяров — М.: ФиС, 2005. — 400с.
  53. В. Д. Самосознание личности. — М., 1983.
  54. В.М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов. М., 1985.
  55. В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах [Текст] / В. А. Фетисов; Федеральное агенство по физической культуре и спорту. — М.: Советский спорт, 2005. — 80с.
  56. Физическая культура: Учебник /Под общей редакцией В. И. Ильинича. — М.: Изд-во «Гардарики», 2007. — 350с.
  57. Ю.Л. Психология общения в спорте. -- М., ФиС, 1980.
  58. Ю. М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М., 1999.
  59. М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — Томск; М., 1997.
  60. И. И. Проблема самосознания в психологии. — М., 1977.
  61. О.М. Психологические особенности спортивной деятельности и личности спортсмена: Учебное пособие для училищ Олимпийского резерва. -- Мн.: ИПП Госэкономплана РБ. 1993.
  62. Шадриков «Психология деятельности и способности человека»; Логос; М; 1996.
  63. Ю.А. Ритуальное поведение и формы косвенного целеполагания //Психологические механизмы регуляции социального поведения /Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М., 1979. С.103−127.
Заполнить форму текущей работой