Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гуманизм Юридическая психология

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Категорический императив провозглашает гуманное важнейшее положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин, быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу. Среди религий, конфессий, мировоззрений и прочих духовных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Гуманизм как этический принцип
  • 2. История развития юридической психологии
  • 3. Практическое задание
  • Список использованной литературы

Гуманизм Юридическая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Гуманизм как этический принцип

Гуманизм (от латинского humanus — человечный) — принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

Гуманизм — это мышление и действие, которое руководствуется достоинством человека и ориентировано на осуществление гуманных условий жизни.

Среди религий, конфессий, мировоззрений и прочих духовных ретрообразований, гуманизм — это такая этическая ориентация, чье название уже содержит прямой путь и высшую цель практической осмысленной деятельности, и чьи стандарты реальны, убедительны, ясно научно обоснованы.

Почему гуманизм — это альтернативная этическая ориентация? Потому что существующие до сих пор ориентации оказались несостоятельными, и сейчас в нашем обществе существует опасное расщепление между этическими требованиями и реальными действиями.

Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.

Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственности, в которой мораль рассматривалась как область должного, сформулировал гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству».

Категорический императив провозглашает гуманное важнейшее положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин, быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.

Идею категорического императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосуществима.

Картину общества, живущего не в соответствии с идеалами Канта, обрисовал Пушкин в главе второй «Евгения Онегина»:

«…Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями, А единицами себя;

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно".

Гуманистическое начало содержит древнейшее нравственное нормативное требование, получившее название «Золотое правило». Оно формулируется в позитивной форме: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», или же в негативной форме: «не поступай…» и т. д. В русской пословице оно получило такую интерпретацию: «чего в других не любишь, того не делай сам».

«Золотое правило» содержит гуманистическую идею равенства всех людей. Оно означает право и обязанность личности брать на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить себя на место другого.

Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению.

.

2. История развития юридической психологии

В ряде учебников по юридической психологии истоки развития юридической психологии прослеживают с античных времен. Анализируются тенденции в генезисе правового мировоззрения, цитируются высказывания Сократа, труды Демокрита, Платона, Аристотеля и других классиков античной эпохи по вопросам справедливости и правомерности, необходимости учета особенностей человеческой души. Однако подобный подход к историографии расширителен, так как при его реализации происходит смешение трех различных по содержанию, хотя в определенной мере и взаимосвязанных, значений термина «психология»: житейского (дона-учного), философского и конкретно научного.

3. Практическое задание

Один из опасных преступников, осужденных за совершение тяжкого преступления, в беседе сотрудника с ним сказал: «Я живу только в минуту смертельной опасности!».

Дайте психологическую характеристику мотивации данного высказывания и личностных особенностей преступника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Л. Юридическая психология. — СПб., 1998.
  2. Л.Е. Золотое правило // Здравый смысл. 1997, № 1 (5).
  3. Гуманистический манифест 2000 // Здравый смысл. 1999, № 1 (13).
  4. В.С. Юридическая психология. Курс лекций. — М., 2002.
  5. А.Г. Бог и человечность // Здравый смысл. 2004, № 3 (32), с. 36.
  6. П. Гуманизм в исторической перспективе // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, философия. 1992, № 2.
  7. Майерс Дэвидс. Социальная психология. — СПб., 1997.
  8. Практическая психология: Учебник / Под ред. Тутушкиной М. К. -СПб., 1997.
  9. А.В. Этика: история и теория. — М.: Академический проект, 2002.
  10. В.А. Гуманизм: опыт философского осмысления // Высшее образование сегодня. 2004, № 10.
Заполнить форму текущей работой