Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История политических и правовых учений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возникнув в условиях деления людей на свободных и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных. Свобода — фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот всей древнегреческой политической теории и практики. В центре внимания древнегреческой мысли оказалась проблематика, связанная с исследованием закономерностей происхождения… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Учение Платона о государстве
  • Глава 2. Учение Аристотеля о государстве
  • Заключение
  • Список литературы

История политических и правовых учений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

В политико-правовых учениях Древней Греции и всей античной цивилизации, коренятся истоки европейского понимания права, политики государства. Следует учитывать, что историко-научная реконструкция учений прошлого оказалась возможной не ранее XIX столетия. Применительно к Древней Греции нельзя не указать и на трудности реконструкции изучаемых идей, которые нередко объясняются ее более чем скромной эмпирической базой. В целом ряде случаев воспроизводить эти идеи приходится лишь по дошедшим до нас фрагментам произведений мыслителей, свидетельствам современников и др. Исключения составляют труды Платона и Аристотеля. Особенности становления и последующего развития политико-правовой мысли в Древней Греции обусловлены прежде всего уникальностью полиса как формы политического общения. Слово «полис» (от греч. polis) переводится как государство, точнее, им обозначают город-государство, состоящее из города и прилегающей к нему территории; производна от полиса «политика» (от греч. politike) — государственные дела, искусство управления государством. Однако полис — это не государство в его новоевропейском и современном понимании.

Во-первых, следует подчеркнуть общинный, замкнутый характер полиса, стремящегося к автаркии, самоизоляции в экономическом, социальном отношениях. Автаркия выступала экономической основой свободы — отдельного человека как гражданина и полиса в целом как политически независимого (например, в концепции идеального государства Аристотеля) государства.

Во-вторых, полис — это не просто автаркическая община, а гражданская община, т. е. коллектив свободных граждан. Из идентичности полиса и гражданского коллектива исходили все политико-правовые учения Древней Греции. В них отражается теснейшая, буквально физически ощущаемая гражданином полиса его связь с полисом (государством) как единым целым. Политика является для гражданина полиса естественным проявлением его общественной жизнедеятельности, политическая жизнь — «это развитие его собственного существования». Противопоставление гражданина полису было неприемлемым для гражданского коллектива и сурово каралось (подтверждение тому — судьба афинского мудреца Сократа). Хотя сказанное относится, прежде всего, к афинской классической демократии, но и во времена ее кризиса и начавшегося упадка полисной организации полис оставался для древнегреческих мыслителей, включая и Аристотеля, высшей ценностью.

Возникнув в условиях деления людей на свободных и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных. Свобода — фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот всей древнегреческой политической теории и практики. В центре внимания древнегреческой мысли оказалась проблематика, связанная с исследованием закономерностей происхождения и функционирования политико-правовых явлений. Отход от мифологических представлении, формирование рационально-логических, философских, а затем и научных (в зачаточной форме) способов подхода к окружающему миру поставили обсуждение и рассмотрение названной темы на теоретическую почву. Первоначальные мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступают место формирующемуся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права.

Пройдя школу Платона, критически переосмыслив ее, Аристотель обобщил, систематизировал и существенно расширил все известные тогда сведения в области философии, логики, астрономии, истории, политики, психологии, естествознания. Его сочинения оказали неоценимое влияние на развитие.

Цель работы является изучение политических и правовых учений Платона и Аристотеля.

В результате поставленной цели в работе предстоит решить следующие задачи:

 изучить понятие о государстве;

 дать краткую характеристику основным учениям Платона и Аристотеля;

Показать весь текст

Список литературы

  1. Античные философы и их произведения. Ростов-на-Дону, 1992.- 535с.
  2. Аристотель. Политика.// Серия: Philosophy. М.: АСТ, 2002 г. -400с.
  3. В.Ф. Античная философия: критика учения Платона «Об идеях» у Аристотеля.. 268с.
  4. В.Ф. Античная философия. Учеб. пособие. 2-е изд. М., 1976.- 337с.
  5. Р.А. Политические учения античности.: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: издательство Нижневартовского педагогического института, 1995.- 339с.
  6. А.Ф., Горбатюк Н. А., Кучинский В. А. Общая теория государства и права. -М.: Проспект, 2004 — 457с.
  7. А.Н. «Курс лекций по древней философии». М. Ю 1981. С.253
  8. Лосев А.Ф. «Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьб
Заполнить форму текущей работой