Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экологическое образование на территории детского сада

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Об экологическом образовании еще несколько лет назад практически не говорили, а термин «экология» был плохо совместим с дошкольным детством. Действительно, что может маленький гражданин страны противопоставить взрослым проблемам экологии. Но дошкольное детство — это период, в котором закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим людям. И то, что… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы экологического образования детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 1. Гуманитарные аспекты экологического образования
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы экологического образования старших дошкольников
    • 1. 3. Развивающая среда для экологического образования
  • Выводы к главе I
  • Глава II. Исследование эффективности процесса экологического образования дошкольников
    • 2. 1. Место информационных компьютерных технологий в процессе экологического образования дошкольников
    • 2. 2. Анализ использования экологических программ дошкольными учреждениями
  • Выводы к главе II
  • Заключение
  • Библиография

Экологическое образование на территории детского сада (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе в канун XXI века. Люди еще не научились осознанно и правильно взаимодействовать с природой без ущерба для себя и планеты. Одним из путей решения этих вопросов является система непрерывного экологического образования. Она предусматривает развитие экологического сознания и экологической культуры, начиная с дошкольного детства.

В философских и педагогических исследованиях экологическая культура рассматривается как одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.

Об экологическом образовании еще несколько лет назад практически не говорили, а термин «экология» был плохо совместим с дошкольным детством. Действительно, что может маленький гражданин страны противопоставить взрослым проблемам экологии. Но дошкольное детство — это период, в котором закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим людям. И то, что ребенок-дошкольник узнает, поймет и прочувствует, обязательно станет стержнем отношения к окружающему миру во взрослой жизни.

Общетеоретические тенденции, сформированные в различных сферах науки, находят новое развитие в дошкольной педагогике. В теории дошкольной педагогики складывается системный подход к решению проблем экологического воспитания дошкольников, разрабатываются содержание и технологии. Проблемам экологического воспитания дошкольников посвящены исследования Э. И. Залкинд, Л. Ф. Захаревич, Е. И. Золотовой, Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, И. А. Хайдуровой и др.

Объект исследования: основы экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс обучения основам экологического образования старших дошкольников.

Цель работы — анализ современного состояния экологического образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Исходя из цели исследования, анализа психолого-педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений, была сформулирована гипотеза:

— экологическая культура детей старшего дошкольного возраста предполагает осознанное отношение к природе;

— воспитание экологической культуры старших дошкольников окажется наиболее результативным, если:

— ознакомление с природой родного края используется педагогом как часть экологического воспитания дошкольников, ребенок имеет возможность непосредственного контакта с природой;

— актуализируются индивидуальные интересы ребенка, их положительно-эмоциональные переживания, чувства, личный опыт и бережное отношение к природе;

— взаимодействие педагогов и родителей ребенка осуществляется по принципу равноправных субъектов воспитания (экологической культуры).

Исходя из цели и положений гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

— проанализировать процесс становления экологического образования;

— изучить психолого-педагогические основы экологического образования старших дошкольников;

— исследовать эффективность процесса экологического образования дошкольников, в том числе образование с помощью современных образовательных технологий;

— выяснить, какие экологические программы используются в дошкольных учреждениях.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач на различных этапах исследовательской работы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический, анализ философской, естественнонаучной и психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент (констатирующий); наблюдение и анализ деятельности дошкольников; изучение педагогической документации.

Исследование данной проблемы опирается на положения современных педагогических исследований о формировании экологических представлений, экологической культуры у дошкольников (Рыжовой И.А.; Николаевой С. Н.; Марковской М. М. и Васильевой А. И. и др.).

В качестве источников информации использовалась учебно-научная литература, научные журналы.

Данная работа состоит из введения, двух глав, четырёх подглав, заключения, трёх иллюстраций, библиографического списка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. • Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М., 1992. — 95с.
  2. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию дошкольников. М., 1998. — 172с.
  3. • Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. М, 1983. — 133с.
  4. • Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. Минск, 1972. — 78с.
  5. • Вавинская С. А. Применение компьютерно-игровых технологий в дошкольном образовании // Актуальные проблемы высшего педагогического образования в условиях реформы школы. — Минск, 1999. — Ч. 1. — С. 179−182.
  6. • Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. — М., 1980. — 252с.
  7. • Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. — М., 1978. — 154с.
  8. • Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Москва, 2006. — 235с.
  9. Закон РФ «Об образовании». — М.: Просвещение, 1996.
  10. Крискунов Е. А., Пасечник В. В. Экология (пособие для учителя). — М., 1995. — 324с.
  11. • Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. — М., 1989. — 248с.
  12. • Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под ред. Саморуковой П. Г. М.: Просвещение, 1991. — 195с.
  13. Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. — Минск, 1999. — 263с.
  14. • Никитина Т. А. Компьютерные занятия в детском саду // Информатика и образование. — 2003. — № 4. — С. 89−95.
  15. • Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. М., 1998. — 98с.
  16. • Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. М., 2001. — 128 с.
  17. Новоселова С. Л., Петку А. П. Компьютерный мир дошкольников. — М., 1997. — 127 с.
  18. • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «(Вступил в силу 16 марта 2010 г.)
  19. • Рыжова Н. А. Программа «Наш дом — природа». М., Карапуз-Дидактика, 2005.
  20. • Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: ИД «Карапуз», 2001. — 432 с.
  21. • Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика. М., 2000. — 336 с.
  22. О. Г. Сомова. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. — Томск: ОГУ РЦРО. 2008 г. — С. 67−68.
  23. • Экологический словарь. — М., 1993. — 305 с.
  24. • Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. А. М. Федотовой. — Пермь, 1992. — 214 с.
  25. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. — М., 1988. — 175с.
  26. • http://dob.1september.ru/2004/11/2.htm — сайт о программах экологического образования дошкольников.
  27. • http://ecologico.ru/2010/03/ehkologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu/ - экологическое воспитание в ДОУ «Ивушка»
  28. • http://sdo-journal.ru/article/id328 — он-лайн журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика»
  29. • http://stupino.stinline.ru/otrasli/Obrazov/DOU/ekolog.htm — программа «Эколог», г. Москва.
Заполнить форму текущей работой