1. Возникновение материалистической концепции
Возникновение марксизма было вызвано конкретными политическими, социальными и экономическими предпосылками. В конце XVIII ст. в Англии, а она к тому времени была одной из наиболее развитых стран Европы, начался промышленный переворот, и уже в XIX ст. он охватил другие европейские государства. Возрастал объем промышленного производства, строились новые фабрики и заводы, и как следствие — увеличивалась численность наемных работников. На смену феодализму широким фронтом шел капитализм. Формировались новые классы — буржуазия и пролетариат. Все более сильной становилась эксплуатация нанимаемых работников со стороны буржуазии, становилась более глубокой бездна между богатством и бедностью.
В среде рабочего класса возрастает неудовольствие состоянием дел. Постепенно оно перерастает в забастовки, организованные выступления против существующего экономического и политического порядка. Некоторые из них приобрели широкий резонанс. Среди таких — восстания ткачей в г. Лионе (Франция) в 1831 г. и 1834 г., селезских ткачей (Германия) в 1844 г., революционное движение английских рабочих за демократизацию государственного устройства (чартизм) в 1830—1840 гг.
Социальные конфликты и потрясения этого периода, закономерно, вызвали в сознании рабочих и прогрессивной интеллигенции немало социально-философских вопросов: может ли быть общество справедливым, без эксплуатации человека человеком, и как его достичь; какие перспективы развития общества и что является его целью; как можно использовать знание об окружающей действительности на пользу всем людям и др.
Марксизм в целом и его классовая теория происхождения государства в частности возникает в виде определенной системы идей, принципов, теорий, которая хочет ответить на эти вопросы.
Материалистическое учение о государстве имело также и теоретические истоки. Социальная целостность, которая породила марксизм и его концепцию государства, состояла кроме экономики, политики еще и из системы идеологических отношений, духовных образований, которые стали исходным материалом для Маркса, использовавшего его для разработки своей историко-материалистичной концепции государства.
Марксистское учение вобрало в себя найденные предшественниками рациональные зерна диалектического образа мышления. Среди всех теоретических источников марксизма первое место по праву принадлежит диалектически-материалистической методологии анализа государственности.
Следует отметить, что признание экономики основной категорией, которая определяет политику, имело место не впервые. Еще у древнегреческих философов, особенно у Аристотеля, у итальянских мыслителей эпохи Возрождения, прежде всего Н. Макиавелли и Г. Гвинчардини, в английской политико-правовой мысли середины XVIII ст., у физиократов и экономистов XVIII ст. на первый план выносится именно экономика. Французский социалист-утопист А. де Сен-Симон и его последователи Л. Штейн и Р. Штамлер все изменения в социальной жизни объясняли экономическими причинами.
Маркс и Энгельс обращались к накопленному европейской духовной культурой теоретическому материалу. Их внимание в этом материале, естественно, привлекали положения, которые прямо или опосредованно могли работать на созданную ими идеологию, обогащать ее. Эти суждения ими, так или иначе, переосмысливались и лишь потом включались в созданную историко-материалистичную картину социального мира.
Особый интерес у Маркса вызвали политические идеи Ж. -Ж. Руссо. В частности Маркса заинтересовали и нашли свое отображение в его учении представления Руссо о демократии как о норме организации политической жизни индивидов, которая хранится для общей деятельности в обществе. Сердцевиной демократии, по Руссо, является принцип народного суверенитета, верховенства и полновластия народа в государстве. Очень ценными оказались наблюдения Руссо, которые касаются двойственности жизни индивидов в мире частнособственнических отношений.
Марксистская концепция создавалась не без влияния взглядов известных французских историков эпохи Реставрации О. Тьерри, О. Минье, Ф. Гизо. и др. Эти ученые считали, что политические институты, юридические нормы создаются обществом, представляют собой отображение общественного порядка, первичного по отношению к ним. А созданные обществом политико-правовые учреждения потом начинают сами влиять на общественную жизнь, менять ее. Но в большей мере Маркса и Энгельса заинтересовали взгляды вышеназванных историков на положение классов и классовую борьбу. Вот некоторые из них: общество расколото на классы, которые отличаются друг от друга социальными, материальными, правовыми признаками; каждый из классов обязательно старается, чтобы при власти оказался нужное ему правительство; интересы собственности — самые важные и преобладают все другие нужды и др.