Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Марксистский взгляд на классы, природу и перспективы государства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что признание экономики основной категорией, которая определяет политику, имело место не впервые. Еще у древнегреческих философов, особенно у Аристотеля, у итальянских мыслителей эпохи Возрождения, прежде всего Н. Макиавелли и Г. Гвинчардини, в английской политико-правовой мысли середины XVIII ст., у физиократов и экономистов XVIII ст. на первый план выносится именно экономика… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Возникновение материалистической концепции
  • 2. Суть марксистского взгляда на государство и классы
  • 3. Главные преимущества материалистической концепции, ее значение для развития учений о государстве и классах
  • 4. Марксистское видение перспектив развития государства и классов
  • Заключение
  • Список литературы

Марксистский взгляд на классы, природу и перспективы государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Возникновение материалистической концепции

Возникновение марксизма было вызвано конкретными политическими, социальными и экономическими предпосылками. В конце XVIII ст. в Англии, а она к тому времени была одной из наиболее развитых стран Европы, начался промышленный переворот, и уже в XIX ст. он охватил другие европейские государства. Возрастал объем промышленного производства, строились новые фабрики и заводы, и как следствие — увеличивалась численность наемных работников. На смену феодализму широким фронтом шел капитализм. Формировались новые классы — буржуазия и пролетариат. Все более сильной становилась эксплуатация нанимаемых работников со стороны буржуазии, становилась более глубокой бездна между богатством и бедностью.

В среде рабочего класса возрастает неудовольствие состоянием дел. Постепенно оно перерастает в забастовки, организованные выступления против существующего экономического и политического порядка. Некоторые из них приобрели широкий резонанс. Среди таких — восстания ткачей в г. Лионе (Франция) в 1831 г. и 1834 г., селезских ткачей (Германия) в 1844 г., революционное движение английских рабочих за демократизацию государственного устройства (чартизм) в 1830—1840 гг.

Социальные конфликты и потрясения этого периода, закономерно, вызвали в сознании рабочих и прогрессивной интеллигенции немало социально-философских вопросов: может ли быть общество справедливым, без эксплуатации человека человеком, и как его достичь; какие перспективы развития общества и что является его целью; как можно использовать знание об окружающей действительности на пользу всем людям и др.

Марксизм в целом и его классовая теория происхождения государства в частности возникает в виде определенной системы идей, принципов, теорий, которая хочет ответить на эти вопросы.

Материалистическое учение о государстве имело также и теоретические истоки. Социальная целостность, которая породила марксизм и его концепцию государства, состояла кроме экономики, политики еще и из системы идеологических отношений, духовных образований, которые стали исходным материалом для Маркса, использовавшего его для разработки своей историко-материалистичной концепции государства.

Марксистское учение вобрало в себя найденные предшественниками рациональные зерна диалектического образа мышления. Среди всех теоретических источников марксизма первое место по праву принадлежит диалектически-материалистической методологии анализа государственности.

Следует отметить, что признание экономики основной категорией, которая определяет политику, имело место не впервые. Еще у древнегреческих философов, особенно у Аристотеля, у итальянских мыслителей эпохи Возрождения, прежде всего Н. Макиавелли и Г. Гвинчардини, в английской политико-правовой мысли середины XVIII ст., у физиократов и экономистов XVIII ст. на первый план выносится именно экономика. Французский социалист-утопист А. де Сен-Симон и его последователи Л. Штейн и Р. Штамлер все изменения в социальной жизни объясняли экономическими причинами.

Маркс и Энгельс обращались к накопленному европейской духовной культурой теоретическому материалу. Их внимание в этом материале, естественно, привлекали положения, которые прямо или опосредованно могли работать на созданную ими идеологию, обогащать ее. Эти суждения ими, так или иначе, переосмысливались и лишь потом включались в созданную историко-материалистичную картину социального мира.

Особый интерес у Маркса вызвали политические идеи Ж. -Ж. Руссо. В частности Маркса заинтересовали и нашли свое отображение в его учении представления Руссо о демократии как о норме организации политической жизни индивидов, которая хранится для общей деятельности в обществе. Сердцевиной демократии, по Руссо, является принцип народного суверенитета, верховенства и полновластия народа в государстве. Очень ценными оказались наблюдения Руссо, которые касаются двойственности жизни индивидов в мире частнособственнических отношений.

Марксистская концепция создавалась не без влияния взглядов известных французских историков эпохи Реставрации О. Тьерри, О. Минье, Ф. Гизо. и др. Эти ученые считали, что политические институты, юридические нормы создаются обществом, представляют собой отображение общественного порядка, первичного по отношению к ним. А созданные обществом политико-правовые учреждения потом начинают сами влиять на общественную жизнь, менять ее. Но в большей мере Маркса и Энгельса заинтересовали взгляды вышеназванных историков на положение классов и классовую борьбу. Вот некоторые из них: общество расколото на классы, которые отличаются друг от друга социальными, материальными, правовыми признаками; каждый из классов обязательно старается, чтобы при власти оказался нужное ему правительство; интересы собственности — самые важные и преобладают все другие нужды и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Г. И др. Политические учения: история и современность. — М., 1979.
  2. П. С. Хрестоматия по истории политических учений. — М., 1972.
  3. История политических и правовых учений: учеб. для вузов. Под ред. — М.: Норма, 2001.
  4. История политических учений. Часть 1. под ред. К. А. Мокичева. — М., 1971.
  5. Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. — М, 2004.С.72−78.
  6. Л. С. Карл Маркс как теоретик государства. — М.: Наука, 1979.
  7. Л. С. Марксистско-ленинское учение о государстве и праве. История развития и современность. — М.: Наука, 1977.
  8. К. и Энгельс Ф. Соч., т.21, 23.
  9. Н. Н. Теория государства и права. — М., 1993.
  10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — М., 1982.
Заполнить форму текущей работой