Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственный сектор экономики и тенденции его развития в РФ

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Томас Ман на примере Англии подробно описал меркантилистский механизм государственного вмешательства в экономику: «…мы должны постоянно соблюдать следующее правило: продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них», то есть, другими словами, поддерживать активный торговый баланс государства. Однако промышленность активно развивалась, образовывая новые формы, при которых… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Раздел 1. Сущность и особенности функционирования государственного сектора экономики
    • 1. 1. Понятие государственного сектора экономики и его структура
    • 1. 2. Механизм функционирования государственного сектора экономики
  • Раздел 2. Особенности развития государственного сектора в России
    • 2. 1. Структура государственной собственности в России
    • 2. 2. Анализ государственного сектора в российской экономике
  • Раздел 3. Перспективы развития государственного сектора в России
    • 3. 1. Критерии эффективности государственной собственности
    • 3. 2. Основные проблемы развития государственного сектора и пути их решения
  • Заключение
  • Список литературы

Государственный сектор экономики и тенденции его развития в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Раздел 1. Сущность и особенности функционирования государственного сектора экономики.

1.1. Понятие государственного сектора экономики и его структура.

Анализ научных работ по этому вопросу показывает, что не существует единственной общепринятой концепции возникновения государства, и он по сей день является дискуссионным. Однако, если относительно причин возникновения государства имеет место научная дискуссия, то по вопросу признаков государства мнения многих ученых сходятся. Среди основных общепризнанных признаков государства выделяют следующие: народ, наличие определенной территории, наличие публичной власти, налоговая и финансовая системы, суверенитет, система права. Эти признаки позволяют выявить общие характеристики любого государства, а, следовательно, дать толкование самого понятия «государство». На наш взгляд, наиболее полно оно раскрыто М. И. Абдулаевым: «Государство — это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата» .

Современное государство в своей деятельности охватывает множество внутренних (политических, социальных, экономических, культурных, экологических), а также внешних (взаимодействие с другими государствами по вопросам обеспечения безопасности, противодействия терроризму, решение глобальных проблем и пр.) направлений. Таким образом, в результате развития общества государство стало одним из важнейших элементов жизни любого социума. Это подтверждается исследованиями ученых, которые определили, что на протяжении XIX—XX вв.еков в передовых экономически развитых странах наблюдался устойчивый рост государственных расходов. В среднем доля совокупных государственных расходов в ВВП экономически развитых стран в XX веке выросла с 10% по данным 1913 года до 49% в 2007 году. Рост наблюдался даже в странах, в которых главенствующие позиции занимали идеи, ограничивающие государственное вмешательство.

На рубеже XVII—XVIII вв.еков начала формироваться рыночная система хозяйствования. В тот период ведущей экономической теорией являлся меркантилизм, который выступал за активное государственное регулирование экономики, однако оно распространялось лишь на ограниченный круг отраслей, таких как промышленность и торговля.

Томас Ман на примере Англии подробно описал меркантилистский механизм государственного вмешательства в экономику: «…мы должны постоянно соблюдать следующее правило: продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них», то есть, другими словами, поддерживать активный торговый баланс государства. Однако промышленность активно развивалась, образовывая новые формы, при которых меркантилистское государственное вмешательство являлось серьезным барьером в развитии. В таких условиях требовалось переосмыслить роль государства в экономике, что и произошло в учении классической политической экономии. Теория физиократов основывалась на законе космического порядка, которому подчинены как материя, так и человечество, и который установлен Богом. В этой связи государство не должно вмешиваться и нарушать его, оно должно лишь донести до людей закон космического порядка, т. е. организовать просвещение, а также соблюдать и охранять его. Другими словами, политика физиократов — это политика либерализма, где действует принцип «дать свободу действию» (laissez-faire). Она выражалась в свободной конкуренции, поддержание которой приводило к установлению экономического порядка.

Уильям Петти в своей работе «Трактат о налогах и сборах» так определяет основные направления расходования государственных средств: военные расходы; содержание управления; расходы на образование: школы и университеты; расходы на церковь; содержание детей-сирот и инвалидов; расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты, другие предметы, нужные для блага пользования всех. Таким образом, согласно физиократам ограничение роли государства в экономике осуществляется через основные статьи расходования государственных средств.

Осуществление процесса разгосударствления и приватизации собственности обусловливает необходимость определения пропорции (соотношения) между формами собственности, особенно между государственной и частной .

Полная отмена государственной собственности на средства производства и переход последних к частным владельцам может привести к деформациям в экономике, к созданию другой монополии — частной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
  2. Федеральный Закон от 17.08. 2005 N 147-ФЗ (ред. от 04.05. 2006)"О естественных монополиях" // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
  3. А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования // Регион: политика, экономика, социология. — 2006. — № 1−2. — с. 23−26.
  4. Эн.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 342 с.
  5. А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 480с.
  6. Г., Луциус Г. Основы учения о рыночной экономике. / Под ред.И. И. Столярова. — М.: Агент, 2007. — 230 с.
  7. В. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. — № 12. — с.57−64.
  8. В.Г. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. — 2006. — № 7. — с.28−37.
  9. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для ВУЗов. / Под ред. Морозовой Т. Г. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 253 с.
  10. Р.А. Меняющаяся роль государства в мировой экономике 20 века // Социология и политология. — 2006. — № 3. — с.25−38.
  11. А., Кузнецов О., Кашин В. Государственный сектор экономики: нынешняя российская специфика // Экономика. — 2008. — № 1. — с.8−23.
  12. А. Нещадин, О. Кузнецов, В. Кашин. Российская экономика: тенденции огосударствления // Общество и экономика. — 2007. — № 8. — с. 3−27.
  13. В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие МГУ им. М. Ю. Ломоносова. — М.: ИНФРА — М, 2007. — 122 с.
  14. А.В. Система государственного управления: Учебник. — М.: Закон и право, 2007. — 154 с.
  15. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 554 с.
  16. Н. О роли государства в общественном развитии: Запад vs. незападные модели // Общество и экономика. — 2006. — № 3 -4. — с.4−17.
  17. В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // Международные отношения и мировая экономика. — 2009. — № 10. — с.51−62.
  18. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с англ. — М.: Дело ЛТД, 2008. — 356 с.
  19. Е.Ф., Бобров А. В. Государственный сектор экономики страны и перспективы его развития // Экономика. — 2008. — № 2. — с.1−27.
  20. Х.П. Государство и экономика: сотрудничество и конкуренция. // Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 5. — с.36−39.
  21. Л.И. Государственный сектор экономики. — М.: Наука, 2007. — 370 с.
Заполнить форму текущей работой