Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение триботехнических показателей подвижных сопряжений с использованием явления избирательного переноса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях более широкого использования смазочных материалов, вызывающих режим избирательного переноса и, в частности, для реализации ИП в ходовых передачах винт-гайка, проведены исследования контактных свойств пар трения, работающих в этом режиме. На основании данных исследований установлено, что многократное увеличение контактной жесткости и снижение диссипативных свойств стыка в режиме ИП связаны… Читать ещё >

Содержание

  • Введение .стр
  • 1. Природа трения, износа, механизм смазочного действия. Обзор исследований избирательного переноса. стр
    • 1. 1. 0 природе трения и износа. стр
    • 1. 2. функции и механизм действия смазочных материалов. стр
    • 1. 3. Избирательный перенос. стр
  • 2. Приборы и методика экспериментального исследования. стр
    • 2. 1. Машина возвратно-поступательного трения .игр
    • 2. 2. Стенд для испытания передач винт-гайка СВГ /.стр
      • 2. 2. 1. Устройство и технические характеристики. стр
      • 2. 2. 2. Контроль величины нагрузки на гайку. Методика градуировки. стр
      • 2. 2. 3. Измерение коэффициента трения и КПД передачи. стр
      • 2. 2. 4. Контроль распределения нагрузки по виткам резьбы гайки. стр
      • 2. 2. 5. Методика измерения износа резьбы. стр
    • 2. 3. Прибор для исследования контактных свойств изнашивавши тел / ДИП /. стр
      • 2. 3. 1. Устройство и технические характеристики. стр
      • 2. 3. 2. Градуировка узла измерения момента трения. стр
    • 2. 3. 3. Градуировка узла измерения сближения. стр
    • 2. 4. Метод скользящего пучка рентгеновских лучей. стр
  • 3. Исследование физико-химических процессов под влиянием активных присадок в режиме избирательного переноса. стр
    • 3. 1. Влияние продуктов превращения глицерина на трибологические свойства пар трения. стр
    • 3. 2. Исследование структурных изменений в поверхностных слоях материалов при трении под влиянием модельных присадок. стр

    3.3. Исследование химических процессов в смазочной среде под воздействием присадок, возбуждающих ИП, и их влияние на параметры трения. Методика создания многокомпонентных присадок, инициирующих ИП. стр.

    3.4. Исследование триботехнических свойств Eft -присадки, возбуждающей режим избирательного переноса. стр.

    Выводы. стр.

    4. Исследование контактных свойств пар трения применительно к режиму избирательного переноса. стр.

    4.1. Исследование контактной жёсткости пар трения в процессе их изнашивания. стр.

    4.2. Влияние смазочных композиций, вызывающих избирательный перенос, на характер приработки и изменение контактных свойств пар трения. стр.

    4.3. Влияние состояния и свойств контакта в режиме ИП на динамические характеристики пар трения. стр.

    4.4. Исследование граничной вязкости смазочной среды в режиме избирательного переноса. стр.

    Выводы. стр.

    5. Количественные закономерности процесса избирательного переноса. стр.

    5.1. Механизм избирательного переноси. стр.

    5.2. Возможности оценки сил трения в режиме избира-рательного переноса с помощью значений энергии активации. стр.

    Выводы. стр.

    6. Исследование работоспособности тяжелонагруженных передач в режиме избирательного переноса. стр.

    6.1. Эксплуатационные условия тяжелонагруженных передач с большим уровнем скольжения и воможности реализации ЙП. стр.

    6.2. Исследование эффективности избирательного переноса в передаче винт — гайка. стр.

    6.3. Методика расчета на износ передачи винт-гайка., стр.

    6.3.1. Распределение нагрузки по виткам резьбы, стр.

    6.3.2. Изнашивание передачи винт-гайка. Методика расчета. стр.

    6.3.3. Пример расчета на износ передачи винт-гайка. стр.

    Выводы. стр.

Повышение триботехнических показателей подвижных сопряжений с использованием явления избирательного переноса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях развитого социалистического общества проблема повышения качества, его основных слагаемых надежности и долговечности машин и механизмов, приобретает большое значение. Обеспечение надежности и долговечности в конструкциях вновь создаваемых устройс будет неразрывно связано с износостойкостью трущихся сопряжений. Интенсификация современного производства накладывает все более тяжелые условия эксплуатации машин, ставит перед конструкторами задачу обеспечения их ресурса путем применения новых конструкционных и смазочных материалов. Исследование процессов трения и изнашивания на протяжении всей истории развития этой науки, начиная от первых опытов Леонардо да Винчи, вызванных развитием корабельной техники и до сегодняшних дней, когда исследования направлены на сокращения потерь материалов, времени простоев на ремонт и профилактику, снижение энергетических затрат, было и остается неразрывно связано с практикой. Исследования трения, изнашивания, смазки позволяют обеспечить эффективность многих технологических процессов в различных отраслях промышленности. Использование рекомендаций трибологических исследований в тяжелой машиностроении, нефтедобывающей, станкоинструментальной промышленности обеспечит весомый эффект реализаций от научных исследований, т.к. именно в этих отраслях народного хозяйства применяется значительное количество большегрузных подшипников, подпятников, механических передач, исполнительных механизмов и других узлов имеющих трущиеся сопряжения. Повышение ресурса тяжелонагруженных узлов трения является одной из важнейших задач в этих отраслях промышленности, что делает необходимым привлечение новых, нетрадиционных, требующих глубоких научных исследований, способов повышения износостойкости. Исследования избирательного переноса ЙП в последние годы позволило подойти к решению проблемы износостойкости во многих •б случаях с наибольшей эффективностью. Избирательный перенос относится к режиму трения при граничной смазке, характерному аномально низкими значениями коэффициентов трения 0,01−0,001 и интенсивностью изнашивания 10″ 10 Г В результате физико-химических процессов, протекающих на контакте, продукты трибохимических превращений в смазочной среде избирательно растворяют компоненты сплава, создавая при этом подвижный поверхностный слой, обеспечивающий положительный градиент механических свойств по глубине. В установившемся режиме избирательного переноса проявляется равновесие процессов разрушения-восстановления целостности образовавшегося сервовитного слоя, что характеризует практическую безизносность деталей пары работающей в режиме Ш. Из-за сложности процессов, протекающих на контактеи большого количества влияющих факторов это явление остается недостаточно изученным. До сих пор недостаточно ясны механизмы физико-химических процессов на контакте, диффузии легирующих элементов в поверхностных слоях деталей. Не ясны свойства поверхностного слоя и условия его регенерации. Необходимы дальнейшие исследования условий реализации Ш в технических устройствах и влияние этого режима 1 трения на показатели качества машин и механизмов. Исследование избирательного переноса с целью выявления механизма его возникновения, исследование процессов протекающих на контакте, а также разработка смазочных композиций и присадок к техническим смазочным материалам вызывающих избирательный перенос в парах тренья узлов машин, является важной научно-технической проблемой, позволяющей обеспечить надежность подвижных сопряжений за счет увеличения их износостойкости. В настоящей работе приведены исследования физико-химических процессов, протекающих в смазочной среде и на поверхности трения 7 в режиме избирательного переноса, позволяющие Йолое глубже раскрыть сущность этого явления и направленные на создание смазочных композиций, вызывающих и поддерживающих избирательный перенос в парах трения промышленных устройств. Приведены результаты исследования контактных свойств пар трения при избирательном nef реносе ирассмотрены возможности количественной оценки параметров трения в этом режиме. Рассмотрены вопросы реализации ИП в тяжелонагруженных передачах с большим уровнем скольжения сопрягаемых деталей и приведены результаты экспериментальных исследований эффективности избирательного переноса в силовых передачах винт-гайка. Предложена методика расчета на износ передач винт-гайка, применительно к режиму ИП и граничному трению. В приложении представлен документальный материал по экономической эффективности от промышленного использования смазочных композиций вызывающих ЙП, созданных на основании данных исследований. I ПРИРОДА ТРЕНИЯ, ИЗНОСА, IvIEXAIfflS. M СМАЗОЧНОГО ДЕЙСТВИЯ. ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПЕРЕНОСА. I.I. О ПРИРОДЕ ТРЕНИЯ И ИЗНОСА. Современные представлершя о природе трения и изнашивания находятся в тесной связи с развитием исследований поверхностных явлений, металловедения, физической химии, реолопш, механики упругих и пластических сред, физики твердого тела. Большой качественный скачок Б развитии науки о трении был достигнут в результате раскрытия двойственности природы трения и создания молекулярно-Mexai ческой теории трения //,_7. Накопленные результаты экспериглентальыых и теоретических исследований, а тагсже прхшеры проявления трения в технических устройствах можно было количественно описать лршь при учёте гликрогеохметрии, состояния реальной физической поверхности, а также адгезионных свойств контактирующих тел. Величины контурной и ф. актичео-кой площадей контакта будут зависеть в первую очередь от вол1Шстости, шероховатости, нагрузки. Использование кривой опорной поверхности, характеризующей возрастание площади сечения выступов по глубине, наряду с параметрами сближения, позволяют вычислить, как фактическую площадь контакта ФПК та!, и напряжения в отдельных точках контакта, зависящие от величины деформащги гликронеровностей J ЪошшхА условием молекулярно-механической теории является Зёт отличия внешнего трения от внутреннего. Внешнее трение будет реализовываться при локализации деформаций в тонком поверхностном слое, при этом выполняется условие положитеяьного градиента механических свойств по глубине:

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. На основании комплексных физико-химических исследований показано, что основная роль в реализации режима избирательного переноса наряду с ПАВ принадлежит продуктам превращения глицерина на фрикционном контакте — акролеину, акриловой кислоте, акри-лату меди. Установлено, что режим ИП можно реализовать путем введения этих трех компонентов в базовое углеводородное масло.

2. Показано, что реализацию избирательного переноса в парах сталь-сплав на основе меди, аналогично введению трех указанных компонентов, можно осуществить при добавках в углеводородное масло глицерина и анионоактивных ПАВ. На основании данных исследований разработана и создана трехкопонентная присадка к смазочным маслам, содержащая глицерш и экспериментально подобранные с учетом режимов трения и состава базового масла поверхностноактивные вещества. Лабораторные испытания присадки на различных по кинематике парах трения показали значительное увеличение износостойкости.

3. Проведен анализ условий работы тяжелонагруженных передач с большим уровнем скольжения, на основании которого определены возможности реализации избирательного переноса в них с целью увеличения долговечности и улучшения показателей качества. Показано, что передачи винт-гайка скольжения, имеющие широкое распространение в тяжелом и общем машиностроении, по своим кинематическим и эксплуатационным свойствам являются сопряжениями, в которых реализация ИП возможна с высокой вероятностью.

4. Разработана методика стендовых испытаний винтовых сопряжений и проведен анализ характера изнашивания передачи винт-гайка скольжения. С использованием данного анализа и результатов испытаний разработана методика расчетной оценки на износ винтовых сопряжений.

5. На основании стендовых испытаний силовых передач винт-гайка в условиях, моделирующих работу нажимных пар прокатных станов, показано, что введение в смазочное масло разработанной 3-х компонентной присадки позволяет реализовать в этом узле трения режим ИП, при этом более, чем в 3 раза повышается износостойкость передачи, значительно увеличивается КПД и момент заедания, а также снижается момент сопротивления в паре.

6. В целях более широкого использования смазочных материалов, вызывающих режим избирательного переноса и, в частности, для реализации ИП в ходовых передачах винт-гайка, проведены исследования контактных свойств пар трения, работающих в этом режиме. На основании данных исследований установлено, что многократное увеличение контактной жесткости и снижение диссипативных свойств стыка в режиме ИП связаны с взаимной подстройкой микрогеометрии трущихся деталей и с увеличением площади фактического контакта. При этом упрочнение отсутствует, вследствие образования сервовитного слоя меди.

7. На основании проведенных исследований граничной вязкости в режиме ИП показано, что вязкость смазочного материала в тонких приповерхностных слоях для этого режима трения многократно возрастает, способствуя реализации положительного градиента механических свойств и увеличению несущей способности пар трения. На основании экспериментальных данных сформулирован критериальный признак избирательного переноса по характеру изменения граничной вязкости, позволяющий наряду с другими физико-химическими критериями этого процесса определять установившуюся стадию режима ИП.

8. На основании обобщения результатов проведенных экспериментов и аналища предшествующих работ — уточнен механизм избирательного переноса и предложены количественные характеристики оценки его параметров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В., Добычин М. М., Камбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ.- М.: Машиностроение, 1977, 526с.
  2. А.С. Молекулярная физика граничного трения.- М.: Наука, 1963, 472с.
  3. Fleischer G. Durch Losung gruncllegenden tribotechnischer Problemezur Erhohung vonualitat und Zuverlassigkeit techniecher Erzeugnisse und technologischer Verfaren. Schiairungstechnik, 1973, N2 s. 41−45.
  4. Л.М., Куксенова Л. И. Исследование структуры тонкого поверхностного слоя деформированного металла.- Физика и химия обработки металлов., 1975, № 1, с. 104−109.
  5. Трение, изнашивание, смазка.: Справочник. / книга I, под ред. Крагельского И. В., Алисина В. В. / М.: Машиностроение, 1978, 400 с,
  6. .В., Кротова Н. А., Смилга В. Г. Адгезия твердых тел.- М.: Наука, 1973, с. 5−27.
  7. В.И. Предварительное смещение и жесткость механическогоконтакта. М.: Наука, 1975, 59с.
  8. Я.И. Кинетическая теория жидкости. М.: Наука, 1975,575с
  9. Трение и износ в вакууме. / Крагельский Й. В., Любарский Н. М. и др.- М.: Машиностроение, 1973, 216 с.
  10. .В. Молекулярная теория трения скольжения. Журналфизической химии. 1934, т. 5, C. II65.
  11. Н.М. Трение в условиях пластического контакта. М.: Наука, 1968, 102 с.
  12. Трение и износ материалов на основе полимеров. / Белый В. А.,
  13. А.И. и др. Минск.: Наука и техника, 1976, 430 с.
  14. Boud J., Robertson Р.В. The Frictional Properties of Various Lubricants.- Transaction ASMS, vol.67, N1, 19^J?, p.
  15. .В., Лазарев В. П. Новый закон трения и его экспериментальная проверка применительно к трению минеральных дисперсоидов.- Коллоидный журнал, т I, вып.4, 1935, с 293−302.
  16. Briscoe В., Scruton В., Y/illis F.R. Shear Strength of Thin Lub-riction Films. Proceeding Ro^al Soseeti. L.333″ 1973″ P"99−11
  17. .И. Сопротивление изнашиванию деталей машин. М-Киев.: Машгиз, 1959, с. 12−89.
  18. И.И. Прирабатываемость материалов для подшипников скол! жения. М.: Наука, 1978, 135 с.
  19. И.В. Износ как результат повторных деформаций поверхностных слоев. Известия вузов. Физика, 1958, № 5, С. IIS- 127.
  20. Методика расчетной оценки износостойкости поверхностей трения деталей машин. М.: Издательство стандартов, 1979, 100 с.
  21. Ю.А., Виноградова И. Э. Смазка механизмов машин.- М.: Гостехиздат, I960, 340 с.
  22. Ю.А. Влияние смазочных масел на надежность и долговечность машин. М.: Машиностроение, 1970, 310 с.
  23. Muller R.P. Einflusse von Gleitwerkstoffen zur Verschleisminderung in Lagern und Furungen.-Kon.Elem.Meth., 179, 16, N2,s.41.
  24. Д.Н., Поляков А. А. Повышение износостойкости деталейконструкций самолетов. Изд. 2-е, перераб. и доп., М.: Машиностроение, 1974, 200 с.
  25. Г. В. Смазочное действие углеводородных жидкостейи твердых полимеров. Доклады расширенного заседания ученого совета института Нефтехимического синтеза АНСССР. 12. 12. 1961.- М.: Наука, 1962, с. 18−47.
  26. Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел. М.:
  27. Машиностроение, 1968, 542 с.- 253
  28. .В., Пичугин Е. Ф. Граничная вязкость и граничные фазы смазочных плено$. В кн.: Трение и износ в машинах. Труды 2-й конференции по трению и износу в машинах. Т 3, М-Л, 1949, с. I0I-I06.
  29. .В., Страховский Г. С., Малышева Д. К. Измерение вязкости граничных слоев жидкости методом сдувания.- Журнал экспериментальной и теоретической физики. I960, т. 16, вып.2, с.171−178.
  30. С., Ляйдер К., Эйринг Г. Теория абсолютных скоростейреакций. М.: Мир, 1948, С. 103−170.
  31. .В., Лазарев В. П. Применение обобщенного закона трения к граничной смазке и механическим свойствам смазочного слоя.
  32. В кн.: Трение и износ в машинах. Труды 2-й конференции по трени и износу в машинах. Т. З, М-Л, 1949, с. 106−124.
  33. А.К. Основы учения о трении, износе и смазке машин.-М-Л.: Гостехиздат, 1947, часть 3, с. 25−26.
  34. P.M. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. М.: Наука, 1971, 227 с.
  35. P.M., Буяновский И. А., Лазовская О. Л. Противозадир-ная стойкость смазочных сред в режиме граничной смазки.- М.:1. Наука, 1978, 191 с.
  36. Механические свойства материалов под высоким давлением. / Подред. Х. Л. Пью М.: Мир, 1975, выпуск I, 295 с.
  37. .И., Трушин Е. В. Процесс гидроэкструзии. М.:1. Наука, 1976 199 с.
  38. В.И., Щукин Е. Д., Ребиндер П. А. Физико-химическая механика металлов. М.: Наука, 1962, с. 19−52.
  39. Ю.В., Перцов Н. В., Сумм Б. Д. Эффект Ребиндера.- М.:1. Наука, 1966, 128 с.
  40. С.В. Контактная прочность и сопротивление качению.- id.: Машиностроение, 1969, 220 с.
  41. Повышение износостойкости на основе избирательного переноса.
  42. Под ред. Д. Н. Гаркунова М.: Машиностроение, 1977, 214 с,
  43. Избирательный перенос при трении. Сб. статей / под ред.
  44. Д.Н. Гаркунова, Ю. С. Симакова / М.: Наука, 1975, 88 с.
  45. М.Н. Повышение износостойкости деталей машин при получении избирательного переноса с помощью поверхностно-активных веществ.- Автореф. на соиск. уч. степ. канд. техн. наук, М.: 1971, 10 е.- над заг.: Московский технологический институт.
  46. Сложные эфиры органических кислот жидкости вызывающие избирательный перенос / Барчан Г. П., Крагельский И. В. и др. -В кн.: Применение избирательного переноса в узлах трения машик Часть II, М4: ВЙСМ, 1976, с. 9−13.
  47. Ю.С., Михин Н. Ы. О физико-химических процессах при избирательном переносе. В кн.: Среда и трение в механизмах. Выпуск I, Таганрог.: ТРИ, 1974, с. 18−23.
  48. П. Диффузия в твердых телах.- М.: Металургия, 1966, 195с
  49. Твердые тела под высоким давлением. / Под ред. В. Пол,
  50. Д. Варшауер М.: мир, 1966, 524 с.
  51. А.Г. Об электрохимическом характере коррозии металловв жидких диэлектриках. Доклады АНСССР, 1950, т.73, № 3,с. 573- 575.
  52. Д.Н., Крагельский И. В., Поляков А. А. Избирательныйперенос в узлах трения. М.: Транспорт, 1969, 103 с.
  53. А.П., Симаков Ю. С., Бортник Г. И. Роль микроабразива вреализации физико-химических процессов сопутствующих избирательному переносу.- В кн.: Применение избирательного переноса в узлах трения машин. М.: ВИСМ, 1976, с. 91−95.
  54. Arizmendi L., Palucios J.M., Rinkon A. Glas als Schmirstoffzusatz -Schmirtechn.+ Tribol., 1978, N1, s.6-'/.
  55. Избирательный перенос в узлах трения. Материалы семинара, 1. М.: МДНТП, 197I, 100 с.
  56. B.C. Коррозия твердых растворов на основе меди и серебрг Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. хим. наук. Воронеж 1972, 18 е.- Над заг. Воронежский государственный университет.
  57. Kreuz K.L., Fein R.S., Rand S.J. Solubilization effects in boundary lubrication.- Y/ear, 1973″ ^3″ P' 4−07•
  58. Н.М. Повышение изностойкости деталей машин при получение избирательного переноса с помощью поверхностно-активных веществ- Диссертация на соиск. учен. степ. канд. техн. наук, М.: 1971 152 е., над заг.: Московский технологический институт.
  59. JI.M., Куксенова Л. И., Босов С. В. Рентгенографическийметод исследования структурных изменений в тонком поверхностном слое металла при трении.- Заводская лаборатория, 1973, № 3, с. 293−296.
  60. Л.И., Куксенова Л. И. Об измерении периода кристаллической решетки в приповерхностных слоях меди и латуни при трении.- Физика металлов и металловедение, 1975, т. 39, вып.2, с. 363−366.
  61. Л.М., Куксенова Л. И. Исследование структуры поверхностного слон, формирующегося в зоне контакта при трении меди в условиях избирательного перенреа. Физико-химическая механика металлов. 1976, № 1, с. 100.
  62. Л.И., Рыбакова Л. М. Роль легирующих элементов при трении однофазных бронз и латуней в условиях избирательного переноса. В кн.: Применение избирательного переноса в узлах трения машин. М.: ВИСМ, 1976, ч.1, с. 86.
  63. Влияние диффузии олова в зонв деформации медных сплавов на ихизносоустойчивость при трении в жидкостях систем гидравлики./
  64. Л.М., Куксенова Л. И. и др. Физика ихимия обработки материалов. 1980, № 4, с. I07-II5.
  65. А., Дин Дж. Точечные деффекты в металлах.- М.: ШР, 1966,291 с.
  66. Л.И., Рыбакова Л. М. Роль легирующих элементов при трении однофазных бронз и латуней в условиях избирательного переноса. Физика и химия обработки материалов. 1978, № 1, с.123−1261. А.С. 257 107 (GGCP).
  67. П.А., Логинов А. Р. Стенд для испытаний на износ передачивинт-гайка. В кн.: Расчетно-экспериментальные методы оценки трения ии износа. М.: Наука, 1980, с. 96−98.63. А.С. 416 587 (СССР).64. А.С. 263 965 (СССР).65. А.С. 397 796 (СССР).
  68. С.Ф., Трушин А. В., Дидусев Б. А. Стенд для испытаний на износ грузовыхходовых винтов и гаек. Вестник машиностроения1965, № 11, с. 35−37.
  69. В.Н. Детали машин. М.: Высшая школа, I960, с. 97−169.
  70. Н.Е. Распределение давлений между витками. Полноесобр. соч. М.: ОНТИ, 1937, т.8, с. 97.
  71. И.А., Иосилевич Г. Б. Резьбовые соединения. М.: Машиностроение, 1973, 256 с.
  72. Н.Л. К решению задачи о распределении давления по виткам резьбы. Вестник машиностроения, 1964, № 3, с. 38−40.
  73. В.Б. Уточнение расчетов резьбовых соединений Вестникмашиностроения. 1957, №.7, с. 24−30.
  74. .С., Фролов Н. В. Распределение нагрузки по высоте цилиндрической двухступенчатой гайки винтовой пары. Известия вузов. Машиностроение. 1975, № 1, с. 69−72.
  75. .А., Чукмасов С. Ф., Трушин А. В. Распределение нагрузки по виткам гайки грузового и ходового винта с учетом износа резьбы. Машиноведение, 1966, № 6, с. 102−107.
  76. Справочник по производственному контролю в машиностроении./под ред. Кутай А. К. изд. 3-е перераб. и доп. — М.: 1974, с. 615−647.
  77. А.П., Модлинский А. И., Акулич Н. В. Стенд для исследования износостойкости пары ходовой винт-гайка. Станки и инструмент. 1972, № 11, с. 21−23.
  78. Sf>rQCIl i-7. Verschleigerminderung an Breinssystemen unter Anv- endung radiaktiver Isotope.-Schmierungstechn.1979,N4,s. 113−115.
  79. С.Ф., Трушин А. В., Дидусев Б. А. Способ определенияизноса витков гайки винтового механизма с трением скольжения. Заводская лаборатория. 1966, № 6, с. 762−763.
  80. Н.Б. Фактическая площадь касания твердых поверхностей.- М.: Наука, 1962, с. 55−70.
  81. Г. С. Электронные приборы с механически управляемыми электродами. М.: Энергия, 1974, с. 66−198.- asses. Берлин Г. С., Рейзентул С. А. Механотронные преобразователи и их применение. М.: Энергия, 1974, о. 66−196.
  82. Ф. Капельный анализ органических веществ.- М.: Госхимиздат, 1962, 836 с.
  83. Holm R. Neuere Oberflachenunteruchungsmethoden irur tribologisc:
  84. Probleme.- Eurotrib-77, Dusseldorf, 1977, Bd.1, s.13
  85. Kloss K.H., Wagner E., Broszeld д. Tribologie von chemischeabgeschvedenenM-P-schihten und fJi-P-SiC -Dispersionschicten.- iVerk-stofftechnik. 1980, N11, s. 77−32.
  86. Роль поверхностноактивных веществ в реализации режима безизнос-ного трения / Ю. С. Симаков и др. Тезисы докладов 7 международного конгресса по поверхностноактивным веществам. Серия С,
  87. М.: Внешторгиздат, 1976, С. 98.
  88. О.Н. Исследование и обоснование путей возбуждения избирательного переноса в узлах трения машин.: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. Москва, 1978, II е., над заг. Московский институт тефтехимической и газовой пр-сти им. Губкин
  89. Э.В., Суслов А. Г. Влияние технологических методов обработки на контактную жесткость плоских стыков. В кн.: Микрогеометрия и эксплуатационные свойства машин. № 3, Рига, Редак-ционноиздательский отдел РПИ, 1974, С. 9−21.
  90. В.И. О влиянии угла перекоса следов обработки на сближение и на площад$ касания шероховатых поверхностей. В кн.: Жесткость в машиностроении, Брянск, 1971, с. 331−335.
  91. Уайеэтт 0., Дью-Хьюз Д. Металлы, керамики, полимеры. М.:1. Атомиздат, 1979, 576 с.
  92. И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968,520
  93. И.А., Волков Ю. В., Фонотов В. Т. О приработке пар трения в условиях скольжения с одним относительным движением.- Проблемы треря и изнашивания, N3, 1973, С. 54−58.
  94. А.В., Курапов П. А., Харач Г. М. Контактная жесткость торцевой пары трения в процессе приработки. В кн.: Расчетно-экс-периментальные методы оценки трения и износа.- М.: Наука, 1980, с. 75−80.
  95. Д.М. Собственные колебания ползуна, зависящие от контактной жесткости, и их влияние на трение. Докл. АН СССР, 1963, т. 153, М, с. 820−824.
  96. В.Л. Исследование трения покоя в направляющих скольжения принизкочастотных направленных колебаниях. В кн.: Новое в теории трения. — М.: Наука, 1967, с. 60−81.
  97. Будано®- Б.В., Хандельсман Ю. М., Ускова С. Г. О влиянии вибрации на трение в камневых опорах скольжения. Часы и часовые механизмы. Труды НииЧаспрома — М.: Ь>73, вып.13, с. 77−83.
  98. .В., Кудинов В. А., Толстой Д. М. Взаимосвязь треиия иколебаний. Трение и износ, 1980, т. I, № 1, с. 79−89.
  99. К.П. Исследование К П Д и нагрузочной способности гло-боидного редуктора, работающего в режиме избирательного переноса. Материалы семинара «Избирательный перенос в узлах трения». М.: МДНТП, 1971, с. 16−22.
  100. Д.Г. О связи контактной жесткости с процессами, протекающими на контакте при износе деталей машин. В сб.: Контактная жесткость в приборостроении и машиностроении. Рига: РГО1, 1979, с. 48.
  101. Е.А. О природе разрушения поверхности металлав при трении. М.: Наука, 1979, 118 с.
  102. А.В. Исследование динамических характеристик контакта металлических поверхностей. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. — М., 1970, с. 3-И — над заг.
  103. Московский станкоинструментальный институт.
  104. .В., Карасев В. В. Изучение граничной вязкости органических веществ по кинетике утоньшения их смачивающих слоев. Доклады АН СССР, том 104, № 2, 1955, с. 289−292.
  105. Г. И. О течении жидкости в узких зазорах между сближающимися плоскостями твердыми телами. Доклады АН СССР, том ИЗ, 112 3, 1957, с. 635−638.
  106. М.В. Теоретические основы работы подшинников сколжения. М.: Машгиз, 1959, с. 366−371.
  107. Трибополимерообразующие смазочные материалы. / Сб. статей /под ред. Заславского Ю. С. М.: Наука, Ш979, 70 с.
  108. Zibold G. Amorpnes Metall ein neues Material. — Phusilc unserer Zeit, 1980, 11, Np, s. 130−1yb.
  109. И.В. Исследование явления избирательного переноса при трении. Вестник АН СССР № 1, 1975, с. 25−31.
  110. С., Синг К. Адсорбция, удельная поверхность, пористость.- М.: Мир, 1970, с. 30−38.
  111. А.С., Молотков А. П., Зеленов Ю. В. Об оценке долговечности полимерных материалов. Вестник машиностроения № 7,1979, с. 40−42.
  112. Е.М. Теория Молекулярных сил притяжения между твердыми телами. Журнал экспериментальной и теоретической физики29, 1955, с. 94−110.
  113. ИЗ. Уитертон Р. Ван дер Ваальсовы силы. Успехи физических наук том 105, выпуск 2, 1971, с. 307−320.- 261
  114. Г., Штренге К. Коагуляция и устойчивость дисперсных систем. М.: Химия, 1973, с. 30−102.
  115. Г. П., Челышев Р. П. Вентильные свойства граничного смазочного слоя при трении в режиме избирательного переноса.--Вестник АН БССР, серия физических наук, № 3, 1973, с.126−128.
  116. П.А., Симаков Ю. С., Ильин М. И. Исследование химических и структурных изменений поверхностных слоев в режиме избирательного переноса под влиянием активных компонентов смазочной среды.- Трение и износ, 1981, том II, № 2, с.290−295.
  117. Г. П. Физикохимия трения.- Минск: издательство БГУ им. Ленина, 1978, 205 с.
  118. Я.С., Финкелыдтейн Н. М., Блантер М. Е. Физические основы металловедения.- М.: металургиздат, 1949, 592 с.
  119. А.А. Сверхпластичность металлов и сплавов. Алма-Ата.: Наука, 1969, 209 с.
  120. Peeken Н., Spelker М. Prufstand zur Komprimirung von Schmirstoffen bis 20 000 bar Drecklast.-Antribstech.1980,19,N5,s.91.
  121. А.Я. Фазовые превращения и свойства сплавов при высоком давлении. М.: Наука, 1973, 155 с.
  122. А.Х. Строение металлов и спловов. М.: Металургиздат 1959, с. II0-II2.
  123. А.А. О механизме саморегулирования при избирательном переносе. Трение и износ, 1981, том II, № 3, с.467−478.125. А.С. 257 109 (СССР).126 127 128 129 130 136 479 237 152 649 848 392 544 944 128
  124. П. Диффузия б твердых телах. М.: Металургия, 1966, с. 120−182.
  125. Химия, 1372, 272 с. Пат. 1 750 638 (ФРГ). Пат. 1 470 784 (Англ.).
  126. El-Sayed Н.К., Khataan Н.А. The running performance of externally pressuriaerd. power screws.- .Vear, 1976,39″ N2, p. 28!?-286.1. A.C. 493 578 (СССР).
  127. А.И., Зюзин В. И. Современное развитие прокатных станов— М.: Металургия, 1972, с. 32−280. Беляев В. Г. Конструирование механизмов винт-гайка. Станки и инструмент. 1978, йб, с. 16−19.
  128. Nier R. Der iiinsatz von Digitalreclmerprogrammen zur Diinensio-nierung von Schmirdlsustemen. iiiurotrib 77, Europ. tribolog Kongress. Dusseldorf 1977, Band 2+3, s. 56/1−56/3.
  129. Roberts A.G. Cameron A. The role of In the boudary lubricatioi of bronse.- ASUS Trans. 1975, 18, N4, p. 270−275 143. Y/ikle Keith. G. Combating wear with beryllium copper. Metal
  130. Progr. 197S, 113, N6, p. 60−64.
  131. Новый антифрикционный материал для подшипников скольжения / Белый В. А. и др.- Вестник машиностроения, 1977, № 3, с.90−91.145. А.0. 475 404 (СССР).146. А.С. 359 288 (СССР).
  132. Mochler J.B. Specifiying the right copper alloy bearing. -- Plant, iiing. С USA), 197 $, 29, N2, p. 145−147.148. Пат. 73 646 (ПНР).
  133. M.M. Уточненные методы расчета винтовых механизмов и пути повышения их износостойкости. Автореф. на соиск. учен, степ. канд. техн. наук, Новочеркаск, I960, 18 с. 150. А.С. 451 790 (СССР).
  134. В.М. Механические свойства и износостойкость гра-фитижрованных сталей. Металоведение и термическая обработка металлов. 1978, № 7, с. 35−36.
  135. И.Г. Графитизированная сталь. Энциклопедия неметаллических материалов, т.1, Киев, Главная редакция украинской советской энциклопедии, 1977, с. 312−314.
  136. .А. Некоторые вопросы работы винтовых передач с трением скольжения.: Диссертация на соиск. учен. степ. канд. техн. наук.- Днепропетровск, 1966, 148 с. Над заг.: Днепропетровский металургическии институт.
  137. А.С. Надежность машин.- М.: Машиностроение, 1978, с. 282−326.
Заполнить форму текущей работой