Введение
Представление о сущности налогов и их месте в экономической системе общества менялось по мере развития общественных отношений. Можно выделить шесть этапов формирования представлений о природе налогообложения. Причем на первых этапах налог выступал в основном как экономическая категория и только на последней стадии налог стал получать правовое содержание. Одной из первичных форм налогообложения выступает дань с побежденного народа. Все имущество побежденной стороны переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу «война питает войну». На будущее время население поверженной страны обязывается выплачивать содержание победителям. Иными словами первый прообраз налогов — налог на побежденных.
В мирное время на самых ранних ступенях государственной организации общества система налогообложения воспринималась как необходимое жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных требованиях общества. Уже в этих прообразах налогов угадывался их важнейший признак — его обязательность. Кроме того, несмотря на неразвитость налогообложения того времени, уже выделяется один из элементов налога — ставка налога. В Пятикнижии Моисея сказано: «…и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». То есть первая ставка налога на доход составила 10 процентов.
В Древнем Египте и других восточных деспотиях налоги взимались в качестве арендной платы за пользованием землей, принадлежащей главе государства.
В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров, подарков главе государства. Не случайно в Англии в средние века понятия «налог» и «дар» выступали почти синонимом и обозначались одним словом gift. В Германии же название налогов было связано с просьбой со стороны государства уплатить налог.
В дальнейшем налог стал рассматриваться как помощь населения своему государству. До сих пор в немецком языке по-прежнему название налога — steuer означает поддержку, лепту.
Однако в XVIII веке сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанность граждан перед государством. Так в английском языке до сих пор некоторые налоги называют duty, т. е. долг, обязанность, во французском — impot, что означает принудительный платеж. Именно в таком значении понимание сути налогов сохранилось и до наших дней.
Глава 1. Исторические аспекты налогообложения в России
1.1. Сущность налоговой системы, принципы налогообложения Одним из наиболее эффективных инструментов региональной социально-экономической политики являются налоги. За счет их формируется более 80% собственных доходов территориальных бюджетов. В то же время налоговая политика государства недостаточно эффективна, в связи с чем, в последние годы принимаются энергичные меры по реформированию налоговой системы.
Государство, прежде всего, выражает интересы общества в разных сферах жизнедеятельности. При этом оно вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. Регулирующая функция государства проявляется в исполнении бюджетно-финансовой системы, которая включает в себя отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства. Самой важной частью этой системы является налоговая система.
Налоговая система в Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны.
Налоговая политика России сформировалась в сложных условиях. Спад производства обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, потому налоговая политика носила преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в применении подавляющих производство методов исчисления и взыскания налогов. В условиях криминализации общественной жизни общая ориентация властей на всемерное ужесточение налоговых режимов приводит, как правило, к обратным последствиям. В результате распространение теневого сектора в экономике приобретает угрожающий характер, растут масштабы ук-лонения от налогов. Эти обстоятельства вынудили власти объявить о необходимости налоговой реформы, заставили принять некоторые меры по снижению ставок отдельных видов налогов.
В развитии налоговой системы Российской Федерации можно выделить несколько основных этапов. Прежде всего, это этап становления. Первые признаки начавшейся формироваться налоговой системы появились только во второй половине 80-х гг., когда начали образовываться предприятия других форм собственности и началось постепенное изменение экономического строя общества. С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР от 14.06.90 «О налогах с предприятий, объединений и организаций», в соответствии с которым были установлены следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы и некоторые другие.
Основы существующей в настоящее время налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона РФ от 27.12.91 № 2118−1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г. С принятием этих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система.
По мере дальнейшего углубления рыночных преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменения все более и более очевидным.
Поэтому следующий этап развития налоговой системы можно характеризовать как этап неустойчивого налогообложения. Не случайно на протяжении последующих лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год, вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы.
В результате сложившаяся к концу 90-х гг. в Российской Федерации налоговая система во все большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому развитию страны.
Дальнейшее развитие налоговой системы представляет собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы.