Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Возрастные особенности морфофункционального развития детей из различных социальных групп населения Тюменской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы в России и Тюменской области происходят значительные социально-экономические преобразования, которые привели к расслоению общества, к изменению качества жизни населения, а также к созданию целого рядя демографических проблем. В современном обществе появились дети, которые являются выходцами из «неблагополучных семей». Низкий уровень образования, антиобщественное поведение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Физическое развитие детского организма, как показатель здоровья и критерии его оценки.111.2. Современные аспекты изучения индивидуальной изменчивости растущего организма
    • 1. 3. Рост и развитие детского организма в различных условиях окружающей среды
    • 1. 4. Влияние социально-экономических факторов на показатели физического развития и здоровья детей
  • Глава II. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Материал исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Антропометрические измерения и расчеты
    • 1. 2.2.2. Определение количественного состава массы тела
      • 2. 2. 3. Исследование физиометрических показателей
      • 2. 2. 4. Исследование сердечно-сосудистой.и дыхательной систем
      • 2. 2. 5. Проведение функциональных проб и тестирование физической работоспособности
      • 2. 2. 6. Определение уровня физической подготовленности
      • 2. 3. Математическая обработка полученных данных
  • Глава. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Результаты антропометрических исследований
    • 3. 2. Компонентный состав массы тела
    • 3. 3. Конституциональная характеристика
    • 3. 4. Физиометрические показатели
    • 3. 5. Функциональное особенности организма детей
    • 3. 6. Результаты исследований структурно-функционального со- 82 стояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем
    • 3. 7. Результаты проведения функциональных проб и оценки физической подготовленности

Возрастные особенности морфофункционального развития детей из различных социальных групп населения Тюменской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Проблема здоровья ребенка и оптимальных подходов к его оценке до сих пор остается дискуссионной и основополагающей в научно-практических разработках многих ученых, занимающихся детством (Баранов A.A., 1998; Кучма В. В., 2005; Литовченко О. Г., 2009; Чимаров В. М., 2009; Плигина Е. В., Федотова Г. Г., 2010; Глазунова С. Н., 2011).

Морфофункциональное развитие организма детей является одним из объективных критериев в оценке их индивидуального здоровья. Традиционно сложившаяся в практическом здравоохранении методика оценки физического развития по трем параметрам (рост, вес, окружность грудной клетки) не дает возможности глубинного* изучения процессов роста и развития, происходящих в детском организме вследствие влияния на него различных факторов окружающей среды. Такую возможность на сегодняшний день представляет биомедицинская антропология, которая позволяет на основе антропологического подхода изучить не только внешнюю (габаритные, пропорциональные), но и внутреннюю (состав тела, строение внутренних органов) анатомическую изменчивость организма ребенка (Никитюк Б.А., 1991; Корнетов H.A., Николаев В. Г., 1997; Щедрина А. Г., 2003; Жвавый Н. Ф., Орлов С. А., Койносов П. Г., Койносов А. П., 2010; Прачук A.C., Федоров C.B., 2011).

Возраст 11−18 лет является завершающим этапом в формировании организма, биологически и социально значимым, так как в этот период происходит половое созревание и наступает структурно-функциональная зрелость всех систем организма. Важнейшие константы организма в этот период развития испытывают действие различных факторов окружающей среды и формируют приспособительные механизмы, позволяющие поддерживать жизнедеятельность в тех или иных социально-экономических условиях проживания (Гребнева H.H., 2002; Величковский Б. Г., Баранов A.A., Кучма Б. Д., 2004; Шарайкина Е. П., 2009; Якубенко О. В., Путалова И. Н., 2010).

В последние годы в России и Тюменской области происходят значительные социально-экономические преобразования, которые привели к расслоению общества, к изменению качества жизни населения, а также к созданию целого рядя демографических проблем. В современном обществе появились дети, которые являются выходцами из «неблагополучных семей». Низкий уровень образования, антиобщественное поведение, наличие вредных привычек у родителей, плохие материальные и жилищно-бытовые условия являются причиной задержки физического и психического развития" детей: Мальчики и девочки, поступающие в детские дома и социально-реабилитационные центры, имеют низкое физическое развитие, повышенное психическое напряжение, выявляется целый ряд заболеваний (Дьячкова М.Г., Макарова* В.И., Меньшикова J1.W., 2004; Абрамовских H.A., 2007; Щуров В. А., Кузнецов. А.П., Холодков В. А., 2008; Ненашева A.B., 2008; Стерлин А. И., Черников Ю. Ф., 2011).

Возникает необходимость проведения" реабилитационных и оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление морфофункцио-нальных резервов и адаптивных возможностей организма, детей. Для разработки комплексных социально-оздоровительных программ необходимы данные по морфофункциональному статусу детей из социально неблагополучных семей, чтобыправильновыполнять коррекцию физического развития* и обеспечивать нормальное состояние всех структурно-функциональных систем растущего организма". Для этого необходимо проведение исследований и получение данных, позволяющих объективно характеризовать механизмы адаптации и развития детского организма к различным социально-экономическим условиям проживания (Бабенкова Е.А., Параничева Т. М., 2006; Шарапова 0: В., Царегородцев А. Д., Кобринский Б. А., 2004; Малярчук H.H., 2009; Андреева Г. Ф., Рагимова O.A., Архипова Л. Ю., 2009; Жвавый Н. Ф., Койносов П-Г., Орлов С. А., 2010; Прокопьев Н. Я., 2011).

Актуальность обсуждаемой проблемы для науки и практики, недостаточное освещение данных вопросов в современной литературе явилось побудительным моментом в планировании и выполнении данного исследования.

Цель работы. Изучить возрастные особенности морфофункционально-го развития детей из различных социальных групп населения Тюменской области.

Задачи исследования:

1. Исследовать динамику роста и развития морфофункциональных показателей детей 11−18 лет, проживающих в различных социальных условиях юга Тюменской области.

2. Выявить особенности физического развития, функционального состояния и уровень биологической зрелости организма мальчиков и девочек из различных социальных групп.

3. Оценить структурно-функциональные параметры, и физиологические резервы жизненно важных систем организма детей, проживающих в различных условиях социальной среды.

4. Провести сравнительный, анализ показателей физического развития и морфофункциональной зрелости организма детей из. различных социальных групп юга Тюменской области.

Научная новизна исследования. Впервые проведено комплексное исследование показателей физического развития? и. функционального состояния организма детей из различных социальных групп населения Тюменской области. Получены новые данные о ростовой активности, физиологической* и* биологической зрелости организма детей 11−18 лет в возрастно-половом аспекте и при различных условиях проживания. Установлена гетерохронность. морфофункционального созревания жизненно важных систем обследуемых детей. Показано, что возрастные изменения в морфофункциональных показателях детей из, социально неблагополучных семей формируют дисгармоничный тип телосложения, слабое развитие компонентов массы тела, низкую динамику развития. функциональных резервов жизненно важных органов и систем. Выявлено, что дети из социально неблагополучных семей отстают от своих сверстников в структурно-функциональном созревании сердечнососудистой и дыхательной систем, характеризуются неполноценным развитием регуляторных механизмов, обеспечивающих функциональную жизнеспособность и адаптационные возможности растущего организма.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования возрастных особенностей в морфофункциональных показателях детей из различных социальных групп расширяют научные представления по онтогенезу и дополняют знания по возрастной анатомии человека. Установленные взаимосвязи морфофункционального статуса организма детей из социально неблагополучных семей с особенностями роста и биологического созревания необходимо учитывать, при осуществлении, профилактических и оздоровительных мероприятий по улучшению и укреплению здоровья детей, воспитывающихся* в. неблагополучной, социальной' среде. Анализ проведенных исследований позволил разработать региональные морфофункциональ-ные критерии развития детей юга Тюменской области, которые рекомендуется использовать в коррекционно-оздоровительной работе.

Выявленные особенности в морфофункциональных показателях детей из разных социальных групп могут быть, внедрены в практической деятельности педиатров и педагоговв проведении профилактических медицинских осмотров и разработке мероприятий по снижению влияний неблагоприятной социальной среды на растущий организм. Полученные данные используются в практической деятельности образовательных учреждений Тюменской области, осуществляющих коррекционно-оздоровительную работу с детьми из социально неблагополучных семей (625 026, г. Тюмень, ул. Геологоразведчиков, 13). Результаты исследования внедрены в лекционных курсах и практических занятиях на ряде кафедр Тюменской государственной медицинской академии (625 023, г. Тюмень, ул. Одесская, 54).

Основные положения, выносимые на защиту: 1) Морфофункциональные особенности организма детей формируются по общим закономерностям онтогенетического развития— а также под влиянием окружающей среды, определяющей жизнеспособность растущего организма.

2) На физическое развитие и функциональное состояние организма детей 11−18 лет значительное воздействие оказывают возрастная динамика ростовых процессов и условия социальной среды.

3) Для детей из социально неблагополучных семей характерны дисгармоничность физического развития и низкий уровень, приспособительных реакций организма на воздействия окружающей среды. Апробация работыОсновные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались: на Всероссийских научных конференциях «Актуальные проблемы теоретической, экспериментальной, клинической медицины и фармации» (Тюмень, 2009; 2010) — межрегиональной конференции «Пути и средства повышения эффективности физического воспитания студентов высшей школы» (Тюмень, 2009) — Всероссийской" конференции «Стратегия формирования здорового образа, жизни населения: опыт и перспективы развития» (Тюмень, 2009) — Всероссийской конференции «Современные психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта» (Тюмень, 2009) — на X Конгрессе Международной ассоциации морфологов (Ярославль, 2010; на ИГ Эмбриологическом симпозиуме* «Югра-эмбрио-2011» (Ханты-Мансийск, 2011).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 11 работ, из них 5 научные публикаций в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для кандидатских диссертаций.

Объем И’структура диссертации. Диссертация изложена на 164 страницах машинописного текста, содержит 17 таблиц и 17 рисунков. Состоит из введения, обзора литературы, писания материала и методов, исследования, главы с результатами собственного исследования, обсуждения полученных результатов, выводов и практических рекомендаций.

Список литературы

содержит 227 отечественных и 93 иностранных источников. Весь материал диссертации получен, обработан и проанализирован лично автором.

1. Результаты исследования, отражающие морфофункциональные особенности организма детей 11−18 лет Тюменской области могут служить основой при планировании профилактических мероприятий и проведения коррекционно-оздоровительной работы, направленной на поддержание и укрепление здоровья детей из социально неблагополучных семей.

2. При оценке состояния здоровья и адаптивных свойств организма детей, необходимо проводить исследования, включающие регистрацию и анализ структурно-функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

3. Полученные данные следует использовать в качестве региональных нормативов физического развития, функционального состояния, физической работоспособности и физической подготовленности детей 11−18 лет, что позволяет объективно характеризовать уровень здоровья и качество проводить реабилитационные мероприятия среди подрастающего поколения Тюменской области.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Физиологические и социальные аспекты полового созревания подростков /Н.П.Абаскакова, И. Н. Сидорова, И. Г. Ткаченко // Валеология. 2007. — № 3. — С. 47−48.
  2. H.A. Физическое и психическое развитие детей в условиях ухудшения основных показателей социально-экономического положения населения- Курганской области /H.A. Абрамовских. Автореф.1дис. .канд.биол.наук. Тюмень, 2007. — 23 с.
  3. Л.И. Физическое развитие детей Кировской области / Л. И. Абросимова, Е. В. Кабирова, Т. А. Симакова //Гигиена и< санитария. -1998. -№ 2.-С.31−32.
  4. H.H. Методика комплексного обследованиягдетей в различных экологических и социальных условиях средыг/HtH.Авдеева, Г. М. Зара-ковский, Г. Б. Степанова //Физиология человека. 1994. — Т.20, № 6i — С. 43.
  5. Г. Г. Медицинская морфометрия /Г.Г.Автандилов. М: Медицина, 1990. 382с.
  6. H.A. Экологическая-физиология.человека /Н.А.Агаджанян, А. Г. Марачев, Г. А. Бобков: М: Крук, 1999. 416 с.
  7. H.A. Проблемы адаптации и учение о здоровье /H.A. Агаджанян, А. П. Берсенева. Ш: РУДН-2006: — 245 с:
  8. Ю.Алексеенко Т. И. Физическая активность школьников и методы диагностики функциональных возможностей и физического развития /Т.И. Алексеенко // Мат. IV Всерос. съезда специалистов*лечебной.физкультуры и спортивной медицины. М., 2002. — С. 16.
  9. Л.А. Рост и развитие скелета в постнатальном онтогенезе /Л.А.Алексина //Мат. 1 Межд. Конгресса по интегративной антропологии: сб. работ. -Тернополь, 1995. С. 36−37.
  10. JI.А. Этно-территориальные особенности роста и развития пястных костей /Л.А.Алексина, С. В. Матюшечкин, Т. П. Хайруллина // Морфология. 2009. — Т. 136, № 4. — С. 9.
  11. Л.А. Актуальные вопросы возрастной антропологии /Л.А. Алексина, Г. А. Хацкевич //Биомедицинские и биосоциальные проблемы интегративной антропологии: мат. конф. СПб., 1996. — С. 3−4.
  12. Н.Ананьева H.A. Физическое развитие и адаптационные возможности школьниц /Н.А.Ананьева, Ю. А. Ямпольская // Вестник Росс. АМН. -1993.-№ 5.-С. 19−24.
  13. Г. Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков /Г.Г.Анищенко // Гигиена и санитария: 2001. -№ 5. — С. 7−12.
  14. Г. Ф. Антропометрия в комплексном подходе определения состояния здоровья подрастающего поколения /Г.Ф.'Андреева, O.A. Ра-гимова, Л. Ю. Архипова //Морфология. 2009.1 — Т. 136, № 4. — С. 10.
  15. Мг.В. Проблемы.здоровья* детей и их физического развития /М.В.Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова // Здравоохранение Росс. Фед. 1999. — № 5. — С. 17−20.
  16. Г. Л. Индивидуальное здоровье: сущность, механизмы, проявление /Г.Л.Апанасенко // Гигиена № санитария 2004. — № 1. — С. 60.
  17. И.А. Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации /И.А.Аршавский'. М: Медицина, 1975. — 148 с.
  18. В.Н. Географическая и индивидуальная характеристика конституциональных признаков /В.Н.Ахматов, Д. Г. Сосин // Морфология. 2008.- Т.133, № 3. С. 20.
  19. Е.А. Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья /Е.А.Бабенкова, Т. М. Параничева //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. — № 1. — С. 19−23.
  20. P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации /Р.М.Баевский // Вестник АМН СССР. 1989. -№ 8. — С. 73.
  21. РМ. Оценка адаптивных возможностей организма и риск развития заболеваний /Р.М.Баевский, А. П. Берсенева. М: Медицина, 1997.-235 с.
  22. Н.З. Комплексное исследование готовности детей 6−7 лет к школьному обучению /Н.З.Бакиева, Н. Н. Гребнева, А. А. Реутова // Здоровая образовательная среда-здоровое поколение: мат. Всерос.конф. -Тюмень, 2009. С. 29−31.
  23. A.A. Окружающая среда и здоровье /А.А.Баранов // Педиатрия. 1994. — № 5. — С. 5−6.
  24. A.A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях. Проблемы и пути решения /А.А.Баранов // Росс. пед. журнал. 1998.-№ 1.-С. 5−8″.
  25. A.A. Проблемы роста и развития-здорового ребенка: теоретические и научно-практические проблемы /А.А.Баранов // Росс. пед. журнал. 1999: — № 2. — С. 4−6.
  26. A.A. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков /А.А.Баранов, Л. А. Щеплягина //Российский педиатрический журнал. 2000. — № 5. -С. 5−8.
  27. A.C. Рост современного человека — антропометрическое исследование /А.С.Баринов, А. А. Воробьев, Е. А. Баринова //Морфология. -2009. Т. 136, № 4. — С. 17−18.
  28. П.Н. К вопросу роста и возрастно-половой дифференцировке детей и подростков /П.Н.Башкиров //Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. Л., 1967. -№ 11. -С. 102−141'.
  29. О.В. Оценка морфологических и функциональных параметров сельских школьников в условиях внедрения здоровьесберегающих технологий: Автореф. дисс.канд. биол. наук /О.В'.Баянова. Тюмень, 2000. — 24 с.
  30. Л.Э. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья /Л.Э.Безматерных, В. П. Куликов // Физиология человека. 1998. Т. 24.,№ 3. — С. 79−85.
  31. М.М. Школа и здоровье /М.М.Безруких //Образование и здоровье учащихся: мат. Всрос.конф. Часть 1. — М., 2005. — С. 21−30.
  32. М.М. Возрастная физиология: учебное пособие /М.М. Безруких, В'.Д.Сонькин, Д. А. Фарбер. -М.:Академия, 2003. -416 с.
  33. А.И. Морфофункциональное развитие первоклассников городской и поселковой школ /А.И.Белых, И. А. Савенкова //Актуальные вопросы эволюционной, возрастной и экологической морфологии: мат. Всерос.конф. — Белгород, 2006. — С. 20−21.
  34. Е.А. Взаимосвязь антропометрических показателей у практически здоровых подростков и юношей разных соматотипов с параметрами реографии //Е.А.Бобровская, И. К. Нурметова, Т. И. Сидорчук // Морфология. -2009. Т. 136, № 4. — С. 21.
  35. Н.Г. Годовые вариации показателей физического развития у детей /Н".Г.Блинова //Актуальные вопросы эволюционной, возрастной и экологической морфологии: мат. Всерос.конф. Белгород, 2006. — С. 24−25.
  36. Э.А. Организация медико-социальной помощи детей, воспитывающихся, в домах ребенка /Э:А.Блистинова //Детский доктор: -2000.-№ 1.-е: 58−60:
  37. Н.С. Конституциональный подход в детском1 возрасте: анализ ситуации и методы исследования /Н.С.Букавнева, Д. Б. Никитюк, Э. В. Леонтьева, Н. М. Кондакова //Морфологические-ведомости. 2009. -№ 1−2*.-С. 85−87.
  38. Л.Г. Соматометрическая характеристика детей и подростков г.Ярославля-/Л.Г.Букина, И. П. Комарова, А. А. Митягина, Н. Н. Тятенкова //Морфология. -2010. Т. 137, № 4. — С. 41−42.
  39. В.В. Антропометрия*. Практический курс /В.В.Бунак. М.: Учпедгиз, 1941.-368 с.
  40. Е.В. Методические подходы и коррекции состояния здоровья учащихся, с позиции учения о функциональных системах /Е.В.Быков, А. И. Исаев, Н. А. Кирасирова // Вестник Южно-Уральского гос. университета. Челябинск, 2001. — № 3. — С. 42−46.
  41. С.Л. Соматотип детей первого детства, проживающих в условиях Крайнего Севера /С.Л.Вадюхина //Морфология. 2010. Т. 137, № 4. — С. 44.
  42. Ю.С. Взаимосвязь показателей гемодинамики и физического развития- детей и подростков с различными типами кровообращения /Ю.С.Ванюшин //Физиология человека. 2003. — Т.29. — С. 139−142.
  43. C.B. Основы возрастной и конституциональной антропологии /С.В.Васильев. М.:РОУ, 1996. — 216 с.
  44. A.A. Функциональное развитие воспитанников домов детства /А.А.Васильков //Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С. 54−56.
  45. A.A. Рост и развитие детей из разных социальных групп семей /А.А.Васильков. Челябинск, ЧПО Книга, 2002. — 539 с.
  46. .Т. Рост и развитие детей и подростков-России /Б.Т. Величковский, А. А. Баранов, Б. Д. Кучма //Вестник.Рос. АМН. 2004. -№ 1.- С. 43−45:
  47. Вельтищев Ю: Е. Рост ребенка: закономерность, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их коррекция /Ю.Е.Вельтищев. М., 1998. -79 с.
  48. KD.E. Проблемы охраны здоровья детей’России /Ю.Е. Вель-тищев*// Росс, вестник перинатологии и педиатрии: 2000. — Т.45, № 1. -С. 5−9.
  49. Вихрук Т. И1 Конституциональные особенности и их связь с успешностью*. обучения* /Т.И.Вихрук, А. Я. Вихрук, О. А. Чурганов // Морфология. -2004. -№ 1. -С. 88−90.
  50. В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) /В.А.Вишневский". М., 2002. — 270'с.
  51. Властовский, В. Г. Акселерация роста и развития, детей /В.Г. Властов-ский. Мь.: МГУ, 1976. — 279 с.
  52. Воронцов>И.М>. Современное состояние, тенденции и проблемы. оценки физического развития детей из разных экологических и. экономических районов России /И.М.Воронцов, Н. А. Матвеева, Т. М'.Максимова // Педиатрия. 1995. — № 4. — С. 50−51.
  53. В*ятскин И. Е. Морфофункциональные характеристики физического здоровья юношей г. Красноярска /И.Е.Вятскин, Е. Н. Шарайкина, Е. П. Шарайкина //Морфология. 2009. — Т.136, № 4. — С. 34:
  54. Т.А. Комплексное клинико-социальное обследование детей-сирот на этапе оформления их в> интернатные учреждения /Т. А. Га-силовская.//Детский доктор. 2001. — № 3. — С. 56−57.
  55. С.Н. Особенности физического развития и психоэмоционального состояния тубинфицированных детей /С.Н.Глазунова //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. — № 4. — С. 335−347.
  56. Година Е. З, Изменения некоторых морфофункциональных показателей у детей и подростков г. Набережные Челны /Е.З.Година, В. А. Демидов, Н. М. Исламова // Вестник Тюменского государственного университета. -2007. № 6.-С. 91−95.
  57. H.A. Вопросы методологии и методики формирования культуры здоровья школьников /Н.А.Голиков // Проблемы общественного здоровья и здравоохранения 2002: мат. конф.- Научный вестник Тюменской мед.академии. — Тюмень, 2002. — № 2 (16). — С. 41−43.
  58. Н.С. Общая, частная и локальная-конституция /Н.С. Горбунов, В. Г. Николаев //Актуальные вопросы интегративной антропологии: мат. конф. Красноярск, 2001. — Т. 1. — С. 18−21.
  59. Е.В. Анатомо-антропологическая характеристика современных студенток Сибирского региона /Е.В.Городкова, Т. А. Литвинова // Морфология. 2010. — Т. 137, № 4. — С. 59−60.
  60. В.В. Физическое развитие школьников г.Красноярска /В.В.Гребенникова, Е. А. Мягкова //Актуальные проблемы морфологии: сб. научных трудов. Красноярск, 2005. — С. 77−781.
  61. Гребенникова В. В'. Физическое развитие мальчиков первого детства г. Красноярска /В.В.Гребенникова, Т. В. Мелкозерова //Актуальные проблемы морфологии: сб. научных трудов. Красноярск, 2008. — С. 21−22.
  62. H.H. Особенности-формирования и функциональные резервы-детского организма в условиях г.Тюмени /Н.Н.Гребнева // Формирование здорового образа жизни населения г. Тюмени. Тюмень, 2002. — С. 35−38.
  63. H.H. Эколого-физиологический портрет современных детей и подростков в условиях Тюменской области /Н.Н.Гребнева. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. — 240 с.
  64. H.H. Особенности формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири /Н.Н.Гребнева, С. Г. Кривощеков, А. Б. Загайнова. Тюмень, 2001. — 108 с.
  65. H.H. Методы оценки функционального состояния кардиорес-праторной системы человека /Н.Н.Гребнева, В. С. Соловьев. Тю-мень:ТГУ, 1997.-24 с.
  66. В.Л. Индивидуально-типологические особенности адаптации первоклассников к школьному обучению /В.Л.Грицинская,
  67. М.Ю.Галактионова //Актуальные вопросы морфологии: сб. научных трудов. — Красноярск, 2008. — С. 22−24.
  68. A.A. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии /А.А.Гуминский, Н. Н. Леонтьева, К.В. Марино-ва. М: Просвещение, 1990. — 239 с.
  69. В.А. Заболеваемость первоклассников в условиях инновационного обучения /В.А.Гуров //Образование и здоровье учащихся: мат.• Всерос. форума. Часть 1.- М.:Ключ-С, 2005. С. 98−102.
  70. Т.А. Формирование здоровья ребенка в процессе дошкольного и начального образования /Т.А.Гусева // Формирование здорового образа жизни. в регионе Урала и Западной Сибири: мат.работ. Тюмень, 2003. -С. 20−21.
  71. Дерябин В! Е. О некоторых тендерных различиях у детей в, процессе роста /В.Е.Дерябин, Т. К. Федотова //Актуальные вопросы- эволюционной, возрастной и экологической-морфологии: мат. Всерос.конф. Белгород, 2006.-С. 49−50:
  72. Л.П. Возрастные изменения1 функциональных показателей детей и подростков различных соматотипов /Л.П.Додонова //Бюллетень Сибирской медицины. 2005. — Т.4. — Приложение 1. — С. 160.
  73. Л.П. Возрастные изменения соматотипологических признаков /Л.П.Додонова //Морфология. 2010. — Т. 137, № 4. — С.69.
  74. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка /К.П.Дорожнова. М1., Медицина, 1983. — 160 с.
  75. .М. Краткое практическое руководство по соматотипирова-нию в медицинской антропологии /Б.М.Доронин, А. Г. Щедрина, О. М. Филатов, О. О. Шевченко. Новосибирск, 1998. -48 с.
  76. Доскин В-А. Морфофункциональные константы детского организма. Справочник /В.А.Доскин, Х. Келлер, Н. М. Мураенко, Р.В.Тонкова-Ямпольская: М: Медицина, 1997. — 288 с.
  77. В.А. Особенности соматического и нервно-психического здоровья детей из социально неблагополучных условий /В.А.Доскин, Т. Г. Авдеев //Российский педиатрический журнал. — 2001. № 1. — С. 19−21.
  78. В.И. Спортивная медицина /В.И. Дубровский. М, BJIA-ДОС, 1999.-480 с.
  79. A.M. Биологический возраст человека (хронобиологические аспекты) /А.М.Дуров. Тюмень:"Вектор-Бук", 1999. — 200 с. •
  80. М.Г. Особенности здоровья и развития детей, воспитывающихся в домах ребенка /М.Г.Дьячкова, В. И. Макарова, Л. И. Меньшикова //Российский педиатрический журнал. 2004. — № 3. — С. 57−58.
  81. Е.К. Возрастная морфология /Е.К.Ермоленко. Ростов-на-Дону, 2006. — 464 с.
  82. С.А. Конституция и морфофункциональные особенности детского организма /С.А.Жафярова // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: мат. конф. Красноярск, 1997. -С. 31−32.
  83. Н.Ф. Медико-антропологические подходы, в изучении организма коренных жителей Тюменского Севера /Н.Ф.Жвавый, П.Г. Кой-носов // Медико-биологический вестник Я. Д. Витебского. Курган-Тюмень, 1996. — № 2 (6). — С. 16−18.
  84. Н.Ф. Современные аспекты медико-антропометрических исследований коренного населения Тюменского Севера /Н.Ф.Жвавый, П. Г. Койносов, Д. Г. Сосни, В. Н. Ахматов // Научный вестник Тюменской медицинской академии. 1999. — № 1. — С. 48−50.
  85. Н.Ф. Медицинская антропология наука о человеке /Н.Ф. Жвавый, П. Г. Койносов, С. А. Орлов //Морфология. — 2008. — Т. 133, № 3. -С. 42−43.
  86. Н.Ф. Сравнительная морфофункциональная характеристика организма современной популяции детей-северян /Н.Ф.ОКвавый, П. Г. Койносов, С. А. Орлов //Медицинская наука и образование Урала. -2010. № 2, Т.П.-С. 56−61.
  87. H.H. Индивидуальная изменчивость соматотипа детей отдельных этнических групп Тюменской области: Автореф: дис. канд. мед. Наук /П.Н.Жвавый. — Тюмень, 1997. — 20 с.
  88. A.F. Формирование здорового образа жизни-, молодого поколения /А.Г.Зайцев// Гигиена и санитария: 2004. — № 1. -С. 54−55:94.3айцева В.В. Конституция- телосложение, характер /В.В.Зайцева // Здоровье детей- 2005: — № 18: — С. 13−19:
  89. В.В. Модель здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений юга Тюменской области5 /В.В. Звягина,. И. В. Яковлева // Здоровая" образовательная- среда-здоровое поколение: мат. Всерос. конф. Тюмень, 2009: — 89−97.
  90. Изуткин В. М: Влияние социального1 положения, семью, на школьную зрелость детей/В-М.Изуткин //Физиологияфазвития"человека: тез. Всесоюзной конф: --Mi, 1990: -С. 115:
  91. В.Н. Физическое развитие детей* и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения /В.Н.Кардашенко // Вестник Росс. АМН. 1993. — № 5. — С. 25−27.
  92. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека / Т. В. Карсаевская. Ш, Медицина, 1970.-270 с.
  93. Клиорин А. И Конституция человека /А.И.Клиорин // Terra Med. -1996. № 4. С. 4−9.
  94. А.И. Биологические проблемы учения о конституциях человека/А-И:Клиорин, ВШ-Чтецов: Л: Наука, 1979t-164 с.103- Ковязина О. Л. Методы определения показателей гемодинамики /О.Л.Ковязина,.О. Н. Лепунова. Тюмень: ТГУ, 1999: — 25 с.
  95. Л.М. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей: младшего школьного возраста /Л.М.Козак, Л. Г. Коробейникова, Г. В. Коробейников // Физиология человека. 2002. — Т. 28, № 2: -С. 35−43.
  96. Койносов A.1I. Клинико-конституциональные подходы. оценке развития отдельных патологических, состояний: /А.П.Койносов, Е. В. Кудряшов, В ЖМирошниченко //Морфология: 2009: — Т.136, № 4. — С. 77−78.
  97. Комиссарова Е. Н- Состояние здоровья и соматотип мальчиков младшего' школьного возраста /Е.Н:Комиссарова- Т. В. Панасюк // Морфология- 2010. — Т. 137, № 4. — С. 96-
  98. Коробейников-A.A. Образование в целях гармоничного развития учащихся /А.А.Коробейников //Образование и здоровее развитие учащихся: мат. Всерос. форума. Часть III. М.:Ключ-С, 2005. — С. 3−27.
  99. Е.С. Влияние школы на физическое развитие детей /Е.С.Корзин //Актуальные проблемы физической культуры и здорового образа жизни: мат. Всерос.конф. Сургут, 2007. — С. 26−29.
  100. H.A. Биологическая и клиническая антропология для современных медицинских наук /Н.А.Корнетов, В. Г. Николаев // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: мат. конф. — Красноярск, 1997.-С. 1−7.
  101. И.А. Изменение компонентов массы тела и телосложения у мальчиков-7−17 лет /И.А.Корниенко, Р. В. Тамбовцева, Т.В. Па-насюк //Морфология. 2003. — Т.123, № 1. — С. 76−79.
  102. Кузнецов А. П". Основы физиологии здоровья /А.П.Кузнецов, O.A. Григорович. Курган, КГУ, 2001. — 258 с.
  103. Куинджи Н: Н. Гигиеническая характеристика. современных форм и методов обучения /Н.Н.Куинджи, М. И. Степанова // Росс. пед. журнал. 2004. — № 2. — С. 58−61.
  104. Кулакова Е. В'. Особенности и динамика физического развития' детей, воспитывающихся в детских домах, по данным антропометрического скрининга /Е.В.Кулакова //Нижегородский медицинский журнал. -2003: № 2.-С. 81−84.
  105. Кучма*В.Р. Задачи гигиены*детей и подростков1 в. свете федерального закона «О1 санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999) /В.Р.Кучма // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 36−40.
  106. В.Р. Научные основы сохранения и укрепления здоровья детей 'в процессе обучения и воспитания /В.Р.Кучма //Образование и здоровее развитие учащихся: мат. Всерос. форума. Часть. 1. — М: Ключ-С, 2005.-С. 47−61.
  107. Кучма1 В. Р. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей /В.Р. Кучма, Л. М. Сухарева, А. Г. Ильин. Тюмень, Академия, 2006. — 60 с.
  108. В.Р. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков /В.Р.Кучма //Гигиена и санитария: -2002. № 6. -С. 51.53.
  109. Кучма В. Р: Медико-профилактические основы, обучения и воспитания детей /В.Р.Кучма. М.:ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. — 528 с.
  110. Г. Ф. Биометрия. Учебное пособие для биол. спец. ВУЗов /Г.Ф.Лакин. М: Высшая школа, 1990. — 352 с.
  111. А.Н. Биологический фундамент личности /А.Н.Лебедев, В. Г. Николаев, Э. Г. Мартиросов, Л. В. Синдеева //Актуальные вопросы биомедицинской антропологии и морфологии: сб. научных трудов. -Красноярск, 2009. С. 141−154.
  112. С.П. Физическое развитие школьников г.Ульяновска /С.П.Левушкин // Физиология8развития человека: мат. межд. конф. М., 2000. — С. 257−258.
  113. М.В. Состояние здоровья и развития воспитанников домов ребенка /М.В.Лещенко, Р. В'.Тонкова-Ямпольская, Э. Л. Фрухт // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 1. — С. 48−49.
  114. О.Г. Возрастная динамика основных морфологических, физиологических и психофизиологических параметров уроженцев? Среднего Приобья 7−20 лет /О.Г.Литовченко. Сургут, ИЦ СурГУ, 2009.*-85 с.
  115. Л.И. Здоровье детей наша общая забота /Л.И. Лубы-шева // Теориями практика физической культуры. — 2003. — № 4. — С. 62.
  116. Н.Ю. Методические проблемы, изучения вариации подкожного жира /Н.Ю.Лутовинова, М. И. Уткина, В. П. Чтецов // Вопросы антропологии. 1970. — В.36. — С. 32−54.
  117. В.Н. Комплексная оценка состояния здоровья детей на фоне техногенной нагрузки /В.Н.Лучанинова, Л. В. Транковская // Росс. пед. журнал. 2004. — № 1. — С. 29−33.
  118. Лях В. И. Двигательные способности школьников. Основы теории и методики развития /В'.И.Лях. М.: Тера-Спорт, 2000. — 192 с.
  119. Л.В. Конституциональные особенности юношей 17−19 лет Саратовского региона /Л.В.Мазурова, О. О. Злобин, Р. Д. Рамазанова, И. С. Аристова //Морфология. 2010. — Т. 137, № 4. — С. 134.
  120. В.И. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения /В.И.Макарова, Г. Н. Дегтева, О. Н. Коноплев // Гигиена и санитария. 1997. — № 3. — С! 33.
  121. Г. А. Спортивная медицина /Г.А.Макарова. М, Медицина, 2004. — 480 с.
  122. Т.М. Здоровье детей в условиях социальной дифференциации общества /Т.М.Максимова, О. Н. Гаенко, В. Б. Белов // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. -№ 1. — С. 9−14.
  123. Н.Н. Организация здоровьесозидающей воспитательной системы обязательное условие сохранения- здоровья учащихся /Н.Н.Малярчук //Здоровая образовательная среда-здоровое поколение: мат. Всерос.конф. — Тюмень, 20 091— Г57−163.
  124. В .Б. Морфофункцйональный профиль и сомаготип подростков Волгоградского региона./В.Б.Мандриков^ И. И. Лиманская, А. С. Прачук, СВ. Елисеев, Л. В. Царапкин //Морфология. 2010. — Т. 137, № 4.-С. 122.'
  125. Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии/Е.Г.Мартиросов- М: ФиС, 1982. — 199 с. .,.:•.•
  126. . Л.Н. Соматическое здоровье детского- населения школьного возраста Красноярского края и Республики Бурятия /Л.Н.Медведева, И. Б. Чмиль, Т. В. Демидова //Сибирское медицинское обозрение. 2007. — № 2 (43). — С. 85−88.
  127. H.H. Изменчивость пропорций тела человека в пост-натальном онтогенезе /Н.Н.Медведева, О. В. Голощапова //Актуальные вопросы морфологии: сб. научных трудов. Красноярск, 2005. — С. 154 155.
  128. Ф.З. Адаптационная-медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации /Ф.З.Меерсон. Мц1993. — 331 с.
  129. Методика морфофизиологических исследований в антропологии // Под редакцией Т. И. Алексеевой. М: МГУ, 1981. — 104 с.
  130. Методы исследования’физического развития* детей и подростков в популяционном мониторинге // Под ред. Баранова A.A. и Кучмы В. Р. М., 1999. — 226 с.
  131. Н.Г. Система подготовки, педагогов к работе с дезадаптированными детьми в условиях современного социума /Н.Г. Милованова. Автореф. дис.докт.пед.наук. — Санк-Петербург, 2003. -54 с.
  132. Михайлов В'.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода /В.М.Михайлов. Иваново, 2002. — 290 с.
  133. Н.В. К вопросу о соответствии требований образовательной среды, возрастным психофизиологическим возможностям учащихся /Н.В.Насонова //Здоровая образовательная среда-здоровое поколение: мат. Всерос.конф. Тюмень, 2009. — С. 172−174.
  134. М.А. Разработка нормативов, физического развития юношей и девушек 17−18 лет /М.А.Негашева, В. П. Михайленко, В'.М. Корнилова//Педиатрия. -2007. -Т.86. № 1. — С. 68−73.
  135. A.B. Формирование аллостаза, особенности роста и-развития детей из социально неблагополучных семей /А.В.Ненашева. Автореф: дис. .докт.биол.наук. Челябинск, 2008. — 46 с.
  136. .А. Конституция в индивидуальном развитии человека /Б.А.Никитюк // Современная антропология медицине и народному хозяйству: тез. конф. Таллин, 1988. — С. 88−90.
  137. .А. Конституция человека /Б.А.Никитюк // Итоги науки и техники. ВИНИТИ! Серия АНТРОПОЛОГИЯ. М, 1991. — № 4. -149 с.
  138. В.Г. Конституциология и современная, биомедицинская антропология /В.Г.Николаев- //Актуальные проблемы морфологии: сб. научных трудов. Красноярск, 2005. — С. 12−18.
  139. В.Г. Использование антропологического подхода в клинической медицине /В:Г.Николаев, А. И. Кобежиков, Н. Г. Кобилева // Актуальные вопросы морфологии: сб. научных трудов. Красноярск, 2005.-С. 93−95.
  140. Е.А. Здоровье школьников /Е.А.Овчаров, Л. В: Радионова, Е. Е. Борш. Нижневартовск: НПИ, 2000. — 392 с.
  141. С.А. Климато-географические условия и соматотип населения Тюменского-Севера /О.А.Орлов 7/Морфология. 2008. — Т. 133, № 3'. — С. 82.
  142. Орлов" С. А. Биологический возраст и особенности полового развития детей на Севере /С.А.Орлов //Морфология. 2010: — Т. 137, № 4. -С.148.
  143. С.А. Взаимосвязь телосложения и параметров системы внешнего дыхания человека /С.А.Орлов, О. В. Визгалов //Актуальные вопросы интегративнои антропологии: мат. конф. Красноярск, 2001. -Т.2. С. 130−132.
  144. . С.А. Методы антропометрического и соматометрического обследования /С.А.Орлов, Д. Г. Сосин. Тюмень, 1998. — 28 с.
  145. Е.В. Особенности морфологии и физического развития детей, оставшихся без попечения родителей /Е.В.Плигина, Г. Г. Федотова //Морфологические ведомости. 2009. — № 1−2. — С. 97−98.
  146. E.B. Динамика физического развития детей за период пребывания в доме ребенка /Е.В.Плигина, Г. Г. Федотова. Морфологические ведомости. — 2010. — № 1−2. — С. 98−99.
  147. С.Д. Физическая культура и здоровье детей /С.Д. Поляков, И. Е. Смирнов, И. Т. Корнеева, С. В. Хрущев // Росс. пед. журнал. -1999.-№ 2.-С. 61−63.
  148. A.C. Соматотипологическая характеристика юношей призывного возраста г.Волгограда /А.С.Прачук, С. В. Федоров //Морфология. 2011. № 5, Т. 140. — С. 108−109.
  149. Прокопьев Рост и развитие детей № подростков. /Н.Я. Прокопьев, А. А. Важенин, С. В. Соловьев. Сургут: РИИЦ' «Нефть При-обья», 2002. — 152 с.
  150. P.C. О мерах по совершенствованию медицинской помощи подросткам /Р.С.Рахманов, К. Р. Генрих // Гигиена и санитария. -1999. -№ 1.- С. 71−73.
  151. О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA /О.Ю.Реброва. -М., 2002.-312 с.
  152. Рост и развитие ребенка /Под ред. Н. Н. Миклашевской. М: МГУ, 1973. — 220 с.
  153. В.М. Биологические основы индивидуальных различий /В.М.Русалов. — М.:Наука, 1986. 316 с.
  154. Д.С. Структурные основы, адаптации и комплексации нарушенных функций /Д.С.Саркисов. М: Медицина, 1987. — 448 с.
  155. В.И. Математическая статистика в клинических исследованиях /В.И.Сергиенко, И.Б.Бондарева*. М., 2001. — 255 с.
  156. Сердюковская Г. Н Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте /Г.Н.Сердюковская, JI.T. Антонова. -М.: Промедек, 1993. -384 с.
  157. А.Г. Влияние конституции на рост и развитие организма детей-северян /А.Г.Соколов, А. П. Койносов, Т. В^Чирятьева // Морфология.-20 081.-Т. 133, № 3.-С. 103.
  158. Соколов, А .Я'. Морфофункциональные особенности у детей и подростков различного соматотипа /А.Я.Соколов /Валеология. 2005. -№ 2.-С. 54−55.
  159. В.Д. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития- /В.Д.Сонькин- //Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М., 2000. -С. 31−59.
  160. А.И. Индивидуальная изменчивость-скелета, вызванная влиянием антропогенных факторов /А.И.Стерлин, Ю. Ф. Черников //• Морфология.-2011. № 5, Т. 140.-С. 119.
  161. Сухарев" А. Г. Состояние здоровья", детского населения в напряженных экологических и социальных условиях /А.Г.Сухарев, С. А. Михайлова // Гигиена и санитария. 2004. — № 1. — С. 47−51.
  162. Р.В. Возрастные и конституциональные особенности формирования осанки у детей от 7 до 14 лет /Р.В.Тамбовцева, Т.В. Па-насюк // Морфология. 2000. — Т.118,№ 4. — С. 87−90.
  163. P.B. Возрастные изменения соматотипа и компонентов массы тела девочек /Р.В.Тамбовцева, С. Г. Жукова. — Морфология. -2005. Т. 127. — № 1. — С. 48−51.
  164. Н.В. Морфофункциональные и психофизиологические особенности школьников с различным уровнем привычной двигательной активности /Н.В.Федотова // Эколого-физиологические проблемы адаптации: мат. межд. симп. М., 2003. — С. 576−577.
  165. H.A. Физиология человека /Н.А.Фомин. М: Просвещение. — 1995.-416 с.
  166. Харитонов^ В .И. Физическое развитие основа здоровьесбере-гающей среды учащихся /В.И.Харитонов: — Челябинск, 2000. — 152 с.
  167. Хит Б. Х. Современные методы соматотипирования. Часть 1. /Б.Х.Хит //Вопросы антропологии. 1968. — Вып. 291 — С. 20−40.
  168. Хит Б. Х. Современные методы соматотипирования. Часть 2. /Б.Х.Хит, Д<�Л:Картер // Вопросы антропологии. 1969. — Вып.ЗЗ. — С. 60−79.
  169. А.Г. Методы оценки физической, работоспособности функционального состояния сердечно-сосудистой"системы в-медицине и физиологии /А.Г.Хоружев. Челябинск, 1993. — 89 с.
  170. А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена /А.Г.Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М: Просвещение, 1990.* -319 с.
  171. E.H. Конституция и биохимическая индивидуальность, человека/Е.Н.Хрисанфова. М: МГУ, 1990. — 157 с.
  172. Т.В. Управление физическим состоянием организма /Т.В.Хутиев, Ю. Г. Антомонов, А. Б. Котова, О. Г. Пустовойт. М: Медицина, 1991.-256 с.
  173. М.В. Учение о конституции в клинике внутренних болезней /М.В.Черноруцкий //Труды 7 съезда терапевтов. Л., Биомед-гиз, 1925.-С. 304−312.
  174. В.М. Основы формирования здоровья детей /В.М. Чи-маров. Тюмень, ТГУ, 1999. — 239 с.
  175. В.М. Школьная библиотека как образовательная среда формирования здоровья детей и подростков /В.М.Чимаров //Здоровая образовательная среда-здоровое поколение: мат. Всерос. конф. — Тюмень, 2009. С. 270−274.
  176. Т.В. Индивидуально-типологические характеристики роста и развития^ детей в Тюменском регионе /Т.В1.Чирятьева, Н. Ф. Жвавый, Е. В. Ионина, В. П. Кудряшов //Морфология. 2008. Т. 133, № 3. -С. 117−118.
  177. И.Б. Влияние физических упражнений на профилактику нарушений опорно-двигательного' аппарата у школьников /И.Б .Чмиль, С. П. Штуренкова //Здоровая образовательная среда-здоровое поколение: мат. Всерос. конф. — Тюмень, 2009. — С. 275−279.
  178. Чтецов ВИТ. Состав тела и конституции человека /В.П.Чтецов // Морфология человека. 1990. — № 2. — С. 45−49.
  179. Шапаренко П. Ф: Принцип пропорциональности телосложения человека и его онтогенетическая изменчивость /П.Ф.Шапаренко // Актуальные вопросы медицинской и клинической антропологии: мат. симп. Томск, 1991. — С. 80−85.
  180. Шарайкина Е. П1 О жировом компоненте сомы индивида /Е.П. Шарайкина // Актуальные вопросы биомедицинской антропологии и морфологии: сб. научных трудов. Красноярск, 2009: — С. 106−108.
  181. О.В. Всероссийская, диспансеризация: основные тенденции в-состоянии здоровья детей /0:В'.Шарапова, А.Д. Царегородце-ва, Б. А. Кобринский // Росс, вестник перинатологии и педиатрии. 2004. — Т.49,-№ 1. — С. 56−60.
  182. Л.Е. Влияние двигательной активности на успешность обучения младших школьников: школа здоровья и развития личности /Л.Е.Шкатова //Из опыта работы федеральной экспериментальной площадки СШ № 40. Тюмень: ТОРИРРО, 2004. — 66 с.
  183. И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии /И.И.Шмальгаузен. М: Наука, 1982. — 383 с.
  184. В.Г. Схема клинической диагностики конституциональных типов /В.Г.Штефко, А. Д. Островский. -М., 1929. 79 с.
  185. A.C. Проявление общебиологических закономерностей в физическом развитии школьников г.Новосибирска /А.С.Щедрин. — Морфология. СПб., Эскулап, 2001. — Т.120. — № 4. — С. 56−59.
  186. А.Г. Понятие индивидуального здоровья центральная проблема валеологии /А.Г.Щедрина. — Новосибирск, 1996. — 50 с.
  187. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты /А.Г.Щедрина. Новосибирск, 2003. — 164 с.
  188. А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты /А.Г.Щедрина. Новосибирск, ООО «Альфа-Виста», 2007. — 144 с.
  189. А.Г. Индивидуально-типологический подход к оценке показателей центральной, гемодинамики /А.Г.Щедрина, О. Ю. Дяденко, Г. С. Логачева // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: тез.докл. Томск-Красноярск, 1996. — С. 51.
  190. В.А. Влияние благосостояния на рост, развитие детей и здоровье населения /В'.А.Щуров, А. П. Кузнецов, В. А. Холодков. Курган, 2008. -170 с.
  191. В.В. Рост и развитие ребенка /В.В.Юрьев, A.C. Симаход-ский, Н. Н. Воронович, М. М. Хомич. СПб., Питер, 2007. -272 с.
  192. A.A. Особенности вегетативного статуса у девочек различных соматотипов /А.А.Яйленко //Российский педиатрический журнал. 2000. — № 6. — С. 23−26.
  193. О.В. Влияние типа телосложения 17-летних студентов на их адаптационные способности /О.В.Якубенко, И. Н. Путалова // Морфология. -2009. -Т.136, № 4. С. 161−162.
  194. О.В. Соматотипологические и психопатологические особенности дезадаптивных студентов-первокурсников /О.В.Якубенко, И. Н. Путалова //Морфология. 2010. — Т. 137, № 4. — С. 227.
  195. Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения- ЯО.А.Ямпольская // Гигиена и санитария. -1996- № 1. — С. 24−26.
  196. Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников /Ю:А.Ямпольская // Росс. пед. журнал. 1998. — № 1. — С. 8−11.
  197. Ямпольская* Ю-А., Тенденции физического^ развития- школьников^ в последнее десятилетие ЯО.А.Ямпольская //Вопросы соврехменной педиатрии. 2003. — Т.2. — Приложение 1. — С. 436.
  198. Ямпольская Ю-А. Физическое развитие и функциональные возможности подростков 15−17 лет, обучающихся в школе и профессиональном училище ЯО.А.Ямпольская //Педиатрия. 2007. -Т.86. — № 5.1. G. 69−72.. .
  199. Body composition of older female subjects: new approaches and their limitation / R .J. Shephard- PЖ. Kofsky, J.E. Harrison et: ah // Hum. Biol. -1985.-V. 57, № 4.-P. 671−686.
  200. В one densitometry of proximal: femur in Chinese subjects: gender differences, in bone mass and bone areas / K.S. Tsai, W.C. Cheng, T.V. Sanchez etal.// Bone. 1997. — V. 20, № 4.-P. 365−369.
  201. Bone loss with age: Cross-sectional, longitudinal and cross-cultural considerations: Abstr. 22nd Annu Meet. Hum. Biol. Assoc. / C.C. Plato,
  202. T.A. Roy, M. Lethbridge-Cejku, J.D. Tobin //Amer. J. Hum. Biol. 1997. -V. 9, № l.-P. 141.
  203. Bone mineral content and anthropometric variables in men: a cross-sectional study in 324 normal subjects/ H. Rico, M. Revilla, J. Gonzalez-Riola et al.//Clin. Rheumatol. 1993.-V. 12, № 4. — P. 485−489.
  204. Borkan G. Biological age in adulthood: comparison of active and inactive U.S. males / G. Borkan, A. Norris // Hum. Biol. 1980. — V.52, № 4. -P. 787−802:
  205. Bouchard C. Genetic determinants of regional fat distribution / C. Bouchard //Hum. Reprod. 1997. — № 12, Suppl. l.-P. 1−5.
  206. Brozek J. Aging: Some contributions in physiological' anthropology / J. Brozek // Hoch P.H., Zubin J. Psyhopatology of aging. 1961. — P. 182 202.
  207. Cameron Ch.W. Ultrasonic and skinfold caliper measures of subcutaneous adipose tissue thickness in elderly men and women / Ch.W.Cameron, A.F.Roche //Amer. J. Phys. Anthropol. 1986. -V. IV, № 3. — P: 351−357.1994.-V. 72, № 1.-P. 33−44.
  208. Conrad K. Des Konstitutiontypus als genetiscehs Problem / K. Conrad .-Berlin, 1941.143 s.
  209. Conrad K. Der Konstitutiontypus / K.Conrad. Berlin-GottingenHeidelberg, 1963−246 s.
  210. Dieckhoff J. Padiatrie und ihre Grenzgebiete / J.Dieckhoff. -Leipzig, 1965, Bd I, 676 s.
  211. Dupertius C. W. Comparison of growth in height and weight ectomor-phic and mesomorphic boys / C.W.Dupertius, H.B.Michael // Child. Develop., -1953, v. 24, p. 203−228.
  212. Eysenk H. J. The core structure of human personality / H.J.Eysenk. -London, 1955, -308 p.
  213. Grimm H. Grundriss der Konstitutionsbiologie und Anthropometrie / H.Grimm. -Berlin, 1958, 84 s.
  214. Gre H. Die Plastik der vorderen Rump fwand des Kennzeichen des «Kleinkindertypus"/ H. Gre // Arztl.Yugd., 1959, v. 52, p. 18−23.
  215. Guidiffi A. Anthropol. Nuovi orienlementi in antropometrica Con-femp / A. Guidiffi, V.Ccapecchi. -1991 -14, N1−3, p.105−107.253: Grure O.1 Anthropologiche Yrundlegung der Zeibeserzichung / O. Grure //Jnt. Rw. Educ., 1989, v. 35, N 1, p. 17−33.
  216. Gunmell Y.F. Body size and paleobiology of early tertiary North American prumates / Y.F.Gunmell // Amer. J. Phys. Anthropol., 1983, v. 60, N 2, -202 p.
  217. Goerttler K. Uber das pathologische Yesehehen in' der Pranatalperiode des minschlichen Organismus Versuch einer terminologisehen Neuordnumg / K. Goerttler // Dtseh. Med. Wsehr., 1957, v. 82, p. 640−644.
  218. Gropler H: Korperlihe Leistungafahigkeit der jungen Generation in der DDR / H. Gropler, G. Thieb // Theor., Prax. Korperkult., v. 28, n. 4, -Berlin, 1979, p. 286−294.
  219. Hajnis K. Differences of body characteristics in the individual somato-types / K. Hajnis, R. Petrasch, Y. Cerovska // Anthropologie, 1983, v:21, N 2, p. 139−145,478.
  220. Heuters C. Evaluation des composantes du poids global chez des hommes ages de 16 a 75 ans / C. Heuters // Can. Anthropol. et Biom. Hum., 1987, v. 5-, N 1−2, p.9−25.
  221. Heuters C. Compositon du poids global chez des femmes ages de 15 a 61 ans. Utilisation d’une methode anthropometrique simple /C.Heuters // Can. Anthropol. et Biom. Hum., 1987, v. 5, N 1−2, p. 27−39.
  222. Himes J.H. Reliability of Anthropometric methods and replicate measurements / J.H.Himes // Amer. J. Phys. Anthropol., 1989, v. 79, N 1, p. 77−80.
  223. Healy M.I.R. Notes on the statistics of growth standarts / M.I.R.Healy // Ann. Hum. Biol., v. 23, n 2, -N.-Y., 1974, p. 41−46.
  224. Heath B.H. A modified somatotype method / B.H.Heath, D.E.L.Carter // Amer. J. Phys. Antropol., v. 27, n 1, -N.-Y., 1967, p. 57−74.
  225. Holliday M.A. Body composition and, energy needs during growth / M.A.Holliday // In: Human growth. -N.-Y., L.: Plenium Press, 1978, v.2, p. 117−139.
  226. Hummond W.H. The determination of physical type in children / W.H. Hummond //Hum. Biol., 1953, v. 25, N2, p. 65.
  227. Hummond W.H. The constancy of physical types as determined by factorial analysis / W.H.Hummond // Hum. Biol., 1957a, v. 29, N 1, p. 40.
  228. Hummonds W.H. The status of physical types / W.H.Hummond // Hum. Biol., 1957b, v.29- N 3, p. 72.
  229. Johnston F.E. Somatic growth of the infant and preschool child / F. E Johnston // In. Human growth. -N.-Y., L.: Plenium Press, 1978, v. 2, p. 91−116.270. ' Jsrael S. Altern und Korpernormen / S. Jsrael*// „Z. Alternsforsch.“, 1988, 43, N3, S.157−158.
  230. Knussman R. Entwickiung, Konstitution, Geschleght / R. Knussman // Human genetic. Bd. 1/1, -Stuttgarth, 1968, p. 356−394.
  231. Kunze D. Somatogramm. Alters-Grossen-Gewichts-Beziehung / D. Kunze // Fortschr. Med., v. 95, n. 9, -Berlin, 1977, p. 548−559.
  232. Lederer R. Konstitutionsdaten in der Kinderheilkunde / R.Lederer. -Berlin, 1924, -69 s.
  233. Malina R. Growth of muscle tissue and muscle mass / R. Malina // In: Human growth. N.-Y., L.: Plenium press, 1978, v. 2, p. 273−294.
  234. Malina R. Growth of muscle tissue and muscle mass / R. Malina // Hum. growth: Plenium Press, v. 2, n. 3, -N.-Y., 1983- p. 273−294.
  235. Mateigka J. The testing of physical efficiency / J. Mateigka // Amer. J. Phys. Anthropol., 1921, v. 4, N 3, p. 25−38.
  236. Masali M. A misura cTuomo / MMasali / Antropol contemp: -1986, 9, N4, p. 317−319.
  237. Neurodegeneration and aging: Role of the second genome / M.B. Graeber, E. Grasbon-Frodl, U. V Eitzen, S.J. Kosel7/ Neurosci: Res. -1998. -№ 1. -P. 1−6.
  238. Orlander Ph.R. Youthful hormones / Ph.R.Orlander, Sh-Nader II Lancet. 1996, suppl. № 2. — P. 6. '
  239. Palasios G-A.S. Dehidroepiandrosterona y longevidad / G-A.S: Pala-sios II Toko-ginecoll Pract. 1997. — № 624: — P: 479−4821
  240. Pison G. Le vieillissement demographique / G. Pison // Cah. AntropoL Biom: Hum. -1995. -V. 13- № 1−2. P: 39−48.
  241. Parizkova J. Sex differences in somatic and functional characteristics of preschool children / J. Parizkova, J. Cermak, J. Horna // Hum. Biol., 1977, v. 49, N3, p. 437−451.
  242. Parnell R.W. Somatotyping by physical anthropometry / R.W.Parnell. London: Arnold, 1958, 64 p.
  243. Petersen G. Atlas for somatotyping children / G.Petersen. Assen: Royal Vangorcum Ltd., 1967, 267 p.
  244. Petersen K. Die Factorenanalyse des Langen und Gewicht Wachstums mannlicher Schulkinder / K. Petersen // Zeitschr. fur menschl. Verert. und Konstitutionslehre, 1959, Bd. 35, H. 2, s. 2−5.
  245. Pinean H. La croissance et ses lois / H. Pinean // Can. anthropol et bi-om. hum. -1991 -9 N1−4, p. 1−307.
  246. Pollitzez William S. Ethnicity and human biology / W.S.Pollitzez // Amer. J. Hum. Biol. -1994 -6, N1, рЗ-11.2961 Radev A.J. Somatotype and proportionality of lower-extremity segments in men / A. J:Radev // Докл. Болг. A.H. -1992 -45, N1, p.97−100.
  247. Radu’Elena Jndicatori antropologici de relevanta medicala / E. Radu, Mi Adam, R. Gagnes, et al. // „Stud. Sicerc. Antropol.“, 1987, 24, 19−29.
  248. Roche A.F. Some aspects of the criterion methods for the measurement of body composition / // A.F.Roche // Hum. Biol., 1987, v. 59, N 2, p. 209−220.
  249. Rosler H.D. Zum Alterswandel des Einggerlangen-proportion / H.D. Rosler// Homo, 1957, N 8, p. 81−95.
  250. Sarriat A. Valoracion del crecmiento mediante technical antropometricas / A. Sarriat // An. Esp. Pediat., 1984, 21, suppl. N20, p. 62−72.
  251. Sheldon W.H. The varieties of human physique / W.H.Sheldon. N.-Y., 1940, 347 p.
  252. Schoental R. Climate change and human health / R. Schoental //. Roy. Soc. Med. -1994 -87, N8, p.495.
  253. Staghara P. Auf gerichtete und Arthrodesierte Structur-Scoliosen / .P.Staghara//Z.Ortop. 1964. — v.98. — p.251−295.
  254. Stern-Priper L. Kretschmers psychophysiehe Typen und Rassenformen' inrDeutschland / L. Stern-Priper // Arch, fur Psychiatr., v. LXVII, n.-Berlin, 1983, p.569−599.
  255. Susanne Ch. Avant-propos croissance et development de le genetique an milien / Ch. Susanne // Bull. Et mem. Soc. anthropol. Paris —1991 -3, N3−4, p.161−171.
  256. Stratz C.H. Der korper des kindes und seine Pflege / C.H.Stratz. Stuttgart, 1922, 320 s.
  257. Tanner J.M. Growth at adolescence / J.M.Tanner. N.-Y., L.: Pergaror Press, 1964a, -265 p.
  258. Tanner Jf.M. The physique of the Olimpic athletes / J.M.Tanner. -L.: George Allen @ Unwin Ltd., 1964b, -126 p.
  259. Tanner J'.M. Investigation mid-growth spurt in height, weight and limb circumference in< singl-year velocity data- from the London 1966−67 growth survey / J.M.Tanner, N. Cameron //Ann. Hum. Biol., 1980, v. 7, N 6, p. 231 243.
  260. Tanner J.M. Standarts for subcutaneous fat in British children / J. M! Tanner, R.H.Whitehouse //Brit. Med. J., 1962, v. 1, p. 446.
  261. Thompson S.K. Prognosis of infantile idiopathic scoliosis / S.K. Thompson, G. Bentley // J. Bone Jt.Surg. 1980. — v.62-b., N.2. — p. 151 154.
  262. Tellenbah H. Anthropologische Wende in der Medizin / H. Tellenbah //Nervenarzt, v. 51, n. 5. Berlin, 1981, p. 302−306.
  263. Viola G. La constituzione individuale / G. Viola //. Lie. Capplied, n. 2. Bologna, 1933, -297 p.
  264. Walker R»:N. Pre-school physique and late-adolescent somatotype / R.N.Walker //Ann. Hum. Biol., 1978, v. 5, N 2, p. 113−129.
  265. Wienker Curtis W. The emergence of biomedical anthropology and. its implications for the future / C.W.Wienker //Amer. J. Phys. Anthropol., 1984, 64, N2, p.141−146.
  266. Wuketits Franz M. Soziobiologie und Evolution des Menschen / F.M.Wuketits // «Biol, unserer Zeit.» 1985, 15, N1, p.16−23.
  267. Wolansci N. Kinetika i dinamika rozrostu oraz roznikowania sie pro-porcij ciala u dziewczat / N. Wolansci //In: Pr. i mater, naukowe, 1964, t. 2, s. 175−196.
  268. Zeller W. Entwicklung und Korperform der Knaben und Madchen von vierzehn Jahren / W.Zeller. Berlin, 1939, -452 s.
  269. Zimmerman M.R. Foundations of medical anthropologic / M.R. Zimmerman //Anatomy at al. context., v. VII, Phill., 1985, -214 p.
Заполнить форму текущей работой