В системе экономического регулирования деятельности компании одно из ключевых мест занимает бюджетирование. Бюджетирование признано одним из наиболее эффективных инструментов управления, предусматривающим составление детального, скоординированного по всем подразделениям и функциям плана работы организации и контроля его исполнения.
Бюджет компании, ориентированный на достижение поставленных целей компании, позволяет оценивать, прогнозировать и контролировать ее деятельность. Цели становятся вполне понятными и осязаемыми, они материализуются в конкретных показателях, находящихся в компетенции ответственных менеджеров и исполнителей. Бюджетирование — связующее звено между стратегическим планированием и оперативным управлением.
Необходимость своевременного получения информации, возможность моделирования, интегрирование ресурсов, обеспечение эффективного взаимодействия структурных подразделений, и контроль исполнения бюджета обусловливают создание автоматизированной системы бюджетирования.
В настоящее время на российском рынке уже существует достаточное количество подобных систем, отвечающих обозначенным потребностям и имеющие свои преимущества и недостатки.
Большинство недорогих специализированных программных продуктов по автоматизации бюджетирования, позволяют создавать бюджет предприятия путем установления каждым центром ответственности лимита по расходной статье и последующей консолидации сумм в сводных прогнозных бюджетах. Однако для промышленных предприятий этого недостаточно.
Деятельность промышленного предприятия — сложная многопараметрическая система, и формирование того или иного показателя зависит от многих факторов. Для моделирования деятельности предприятия в процессе составления бюджета целесообразно использовать программное обеспечение, позволяющее автоматически рассчитывать обоснованные финансово-экономические показатели с учетом:
— особенностей производственного процесса;
— имеющихся производственных мощностей;
— норм расхода сырья, материалов, полуфабрикатов, энергоресурсов;
— нормирования заработной платы основных рабочих;
— предполагаемой сбытовой политики взаимоотношений с клиентами;
— существующих и необходимых (страховых) запасов сырья, материалов, готовой продукции;
— прогнозируемый курс валюты и индекс инфляции;
— прогноза условно-постоянных расходов;
— графика финансирования платежей.