Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование организационно-экономического механизма социальной защиты населения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с общеизвестными уровнями хозяйствования качественно новое место, на наш взгляд, в теории и практике занимает семья как ключевой субъект и объект социальной защиты. Объективно существующий уровень хозяйственной деятельности наряду с государственным, региональным и другими образует отдельное домохозяйство. На этом уровне непосредственно определяется порядок, характер, форма и методы… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
    • 1. 1. Сущность организационно — экономического механизма социальной защиты населения
    • 1. 2. Структура социальной защиты населения
    • 1. 3. Система управления социальной защитой населения
  • 2. МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
    • 2. 1. Анализ состояния социальной защиты населения
    • 2. 2. Тенденции в развитии организационно — экономического механизма социальной защиты населения
    • 2. 3. Основные факторы развития организационно — экономического механизма социальной защиты населения
  • 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
    • 3. 1. Социально — экономические основы эффективного развития социальной защиты населения
    • 3. 2. Организационно — правовые основы эффективного развития социальной защиты населения

Совершенствование организационно-экономического механизма социальной защиты населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На всех этапах исторического развития общества социальная защита была индикатором гражданской позиции государства. Ее эффективная организация является гарантом стабильности общества. Кризис общественных отношений 90-х годов наложил значительные отпечатки на развитие системы социальной защиты в настоящее время. Идеология патернализма советского периода усугубленная тенденциями перехода страны к рыночным отношениям в конце прошлого века сохранила экстенсивный тип социальной защиты, присущий развитию общества в условиях всеобщего относительного дефицита со всеми вытекающими последствиями уравнительного распределения.

В последние годы в России социальную защиту населения рассматривают с точки зрения оказания социальной помощи нетрудоспособным, забывая при этом про огромный пласт трудоспособного населения, которое также нуждается в социальной защите в комплексе, как все группы населения.

Сегодня распространенным является мнение, о развитии социальной защиты в условиях ресурсного дефицита, при этом говорится, что данная сфера тяжелым бременем ложиться на государственный бюджет. Неоспоримым является факт необходимости совершенствования механизма социальной защиты для всех групп населения, но подавляющая часть разработок ведется с позиции изменения организационного и правового устройства отношений в рамках данного процесса. А экономическая составляющая рассматривается только с позиции «сколько денег надо дать, чтоб было более или менее терпимо». Такой подход является ошибочным постольку, поскольку социальная защита населения охватывает комплекс организационно-правовых и социально-экономических аспектов, которые и определяют сущность организационно-экономического механизма социальной защиты населения. Определение потенциальных основных направлений, структуры и форм совершенствования этого механизма имеет весьма актуальное теоретическое и практическое значение для современного этапа развития общества.

К вопросу о преобразованиях в социальной сфере обращено огромное количество исследовательских, научно-публицистических, журнальных работ. Отмечая их разноречивый характер, следует отметить узко дисциплинарную направленность подходов.

На основе обобщения отечественной и зарубежной теории и практики нами был обоснован комплексный подход к исследованию проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. Методологические начала социальной защиты берут свое начало в «неоклассической» концепции конца XIX века, связывающей с необходимостью осуществления государственного контроля за уровнем жизни отдельных категорий населения как об одном из средств разрешения противоречия между богатством и бедностью. А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Кларк, видели формы защиты в государственном «вспомоществовании» малоимущих и нетрудоспособных, а методами осуществления защиты считали нормирование потребления и прямое перераспределение благ от богатых к бедным.

В 30-х годах XX века в экономической науке распространяется идеология так называемого «государства благосостояния», на которой была построена кейнсианская модель социального маневрирования доходами.

В 60-х годах XX века неоконсерваторы «институционального» и «ортодоксального» направлений (С.Вебер, М. Самуэльсон, Дж. Хейлбронер) заговорили о реформе социальной защиты. Впервые здесь социальные проблемы вводятся в экономику, и причиной дихотомии общества признается противоречие между интересами бизнеса (рынка) и интересами развития различных слоев и категорий населения.

Современные приверженцы радикализма — Дж. Гилдер, Т. Лоуви, И. Кри-стол, Э. Долан справедливо полагают, что если до сих пор бедность существовала из-за низких доходов, то теперь это проблема неработающих.

Советская экономическая школа, исходя из идеи превосходства советского образа жизни и отсутствия бедности при социализме, умалчивала о западных социальных доктринах улучшения качества жизни. Различные проблемы регулирования уровня жизни населения рассматривались через общественные фонды потребления в ключе формирования и реализации трудовых доходов. Этой области посвящены работы Б. В. Ракитского, Н. М. Римашевской, В.М. Рутгай-зера, А. Н. Шохина др. Здесь в значительной степени отражены методология и методика исследования народного благосостояния. Затрагиваются в этих работах и вопросы влияния потребительских предпочтений отдельных доходных групп населения на общенациональный экономический рост. В частности, признается большое значение регулирования параметров жизни для функционирования нормального воспроизводственного процесса, поднимаются проблемы планирования социальной нестабильности. (Э. Агабабьян, В. Белов, Т. Корякина, В. Костаков, В. Седов, А. Ткаченко).

Особое внимание заслуживают работы посвященное социальной защите трудоспособного населения, представленные авторами: Акиншиной Н. К., Бога-тыренко З.С., Иванова H.A., Кибанова, А .Я., Колосовой Р. П., Мечковского Г. И., Одегова Ю. Г., Ремизова И. С., Рофе А. И., Бляхмана Л. С., Горелова H.A., Ген-кина Б.М., Гендлера Г. Х., Маневича В. М., Сураханова Э. Р., Черкасова Г. Н. На наш взгляд, научные работы данных авторов фундаментальны, аргументированы, глубоко научны и интересны.

В ходе диссертационного исследования автором изучены реализованные концепции социальной защиты населения в зарубежных странах. Существующие модели социальной защиты разнообразны и наряду с общепринятыми шведской, американской, германской существуют десятки других стран, которые выстраивают свою социальную систему (Китай, Индия, Япония, Израиль, Чили, Бразилия и др.).

Целевая направленность западных программ зависит главным образом от степени государственного вмешательства в экономическую жизнь. Так в США объектами программ социальной защиты населения являются беднейшие слои населения (программа помощи бедным — Вефлер, программа бесплатного медицинского обслуживания пожилых бедных, не получающих пенсии — Меди-кейт, программа бесплатной медицинской помощи бедным, получающим небольшие пенсии — Медикэйр и др.). В западноевропейских и скандинавских странах для трудоспособного населения и, особенно для лиц потерявших работу существуют специальные программы социальной защиты. В Германии широко распространенна практика формирования социальных программ земель (Баварии, Рейн-Вестфалии, Саксонии, Тюрингии и др.).

Экономическое направление социальной защиты периода перехода к рынку представлено пока лишь законодательными и распорядителями актами в этой области (правовые акты Российской Федерации и местных органов власти). Учебные пособия, статьи и публикации анализируют отдельные наиболее насущные вопросы качества жизни, социологического статистического аспекта, не касаясь социальной защиты в совокупности как экономического механизма.

Дискуссионность многих моментов, недостаточная концептуальная разработка, острейшая актуальность проблемы обусловили выбор темы и цель экономического анализа.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка основных концептуальных положений направленных на повышение эффективности действующего организационно — экономического механизма социальной защиты на современном этапе.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. обобщить теорию и практику развития организационно — экономического механизма социальной защиты населения;

2. выявить особенности современного организационно — экономического механизма социальной защиты населения;

3. проанализировать состояние действующего механизма социальной защиты населения и выявить недостатки, основные тенденции и резервы развития социальной защиты;

4. обосновать эффективные концептуальные основы и рекомендации по социальной защите населения на современном этапе.

Объектом исследования является деятельность участников социальной защиты по уровням хозяйствования.

Предметом исследования является социально — экономические и организационно — правовые отношения, возникающие в ходе осуществления социальной защиты.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области экономики, теории управления социальными вопросами, правового регулирования социальной защиты, конвенции и рекомендации Международной организации труда. Методика исследования основана на использовании дидактической логики и системного подхода. В зависимости от конкретных задач исследования в работе использовались методы: научной абстракции, анализа и синтеза, методы дедукции и индукции, исторический и логический, сравнительного анализа, социологического опроса.

Информационную базу исследования составляют отчетные документы органов управления социальной защитой России с 1990 по 2003 годы, нормативно — правовые документы Российской Федерации в области социальной защиты, а также Программа социально — экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 годы), статистические документы Министерства здравоохранения и социального развития, научные труды отечественных и зарубежных ученых.

Эмпирическую базу исследования составили научные и статистические публикации по проблемам развития социальной защиты, программные документы Министерства здравоохранения и социального развития, методические материалы из практики деятельности органов социальной защиты, исследования зарубежных авторов, акты социального законодательства РФ, а также исследования, проведенные автором с 1998 по 2003 годы с использованием анализа документов практической деятельности региональных и муниципальных органов управления социальной защиты населения (Уральского федерального округа, Свердловской области, Правительства Ханты — Мансийского автономного округа, Департамент социальной защиты населения округа, департамента социальной защиты населения города Сургута) по вопросу организации социальной защиты населения.

Проведенное исследование позволило получить следующие результаты, содержащие научную новизну:

1. уточнено определение понятий «социальная защита населения» и «организационно — экономический механизм социальной защиты населения» ;

2. выявлены особенности организационно-экономического механизма социальной защиты населения, которые определяют эффективность ее развития;

3. определено место семьи как субъекта и объекта социальной защиты;

4. определены основные тенденции развития социальной защиты в России на современном этапе и предложен адекватный теоретико-методологический инструментарий, обеспечивающий эффективное управление формированием и функционированием организационно-экономического механизма социальной защиты населения предстоящего периода;

5. предложены основные тезисы концепции эффективного развития социальной защиты региона на перспективу.

Практическая значимость диссертации заключается в использовании разработанного автором подхода по совершенствованию социальной защиты населения по уровням хозяйствования в практической деятельности органов социальной защиты. Предложенные методические и практические рекомендации направлены на принятие эффективных управленческих решений в сфере социальной защиты населения. Результаты диссертационного исследования могут быть полезны для подготовки специалистов в области формирования и управления социальной защитой.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на ежегодных социальных чтениях в московском государственном социальном университете в 1998, 1999 гг. Отдельные аспекты работы положены в основу деятельности муниципального учреждения «Вариант», Центра социально-медицинской помощи семье и детям, Департамента по труду и социальной защите населения города Сургута. Разработанная автором программа в области позитивной семейной политики стала победителем гран-тового конкурса основанного Конгрессом США «Открытый мир».

Публикации. Проблемы, рассмотренные в диссертации, нашли свое отражение в издании 5 научных публикаций автора, общим объемом 7 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, библиографии и приложений. Работа содержит 6 рисунков, 26 таблиц, 10 приложений. В списке использованной литературы 150 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное состояние социальной защиты требует качественно нового подхода к пониманию ее сущности. Также назрела объективная необходимость переосмысления имеющейся отечественной и зарубежной теории и практики развития социальной защиты на современном этапе. В самом общем виде он включает организационные, экономические, правовые, экологические, социальные, духовно-нравственные аспекты. Существует три наиболее распространенных подхода: социально-психологический, правовой и организационный. К сожалению, недостаточно разработан социально-экономический аспект проблемы с учетом перечисленных.

Анализ теории и практики позволил выделить наиболее перспективные теоретические и практические подходы к рассмотрению сущности социальной защиты, выявить предпосылки и наиболее предпочтительные пути и формы их эволюции. Это потребовало выявить объективную внутреннюю структуру, механизм организации, изменения составных элементов и их форм в ходе жизнедеятельности общества. Социальная защита есть специфическая форма жизнедеятельности общества. Это обусловливает возможность и необходимость рассмотрения данной категории с воспроизводственных позиций по уровням хозяйствования, циклам и фазам развития общественного производства, во взаимосвязи с результатами-потерями развития населения страны, территории, сферы, трудового коллектива, отдельного домохозяйства, человека.

Распространенный в теории и практике взгляд на минимальные нормы потребления ориентирует социальную защиту на деградационное воспроизводство и соответствующее выполнение функций государством и его звеньями. Гуманизация социальной защиты предполагает формирование такого организационно-экономического механизма, который обеспечил бы достойные условия жизнедеятельности всех участников. По своей сущности социальная защита есть форма распределения и перераспределения готовой продукции и услуг, используемого государством, его звеньями и другими субъектами для обеспечения устойчивых условий расширенного воспроизводства общества по всем уровням хозяйствования.

Организационно-экономический механизм есть совокупность конкретно-исторической деятельности субъектов управления, объектов управления, субъектно-объектных отношений, результатов-потерь, возникающих в ходе выполнения объективных социально-экономических функций по развитию общества в данной сфере по всем уровням хозяйствования.

Объективными критериями общественного развития является: уровень удовлетворения потребностей всех групп населения. Исторически обусловлено постоянное увеличение числа потребностей, которые удовлетворяются обществом за счет продукции и услуг, созданных за определенное время.

Сохранение обществом самого себя объективно требует роста объёма выпуска продукции в единицу времени для обеспечения расширенного воспроизводства. Таким образом, возникает потребность в необходимом времени для выпуска продукции и услуг, а по мере научного прогресса часть необходимого времени освобождается и становится свободным временем, которое население использует по своему усмотрению, в том числе для получения дополнительных социальных благ.

Оборот обновления социальной защиты имеет принципиальное значение в отношении организационно-экономического механизма социальной защиты, без которого не возможно определить каким образом функционирует механизм развития социальной защиты во времени и пространстве. Оборот обновления социальной защиты есть объективная категория, существующая на всех этапах исторического развития. В настоящее время происходит переход к новому типу социальной защиты, но отсутствие продуманной идеологии и методологии ее осуществления ведет к возникновению ситуаций социальной нестабильности и напряженности.

Таким образом, в соответствии со скоростью оборота обновления происходят изменения в структуре и содержании социальной защиты и ее организационно-экономическом механизме.

Наряду с общеизвестными уровнями хозяйствования качественно новое место, на наш взгляд, в теории и практике занимает семья как ключевой субъект и объект социальной защиты. Объективно существующий уровень хозяйственной деятельности наряду с государственным, региональным и другими образует отдельное домохозяйство. На этом уровне непосредственно определяется порядок, характер, форма и методы соединения отдельного члена семьи и домохозяйства с вышестоящими уровнями хозяйствованиясоздаются условия для творческой активности каждого человека в жизнедеятельности общества. Семья является базовой ячейкой общественного производства, в которой происходит первичное осознание ребенком социализированных авторитетов и норм поведения. Учет при формировании социально-экономических отношений глубинных преимуществ позитивного функционирования отдельного домохозяйства позволяет создать предпосылки для дальнейшего развития, приумножения социально-экономического капитала на последующих уровнях хозяйствования. Члены домашних хозяйств формируют трудовой потенциал страны и трудовые ресурсы всех секторов экономики, где работают, управляют и получают основные доходы. Данный сектор производит и получает преобладающую часть первичных доходов в процессе образования и первичного распределения доходов. Кроме того, он производит собственную продукцию и услуги для личного потребления и для реализации на рынке, которая в современных условиях постоянно расширяется и достигает значительных размеров. Соответственно главной составляющей социальной защиты является семья, ресурсы которой направлены на поддержание и развитие жизнедеятельности семьи и ее членов;

Анализ тенденций в развитии социальной защиты населения показывает значительные различия в подходах к данному вопросу в советской и новейшей истории России. В советский период социальная защита (социальное обеспечение) жестко планировалась от достигнутого и формами ее реализации являлось: бесплатное образование, здравоохранение, социальное обслуживание, санаторно-курортное лечение и т. д.

В новых социально — экономических условиях при практически полном отсутствии ведомственной структуры социальной защиты планирование осуществляется от достигнутого, но на первом плане стоимостные параметры, а затем натурально — вещественные.

Исходный тезис, закрепленный в Конституции РФ о минимальной заработной плате и минимальном прожиточном уровне является тупиковым для стандартов и служит основой выработки деградационного организационно-экономического механизма социальной защиты населения. Поэтому закрепление перспективных социальных стандартов, обеспечивающих расширенное воспроизводство общества, позволяет вести работу по эффективному позитивному развитию социальной защиты в условиях определенности на основании объективных показателей.

Анализ состояния социальной защиты на современном этапе позволяет выделить ее главную цель, объективные критерии эффективного развития социальной защиты населения, которые находят непосредственное отражение в механизме развития и управления данным процессом.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы о состоянии основных тенденций развития социальной защиты в России на современном этапе:

1) отсутствие перспективной идеологии и методологии социальной защиты в 90-е годы привело к формированию конфликтной модели организационно-экономического механизма социальной защиты населения.

2) отсутствие внутреннего единства социальной защиты как системы привело на практике к разрозненным мерам фрагментарного порядка. При этом вместо радикальной реформы социальной защиты, государство ограничилось поверхностными частичными изменениями. Перераспределение функций между уровнями хозяйствования происходит без разработки соответствующих методологического, методического и финансового механизмов.

3) прогноз развития позитивной социальной защиты зависит от снижения влияния тенденций 90-х годов и формирования механизма развития при активной роли государственного регулирования.

4) использование системно — целостной методологии в теории и практике позволит добиться успеха в данной сфере жизнедеятельности нашего общества.

На основе выделенных тенденций предложен адекватный теоретико-методологический инструментарий, обеспечивающий эффективное формирование и функционирование социальной защиты населения предстоящего периода и ее организационно-экономического механизма.

Социально-экономические аспекты теоретико-методологического инструментария ориентируют на удовлетворение конечных потребностей общества, территории, отдельной семьи и человека, интегрируют, ранжируют виды деятельности и потребления в социальной защите, нацеливают участников на комплексную результативность. Таким образом, социально-экономические аспекты повышения эффективности социальной защиты являются основополагающими началами для формирования эффективного организационно-экономического механизма социальной защиты населения и включают в себя следующие составляющие:

1) рассмотрение социальной защиты с междисциплинарных позиций;

2) ведение мониторинга, который создаст возможность своевременно учитывать в масштабе реального времени все происходящие изменения в социальной защите;

3) учет полезных, бесполезных затрат, выявление ресурсов развития;

4) повышение ответственности как субъектов управления, так личной ответственности граждан.

Социально-экономические основы эффективного развития социальной защиты имеют специфические характеристики по уровням хозяйствования, девяти основным состояниям развития, они обуславливаются структурой общественного производства, отражают соответствующие цели, задачи, критерии, интересы и закономерности развития социальной защиты на современном этапе. Формирование концепции эффективного развития социальной защиты на перспективу происходит в соответствии с фазами воспроизводственных циклов социальной защиты, предполагает диалектику развития идеологии и целей социальной защиты по фазам воспроизводственным циклам общественного производства. Отсюда разработанная на этой основе концепция будет отражать все уровни, формы, методы регулирования отношений по социальной защите.

Организационно-правовые аспекты теоретико-методологичес-кого инструментария обеспечивающего эффективное формирование и функционирование организационно-экономического механизма социальной защиты населения предстоящего периода хотя и занимает вторичное место, но на практике закрепленные нормы права и структура управления по существу становятся определяющими формами, регулирующими социальную защиту на уровне государственного принуждения.

Отсюда, эффективное организационно-правовое оформление концепции является залогом успешного функционирования в реальной жизни. Поэтому на первый план выделяются вопросы методологии, теории, а также формы закрепления в организационно-правовых структурах гуманных целей соответствующих принципов, критериев, показателей взаимодействия участников социальной защиты по всем уровням хозяйствования.

На основе предложенного теоретико-методологического инструментария сформулированы основные тезисы концепции эффективного развития социальной защиты на перспективу, которые могут быть для разработки региональной и государственной программы социальной защиты на период до 2015 года, которые отражают следующие позиции:

Вводная часть — раскрывает гуманную направленность идеологии и методологии социальной защиты;

Первая часть отражает цель, принципы, критерии социальной защиты в условиях гуманной идеологии общества и социальной защиты.

Вторая часть — «Семья основа общества». Основой устойчивого, надежного и управляемого развития социальной защиты является семья.

Третья часть устанавливает необходимость адекватных взаимоотношений между государством, территорией, субъектами хозяйствования и семьей.

Четвертая часть предусматривает создание устойчивой отечественной модели социальной защиты населения России.

Пятая часть обосновывает необходимость стандартов социальной защиты, обеспечивающих расширенное воспроизводство общества.

Шестая часть посвящена развитию мотивации участников социальной защиты по уровням хозяйствования.

В заключительной части даются рекомендации по технологии реализации данных тезисов на практике.

Сложившаяся система регламентации социальной защиты основанная на прожиточном минимуме ориентирует на деградационное развитие общества и не имеет перспективы, следовательно, законодательство призвано гарантировать достойных условия жизни и определять качественные характеристики населения которому предоставляется социальная защита, отсюда, во-первых, необходимо законодательное закрепление параметров влияния участников социальной защиты на ее функционирование. Данное требование выражается в принятии подзаконных актов, методических рекомендаций, министерских положений о порядке внесения корректив в действующую систему социальной защиты по уровням хозяйствования. Во-вторых, основой нормативно — правового регулирования отношений в области социальной защиты призван стать закон о социальной защите населения, в котором нашли бы закрепление основные положения концепции, направления, пути, формы, технологии обеспечения эффективности данной сферы. В-третьих, необходимо правовое закрепление гуманных целей, принципов, критериев характеризующих взаимоотношения в системе природа — общество — человек, что предопределит сущность и содержание всех нормативно-правовых актов, тенденций развития законодательства социальной защиты. В— четвертых, закон о социальной защите должен отражать механизм получения ресурсов и технологию оценки результатов деятельности с позиции их использования. Результаты деятельности должны быть определены по принципу: от базовой услуги к более эффективной посредством усовершенствования технологии социальной защиты.

Дальнейший успех в совершенствовании организационно-экономического механизма социальной защиты населения предполагает объективный учет при формировании государственной концепции социальной защиты идеологии, теории и методологиицелей, принципов, критериев, стратегии и тактики социальной защитытворчества участников социальной защиты, повышение уровня благосостояния всего населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // СКС «Консультант +».
  2. Международный билль о правах человека/ Центр по правам человека Отделения ООН в Женеве. 1988.
  3. Конституция Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51.
  4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
  5. Федеральный Закон от 10.07.2002 N 87-ФЗ (ред. от 27.12.2002) «О внесении изменений в статью 6 Федерального Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
  6. Федеральный Закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ ред. от 07.07.2003) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ГД ФС РФ 21.05.1999.
  7. Федеральный Закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 20.07.2000) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  8. Федеральный закон от 24.10.1997 г. № 134 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
  9. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 25.11.95 г.,
  10. Основные направления государственной семейной политики. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996 г. № 712 //Российская газета. 1996. 21.05.
  11. Дополнения в статью 2 закона Российской Федерации «О стандартизации» (принят ГД ФС РФ 21.06.2002)
  12. Н.Постановление Минтруда РФ от 27.07.1999 N 32 «об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «комплексный Центр социального обслуживания населения»
  13. Письмо ГТК РФ от 14.08.1996 N 01−15/14 579 «О положении по предоставлению бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами
  14. Указ Президента РФ от 06.09.1993 N 1338 (ред. от 14.01.2000) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»
  15. Распоряжение Президента РФ от 19.02.2004 N 70-рп «Об выделение средства для обеспечения социальной защиты детей»
  16. Постановление Госкомстата РФ от 18.04.2003 N 45 «Об утверждении организационно нормативных материалов для проведения основного этапа национального обследования благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах (Нобус)»
  17. Постановление Госкомстата РФ от 14.03.2003 N 41 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минтрудом России статистического наблюдения за лицами, обратившимися в учреждения социального обслуживания семей и детей»
  18. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 30.09.2002 N 3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи»
  19. Постановление ГД ФС РФ от 08.12.2000 N 905-Ш ГД «О Федеральном Законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
  20. Распоряжение Правительства ХМАО от 22.06.2002 N 341-рп «О ходе выполнения окружной программ «Старшее поколение» на 1999 2005 годы в 2001 году»
  21. Постановление Правительства ХМАО от 26.02.2003 N 35-п ред. от 23.05.2003) «О мероприятиях по реализации закона Ханты-Мансийского автономного округа «О программе Ханты Мансийского автономного округа «Дети Югры» на 2003 — 2005 годы»
  22. Постановление Думы ХМАО от 27.09.2002 N 425 «О внесении изменений в окружную программу «Старшее поколение» на 2003 2005 годы» (вместе с «Перечнем мероприятий окружной программы «Старшее поколение» на 2003 — 2005 годы»)
  23. Постановление Думы ХМАО от 27.09.2002 N 424 «О ходе выполнения за 2001 год окружной программы «Старшее поколение» на 1999 2005 годы»
  24. Распоряжение Администрации города Сургута от 05.07.2002 N 1971 «О внесении изменений в Распоряжение Мэра города от 26.05.1998 N 1356 «О социальном обслуживании населения»
  25. Е.М. Время перемен: социально экономическая адаптация населения. М.: ИСЭПН РАН, 1998.
  26. Е.Г. Личность и социальное обеспечение в СССР. М., 1983.
  27. В.Г. Общество, системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.
  28. В.Г., Чесноков B.C. Системы целевого планирования -инструмент эффективного управления научными исследованиями // научное управление обществом. Вып. 6. М.: Мысль, 1972.
  29. A.A., Черкасова Т. В. Социальная защита населения // Ва-тандаш. 2000. № 4.
  30. М. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям.// Человек и труд. № 1.
  31. Н. Открывая номер// Свободная мысль. 1997. № 12.
  32. Т.Ю., Тапилина B.C. Субъективная мобильность населения по материальному положению // Социальная траектория реформируемой России / Отв. ред. Т. И, Заславская, З. И. Калугина. Новосибирск: Наука, 1999.
  33. Ф.М. Третий сектор в государстве благоденствия. М. РОСС, 2000 г. С. 67−116
  34. М.С., Кузнецов В. И. введение в современную точную методологию науки. М.: Аспект Пресс, 1994.
  35. П. Социальное пространство и генезисов классов // Бурдье П. Социология и политика. М., 1993.
  36. Бюллетень департамента проблем семьи, женщин и детей Министерства социальной защиты населения РФ. 1996.№ 1.
  37. Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. / М.: Наука, 1988.
  38. Вестник Министерства труда и социального развития. № 1 2003.
  39. H.A. Японский опыт решения экономических и социально — трудовых проблем / М.: Экономика, 1998. 255 с.
  40. В.И., Юрганов JI.A. Субъекты управления социальной сферой региона: условия и механизмы оптимального взаимодействия. Препринт. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1998.
  41. М.И., Кузнецов П. Г., Розенберг В. Я. Математическое обеспечение управления. Под ред. Гвардейцева М. И. М.: Радио и связь, 1996.
  42. А.Н. «Специализация и кооперация производства в условиях трансформационной экономики: теория, методология, практика». Изд-во. Екатеринбург: институт экономики УрО РАН, 2001.
  43. Е. А. Социальная политика уроки 90-х. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  44. Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения // Общество и экономика. 2000. — № 9−10.52. «Государственная социальная политика и стратегия выживания до-мохозяйств». Под общей ред. О. И. Шкаратана. Изд-во: М.: ГУ ВШЭ. 2003.
  45. С.И. Современное социологическое знание и социальная работа: теория, методология, технологии осуществления // Вестник МУ. Сер. 18. Социология и политология. 1995. — № 4. — С.61−69.
  46. Л.Д. Россия в ряду других стран: к проблеме национальной идентичности // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1999.№ 1.
  47. Государственная политика в социальной сфере. Проведение социальной политики на областном и муниципальном уровне. Модуль 13/18. УрАГС. Екатеринбург. 1999.
  48. Г. М., Малкин A.M., Назимова А. Е. Посттоталитарное общество на переломе веков: динамика социальной структуры и ценностных ориентаций. М., 1992.
  49. Джоэль Имс, Крептул А. Система помощи лицам и семьям с низкими доходами в Канаде // Проблемы теории и практики управления. 2000. -№ 1.-С. 86−88.
  50. Динамика расходов Федерального бюджета на социальную сферу (без учета расходов, осуществляемых за счет доходов от арендной платы). Информационный сборник «Социальная политика в России». М.: 2003 г.
  51. Е.И. Россия перед выбором: ресурсы социального развития. С.3−40. //Мир России. 1997.№ 2.
  52. М.Э. Финансовый кризис и социальная защита // Обществ. Науки и современность. 2000. — № 3.
  53. В.И. и др. Социальная защита Российской Федерации: анализ результатов социологического опроса// Вестник МУ. сер. 18. Социология и политология. 1996. — № 3.
  54. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской федерации. 1995, 1999. М.: Academia, 1999 г.
  55. C.B. Теория эволюционной региономики. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2003.
  56. В. В. Конторов Д.С. Проблемы системологии (проблемы теории сложных систем). М.: Сов. радио, 1976.
  57. И.И., Поздняков С. А. Усиление адресной социальной поддержки населения // Пенсия. 1999. № 9.
  58. Т.И. Социальная структура России // Куда идет Россия?. М.: Интерцентр, 1997.
  59. Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труд.-2001. № 6.'
  60. Е.А. Организационный механизм трансформации экономических систем. Проблемы теории и практики. Екатеринбург. 2002.
  61. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации: февраль 2002. М.: Госкомстат России, 2002.
  62. П.Г. Противоречие между первым и вторым законом термодинамики // Известия Академии Наук Эстонской ССР. Том VIII, Серия технических и физико-математических наук. 1959.№ 3.
  63. П.Г., Стахеев Ю. И. Термодинамические аспекты труда как отношения человека к природе. Серия «Природа и общество». М.: наука, 1968.
  64. О., П.Г.Кузнецова, Б. Большакова «Природа человек -общество». М.: 2001 год
  65. В. Сравнительные императивы продолжения экономического реформирования // Российский экономический журнал. 2000. № 1.
  66. В.П. и др. Методика оценки социально-экономического положения семей. Проблемы семьи и семейной политики: Сборник научных работ. Вып.З.-М., 1993.
  67. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М. Н. Изд-во: Киров, «АСА», 2001.
  68. A.B. Введение в экономико-математическое моделирование. -М.: Наука, 1984.
  69. Д.С. Задачи экономической науки и формирование экономической политики государства // Экономическая наука современной России. 1999.№ 2.
  70. Д.С. Управление социально-экономическим развитием России. М.: Экономика, 2002.
  71. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2-х Т./ Пер. с англ., 2-е изд. М.: Республика, 1993.
  72. А. Принципы политической экономии. М.: Экономика, 1983.
  73. М.С. Российская семья в изменяющемся мире Семья в России № 3−4. 1995.С.32−34.
  74. Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. -М.- Городец, 2000. 144с. С. 125.
  75. К.И., Роговин В. З., Шаталин С. С. Социальная политика. М.: Политиздат, 1987.
  76. А.Б. Экономические основы социальной защиты населения в переходный период: Автореф. дисс. .канд. наук- Экономические науки./ Казан, финансово эконом, ин-т — Казань, 1999. — 17с.
  77. И.М. О методе познания хозяйственного бытия. Актуальные проблемы управления. Вып. 5. М.: ГУУ, 2001.
  78. А.С. Полномочия субъектов Российской Федерации в законодательном регулировании социальной сферы // Пенсия. 1999. № 9.
  79. Дж. Теория игр и экономическое поведение: Пер. с анг. -М.: Наука, 1970.
  80. В.И. Теоретико-методологические основы организационного развития хозяйственных систем. Екатеринбург. УрО РАН, 1996.
  81. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 1997 // Российско-европейский центр экономической политики. М., 1997.
  82. Р.И., Кузнецов П. Г. Инженерно экономический анализ транспортных систем. М.: Наука. 1990.96."0 Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 2000 годов» (с изменениями от 24 января, 17, 27 июля 1998 г.)
  83. Обзор российской экономики. Основные тенденции развития 2002.III. М., 2002.
  84. Организация платного социального обслуживания пожилых людей: Материалы пилотной программы по федеральной целевой программе «Старшее поколение». Ханты-Мансийск. 2001. — 190с.
  85. А.Д. Молодая семья: шаг в XXI век. М.: Социум, 1999.100 .По материалам Научно практической конференции «Позитивна социальная политика на рубеже веков». Ханты-Мансийск январь 2000 г.
  86. H.A. Совокупный работник. Интенсивное производство, управление. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987.
  87. Ю2.Полякова Е. В. Система трудовых отношений в сфере социальной защиты населения России: Автореф. дисс. канд. экон. наук: Саратов. 2002. — 19с.
  88. ЮЗ.Потехин H.A. «Экономико-правовые основы управления». Екатеринбург, 2000 г.
  89. Ю4.Потехин H.A., Головина А. Н. Методология распределения компетенций по уровням управления жизнедеятельностью общества: Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2001.
  90. Ю5.Правовое обеспечение экономических реформ. Социальная сфера. / Гос. ун-т- Высш. шк. эк-ки- Отв. ред. Я. И. Кузьминов, В. Д. Мазаев. М., 2000.-81с.
  91. Юб.Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф. Парслоу. -М. 1997.-223с.
  92. Ю7.Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Государственная социальная помощь: Группа статей. // Труд и право. 2001. — № 5.
  93. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. / Рук. авт. кол. Львов Д. С. М.: Экономика, 1999.
  94. Регионы России: экономическая конъюнктура (социально экономическая информация). T.l. М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. 2001.Вып. 10.
  95. Ю.Реформа социальной сферы. Общество и экономика. 1998. № 6.с.116.111 .Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 1995.
  96. Россия после кризиса 1998 г. Доклад Всемирного банка. М.: Центр политических технологий. 2001 г.
  97. ПЗ.Роузфилд С. Сравнительная экономика стран мира: Культура, богатство и власть в XXI веке Пер. с анг. М: Московский государственный институт международных отношений (Университет) — «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. С. 179.
  98. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: Дело, 1998 г.
  99. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения / под. ред. Ослунда А., Дмитриева М. М.: Московский центр Карнеги, 1996.
  100. Социальная стратификация современного российского общества. Аналитическое обозрение. / Отв. ред. Беляева J1.A. М.: Центр комплексных социальных исследований и маркетинга, 1995.
  101. Социально экономическое положение России в 1995 году. М.: Госкомстат России, 1995.
  102. Социально экономическое положение России, январь 2002 года. М.: Госкомстат России, 2002.
  103. Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сб. / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике- Ред. кол.: А. Е. Суриков и др. -Офиц. изд-М.: Б. и., 2001.-436 с.
  104. Социально-экономическое положение России. / Государственный комитет РФ по статистике. 2001.
  105. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения / Под ред. А. Ослунда, М. Дмитриева. М.: Московский центр Карнеги, 1996.
  106. А.И. Инновационная направленность уральского предпринимательства // Инновации инвестиции — инфляция: социально — экономический аспект. Научные чтения. Екатеринбург: УрГЭУ, 2001.
  107. Теория и практика социальной работы. М., 1997.
  108. Теория социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой. М., 1999. -334с.
  109. Н.Е. Трансформационные процессы в сознании россиян: аксиологический аспект // Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. М.: РОССПЭН, 1996.
  110. Н.Е. Ценности россиян и перспективы политического процесса в России // Обновление России: трудный поиск решений. Вып.З. М.: РНИСиНП, 1995.
  111. Н.Е. Российская социальная политика: выбор без альтернатив? // Соц. Исслед. 2001. № з.
  112. Е. Где же ты, мой адресат?: Методологические основы формирования муниципальной политики социальной защиты населения // Муниципальная власть. 2001. — № 1.
  113. Н. Минтруд подводит итоги // Социальное обеспечение. 2002.
  114. JI. Уровень жизни населения и государственные меры по повышению социальных гарантий // Социальное обеспечение. 2002. № 1.
  115. И.Ф. Развитие социальной защиты в условиях реформирования экономики: Автореф. дис. .кандидата наук- Экономические науки./ Иркут. гос. экон. акад. Иркутк, 1997. — 25с
  116. Е. И. «Теория социальной работы». М.: 1999. С. 56.
  117. В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации. Учебное пособие. Екатеринбург, 1996.
  118. А. В., Ильин И. А. Управление социальными процессами в России формирование системы минимальных социальных стандартов. М.: Проект Тасисс «Социальные последствия экономических преобразований и приватизации в РФ». 1999. — 104 с.
  119. Н. Пять лет реформ пять лет кризиса // Свободная мысль. 1996. № 7.•140.Шохин А. Н. Пенсионная система России: современное состояние, проблемы реформирования. М.: ГУ ВШЭ 1997.
  120. Экономическая политика Правительства России. Документы. Комментарий. М.: Республика, 1992.
  121. Л.А. Проблемы бюджетного финансирования отраслей социальной сферы. Препринт. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН. — 1997.143 .Якобсон Л. И. Экономические методы управления в социокультурной сфере. М.: Экономика, 1991.
  122. Castells М. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. III. Oxford: Blackwell Publishes, 1998. № 1 III.
  123. Hedlund S. Russia’s «Market» Economy, A Bad Case of Predatory Capitalism. L.: UCL Press, 1999.
  124. Leman S. The collapse of welfare reforms. Washington: Cambridge mass, 1990. 180p. The community team an approach to case management prevention. US department of health education, welfare. Washington, 1989 — 63p.
  125. Manning N. Shaw New Risks, New Welfare. Signposts for Social Policy. Oxford: Blackwell Publishes, 2000.
  126. Manning N., Shkaratan O., Tikhonova N. Work and Welfare in the New Russia. Alderhot: Ashgate, 2000.
  127. Social Policy / Ed. by Baldock, N. Manning, S. Miller< S. Vickerstaff. Oxford: Oxford University Press, 1999
Заполнить форму текущей работой