Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие и сущность товарооборота. 
Социально-экономическое значение его анализа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осуществление задач, выдвинутых XXVII съездом КПСС и XIX Всесоюзной конференцией КПСС, позволит обеспечить прогрессивные изменения в потреблении продовольственных и непродовольственных товаров, расширить продажу модной и красивой одежды и обуви, удобной современной мебели, сложной бытовой техники и предметов домашнего обихода. Все эти моменты, как будет показано далее, находят свое отражение в… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Понятие и сущность товарооборота. Социально-экономическое значение его анализа
  • 2. Классификация товарооборота
  • 3. Статистическое изучение звенности товародвижения
  • Литература

Понятие и сущность товарооборота. Социально-экономическое значение его анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Товарооборот является центральным показателем в статистике торговли, так как именно он характеризует результат работы торговых предприятий. Поэтому изложение курса статистики торговли начинается с изложения статистики товарооборота. Рассмотрим содержание этой категории.

Товарооборот характеризует процесс движения товаров, т. е. материальных благ от производителей к потребителям посредством актов купли-продажи. Следовательно, два признака определяют содержание товарооборота как экономической категории и статистической совокупности: первым признаком является материальность предмета потребления, т. е. товара как предмета купли-продажи. «Товар, — писал К. Маркс, есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности». Вторым признаком выступает продажа, т. е. обмен товара на деньги, переход товара от продавца к покупателю. Только совместное наличие этих двух признаков образует понятие товарооборота, позволяющее отграничить его от других социально-экономических категорий. Если товар передается безвозмездно, не происходит акт купли-продажи, пет обмена товара на деньги, то нет и товарооборота. Например, таким образом осуществляется внутренняя передача товара со склада на склад, со склада в магазин в пределах одной торговой организации. С другой стороны, если продается не товар, обладающий материально-вещественной субстанцией, услуга нематериального характера, то также нет товарооборота. Следовательно, товарооборотом называется продажа материальных благ.

Акт купли-продажи является первичной единицей товарооборота как статистической совокупности. В этом акте два участника — продавец и покупатель. Для покупателя акт продажи есть акт покупки. «Продажа есть купля». .— писал К. Маркс.

Поэтому товарооборот можно подсчитать и как сумму продаж у продавцов, и как сумму покупок у покупателей. В статистике торговли он подсчитывается как сумма продаж.

Являясь центральным показателям конечных результатов торговой деятельности, товарооборот в то же время один из важных народнохозяйственных показателей. Это обусловлено функциями торговли.

Товарооборот характеризует товарную массу, поступающую в конечном счете в сферу потребления, в том числе в сферу личного потребления. Поэтому один из показателей статистики товарооборота — розничный товарооборот используется и статистикой уровня жизни населения.

Осуществление задач, выдвинутых XXVII съездом КПСС и XIX Всесоюзной конференцией КПСС, позволит обеспечить прогрессивные изменения в потреблении продовольственных и непродовольственных товаров, расширить продажу модной и красивой одежды и обуви, удобной современной мебели, сложной бытовой техники и предметов домашнего обихода. Все эти моменты, как будет показано далее, находят свое отражение в. системе показателей товарооборота.

В сферу изучения товарооборота входят вопросы образования товарных ресурсов, их распределения, регионального размещения и т. п. Значительная часть товаров предназначена для личного потребления. Примерно 4/5 продовольственных товаров и практически все непродовольственные товары население приобретает в магазинах, предприятиях общественного питания и на колхозных рынках. Натуральные, т. е. нетоварные, источники потребления занимают скромное место в общем объеме материальных благ, потребляемых населением. Поэтому изучение товарного рынка, процессов продажи товаров населению, их динамики, структуры, душевого уровня, региональных особенностей и т. д. позволяет получить важные сведения о росте материального и культурного уровня жизни народа. В этом большое социально-экономическое значение анализа показателей статистики товарооборота. Не меньшее значение имеет характеристика удовлетворения общегосударственных нужд, снабжения организаций, учреждений и предприятий, что также входит в круг показателей товарооборота.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.К. и др. Статистика торговли: Учебник / И. К. Беляевский и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1989. — 400с.
Заполнить форму текущей работой