Актуальность темы
Современный этап экономического развития России характеризуется существенными институциональными преобразованиями в финансовой сфере, появлением и развитием значительного числа новых финансовых институтов и инструментов. Реформируемая экономика, как показывает практика последних лет, не в состоянии справиться должным образом с этим мощным потоком финансовых инноваций, в результате чего степень риска и уровень его распространения в финансовой среде достаточно высок. Необходимо отметить также проблемы накопления долгов, ухудшение кредитования экономики, доминирующее развитие спекулятивных тенденций на финансовых рынках, ухудшение платежно-расчетной системы и целый ряд других проблем.
Главной целью коренных преобразований, происходящих в экономике Российской Федерации, базирующихся на преодолении характерных для нее сегодня кризисных явлений, является активное внедрение рыночных принципов хозяйствования, постепенный переход к обеспечению высоких темпов роста инвестиций в народное хозяйство страны и регионов, обеспечение эффективности общественного производства.
Уровень развития и состояние финансовой системы страны являются критерием успешного ведения всей экономики. С начала реформирования всей экономический жизни России финансовая система страны функционирует в крайне нестабильном, экстренном режиме. Подавление инфляции осуществляется на фоне сокращения объемов ВВП и инвестиций, продолжающегося спада промышленного производства, ухудшения финансового состояния предприятий.
В целом сформировавшаяся банковская система России является адекватной состоянию экономики переходного периода, однако не имеет достаточно финансовых возможностей для комплексного развития народного хозяйства. Важную роль в кредитной поддержке структурной перестройки экономики, в осуществлении инвестиционных процессов в стране и регионах должны играть коммерческие банки с участием государства. На уровне региональной экономики — это муниципальные банки.
Процессы, происходящие в развитии банковской системы, существование таких специфических банковских институтов, как муниципальные банки, вызывают необходимость их осмысления, а также потребность в разработке эффективных подходов и методов государственного регулирования и проведения государственной финансовой политики в банковской системе России.
Анализ банковской системы региона показал важную роль муниципальных банков в развитии экономики: обеспечении деятельности муниципальных предприятий и организаций, расположенных на данной территории, связанных социальной и производственной инфраструктурой, экономическими, финансовыми и иными связями в единую систему.
Проведенное исследование ресурсов муниципальных банков, инвестиционной инфраструктуры регионов даст возможность определить особенности текущего состояния региональной экономики и предпосылки для роста инвестиций, наметить перспективные направления деятельности муниципальных банков в процессе решения экономических проблем регионов.
Предложены меры по совершенствованию организации деятельности муниципальных банков, по более эффективному использованию финансовых ресурсов регионов.
Разработанность проблемы. Проблеме функционирования банковской системы большое внимание уделено в работах классиков политэкономии — А. Смита, А. Курно, а также в работах Д. Кейнса, А Маршалла, П. Самуэльсона, М. Фрид-мена. Проблемам создания и деятельности банков в современных условиях посвящены работы Д. и Дж. Кэмпбеллов, П. Роуза, А. Полларда и др. Проблемам городского хозяйства и муниципальной экономики посвящены работы советских экономистов в 20 — 30-е годы J1.A. Велихова, Б. Б. Веселовского, В.Н. Твердохле-бова, М. А. Сиринова и др. Проблемы преодоления затратного характера экономики, ее рыночной трансформации раскрыты в исследованиях А. Аганбегяна, JI. Абалкина, Н. Я. Петракова, С. Ю. Глазьева, A.B. Бачурина, А. Г. Анимицы. Вопросам государственного регулирования банковской системы важное место уделено в трудах М. С. Атлас, Ю. А. Бабичевой, Е. Ф. Жукова, B.C. Захарова, Н.М. Зе-ленковой, А. Г. Куликова, О. И. Лаврушина, М. Х. Лапидус, A.B. Молчанова, В. М. Усоскина, A.A. Хандруева, С. А. Чернецова, В. Н. Шенаева и других.
Проблема региональной банковской системы является достаточно новым направлением экономической науки. Среди проблем банковской системы на региональном уровне можно отметить: определение и выделение региональных и муниципальных банков, как части финансовой системы регионавзаимодействие банков с другими элементами инвестиционной инфраструктуры регионаособенности деятельности муниципальных банков в реализации концепций развития региональной экономики, в решении задач муниципальных и региональных целевых программ.
Эти вопросы особенностей банковской системы в регионах разработаны значительно слабее, чем на уровне всей банковской системы страны. Среди причин такого положения можно отметить: концентрация банковского капитала в столицеотсутствие надежного и постоянного мониторинга банковской системы на всей территории страны в экономической и статистической литературеразличие в подходах к роли государства в регулировании экономики и банковской системы в регионах со стороны региональных властей, а также общие причины нестабильности всей банковской системы.
Цель и задачи исследования
Цель настоящей работы состоит в исследовании природы и особенностей роли и развития муниципальных банков в региональной экономике, основных тенденций в деятельности муниципальных банков, а также в выработке мер, призванных стимулировать развитие банковской системы на региональном уровне и обеспечить развитие региональной экономики.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: выявление характерных тенденций в развитии муниципальных банковопределение особенностей создания муниципальных банковрассмотрение методов и способов решения задач, возложенных на муниципальные банкиисследование особенностей в функционировании муниципальных банковисследование российского и зарубежного опыта в развитии банков с участием государстварассмотрение проблем и выработка мер по стимулированию развития муниципальных банковизучение природы и особенностей региональной экономики.
Объект исследования — процессы развития муниципальных банков в общей системе хозяйствующих субъектов в условиях формирования финансовых потоков на региональном уровне.
Предмет исследования — система экономических отношений, складывающихся в процессе развития муниципальных банков, как составной части банковской системы, их роль, функции, основные направления деятельности и значение для региональной экономики.
Методология и методика исследования. Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют труды советских, российских и зарубежных ученых экономистов по изучаемой проблеме. В процессе исследования применялись методы социологического и сравнительного анализа, экономико-статистический и другие.
Информационную основу диссертации составили материалы Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Центрального банка Российской Федерации, Федеральной комиссии по ценным бумагам Российской Федерации, данные социологических опросов Правительства Москвы и г. Екатеринбурга.
Научная новизна диссертаиионной работы состоит в следующем:
1. Выявлены и определены особенности финансовых потоков на региональном уровне (разнообразие финансовых связей предприятий и организаций различных форм собственности, финансов граждан, инвестиционных ресурсов, финансового обращения имущества различных форм собственности, финансы федерального, субъектов Федерации и местного самоуправления уровней), роль и место муниципальных банков в управлении финансовыми потоками в регионе;
2. Показана роль и место органов власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления в регулировании экономических отношений, направленных на создание финансовых инструментов для решения задач развития экономики регионов, а также отмечено повышение их ответственности за решение проблем развития и реформирования региональной экономики;
3. Определены основные предпосылки создания муниципальных банков: экономические — задача эффективного использования финансовых ресурсов экономики субъекта Федерации и муниципальной экономикинеобходимость привлечения инвестиционных ресурсов в развитие экономикисоздание благоприятного инвестиционного климата в регионесоздание банковской системы на региональном уровне, обеспечивающей решение этих задачорганизационные — разработка органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления концепций развития экономики региона и городаих участие в создании и функционировании муниципальных банковрегулирующая роль государства в развитии региональной банковской системы;
4. Обосновывается необходимость создания государственно-коммерческих банков как на федеральном, так и на местном уровне, связанной с усилением роли государственных институтов в регулировании экономических процессов, налаживание механизмов, позволяющих государству более активно направлять экономическое развитие страны и регионов;
5. Разработана и предложена оптимальная процедура создания муниципального банка (принятие законодательными и исполнительными органами власти в определенный срок и последовательности нормативных актов, необходимых для учреждения муниципального банка, позволяющих минимизировать затраты на организацию банка) и его структура (адаптивная структура, обусловленная составом учредителей, основных клиентов и поставленными задачами). Исследована постоянная связь и координация в деятельности муниципального банка с его учредителями — органами власти субъекта Федерации или органов местного самоуправления;
6. На основе обобщения существующих взглядов на структуру функционирующих банков внесены уточнения в систему классификации банков (государственный банк, частные банки, банки смешанной формы собственностигосударственно-коммерческие банки), показана роль муниципальных банков в обеспечении внешних и внутренних заимствований органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, в развитии региональной экономики;
7. На основе изучения опыта деятельности муниципальных (коммунальных) банков сформулированы рекомендации для развития муниципальных банков, с учетом современной экономической ситуации. Обобщен на основе анализа большого объема статистических данных опыт деятельности муниципальных (коммунальных) банков в РСФСР в 20−30 годы, а также банков с участием государства за рубежом;
8. На основе анализа деятельности действующих муниципальных банков выявлены основные тенденции в их развитии (повышение инвестиционной направленности, решение проблем региональной экономики, участие в финансово-промышленных группах, снижение банковских рисков, повышение управляемости процессов развития банка), а также показаны особенности их деятельности, связанные с ролью банков на региональных рынках ценных бумаг, с организацией финансового менеджмента и управлением персоналом банка.
Практическая значимость и апробаиия исследования.
Заключается в обосновании необходимости создания муниципальных банков, повышении роли государства в формировании и деятельности банков. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для принятия управленческих решений по созданию муниципальных банков, совершенствованию их деятельности, при разработке концепций развития региональной и муниципальной экономики, реализации инвестиционных программ регионов.
Полученные выводы рекомендуется применять при разработке законодательства в банковской сферефедеральных, региональных и местных программ социально — экономического развития экономикив прикладных исследованиях эффективности деятельности муниципальных банковв учебном процессе при изучении курса «Региональная и муниципальная экономика», «Банковское дело».
Результаты диссертационного исследования были использованы при подготовке задания на разработку Концепции управления муниципальной экономикой г. Екатеринбурга, при разработке новой редакции Федерального закона «О банках и банковской деятельности», при подготовке аналитических материалов в Комитете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике. Они обсуждались на научных конференциях «Экономика: проблемы государственного регулирования» проходившей в апреле 1996 года и «Финансы в системе факторов экономического роста» в мае 1997 года в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Публикаиии по теме исследования. Опубликовано 3 печатные работы общим объемом 1,4 п.л.
Объем и структура диссертаиии. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений. Она изложена на 235 страницах машинописного текста, содержит 24 таблицы, 8 схем, 4 диаграммы и двух приложений.
Заключение
.
Переход к устойчивому экономическому росту сегодня практически всеми осознан как безотлагательная жизненная потребность. С этим связано решение самых острых социально-экономических проблем. С наступлением роста начнется экономическое оживление, не будет задержек в выплате заработной платы и пенсий, а следовательно, расширится спрос на продукцию промышленности и сельского хозяйства, возникнет реальная основа для укрепления национальной валюты, станет возможным исполнение федеральных и местных бюджетов. Для решения этой задачи необходимо участие всех агентов, участвующих в рыночной экономике и, прежде всего банковской системы.
Активное включение банков в работу по обеспечению экономического роста является одним из обязательных условий его реализации. Оживление экономики — подлинно общенациональная задача, и ее успешное решение требует мобилизации и объединения усилий и ресурсов всех государственных и корпоративных структур. Такое объединение может быть эффективным и привести к успеху только в том случае, если действия всех участников этого процесса будут согласованными.
Огромная роль в согласовании взаимодействия всех элементов экономической жизни страны должны играть государственные органы.
Главная задача состоит в разработке и реализации региональной социально-экономической политики, соответствующей специфике настоящего этапа экономической реформы. В этих условиях существенно возрастает роль планирования в решении широкого круга проблем регионального и муниципального развития, а, следовательно, повышаются требования к обоснованности и содержательности всех разрабатываемых прогнозных и плановых документов. В программах городских властей представлены: развитие социальных сфер и его инженерной инфраструктуры, реконструкция дорожно-транспортной сети, внедрение научных разработок в городское хозяйство в целях сокращения затрат и повышения экономической эффективности, улучшения экологической обстановки, медико-социальная реабилитация и занятость инвалидов, конверсия оборонной промышленности, поддержка промышленного производства, комплексная реконструкция жилых домов и обеспечение жильем военнослужащих и другие.
Таким образом, в городах должна сохраняться практика городского планирования с учетом реальных обстоятельств деятельности, создаваться идеология прогнозирования и накапливаться опыт прогнозирования в рыночных условиях, позволяющий успешно осваивать преимущества новых экономических условий, максимально эффективно использовать силу и потенциал управления. Благодаря этому сохраниться подконтрольность экономической и социальной ситуации, работоспособность жизнеобеспечивающих отраслей.
Решение проблемы перехода к ускоренному развитию народного хозяйства страны и отдельных регионов, обеспечению значительного роста эффективности общественного производства связано с качественным совершенствованием материальной базы народного хозяйства на основе последних достижений технического, технологического и научного характера. В создании систем, обеспечивающих решение этих задач решающая роль должна принадлежать также государственным органам.
Высокая роль государства как выразителя и гаранта общенациональных интересов вполне соответствует и исторической традиции России. В этом же направлении влияют и нынешняя специфическая обстановка в стране, необходимость в крупномасштабных мерах общенационального характера, связанных с выходом из кризиса и осуществлением серьезных структурно-технологических и институциональных перемен.
Функции государства в российской экономике в период нового этапа реформ состоят в следующем: создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для действующих лиц рыночной экономикипрямое государственное владение и управление основными компонентами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствамиразработка и проведение активной промышленной политики, участие в ключевых инвестиционных, структурно-технологических программах путем полного или частичного финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощиучастие в распределении и перераспределении ресурсов через бюджеты, активное использование таких инструментов макроэкономического регулирования, как налоги, акцизы, тарифы, пошлины, банковский процент, антимонопольный контроль над ценами, управление денежным обращением и т. д.- проведение социальной политики и управление социальными процессами (политики в области роста доходов и их дифференциации, социальных трансфертов, программ развития отраслей производства нематериальных форм богатства — науки и культуры, образования, здравоохранения и т. д.).
Организация социально-экономический жизни необходимо требует реально функционирующей системы самоуправления на местах.
Для укрепления основ местного самоуправления особое значение приобретает формирование его финансово-экономической базы. Для решения этой задачи уточняется и расширяется круг объектов муниципальной собственности, усиливаются функции местного самоуправления по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, не отказываясь на ближайших этапах от традиционных источников дотаций и субвенций.
Задача использования финансовых ресурсов в регионе для решения региональных и местных задач требует создания специализированного финансовой организации — муниципального банка.
Двухуровневая модель банковской системы, при которой кредитно-расчетным обслуживанием занимаются исключительно коммерческие банки, не предусматривает существование полностью государственных банков с целями кредитования народного хозяйства. Право оперировать государственными деньгами (аккумулирование финансовых ресурсов в бюджетной системе и направление их на решение задач в интересах всего общества), обслуживать государственные и муниципальные предприятия, аккумулировать средства населения необходимо предоставить коммерческим банкам с участием государственных органов. Создание такой системы повысит конкуренцию в банковской сфере и будет способствовать улучшению обслуживанию клиентов.
Необходимость создания таких банков диктуется также задачей направления кредитных ресурсов не только через косвенные, рыночные рычаги воздействия, но и путем прямых адресных государственных кредитных вложений определенным приоритетным отраслям или предприятиям в региональной экономике.
Большой опыт в создании и функционировании муниципальных банков имеется в экономической истории России как в дореволюционное время, так и 20-ЗОе годы.
18 января 1923 года было принято важное Постановление ВЦИК и СНК «О коммунальных банках"71. В соответствии с этим Постановлением губисполко-мам было предоставлено право учреждать коммунальные банки в форме смешанных акционерных обществ. Целью коммунальных банков было содействие банковскими операциями восстановлению и развитию местной экономической жизни и, в частности, кредитование местного коммунального хозяйства, предоставление местному населению кредита на нужды городского строительства всех видов и обслуживание краткосрочным кредитом местных государственных, кооперативных и частных предприятий. Не менее 50% акций должны были принадлежать исполнительным комитетам. Выпуск коммунальными банками облигационных займов допускался лишь с разрешения Народного Комиссариата Финансов.
Для обеспечения интересов коммунальных банков им предоставлялось право требовать обеспечения ссуд доходами от коммунальных и иных предприятий и строений, причем банк мог назначать своих представителей в управление этими предприятиями и строениями. Также ссуды обеспечивались залогами частных строений с правом продажи на торгах банком в случае не своевременного погашения выданных ссуд.
Деятельность коммунальных банков в городах РСФСР позволила решить многие экономические проблемы, создала базу для развития экономики не только городов, но и всей страны (о деятельности коммунальных банков в РСФСР см. в Приложении).
Государственно-коммерческие банки имеются во многих странах мира. В Австрии, Швеции, Финляндии, Канаде, Германии (о банковской системе Герма.
71 В настоящее время используется термин «муниципальный». нии и о банке КфВ, который учрежден государственными органами Германии см. в Приложении), Франции, Японии и других странах имеются такие банки. Государственные банки имеются и в Китае, опыт проведения реформ в котором привлекает сейчас большое внимание.
Муниципальные банки позволяют органам местного самоуправления достичь следующих целей: совершенствование расчетно-кассового обслуживания счетов по исполнению бюджета, бюджетных и внебюджетных счетов муниципальных учреждений и организацийусиление контроля за целевым использованием бюджетных средствобеспечение бесперебойного функционирования предприятий города и оперативного управления временно свободными денежными средствами бюджетарасширение банковской инфраструктуры городабанковской поддержки важнейших муниципальных программ привлечения денежных средств физических и юридических лиц на территории города, обеспечения внешнеэкономических программ и программы приватизацииповышения эффективности управления принадлежащих городу пакетами и долями в уставных капиталах предприятий различных форм собственностиупорядочения привлечения кредитных ресурсов различными учреждениями органов местного самоуправленияпроведение эмиссии муниципальных ценных бумагсовершенствования операций с недвижимостью, находящейся в муниципальной собственностипроведения независимой экспертизы инвестиционных проектов и программ в городе для различных инвесторовулучшения инвестиционного климата в регионе и городе.
Такие разнообразные задачи муниципальных банков определяют процесс создания банка, основные операции и направления в его деятельности.
С целю реализации предпосылок создания муниципальных банков (регулирование финансовых потоков, расширение инвестиционной инфраструктуры региона, решение задач экономического развития на региональном уровне и т. д.) органы власти региона и местного самоуправления становятся учредителями муниципальных банков.
Формирование уставного капитала муниципального банка имеет свои особенности. Если классифицировать муниципальную собственность по признаку доходности т. е.-выделить ту часть муниципальной собственности, которая может и должна приносить доход всему городскому сообществу, то можно получить муниципальную собственность (в виде бюджетных средств или недвижимого имущества), которая по решению органов местного самоуправления может быть внесена в уставной капитал такого коммерческого учреждения, которое имеет цель извлекать экономическую выгоду, как банк. Большинство муниципальных банков создано в форме акционерных обществ. Особенностью акционеров муниципальных банков является присутствие в их составе муниципальных предприятий, градообразующих предприятий, крупнейших налогоплательщиков города, налоговые поступления от которых зачастую определяет доходную часть бюджета региона или местного бюджета. Среди этих предприятий: предприятия жилищно-коммунального хозяйства, строительной индустрии, строительного комплекса, нефтегазового комплекса, здравоохранения, банки, страховые компании, инвестиционные фонды.
Участие в формировании уставного капитала муниципальных банков региональных и муниципальных предприятий позволяет четко ориентировать муниципальные банки именно на решение региональных и местных задач. Клиенты банка, связанные экономическими связями с этими учредителями, получают возможность реализовать свои экономические и финансовые потребности именно в муниципальных банках. Таким образом, увеличивается число клиентов банков, повышается эффективность в работе муниципальных банков. Несмотря на то, что современная экономическая ситуация не позволяет банкам ограничивать свою клиентскую базу только отраслевыми признаками, заставляет привлекать множество других потребителей, клиенты банка, связанные с его учредителями системой экономических связей, становятся центром финансовой деятельности для всего муниципального банка.
Муниципальные банки выполняют большинство операций. Наиболее характерные: депозитные операции — операции по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады на определенный срок или до востребованиякредитование под залог имуществавыпуск векселей и операции с нимиоперации с облигациями местных займов — долговыми обязательствами субъектов Федерации и муниципальных образованийрасчетно-кассовое обслуживание бюджетных организацийкредитование предприятий для решения муниципальных программ развития и другие.
Для решения этих задач муниципальный банк должен соответствующим образом строить свой банковский менеджмент, который состоит из двух крупных блоков: финансовый менеджмент (охватывает управление формированием банковского капитала и его размещение в соответствии с целями и задачами в рамках достижения генеральной цели — обеспечение защиты интересов клиентов при получении максимальной прибыли с минимальными рисками) и управление персоналом (охватывает управление процессами руководства подразделений, подготовки и повышения квалификации кадров, а также обеспечение мотивации труда персонала).
Муниципальные банки организуют менеджмент таким образом, чтобы выполнить поставленные перед ними задачи.
Для дальнейшего развития муниципальных банков необходимо решить несколько задач на федеральном, региональном и местном уровне: законодательным образом установить процедуру создания и учреждения муниципальных банков, участия органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправленияразработать рекомендации для региональных и местных властей по организации муниципальных банковучесть возможность участия муниципальных банков в реализации программ внутренних и внешних заимствованийв проектах Налогового и Бюджетного кодексов предусмотреть особенности функционирования муниципальных банковрегиональным и местным властям шире использовать опыт создания и принятия концепций социально-экономического развития региональных и местных экономик с привлечением специализированных банковболее тесное взаимодействие органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в решении задач расширения сфер деятельности муниципальных банковмуниципальным банкам направлять свои усилия и финансовые ресурсы на решение задач развития муниципальной и региональной экономики.
Такая совместная работа государственных органов и органов местного самоуправления позволит перейти к экономическому росту, решить социально-экономические проблемы страны и регионов.