Изменение макроэкономических показателей текущего функционирования и перспективного развития народнохозяйственного инфраструктурного комплекса, его такой составляющей, как дорожная инфраструктура в условиях переходной экономики в значительной степени зависит от уровня объективности, значимости стратегического планирования социально — экономического развития инфраструктурного комплекса, целевая ориентация которого на достижение поставленной цели обеспечивается реализацией обобщающей (базовой) и частных (функциональных) стратегий, сохраняющих устойчивость экономического развития, занимаемое место на конкретном сегменте рынка в условиях существенного влияния факторов внешней и внутренней сред в неопределенном времени.
Определение теоретических положений о возможности успешного социально — экономического развития народнохозяйственного инфраструктурного комплекса, его составляющих, в соответствии со стратегическим видением и установленным предназначением (миссией), с реальными возможностями эффективно использовать ресурсный потенциал, целевой направленностью перспективного развития инфраструктурного комплекса в рамках стратегического плана, продиктовано не только необходимостью установления уровня объективности долгосрочного развития инфраструктуры народного хозяйства в соответствии с поставленной целью, но и достижения желаемых идентификаторов экономической и социальной результативности на ресурсообеспеченной основе.
Поэтому целевое ориентирование народнохозяйственной инфраструктуры, объектов дорожного хозяйства на достижение желаемых показателей экономической и социальной результативности, определение особенности планово — расчетных обоснований текущего функционирования и долгосрочного развития народнохозяйственной инфраструктуры, тенденций экономических, финансовых, социальных изменений функционирования инфраструктурного комплекса, требующих принятия и реализации ресурсообеспеченных мер, стратегий различного характера с целью повышения результатов и эффективности использования ресурсов выступают одним из условий научной обоснованности стратегического планирования развития инфраструктурного комплекса и в целом национальной экономики.
Актуальность решения проблем роста экономических, финансовых и социальных результатов народнохозяйственного инфраструктурного комплекса, объектов дорожно — транспортной инфраструктуры в рамках системы стратегического планирования возрастает в условиях значительных изменений внутренней среды, реформирования народнохозяйственных и инфраструктурных комплексов производственной и социальной сфер, влияния факторов нестабильной внешней среды в неопределенном времени.
Теоретические и методические положения стратегического социальноэкономического развития народнохозяйственного инфраструктурного дорожно — транспортного комплекса в условиях транзитивной (переходной) экономики, рационализации взаимодействия элементов механизма стратегического планирования развития дорожно — транспортной инфраструктуры, формирования и реализации комплекса мер, правил и технологических процедур составления стратегического плана развития инфраструктурного комплекса в экономической литературе разработаны недостаточно. Назрели объективные условия для создания стратегических планов и целевых программ, обеспечивающих достижение необходимых ориентиров экономической, социальной и финансовой результативности в условиях рыночной трансформации и возрастания роли дорожно — транспортного инфраструктурного комплекса в социально — экономическом развитии народного хозяйства.
Проблемы соблюдения и реализации целевой направленности стратегического планирования развития народнохозяйственного инфраструктурного комплекса в условиях различного сочетания предпринимаемых мер экономического, социального, финансово — инвестиционного, инновационного характера, формирования эффективно функционирующей системы стратегического планирования, определения и использования экономических показателей оптимального плана развития народнохозяйственной дорожно — транспортной инфраструктуры в условиях ограниченности ресурсных потенциалов также ждут своего решения.
Актуальность темы
диссертации, практическая потребность народного хозяйства, его инфраструктурного комплекса и отдельных элементных составляющих инфраструктуры в исследованиях по формированию механизма и системы стратегического планирования развития дорожно — транспортной инфраструктуры определили цель, задачи и предмет научного исследования.
Основная цель диссертационной работы заключается в формировании теоретических основ и методических положений стратегического развития народнохозяйственной дорожно — транспортной инфраструктуры в условиях перехода к развитому рынку.
В соответствии с основной целью в диссертационном исследовании поставлены и обоснованы следующие задачи:
• определить теоретические подходы к созданию условий устойчивого социально — экономического развития народнохозяйственного инфраструктурного комплекса на основе определения его стратегического видения и предназначения (миссии);
• сформулировать стратегическую цель и обосновать необходимость стратегической ориентации народнохозяйственного инфраструктурного комплекса и его составляющих на достижение высоких экономических и социальных результатов;
• установить особенности планово — расчетных обоснований текущего функционирования и долгосрочного развития народнохозяйственной инфраструктуры;
• провести анализ экономического и финансово — инвестиционного развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства с целью установления тенденций их развития;
• разработать концептуальные положения стратегического социально — экономического развития дорожно — транспортного комплекса;
• сформировать методические основы организации и проведения конкурсного выбора подрядчиков из состава экономически активных индивидуальных и корпоративных хозяйствующих субъектов на исполнение инвестиционного проекта дорожно — транспортного инфраструктурного комплекса;
• определить и проанализировать особенности создания и функционирования механизма перспективного и стратегического развития народнохозяйственного дорожно — транспортного комплекса;
• предложить состав и рационализировать взаимодействие элементов механизма стратегического планирования развития дорожного инфраструктурного комплекса;
• создать методические положения соблюдения условий целенаправленного влияния мер различного характера и целевых комплексных программ на достижение экономических и социальных результатов стратегического планирования развития дорожнотранспортного комплекса;
• предложить системный подход к формированию стратегического плана социально — экономического развития дорожно — транспортной инфраструктуры;
• составить и предложить для использования оптимальный план развития дорожно — транспортного инфраструктурного комплекса, направленный на достижение максимальных экономических результатов и распределение средств проектного инвестирования в объекты инфраструктуры при условии максимизации фондоотдачи;
• разработать методические положения определения обобщающего и частных показателей эффективности функционирования системы стратегического планирования дорожно — транспортного инфраструктурного комплекса.
Предметом исследования являются теоретические и методические проблемы создания и рационализации взаимодействия элементов системы стратегического планирования развития народнохозяйственного дорожно — транспортного инфраструктурного комплекса.
Объектом исследования выступают народнохозяйственная инфраструктура, дорожно — транспортный инфраструктурный комплекс, его объекты и структурные составляющие.
Методологической основой диссертационной работы, поставленных в ней проблем, явились российские и другие зарубежные научные работы в области стратегического планирования и управления перспективным развитием национальной экономики, народнохозяйственной инфраструктуры, Гражданский кодекс Российской Федерации, законы, постановления и распоряжения исполнительных и законодательных органов власти федерального и региональных уровней о долгосрочном социально — экономическом развитии народного хозяйства, инфраструктурного комплекса.
В диссертации нашли применение и такие общенаучные методы, как анализ и синтез, методы сравнений, системного подхода, логико-вербального, оптимального, прогностического и аналитического моделирования. Выполненные в диссертации методические разработки, теоретические положения базируются на достигнутом уровне экономической науки, нашедшем свое отражение в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов. .
Научная новизна результатов диссертационного исследования, выполненного автором, заключается в том, что:
• разработаны теоретические положения раскрытия сущности и стратегического планирования социально — экономического развития народнохозяйственного инфраструктурного комплекса исходя из стратегического видения и предназначения (миссии) инфраструктуры, возможности эффективного использования ресурсного потенциала, уровня объективности определения целевой направленности развития инфраструктурного комплекса в рамках стратегического плана;
• определена целевая стратегическая ориентация народнохозяйственной инфраструктуры, объектов дорожного хозяйства на достижение необходимых идентификаторов экономической и социальной результативности, реализуемая посредством планового и программного комплекса ресурсообеспеченных мер различного характера, поэтапного осуществления стратегического плана, создания рыночных условий с элементами государственного регулирования, внедрения технологических новшеств в процессе обновления объектов инфраструктурного комплекса;
• установлены особенности планово — расчетных обоснований те-k кущего функционирования и долгосрочного планирования развития народнохозяйственного инфраструктурного комплекса, требующие включения в систему планирования принципа оптимального потребления и эффективности использования всех видов располагаемых ресурсов, целевой ориентации на достижение необходимых экономических и социальных результатов, рационального взаимодействия и взаимодополнения перспективного и стратегического планов развития народнохозяйственной инфраструктуры, ее отдельных структурных составляющихпроведен анализ экономического и финансово — инвестиционного развития дорожно — транспортной инфраструктуры, по результатам которого разработан комплекс мер, стратегии, направленные на устранение действующих негативных тенденций с последующим достижением экономического роста и эффективности использования ресурсовразработаны концептуальные подходы к стратегическому и перспективному социально — экономическому развитию народнохозяйственного дорожно — транспортного инфраструктурного комплекса, включающие направленность на модернизацию и обновление объектов дорожно — транспортного комплекса в долгосрочном периоде времени, планово — расчетные обоснования объемов проектного инвестирования объектов инфраструктуры, стратегическую ориентацию процесса разграничения полномочий в области строительства, ремонта и содержания объектов дорожно — транспортного комплексасформированы методические основы организации и проведения конкурсного выбора подрядчиков на исполнение инвестиционного проекта дорожно — транспортного комплекса, обеспечивающие своевременное, качественное и эффективное обновление, реконструкцию и модернизацию основных фондов, соблюдение требований, предъявляемых к конкурсной документации, создание и использование необходимой нормативной и информационной базы в целях получения объективной оценки поступивших тендерных предложенийопределены и исследованы особенности создания и функционирования механизма перспективного и стратегического планирования развития народнохозяйственного транспортного комплекса, заключающиеся в индивидуальности и интегральном единстве, взаимодействии факторов перспективного и стратегического развития, а также способов, технологических процедур, правил формирования стратегического плана, методов, стратегий, ресур-сообеспеченных мер различного характера, в достижении необходимых величин обобщающего и частных показателей эффективности использования ресурсов дорожно — транспортного комплекса;
• предложены методические положения, определяющие соблюдение условий целенаправленного влияния комплекса различных мер и целевых комплексных программ на достижение экономических и социальных результатов стратегического планирования развития дорожно-транспортного комплекса;
• созданы системные основы формирования стратегического плана социально — экономического развития дорожно — транспортной инфраструктуры в соответствии с последовательностью его составления, технологическими процедурами, правилами, действиями и мерами, отвечающими функциональной направленности и сущности стратегического планирования;
• составлен оптимальный план развития дорожно — транспортного комплекса, направленный на достижение максимальных экономических результатов и распределение средств инвестирования в объекты инфраструктурного комплекса при условии получения наибольшей фондоотдачи;
• разработаны методические положения определения обобщающего и частных показателей эффективности функционирования системы стратегического планирования дорожно — транспортного инфраструктурного комплекса.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что предлагаемые в ней теоретические и методические положения имеют направленность на повышение уровня объективности достижения необходимых ориентиров экономической и социальной результативности развития народнохозяйственного инфраструктурного комплекса, его составляющих в условиях значительных изменений внешней и внутренней сред.
Практическое значение имеют полученные результаты анализа действующих тенденций экономического и социального развития, сформированные стратегический и оптимальный планы, методические положения организации конкурсный торгов на исполнение хозяйствующими субъектами инвестиционных проектов строительства и модернизации объектов дорожной инфраструктуры.
Структура диссертации сформирована таким образом, чтобы в наиболее доступной форме и рациональной степени отразить актуальные и малоисследованные проблемы по теме диссертационной работы на основе соблюдения логического единства изложения материала, установления причинно-следственной взаимосвязи, взаимодействия факторов и элементов исследуемых проблем и объектов.
Цели и задачи диссертационной работы определили ее последовательность изложения и объем. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
Заключение
.
Раскрытие сущности, формулирование текущего и стратегического предназначения инфраструктуры в социально — экономическом развитии народного хозяйства, определение стратегической цели и ориентации развития народнохозяйственного инфраструктурного комплекса и его составляющих на обеспечение экономического роста, установление особенности и интегрального единства текущего, перспективного и стратегического развития инфраструктуры национальной экономики, полученные результаты анализа действующих тенденций экономического и финансово — инвестиционного развития дорожно — транспортного комплекса, концептуальные положения перспективного и стратегического социально — экономического развития дорожной инфраструктуры, методические подходы к организации конкурсных подрядных торгов на исполнение хозяйствующими субъектами инвестирования строительства и модернизации объектов дорожной инфраструктуры, формирование состава и рационализации взаимодействия элементов механизма стратегического планирования развития инфраструктурного комплекса, определение особенностей функционирования механизма перспективного и стратегического планирования развития объектов народнохозяйственной дорожно — транспортной инфраструктуры, разработка системных основ формирования стратегического и оптимального планов, определение обобщающего и частных показателей эффективности функционирования системы стратегического планирования развития дорожно — транспортного инфраструктурного комплекса позволили автору сделать следующие выводы:
• макроэкономическая инфраструктура не может быть представлена только как обособленная часть основных фондов народного хозяйства, выполняющая предписанные ей функции обслуживания производства и жизнеобеспечения социума как в рамках отдельной организационно-правовой структуры, так и национальной экономики в целом;
• народнохозяйственный инфраструктурный комплекс должен выступать как неотделимый от макро-, микроэкономических систем взаимодействующий элемент, реализующий свои функции в производственных и социальных процессах в соответствии с целевой направленностью текущего функционирования, перспективным и стратегическим развитием социально-экономической системы;
• одной из стадий повышения степени объективности стратегического планового обоснования развития макроэкономической инфраструктуры должны быть процедуры логико-вербального установления ее предназначения в условиях высокого уровня инновационное&tradeвнешней среды и неопределенности во времени влияния ее различных факторов (например, конъюнктуры общественного рынка) на функционирование национальной экономики;
• основное целевое предназначение единого народнохозяйственного инфраструктурного комплекса, также как и каждой из его структурных составляющих, состоит не только в участии в производственном и социальном процессах, в обеспечении благоприятных организационно-экономических условий для рационального взаимодействия ресурсных элементов производства, оказания комплекса социальных услуг, но и в постоянном инновационном изменении в ходе воспроизводства объектов инфраструктуры в целях адаптации к неопределенным во времени влияниям факторов внешней и внутренней сред;
• стратегическое видение должно в логико-вербальной форме определять содержание и направленность функционирования, основные виды качественных характеристик, обеспечивающих благоприятные (нормальные) условия для производственной деятельности и обращения товаров, жизнедеятельности социума и его индивидов, для развития отдельных объектов и их совокупности в составе инфраструктурного комплекса, достижения экономических и социальных ориентиров развития в стратегическом периоде времени;
• стратегическое предназначение конкретной структурной составляющей макроэкономической инфраструктуры (например, дорожной, телекоммуникационной, транспортной, спортивно — оздоровительной, культурно — досуговой) в формируемом плане стратегического развития должно целенаправленно устанавливать свою экономическую и социальную роль в обеспечении нормальных условий для производства продукции, оказания социальных услуг, выполнения работ потребителям, характеризовать реальную ресурсную возможность исполнять свою функциональную предназначенность (например, содействовать перемещению грузов, пассажиров, передавать информацию в ее различных видах, транспортировать грузы и пассажиров) исходя из рыночных потребностей, особенностей выпускаемой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ, наличия определенного уровня конкурентоспособности;
• стратегическое видение развития социально — экономической системы, основываясь на логико-вербальных, экспертно — прогностических представлениях о ней в стратегическом периоде, концептуально формируется на оптимистических сценарных предсказаниях экспертов — специалистов (менеджеров), опирающихся на свой опыт в данной области и на интуитивные предчувствия;
• предназначение хозяйствующего субъекта, функционирующего инфраструктурного комплекса в узком понимании — это выполнение социальной и экономической (производственно — хозяйственной) роли хозяйствующего субъекта, инфраструктурного комплекса в соответствии с собственными интересами в ходе предпринимательской деятельности и интересами участников рынка, формирующими спрос и предложение на рынке;
• социально — экономическое развитие народнохозяйственного инфраструктурного комплекса, выступающего как неотделимый от макро-, микроэкономических систем взаимодействующий элемент и реализующий свои функции в производственных и социальных процессах, в соответствии со стратегическим видением и предназначением (миссией), может быть успешным исходя из обоснованности реальных возможностей эффективно использовать все составляющие ресурсного потенциала, объективности определения целевой направленности перспективного развития инфраструктурного комплекса в рамках стратегического плана, конкретизации видов деятельности и занятия приоритетного места на рынке, достигнутой им репутации среди участников общественного рынка;
• в основе формулируемой стратегической цели должно быть ре-сурсообеспеченное достижение конкретных экономических и социальных результатов посредством реализации комплекса мер различной направленности в условиях наиболее вероятного и при этом значительного влияния факторов внешней среды на текущее функционирование, а также перспективное и стратегическое развитие отдельных объектов, составляющих и в целом народнохозяйственного инфраструктурного комплекса;
• установление количественных идентификаторов, ориентиров результативности, характеризующих ресурсообеспеченную, реальную возможность достижения цели объектом стратегического планирования, обязывает разноуровневые органы планирования развития составляющих народнохозяйственной инфраструктуры на объективной основе определить размеры своих ресурсных потенциалов и возможности, условия их эффективного использования;
• целевое стратегическое ориентирование народнохозяйственного инфраструктурного комплекса, его отдельных частей в производственной и социальной сферах в своей критериально — целевой направленности должно характеризовать в определенной приближенности, исходя из сложившихся социально-экономических, финансово-инвестиционных и иных условий, реальную возможность достигать наибольших экономических результатов и минимальных затрат;
• логико-вербальной и критериально — целевой составляющими развития дорожного хозяйства Российской Федерации на первом этапе стратегической целевой ориентации на достижение установленных ориентиров результативности в течение периода 2004 — 2006 годов может выступать: стабильный экономический рост объемов оказываемых услуг, выполняемых работ, инвестиционных вложений в основной капиталзавершение формирования опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающих все экономические регионы Российской Федерациинаибольшая протяженность автомобильных дорог, исходя из возможностей собственного и бюджетного финансирования инвестиционных проектов объектов дорожной инфраструктуры;
• интегральное соединение комплексов предпринимаемых мер в целевой ориентации дорожного хозяйства на достижение высоких экономических результатов в рамках текущего, перспективного и стратегического планирования деятельности и развития объектов дорожной инфраструктуры возможно на основе реализации как социально-экономических целевых программ, так и осуществления договорных отношений между Государственной службой дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодором), администрацией субъектов Российской Федерации и территориальных органов управления дорожным хозяйством в целях повышения уровня организации дорожных работ, финансируемых из федерального бюджетакоординирования деятельности объектов и структурных составляющих дорожного хозяйстваопределения долгосрочной перспективы (до 2010 года) развития сети автомобильных дорог и обеспечения стабильной загрузки производственных мощностей дорожных организационно-правовых структур;
• реализация целевых программ в соединении со стратегической ориентацией дорожной инфраструктуры и ее отдельных составляющих (объектов) на достижение необходимой результативности на период 2004 — 2010 годов должна осуществляться в соответствии со стратегической целью социально — экономического развития, выполняемых мер экономической, научно — инновационной, структурно — организационной и внешнеэкономической направленности;
• целевая стратегическая ориентация народнохозяйственной инфраструктуры, объектов дорожного хозяйства на достижение необходимых (желаемых) идентификаторов экономической и социальной результативности, должна осуществляться посредством: комплекса ресурсообеспеченных мер различного характера в условиях наиболее вероятного и значительного влияния факторов внешней среды на текущее функционирование и перспективное, стратегическое развитие структурных составляющих и в целом народнохозяйственного инфраструктурного комплексапоследовательной конкретизации и поэтапности реализации стратегического плана развития инфраструктурного комплексаформулирования стратегической цели и установления количественных интервалов поэтапного достижения целевых ориентиров и идентификаторов результативностиплановых и программных мер в рамках обобщающей и частных стратегийсоздания рыночных условий с элементами государственного регулирования для ускорения темпов экономического роста, развития предпринимательства среди экономически активного населенияпрограммного опытно — экспериментального внедрения технологических новшеств в процессе модернизации и создания новых объектов инфраструктурного комплекса- • перспективное планирование развития народного хозяйства, его инфраструктурного комплекса в своей целевой направленности на получение максимально возможного объема прибыли должно использовать принцип оптимального потребления всех видов ресурсов, позволяющего соединять количественные пределы минимизации затрат на ресурсопотребление в рамках оптимального плана народного хозяйства, функционирования инфраструктурного комплекса, его составных частей производственной и социальной сфер со стратегическим планированием повышения темпов роста результатов, затрат и в целом эффективности использования ресурсовстратегическое планово — расчетное обоснование достижения необходимых (желаемых) ориентиров эффективности, социальных и экономических результатов полностью как вид планирования индивидуализировано и, в отличие от осуществляемых текущего и перспективного планов, не имеет экстраполяционной основы формированияреализация перспективного и стратегического планов должна в процессе элементно — системного взаимодействия находить свое отражение в текущем бизнес планировании, учитывающего необходимые меры, методы и способы планово — расчетных обоснований в рамках перспективного и стратегического развития народнохозяйственного инфраструктурного комплексаособенности стратегического планирования развития инфраструктурного комплекса придают данному виду планово — расчетных обоснований характер критериально — целевого ориентирования на достижение такой величины экономического результата, которая соответствовала бы устоявшимся тенденциям экономического развития, отвечающего требованиям субъекта планирования о занятии приоритетного или лидирующего места на рынке товаров, услуг, производимых объектами инфраструктурного комплексаорганизационно — экономические и технические характеристики автомобильного инфраструктурного комплекса Российской Федерации свидетельствуют о необходимости принятия финансовоинвестиционных, структурно — организационных, научно — инновационных, социально — экономических и иных мер в рамках текущего, перспективного и стратегического планирования развития автомобильных дорог, автомобильного транспорта (роста протяженности дорог, увеличения числа грузового и легкового автомобильного транспорта), интенсификации использования объектов инфраструктурного комплекса, повышения результативности и экономической эффективности использования дорожно-транспортного инфраструктурного комплекса в условиях стабильных темпов роста валового внутреннего продукта;
• особенности планово — расчетных обоснований текущего функционирования и долгосрочного планирования развития народнохозяйственной инфраструктуры заключается в том, что формируемая система планирования, исходя из учета влияния факторов внешней и внутренней сред, должна включать: использование принципа оптимального потребления всех видов располагаемых ресурсов, соединяющего количественные пределы минимизации затрат на ресурсопотребление со стратегическим планированием экономического роста и повышения эффективности производствацелевую ориентацию на достижение необходимых социальных и экономических результатов, максимальной эффективности потребления ресурсов народнохозяйственной инфраструктуры на основе осуществления комплекса ресурсообеспеченных мер в перспективном периоде времениотражение взаимодействия перспективного и стратегического планов в текущем планировании развития народнохозяйственного инфраструктурного комплексакритериально — целевое ориентирование на достижение такой величины экономического результата, которая соответствовала бы устоявшимся тенденциям социально — экономического развития;
• группа эксплуатационных и экономических идентификаторов, характеризующих функционирование дорожно-транспортного инфраструктурного комплекса в течение 1990 — 2002 годов свидетельствует об отрицательных тенденциях, сложившихся как в прошлом, так и в текущем периоде времени, которые в случае несвоевременного принятия экстренных мер экономического, структурно-организационного, научно-инновационного, финансово-инвестиционного и маркетингового характера, направленных на приостановление и нивелирование действующих негативных тенденций с последующим достижением экономического роста, ориентиров эффективности использования ресурсов, увеличением экономических, социальных иных результатов, приведут к кризису функционирования объектов дорожно-транспортного комплекса и дезинтеграции его основных структурных составляющих;
• существенное повышение темпов экономического роста, объема прибыли, рентабельности перевозок грузов в рамках дорожно-транспортного инфраструктурного комплекса возможно на основе разработки и принятия обобщающей (базовой) и частных стратегий социально — экономического развития автодорожного хозяйства, увеличения структурной части субъектов хозяйствования с коллективно-долевой формой собственности в составе дорожно-транспортного инфраструктурного комплекса;
• результаты анализа экономического и финансово — инвестиционного развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства свидетельствуют о том, что в функционировании народнохозяйственного дорожно — транспортного комплекса наметились тенденции к: стабильному приросту объема средств инвестирования за период 1997 — 2002 годоввозрастанию протяженности автомобильных дорог общего пользования, повышению густоты автомобильных дорог с твердым покрытиемснижению объема перевозок грузов автомобильным транспортом, числа перевезенных пассажиров автобусами и пассажирооборота автобусов, размера балансовой прибыли от грузовых перевозок, рентабельности перевозок грузов, требующие принятия и реализации ресурсообес-печенных мер, стратегий экономического, структурно — организационного и маркетингового характера, направленных на приостановление действующих негативных тенденций с последующим достижением экономического роста и эффективности использования ресурсов;
• модернизация существующих и ввод в действие новых объектов дорожного хозяйства страны в перспективном и стратегическом периодах времени необходима не только для снижения степени износа основных фондов, но и для нейтрализации возникающих факторов влияния внешней среды на основные объекты дорожного инфраструктурного комплекса с целью сохранения и развития существующей сети автомобильных дорог, повышения их транспортно — эксплуатационного состояния в условиях роста загруженности;
• концептуальные положения развития автодорожной инфраструктуры в рамках перспективного и стратегического планов могут быть конкретизированы на основе формирования и реализации комплекса экономических, финансово — инвестиционных, социальных, структурно-организационных, инновационных мер, а также целевых программ, направленных на: повышение технического уровня действующих объектов дорожной инфраструктурыустранения грунтовых дорог в общей сети автодорожной инфраструктуры с твердым покрытиемсоздание транспортных коридоров, обеспечивающих автомобильное движение в обход перегруженных транспортных дорогкоординацию автодорог с такими другими объектами общей транспортной инфраструктуры, как морские, речные и воздушные порты, таможенные терминалыстроительство хордовых и соединительных дорог, дополняющих сложившуюся радиальность дорожной сети;
• реализация концептуальных подходов к перспективному и стратегическому развитию дорожной инфраструктуры в рамках целевой программы реконструкции автомобильных дорог России должна включать комплекс технических, экономических, экологических, организационных и планово — расчетных мер по снижению аварийности на автомобильных дорогах, включающих техническую диагностику и оценку состояния автомобильных дорог, усиление контроля скоростного режима, повышение требований к состоянию автотранспортных средств, экологической безопасности дорожного движения;
• перспективное и стратегическое социально — экономическое развитие дорожного инфраструктурного комплекса должно быть связано с укреплением партнерства государства и организационно-правовых структур с коллективно-долевой собственностью при строительстве автомобильных дорог для нужд отдельных отраслей и предприятий. Росту объемов финансирования создания трансконтинентальных трасс может способствовать географическое положение России, открывающее широкие возможности для привлечения средств международных финансово-кредитных организационно-правовых структур, позволяющих снизить издержки транспортировки грузов по маршрутам между Европой и Азии ей;
• стратегические ориентиры развития конкуренции на сегменте рынка автодорожных услуг могут быть установлены в соединении данных о ретроспективном и текущем функционировании, а также о перспективном развитии дорожного хозяйства в рамках региона, страны и сложившихся форм, уровней конкуренции между профессиональными участниками рынка, предоставляющих услуги отдельным и коллективно-долевым владельцам автотранспорта;
• текущее, перспективное (средне-, долгосрочное) и стратегическое развитие конкуренции среди профессиональных участников рынка автодорожных услуг должно развиваться от олигополи-стического вида (доминирующего в настоящее время в автодорожном хозяйстве) к монополистическому в среднесрочном периоде времени (например, завершение этого перехода на ресур-сообеспеченной основе к 2010 году), а затем и к совершенной конкуренции или к ее сочетанию с монополистическим видом;
• достижение стратегических ориентиров роста конкуренции на рынках автодорожных услуг, наряду с комплексом предпринимаемых мер в индивидуальном порядке, в соответствии с перспективным планово-расчетным обоснованием, в рамках инвестиционных проектов или целевых программ, возможно при условии выполнения ряда мероприятий социально — экономического, научно — инновационного, финансово — инвестиционного, структурно — организационного и иного характера в рамках обобщающей (базовой) и функциональных стратегий, формируемых и осуществляемых в условиях значительного влияния факторов внешней среды в неопределенном времени;
• формирование и реализация концептуальных подходов к стратегическому и перспективному социально — экономическому развитию народнохозяйственного дорожно — транспортного комплекса состоят в том, что: модернизация существующих и ввод в действие новых объектов дорожного хозяйства в долгосрочном периоде времени необходима не только для нейтрализации возникающих факторов влияния внешней среды на основные объекты дорожного инфраструктурного комплекса, но и снижения степени износа основных фондовразвитие автодорожной инфраструктуры в рамках перспективного и стратегического планов могут быть конкретизировано на основе осуществления мер различного характера и целевых программпланирование расходов средств на функционирование объектов дорожной инфраструктуры должно производиться в соответствии с реализацией инвестиционных программ и проектовстратегическая ориентация процесса разграничения полномочий в области строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования между Российской Федерацией и ее регионами не должна привести к прекращению совместного финансирования инвестиционных проектовнеобходима разработка действенных мер по антимонопольному регулированию дорожного хозяйства с учетом сложившихся тенденций, применения соответствующих способов и методов влияния на демонополизацию экономики;
• конкурсные торги выступают той организационной формой выбора необходимых групп, отдельных организационно-правовых структур, а также специалистов в определенной области профессионального мастерства, которая на высоком уровне объективности и с учетом равенства возможностей всех участвующих конкурсантов решает проблему исполнения инвестиционного проекта, материально-технического обеспечения в рамках автодорожного инфраструктурного комплекса;
• организация и проведение конкурсного выбора подрядчиков из состава экономически активных, в финансовом отношении устойчивых индивидуальных и корпоративных хозяйствующих субъектов на исполнение инвестиционного проекта дорожнотранспортного инфраструктурного комплекса должны обеспечивать: своевременное, качественное и эффективное обновление, реконструкцию и модернизацию основных фондовобъекты инвестирования материально — техническими ресурсамисоблюдение требований конкурсной документации, предусматривающей административную и дисциплинарную ответственность за нарушение правил проведения конкурса (торгов) — объективность и равенство возможностей участвующих конкурсантоввысокий уровень конкуренции при размещении заказа на финансирование инвестиционного проектанеобходимой нормативной и информационной базой для объективной оценки поступивших тендерных предложений, цены заключаемого контракта с подрядчикомусловия выполнения контракта на проектное инвестирование;
• механизм планирования социально-экономического развития дорожно-транспортного комплекса должен, в отличие от системного взаимодействия ресурсных элементов, потребляемых объектами дорожно-транспортной инфраструктуры, включать такое элементное взаимодействие в рамках текущего, перспективного или стратегического планирования, которое бы полностью удовлетворяло основным требованиям целевой направленности данного механизма — обеспечить достижение устанавливаемых или необходимых (желаемых) экономических и социальных результатов в планируемом периоде;
• взаимодействие методов, способов и мер в рамках механизма перспективного планирования развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства направлено на достижение поставленных целей, выражающихся в конкретных темпах экономического и социального роста, величинах стоимостных результативных показателей, экономической эффективности использования ресурсов дорожно-транспортного комплекса;
• особенности создания и функционирования механизма перспективного и стратегического планирования развития народнохозяйственного дорожно — транспортного комплекса заключаются в: индивидуальности и интегральном единстве, в причинно — следственной взаимосвязи и взаимодействии перспективного и стратегического социально — экономического развития, а также таких элементов, как способы, методы, стратегии, ресурсообеспеченные меры экономического, структурно — организационного, финансово — инвестиционного, научно — инновационного, маркетингового характерадостижении экономических, социальных результатов, обобщающего и частных показателей эффективности использования ресурсов дорожно — транспортного комплекса;
• в качестве обобщающей стратегии развития дорожно — транспортного комплекса в механизме стратегического планирования может выступать достижение наибольшего размера дохода от перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, оказанных услуг и реализованной продукции организационно-правовыми структурами дорожного хозяйства при снижающихся темпах роста производимых затрат в условиях нормативно-правовой обеспеченности и повышающемся уровне инвестиционной привлекательности объектов, структурных составляющих и в целом дорожно-транспортного комплекса;
• рационально функционирующий механизм стратегического планирования социально — экономического развития дорожнотранспортного комплекса, включающий в свой состав технологические процедуры, правила формирования стратегического плана, обобщающую (базовую) и частные (функциональные) стратегии достижения поставленной цели перед народнохозяйственным дорожно — транспортным комплексом, предпринимаемые меры для реализации стратегий, взаимодействием своих элементов выражает сущность планово — расчетных обоснований достижения необходимой экономической и социальной результативности, а также возможность противостоять негативным воздействиям факторов внешней и внутренней сред на социально — экономическое развитие дорожного инфраструктурного комплекса;
• целевая направленность стратегического планирования развития дорожно-транспортного инфраструктурного комплекса может соблюдаться и реализовываться в полной мере в условиях сочетания и взаимообусловленности предпринимаемых мер экономического, социального, научно-инновационного, финансово-инвестиционного, структурно-организационного и маркетингового характера разноуровневыми органами управления автомобильным транспортом и дорожным хозяйством как в рамках осуществляемых стратегий, так и реализуемых целевых программ развития дорожно-транспортной инфраструктуры;
• конечными и количественными результатами реализации различных по характеру мер стратегического планирования развития федерального и региональных составляющих дорожно — транспортного комплекса, мероприятий в рамках Национальной программы к 2010 году должны выступать: прирост на 10% автомобильных дорог общего пользованиядостижение протяженности сети дорог общего пользования до 670 тыс. км, автомобильных дорог с капитальным типом покрытия до 428 тыс. км;
• программно-целевое направление социально — экономического развития дорожно-транспортного комплекса является самостоятельным комплексом ресурсообеспеченных мер, содействующим и развивающим его стратегическую ориентацию на достижение необходимых экономических и социальных результатов в уеловиях значительного влияния ряда факторов внешней среды, позволяющим локализовать и нейтрализовать их негативное воздействие на функционирование автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, предупреждать возникновение экономических и финансово — инвестиционных тенденций в стратегическом периоде времени;
• целевая направленность стратегического планирования развития дорожно — транспортного комплекса на достижение необходимых экономических и социальных результатов может: соблюдаться и реализовываться в условиях различного сочетания предпринимаемых мер экономического, социального, научно — инновационного, финансово — инвестиционного, структурно — организационного и маркетингового характера в рамках осуществляемых стратегий, целевых программ дорожно — транспортной инфраструктурыосуществляться на основе соединения стратегических и программных целей и решения задач рационализации взаимодействия элементов дорожно-транспортной системы;
• стратегический план развития такой социально-экономической системы, как дорожно — транспортный комплекс в состав своих разделов должен включать как формулирование стратегического видения и предназначения дорожно-транспортного инфраструктурного комплекса, установления стратегической цели, определяющей достижение необходимой экономической и социальной результативности, эффективности развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, так и анализ влияния внешних и внутренних факторов в неопределенном времени на социально-экономическое развитие в стратегическом периоде времени, по результатам которого формируются и осуществляются обобщающая и частные (функциональные) стратегии различного характера, корректирование или замена стратегий конкретных направлений развития дорожно-транспортного инфраструктурного комплекса;
• реализация обобщающей стратегии в долгосрочном развитии дорожно-транспортного комплекса в рамках стратегического плана возможна в той мере, в какой разноуровневые органы планирования разрабатывают и внедряют функциональные (частные) стратегии, каждая из которых характеризует как одну из направлен-ностей развития, так и комплекс мер и действий, предпринимаемых для повышения объемов продаж дорожно — транспортных услуг и товаров, уровня эффективности использования ресурсов;
• стратегический план социально — экономического развития дорожно — транспортного комплекса должен формироваться в соответствии с его структурой, комплексом технологических процедур, правил, мер и действий, отвечающих функциональной направленности и сущности стратегического планирования, находящих свое обобщающее воплощение в: формировании стратегического видения и предназначения дорожно — транспортного инфраструктурного комплексаустановлении стратегической цели, определяющей достижение необходимой экономической и социальной результативности, эффективности развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйстваанализе влияния внешних и внутренних факторов в неопределенном времениформулировании обобщающей и частных (функциональных) стратегийкорректировании или замене стратегий развития дорожнотранспортного инфраструктурного комплекса;
• оптимальный план не может учитывать внезапного влияния факторов внешней и внутренней сред на достижение конкретной величины экономического результата дорожно — транспортного производства, его структурных составляющих, организационноправовых структур, так как экономико — математические методы лишь отражают сложившееся положение в дорожно — транспортном производстве на экстраполяционной основеформирование оптимального плана экономического развития дорожно — транспортного комплекса не является чем — то окончательным и директивным, а, скорее всего, выступает экономико — математическим обоснованием, побуждающим народнохозяйственный комплекс, хозяйствующие субъекты к поэтапному достижению ориентиров максимальной экономической результативности в течение определенного субъектом планирования времениоптимальная экономико — математическая модель взаимодействующих ресурсный составляющих и экономических результатов деятельности дорожно — транспортного комплекса (его оптимальный план) не может в силу своей статичности в количественной или качественной форме реагировать на возникающие дополнительные организационно — эксплуатационные возможности увеличения экономических результатов, снижения темпов роста затрат на потребляемые ресурсы, а в конечном счете дополнительно влиять на повышение эффективности дорожнотранспортного производствасоставление и использование экономических показателей оптимального плана развития дорожно — транспортного инфраструктурного комплекса направлено на достижение максимальных результатов при существующих ограничениях в располагаемых ресурсных потенциалах трудового, материально — технического характера и сложившегося режима их использования, являющихся рекомендательными, сигнальными ориентирами возможной результативности или оптимального распределения предназначенных для проектного инвестирования финансовых средств при условии максимизации уровня эффективности использования объекта дорожно — транспортной инфраструктуры;
• направлением, содействующим повышению экономических и социальных результатов развития дорожно — транспортного комплекса, является рационализация технологических процессов планирования изменений в хозяйствующих субъектах, структурных составляющих автомобильного транспорта, дорожного хозяйства в условиях принятия и реализации стратегического плана;
• рационализация взаимодействия персонала в системе стратегического планирования со всеми другими элементными составляющими данной системы может быть достигнута на базе нейтрализации, устранения сопротивления процессу стратегического планирования отдельных работников или их группы, теряющих неформальные связи и экономические интересы в процессе структурно-организационных, инновационных и экономических изменений в дорожно — транспортном комплексе;
• кластерный метод в системе стратегического планирования должен быть тесно связан с материальным стимулированием персонала по конечным результатам его деятельности, обучением менеджеров, повышающим их профессиональный уровень, способствующих интенсификации труда работников, участвующих в процессе реализации стратегического планирования развития дорожно — транспортного комплекса;
• отношения экономических и социальных результатов на выходе системы стратегического планирования развития дорожнотранспортного инфраструктурного комплекса к затратам на ее входе представляют собой различные уровни эффективности, выступающие как обобщающие, всесторонне учитывающие суммарное потребление ресурсов, так и частные показатели эффективности, характеризующие уровень индивидуального использования трудовых ресурсов, основных фондов и материальных элементов оборотных средств в рамках системы стратегического планирования развития дорожно — транспортного инфраструктурного комплекса.