Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственные и рыночные механизмы содействия развитию малого предпринимательства в субъекте Российской Федерации: На примере Санкт-Петербурга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За годы рыночных преобразований в структуре экономики произошли существенные изменения. В числе основных направлений проводимых мер: приватизация государственных предприятий и создание института частной и акционерной собственности, формирование конкурентной среды, переход от командно-административных методов управления экономикой к рыночным методам хозяйствования. В программах и концепциях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современное состояние и роль малого предпринимательства вктуре региональной экономики
    • 1. 1. Изменение структуры экономики в ходе формирования рыночных отношений
    • 1. 2. Тенденции развития и механизмы поддержки предпринимательской деятельности
  • Глава 2. Совершенствование форм и методов государственной поддержки малого предпринимательства на уровне субъекта Российской Федерации
    • 2. 1. Государственная поддержка малого предпринимательства как необходимое условие устойчивого развития экономики региона
    • 2. 2. Пути повышения эффективности системы поддержки малого предпринимательства
  • Глава 3. Рыночные механизмы в региональной системе поддержки малого предпринимательства
    • 3. 1. Инфраструктура рыночных механизмов поддержки малого предпринимательства и ее оптимизация
    • 3. 2. Система поддержки малого предпринимательства на базе ресурсов районных центров делового развития
    • 3. 3. Эффективность использования рыночных механизмов поддержки малого предпринимательства на примере лизинга

Государственные и рыночные механизмы содействия развитию малого предпринимательства в субъекте Российской Федерации: На примере Санкт-Петербурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В современной российской экономике предпринимательство является одновременно субъектом и объектом экономических отношений. Несмотря на множественность факторов, действующих на российском экономическом поле, системоообразующим здесь является предпринимательство, которое выступает одним из главных элементов формирования рыночной экономики в постсоветской России. В настоящее время наряду с государством, предпринимательство определяет основную массу финансовых потоков, выступает объектом налогообложения, производителем товаров и услуг, потребителем ресурсов и т. д.

Малое предпринимательство как новое, адекватное современным российским реалиям явление общественной и хозяйственной жизни обладает огромным созидательным потенциалом: придает рыночной экономике необходимую гибкость, мобилизует финансовые, трудовые и производственные ресурсы, решает многие социальные вопросы рыночного хозяйства, в частности, занятости населения.

Становление и развитие рыночной экономики требует новых концептуальных подходов к таким проблемам, как определение места и роли сектора малого предпринимательства в структуре российской экономики в целом и региональной в частности, а также формирования и развития системы государственной поддержки данного вида деятельности, определения рыночных механизмов его поддержки для устойчивого развития региональной экономики.

Значимость указанных проблем формирования и развития системы поддержки малого предпринимательства в субъекте Российской Федерации-Санкт-Петербурге в целях эффективного развития экономики города, предопределили тему исследования. Для разработки такой системы и определения ее практической значимости необходимо было изучить и обобщить отечественный и зарубежный опыт по данной проблеме.

В зарубежной литературе малое и среднее предпринимательство рассматриваются как единое явление, малый бизнес не противостоит средним и крупным предприятиям, а существует в тесной интеграции с ними, участвует в ускорении инновационных процессов, малому предпринимательству оказывается целенаправленная государственная поддержка. Основное внимание уделяется организационному и правовому обеспечению, регулированию предпринимательской активности малого бизнеса. Эти проблемы исследовались в работах Г. Волкера, Д. Гэммона, Э. Цандера, Й. Шумпетера, Lorenzoni G., Schmidt K.D., Bucci А.

Значительный вклад в разработку проблем малого предпринимательства в России внесли ученые Л. Абалкин, Е. Бухвальд, А. Виленский, А. Власов, А. Галаган, С. Карданский, А. Орлов, С. Смирнов, Г. Шаповалов. Среди работ, посвященных развитию взаимоотношений государственных и предпринимательских структур, а также системы поддержки малого предпринимательства в современной России можно выделить В. Андрианова, Ю. Афонина, А. Белоуса, А. Блинова, В. Газмана, М. Еваленко, А. Игнатьева, Б. Ичитовкина, В. Кабахия, В. Канторовича, Г. Карповой, А. Крутика, Ю. Кузнецова, Л. Лютова, С. Миронова, А. Мишина, А. Муравьева, П. Мягкова, О. Оганяна, Н. Павлюка, С. Рагимова, Ф. Рыбакова, Г. Столбова, А. Ходачека, В. Ходачека, Л. Ходова, Е. Чеберко, Ф. Шамхалова, И. Шапкина.

В работах отечественных ученых, всесторонне анализируются экономические процессы переходного периода, дается характеристика частного предпринимательства, как одного из факторов развития рыночной экономики, раскрываются формы и методы взаимоотношений различных форм собственности и анализируются другие стороны предпринимательской деятельности в региональной экономике, на примере Санкт-Петербурга.

В монографии Ф. Ф. Рыбакова «Экономика Санкт-Петербурга: прошлое, настоящее, будущее» всесторонне анализируются проблемы совершенствования отраслевой структуры экономики города, рыночные преобразования, экономическая интеграция города и области, дается характеристика экономических реформ в ходе становления рыночных отношений. Г. Ф. Столбовым в монографии «Государство и предпринимательство: теория и опыт взаимодействия при переходе к рыночным отношениям» сформулирована и научно обоснована интегральная концепция государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. В основе концепции лежит учет взаимных интересов государства и предпринимательства по оздоровлению и развитию экономики. Предложен ряд конкретных организационноэкономических мероприятий, отличительной особенностью которых является ориентация государственной поддержки не столько на предоставление субсидий, адресных льгот, сколько на создание общих благоприятных условий для развития предпринимательства.

На наш взгляд в исследованиях отечественных ученых по проблемам предпринимательства, системы его поддержки на федеральном и региональном уровнях, современным рыночным механизмам поддержки развития сектора малого предпринимательства, недостаточное внимание уделено разработке ряда теоретических и практических проблем, связанных с:

— формированием и развитием системы поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге;

— анализом системы рыночных механизмов для развития сектора малого предпринимательства в регионе;

— тенденциями развития малого предпринимательства на современном этапе;

— выявлением приоритетных направлений развития и поддержки сектора малого предпринимательства.

Особую практическую значимость приобретает исследование условий, характера и форм оптимизации поддержки малого предпринимательства в регионе. Включения малых предприятий в региональный социально-экономический процесс, выработка необходимых мер управленческого воздействия на эти процессы в регионе.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы и необходимости дополнительного научного анализа, связанного с формированием и развитием системы поддержки малого предпринимательства в субъекте Российской Федерации — Санкт-Петербурге, а также разработки практических рекомендаций по совершенствованию системы поддержки малого предпринимательства.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является анализ процесса формирования и развития системы поддержки малого предпринимательства, выявление и обоснование путей ее оптимизации на примере Санкт-Петербурга.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач'.

— определение роли малого предпринимательства в развитии структуры российской экономики в ходе формирования рыночных отношений;

— исследование тенденций развития и механизмов поддержки предпринимательской деятельности в Санкт-Петербурге;

— анализ функционирования системы государственной поддержки и развития сектора малого предпринимательства, как необходимого условия устойчивого развития региональной экономики;

— оценка инфраструктуры рыночных механизмов поддержки малого предпринимательства и ее оптимизации на примере Санкт-Петербурга;

— определение эффективности рыночных механизмов поддержки малого предпринимательства на примере лизинга и бизнес-инкубатора;

— разработка рекомендаций по оптимальному использованию рыночных механизмов в системе поддержки малого предпринимательства.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступает малое предпринимательство и система его поддержки на примере Санкт-Петербурга.

Предметом исследования являются механизмы формирования и совершенствования системы поддержки малого предпринимательства в интересах региональной экономики.

Теоретическая основа исследования.

Теоретической основой настоящего диссертационного исследования явились федеральные и региональные законодательные и нормативные акты по вопросам предпринимательства, экономического и социального развития субъектов РФ и другие официальные документы, научные исследования известных отечественных и зарубежных экономистов по проблемам развития малого предпринимательства и вопросам создания необходимых предпосылок поддержки этого вида деятельности.

Информационной базой исследования служили, наряду с фундаментальными монографическими работами, публикации ведущих экономистов, статистические материалы Госкомстата РФ, статистические ежегодные отчеты Администрации Санкт-Петербурга об основных итогах социально-экономического развития, концепции и планы социально-экономического развития города, данные, опубликованные в научных журналах и периодической печати. Значительная информация была получена автором в результате изучения фактического материала в компаниях и малых предприятиях.

Поставленные в работе задачи реализованы с помощью использования общенаучных методов, принятых при социально-экономических исследованиях: структурно-логический анализ, теоретическое обобщение, прогнозирование, субъективно-объективные оценки фактов и систем в сфере предпринимательства. ф Научная новизна и практическая значимость диссертационной работы заключается в следующем:

— предложены формы оптимизации государственной поддержки малого предпринимательства в субъекте Российской Федерации (Санкт-Петербурге), в целях устойчивого развития региональной экономики;

— разработаны предложения по эффективному использованию рыночных механизмов поддержки предпринимательской деятельности в Санкт-Петербурге с учетом особенностей материально-технической, социально-экономической и научной базы города;

• - выдвинуты и обоснованы меры, способствующие повышению эффективности использования районного уровня управления для совершенствования системы государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге;

— определены оптимальные формы взаимодействия органов государственной власти и малого предпринимательства через районные центры делового развития;

— предложена схема поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на базе ресурсов районных центров делового развития;

— выявлены и обоснованы направления оптимизации поддержки малого предпринимательства, с учетом инфраструктуры рыночных механизмов в регионе (бизнес-инкубатор, лизинг, государственный заказ, субконтрактинг, гарантийные или иные фонды).

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы органами исполнительной и законодательной власти при разработке региональных социально-экономических программ, концепций системы поддержки малого предпринимательства и ее оптимизации в интересах развития региональной экономики, а также организациями, фирмами в своей практической деятельности в сфере малого предпринимательства.

Практические выводы и рекомендации по развитию системы поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге применимы в других регионах с близкими условиями хозяйствования.

Содержание и практические рекомендации были использованы автором при проведении учебных занятий в СЗАГС в рамках курсов: «Система поддержки малого предпринимательства», «Современные рыночные механизмы поддержки предпринимательской деятельности».

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования и отдельные обобщающие выводы докладывались на научных конференциях в СевероЗападной академии государственной службы в 2001;2003 гг.- на научной конференции в Российской академии государственной службы (Москва, 2003) — в Санкт-Петербургском государственном университете (Санкт-Петербург, 2003) — на региональной научно-практической конференции «Культура и наука Санкт-Петербурга и Ленинградской области — важнейшие факторы развития туризма на Северо-Западе России» (Санкт-Петербург, 2003).

По теме диссертационного исследования опубликовано 10 печатных работ общим объемом 4 п.л.

Структура диссертационной работы соответствует логике и содержанию исследования и состоит из введения, трех глав, содержащих 7 параграфов, заключения, приложений, списка литературы, состоящего из 160 наименований. Работа объемом 165 страниц, проиллюстрирована таблицами и схемами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

За годы рыночных преобразований в структуре экономики произошли существенные изменения. В числе основных направлений проводимых мер: приватизация государственных предприятий и создание института частной и акционерной собственности, формирование конкурентной среды, переход от командно-административных методов управления экономикой к рыночным методам хозяйствования. В программах и концепциях реформирования постсоветской экономики малому предпринимательству изначально отводилась роль не меньшая, чем процессу приватизации. Малое предпринимательство объективно определяет содержание и характер формирующейся новой экономической системы, превращается в значительное социально-экономическое и политическое явление, оказывающее многообразное и возрастающее воздействие на все стороны жизни российского общества.

Происходит осознание предпринимателями своей новой социальной роли как организаторов и исполнителей стабилизации и дальнейшего развития реального сектора экономики России. Анализ материалов исследований и данных официальной статистики показывает, что количество функционирующих малых предприятий увеличивается, хотя со значительным замедлением в последние годы и преимущественно за счет создания малочисленных предприятий. Наиболее популярным видом деятельности являются сфера торговли и общественного питания как наиболее прибыльные отрасли.

Действующие в настоящее время законодательные акты по поддержке малого предпринимательства создали лишь исходные предпосылки для финансово-кредитной поддержки, работы фондов, банков, определили общие направления инвестиционной и организационной, технологической, кадровой и социальной политики государства по отношению к малому предпринимательству на федеральном и региональном уровнях.

Экономические реформы в регионах это сложный и противоречивый процесс, затрагивающий социально-экономическую и общественно-политическую сферу. Необходим анализ данного процесса и его регулирование. Ввиду особенностей территориальной организации всех сторон жизнедеятельности российского общества этот переходный процесс, в различных регионах, городах и даже районах имеет свою специфику.

Каждый регион обладает своими социально-экономическими, геополитическими особенностями, поэтому региональное реформирование не является уменьшенной копией макроэкономического реформирования, особенно такой регион как Санкт-Петербург, с его научно-техническим и производственным потенциалом.

Малое предпринимательство неоднородно, в связи с чем возникает необходимость его структурирования по ряду критериев в институциональные группы. Среди основных критериев выделяют: размер капитала, отраслевая принадлежность предприятия, степень ориентации на внутренний и внешний рынок, наличие своих представителей во властных структурах и возможность лоббирования экономических интересов определенной группы, компанийорганизованность, объединение в ассоциированные структуры т т.д.

Переход к рыночной экономике на практике оказался сложнее, нежели то было предусмотрено в теории. Развитие малого предпринимательства происходит с определенными трудностями. Но, несмотря на трудности и противоречия как объективного так и субъективного характера, связанные с отсутствием многолетнего опыта, базовых экономических знаний, капитала, информации, экономической культуры в целом, малое предпринимательство в России постепенно развивается.

Государственная поддержка малого предпринимательства требует принятия соответствующих решений на всех уровнях властифедеральном, региональном и муниципальном. Поддержка на каждом из этих уровней имеет свою специфику и соответствующие формы.

На федеральном уровне:

— формирование нормативно-правовой базы для развития малого предпринимательства;

— учет потребностей малого предпринимательства в специальных нормативных актах по поддержке его деятельности;

— содействие формирования рыночной инфраструктуры и информационных систем, оказание финансовой и организационной помощи малым предприятиям на основе специальных программ, создания льготных налоговых и кредитных режимов;

— содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

— подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров и др.

В дополнение к приоритетам, установленным на федеральном уровне, региональным властям предоставляется больше возможности для регулирования ряда важнейших аспектов в деятельности малых предприятий. Сфера деятельности этого сектора экономики охватывает главным образом сферу отдельных регионов. Именно на региональном уровне может быть последовательно обеспечено исполнение федерального законодательства и принятие собственных нормативных документов, способствующих развитию предпринимательства на конкретной территории.

Регионы вправе:

— определять собственные отраслевые приоритеты в его развитии;

— создавать специальные фонды, изыскивая дополнительные источники финансирования;

— привлекать субъектов малого предпринимательства к участию в региональных госзаказах, обеспечивая дополнительные возможности сбыта их продукции;

— корректировать ставки некоторых федеральных налогов, устанавливать ставки и льготы по местным налогам.

Реализация данные предложений будет способствовать формированию действенной системы поддержки малого предпринимательства и его развитию.

Активное функционирование малого предпринимательства предполагает формирование концепции системы регионального регулирования, разработки механизма поддержки малого предпринимательства, создания системы льготного налогообложения, в которой целесообразно предусмотреть:

— полное освобождение от налогообложения вкладов инвестора и прибыли предприятия, которая используется на развитие производства;

— применение налоговых льгот для малых предприятий, производящих социально и экономически значимую продукцию и услуги населению региона.

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются предприниматели, является ограниченность собственных ресурсов, с одной стороны, и отсутствие доступа на льготных условиях к кредитным средствам с другой. В связи с этим неотъемлемой частью системы поддержки малого предпринимательства является поиск путей решения данной проблемы.

Финансовая поддержка малого предпринимательства может включать:

— создание специализированных государственных фондов по страхованию инвестиционных рисков малого предпринимательства;

— установление агентских отношений с коммерческими банками, которые будут заинтересованы в осуществлении мониторинга конкурентоспособности малых предприятий, кредитовании их оборотного капитала и инвестиционных проектов под гарантии Правительства;

— применение гибких механизмов сертификации продукции, распространения достоверной информации о мировых стандартах на те или иные изделия.

Анализ функционирования системы поддержки и развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, в частности в финансовой сфере позволяет сделать следующие выводы.

В данной системе разработаны новые подходы и технологии кредитования, которые позволяют реально и существенно содействовать развитию малого предпринимательства результативно использовать его потенциал.

Одной из особенностей нового подхода к кредитованию субъектов малого предпринимательства является то, что развитие гарантийных фондов за счет субъекта РФ снижает стоимость кредитных ресурсов. Предприниматель получает возможность получить заем по более низкой льготной процентной ставке. В то же время формируются благоприятные условия для банковской среды, поскольку существенно снижаются риски связанные с не возвратом денежных средств. В настоящее время в Санкт-Петербурге планируется развитие структуры гарантийных фондов с привлечением большего числа финансовых и банковских структур. В работе рассмотрены специфические особенности механизма правовой, финансовой и институциональной поддержки малого предпринимательства на уровне региона. Основные положения разработанного механизма поддержки малого предпринимательства обеспечивают его поступательное развитие.

Высокий научно-технический, материальный и кадровый потенциал Санкт-Петербурга надлежит более активно использовать в прикладных целях, с задачей создания дополнительных Инновационнотехнологических центров при высших учебных заведениях. К настоящему времени центры созданы на базе Балтийского государственного технического университета, Государственного университета аэрокосмического приборостроения и Государственной педиатрической медицинской академии, что явно занижено в связи с большими возможностями города.

Профессиональная ориентация центров зависит от профессиональной ориентации каждого из этих учреждений, при этом основными направлениями деятельности центров являются мониторинг и отбор наиболее перспективных проектов, их научно-техническая и социальная экспертиза, экономический анализ, состояние полного бизнес-плана и его результативность, обеспеченность всеми видами ресурсов сферы деятельности инновационных предприятий.

В настоящее время отсутствует единая информационная система поддержки малого предпринимательства, позволяющая предпринимателю получить одновременно практически любую интересующую его информацию по вопросам организации и ведения бизнеса в регионе.

Особую значимость для развития субъектов малого предпринимательства и повышении эффективности его деятельности представляет лизинг, через рост числа лизинговых компаний, специализирующихся на работе в данном секторе. В работе дан анализ и произведены расчеты обоснования включения лизинга в модель эффективной системы поддержки малого предпринимательства в регионе.

В целях практической значимости исследования разработана схема содействия развитию малого предпринимательства на базе районных центров делового развития в Санкт-Петербурге.

Рассмотренная структура поддержи малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, с одновременным анализом тенденций развития сектора малого предпринимательства, а также существующей рыночной инфраструктуры предпринимательской деятельности позволила сделать вывод, что данный сектор экономики не исчерпал возможностей своего развития.

Становится очевидной настоятельная необходимость формирования постоянно функционирующего механизма взаимодействия всех, кто осуществляет поддержку малого предпринимательства. Консолидация всех усилий с привлечением общественности и при активном сотрудничестве с органами власти всех уровней могут быть созданы благоприятные условия для успешной деятельности и развития сектора малого предпринимательства.

Определяющим фактором диссертационного исследования является комплексное исследование системы поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, разработка предложений по использованию рыночных механизмов стимулирования предпринимательской деятельности в регионе, с учетом особенностей городаразработка схемы содействия развитию малого предпринимательства с учетом оптимального сочетания рыночных механизмов поддержки малого предпринимательства на базе районных центров делового развития в Санкт-Петербурге.

Материалы работы, практические рекомендации могут быть использованы органами исполнительной и законодательной власти при разработке комплексных целевых программ социально-экономического развития региона и системы поддержки малого предпринимательства, ее оптимизация в интересах региональной экономики. Материалы исследования также могут быть полезны коммерческим объединениям, организациям, фирмам в своей практической деятельности в сфере малого предпринимательства.

Содержание работы представляет практическую значимость для разработки курсов и пособий для учебных заведений по дисциплинам, связанным с изучением предпринимательской деятельности, государственного регулирования экономикой и системой поддержки малого предпринимательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 15 марта 1996 года с историко-правовым комментарием. М.: Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: части I, II и III. М.: Юрайт-М, 2002.
  3. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. 88-ФЗ.
  4. Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.1998 г. № 58-ФЗ.
  5. Закон РФ «О лизинге» от 29.10.1998 г. 164-ФЗ.
  6. Указ Президента РФ «О торгово-промышленной палате РФ» от 18.03.1993 г. № 351.
  7. Закон Санкт-Петербурга «О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2000−2001 годы», 24.05.2000 г. 227.
  8. Приложение к Закону Санкт-Петербурга «О целевой программе СанктПетербурга „Государственная поддержка малого предпринимательства в Санкт-Петербурге“ на 2002−2004 годы». 20.03.2002 г. 114−12.
  9. Распоряжение главы Территориального управления Василеостровского административного района Санкт-Петербурга «О целевой программе „Поддержка и развитие малого предпринимательства в Василеостровском административном районе Санкт-Петербурга“ на 2004−2005 годы» от 29.08.2003 г. 1210-р. Ю. Абалкин Л. И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. Вопросы экономики. 1997. 6. 4−12.
  10. А.О. Становление механизма реализации потенциала малого предпринимательства. Бюллетень финансовой информации. 1999. 7. 38−42. 1 З. Александров О. Банки для малого бизнеса. Малое предприятие. 2000. 8. 9. 14. Али Аскяри А. Лизинг как средство экономического развития предприятия. Новосибирск: СибУТЖ, 1999. 196 с. 1 З. Андрианов В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М Экономика, 1999.
  11. Г. М., Борисова В. Д., Аксененко Р. И. Теоретические основы лизинга. Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского, 2001. 83 с. П. Афонин Ю. А. Российский промышленный малый бизнес: социальноэкономические и духовные предпосылки становления. Самара: Кн. изд-во, 1994.-109 с.
  12. А.И. Реструктуризация в сфере кредитования малого бизнеса. Деньги и кредит. 2000. 4. 22−27.
  13. Е., Потапова А. малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования. Экономист. 2001. 4. 45−54.
  14. А.П. Лизинг: мировой опыт, уроки для России. М., 2000.
  15. Берджес Джон Ф., Штайнхофф Д. Основы управления малым бизнесом. М.: изд-во Бином, 1997.
  16. А.О., Шапкин И. И. Предпринимательство на пороге 3-го тысячелетия. М.: МАЭП, 2000. 151 с.
  17. А., Расторгуев И. Малый бизнес силен своей инфраструктурой. Банки и бизнес. 1998. 2. 30−31.
  18. В. Развитие инфраструктуры малого предпринимательства. Рыночная экономика и финансово-кредитные отношения. 1997. Вып.З.С. 145−156.
  19. К. Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии возможный ориентир для России? Бизнес-икубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и зарубежный опыт. М.: OST-EURO. 2001. 13−24.
  20. В.М. Малое предпринимательство как элемент устойчивого развития. Хабаровск, 1999.
  21. Е., Виленский А. Варианты получения микрокредитов в специальных организациях для малого бизнеса. Бизнес: организация, стратегия, системы. 2000. 5. 45−48.
  22. Е., Виленский А. Гарантии по европейским кредитам реальная помощь малому бизнесу. Финансовый бизнеС. 2000. 6. 29−32.
  23. Е., Виленский А. Дать шанс становлению малого бизнеса регионов. Бизнес и банки. 2000. 12. 2. ЗО. Бухвальд Е., Виленский А. роль федеральных и региональных структур управления в интеграции малого и крупного бизнеса в России. Федерализм. 2003. 3. 105−126. ЗЬБухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства. Вопросы экономики. 1999. 12. 66−78.
  24. А.Н. Формы и состояние государственной поддержки малого предпринимательства в России. Современный менеджмент в России. Ч.2.-М.:РАГС, 1998.
  25. А. Финансовая подцержка малого предпринимательства, Экономист. 1999. 9. 88−90.
  26. В. Механизм финансовой поддержки малого предпринимательства. Политэкономия. 1998. 5. 102−108.
  27. Газман В. Д, Лизинг: теория, практика, комментарии. М.: Правовая культура, 1999.
  28. А.А. История предпринимательства российского: от купца до банкира. М Ось-89, 1997.
  29. А.Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: Изд-во РАГС, 1999. 135 с.
  30. И. Инфраструктура, обеспечивающая предпринимательскую деятельность. //Маркетинг. 1999. 5 102−108.
  31. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 659 с.
  32. М., Виленский А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса. Вопросы экономики. 2001. 4. 100−110.
  33. Ф.Ф., Воронина Г.П, Лосева О. Н. Деловая активность субъектов малого предпринимательства в различных секторах экономики России во 2-м полугодии 2002 года. Вопросы статистики. 2003. 4. 68−77.
  34. А.Л. Инфраструктура современного предпринимательства: проблемы теории и практики. М.: ЗАО Финстатинформ, 1999.
  35. Л.А., Эстрада Т. Б. Лизинг как метод инвестирования. М.: МГИУ, 2001.-82с.
  36. В. Маркетинговое исследование бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и зарубежный опыт. М OST-EURO, 2001. 92−100.
  37. Т.Ю., Шаповалов Г. М. Роль предпринимательства в преодолении кризисных явлений. СПб.: изд-во СПбУЭиФ, 1997.
  38. Государственная поддержка малого предпринимательства на местном уровне. Методические рекомендации. ред. Кузнецов Ю. В., Багрова Н. Б. СПб.: Департамент развития малого предпринимательства правительства Ленинградской области, 1997.
  39. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 495 с.
  40. А.З., Лобанов А. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2002. 369 с.
  41. А.З., Лобанов А. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2002. 369 с.
  42. А.Н., Лузина И. А. Государственная поддержка предпринимательского сектора: мировой и российский опыт. Уфа, 2000.
  43. М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля. Вопросы экономики. 2001. 10. 55−69.
  44. К. Прогнозирование развития мегаполиса. Экономист. 2003. 5. 57−60.
  45. Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы. Менеджмент в России и за рубежом. 2000. 4.
  46. М.Л., Фоминых А. К. Дифференциация субъектов Российской Федерации по уровню развития малого бизнеса. Регион: экономика и социология.2003. 4. 123−137. бО. Егоров Е. Это наше будущее. Государственная служба. 2003. 3. 56−66.
  47. . Малое предпринимательство: реальность и перспективы. Власть. 2001. 3. 78−82.
  48. Ю.И. Территориальная экономика. М.: Айрис Пресс, 2000. 2 3 2 с.
  49. Зимин Государственная поддержка в области малого предпринимательства. Экономика, политика, инвестиции. 2002. 1 (8) 28.
  50. В.Г., Бородина О. Ю. Органы власти и поддержка малого бизнеса. М.: изд-во Приор, 1998.
  51. Н. Малый бизнес опять дружит с ЕБРР Деловой Петербург1998.№ 113.С. 12. бб. Ичитовкин Б. Н. Малые формы хозяйствования. М.: Экономика, 1991. 1 9 6 с.
  52. В. Особенности развития предпринимательства в России и за рубежом. Муниципальное право. 2002. 6. 72−75.
  53. В.А., Аушев М. М. Налоги и регулирование лизингового предпринимательства. Финансы. 2001. 11. 40−43. 70. КМБ-банк вложит 7 млн. долларов в малое дело. Деловой Петербург. 2000. 32. 5.
  54. Козыркая И.Е. Международное
  55. Н. Государство на различных этапах трансформации командно-административной системы в социальное рыночное хозяйство. Вестник Московского университета. Сер.6. 2001. 2.
  56. Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Предприниматель Петербурга. 2002. 28 января. 6−7.
  57. Концепция развития и поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге. 2003. СПб.: КЭРППТ, 2004.
  58. Я. Путь к свободной экономике. М.: Экономика. 1990.
  59. А.В., Николаев В. В. Государственные программы поддержки малого предпринимательства. Финансовая газета: региональный выпуск. 1998. № 48 11.
  60. Ф. Основы маркетинга. М Прогресс, 1990.
  61. А.Б., Горенбургов М. А. малое предпринимательство и бизнескоммуникации. -СПб.: изд-во «Бизнес-пресса», 1998.
  62. Н.А. Гарантийные механизмы поддержки субъектов малого предпринимательства. Машиностроитель. 1999. 10. 2−4.
  63. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство.- М.: издво Инфра-М, 1997.
  64. Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России. Менеджмент в России и за рубежом. 2001. 1С. 90−95.
  65. Л. Идея государственного управления экономикой: уроки истории. Вопросы экономики. 1997. 6. 91−96.
  66. М.В. Тенденции развития малого предпринимательства. Регион: экономика и социология. 2003. 3. 163−174.
  67. Мазурова Г. В, Развитие малого предпринимательства в России в 2000 году. Вопросы статистики. 2001. 5 13−15.
  68. Малый бизнес в России. М.: изд-во Консэко, 1998.
  69. М., Николаев Н. Формирование экономической политики на региональном уровне. Вопросы экономики 1999. 9. 80−89.
  70. М. Экономическая сущность предпринимательства. М.: изд-во Наука, 1998. 89. МИНОСЯНЦ А. О. Сущность и пределы малого предпринимательства в России в условиях развития радикальной экономической реформы. М.: Государственная академия гуманитарных наук, 1999. 76 с.
  71. Миронов Лучшая поддержка бизнесу не мешать: В России складывается рыночная экономика без свободы предпринимательства. Российская газета 2003. 11 апреля.
  72. А. Инвестиционная поддержка малого бизнеса. Российский экономический журнал. 1998. 11−12. 6−10.
  73. Ф. Системно-структурный анализ лизинговой деятельности. М.: ГУУ, 2001.
  74. А. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация (1992−2001гг.) Вопросы экономики. 2001. 10. 70−79.
  75. А., Фирсова Н. Об условиях разработки региональной экономической политики. Экономист. 1999. 12. 47−52.
  76. Основные положения программы торгово-промышленной палаты Российской федерации «Первоочередные действия по развитию малого предпринимательства» //Российская бизнес-газета. 2002. 21 мая. 5.
  77. Основные итоги экономического и социального развития СанктПетербурга в 1998 году и задачи на 1999 и последующие годы. СПб.: Администрация Санкт-Петербурга, 1999.
  78. Основные итоги экономического и социального развития СанктПетербурга в 1999 году и задачи на 2000 и последующие годы. СПб.: Администрация Санкт-Петербурга, 2000.
  79. Основные итоги экономического и социального развития СанктПетербурга в 2001 году и задачи на 2002 и последующие годы. СПб.: Администрация Санкт-Петербурга, 2002.
  80. Основные итоги экономического и социального развития СанктПетербурга в 2002 году и задачи на 2003 и последующие годы. СПб.: Администрация Санкт-Петербурга, 2003.
  81. Н.Я., Рохмистров М. С. Роль государства в становлении системы свободного предпринимательства в современной России. М.: МГАПИ, 1999.
  82. В.Н. Проблемы развития малого предпринимательства. Экономика Северо-запада: проблемы и перспективы развития. 2002. № 1.0.59−61.
  83. В.Н. Программы государственной поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге. Инновации. 2001. 7. 17−21.
  84. План мероприятий на 2003−2005 гг. по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. 3 5 0 34−53.
  85. Поддержка малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге. Информационно-аналитический обзор. 6. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2003.-58 с.
  86. Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2002.
  87. Н., Петров Б. Ю. Современные проблемы развития малого предпринимательства в России. Финансы. 2001. 11.0. 46−48.
  88. Ребров Реструктуризация управления промышленностью как один из путей выхода из кризиса. Проблемы теории и практики управления. 1998. 2. 30−34.
  89. Российское обозрение малых и средних предприятий. М., 2002.
  90. Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, 2002.
  91. Ф.Ф. Экономика Санкт-Петербурга: прошлое, настоящее, будущее. СПб.: Гидрометеоиздат, 2000.
  92. М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России. Менеджмент в России и за рубежом. 2001. 2. 44−59.
  93. В. Партнерские связи как фактор эффективного развития малого предпринимательства Человек и труд-2003. 10 39−40.
  94. В. Малый бизнес большие обещания. Малые предприятия. 2000. 7 15.
  95. А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства. Экономист. 2000. 10. 75−81.
  96. И. К классификации форм поддержки предпринимательства. Российский экономический журнал. 2000, 11−12. 81−83.
  97. Л.Э. Банк и малое предпринимательство: проблемы взаимодействия. //Деньги и кредит. 2000. 10. 12−17.
  98. А. малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. М.: изд-во ТОО «Контур», 1999.
  99. Соглашение Правительства государств-участников СНГ «О поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах участниках СНГ» от 17.01.1997 г.
  100. Г. Ф. Государство и предпринимательство: теория и опыт взаимодействия при переходе к рыночным отношениям. СПб.: Издательство СЗАГС, издательство «Образование и культура», 2000. 432 с.
  101. Г. Ф. Методология исследования малого предпринимательства как важнейшей сферы экономики государства. Совершенствование системы государственного и муниципального управления в российской Федерации и её регионах. Сборник тезисов. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2002.
  102. Р.А. Лизинг как форма инвестиций в переходной экономике.-М.: МАКСПресс, 2000.
  103. А.Б., Гренбургов М. А., Ивчук Е. В., Крутик А. Б. Малый бизнес и инфраструктура. СПб.: изд-во СПбУЭиФ, 1995.
  104. А.Л. Поможем малому предпринимательству. Финансы. 2001. № 12. 68−69.
  105. Г. А., Шуткин А. С. О механизме гарантийного финансового обеспечения малого предпринимательства. Финансовая газета: региональный выпуск. 1998. 44. 4
  106. Финансирование нового бизнеса и инвестиции в Россию: венчурный капитал и лизинг. Материалы семинара и форума для финских и российских компаний и финансистов. СПб., 9 сентября 2003.
  107. Франчайзинг в России: пришел, чтобы остаться. Человек и труд. 1999. 2
  108. В. Кооперация малых и средних предприятий в Италии. Мировая экономика и международные отношения. 1997. 2 94−105.
  109. К. Малое предпринимательство. М.: изд-во Инфра, 1998.
  110. A.M. Экономический анализ Санкт-Петербурга как региона. Экономика, политика, инвестиции. 2002. 1 (8). 25.
  111. Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации. Вопросы экономики. 2002. 7. 147−151.
  112. О. Субъекты малого предпринимательства: критерии выбора. Государственная служба. 2003. 5. 109−116.
  113. Цандер Э. Руководство малыми и средними предприятиями. 1994.
  114. B.C., Антюшина Н. М. Лизинг в Западной Европе: выводы для России. М.: РАН ин-т Европы, 1998.
  115. А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства. Экономист. 2001. 11. С12−18.
  116. Е.Ф. Государство и рынок: международный и отечественный опыт, история и современность. Экономическая политика государства в начале XXI века и проблемы развития предпринимательства. ред. Г. Ф. Столбова, В. М. Ходачека. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2002. 87−110.
  117. Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия, М.: изд-во Экономика, 2000.
  118. Ф.И., Котилько В.В.Предпринимательство в России: региональный отраслевой аспект. М изд-во Экономика, 1997.
  119. Ф.И., Нечипоренко B.C. Государственная поддержка предпринимательства в России. М.: изд-во Экономика, 1997.
  120. Г. М. Антикризисная стратегия предпринимательства. СПб.: изд-во СПбУЭиФ, 1997.
  121. И. Проблемы предпринимательских объединений. Хозяйство и право. 2000. 6. 13−23.
  122. Berger A.N., Udell G.F. Small business credit availability and relationship lending: the importance of bank organizational structure. The Economic Journal. Feb. 2002. P. F32-F50.
  123. Bucci A. Potere di mercato e crescita economica aggregate nei modelli con innovazione tecnologica. Giomale degli economisti e annali di economia. Ottobre 2003 (vol.6 a #2).
  124. Games T.A., Jones J.P., Biggart T.B., Barker K.J. Just-in-in time inventory systems innovation and the predictability of earning. International Journal of Forecasting. 2003. 4. P. 743−750.
  125. Enteфrise restructing and economic policy in Russia ed. by Simon Commander. Washington, 1996.
  126. Fujita M., Thisse J.-F. Economics of Agglomeration: Cities, Industrial Location and Regional Growth. The Economic Journal. 2003. F395.
  127. Lorenzoni G. Larchitettura di sviluppo delle imprese minori: costellazioni e piccoli gruppi. Bologna, 1990.
  128. Prodi R., Di Giovanni D. Privatizzazioni e sviluppo delle piccole e medie imprese due grandi occasioni per rifondare la politica industriale in Italia. Rivista di politica economica. Roma 1992. A82 (10). P. 203−213.
  129. Schmidt K.-D. Small and medium sized enteфrises in cross-border networks. Kiel, 1997. 159. The Economic impact of new firms in post-socialist countries: Bottom-up transformation in Eastern Europe. Cheltenham- Brookfield.: Elgar, 1996.
  130. Thoening M., Verdier T. Innovation defensive et concurrence intemationale. //Economic Statistique. 2003. 363−365. P. 19−23.
Заполнить форму текущей работой