Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Регулирование интернализации социальных ролей учащейся и студенческой молодежью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Регулирование, несомненно, требует институционализации социально-ролевых требований, предполагающей установление норм и эталонов поведения, формирование ценностей и идеалов, к которым следует стремиться, их иерархизация. На основе методики матрицы целей можно выделить нормы, интернализация которых объективно обусловлена: сочетание в повседневной жизнедеятельности духовного и материального… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел первый. Социально-ролевые характеристики российской молодежи в условиях переходного общества
  • Раздел второй. Траектории интернализации социальных ролей учащейся молодежи
  • Раздел третий. Технологии регулирования интернализации социально-ролевых функций молодежи в средних специальных и высших учебных заведениях

Регулирование интернализации социальных ролей учащейся и студенческой молодежью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития России характеризуется разрывом большей части исторических и актуальных связей и отношений. Одним из характерных показателей этого является разрыв поколений. Наглядным свидетельством его служат нарушение процесса диалога между молодыми и «взрослыми» людьми, отчуждение между ними возникновение на этой почве скрытых и открытых конфликтов.

Противоречия между поколениями не являются специфической особенностью России. Они существовали всегда, ибо всякое новое поколение, вступая в самостоятельную жизнь, в той или иной мере отрицало предыдущие. Однако сегодня в нашей стране разрыв между поколениями приобрел черты культурно-цивилизационного кризиса, проявляющегося в том, что «разрушен и практически перестал функционировать один из важнейших, определяющих социальных механизмов, обеспечивающих преемственность в историческом и культурном опыте поколений — механизм культурной социализации. Он спонтанно подменяется одной из его частей — механизмом социальной адаптации молодых к наличной реальности с ее катастрофическим состоянием в экономике, политике, морали, праве и т. п."1.

В качестве одной из существенных черт межпоколенческого социокультурного кризиса следует считать социально-ролевой кризис, характеризующий в настоящее время ситуацию в молодежной среде. Он связан с тем, что молодые люди сегодня не исполняют или исполняют отнюдь не в соответствии с ожиданиями общества свои социальные роли. Между тем, социальная роль — важнейшая социальная функция личности, соответствующий принятым нормам и правилам способ поведения людей.

1 Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. — М.: Без изд-ва, 1995. — С. 14. в зависимости от их статуса. Социальные роли молодежи в обществе можно рассматривать как действия и вклады, ожидаемые от каждого молодого человека. Это одновременно обязанности и права молодых людей как социальных субъектов.

Только в процессе реализации социально-ролевых функций происходит самоидентификация молодежи как социально-возрастной группы. Одновременно вне этого процесса не может быть сформировано и реализовано такое ее качество как субъектность.

Разумеется, каждая личность обладает своим особым набором социальных ролей. Вместе с тем существуют стандартизированные социально-ролевые функции, в которых воплощаются требования общества к молодежи в целом. Характер их определяется историко-культурной традицией, современным состоянием общественного развития, а также перспективными задачами развития социума и государства. Перечень социально-ролевых требований в отношении молодежи, выступающих как предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения доводится до объекта в процессе социализации личности и воспитательной деятельности.

Однако, чтобы социальная роль превратилась в элемент человеческой личности она должна быть интерлизована. Интерлизовать роль — значит дать ей собственное, индивидуальное (личное) определение, оценить и выработать определенное отношение к социальной позиции, формирующей эту роль1. В ходе интерлизации социально-ролевые нормы оцениваются под углом зрения интересов и ценностных ориентаций личности.

Поскольку последние различаются в молодежной среде в зависимости от социального статуса молодых людей, степени адаптации к существующей социально-экономической системе, иных факторов,.

1 Энциклопедический социологический словарь / Общая ред академика РАН Осипова Г. В. -М.: РАН, Институт социально-политических исследований, 1995. — С. 650. естественно, что процесс интернализации протекает не одинаково для представителей отдельных молодежных групп. Особый характер он принимает среди учащихся школ и студентов ВУЗов. На специфику его, прежде всего, воздействует состояние системы образования, структура отношений в образовательных учреждениях, диспозиции личности молодых людей.

Кризисное состояние образования в России и существенная деформация ценностного мира учащейся и студенческой молодежи обусловливают то, что процесс интернализации ею социальных ролей определяется рядом негативных тенденций и дисфункций. В частности, учащаяся и студенческая молодежь все менее становится склонной принимать требования, основанные на традиционных российских ценностях, все чаще ориентируется на вестернизированную модель поведения. В учащейся и студенческой среде получают распространение различные формы девиантного поведения1.

Именно поэтому существуют настоятельная необходимость регулирования интернализации социальных ролей учащимися и студентами. При этом под регулированием (регуляцией) понимается приведение их в соответствие с эталонами и нормами, принятыми обществом. Однако для этого необходимо, прежде всего, условиться относительно того, какие социальные роли молодежи следует считать социально одобряемыми. Сделать это весьма непросто в условиях системного кризиса социума, дополняемого существенными издержками реализации идеи идеологического плюрализма. При этом исключительно важно иметь ясное представление о специфике сознания учащейся и студенческой молодежи, о ее готовности или неготовности принимать предлагаемые обществом социальные роли.

1 См.: Шереги Ф. Э., Харчев В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. -М.: Юристь, 1997.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется: во-первых, значимостью проблемы социальных ролей молодежи для современного этапа развития России — без интернализации и осуществления их молодежь не сможет решить задачу самоидентификации, не сумеет осуществить как личные цели, так способствовать возрождению государства и обществаво-вторых, необходимостью теоретического обоснования и разработки системы социально-ролевых требований, предъявляемых к молодежив-третьих, важностью регулирования процесса интернализации социально-ролевых функций учащейся и студенческой молодежи.

Степень изученности темы. Проблема регулирования интернализации социально-ролевых функций учащейся и студенческой молодежью практически специально не исследовалась в отечественной философской, социологической и психолого-педагогической литературе. Тем не менее отдельные ее аспекты нашли свое отражение и решение в сочинениях, посвященных молодежным проблемам в целом, вопросам социализации и воспитания в учебных заведениях.

В частности характер современных молодежных проблем, в том числе проблем воспитания молодежи исследован в работах И. М. Ильинского, В. Т. Лисовского, В. К. Криворученко, Ю. В. Коврижных, В. Д. Левичевой, А. Н. Мацуева, В. В. Нехаева, Т. Э. Петровой, В.А.Родионова1.

1 Ильинский И. М. За гуманное и справедливое общество. За демократический социализм. -М.: Институт молодежи. 1990; Лисовский В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки. — М.: Высшая школа. 1990; Мацуев А. Н. Опыт и осуществление молодежной политики на современном этапе // Молодежная политика: опыт, проблемы, перспективы. -Киев: Без изд-ва. 1992. — Часть 1- Криворученко В. Т. Молодежь и рынок // Молодежная политика: опыт, проблемы, перспективы. — Киев: Без изд-ва. 1992. — Часть 1- Левичева В. Д. Молодежный Вавилон, размышления о неформальном движении. — М.: Молодая гвардия. 1989; Нехаев В. В. Становление государственных и общественных структур по делам молодежи: опыт, перемены, проблемы, перспективы (конец 80-х — начало 90-х годов). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — М. 1994; Петрова Т. Э. Российское студенчество и высшее образование. — М.: Институт молодежи, 1995. в трехтомной «Социологии молодежи"1. Разнообразный аналитический материал содержится в публикациях «Молодежь России: тенденции перспективы», «Молодежь 97: надежды и разочарования"2.

Особое значение для изучения рассматриваемой проблемы имеет Доклад Комитета Российской Федерации по делам молодежи «Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений», подготовленный в 1995 году3. Авторам доклада удалось всесторонне проанализировать состояние общественного сознания молодежи, выявить его основные проблемы и предложить собственную воспитательную концепцию, основанную на идее жизнеспособной личности.

В работах А. Т. Ковалевой исследован процесс социализации личности молодого человека в современных условиях4. При этом особое значение имеют выводы автора о характере социализационных траекторий в современном российском обществе.

При разработке проблемы интернализации социальных ролей молодежью особый интерес представляли исследования проблемы субъектности молодежи, осуществленные Дорожкиным H.A., Гусляковой Л. Г., Тимошенко A.B.5.

В работах Бегеватова А. И., Грузкова В. Н., Крупника A.A., Макарова В. В. рассмотрены конкретные направления воспитания.

1 Социология молодежи. — М. Институт молодежи. 1995. — Кн. 1−3.

2 Молодежь 97: надежды и разочарования. — М.: НИЦ при Институте молодежи, 1997.

3 См.: Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. — М.: Без изд-ва, 1995.

4 См.: Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение. — М.: Институт молодежи, 1996; Ковалева А. И. Социальные траектории современной российской молодежи // Молодежь и общество на рубеже веков. Секция: «Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики». — М.: НИЦ при Институте молодежи, 1998.

5 См.: Дорожкин H.A. Субъектность молодежи: концептуальные подходы и проблемы формирования // Молодежь и общество на рубеже веков. Секция: «Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики». — М.: НИЦ при Институте молодежи, 1998. — Часть 1- Гуслякова Л. Г. К вопросу о социальной субъектности и социальной защищенности молодежи // Молодежь 97: надежды и разочарования. — М.: НИЦ при Институте молодежи, 1997; Тимошенко A.B. Особенности формирования субъектности молодежи в условиях нестабильности общественного развития // Там же. молодежи в современных условиях: патриотическое1- гуманистическое мировоззрения2- нравственное3.

Все чаще исследователи обращаются к изучению различных аспектов воспитания студенческой молодежи4.

При разработки темы диссертационного исследования рассматривались различные аспекты теории воспитательных пространств, обоснованной в сочинениях Ю. П. Сокольникова, О. И. Попова, С. Н. Сивкова, Т.П. Беликовой5.

1 Вдовин А. И. Российская нация. — М., 1996; Грузков В. Н. Духовное в профессиональной подготовке военных кадров. Автореферат диссертации. соискание ученой степени доктора философских наук. — Ставрополь: Ставропольское высшее авиационно-инженерное училище, 1997; Крупник A.A. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде. Автореф. дис.. канд. филос. наук. — М., 1995; Макаров.

B.В. Патриотизм как философская проблема. Автореф. дис. .докт. филос. наук. — М., 1990.

2 См.: Беговатов А. И. Российская молодежь как субъект антигуманизма // Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века. — СПб.: СПГУТД, 1998; Ковалева А. И. Указ. соч.- Пуляев В. Т. Гуманитарное миропонимание и проблемы общественного развития накануне XXI века // Преемственность поколений: диалог культур. —СПб., 1996. — Вып. 1.

C. 7 — 10- Рогова P.M. Особенности формирования мировоззрения школьной молодежи в современных условиях // Молодежь и общество на рубеже веков. — М., 1998. — Ч. 1. — С. 58 -60- Рябов Л. П. Гуманистическая среда как фактор социализации личности студента // Молодой человек в условиях кризиса. — М. — СПб., 1994. — С. 29 — 32- Малицкий B.C. Идеология и гуманизм // Человек и общество. — СПб., 1997. — Вып. 3. — С. 15−17.

3 См.: Иващенко A.B. О нравственных ценностях школьной молодежи // Молодежь и общество на рубеже веков. — М., 1998. — Ч. 1- Зеленкова И. Л. Некоторые аспекты этического исследования демократического процесса // Этика и социология политической деятельности. -Владимир, 1990.

4 См.: Бабочкин П. И. Проблема становления специалистов в высшей школе (региональный аспект). — М., 1997; Меренков A.B. Политические стереотипы студенчества // Социс. — 1992. — № 8- Петрова Т. Э. Российское студенчество и высшее образование. — М., 1995; Надуткина И. Э. Концептуальные основы воспитания студенческой молодежи в современных условиях. -Белгород, 1997.

5 См.: Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. — М., 1990; В помощь изучающим концепцию системного понимания воспитания. — Чебоксары, 1993; Сокольников Ю. П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. — М., 1997; Сокольников Ю. П. Теория воспитательных пространств. -М.: Белгород, 1998; Сокольников Ю. П., Попова О. И., Сивков С. Н. Концепция и исследовательская программа «Единое образовательное пространство малого города как фактор формирования подрастающих поколений». — М.: Йошкар-Ола: Козьмодемьянск: Чебоксары, 1996; Беликова Т. П. Управление воспитательным пространством среднего специального учебного заведения. Автореферат диссертации. кандидата социологических наук. — Белгород: Белгородский Государственный университет, 1997.

При изучении специфики технологии социальной регуляции огромное значение для работы имели исследования, осуществленные в области социальных технологий и социального проектирования1.

Тем не менее, анализ сочинений по проблемам молодежи, воспитания и социализации подтверждает вывод о недостаточной изученности темы интернализации социальных ролей учащимися и студентами в условиях современного российского общества.

Представления об актуальности темы, степени ее научной разработанности позволяют определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступает процесс интернализации социальных ролей учащейся и студенческой молодежью. Предметом исследования является технология регулирования интернализации социальных ролей молодежью в системе образования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка технологий социального регулирования интернализации социальных ролей учащейся и студенческой молодежью.

Задачи исследования:

— анализ и обоснование системы норм и эталонов, которые могут выступать в качестве нормативно-ролевых требований в отношении.

1 См.: Прогнозное социальное проектирование. Теоретико-методологические и методические проблемы. — М., 1994; Тощенко Ж. Т. Социология. — М., 1994; Девятко И. Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М., 1993; Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. — М., 1993; Котельников Г. А. Синергетика (учебное пособие). — Белгород, 1995; Патрушев В. И. Социальная технология как социологическая категория // Современные социальные технологии: сущность, многообразие и внедрение. Материалы Международной научно-практической конференции в городе Белгороде 18−20 апреля 1991 года. — Белгород, 1991. — Ч. 2- Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. Опыт систематизации. — М., 1984; Данакин Н. С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления. — Белгород, 1996; Луков В. А. Социальное проектирование. — М., 1997. современной молодежи;

— исследование специфики интернализации социальных ролей учащейся и студенческой молодежью;

— исследование возможностей применения технологий социального регулирования интернализации социальных ролей учащейся и студенческой молодежью и условий оптимизации этого процесса.

Эмпирические источники исследования.

В качестве эмпирических источников исследования выступают:

1. Статистические материалы, характеризующие (а) современное положение молодежи- (б) состояние системы образования России1.

2. Материалы социологического исследования «Ценностные основания социально-ролевого поведения учащейся молодежи», проведенного в сентябре — декабре 1998 года в г. Волжском Волгоградской области исследование включало в себя: а) документально-статистический анализ материалов, относящихся к деятельности учреждений образования. б) изучение системы нормативно-правовых актов, по проблемам образования, принятых на федеральном и областном уровнях, а также муниципальными объединениями. в) контент-анализ областной и местной прессы. г) анкетный опрос учащейся молодежиопрос учителей и преподавателейопрос экспертов.

Опрос учащейся молодежи осуществляется методом гнездовой двухступенчатой выборки. В качестве гнезд (кластеров) или групп.

1 См.: Преступность несовершеннолетних в России (1991 — 1995): Стат. сборник / МВД РФ. Глав. инф. центр: Главное управление обеспечения общественного порядка. — М.: МВД РФ, 1996; Россия и страны мира: статистический сборник. — М.: Государственный комитет по статистике, 1996; Социально-экономическое положение Белгородской области в 1998 году. -Белгород: Белгородский комитет областной статистики, 1999; Социально-экономическое положение России. Январь-июнь 1997 г. — М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 1997; Среднее профессиональное образование в Российской Федерации в 1997 году (статистические данные). — М.: НМЦ СПО Минобразования России, 1998. выделяются учебные заведения Волгоградской области. На первом этапе осуществляется отбор гнезд в соответствии с требованиями минимальных различий между ними и максимальной неоднородности составляющих их единиц. На основе этих критериев опрос проводится в школах, техникумах, колледже и вузах.

В рамках самих гнезд опрос осуществляется по методу многоступенчатой квотной выборки, репрезентативной к социально-демографической структуре учащейся молодежи. Квотными признаками в данном случае выступают: пол, класс или курс обучения.

Опрос учителей и преподавателей проводится по той же методике. Однако меняются квотные признаки выборки. Они следующие: пол, возраст, время работы в системе образования.

Экспертный опрос проводится по методу случайной выборки. В основе отбора экспертов лежат следующие критерии: род деятельностиналичие ученой степени в сфере социальных наукучастие в разработке и реализации воспитательных программ.

3. Социологические исследования, проведенные в молодежной среде другими авторами. В том числе: а) материалы исследования «Молодежь России», осуществленного Институтом молодежи в 1997 году1- б) результаты мониторинга «Социальное самочувствие молодежи», осуществленного лабораторией социологических исследований (г.Тула)2- в) материалы исследования «Реализация государственной молодежной политики в Курской области», проведенного И. Л. Шиковым в 1998 году3.

1 См.: Молодежь 97: надежды и разочарования. — М.: НИЦ при Институте молодежи, 1997.

2 См. Социальное самочувствие молодежи (региональный социологический мониторинг). -Тула: Без изд-ва, 1997. 5.

См.: Шиков И. Л. Управление социокультурными условиями региональной молодежной политики. Автореферат диссертации. кандидата социологических наук. — Белгород: Белгородский Государственный университет, 1997.

Методологические основы исследования.

Исходной методологической установкой исследования явилась идея.

0 том, что непосредственную определяющую роль в интернализации социальных ролей играет диспозиция личности, то есть предрасположенность ее к определенному восприятию условий деятельности и поведению. В свою очередь систему диспозиции определяют концепция жизни и ценностные ориентации.

Именно поэтому в основе исследования лежало представление о том, что, с одной стороны «в системе ценностных предпочтений выражается отношение человека к целям жизнедеятельности, к средствам достижения этих целей, к таким обстоятельства жизни личности, которые могут быть детерминированы только общественными социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов"1. С другой стороны, предполагалось, что «структура ценностей человека — характер и порядок его верований, влечений, стремлений — отражает конституцию самой натуры (природы) человека, качество «человеческого материала», т. е. каков человек есть, а не то, каким он себя осознает или желал бы видеть"2.

Таким образом, исследование опирается на две концептуально-методологических модели.

Первая позволяет проанализировать динамику социальных ценностей молодежи в условиях меняющегося постсоветского общества. о.

В этой связи в качестве исходной принимается концепция Р. Инглхарта, который считает, что эволюция ценностных установок взаимосвязана с экономическими и политическими изменениями в обществе. Изменения в базовых ценностях связаны с процессами смены поколений.

1 Подольская Е. А. Ценностные ориентации и проблемы активности личности. — Харьков, 1991. — С. 72.

2Посттоталитарное общество на рубеже веков. Динамика изменений социальной структуры и ценностных ориентаций. — М., 1992. — С. 22.

3 Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности в изменяющемся обществе // Полис. — 1997. — № 4.

Процессы, происходящие в России, можно рассматривать как своеобразный вариант процессов модернизации, в ходе которых объективно должны были бы увеличиваться экономические возможности общества (посредством нового этапа индустриализации «постиндустриализации») и политические возможности (посредством бюрократизации). Модернизационные тенденции, тесно связанные с изменениями в других сферах, образуют целостные паттерны, которые и подлежат исследованию, предполагающему:

— изучение социально-экономических и культурных источников ценностей;

— выявление механизма межгенерационных изменений ценностей.

В данном контексте интернализация социальных ролей предстает как сложный выбор между ориентацией на традиционные и модернизационные ценности.

Однако, поскольку модернизация в России принимает превращенные формы, эти направления исследований необходимо должны быть дополнены анализом деструктивных тенденций в ценностных ориентациях населения, в нашем случае — молодежи.

Вторая методологическая установка связана с анализом базовой структуры личности молодого человека и ее изменений в процессе взросления. Мы исходим из того, что ценностные приоритеты молодого человека меняются исключительно быстро и их динамика может быть описана на основе «Я-концепции» и теории социализации. «Я-концепция» понимается как относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и обращается к себе.

Становление Я происходит в процессе социализации, в ходе которой индивид осваивает социальные роли, которые вследствие интериоризации начинают определять поведение человека. Интериоризация связана с процессом формирования ценностей и ценностных установок.

Научная новизна исследования.

Диссертационная работа представляет собой первую в отечественной социологии попытку анализа проблемы регулирования интернализации социальных ролей учащейся и студенческой молодежью. В ней, в частности: обосновано концептуальное представление о содержании социально-ролевых требований, которое общество должно предъявить к молодежи в современных кризисных условиях. В основе этого понимания лежит идея баланса трех вызовов, то есть норм, сочетающие в себе: специфику культурно-исторической традиции Россииособенности современного этапа развития обществаперспективные цели социального развития;

— разработана идея траектории интернализации социальных ролей как принцип исследования специфики их восприятия молодежью и доказано, что определяющими факторами этого процесса являются степень интеграции системы образования в социум, предписанные статусы личности и диспозиция личности;

— определены основные компоненты технологий регулирования интернализации социальных ролей учащейся и студенческой молодежив том числе: правила диагностических процедур и социальной экспертизы, наиболее эффективные методы регулирования.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем рекомендации по регулированию интернализации социальных ролей учащейся молодежью могут быть использованы в учебных заведениях, в деятельности учреждений, осуществляющих государственную молодежную политику.

Методика и программа социологического исследования могут применяться в ходе социальной диагностики состояния молодежного сознания.

Положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в ВУЗах Российской Федерации при чтении общих и специальных курсов по социологии, педагогике, социальной работе, социологии образования и социологии молодежи.

Апробация работы осуществлена в Волжском колледже экономики и менеджмента в процессе организации учебно-воспитательной деятельности. В частности:

— теоретические и практические выводы исследования послужили основой разработки концепции воспитательной работы в колледжерезультаты социологического исследования неоднократно обсуждались на психолого-педагогическом семинаре преподавателей колледжа;

На основе исследования подготовлены рекомендации для Министерства образования Российской Федерации по совершенствованию воспитательной деятельности в средне специальных учебных заведениях.

Апробация результатов исследования осуществлялась также в виде публикаций и выступлений на конференциях. В том числе: «Молодежь и общество на рубеже веков» (Москва, 1998 год) — «Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века?» (Санкт-Петербург, 1998 год).

в) выводы, следующие из этой оценки1.

Следовательно, решающим условием и предпосылкой для включение в действие механизма социального контроля являются процедуры социальной диагностики и социальной экспертизы.

Под социальной диагностикой в данном случае мы понимаем изучение социальных мотивов и причин, определяющих отношение молодых людей к предлагаемым им обществом социальных ролей, поиск социальных детерминант интернализации ролевых требований2.

Особая роль социальной диагностики для регулирования процесса интернализации социальных ролей учащимися и студентами обусловлена двумя главными причинами.

1 Там же. — С. 82.

2 О содержании социальной диагностики см.: Энциклопедический социологический словарь. -С. 176.

Первая связана с тем, что в настоящее время непосредственно осуществляют это регулирование главным образом учителя и преподаватели. Эффективность их работы прямо связана с наличием адекватного представления о состоянии объекта регуляции, прежде всего, о его интересах и ценностях.

Однако, как в свое время было установлено белгородскими социологами, эти представления далеко не всегда являются адекватными1. Проведенное нами исследование в целом подтвердило этот вывод. Это связано, в частности, с несовпадением мнений школьников и студентов, с одной стороны, и учителей и преподавателей, с другой о жизненных проблемах и жизненных целях молодежи. Иерархия молодежных проблем и целей в понимании молодых респондентов представлена в таблицах.

Заключение

.

Исследования различных аспектов проблемы социально-ролевых функций современной молодежи подтверждают исключительную значимость данной проблемы как для самих молодых людей, так и для общества в целом. Во-первых, потому что без усвоения социальных ролей молодежь не способна к эффективной самоидентификации в социуме, к реализации присущего ей свойства субъектности. Во-вторых, в силу того, что, отказываясь от освоения социальных ролей, молодежь окончательно подрывает стабильность российского социума, лишая его возможности преодолеть системный кризис и возродиться в будущем.

Но, ожидая от молодежи интернализации социально-ролевых требований, общество и государство сами должны, в первую очередь, определиться в отношении содержания последних. Размытость норм и эталонов поведения не только рождает неопределенность и хаос в сознании молодых людей, но и вызывает кризис социального доверия.

Именно поэтому необходимо найти некоторые конвенциональные рамки для определения иерархии социальных ролей. Она должна строиться с учетом приоритета динамичных характеристик, связанных с перспективой, с будущим социальным статусом современных молодых людей. Следует признать исторически ограниченной и неверной практику, когда роли молодежи все трактуются в ситуативном плане, рассматриваются как следование поведенческим нормам более или менее оптимально обеспечивающим адаптацию в условиях кризисного развития социума.

Отражением данной тенденции является разработка проблемы социально-ролевых функций молодежи на основе концепции воспитания жизнеспособной личности. Она включает в себя следующие главные ролевые требования: умение быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, ориентироваться в экономической и социальнополитической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценностиобладание высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску новогопотребность в жизненном успехе и способность к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию интеллекта и профессиональных качествзаконопослушность, социальная ответственность, наличие разумных индивидуалистических установок, национальное самосознание российского гражданина, патриотизм. Системообразующей категорией в данном случае выступает понятие личного успеха.

Негативной чертой этой идеи является сужение нормативных требований, а также отмеченная переориентация с перспективного на актуальный подход, в сущности консервирующий сложившуюся сегодня далеко не благоприятную ситуацию.

Особенностью современного этапа развития является плюрализм ролевых требований, соответствующих основным типам идеологий в России. Вместе с тем социальные роли молодежи не могут быть определены на основе какого-либо одного мировоззрения. Это означало бы возведение требований и предписаний одной или нескольких социальных групп в ранг всеобщих.

Настоятельной необходимостью является разработка и формулировка социальных ролей с учетом национально-государственных интересов. В основе ее может лежать принцип баланса социальных вызовов. Требования социума к молодежи, воплощающиеся в представления о ее социально-ролевых функциях, в этом случае следует рассматривать как нормы, сочетающие в себе: специфику культурно-исторической традиции Россииособенности современного этапа развития обществаперспективные цели социального развития.

На основе гармонизации традиций прошлого, особенностей настоящего и ожиданий будущего представляется возможным предложить следующую структуру социальных ролей молодежи: сочетание в повседневной жизнедеятельности духовного и материального началследование принципу социальной справедливостислужение государственным интересам, патриотизмбыстрая адаптация к изменяющимся условиям жизнивысокая социальная активность и предприимчивостьориентация на личный жизненный успех в сочетании с успехом социумазаконопослушностьгуманистический образ действийследование в общественной жизни демократическим принципам.

При этом категория личного успеха вполне может быть использована как основание для достижения баланса. Однако это может быть лишь успех, достигнутый: без ущерба духовным качествам личности и духовному развитию общества в целомна основе гармонизации социальных отношений, исключающей любые виды дискриминации, социальной несправедливости, гуманизации общественной жизнипри условии сохранения любви к России, веры в ее успех и величие, заботы о единстве и будущем Отечествас опорой на историческую традицию, вне которой социальная самоидентификация молодежи не может быть осуществлена в полной мере.

Социальные роли молодежи должны быть интернализованы, то есть получить индивидуальное (личное) определение, оценку, служащие основой для определенного отношения к социальной позиции, формирующей соответствующую социальную роль. Характер интернализации сегодня различен в отдельных статусных группах молодежи и зависит, прежде всего, от степени адаптации молодых людей в наличные социальные отношения и взаимосвязи.

Основными детерминантами процесса интернализации социально-ролевых требований выступают: влияние средыформирующая роль социальных статусовдиспозиция личности. Их соотношение и взаимовлияние представляют собой своеобразную траекторию интернализации социально-ролевых функций. Эта траектория принимает специфический вид не только для каждой молодежной статусной группы, для каждой сферы самореализации молодежи, но выявленные детерминанты оказывают различное воздействие и на восприятие конкретных групп ролевых функций.

Особенности траектории интернализации учащейся и студенческой молодежью своих социальных ролей определяются: структурой системы образования, ее проблемами, но — главное — степенью и характером интеграции в современные социально-экономические отношения, ибо в конечном счете эта система выполняет преимущественно ретранслирующую функцию, доводя до объекта требования, предъявляемые к нему обществом и контролируя их выполнение.

Современной системе образования в России присуща высокая, в некоторых случаях чрезмерная, степень адаптивности к условиям переходного общества. Следствием этого является прямая зависимость траектории интернализации учащейся и студенческой молодежью актуальных социальных ролей от уровня адаптации к условиям данной системы. Напротив, траектория интернализации традиционных социальных ролей находится в обратном отношении или не зависит от степени адаптации молодых людей к системе образования.

Характер системы образования оказывает противоречивое воздействие на траекторию интернализации перспективных ценностей. В рамках ее действуют как факторы, стимулируюшие их усвоение, так и препятствующие этому процессу, поскольку, с одной стороны, система образования все более характеризуется жесткостью отношений, связанных с развитием практики платных образовательных услуг, что не способствует демократизации и гуманизации отношений. С другой стороны, во всех образовательных учреждениях предпринимаются шаги по гуманитаризации обучения и воспитания.

Существует несомненная корреляция между предписанными социальными статусами и диспозициями личности, и в конечном итоге именно через диспозиции личности статусы влияют на степень интернализации актуальных социально-ролевых функций. В данном случае социальный статус и личностная диспозиция выступают как две точки, определяющие траекторию усвоения социально-ролевых функций.

Актуальные социально-ролевые требования наиболее активно усваивают учащиеся и студенты — девушки, представители старшей возрастной группы и выходцы из городских семей. Девушки, а также выходцы из сельской местности в меньшей степени, чем представители других групп, интернализуют и традиционные ценности.

Исследование выявило отсутствие резко выявленных различий в степени интернализации перспективных ролевых функций учащимися и студентами в зависимости от предписанных социальных статусов.

Итак, поскольку траектория интернализации социальных ролей учащейся молодежью в большинстве случаев имеет далеко не оптимальный вид, очевидна необходимость применения современных технологий управления данным процессом. К их числу принадлежит технология социальной регуляции.

В основе ее лежит определение общих принципов данной деятельности. К ним относятся: приоритет задачи возрождения России, в решение которой должны внести вклад нынешние школьники и студентысамоценность личности молодого человекагуманистическая направленность любых социально-преобразующих действий, поскольку именно гуманизм составляет глубокую основу человеческой жизни, основную компоненту демократических прав и свобод личности.

Регулирование, несомненно, требует институционализации социально-ролевых требований, предполагающей установление норм и эталонов поведения, формирование ценностей и идеалов, к которым следует стремиться, их иерархизация. На основе методики матрицы целей можно выделить нормы, интернализация которых объективно обусловлена: сочетание в повседневной жизнедеятельности духовного и материального началследование принципу социальной справедливостислужение государственным интересам, патриотизмбыстрая адаптация к изменяющимся условиям жизнивысокая социальная активность и предприимчивостьориентация на личный жизненный успех в сочетании с успехом социумазаконопослушностьгуманистический образ действийследование в общественной жизни демократическим принципам.

Объективное содержание их обусловлено традициями развития отечественной культуры и цивилизациисовременным состоянием общества, которое характеризуется системным кризисом и предполагает поиск выхода из него через формирование социально-активной и гуманистически ориентированной личностисоциально-исторической перспективой, обретение которой возможно лишь на основе возрождения России как великой державы.

На основе данной методики устанавливается, что наиболее перспективной в современных российских условиях базисной установкой для определения субъективных целей является интересы сохранения и возрождения России. Следовательно, главной целью регулирования процесса интернализации социально-ролевых функций учащейся и студенческой молодежью является содействие формированию гуманистического образа жизни и образа действий, ибо понятие гуманизма наиболее полно охватывает всю совокупность нормативно-идеальных личностных характеристик. В то же время ключевой целью, требующей незамедлительного и скорейшего решения становится реализация нормативного требования законопослушности.

Эффективная технология социальной регуляции должна основываться на осуществлении социальной диагностики процесса интернализации. Стремление избежать типичных диагностических ошибок требует построить эту диагностику на основе системы алгоритмов, вытекающих из идеи траектории интернализации. В этой связи объектами диагностических процедур выступают: содержание социально-ролевых функций (те требования, которые предъявляет социум к молодежи) — среда, в которой интернализуются социальные роли, прежде всего, состояние системы образования и динамика ее развитияспецифика социальных статусов учащихся и студентов, оказывающих воздействие на восприятие социально-ролевых требованийдиспозиции личностей учащихся и студентов, непосредственно влияющих на характер и глубину усвоения социально-ролевых требований.

Продолжением и развитием социальной диагностики выступает социальная экспертиза процесса интернализации, организованная по модели «Мониторинг». Для процесса социального регулирования решающее значение имеют следующие функции экспертизы: диагностическая — освидетельствование молодежного сознания, установление степени интернализации социальных ролейинформационно-контрольную — исследование информации о восприятии молодежью социально-ролевых функцийпрогностическая — выявление тенденций, определяющих отношение молодежи к социально-ролевым требованиям в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективепроектировочная — выработка рекомендаций для принятия управленческих решений.

Регулирование интернализации социальных ролей учащимися и студентами предполагает применение разнообразных методов регуляции. Степень их эффективности степень определяется спецификой объектаналичной ситуациейготовностью и способностью субъекта регуляции использовать возможности данной формы. Исследование дает основание считать наиболее оптимальными нормативную, коммуникативную, ценностную и социально-экономическую.

Проведенный в диссертационной работе анализ позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес органов государственной власти и местного самоуправления, а также учреждений образования.

1. На федеральном и региональном уровнях в настоящее время иметь единую концепцию социализации и воспитания молодежи, которая определяет основные приоритеты этой деятельности. Продолжением и конкретизацией данной концепции должны служить концептуальные программы воспитательной деятельности во всех учебных заведениях. За основу данной концепции может быть взята концепция воспитания жизнеспособных поколений. Однако ее следует скорректировать с учетом социокультурной традиции России и исторической перспективы развития общества.

2. На базе Института молодежи целесообразно провести научно-практическую конференцию, посвященную проблеме социального статуса и социальных ролей молодежи в современной России.

3. В настоящее время в школах, ССУЗах и ВУЗах России целесообразно организовать проведение мониторинга «Ценностные ориентации учащейся и студенческой молодежи». Заказчиком мониторинга может выступить Министерство образования.

4. Во всех учебных заведениях необходимо дальнейшее развитие психо лого-педагогических служб, функциями которых являются: диагностика воспитательного процесса, анализ всех компонентов воспитательного пространстваразработка рекомендаций, направленных на совершенствование социальной регуляции воспитательного пространстваработа по повышению квалификации воспитателейинформационное обеспечение воспитательного процессапрогнозирование и проектирование воспитательного процессаотслеживание результатов воспитательного воздействия и коррекция воспитательного процесса.

Следует восстановить систему подготовки и переподготовки кадров работников средних специальных учебных заведений, в задачи которых входит управление воспитательной деятельностью. Целесообразно.

118 дальнейшее развитие практики введения должностей специалистов по работе со студентами в ВУЗах и ССУЗах России.

Дальнейшая разработка проблемы настоящего диссертационного исследования может быть осуществлена по следующим направлениям:

— исследование специфики ценностных ориентаций учащейся и студенческой молодежи;

— дальнейший анализ проблемы взаимосвязи социального статуса и диспозиции личности;

— теоретические разработки содержания социальных ролей в условиях трансформационного общества;

— изучение специфики применения технологий социального регулирования в сфере молодежного сознания;

— исследование возможностей социального проектирования и социального моделирования воспитательного пространства учебных заведений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1996. — 63 с.
  2. Об образовании". Федеральный Закон Российской Федерации.1. СТАТИСТИЧЕСКИЕ СБОРНИКИ
  3. Преступность несовершеннолетних в России (1991 1995): Стат. сборник / МВД РФ. Глав. инф. центр: Главное управление обеспечения общественного порядка. — М.: МВД РФ, 1996.
  4. Россия и страны мира: статистический сборник. М.: Государственный комитет по статистике, 1996. — 470 с.
  5. Социально-экономическое положение Белгородской области в 1998 году. Белгород: Белгородский комитет областной статистики, 1999. -208 с.
  6. Социально-экономическое положение России. Январь-июнь 1997 г. М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 1997.
  7. Среднее профессиональное образование в Российской Федерации в 1997 году (статистические данные). М.: НМЦ СПО Министерство образования России, 1998. — 121 с. 1. МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ
  8. В.П. Специфика ценностных ориентаций молодежи российского региона // Молодежь и общество на рубеже веков. Секция «Становление нового поколения: проблемы обучения и воспитания». М.: НИЦ при Институте молодежи, 1998. — С. 29 — 32.
  9. П.И. Демократия и правовая культура молодежи // Молодежь и общество на рубеже веков. Секция «Становление новогопоколения: проблемы обучения и воспитания». М.: НИЦ при Институте молодежи, 1998. — С. 73 — 76.
  10. А.И. Российская молодежь как субъект антигуманизма // Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века. СПб.: СПГУТД, 1998.-С. 91−93.
  11. H.A. К вопросу о русских ценностях // Пути России: ценности и святыни. СПб.: Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 1995. — С. 41 — 46.
  12. JI.A., Лисовский В. Т., Пуляев В. Т. Образование на пороге XXI века // // Человек и общество: тенденции социальных изменений. -СПб.: Минск: Ростов-на-Дону: Белорусская государственная политехническая академия, 1997. С. 6 — 16.
  13. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997. — № 10. — С. 56 — 69.
  14. В.В. Самоидентификация в молодежной среде // Молодежь и общество на рубеже веков. Секция: «Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики». М.: НИЦ при Институте молодежи, 1998. — Часть 1. — С. 13 — 14.
  15. Высокопреосвященнейший Иоанн митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб.: Изд-во Л. С. Яковлевой, 1994. — 352 с.
  16. С. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. М.: Без изд-ва, 1997. — 188 с.
  17. Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Вып. 1998 г. -М.: Республика, 1998. 671 с.
  18. Государственная идеология и общенациональная идея // Реалисты. -1997. № 32. — С. 28 — 51, 143 — 150.
  19. Государственная молодежная политика в Белгородской области. -Белгород: Центр социальных технологий, 1998. 150 с.
  20. И.А., Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. Молодежь в обществе // Человек и общество. Социальные проблемы молодежи. Ученые записки ЛГУ. Л.: Изд-во Ленинградского госуниверситета, 1969.
  21. B.C., Киселев А. И. Гуманизация инженерного образования // Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века. СПб.: СПГУТД, 1998. С. 281 — 282.
  22. А. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. — 310.
  23. Н.С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления. Белгород: Центр социальных технологий, 1996. — 272 с.
  24. Н.С., Курганский С. И. Личностные структуры. Материалы к лекционному курсу «Социальная технология». Белгород: Центр социальных технологий, 1997. — 111 с.
  25. Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. -СПб.: Изд-во «Глагол" — изд-во С.-Петербургского университета, 1995. -552 с.
  26. А.К. Русский национализм: бремя политического выбора // Человек и общество: тенденции социальных изменений. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. — Вып. 3. — С. 98 — 100.
  27. Е.В. Окружающая среда как фактор саморефлексии молодого поколения // Молодежь и общество на рубеже веков. Тезисы и материалы конференции. М.: НИЦ Института молодежи, 1998. — Ч. 2. -С. 42−44.
  28. Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. М.: Белгород: Центр социальных технологий, 1993. — С. 343.
  29. С.П. Алгоритм гуманитарного образования // Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века. СПб.: СПГУТД, 1998.-С. 283−285
  30. В.В. Образование в контексте социокультурной ситуации в современной России // Молодежь и общество на рубеже веков. Секция «Становление нового поколения: проблемы обучения и воспитания». М.: НИЦ при Институте молодежи, 1998.-С.4−5.
  31. Златоструй. Древняя Русь X XIII веков. / Сост., авторский текст, коммент. А. Г. Кузьмина, А. Ю. Карпова. — М.: Молодая гвардия, 1990.- 302 с.
  32. А.Ю., И.А.Ильин о принципах воспитания России // Человек и общество: тенденции социальных изменений. СПб.: Минск: Ростов-на-Дону: Белорусская государственная политехническая академия, 1997. — С. 137- 139.
  33. И.М. Основы общей концепции воспитания жизнеспособных поколений // Приемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции.- СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. Вып. 1. — С. 24 — 29.
  34. М.С. Проблема поколения в истории культуры // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международнойнаучно-практической конференции. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. — Вып. 1. — С. 10−14.
  35. В.А. Молодежь в системе временных координат // Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века. СПб.: СПГУТД, 1998. — С. 130−131.
  36. В.В. Политическая социализация молодежи в условиях российских реформ // СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. Вып. 3.-С. 169−171.
  37. В.И. Гуманитарное образование в техническом вузе // -СПб.: СПГУТД, 1998. С. 295 — 297.
  38. А.И. Молодежь России: выбор сделан // Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века. СПб.: СПГУТД, 1998. — С. 131−134.
  39. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996. — 127 С.
  40. А.И. Социальные траектории современной российской молодежи //
  41. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.- 175.
  42. Молодежь и общество на рубеже веков. Секция: «Будущее России и молодежь: к новой концепции молодежной политики». М.: НИЦ при Институте молодежи, 1998.
  43. A.A. Молодежь, образование и стратегия развития России // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 1. — С. 247 — 249.
  44. A.A. Образование как категория гражданского долга // Молодежь и общество на рубеже веков. Секция «Становление нового поколения: проблемы обучения и воспитания». М.: НИЦ при Институте молодежи, 1998.-С. 19−21.
  45. О.Н. Воспитание: что делать? // Молодежь и общество на рубеже веков. Секция «Становление нового поколения: проблемы обучения и воспитания». М.: НИЦ при Институте молодежи, 1998. — С. 13−18.
  46. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. профессор В. И. Шкатулла. М.: Юристъ, 1998. — 558 с.
  47. А.Г. Истоки русского национального характера // Вестник Московского университета. Серия «История». 1993. — № 5. — С. 13 — 22.
  48. Т.Н. Доминирующие ценности и предпочтения современной семьи // Молодежь и общество на рубеже веков. Секция «Становление нового поколения: проблемы обучения и воспитания». М.: НИЦ при Институте молодежи, 1998. — С. 84 — 87.
  49. H.A. Характер русского народа. Книга первая. Репринтное издание: Посев, 1957. — 62 с.
  50. В.А. Социальное проектирование. М.: Институт социальной работы, Ассоциация работников социальных служб, 1997. — 192 с.
  51. Молодежные группировки по месту жительства. М.: Академия МВД РФ, Институт молодежи, 1993. — 96 с.
  52. В.Т. Эскиз к портрету: Жизненные планы молодежи (По материалам социологических исследований). М: 1962.
  53. П.Н., Скорик А. П. Поведенческая типология студенческой группы // Социологические исследования. 1995. — № 7. — С. 109 — 115.
  54. Ф.И. О перспективах духовной жизни молодых россиян // Молодежь и общество на рубеже веков. Секция «Становление нового поколения: проблемы обучения и воспитания». М.: НИЦ при Институте молодежи, 1998. — С. 9 — 12.
  55. Е.Ю. Идеологические ориентации молодежных организаций // СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. -Вып. 3.-С. 171−172.
  56. Молодежь 97: надежды и разочарования. М.: НИЦ при Институте молодежи, 1997. — 339 с.
  57. Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений. М.: Без изд-ва, 1995. — 256 с.
  58. Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М.: Молодая гвардия, 1993. — 224 с.
  59. И.Э. Концептуальные основы воспитания студенческой молодежи в современных условиях. Белгород, 1997. — С.
  60. Негативные явления в молодежной среде и их предупреждение. -Белгород: Отдел по делам молодежи администрации Белгородской области, 1994.-38 с.
  61. Образование взрослых: опыт развития стран Запада. Сборник материалов. М.: ИНИОН РАН, 1994. — 117 с.
  62. С.П. Типы морального сознания молодежи // Социологические исследования. 1997. — № 10. — С. 69 — 78.
  63. O.A. Русская цивилизация. М.: 1995.
  64. Положение молодежи Белгородской области: 1996 1997 годы. Доклад главе администрации Белгородской области. — Белгород: Отдел по делам молодежи администрации Белгородской области, 1998. — 106 с.
  65. Положение молодежи в Российской Федерации: 1995 год. Доклад Государственного комитета по делам молодежи Правительству Российской Федерации. М.: Государственный комитет по делам молодежи, 1996. — 158 с.
  66. Ю.Л. Политический плюрализм в условиях гражданского общества // Человек и общество: тенденции социальных изменений. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. Вып. 3. — С. 94 -96
  67. Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М.: Институт молодежи, Академия гуманитарных наук, 1995. — 169 с.
  68. В.Е. Ответственность высшей школы перед поколением XXI века // Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века? // СПб.: Изд. СПГУТД, 1998. С. 10 — 12.
  69. В.Е., Пуляев В. Т., Манько Ю. В., Слуцкий Е. Г. Какова же молодежь современной России: потерянное поколение или надежда XXI века? // СПб.: Изд. СПГУТД, 1998. С. 6 — 9.
  70. В.Н. Русская идея ответ на вызов эпохи // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. — Вып. 1. — С. 18 — 24.
  71. Саратовская государственная экономическая академия. Концепция воспитательной работы: формирование и становление личности студента и преподавателя // Молодежная политика. 1997. — № 138 — 140. — С. 20 — 28.
  72. B.C. О духовной власти в России // Соловьев B.C. Соч. в двух томах. М.: Правда, 1989. — С. 43 — 58.
  73. Социальные и психологические факторы правонарушений в молодежной среде. Белгород: Отдел по делам молодежи администрации Белгородской области, 1996. — 62 с.
  74. Социология молодежи. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. — 460 с.
  75. Социология молодежи. М.: НИИ Комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета. Институт молодежи (г.Москва). Комитет по делам молодежи РФ, 1995. -Кн. 1.-185 С.
  76. С.А. Акмеология: абилитация молодежи путь к возрождению России // Человек и общество: тенденции социальныхизменений. СПб.: Минск: Ростов-на-Дону: Белорусская государственная политехническая академия, 1997. -С. 27 — 29.
  77. Ценностные ориентации белорусской молодежи на рубеже XXI века. Могилев: Без из-ва, 1998. — 240 с.
  78. Ф.Р. Социология образования // Социологические исследования. 1994. — № 8. — С. 62 — 70.
  79. В.Ф. Проблемы патриотического воспитания личности в современных условиях // Проблемы развития личности в современном российском обществе. М.: Институт молодежи, 1996. — С. 101−107.
  80. В. Философия патриотизма // Молодая гвардия. 1967. — № 10.-С. 106- 120.
  81. Т.В. и др. Социальная напряженность и конфликтность в молодежном социуме. Реалии и перспективы. Теоретико-эмпирическое обоснование. Уфа: ДП Нур-Полиграфиздат, 1996. — 151 с.
  82. Н.В. Быть или не быть образованным // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. — Вып. 1. — С. 306 — 307.
  83. В.И., Черныш М. Ф. Мотивационная сфера сознания молодежи: состояние и тенденции развития. М.: Институт молодежи, 1993.-98 с.
  84. Ф.Э., Харчев В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997. — 304 с.
  85. А.И. Коллизии ценностного сознания российской молодежи в постперестроечный период // Ценностный мир современноймолодежи: на пути к мировой интеграции. М.: Социум, 1994. — С. 51 -59.
  86. В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. -М.: Московский рабочий, 1987. 239 с.
  87. Энциклопедический социологический словарь / Общая ред академика РАН Осипова Г. В. М.: РАН, Институт социально-политических исследований, 1995. — 939 с.
  88. А.И. Основные задачи воспитания молодежи в условиях современной России // Молодежь и социум: проблемы адаптации. Тула, 1996.
  89. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ
  90. Т.П. Управление воспитательным пространством среднего специального учебного заведения. Автореферат диссертации. кандидата социологических наук. Белгород: Белгородский Государственный университет, 1997. — 19 с.
  91. В.Н. Духовное в профессиональной подготовке военных кадров. Автореферат диссертации. соискание ученой степени доктора философских наук. Ставрополь: Ставропольское высшее авиационно-инженерное училище, 1997. — 52 с.
  92. E.H. Социальная диагностика девиантного поведения. Автореферат диссертации. кандидата социологических наук. -Белгород: Белгородский Государственный университет, 1997. 18 с.
  93. В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореферат диссертации. доктора философских наук. Москва: Военный университет МО РФ, 1998.-48 с.
  94. Ю.Т. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ).129
  95. Автореферат диссертации. кандидата философских наук. М., 1994. -18 с.
  96. Черкасова Т. В, Социальные конфликты в молодежной среде. Автореферат диссертации. кандидата социологических наук. Уфа: Башкирский государственный университет, 1997. — 29 с.
  97. И. Л. Управление социокультурными условиями региональной молодежной политики. Автореферат диссертации. кандидата социологических наук. Белгород: Белгородский Государственный университет, 1997. — 20 с.
Заполнить форму текущей работой