1. Разрешение экономических споров
Существуют различные способы разрешения экономических споров, и они различаются в зависимости от формы защиты прав и охраняемых законом интересов: разрешение экономических споров путем рассмотрения дел арбитражными судами (судебная форма защиты) и альтернативное разрешение споров (внесудебная форма защиты).
Говоря об эффективности системы арбитражных судов необходимо отметить этапы становления и причины их создания в России, начиная с 90-х гг. прошлого столетия. До 1991 г. хозяйственные споры разрешались государственными и ведомственными арбитражами. «Государственный арбитраж, с одной стороны, являлся органом государственного управления, наделенным для этого рядом полномочий в сфере хозяйственных отношений (включая право принятия нормативных актов), и, с другой стороны, разрешал возникающие в данной сфере споры между предприятиями. Одновременно действовала система ведомственных арбитражей, обеспечивающая разрешение хозяйственных споров между предприятиями в рамках одного министерства и ведомства.
В Конституции РФ было окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов судебной власти. В 1995 г. были приняты Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ», являющийся правовой основой действующей системы арбитражного судоустройства, и АПК, который действовал до 2002 г. В 2002 г. был принят новый АПК, усовершенствованный и более подробно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных судах. Новый АПК учитывает международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия. Именно такое динамическое развитие законодательства в этой сфере позитивно сказывается на разрешении экономических споров.
Целью законодателя было обеспечить наиболее эффективную защиту прав лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. И сейчас можно говорить о том, что судебно-арбитражная система состоялась и заняла свое место в общей судебной системе России, построенной на принципах функционального, а не линейного единства.
Целью законодателя было обеспечить наиболее эффективную защиту прав лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. И сейчас можно говорить о том, что судебно-арбитражная система состоялась и заняла свое место в общей судебной системе России, построенной на принципах функционального, а не линейного единства. Такова тенденция развития арбитражного законодательства:
1) расширена сфера дел, подведомственных арбитражным судам. Законодатель стал ориентироваться не только на субъектный состав участников, но и на содержание спорных правоотношений, сосредоточив в экономическом суде дела, вытекающие из предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) стремление к специализации в рамках судебной системы, поскольку сложность и специализированность современного гражданского оборота увеличивается, поэтому представителям различных юридических профессий, включая судей, становится сложно ориентироваться во всем многообразии законодательства. Хотя в отношении судей арбитражных судов действует презумпция знания права при исполнении ими профессиональных обязанностей, однако фактически среди них складывается специализация в рамках судебных коллегий и судебных составов;
3) в ст. 154 АПК РФ установлен более короткий срок рассмотрения дела и принятия решения арбитражным судом первой инстанции;
4) поиск упрощенных форм разрешения подведомственных судам дел, не снижая в целом уровень юридических гарантий. Так, в АПК 2002 г. судебные процедуры дифференцированы на несколько отдельных видов производств, позволяющих учесть особенности той либо иной категории дел, подведомственных арбитражным судам. Например, выделены отдельно производство из административных и иных публичных правоотношений, специальные правила предусмотрены для рассмотрения заявлений об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение их решений, о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражей и т. д.