Актуальность темы
исследования определена, во-первых, значимостью регионального промышленного комплекса (РПК) Республики Северная Осетия-Алания в структуре экономики названного субъекта федерации РФ. Предприятия РПК производят разнообразную продукцию, в том числе: вольфрамовый ангидрид с использованием современных технологий для обеспечения выпуска вольфрамовой продукции и сплавов на её основесвинец и цинкстекольную продукциюгазовые плиты и бытовые электрические плитынастенные двух-контурные отопительные котлытеплоизоляционный материал на основе сверхтонкого базальтового волокнанизковольтную электротехнической аппаратурустержневые магниты нового поколениясовременные резисторымикроканальные пластины для приборов ночного виденияполимерные и экспортноориен-тированные полиэтилентерефтолатные пленкиплоский специальный кабельтрубы полимерныеуличные часы усовершенствованной конструкциисовременную мебельосуществляют ремонт вагонов для Российских железных дорог И т.д.
По некоторым видам продукции и работ предприятия РПК Северной Осетии являются единственными производителями в России (производство базальтового волокна, выпуск приборов ночного видения, стержневых магнитов, ремонт железнодорожных вагонов и т. д.). Производство цветных и твердосплавных металлов, отопительных приборов является крупнейшим в Южном федеральном округе.
Промышленность является крупнейшей отраслью экономики РСО-А, а удельный вес промышленной продукции в валовом региональном продукте РСО-А в 2006 г. составил 42,7%. В тоже время, несмотря на среднегодовой рост промышленного производства 139,4% за период 1998;2006 гг. по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по видам экономической деятельности РПК республики занимает следующие места в РФ: по полезным ископаемым — 70- по обрабатывающим производствам — 65- по производству и распределению электроэнергии, газа и воды — 73. Доля производства республики в ЮФО составляет по полезным ископаемым — 0,5%- по обрабатывающим производствам — 2,3%- по производству и распределению электроэнергии, газа и воды — 2,1%.
Во-вторых, — ключевой ролью региональной промышленной политики в обеспечении стабильного развития РПК. Принципами региональной промышленной политики являются: стратегическая направленностьобоснованные и четко сформулированные цели развития РПКориентация на конкретный результат, имеющий количественную оценкуобеспечение позитивных логически взаимосвязанных измененийпредставление логики решаемых задач в определенной документальной форме (программы, проекты, стратегии, концепции и т. д.- многоканальное финансированиеналичие определенного центра, обеспечивающего единство руководства и управленияразвитие специализированных организационных структур, имеющих обособленную функциональность действий и инфраструктурное предназначение.
Основные направления региональной промышленной политики обусловлены необходимостью дальнейшего повышения конкурентоспособности РПК и предполагают: 1) консолидацию ресурсов и наращивание производственного потенциала на приоритетных направлениях развития промышленности- 2) фор-мирование регионального рынка технологий и инновационной продукции- 3) развитие инфраструктуры промышленности- 4) стимулирование адаптации предприятий к условиям перехода на инновационный тип развития- 5) повышение конструктивной роли системы управления в организации высококонкурентной деятельности- 6) достижение синергического эффекта от использования совокупности управленческих инструментов промышленной политики.
В-третьих, — важностью программно-целевых методов как эффективных инструментов реализации региональной промышленной политики. В РФ промышленная политика носит многоступенчатый характер и отражает несколько уровней принятия управленческих решений: 1) государственный уровень, осуществляемый законодательными и исполнительными органами РФ- 2) окружной уровень связан с Южным Федеральным Округом- 3) уровень республики, осуществляемый ее соответствующими законодательными и исполнительными органами- 4) муниципальный уровень (районы республики) — 5) уровень предприятий и организаций. Соответственно основной инструментарий программно-целевых методов промышленной политики РСО-А также тесно встроен в вертикаль системы принятия целевых управленческих решений РФ. На федеральном уровне определяются рамочные направления промышленной политики РФ на основе: Послания Президента РФ Федеральному Собраниюпрограмм социально-экономического развития РФСтратегии развития РФ до 2020 годаотраслевых стратегий и программпрогнозов социально-экономического развития РФфедеральных целевых программприоритетных национальных проектов и конкурсов (тендеров) — бюджета страны.
На мезоуровне осуществляются программно-целевые методы развития промышленности, в которых принимает участие РПК РСО-А: Федеральная целевая программа «Юг России" — решения по развитию промышленности в субъектах ЮФО. По ФЦП «Юг России» в 2006 г. на объекты республики было направлено 246 млн. рублей.
На уровне региона и муниципальных образований программно-целевые методы развития промышленного комплекса принимают форму: Послания Главы администрации РСО-А парламентуПрограммы социально-экономического развитияСтратегии развития республики до 2030 годарегиональных целевых программбюджета региона.
В республике осуществляется адресная инвестиционная программа, по объектам которой в 2006 году было освоено 1602,9 млн. рублей. Вместе с тем требуется разработка специальной программы промышленного развития республики.
В-четвертых, — необходимостью дальнейшего расширения использования программно-целевых методов в РСО-А на основе их интегрирующих функций, мониторинга, совершенствования механизма осуществления комплексных программ развития промышленности. Развитие интегрирующих функций программно-целевого метода в промышленном комплексе должно быть направлено на комплексное применение инструментария управления промышленностью и придания промышленной политике объединяющего свойства, обеспечивающего устойчивое развитие всей экономике.
Мониторинг необходим как организованная деятельность по регулярному наблюдению и диагностике процессов динамики промышленности в регионе, что позволяет оценить качество промышленной политики на основе программно-целевых методов. В этой связи должна быть разработана система показателей оценки применения программно-целевых методов промышленной политики региона, содержащая соответствующие группы показателей. Мониторинг и система оценок позволяют охарактеризовать качество и количественную динамику проводимой промышленной политики в регионе. Совершенствование механизма осуществления комплексных программ развития промышленности направлено на повышение эффективности программно-целевых методов промышленной политики республики.
Степень изученности проблемы. При разработке темы исследования, диссертант опирался, во-первых, на труды в области исследования проблем управления и индустриального развития национальных экономик. Эти вопросы всесторонне рассматривали такие зарубежные и отечественные ученых как, Я. Корнай, Ф. Перу, Я. Мондена, Й. Шумпетер, Д. Львов, В. Макаров, В. May и др.
Во-вторых, автор неоднократно обращался к трудам по общетеоретическим и практическим вопросам применения программно-целевого метода в управлении экономикой. Различные аспекты этой проблематики подробно изучались JI. Абалкиным, А. Аганбегяном, В. Будавеем, С. Глазьевым, А. Гранбер-гом, В Кирпичниковым, В. Лексиным, П. Минакиром, С. Меньшиковым, А. Швецовым, и другими. В работах этих авторов в основном рассматриваются методологические вопросы разработки экономической и промышленной политики государства, характер ее взаимодействия с субъектами РФ.
В-третьих, диссертант исследовал методы разработки и применения про-гралш и проектов, представленные в работах таких ученых, как В. Воропаев, П.
Виленский, В. Ковалев, А. Лейбкинд, В. Лившиц, А. Суворинов, П. Родионен-ков, В. Шапиро и других, внесших определенный вклад в развитие программно-целевого метода.
В-четвертых, были проанализированы различные аспекты формирования региональной промышленности. Данные проблемы рассматривали ученые А. Вольский, А. Бакиджанов, А. Бачурин, Н. Данилов, В. Кириченко, Л. Козлов, В. Маслаков и другие. В их поле зрения находятся вопросы соотношения федерального и регионального управления, механизмы согласования федеральных и региональных интересов.
В-пятых, в рамках исследуемой научной проблемы получили востребованность актуальные направления развития малого предпринимательства, реструктуризации и реформировании производства в контексте долговременных тенденций развития промышленности. Данное направление промышленной политики развито в работах А. Шулуса, А. Бачурина, В. Логинова, И. Кур-нышевой и других ученых.
В-шестых, конкретные проблемы и перспективы развития промышленного комплекса Республики Северная Осетия-Алания отражены в работах республиканских экономистов 3. Дзакоева, К. Кабисова, В. Цогоева, исследовавших особенности и проблемы промышленности в республике.
Тщательное изучение вышеназванных источников позволяет сделать вывод: программно-целевые методы получили широкое применение в реализации промышленной политики. Вместе с тем, направления промышленной политики в нашей стране все еще разрабатываются на основе эклектических подходов, нарушающих интегрированность потенциалов и интересов государства и региона, в отрыве от проблем комплексной модернизации промышленности и не выходят на уровень операционализации программно-целевых методов. Кроме того, ощущается недостаточная разработанность инструментария программно-целевых методов применительно к современному состоянию промышленного комплекса субъекта государства. Так, еще не получили достаточного отражения вопросы, касающиеся организации разработки промышленной политики, показателей оценки программ, особенностей организационной структуры, способствующей развитию предприятий и формированию эффективной системы интеграционных тенденций и т. д.
Представляется, что на этом фоне возрастает актуальность исследований, связанных с разработкой рекомендаций по расширению использования программно-целевых методов реализации промышленной политики в РСО-А, как ключевой составляющей соответствующей системы управления, что в свою очередь непосредственно влияет на повышение конкурентоспособности и эффективности всей экономики.
В контексте вышеизложенного целью диссертационного исследования стала разработка рекомендаций по расширению использования программно-целевых методов реализации промышленной политики в РСО-А.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач: проанализировать состояние и определить общие проблемы развития промышленного комплекса РСО-Аопределить экономическое содержание и функциональные характеристики промышленной политики на региональном уровнеобобщить теоретические основы, определить предпосылки, обосновать необходимость и целесообразность использования программно-целевого метода в управлении процессами развития промышленного комплекса региона на современной наукоемкой и высокотехнологичной базеисследовать зарубежный и отечественный опыт программно-целевого метода в развитии промышленности, обосновать возможности его применения в условиях РСО-Адать оценку практике применения программно-целевого метода в системе управления развитием промышленности РСО-Аразработать рекомендации по расширению использования программно-целевых методов реализации региональной промышленной политики РСО-А на основе развития интегрирующих функций, мониторинга и оценки программно-целевого сопровождения, совершенствования организации разработки и осуществления программ развития промышленного комплекса.
Объектом исследования стала региональная промышленная политика в республике,' а предметом — программно-целевые методы реализации республиканской промышленной политики.
Информационно-эмпирическую базу диссертационного исследования составили официальные статистические материалы, публикуемые Государственным Комитетом по статистике Российской Федерации, материалы официального сайта Правительства РФ, данные ежегодных статистических сборников Республики Северная Осетия — Алания, данные министерства промышленности республики, первичная статистическая отчётность организаций, а также результаты целевых исследований, проведенных диссертантом по промышленным предприятиям республики.
Научная новизна диссертационного исследования состоит, во-первых, в уточнении экономического содержания и понятийно-инструментарного аппарата программно-целевых методов реализации промышленной политики как важнейшего фактора повышения конкурентоспособности и эффективности промышленности регионаво-вторых, — в формулировании комплекса предложений по расширению использования вышеназванных методов в РСО-А на основе многофункциональности, интеграционности организации мониторинга, совершенствования механизма организации разработки и осуществления программ развития промышленного комплекса депрессивного региона.*.
В плане конкретизации вышеназванной научной новизны на защиту выносятся следующие основные результаты, отражающие конкретный личный вклад соискателя в разработку указанных проблем:
1. Раскрыты основные тенденции развития регионального промышленного комплекса РСО-А, в числе которых: за период 1998;2006 гг. объем производства промышленной продукции в республике характеризовался ростом в среднем 139,4% в год, что превышало средний рост ВРП (133,2%) — влияние роста объема производства промышленной продукции на рост ВРП значительно и характеризуется коэффициентом корреляции 0,97- вместе с тем, рост объемов промышленного производства по отношению к прошлому году имеет общую тенденцию к снижению, и составил в 2006 г. всего 95%- сложилась тенденция снижения удельного веса промышленности в валовом региональном продукте (с 56,8% в 2004 г. до 42,7% в 2006 г.) — также выявлена общая тенденция снижения прироста показателей ВРП и объема промышленной продукции по отношению к прошлому году. Выявленные тенденции свидетельствуют об инерционном развитии промышленности и наличии системных факторов торможения, как в целом в экономике республики, так и в промышленном комплексе, что ведет к снижению возможностей, обеспечивающих социально-экономическое развитие РСО-А.
2. Комплексно охарактеризованы принципы и основные направления реализации региональной промышленной политики в РСО-А, а именно: стратегическая ориентация проводимых мероприятийиспользование многоканальных источников финансированияосуществление мероприятий по развитию промышленности на основе применения программдостижение конкретного результата, который должен иметь количественную оценкусоциально-экономическая целесообразность и эффективность программ.
Основные методы развития промышленного комплекса республики предполагают совокупность всех средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового и административно-управленческого регулирования, других методов государственной поддержки.
Для целей развития промышленного комплекса используются следующие инструменты программно-целевых методов промышленной политики: прогнозирование, планирование (директивное, индикативное, стратегическое), анализ, стратегии, целеполагание, разработка программ и проектов, и т. п.
Осуществляемая промышленная политика в РСО-А состоит в поиске путей повышения качества товаров (услуг), снижения их издержек с целью технического перевооружения предприятий, применения отечественных и зарубежных прогрессивных технологий. Однако отсутствие целенаправленных разработок в рамках государственных и региональных научно-технических программ, недостаток инвестиций препятствуют кардинальной смене совокупности базовых технологий промышленного производства.
3. Обобщена практика применения программно-целевых методов как инструментов реализации региональной промышленной политики в РСО-А. При этом выявлены следующие специфические проблемы: а) Функции, сферы деятельности и уровень ответственности министерств и ведомств не соответствуют задачам развития промышленности с выходом на мировой уровень конкурентоспособности. Отсутствует единая целевая программа (стратегия, политика) развития промышленного комплекса республики. Мероприятия по развитию промышленности республики размещены по разнообразным программам и документам, что не позволяет получить комплексный эффект от их реализации, б) Нередко мероприятия программы и проекты развития промышленности оказываются недостаточно обоснованы, а их разработчики не соизмеряют затраты и результаты, объемы расходования ресурсов и получаемые совокупные доходы. в) Республика не обладает достаточным бюджетным и инвестиционным потенциалом для поддержки принятых программ и проектов, в связи с чем наблюдается их систематическое недофинансирование. В целом масштабы финансирования по сравнению с первоначально установленными заданиями за весь период реализации по многим программам и проектам составляют всего 20−25 процентов, г) Инфраструктура научно-технического развития промышленности республики не развита, д) Первостепенной проблемой становятся создание системы повышения конкурентоспособности товаров и услуг на региональных, межрегиональных, международных рынках. В свою очередь, указанная система не может быть сформирована без использования новых производственных технологий, современных методов продвижения производимых товаров и услуг, которые требуют порой значительных финансовых затрат.
В работе констатируется, что развитие промышленности в РСО-А потеряло общесистемную стройность, динамика управленческих преобразований неустойчива, сокращены возможности диверсифицирования деятельности и модернизации предприятий. Соискатель делает вывод о необходимости существенного повышения уровня обоснованности и качества осуществления стратегических целей и мероприятий промышленной политики РСО-А.
4. Обоснована необходимость и основные направления расширения использования программно-целевых методов в управлении РГЖ. В качестве основных факторов активизации вышеназванных методов соискатель называет: а) возможность соединения интересов государства и хозяйствующих субъектов во взаимовыгодном частно-государственном партнерствеобладая комплексностью и многосложностью, программно-целевые методы не сводятся только к разработке программ, а включают ряд взаимосвязанных инструментов — политику, стратегии, концепции, проекты, планы, конкретные целевые мероприятия и т. д.- б) способ решения крупных экономических проблем, выполнения функций отбора основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработки взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производствав) механизм социально-эконоI мического развития, с учетом приоритетности задач оживления производительных сил, использования научно-производственного потенциала, подъема конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения на этой основе стабильного роста доходов населения.
Что касается основных направлений использования программно-целевых методов в управлении РГЖ, то здесь диссертантом выделены: а) развитие интегрирующих функций программно-целевых методов в республиканском промышленном комплексеб) формирование системы мониторинга и оценки программно-целевого сопровождения процессов развития промышленного комплекса республикив) совершенствование механизма организации разработки и осуществления программ развития промышленного комплекса депрессивного региона.
5. Подчеркнута интегрирующая функция программно-целевых методов, поскольку она обеспечивает комплексное применение инструментов и придание промышленной политике интеграционного свойства, а также образование организационного ядра — центра активизации развития промышленного комплекса.
Комплексное применение инструментов программно-целевого метода промышленной политики обусловлено тем, что функционирование и развитие подсистем промышленности требует необходимости согласования целей друг с другом и с экономической системой страны в целом, для обеспечения которого должна осуществляться координация целей подсистем различных уровней и способов их достижения. В этой связи диссертантом предложены формы и методы государственного регулирования эффективного развития промышленного комплекса РСО-А, раскрыты основные разновидности промышленной политики — общесистемная и селективная, вертикальная и горизонтальная, представлен авторский вариант классификации методов и инструментов развития промышленного комплекса депрессивного региона на основе программно-целевого метода.
В работе обоснована необходимость образования организационного ядра — центра активизации развития промыитенного комплекса, включающего институциональные условияспециализированную структуру в составе органов власти регионапрограммно-целевые методы управления, которое предназначено для активизации развития промышленного комплекса, обеспечения процессы модернизации и реструктуризации, выход на современный мировой уровень конкурентоспособности. Организационное ядро рассмотрено как определенная форма агрегирования важнейших ресурсов, потенциалов и условий развития промышленности на новой системной базе. Субстанцией нового системооб-разования промышленного комплекса выступает переход от существующей линейной модели организации производства РСО-А к интегративной модели научно-инновационно-производственного цикла, охватывающей все этапы воспроизводственного промышленного товаропроизводства — от фундаментальных научных исследований в промышленности и создания инновационной продукции до ее реализации.
К числу основных функций программно-целевых методов в процессах активизации развития промышленного комплекса в работе отнесены: интегратив-наявоспроизводственнаястратегическаяинституциональнаяэкономическаямотивационная и финансово-инвестиционная.
6. Предложены технологии мониторинга и оценки программно-целевого сопровождения процессов промышленного развития в республике. Промышленный комплекс региона РФ представляет собой сложную систему, развитие и функционирование которой определяется большим числом показателей различной природы, что характерно для любой большой системы. Отслеживание динамики показателей, их диагностика и анализ требует мониторинга программно-целевого развития промышленного комплекса, под которым понимается организованная деятельность по регулярному наблюдению за процессами совершенствования, оценке состояния и прогнозированию динамики промышленности в регионе на основе программно-целевых методов. Система мониторинга складывается из следующих элементов: цель, задачи, принципы, приоритетные направления, способы осуществления, структура организации. Мониторинг позволяет проводить оценку состояния применения программно-целевых методов промышленной политики на разных этапах ее реализации: предварительную оценку — до начала запуска программы промышленной политики для анализа ее качества и соответствия потребностям регионапромежуточную — во время реализации программы для оценки ее первичных результатов и корректировки в случае необходимостиобобщающую — после завершения программы для анализа ее результатов, учета ее недостатков и преимуществ при разработке следующих программ. Диссертантом разработана система показателей мониторинга на основе основных групповых показателей развития промышленного комплекса в РСО-Алания и показатели оценки применения программно-целевых методов промышленной политики региона.
— Применение инструментов программно-целевого метода требует соответствия ресурсов и результатов деятельности. Для нахождения оптимального варианта применения программно-целевого метода в количественно неопределенных (неструктурированных) ситуациях, в работе предложена математическая модель.
7. Сформулированы предложения по совершенствованию механизма организации разработки и осуществления программ развития промышленного комплекса депрессивного региона. В этой связи предложена новая схема организации разработки и применения программно-целевых методов развития промышленного комплекса РСО-А, которая должна решать две важнейшие задачи: а) способствовать выработке и реализации промышленной политики республики и определение приоритетных целей для координации инвестиций в частный и государственный секторыб) на основе применения инструментов программно-целевого метода создать благоприятные условия и возможности развития предприятий промышленности на современной конкурентной основе.
Кроме того, диссертантом разработаны концептуальные положения программы развития промышленного комплекса PCO-Алания, определены приоритетные технологии, актуальные на среднесрочную перспективу для экономики республики. В качестве программных мероприятий предлагаются: формирование государственного заказа на прикладные исследования, разработку и реализацию приоритетных для республики научно-технических и инновационных проектовстимулирование предприятий и организаций республики на основе софинансирования проектов из республиканского бюджета, на конкурсной основесубсидирование части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, выданным предприятиям на реализацию инновационных проектов и т. д.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: создание благоприятной инновационной средывовлечение в производство научно-технического потенциалаповышение конкурентоспособности производственного сектора за счет инновационной составляющейсоздание условий для широкого привлечения инвестиционных ресурсов в промышленностьразвитие исследовательской деятельности в государственных и негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования республикиувеличение количества малых предприятий в промышленностивнедрение.
20−36 новых технологий на предприятиях Республики Северная Осетия-Аланиядополнительные ежегодные поступления в бюджеты всех уровней к концу реализации программы — 140−170 млн. рублейсоздание новых рабочих местувеличение количества субъектов инфраструктуры поддержки производственной деятельности в республикерост инвестиций в предприятия республики за счет развития промышленного производства до 10−12% в годувеличение объемов производства новой продукции до 1,3−1,5 млрд руб. в год. Диссертантом разработаны целевые показатели программы активизации развития промышленного комплекса РСО-А, представленные в работе.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов по проблеме применения программно-целевых методов в управлении, политике совершенствования и развития промышленности. Особую роль сыграли методы системного, структурно-функционального и статистического анализа, программно-целевой, экспертных оценок, экономико-математический, современные междисциплинарные методы. В процессе анализа состояния и результатов функционирования региональI ного промышленного комплекса использованы методы экономического, корреляционного и регрессионного анализа. В процессе обоснования основных направлений и оперативных инструментов промышленной политики на уровне региона использованы методы факторного анализа, стратегического планирования и прогнозирования.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее выводов и рекомендаций: во-первых, при совершенствовании промышленной политики РСО-Аво-вторых, — при разработке и обосновании программы развития промышленного комплекса с ее ориентацией на направлениях развития высокотехнологичного сектора, где у республики имеются или могут быть достигнуты конкурентные преимуществав-третьих, — при обучении и повышении квалификации руководителей предприятий промышленностив-'четвертых, — в высшей школе в рамках чтения курсов «Система государственного регулирования экономики», «Региональная экономика» и «Экономика промышленности».
Апробация диссертации. Положения, выводы и результаты диссертационного исследования по использованию программно-целевых методов докладывались на шестой международной конференции «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы развития», г. Пенза, 2006 г.
Предложения по совершенствование механизма организации разработки и осуществления программ развития промышленного комплекса депрессивного региона были доложены на шестой международной конференции «Инновационные технологии для устойчивого развития горных территорий», г. Владикавказ, 2007 г.
Предложения соискателя по активизации использования программно-целевых методов промышленной политики в РСО-Алания в 2007 г. были использованы Владикавказским научным центром Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания при разработке проекта на тему: «Исследование проблем и разработка предложений по совершенствованию управления промышленным комплексом Республики Северная Осетия-Алания».
Основные положения, выводы и результаты диссертационного исследования докладывались на совместном заседании кафедр экономической теории и экономики управления на предприятии СКГМИ (ГТУ) в апреле 2008 г.
Выводы и рекомендации диссертации изложены в 7 печатных работах общим объемом 2,6 п.л., в том числе в одной публикации в издании, содержащемся в перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованном ВАК РФ.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение
.
Программно-целевой метод промышленной политики представляет собой комплексный и многосложный способ воздействия на промышленность региона. Он включает множество инструментов — политику, стратегии, концепции, программы, проекты, планы, конкретные целевые мероприятия и т. д. в единое целое. Такой подход придает программно-целевому методу свойства системности, интегрированности и полифункциональности, что может быть использовано в механизме развития промышленности, с учетом его взаимосвязи с другими методами управления.
В работе рассмотрены необходимость, предназначения, признаки, функции программно-целевого метода, отличающие его от других методов управления, основные предназначения для его применения в развитии промышленного комплекса регионав его сущностном содержании выделены и охарактеризованы стороны: методологическая, морфологическая, функциональная, социально-экономическая, организационная и информационная.
Можно выделить следующие основные направления использования программно-целевого метода в активизации развития промышленного комплекса в субъекте Российской Федерации: 1) консолидация и наращивание мощи производственного потенциала- 2) формирование регионального рынка технологий и инновационной продукции- 3) развитие инфраструктуры промышленности- 4) стимулирование адаптации предприятий регионов к условиям перехода на инновационный типу экономики- 5) повышение конструктивной роли органов власти в организации высоко конкурентной деятельности- 6) достижение синер-гического эффекта от использования совокупности управленческих инструментов.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что программно-целевой метод в промышленности развитых стран осуществляется в форме государственной политики и направлен на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационно-промышленных процессов и является, связующим звеном между сферой фундаментальной науки и задачами производства, обеспечивая высокую конкурентоспособность производства. В большинстве зарубежных стран в последние десятилетия такие важные задачи, как модернизация национальной экономики, совершенствование отраслевой структуры с целью повышения эффективности производства и т. д., осуществлялись путем разработки и реализация специальных моделей развития, а также специальных экономических программ и проектов. Основными инструментами программно-целевого метода в развитых странах являются программы, проекты, целевые формы финансовой помощи, стимулирования и поддержки, специальные методы организации и управления, которые осуществляют федеральные и региональные органы власти, корпорации, отдельные предприятия.
В диссертации рассмотрены методы и инструменты промышленной политики депрессивного региона. Политика развития промышленного комплекса в депрессивном регионе — это динамический процесс, предполагающий: осуществление совокупности специфических методов преодоления депрессивности и восстановления уровня докризисных показателейнаращивание потенциала дальнейшего развития на новой стратегической базе, обеспечивающий устойчивое и конкурентоспособное развитие на заданную перспективу.
Государственная промышленная политика может иметь два вида: общесистемный и селективный. Государственные методы воздействия на развитие промышленности проявляют себя на разных уровнях: на общегосударственном макроуровне (без учета региональной специфики) — на уровне округов Российской Федерациина уровне конкретного регионана уровне отрасли или вида деятельностина локальном уровне (на уровне предприятий).
Развитие промышленного комплекса на основе программно-целевого метода обеспечивает необходимое сочетание рыночных механизмов с государственным воздействием. Государству целесообразно создать механизм, при котором множество разнородных отраслей, государственных и частных хозяйствующих субъектов и организаций, их функций и интересов выгодно соединить в интегрированную систему, осуществляющую весь цикл «идея-конкурентоспособная продукция». В работе представлены направления, меры механизмы и инструментарий программно-целевого метода преодоления состояния де-прессивности, предложен авторский вариант классификации методов и инструментов промышленной политики депрессивного региона на основе программно-целевого метода.
Оценка состояния и проблем развития промышленного комплекса Республики Северная Осетия-Алания показала, что за период перехода к рыночным отношениям промышленный комплекс республики претерпел ряд существенных изменений, в числе которых следует отметить снижение централизации управления и администрирования деятельностью, разгосударствление и приватизацию предприятий, образование большого числа новых организационно-правовых видов хозяйствующих субъектов, появление многообразия форм собственности, либерализацию ценообразования и т. д. По своей сути, в республике за прошедшие годы сложилась принципиально новая социально-экономическая система, что подтверждено рядом характеристик, отраженных в статистических данных.
В целом промышленный комплекс республики имеет устойчивую тенденцию роста по основным показателям — объему промышленного производства, числу хозяйствующих субъектов, капиталовложениям и т. д. Вместе с тем значительным остается количество убыточных предприятий, как в целом в экономике республики, так и в промышленности.
В диссертации исследованы особенности применения программно-целевого метода в развитии промышленного комплекса республики, которые обусловлены, во-первых, особенностями самого промышленного комплексаво-вторых, методами решения организационных вопросов разработки управленческих решений по проблеме развития промышленного комплексав-третьих, возможностями воплощения конкретного практического инструментария программно-целевого метода, который наиболее широко используется в настоящее время — это программы и проекты. Проведен анализ организационной структуры развития промышленного комплекса, а также управления региональными программами и проектами, которые базируются на существующей схеме неполно нительной власти Республики Северная Осетия-Алания.
Поведенный анализ позволил выявить недостатки существующего механизма применения программно-целевого метода в процессах развития промышленного комплекса РСО-Алания. В целом можно констатировать, что политика развития промышленности в РСО-Алания потеряла общесистемную стройность, динамика управленческих преобразований неустойчива, во многом подчинена случайным и неэкономическим факторам, резко сокращены возможности диверсифицирования деятельности и модернизации предприятий. Современные темпы развития промышленного комплекса РСО-Алания не обеспечивают поддержание и дальнейшее наращивание устойчивых темпов роста, достаточную конкурентоспособность отраслей реального сектора экономики. На первый план выходит необходимость повышения доли производства с высокой добавленной стоимостью, эффективного стимулирования инновационной активности и расширения технологического экспорта.
В диссертации предложены три направления активизации программно-целевых методов промышленной политики в РСО-Алания: 1) развитие интегрирующих функций программно-целевых методов- 2) мониторинг и оценка программно-целевого сопровождения процессов развития промышленного комплекса республики- 3) совершенствование механизма организации разработки и осуществления программ развития промышленного комплекса депрессивного региона.
Развитие интегрирующих функций программно-целевого метода в промышленном комплексе предполагает: комплексное применение инструментов программно-целевого метода и придание промышленному развитию интеграционного свойстваобразование организационного ядра — центра активизации развития промышленного комплекса.
Система показателей мониторинга может быть создана на основе основных групповых показателей развития промышленного комплекса в РСО-Алания, представленных в диссертации. Для оценки возможности использования программно-целевого метода предлагается применять следующие виды анализа: техническийкоммерческий (маркетинговый) — организационныйэкономическийфинансовыйсоциальный.
Предлагаемая организация программно-целевого метода управления развитием промышленного комплекса РСО-Алания должна быть сопряжена со стратегиями социально-экономического развития Южного Федерального Округа и Российской Федерацией.
Организация разработки и применения программно-целевого метода в РСО-Алания в рамках единой цели повышения конкурентоспособности промышленности должна решать две важнейшие задачи: 1) способствовать выработке и реализации промышленной политики республики и определение приоритетных целей для координации инвестиций в частный и государственный секторы- 2) на основе применения инструментов программно-целевого метода создать благоприятные условия и возможности развития негосударственных предприятий промышленности на современной научной основе.
Диссертантом предложена схема механизма организационного развития промышленного комплекса РСО-Алания, представлены концептуальные положения и целевые показатели программы активизации развития промышленного комплекса РСО-Алания — 2008 — 2012 годы. Расчеты автора диссертации показывают, что при реализации программы объем производства промышленной продукции в республике к 2012 году возрастет до уровня 34−35 млрд руб. Это на 10−12 млрд руб. больше, чем при инерционном сценарии развития на тот же горизонт прогноза.