Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие программно-целевых методов реализации региональной промышленной политики: на примере Республики Северная Осетия-Алания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснована необходимость и основные направления расширения использования программно-целевых методов в управлении РГЖ. В качестве основных факторов активизации вышеназванных методов соискатель называет: а) возможность соединения интересов государства и хозяйствующих субъектов во взаимовыгодном частно-государственном партнерствеобладая комплексностью и многосложностью, программно-целевые методы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Промышленный комплекс республики Северная
  • Осетия-Алания как объект региональной промышленной политики
    • 1. 1. Промышленный комплекс республики Северная Осетия-Алания: состояние и проблемы развития
    • 1. 2. Принципы и основные направления реализации региональной промышленной политики в республике
  • Глава 2. Программно-целевые методы реализации региональной промышленной политики в РСО-Алания: современное состояние
    • 2. 1. Зарубежный и отечественный опыт использования программно-целевых методов в промышленности
    • 2. 2. Особенности применения программно-целевых методов в промышленной политике республики
  • Глава 3. Активизация использования программно-целевых методов промышленной политики в РСО-Алания
    • 3. 1. Развитие интегрирующих функций программно-целевых методов в республиканском промышленном комплексе
    • 3. 2. Мониторинг и оценка программно-целевого сопровождения процессов развития промышленного комплекса республики
    • 3. 3. Совершенствование механизма организации разработки и осуществления программ развития промышленного комплекса депрессивного региона
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Развитие программно-целевых методов реализации региональной промышленной политики: на примере Республики Северная Осетия-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определена, во-первых, значимостью регионального промышленного комплекса (РПК) Республики Северная Осетия-Алания в структуре экономики названного субъекта федерации РФ. Предприятия РПК производят разнообразную продукцию, в том числе: вольфрамовый ангидрид с использованием современных технологий для обеспечения выпуска вольфрамовой продукции и сплавов на её основесвинец и цинкстекольную продукциюгазовые плиты и бытовые электрические плитынастенные двух-контурные отопительные котлытеплоизоляционный материал на основе сверхтонкого базальтового волокнанизковольтную электротехнической аппаратурустержневые магниты нового поколениясовременные резисторымикроканальные пластины для приборов ночного виденияполимерные и экспортноориен-тированные полиэтилентерефтолатные пленкиплоский специальный кабельтрубы полимерныеуличные часы усовершенствованной конструкциисовременную мебельосуществляют ремонт вагонов для Российских железных дорог И т.д.

По некоторым видам продукции и работ предприятия РПК Северной Осетии являются единственными производителями в России (производство базальтового волокна, выпуск приборов ночного видения, стержневых магнитов, ремонт железнодорожных вагонов и т. д.). Производство цветных и твердосплавных металлов, отопительных приборов является крупнейшим в Южном федеральном округе.

Промышленность является крупнейшей отраслью экономики РСО-А, а удельный вес промышленной продукции в валовом региональном продукте РСО-А в 2006 г. составил 42,7%. В тоже время, несмотря на среднегодовой рост промышленного производства 139,4% за период 1998;2006 гг. по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по видам экономической деятельности РПК республики занимает следующие места в РФ: по полезным ископаемым — 70- по обрабатывающим производствам — 65- по производству и распределению электроэнергии, газа и воды — 73. Доля производства республики в ЮФО составляет по полезным ископаемым — 0,5%- по обрабатывающим производствам — 2,3%- по производству и распределению электроэнергии, газа и воды — 2,1%.

Во-вторых, — ключевой ролью региональной промышленной политики в обеспечении стабильного развития РПК. Принципами региональной промышленной политики являются: стратегическая направленностьобоснованные и четко сформулированные цели развития РПКориентация на конкретный результат, имеющий количественную оценкуобеспечение позитивных логически взаимосвязанных измененийпредставление логики решаемых задач в определенной документальной форме (программы, проекты, стратегии, концепции и т. д.- многоканальное финансированиеналичие определенного центра, обеспечивающего единство руководства и управленияразвитие специализированных организационных структур, имеющих обособленную функциональность действий и инфраструктурное предназначение.

Основные направления региональной промышленной политики обусловлены необходимостью дальнейшего повышения конкурентоспособности РПК и предполагают: 1) консолидацию ресурсов и наращивание производственного потенциала на приоритетных направлениях развития промышленности- 2) фор-мирование регионального рынка технологий и инновационной продукции- 3) развитие инфраструктуры промышленности- 4) стимулирование адаптации предприятий к условиям перехода на инновационный тип развития- 5) повышение конструктивной роли системы управления в организации высококонкурентной деятельности- 6) достижение синергического эффекта от использования совокупности управленческих инструментов промышленной политики.

В-третьих, — важностью программно-целевых методов как эффективных инструментов реализации региональной промышленной политики. В РФ промышленная политика носит многоступенчатый характер и отражает несколько уровней принятия управленческих решений: 1) государственный уровень, осуществляемый законодательными и исполнительными органами РФ- 2) окружной уровень связан с Южным Федеральным Округом- 3) уровень республики, осуществляемый ее соответствующими законодательными и исполнительными органами- 4) муниципальный уровень (районы республики) — 5) уровень предприятий и организаций. Соответственно основной инструментарий программно-целевых методов промышленной политики РСО-А также тесно встроен в вертикаль системы принятия целевых управленческих решений РФ. На федеральном уровне определяются рамочные направления промышленной политики РФ на основе: Послания Президента РФ Федеральному Собраниюпрограмм социально-экономического развития РФСтратегии развития РФ до 2020 годаотраслевых стратегий и программпрогнозов социально-экономического развития РФфедеральных целевых программприоритетных национальных проектов и конкурсов (тендеров) — бюджета страны.

На мезоуровне осуществляются программно-целевые методы развития промышленности, в которых принимает участие РПК РСО-А: Федеральная целевая программа «Юг России" — решения по развитию промышленности в субъектах ЮФО. По ФЦП «Юг России» в 2006 г. на объекты республики было направлено 246 млн. рублей.

На уровне региона и муниципальных образований программно-целевые методы развития промышленного комплекса принимают форму: Послания Главы администрации РСО-А парламентуПрограммы социально-экономического развитияСтратегии развития республики до 2030 годарегиональных целевых программбюджета региона.

В республике осуществляется адресная инвестиционная программа, по объектам которой в 2006 году было освоено 1602,9 млн. рублей. Вместе с тем требуется разработка специальной программы промышленного развития республики.

В-четвертых, — необходимостью дальнейшего расширения использования программно-целевых методов в РСО-А на основе их интегрирующих функций, мониторинга, совершенствования механизма осуществления комплексных программ развития промышленности. Развитие интегрирующих функций программно-целевого метода в промышленном комплексе должно быть направлено на комплексное применение инструментария управления промышленностью и придания промышленной политике объединяющего свойства, обеспечивающего устойчивое развитие всей экономике.

Мониторинг необходим как организованная деятельность по регулярному наблюдению и диагностике процессов динамики промышленности в регионе, что позволяет оценить качество промышленной политики на основе программно-целевых методов. В этой связи должна быть разработана система показателей оценки применения программно-целевых методов промышленной политики региона, содержащая соответствующие группы показателей. Мониторинг и система оценок позволяют охарактеризовать качество и количественную динамику проводимой промышленной политики в регионе. Совершенствование механизма осуществления комплексных программ развития промышленности направлено на повышение эффективности программно-целевых методов промышленной политики республики.

Степень изученности проблемы. При разработке темы исследования, диссертант опирался, во-первых, на труды в области исследования проблем управления и индустриального развития национальных экономик. Эти вопросы всесторонне рассматривали такие зарубежные и отечественные ученых как, Я. Корнай, Ф. Перу, Я. Мондена, Й. Шумпетер, Д. Львов, В. Макаров, В. May и др.

Во-вторых, автор неоднократно обращался к трудам по общетеоретическим и практическим вопросам применения программно-целевого метода в управлении экономикой. Различные аспекты этой проблематики подробно изучались JI. Абалкиным, А. Аганбегяном, В. Будавеем, С. Глазьевым, А. Гранбер-гом, В Кирпичниковым, В. Лексиным, П. Минакиром, С. Меньшиковым, А. Швецовым, и другими. В работах этих авторов в основном рассматриваются методологические вопросы разработки экономической и промышленной политики государства, характер ее взаимодействия с субъектами РФ.

В-третьих, диссертант исследовал методы разработки и применения про-гралш и проектов, представленные в работах таких ученых, как В. Воропаев, П.

Виленский, В. Ковалев, А. Лейбкинд, В. Лившиц, А. Суворинов, П. Родионен-ков, В. Шапиро и других, внесших определенный вклад в развитие программно-целевого метода.

В-четвертых, были проанализированы различные аспекты формирования региональной промышленности. Данные проблемы рассматривали ученые А. Вольский, А. Бакиджанов, А. Бачурин, Н. Данилов, В. Кириченко, Л. Козлов, В. Маслаков и другие. В их поле зрения находятся вопросы соотношения федерального и регионального управления, механизмы согласования федеральных и региональных интересов.

В-пятых, в рамках исследуемой научной проблемы получили востребованность актуальные направления развития малого предпринимательства, реструктуризации и реформировании производства в контексте долговременных тенденций развития промышленности. Данное направление промышленной политики развито в работах А. Шулуса, А. Бачурина, В. Логинова, И. Кур-нышевой и других ученых.

В-шестых, конкретные проблемы и перспективы развития промышленного комплекса Республики Северная Осетия-Алания отражены в работах республиканских экономистов 3. Дзакоева, К. Кабисова, В. Цогоева, исследовавших особенности и проблемы промышленности в республике.

Тщательное изучение вышеназванных источников позволяет сделать вывод: программно-целевые методы получили широкое применение в реализации промышленной политики. Вместе с тем, направления промышленной политики в нашей стране все еще разрабатываются на основе эклектических подходов, нарушающих интегрированность потенциалов и интересов государства и региона, в отрыве от проблем комплексной модернизации промышленности и не выходят на уровень операционализации программно-целевых методов. Кроме того, ощущается недостаточная разработанность инструментария программно-целевых методов применительно к современному состоянию промышленного комплекса субъекта государства. Так, еще не получили достаточного отражения вопросы, касающиеся организации разработки промышленной политики, показателей оценки программ, особенностей организационной структуры, способствующей развитию предприятий и формированию эффективной системы интеграционных тенденций и т. д.

Представляется, что на этом фоне возрастает актуальность исследований, связанных с разработкой рекомендаций по расширению использования программно-целевых методов реализации промышленной политики в РСО-А, как ключевой составляющей соответствующей системы управления, что в свою очередь непосредственно влияет на повышение конкурентоспособности и эффективности всей экономики.

В контексте вышеизложенного целью диссертационного исследования стала разработка рекомендаций по расширению использования программно-целевых методов реализации промышленной политики в РСО-А.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач: проанализировать состояние и определить общие проблемы развития промышленного комплекса РСО-Аопределить экономическое содержание и функциональные характеристики промышленной политики на региональном уровнеобобщить теоретические основы, определить предпосылки, обосновать необходимость и целесообразность использования программно-целевого метода в управлении процессами развития промышленного комплекса региона на современной наукоемкой и высокотехнологичной базеисследовать зарубежный и отечественный опыт программно-целевого метода в развитии промышленности, обосновать возможности его применения в условиях РСО-Адать оценку практике применения программно-целевого метода в системе управления развитием промышленности РСО-Аразработать рекомендации по расширению использования программно-целевых методов реализации региональной промышленной политики РСО-А на основе развития интегрирующих функций, мониторинга и оценки программно-целевого сопровождения, совершенствования организации разработки и осуществления программ развития промышленного комплекса.

Объектом исследования стала региональная промышленная политика в республике,' а предметом — программно-целевые методы реализации республиканской промышленной политики.

Информационно-эмпирическую базу диссертационного исследования составили официальные статистические материалы, публикуемые Государственным Комитетом по статистике Российской Федерации, материалы официального сайта Правительства РФ, данные ежегодных статистических сборников Республики Северная Осетия — Алания, данные министерства промышленности республики, первичная статистическая отчётность организаций, а также результаты целевых исследований, проведенных диссертантом по промышленным предприятиям республики.

Научная новизна диссертационного исследования состоит, во-первых, в уточнении экономического содержания и понятийно-инструментарного аппарата программно-целевых методов реализации промышленной политики как важнейшего фактора повышения конкурентоспособности и эффективности промышленности регионаво-вторых, — в формулировании комплекса предложений по расширению использования вышеназванных методов в РСО-А на основе многофункциональности, интеграционности организации мониторинга, совершенствования механизма организации разработки и осуществления программ развития промышленного комплекса депрессивного региона.*.

В плане конкретизации вышеназванной научной новизны на защиту выносятся следующие основные результаты, отражающие конкретный личный вклад соискателя в разработку указанных проблем:

1. Раскрыты основные тенденции развития регионального промышленного комплекса РСО-А, в числе которых: за период 1998;2006 гг. объем производства промышленной продукции в республике характеризовался ростом в среднем 139,4% в год, что превышало средний рост ВРП (133,2%) — влияние роста объема производства промышленной продукции на рост ВРП значительно и характеризуется коэффициентом корреляции 0,97- вместе с тем, рост объемов промышленного производства по отношению к прошлому году имеет общую тенденцию к снижению, и составил в 2006 г. всего 95%- сложилась тенденция снижения удельного веса промышленности в валовом региональном продукте (с 56,8% в 2004 г. до 42,7% в 2006 г.) — также выявлена общая тенденция снижения прироста показателей ВРП и объема промышленной продукции по отношению к прошлому году. Выявленные тенденции свидетельствуют об инерционном развитии промышленности и наличии системных факторов торможения, как в целом в экономике республики, так и в промышленном комплексе, что ведет к снижению возможностей, обеспечивающих социально-экономическое развитие РСО-А.

2. Комплексно охарактеризованы принципы и основные направления реализации региональной промышленной политики в РСО-А, а именно: стратегическая ориентация проводимых мероприятийиспользование многоканальных источников финансированияосуществление мероприятий по развитию промышленности на основе применения программдостижение конкретного результата, который должен иметь количественную оценкусоциально-экономическая целесообразность и эффективность программ.

Основные методы развития промышленного комплекса республики предполагают совокупность всех средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового и административно-управленческого регулирования, других методов государственной поддержки.

Для целей развития промышленного комплекса используются следующие инструменты программно-целевых методов промышленной политики: прогнозирование, планирование (директивное, индикативное, стратегическое), анализ, стратегии, целеполагание, разработка программ и проектов, и т. п.

Осуществляемая промышленная политика в РСО-А состоит в поиске путей повышения качества товаров (услуг), снижения их издержек с целью технического перевооружения предприятий, применения отечественных и зарубежных прогрессивных технологий. Однако отсутствие целенаправленных разработок в рамках государственных и региональных научно-технических программ, недостаток инвестиций препятствуют кардинальной смене совокупности базовых технологий промышленного производства.

3. Обобщена практика применения программно-целевых методов как инструментов реализации региональной промышленной политики в РСО-А. При этом выявлены следующие специфические проблемы: а) Функции, сферы деятельности и уровень ответственности министерств и ведомств не соответствуют задачам развития промышленности с выходом на мировой уровень конкурентоспособности. Отсутствует единая целевая программа (стратегия, политика) развития промышленного комплекса республики. Мероприятия по развитию промышленности республики размещены по разнообразным программам и документам, что не позволяет получить комплексный эффект от их реализации, б) Нередко мероприятия программы и проекты развития промышленности оказываются недостаточно обоснованы, а их разработчики не соизмеряют затраты и результаты, объемы расходования ресурсов и получаемые совокупные доходы. в) Республика не обладает достаточным бюджетным и инвестиционным потенциалом для поддержки принятых программ и проектов, в связи с чем наблюдается их систематическое недофинансирование. В целом масштабы финансирования по сравнению с первоначально установленными заданиями за весь период реализации по многим программам и проектам составляют всего 20−25 процентов, г) Инфраструктура научно-технического развития промышленности республики не развита, д) Первостепенной проблемой становятся создание системы повышения конкурентоспособности товаров и услуг на региональных, межрегиональных, международных рынках. В свою очередь, указанная система не может быть сформирована без использования новых производственных технологий, современных методов продвижения производимых товаров и услуг, которые требуют порой значительных финансовых затрат.

В работе констатируется, что развитие промышленности в РСО-А потеряло общесистемную стройность, динамика управленческих преобразований неустойчива, сокращены возможности диверсифицирования деятельности и модернизации предприятий. Соискатель делает вывод о необходимости существенного повышения уровня обоснованности и качества осуществления стратегических целей и мероприятий промышленной политики РСО-А.

4. Обоснована необходимость и основные направления расширения использования программно-целевых методов в управлении РГЖ. В качестве основных факторов активизации вышеназванных методов соискатель называет: а) возможность соединения интересов государства и хозяйствующих субъектов во взаимовыгодном частно-государственном партнерствеобладая комплексностью и многосложностью, программно-целевые методы не сводятся только к разработке программ, а включают ряд взаимосвязанных инструментов — политику, стратегии, концепции, проекты, планы, конкретные целевые мероприятия и т. д.- б) способ решения крупных экономических проблем, выполнения функций отбора основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработки взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производствав) механизм социально-эконоI мического развития, с учетом приоритетности задач оживления производительных сил, использования научно-производственного потенциала, подъема конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения на этой основе стабильного роста доходов населения.

Что касается основных направлений использования программно-целевых методов в управлении РГЖ, то здесь диссертантом выделены: а) развитие интегрирующих функций программно-целевых методов в республиканском промышленном комплексеб) формирование системы мониторинга и оценки программно-целевого сопровождения процессов развития промышленного комплекса республикив) совершенствование механизма организации разработки и осуществления программ развития промышленного комплекса депрессивного региона.

5. Подчеркнута интегрирующая функция программно-целевых методов, поскольку она обеспечивает комплексное применение инструментов и придание промышленной политике интеграционного свойства, а также образование организационного ядра — центра активизации развития промышленного комплекса.

Комплексное применение инструментов программно-целевого метода промышленной политики обусловлено тем, что функционирование и развитие подсистем промышленности требует необходимости согласования целей друг с другом и с экономической системой страны в целом, для обеспечения которого должна осуществляться координация целей подсистем различных уровней и способов их достижения. В этой связи диссертантом предложены формы и методы государственного регулирования эффективного развития промышленного комплекса РСО-А, раскрыты основные разновидности промышленной политики — общесистемная и селективная, вертикальная и горизонтальная, представлен авторский вариант классификации методов и инструментов развития промышленного комплекса депрессивного региона на основе программно-целевого метода.

В работе обоснована необходимость образования организационного ядра — центра активизации развития промыитенного комплекса, включающего институциональные условияспециализированную структуру в составе органов власти регионапрограммно-целевые методы управления, которое предназначено для активизации развития промышленного комплекса, обеспечения процессы модернизации и реструктуризации, выход на современный мировой уровень конкурентоспособности. Организационное ядро рассмотрено как определенная форма агрегирования важнейших ресурсов, потенциалов и условий развития промышленности на новой системной базе. Субстанцией нового системооб-разования промышленного комплекса выступает переход от существующей линейной модели организации производства РСО-А к интегративной модели научно-инновационно-производственного цикла, охватывающей все этапы воспроизводственного промышленного товаропроизводства — от фундаментальных научных исследований в промышленности и создания инновационной продукции до ее реализации.

К числу основных функций программно-целевых методов в процессах активизации развития промышленного комплекса в работе отнесены: интегратив-наявоспроизводственнаястратегическаяинституциональнаяэкономическаямотивационная и финансово-инвестиционная.

6. Предложены технологии мониторинга и оценки программно-целевого сопровождения процессов промышленного развития в республике. Промышленный комплекс региона РФ представляет собой сложную систему, развитие и функционирование которой определяется большим числом показателей различной природы, что характерно для любой большой системы. Отслеживание динамики показателей, их диагностика и анализ требует мониторинга программно-целевого развития промышленного комплекса, под которым понимается организованная деятельность по регулярному наблюдению за процессами совершенствования, оценке состояния и прогнозированию динамики промышленности в регионе на основе программно-целевых методов. Система мониторинга складывается из следующих элементов: цель, задачи, принципы, приоритетные направления, способы осуществления, структура организации. Мониторинг позволяет проводить оценку состояния применения программно-целевых методов промышленной политики на разных этапах ее реализации: предварительную оценку — до начала запуска программы промышленной политики для анализа ее качества и соответствия потребностям регионапромежуточную — во время реализации программы для оценки ее первичных результатов и корректировки в случае необходимостиобобщающую — после завершения программы для анализа ее результатов, учета ее недостатков и преимуществ при разработке следующих программ. Диссертантом разработана система показателей мониторинга на основе основных групповых показателей развития промышленного комплекса в РСО-Алания и показатели оценки применения программно-целевых методов промышленной политики региона.

— Применение инструментов программно-целевого метода требует соответствия ресурсов и результатов деятельности. Для нахождения оптимального варианта применения программно-целевого метода в количественно неопределенных (неструктурированных) ситуациях, в работе предложена математическая модель.

7. Сформулированы предложения по совершенствованию механизма организации разработки и осуществления программ развития промышленного комплекса депрессивного региона. В этой связи предложена новая схема организации разработки и применения программно-целевых методов развития промышленного комплекса РСО-А, которая должна решать две важнейшие задачи: а) способствовать выработке и реализации промышленной политики республики и определение приоритетных целей для координации инвестиций в частный и государственный секторыб) на основе применения инструментов программно-целевого метода создать благоприятные условия и возможности развития предприятий промышленности на современной конкурентной основе.

Кроме того, диссертантом разработаны концептуальные положения программы развития промышленного комплекса PCO-Алания, определены приоритетные технологии, актуальные на среднесрочную перспективу для экономики республики. В качестве программных мероприятий предлагаются: формирование государственного заказа на прикладные исследования, разработку и реализацию приоритетных для республики научно-технических и инновационных проектовстимулирование предприятий и организаций республики на основе софинансирования проектов из республиканского бюджета, на конкурсной основесубсидирование части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, выданным предприятиям на реализацию инновационных проектов и т. д.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы: создание благоприятной инновационной средывовлечение в производство научно-технического потенциалаповышение конкурентоспособности производственного сектора за счет инновационной составляющейсоздание условий для широкого привлечения инвестиционных ресурсов в промышленностьразвитие исследовательской деятельности в государственных и негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования республикиувеличение количества малых предприятий в промышленностивнедрение.

20−36 новых технологий на предприятиях Республики Северная Осетия-Аланиядополнительные ежегодные поступления в бюджеты всех уровней к концу реализации программы — 140−170 млн. рублейсоздание новых рабочих местувеличение количества субъектов инфраструктуры поддержки производственной деятельности в республикерост инвестиций в предприятия республики за счет развития промышленного производства до 10−12% в годувеличение объемов производства новой продукции до 1,3−1,5 млрд руб. в год. Диссертантом разработаны целевые показатели программы активизации развития промышленного комплекса РСО-А, представленные в работе.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов по проблеме применения программно-целевых методов в управлении, политике совершенствования и развития промышленности. Особую роль сыграли методы системного, структурно-функционального и статистического анализа, программно-целевой, экспертных оценок, экономико-математический, современные междисциплинарные методы. В процессе анализа состояния и результатов функционирования региональI ного промышленного комплекса использованы методы экономического, корреляционного и регрессионного анализа. В процессе обоснования основных направлений и оперативных инструментов промышленной политики на уровне региона использованы методы факторного анализа, стратегического планирования и прогнозирования.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее выводов и рекомендаций: во-первых, при совершенствовании промышленной политики РСО-Аво-вторых, — при разработке и обосновании программы развития промышленного комплекса с ее ориентацией на направлениях развития высокотехнологичного сектора, где у республики имеются или могут быть достигнуты конкурентные преимуществав-третьих, — при обучении и повышении квалификации руководителей предприятий промышленностив-'четвертых, — в высшей школе в рамках чтения курсов «Система государственного регулирования экономики», «Региональная экономика» и «Экономика промышленности».

Апробация диссертации. Положения, выводы и результаты диссертационного исследования по использованию программно-целевых методов докладывались на шестой международной конференции «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы развития», г. Пенза, 2006 г.

Предложения по совершенствование механизма организации разработки и осуществления программ развития промышленного комплекса депрессивного региона были доложены на шестой международной конференции «Инновационные технологии для устойчивого развития горных территорий», г. Владикавказ, 2007 г.

Предложения соискателя по активизации использования программно-целевых методов промышленной политики в РСО-Алания в 2007 г. были использованы Владикавказским научным центром Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания при разработке проекта на тему: «Исследование проблем и разработка предложений по совершенствованию управления промышленным комплексом Республики Северная Осетия-Алания».

Основные положения, выводы и результаты диссертационного исследования докладывались на совместном заседании кафедр экономической теории и экономики управления на предприятии СКГМИ (ГТУ) в апреле 2008 г.

Выводы и рекомендации диссертации изложены в 7 печатных работах общим объемом 2,6 п.л., в том числе в одной публикации в издании, содержащемся в перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованном ВАК РФ.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Программно-целевой метод промышленной политики представляет собой комплексный и многосложный способ воздействия на промышленность региона. Он включает множество инструментов — политику, стратегии, концепции, программы, проекты, планы, конкретные целевые мероприятия и т. д. в единое целое. Такой подход придает программно-целевому методу свойства системности, интегрированности и полифункциональности, что может быть использовано в механизме развития промышленности, с учетом его взаимосвязи с другими методами управления.

В работе рассмотрены необходимость, предназначения, признаки, функции программно-целевого метода, отличающие его от других методов управления, основные предназначения для его применения в развитии промышленного комплекса регионав его сущностном содержании выделены и охарактеризованы стороны: методологическая, морфологическая, функциональная, социально-экономическая, организационная и информационная.

Можно выделить следующие основные направления использования программно-целевого метода в активизации развития промышленного комплекса в субъекте Российской Федерации: 1) консолидация и наращивание мощи производственного потенциала- 2) формирование регионального рынка технологий и инновационной продукции- 3) развитие инфраструктуры промышленности- 4) стимулирование адаптации предприятий регионов к условиям перехода на инновационный типу экономики- 5) повышение конструктивной роли органов власти в организации высоко конкурентной деятельности- 6) достижение синер-гического эффекта от использования совокупности управленческих инструментов.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что программно-целевой метод в промышленности развитых стран осуществляется в форме государственной политики и направлен на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационно-промышленных процессов и является, связующим звеном между сферой фундаментальной науки и задачами производства, обеспечивая высокую конкурентоспособность производства. В большинстве зарубежных стран в последние десятилетия такие важные задачи, как модернизация национальной экономики, совершенствование отраслевой структуры с целью повышения эффективности производства и т. д., осуществлялись путем разработки и реализация специальных моделей развития, а также специальных экономических программ и проектов. Основными инструментами программно-целевого метода в развитых странах являются программы, проекты, целевые формы финансовой помощи, стимулирования и поддержки, специальные методы организации и управления, которые осуществляют федеральные и региональные органы власти, корпорации, отдельные предприятия.

В диссертации рассмотрены методы и инструменты промышленной политики депрессивного региона. Политика развития промышленного комплекса в депрессивном регионе — это динамический процесс, предполагающий: осуществление совокупности специфических методов преодоления депрессивности и восстановления уровня докризисных показателейнаращивание потенциала дальнейшего развития на новой стратегической базе, обеспечивающий устойчивое и конкурентоспособное развитие на заданную перспективу.

Государственная промышленная политика может иметь два вида: общесистемный и селективный. Государственные методы воздействия на развитие промышленности проявляют себя на разных уровнях: на общегосударственном макроуровне (без учета региональной специфики) — на уровне округов Российской Федерациина уровне конкретного регионана уровне отрасли или вида деятельностина локальном уровне (на уровне предприятий).

Развитие промышленного комплекса на основе программно-целевого метода обеспечивает необходимое сочетание рыночных механизмов с государственным воздействием. Государству целесообразно создать механизм, при котором множество разнородных отраслей, государственных и частных хозяйствующих субъектов и организаций, их функций и интересов выгодно соединить в интегрированную систему, осуществляющую весь цикл «идея-конкурентоспособная продукция». В работе представлены направления, меры механизмы и инструментарий программно-целевого метода преодоления состояния де-прессивности, предложен авторский вариант классификации методов и инструментов промышленной политики депрессивного региона на основе программно-целевого метода.

Оценка состояния и проблем развития промышленного комплекса Республики Северная Осетия-Алания показала, что за период перехода к рыночным отношениям промышленный комплекс республики претерпел ряд существенных изменений, в числе которых следует отметить снижение централизации управления и администрирования деятельностью, разгосударствление и приватизацию предприятий, образование большого числа новых организационно-правовых видов хозяйствующих субъектов, появление многообразия форм собственности, либерализацию ценообразования и т. д. По своей сути, в республике за прошедшие годы сложилась принципиально новая социально-экономическая система, что подтверждено рядом характеристик, отраженных в статистических данных.

В целом промышленный комплекс республики имеет устойчивую тенденцию роста по основным показателям — объему промышленного производства, числу хозяйствующих субъектов, капиталовложениям и т. д. Вместе с тем значительным остается количество убыточных предприятий, как в целом в экономике республики, так и в промышленности.

В диссертации исследованы особенности применения программно-целевого метода в развитии промышленного комплекса республики, которые обусловлены, во-первых, особенностями самого промышленного комплексаво-вторых, методами решения организационных вопросов разработки управленческих решений по проблеме развития промышленного комплексав-третьих, возможностями воплощения конкретного практического инструментария программно-целевого метода, который наиболее широко используется в настоящее время — это программы и проекты. Проведен анализ организационной структуры развития промышленного комплекса, а также управления региональными программами и проектами, которые базируются на существующей схеме неполно нительной власти Республики Северная Осетия-Алания.

Поведенный анализ позволил выявить недостатки существующего механизма применения программно-целевого метода в процессах развития промышленного комплекса РСО-Алания. В целом можно констатировать, что политика развития промышленности в РСО-Алания потеряла общесистемную стройность, динамика управленческих преобразований неустойчива, во многом подчинена случайным и неэкономическим факторам, резко сокращены возможности диверсифицирования деятельности и модернизации предприятий. Современные темпы развития промышленного комплекса РСО-Алания не обеспечивают поддержание и дальнейшее наращивание устойчивых темпов роста, достаточную конкурентоспособность отраслей реального сектора экономики. На первый план выходит необходимость повышения доли производства с высокой добавленной стоимостью, эффективного стимулирования инновационной активности и расширения технологического экспорта.

В диссертации предложены три направления активизации программно-целевых методов промышленной политики в РСО-Алания: 1) развитие интегрирующих функций программно-целевых методов- 2) мониторинг и оценка программно-целевого сопровождения процессов развития промышленного комплекса республики- 3) совершенствование механизма организации разработки и осуществления программ развития промышленного комплекса депрессивного региона.

Развитие интегрирующих функций программно-целевого метода в промышленном комплексе предполагает: комплексное применение инструментов программно-целевого метода и придание промышленному развитию интеграционного свойстваобразование организационного ядра — центра активизации развития промышленного комплекса.

Система показателей мониторинга может быть создана на основе основных групповых показателей развития промышленного комплекса в РСО-Алания, представленных в диссертации. Для оценки возможности использования программно-целевого метода предлагается применять следующие виды анализа: техническийкоммерческий (маркетинговый) — организационныйэкономическийфинансовыйсоциальный.

Предлагаемая организация программно-целевого метода управления развитием промышленного комплекса РСО-Алания должна быть сопряжена со стратегиями социально-экономического развития Южного Федерального Округа и Российской Федерацией.

Организация разработки и применения программно-целевого метода в РСО-Алания в рамках единой цели повышения конкурентоспособности промышленности должна решать две важнейшие задачи: 1) способствовать выработке и реализации промышленной политики республики и определение приоритетных целей для координации инвестиций в частный и государственный секторы- 2) на основе применения инструментов программно-целевого метода создать благоприятные условия и возможности развития негосударственных предприятий промышленности на современной научной основе.

Диссертантом предложена схема механизма организационного развития промышленного комплекса РСО-Алания, представлены концептуальные положения и целевые показатели программы активизации развития промышленного комплекса РСО-Алания — 2008 — 2012 годы. Расчеты автора диссертации показывают, что при реализации программы объем производства промышленной продукции в республике к 2012 году возрастет до уровня 34−35 млрд руб. Это на 10−12 млрд руб. больше, чем при инерционном сценарии развития на тот же горизонт прогноза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI. О новой концепции долгосрочной стратегии // Вопросы экономики. — 2008. — № 3.
  2. Альтернативы модернизации российской экономики /Под ред. А. Буз-галина и др. — М., 1997.
  3. Н. Шведская модель экономической реформы // Экономист.—2000.— № 1.
  4. А.И. Прогнозирование экономического роста. М.: Наука, 1992.
  5. А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка // Инвестиции в России. — 2001. — № 5.
  6. Е. Масштабы государственного сектора в экономике // Экономист. — 1999. — № 9.
  7. Г. И. О системе государственной поддержки инновационных проектов // В кн.: Инвестирование в инновационный бизнес: мировая практика венчурный капитал.. —М.: ЗелО. — 1996.
  8. А. Реструктуризация и реформирование производства // Экономист.. — 1999. — № 9.
  9. А. Бизнес-идея развития // Эксперт. — 2005. — № 38.ю. Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. — М.: АОЗТ «Интерэксперт», ИНФРА-М, 1995.
  10. П.Бермен А., Васильченко А. Реструктуризация системы управления и управления кризисами // Журнал для акционеров. — 2001. — № 1.
  11. A.A., Эстерин С., Шаффер Е. С. Факторы реструктуризации предприятий в переходных экономиках // Экономический журнал Высшей школы экономики — 2002. — № 1.
  12. Дж. Р. Теории экономического развития. В кн.: Современная экономическая мысль.- М., 1981.и. Большой экономический словарь / Под ред. И. Н. Азрилияна.- М.:
  13. Институт новой экономики, 1999.
  14. В. Перспективы машиностроения.// Экономист. — 1998. — № 1.
  15. М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. — М.: ИНФРА-М, 1996.
  16. В.Ю. Долгосрочные народнохозяйственные программы. — М.: Мысль, 1980.
  17. И.А., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Коммерческая оценка инвестиций. — СПб.: Питер, 2003.
  18. И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. — М.: Логос, 1998.
  19. П.Л., Лившиц В. Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов с учетом реальных характеристик экономической среды // Аудит и финансовый анализ. —2000. — № 3.
  20. П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. — М.: Дело, 2001.
  21. А. Промышленные мощности: состояние и использование // Экономист.. — 1999. — № 9.
  22. И.М., Грачева М. В. Проектный анализ: Учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  23. А. Нужны преобразования, способствующие подъему отечественного производства // Экономист. 1998. — № 11.
  24. Вопросы исследования региональных программ. — Новосибирск: Наука, 1975.
  25. Вопросы программно-целевого планирования. — Новосибирск: Наука, 1975.
  26. Вопросы промышленной политики // Экономист. 1998. — № 4.
  27. A.A. Методы анализа и оценки государственных программ в США. — М.: Наука, 1986.
  28. В.И. Управление проектами в России. — М.: АЛАНС, 1995.
  29. Высокотехнологичные предприятия в эпоху глобализации / И. В. Иванов, В. В. Баранов, Г. И. Лысак, О. В. Кирсанов. — М.: Альпина Паблишер, 2003.
  30. А. Формирование механизма обновления системы управления экономикой // Экономист. 1998. — № 7.
  31. А. Факторы лидерства предприятия // Человек и труд. — 1992. —№ 1.
  32. В. Реформы Е КНР: проблема оценки итогов // МЭиМО. — 1995. —№ 7.
  33. С. Крах «стабилизационной программы» и императив перехода к мобилизационной модели // Российский экономический журнал. -1998.—№ 9−10.
  34. С.Ю. Технологическая эволюция и экономическая теория. — М. 1993.
  35. Государственное регулирование экономики. — СПб., 1999.
  36. А.Г. Основы региональной экономики. — М., 2000.
  37. Дж., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века.- М., 1990.
  38. Р. Российская структурная политика: выбор между неизбежностью и неизвестностью // Вопросы экономики. — 2008. — № 3.
  39. С. Процесс трансформации: германская модель // Экономист. 1999. -№ 5.
  40. Ин-т стратег, развития муниции. образования «Малые города», Вла-дим. гос. ун-т, Владим. фил. РАГС, Агентство муницип. развития- под ред. А. Е. Балобанова и др. Владимир: «Транзит Икс», 2004.
  41. Н. Ориентиры промышленной политики в Свердловской области // Российский экономический журнал. 1998. — № 9 — 10.
  42. З.Л. Опыт формирования региональной инновационной системы. — Владикавказ, 2003.
  43. В., Петров Ю. Индикативное планирование механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. -1998. -№ 7−8.
  44. Европа и Россия: опыт экономических преобразований. — М., 1996.
  45. Закон «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2006 год» / Северная Осетия, 27 апреля, 2006.
  46. Е. Андрей Белоусов: «Мы можем выйти на 4% роста ВВП к 2015 году» // Профиль. —2005. — № 41/7.
  47. A.C. Трансформация российской промышленности и направления государственной промышленной политики // ЭКО. 1999. — № 5.- С. 53−62.
  48. И.Д. Европа регионов. — М.: Международные отношения, 1998.
  49. В.П., Скрябин В. П. Планирование социально-экономического развития малых городов Российской Федерации в условиях местного самоуправления. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
  50. В. К новым социальным императивам России. // Вопросы экономики. — 2008. — № 2 .
  51. Н.П., Савченко И. В. Современный этап процесса реструктурирования экономики России: Проблемы и тенденции // Вестник МГУ.- 1998.-№ 5.
  52. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, 1. М.: Юнити, 1997.
  53. В.Л. Пределы «догоняющего» развития. —М., 2000.
  54. Как работают японские предприятия. — М., 1989.
  55. В.П., Ионов В. Я. Хозяйственный механизм и эффективности промышленного производства. —М.: Наука, 1998.
  56. В. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики России // Российский экономический журнал. — 1999. — № 8.
  57. В., Самохвалов А. О новых подходах к разработке, утверждению и реализации региональных программ // Федерализм. — 2000. —№ 4.во. Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. — М.: Финансы и статистика, 1998.
  58. Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России // Российский экономический журнал. — 1997. —№ 3.
  59. Р. Технологические компании, поддерживаемые венчурным капиталом. Критерии принятия решений // В кн.: Инвестирование в инновационный бизнес: мировая практика венчурный капитал. —М.: ЗелО, 1996.
  60. И. Федеральные целевые программы: опыт разработки и осуществления // Экономист. 1998. —№ 1.
  61. Контуры инновационного развития мировой экономики. М., Наука, 2000.
  62. Концепция социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2007 года.
  63. Я. Что означает «изменение системы»? // Вопросы экономики. — 2008, —№ 2.
  64. Ю.Л. Новая концепция интерпретации хозяйственной деятельности действующих российских предприятий // Вестник МГУ.- 1998. № 5.
  65. Г. Главное эффективность производства // Экономист. — 1998.10.
  66. В. Процессы децентрализации и дивизионализации управления в промышленных компаниях США // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 4.
  67. В. Уроки кризиса и задачи экономической политики // Российский экономический журнал. 1998. — № 9−1 о.
  68. Г., Михайлов А. Социально-экономическое развитие страны // Экономист. — 1999. — № 4.
  69. А.Н., Рославиев В. В., Сорохтин A.B. Организация управления и подготовка персонала в японских компаниях. — М., 1988.
  70. В. И., Фоломьев А. Н., Селезнев А. 3., Смирницкий Е. К. Ин-новационность хозяйственных систем. — М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  71. Н.И., Кисельников A.A. Региональная политика в странах рыночной экономики. — М.: Экономика, 1998.
  72. А.Р. Проблемы методологии и организации разработки комплексных программ. — М.: Наука, 1983.
  73. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Региональные программы в новейшей реформационной ситуации // Российский экономический журнал. — 2000. — № 8.
  74. В., Швецов А. Программные методы регулирования территориального развития // Российский экономический журнал. —1996. — № 2.
  75. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. — М.: УРСС, 1999.
  76. М.Я., Панченко А. И. Комплексные программы в планировании народного хозяйства. — М.: Экономика, 1973.
  77. В., Курнышева И. Долговременные тенденции развития промышленности // Экономист. — 1999. — № 2.
  78. Д. Те ли у реформы ориентиры // Экономика и жизнь. — 1997.15.
  79. В. Об экономическом развитии и не только в контексте будущих достижений науки и техники // Вопросы экономики. — 2008. — № 3.
  80. A.M., Быстряков, А .Я. Экономическая оценка инвестиций.1. М.: Тандем, Экмос, 2001.
  81. В.В., Зубков К. И., Пленкин В. Ю. Модель региона квазикорпорации // Регион: экономика и социология. — 2000. —№ 2.
  82. May В. Российские экономические реформы глазами западных критиков // Вопросы экономики. 1999. — № 11.
  83. May В. Российские экономические реформы глазами западных критиков (окончание) // Вопросы экономики. — 1999. — № 12.
  84. May В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски // Вопросы экономики. — 2008. — № 2.
  85. Межотраслевое управление региональными программами и комплексами. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1981.
  86. И.И., Дягилев A.A. Об унификации методологических подходов в государственной политике инновационного развития регионов // Инновации. — 2007. — № 3.
  87. С. Взгляд на реформы и регулирование экономики // Вопросы экономики. — 1997. — № 6.
  88. Методические рекомендации по оценке эффективности бизнес-планов.1. М.:2002.
  89. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. — М.: Экономика, 2000.
  90. Методические рекомендации по разработке и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. — М., 1997.
  91. Методические указания к разработке целевых комплексных программ по решению региональных проблем, формированию и развитию территориально-производственных комплексов // Плановое хозяйство. — 1980. —№ 4.
  92. Методическое пособие по разработке систем управления проектами на предприятиях и в организациях с различными формами собственности. М.: МГСУ-ИнфоСервис, 1994.
  93. Методологические положения подготовки региональных программ различного уровня. —Новосибирск, 1989.
  94. Методологические положения разработки крупных территориальных программ. — Новосибирск: Наука, 1986.
  95. Методы структурной перестройки предприятий -/ Под ред. А. А. Румянцева. СПб.: ИРЭ РАН, 2000.юо.Мильнер Б. З. Управление промышленностью: проблемы и решения // Вопросы экономики. 1993. -№ 9.
  96. П.А. Экономическое развитие региона: Программный подход. — М.: Наука, 1983.
  97. Ю2.Мовсесян А, О стратегии государственного регулирования экономики // Экономист. — 1998. — № 10.
  98. ЮЗ.Монден Я. «Тойота». Методы эффективного управления.- М., 1989.
  99. Ю4.Мониторинг научно-технического состояния регионов России / В серии «Научно-техническая и инновационная деятельность регионов России». Выпуск 2. — 1994. ю5.Московская модель промышленной политики: Обзор / С. Губанов // Экономист. — 1998. — № 11.
  100. Юб.Наука и технологии в России: прогноз до 2010 года Под. ред. JT.M. Гохберга, Л. Э. Миндели. — М: Центр исследований и статистики науки. 2000.
  101. Общий ход реформы. Реформационный прагматизм как основа модернизации (резюме доклада «К концепции и программе социально-экономического развития России до 2015 года» группы ученых РАН) // Российский экономический журнал. 2007. — № 3.
  102. Ю.Орлов А., Фирсова М. Об условиях разработки региональной экономической политики // Экономист. 1999. — № 12.
  103. Ш. Плетнев К. И. Программно-целевые механизмы в региональной научно-технической политике / Развитие науки и технологий в условиях рыночной экономики России / НИИ регионологии при Мордов. Ун-те. Саранск, 1999. (Прил. № 1 к журн. «Регионология»).
  104. П2.Полищук JL, Щетинин О., Шестоверов О. Посредники между частным сектором и государством: содействие бизнесу или соучастие в коррупции? // Вопросы экономики. — 2008. — № 3.
  105. А. Новая индустриализация: точки роста // Эксперт. — 2007. — № 44.
  106. A.B. Теория и организация американского менеджмента. М.: Изд-воМГУ, 1991.
  107. Г. С. Программно-целевое планирование и управление. — М., 1976.
  108. Постановление Правительства РСО-Алания от 27.09.2002 г. № 218 «О Программе „Качество“ в РСО-Алания на период 2002—2005 гг.».
  109. Постановление Правительства РСО-Алания от 30 08 2002 г. № 180 «Оконкурсном отборе инвестиционных проектов РСО-Алания, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на поддержку предприятий».
  110. Постановление Правительства РСО-Алания от 9 ноября 2007 г. № 288 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года».
  111. Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период // Экономист: — 1999. — № 5.
  112. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т. Г. Морозовой и A.B. Пискулькина. М.: ЮНИТИ. — 1999.
  113. Программа инновационного развития РСО-Алания. Концепция. 1998 г.
  114. Программа «Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия Алания на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РСО-А от 30 ноября 2001 года, № 315. —Владикавказ, 2001.
  115. Программа развития реального сектора экономики (предложения отечественных товаропроизводителей) // «Российский экономический журнал». — № 4. — 2000.
  116. Программа экономического и социального развития Республики Северная Осетия-Алания на 2007−2010 годы от 3 ноября 2006 года № 250.
  117. Промышленная политика: катализатор ускорения экономического роста России? // Вопросы экономики. — 2007. — № 11.
  118. .А., Голубков Е. П., Пекарский JI.C. Системный подход в перспективном планировании. —М.: Экономика, 1975.
  119. С. Реструктуризация управления промышленностью как один из путей выхода из кризиса // Проблемы теории и практики управления.— 1998.— № 2.
  120. Региональное программное планирование: Вопросы теории и практики. — Новосибирск: Наука, 1981.
  121. К. Об американской экономике // Профиль. — № 48/24. — 2007.
  122. Реформирование и реструктуризация предприятий. Методика и опыт. -М.: ПРИОР, 1998.
  123. П. А. Эффективность инновационно-инвестиционных проектов // Российский путь в экономике. Серия: Россия накануне XXI века. Выпуск 7. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.
  124. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики: Рекомендации международной научно-практической конференции, проведенной Советом Федерации РФ и Институтом экономики РАН // Российский экономический журнал. — 1997. — № 4.
  125. A.A. Развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере экономики // Инновации. 2007. — № 4.
  126. Сайт международной сети по оценке программ http://ipen21 .org/ipen.
  127. Северная Осетия — Алания в цифрах 2006. Краткий статистический сборник. — Владикавказ, 2008.
  128. Сигов. Гуманитарные науки. — 1998. — № 1.
  129. Н. Особенности региональной инвестиционной политики стран Запада // Проблемы теории и практики управления. — 1996. — № 6.нз.Сироткин О. Технологический облик России на рубеже XXI века // Экономист. — 1998. — № 4.
  130. Социальное рыночное хозяйство//под ред. В. С. Автономова. Перевод с нем. — М., 1999.
  131. А.В. Реализация государственной научно-технической и инновационной политики // Инновации. — 2007. — № 3.
  132. С.А., Чертов Н. А. Подходы к оценке эффектов участников инвестиционных проектов в регионе // Проект СИРЕНА: модели оценки региональной политики. Новосибирск. ИЭиОПП СО РАН, 1999.
  133. М. Промышленность Иркутской области за годы реформ // Экономист. 1999. — № 10.
  134. С. Региональное экономическое развитие на базе программно-целевого подхода: опыт Западной Европы // Регион: экономика и социология. — 2000. — № 1.
  135. Управление проектом / Фил Бэгьюли. — Пер с англ. В. Петрашек. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
  136. Управление региональными программами в США и Канаде. — М.: Наука, 1993.
  137. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы.// Под ред. акад. РАН Д. С. Львова и чл.-корр. РАН А. Г. Поршнева. — М., 2002.
  138. В., Синицин В. Стратегия промышленного роста // Экономист. — 1998. № 8.
  139. Федеральная целевая программа социально-экономического развития
  140. Юг России" до 2006 года (справочные материалы). — Ростов-на-Дону: Изд-во «Южная столица», 2001.
  141. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». — М., 1995.
  142. JI. «Совет мудрецов» в Германии: чем он нам интересен? // Российский экономический журнал. — 1994. —№ 8.
  143. В.Г. Организационно-экономический механизм стратегического управления хозяйственным комплексом депрессивного региона. -Владикавказ: Ир, 2000.
  144. Е. А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Е. А. Черныш, Н. П. Молчанова, А. А. Новикова, Т. А. Салтанова. — М.: ПРИОР, 1999.
  145. Н.Г. Местное управление в Японии: Состояние и проблемы: Препринт / ИЭПАН УСССР. — Донецк, 1990.
  146. А. Мелкие и средние предприятия в народном хозяйстве ФРГ. // Российский экономический журнал. — 1993. — № 3.
  147. А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. — 1996.—№ 5−6.
  148. Й. Теория экономического развития // Перевод с немецкого. — М.: Прогресс, 1982.
Заполнить форму текущей работой