Актуальность темы
диссертационного исследования. Трансформация условий предпринимательской деятельности и научно-технический прогресс оказали огромное влияние на изменение требований, предъявляемых к информации*, формируемой в учетной системе коммерческой организации. Система бухгалтерского учета должна обеспечивать потребности огромного круга пользователей. Необходимость удовлетворения финансовой информацией внешних пользователей была обусловлена усилением зависимости эффективного существования организации от внешней среды. Новая система управления, цели и задачи внутрифирменной среды ставят качественно новые ориентиры перед управленческим учетом. Контрольная функция учета утрачивает свою первостепенную роль. Особую ценность приобретает информация, на основе которой можно осуществлять стратегическое управление организацией. Приоритетными функциями становятся функции планирования и прогнозирования. Системный и ситуационный подходы к управлению предполагают, что менеджерам организации необходима различная информация для принятия оперативных, стратегических и тактических решений. Деятельность современных средних и крупных организаций диверсифицирована, осуществляется в разных регионах, сегментирована по рынкам. В этой связи особую актуальность приобретает необходимость получения качественной и количественной информации о том, что дает каждый сегмент рынка, отдельный вид продукции или услуг, регион, подразделение, покупатель. Такая информация необходима не только для эффективного управления, но и для принятия решения о слиянии или разукрупнении организации, образовании или ликвидации сегментов, объективной оценки стоимости организации.
Существующая в настоящее время система управленческого учета способна решать только часть задач, стоящих перед стратегическим управлением. Выделение сегментарного учета как новой самостоятельной подсистемы управленческого учета позволит реализовать системный и комплексный подход к формированию и анализу необходимой информации о сегментах деятельности организации. Определение целей и задач составления сегментарной отчетности позволит продемонстрировать реальные возможности и выгоды от предоставления и анализа не только внутренней, но и внешней отчетности по сегментам. Особую актуальность приобретает предоставление внешней сегментарной отчетности, так как она отвечает не только потребностям внешних пользователей финансовой отчетности, но и формирует имидж организации, помогает более обоснованно оценить ее активы. Отсутствие опыта составления сегментарной отчетности у практикующих бухгалтеров и экономистов, методических разработок по вопросам формирования и анализа сегментарной отчетности определяет актуальность создания модели подготовки, предоставления и анализа такого рода информации.
Все это предопределило выбор темы диссертационного исследования, а также ее актуальность.
Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в исследование проблем методологии сегментарного учета и составления отчетности внесли следующие отечественные авторы: Безруких П. С., Бреславцева Н. А., Бахрушина М. А., Ендовицкий Д. А., Кондраков Н. П., Кутер М. И., Палий В. Ф., Соколов Я. В., Ткач В. и другие.
Проблемы анализа сегментарной отчетности нашли свое отражение в работах таких ученых, как Бакаев А. С., Барнгольц С. Б., Гиляровская JI.T., Ковалев В. В., Новодворский В. Д., Шеремет А. Д. и других.
Из зарубежных авторов следует выделить исследования и разработки Боерсема Дж. (Канада), Джири Ю., Нидлз Б., Ортмана Р., Пактера П., Рис Дж., Энтони Р., и другие.
В настоящее время недостаточно разработаны вопросы организации системы сегментарного учета. Бухгалтерский учет, утрачивая свою только контрольную функцию, вызвал появление новых видов учета таких направлений, как сегментарный учет, развитие которого происходит в рамках закономерного сближения бухгалтерского и управленческого подходов. Необходимость рассмотрения в рамках системного подхода и анализа вопросов формирования информации по сегментам деятельности в коммерческих организациях определила актуальность избранной темы.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является формирование теоретико-методологических подходов и организационно-методических положений представления учетной информации по сегментам деятельности коммерческой организации, формирования и анализа сегментарной отчетности организаций. Достижение поставленной цели обеспечивается постановкой и решением следующих задач:
— определить содержание сегментарного учета и отчетности в системе управления коммерческой организации и дать практические рекомендации по совершенствованию национального учетного стандарта;
— изучить нормативно-правовую базу формирования сегментарного учета и отчетности в России, обобщить зарубежный опыт раскрытия информации по сегментам деятельности организации;
— исследовать значение центров ответственности как учетных единиц в системе сегментарного учетаобосновать базовые принципы формирования сегментарной отчетности;
— сформировать и теоретически обосновать методические подходы к сегментации покупателей в системе сегментарного учетавыявить основные направления совершенствования системы организации сегментарного учета;
— разработать проект внешней формы отчетности по сегментам на основе обобщения и систематизации методов, и приемов составления сегментарной отчетности;
— обосновать возможность использования концепции стратегической бизнесединицы в системе сегментарного учета для принятия эффективных управленческих решений;
— разработать методику анализа конкурентных преимуществ на основе информации о сегментах;
— выработать предложения по оценке системы сегментарного учета в условиях изменяющейся внешней среды.
Объект и предмет исследования. Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в ходе формирования системы сегментарного учета и определяющие комплекс теоретико-методологических проблем составления сегментарной отчетности и осуществления анализа хозяйственно-финансовой деятельности на ее основе. В качестве объекта исследования избрано учетное обеспечение управления информацией о сегментах деятельности коммерческой организации. Объектом практической реализации исследования явились диверсифицированные коммерческие организации.
Теоретико-методологической основой, диссертационной работы является применение объективных принципов научного познания, основных положений теории бухгалтерского учета и экономического анализа. В процессе исследования проблем по избранной теме диссертации изучались фундаментальная и специальная литературазаконодательные и нормативные актысоответствующие методические документыматериалы научных конференций и, семинаров.
Исследование выполнено в рамках Паспорта специальности ВАК РФ 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика, раздела 1 Бухгалтерский учет и экономический анализ, п. 1.8. Бухгалтерский учет в организациях различных организационно-правовых форм, всех сфер и отраслей, п. 1.11 Трансформация национальной отчетности в соответствии с международными стандартами и стандартами других стран, п. 1.16 Анализ и прогнозирование финансового состояния организации.
Инструментарно-методический аппарат. Методологический инструментарий исследования базируется на общенаучных и специальных методах познания: диалектическом, сравнительного и логического анализа, системного подхода. В процессе исследования использовались формализация и моделирование, наблюдение, методы группировки данных, логического обобщения, балансовый метод, анализ и синтезиндуктивный и дедуктивный методы, используемые мировой наукой в познании социально-экономических явлений.
Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе законодательной и нормативной базы. Российской Федерации, США, Великобритании, материалов периодической печати, бухгалтерской (финансовой) отчетности, внутренней отчетности организации, справочной литературы, материалов монографических исследований, сборников научных трудов по сегментарному учету и формированию отчетности, статьях отечественных и зарубежных экономистов в периодических изданиях, материалах научно-практических конференций.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что использование методики сегментарного учета, отчетности и ее анализа позволит раскрыть объективное финансово-экономическое состояние коммерческой организации по каждому сегменту ее деятельности, осуществить стратегическое планирование и принять эффективное управленческое решение, в отличие от традиционной методики формирования данных бухгалтерского учета, не позволяющей в полной мере достоверно отразить реальные процессы, проходящие в крупных диверсифицированных компаниях.
Положения, выносимые на защиту.
1. Сегментарный учет является важнейшей составляющей управленческого учета, функционирует параллельно с системой финансового учета и определяется как система сбора, отражения и обобщения информации о деятельности отдельных структурных подразделений организации. Роль системы сегментарного учета и отчетности состоит в информационном обеспечении процесса анализа эффективности деятельности структурных подразделений, функционирующих в рамках организации, в оказании помощи пользователям внешней финансовой отчетности в анализе деятельности диверсифицированной компании, в оценке ее прибылей и рисков, а также в оказании компаниям бухгалтерской информационной поддержки при принятии ими разнообразных управленческих решений.
2. Условием построения системы сегментарного учета и отчетности должно стать деление коммерческой организации на сегменты бизнеса. Такая модель является одной из наиболее эффективных для целей анализа и контроля. Она охватывает все уровни управления и способствует вовлечению всех сотрудников коммерческой организации в процессы управления и контроля. Традиционную сегментацию бизнеса требуется дополнить сегментацией по покупателям.
3. Для эффективного управления материальными и финансовыми потоками в ходе производственно-хозяйственной деятельности всех сегментов коммерческой организации необходима организация следующих этапов: определение отчетных сегментоввыбор формата и содержания сегментарной отчетности в соответствии с системой методов и критериев учетной политики организациисбор и обобщение информации по отчетным сегментам из регистров управленческого и финансового учетараскрытие информации по первичному и вторичному формату сегментарной отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими предоставление информации по сегментам. Для решения вопроса о выборе формата и содержания сегментарной отчетности необходимо выделить блоки первичной и вторичной информации, то есть конкретно определить, будут первичным форматом сегментарной отчетности операционные сегменты или географические. Критериями определения таких блоков в первую очередь являются показатели нормы прибыли и риска.
4. Диверсифицированная организация имеет несколько самостоятельных направлений производственно-хозяйственной деятельности, которые реализуются в рамках стратегических бизнес-единиц, выделение которых в системе сегментарного учета позволяет повысить эффективность производства. Концепция стратегической бизнес-единицы может быть реализована в системе сегментарного учета и отчетности и базироваться на выделении центров инвестиций, анализе текущих бизнес-процессов и формализации их поведения в будущем, а также предполагает разработку стратегии для каждого сегмента бизнеса.
5. Проблема оценки эффективности построения организационной структуры, в том числе сегментарного учета и отчетности состоит в том, что организационная структура не может прямо влиять на финансово-экономические показатели коммерческой организации. Применительно к сегментарному учету и отчетности она предопределяет эффективную работу по предоставлению необходимой информации руководителям и тем самым обеспечивает высокое качество управленческих решений. Своевременные и правильные управленческие решения в свою очередь служат основой улучшения всех финансово-экономических показателей организации, ее конкурентоспособности. Для оценки эффективности построения организационной структуры возможно использование математических методов, метода экспертных оценок организационной структуры (правда, более субъективных). Применение этих методов позволит не только выявить недостатки, но и определить погрешности в организации сегментарного учета.
Научная новизна исследования заключается в, теоретическом обосновании и решении комплекса практических вопросов, связанных с развитием методики сегментарного учета, формирования и анализа сегментарной отчетности, соответствующей национальным и международным стандартам учета и отчетности и обеспечивающей решение важных задач по представлению информации орезультатах финансово-хозяйственной деятельности, В процессе исследования получены следующие наиболее существенные научные результаты:
1. Сформулировано дополнение к Положению по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» 12/2000 (ПБУ 12/2000), позволяющее четко определить обязательность его применения экономическими субъектами и заключающееся в выделении дополнительного финансового критерия, при котором основанием для формирования системы сегментарного учета и отчетности должен служить объем выручки от реализации продукции (работ, услуг), превышающий в 500 тыс. раз установленный законодательством минимальный размер оплаты труда (МРОТ), либо сумма активов баланса должна превышать в 200 тыс. раз установленный законодательством МРОТ);
2. Предложена авторская трактовка определения категории «сегментарная отчетность», заключающаяся в рассмотрении ее как составной части внутренней и внешней отчетности, сформированной по отдельным сегментам бизнеса коммерческой организации, что в отличие от уже имеющихся трактовок подчеркивает системность представления данного вида отчетности, ее связь с целями стратегического развития и эффективного оперативного управления, что позволяет уточнить роль и место сегментарной отчетности в системе бизнес отношений.
3. Разработана внешняя форма отчетности по сегментам, в которой определен перечень отчетных статей (доходы отчетных сегментов, расходы отчетных сегментов, активы отчетных сегментов, обязательства отчетных сегментов первичного формата и доходы, балансовая величина активов, капитальные вложения во внеоборотные активы отчетных сегментов по вторичному формату), необходимый для предоставления внешнего отчета по сегментамэто позволяет унифицировать процесс составления отчетности по сегментам и взаимоувязать показатели, представленные в отчетности по сегментам, с итоговой информацией финансового отчета коммерческой организации.
4. Предложен методический подход к сегментации, примененный в рамках управленческого учета и заключающийся в выделении дополнительного уровня сегментов бизнеса — сегментации по покупателям, который вытекает из понятия «географические сегменты» и позволяет создать целостную основу для анализа перспектив как спроса, так и предложения в целях достижения конкурентных преимуществ коммерческой организацией.
5. Адаптирована и апробирована концепция стратегической бизнес-единицы (центров инвестиций), позволяющая повысить эффективность бизнеса и используемая в рамках системы управленческого учета, предполагающая разработку стратегии для отдельных бизнес-единиц, ее анализ, планирование и прогнозирование деятельности экономического субъекта, исследование внешней среды деятельности холдинга, анализ конкурентоспособности отдельных бизнес-единиц (центров инвестиций).
6. Разработана методика анализа конкурентных преимуществ ведущих предприятий вертолетостроительной отрасли, ориентированная на изучение конкуренции в отраслях и на рынках, базирующаяся на уточненной модели сегментации бизнеса и включающая в себя следующие этапы: 1. Комплексный анализ деятельности предприятий. 2. Сравнительный рейтинговый анализ предприятий отрасли. 3. Анализ однородных сегментов бизнеса предприятий отрасли.
7. Предложен в рамках использования концепции стратегической бизнес-единицы методический подход к оценке эффективности построения системы сегментарного учета и отчетности, суть которой сводится к тому, что с помощью математического аппарата находится решение, в рамках которого качество адаптации организационной структуры системы управления на изменения внешней среды обеспечивает ее устойчивость.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что выводы и рекомендации, сделанные в работе, дают возможность более полно сформировать представление о необходимости, способах представления и анализа информации по сегментам.
Выделенные этапы организации системы сегментарного учета, представленная методика формирования и анализа сегментарной отчетности полезны не только в научных целях, но и в практической деятельности коммерческих организаций. Предложенные разработки носят прикладной характер и могут широко использоваться при составлении отчета по сегментам коммерческими организациями.
Сделанные в ходе исследования выводы могут быть использованы при совершенствовании отечественного стандарта по составлению сегментарной отчетности.
Практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что1 изложенные в ней положения и выводы углубляют представление о сегментарной отчетности организации в рамках современной теории бухгалтерского учета и отчетности, могут быть использованы для создания спецкурсов по предметам «Бухгалтерский (управленческий) учет», «Управленческий анализ».
В практической хозяйственной деятельности коммерческих организаций могут быть применены следующие разработки:
1. Внешняя форма отчетности по сегментам коммерческой организации, являющаяся основой для анализа и позволяющая унифицировать процесс составления отчетности по сегментам.
2. Методический подход к сегментации, применяемый в рамках управленческого учета и предполагающий выделение дополнительного уровня сегментов бизнеса: сегментации по покупателям.
3. Концепция стратегической бизнес-единицы (центров инвестиций), применяемая в рамках системы управленческого учета.
4. Методика анализа конкурентных преимуществ ведущих предприятий вертолетостроительной отрасли, основанная на уточненной модели сегментации бизнеса.
Апробация и реализация результатов исследования. Основные результаты диссертации докладывались на конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Ростовского государственного экономического университета. Выводы и предложения работы были обсуждены на ежегодных региональных научно-практических конференциях.
Полученные результаты исследования обсуждались с руководителями и специалистами ОАО «Роствертол», ОАО «РЗГА № 412». Ключевым моментом апробации полученных результатов явилось внедрение предложений в практическую деятельность ОАО «Роствертол», ОАО «РЗГА № 412», что подтверждено справками о внедрении. По проблеме кандидатской диссертации опубликованы пять печатных работ объемом 2,97 п. л.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование становления, развития и применения сегментарного учетаи формирования отчетности для целей учетно-аналитического обеспечения принимаемых решений при обобщении опыта российских коммерческих организаций вертолетостроительною отрасли позволило автору сделать следующие основные выводы и предложения.
Г. Мы отмечаем, что на сегодняшний день организация сегментарного учета и отчетности представляет собой одно из перспективных направлений управленческого учета.
Сегментарный учет является важнейшей составляющей управленческого учета и функционирует параллельно с системой финансового учета и определяется как система сбора, отражения и обобщения информации о деятельности отдельных структурных подразделений организации. В диссертационном исследовании обоснованы цели внедрения системы" сегментарного учета и отчетности.
Первая — состоит в информационном обеспечении процесса анализа эффективности деятельности структурных подразделений, функционирующих в рамках организации. Решение этой задачи является прерогативой бухгалтерского управленческого учета.
Вторая — в оказании помощи пользователям внешней финансовой отчетности в анализе деятельности! диверсифицированной компании, в оценке ее прибылей и рисков. В связи с тем, что информация о деятельности отдельных сегментов бизнеса не видна из консолидированной финансовой отчетности фирмы, в странах с рыночной экономикой существует и успешно применяется на практике Международный стандарт финансовой отчетности № 14 «Сегментная отчетность».
Третья — воказании компаниям бухгалтерской информационной поддержки при принятии ими разнообразных управленческих решений.
2. На наш взгляд, условием построения системы сегментарного учета и отчетности должно стать деление организации на сегменты бизнеса. В ходе исследования удалось установить, что такая модель является одной из наиболее эффективных для целей анализа и контроля. Она охватывает все уровни управления и способствует вовлечению всех сотрудников коммерческой организации в процессы управления и контроля. Мы рекомендуем выделить пять уровней сегментов организации:
1-й уровень: сегментация по видам деятельности-,.
2-й уровень: по центрам ответственности;
3-й уровень: по рынкам сбыта;
4-й уровень: по видам продукции;
5-й уровень: сегментация по покупателям.
3. 5-й уровень вытекает, на наш взгляд, из понятия географические сегменты: выделение деятельности организации в определенном географическом районе. Но выделение только географических районов деятельности организации не может в полной мере дать оценку стратегии развития организации.
Поэтому сегментирование рынка, на наш-взгляд, должно осуществляться не только путем разбивки рынка на географические единицы: государства, регионы, округа, города, но и разбивкой рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга.
Общая стратегия предложенной нами сегментации представляет собой целостную основу для объединения перспектив как спроса, так и предложения в погоне за конкурентным преимуществом. Условия спроса выражаются в концентрации на выявление и удовлетворение потребностей, вкусов и предпочтений определенных покупательских сегментов. Стратегия предложения сводится к регулированию ресурсов фирмы в тех сегментах, которые в большей степени удовлетворены предложением ценности со стороны фирмы.
4. Автором работы предлагается дополнить действующую модель сегментации организации, поскольку имеющаяся структура управления ОАО «Роствертол» предполагает сегментацию по направлениям, а задачи стратегического управления — деление сегментов на стратегические и оперативные. Если сегментация по уровням в полноймере представлена в модели сегментации, то стратегические задачи управления не нашли свое отражение. Уже имеющуюся модель сегментирования организации можно представить следующим образом.
1 Уровень: сегментация по видам деятельности (таб. 2.4).
2 Уровень: сегментация по центрам ответственности (таб. 2.5).
3 Уровень: сегментация по видам продукции (таб. 2.6).
4 Уровень: сегментации для географического сегмента.
1. Направление: сегментация по рынкам сбыта (таб. 2.7).
2. Направление: сегментация по местам нахождения активов организации.
5 Уровень: сегментации по покупателям.
1. Направление: сегментация по рынкам сбыта (аналог сегментации по географическим сегментам).
2. Направление: сегментация по категориям покупателей.
3. Направление: сегментация по категории продукции.
Каждый уровень разбивается на стратегические и оперативные статусы. В операционном блоке, при разделении на стратегические и оперативные, дается оценка текущих показателей деятельности сегментов, перспективы развития, риски. В географическом блоке и покупательском блоке: показатели развития рынка и отрасли в краткосрочном и долгосрочном аспекте.
5. В мировой практике наиболее известны три стандарта по составлению сегментарной отчетности: SSAP-25 (Великобритания), FAS-131 (США) и МСФО 14 (международный стандарт). Среди принципиальных отличий вышеперечисленных трех стандартов по составлению сегментарной отчетности, по нашему мнению, можно выделить три основных:
• отличия по сферам применения;
• отличия по критериям и способам идентификации сегментов;
• требования об объеме и содержании раскрываемой информации.
6. Составление сегментарной отчетности по ПБУ 12/2000 для российских предприятий сопряжено с рядом проблем. Все проблемы нами были разделены на две группы: проблемы, связанные с переходом на международные стандарты отчетности, и проблемы, связанные непосредственно с составлением сегментарной отчетности.
7. В ходе исследования было установлено, что требования по составлению сегментарной отчетности распространяются* на коммерческие предприятия, причем, согласно п. 3 ПБУ 12/2000, оно может не использоваться при составлении бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства. Действующая редакция ПБУ 12/2000 позволяет некоторым специалистам считать, что сфера применения этого документа существенно ограничена. Таким образом, мы сделали вывод о том, что коммерческая организация обязана представлять отчетность по сегментам в том случае, если выполняется одно из следующих условий:
— организация или ассоциация является составителем сводной бухгалтерской отчетностиорганизация осуществляет различные виды деятельности или производит товары, различающиеся-по технологическому процессу, группам, потребителей, способам реализации и т. д.;
— организация осуществляет свою деятельность в различных географических районах.
При этом все организации должны соответствовать следующему условию: объем выручки организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации (минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательствомРоссийской. Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
В" связи с вышесказанным, мы предлагаем уточнить редакцию существующего Положения с тем, чтобы у составителей финансовой отчетности не возникало разночтений при определении необходимости представления информации по сегментам деятельности.
8. В отечественной литературе встречаются две формулировки: сегментная отчетность и сегментарная отчетность. Русское издание перевода международных стандартов финансовой отчетности использует термин «сегментная отчетность». Однако мы придерживаемся мнения, что правильным вариантом все-таки является термин «сегментарная отчетность», потому что грамматические правила русского языка не рекомендуют при словообразовании использовать одновременное сочетание трех согласных букв (сегментная), так как это осложняет произношение слова и отражается на его благозвучии. Таким образом, мы предлагаем' использовать термин «сегментарная отчетность».
9. Учитывая вышесказанное, мы предлагаем следующее определение понятия сегментарной' отчетности. Сегментарная отчетность — это отчетность, сформированная по отдельным сегментам бизнеса организации. При этом сегментарная отчетность является составной частью внутренней и внешней отчетности. И она является той частью финансовой отчетности, которая позволяет более детально1 и основательно изучить финансовое положение предприятия, и той частью управленческой отчетности, помогающей принятию быстрых оперативных управленческих решений.
10. Ценность сегментарной отчетности для пользователей определяется целями и задачами, которые призвана решать отчетность по сегментам. Целью сегментарной отчетности является предоставление надежной, уместной и сравнимой информации о предприятии по основным сегментам (направлениям) его деятельности для всех заинтересованных пользователей. Чтобы отвечать поставленной цели, сегментарная отчетность должна удовлетворять требованиям пользователей и решать поставленные ими задачи. Из всего спектра задач, которые призвана решать сегментарная отчетность, мы считаем возможным выделить три основные.
Первая задача состоит в предоставлении информации’для пользователей по сегментам бизнеса компании для оценки ее деятельности. Имея в своем распоряжении отчет по сегментам, пользователь может понять и оценить следующую информацию:
— о составе (структуре) компании и (или) ее основных направлениях деятельностиоб относительной величине и рентабельности каждого рассматриваемого сегмента, его активах, доходах и расходах, изменениях за определенный период времени;
— не менее важную информацию из отчета по сегментам можно получить для оценки способности руководства эффективно управлять той или иной структурой предприятия, совершать прибыльные сделки и т. п.
Вторая задача составления сегментарной отчетности состоит в предоставлении информации для расчета и анализа различных показателей (прибыли, убытков, реализации, выручки и т. д.) по сегментам деятельности и для компании в целом.
Третьей задачей составления сегментарной отчетности является предоставление информации по сегментам деятельности для оценки различных рисков и прогнозирования будущих результатов компании.
На наш взгляд, ставить вопрос о приоритетности каждой из трех сформулированных задач неправомерно. Границы их осуществления иногда достаточно условны, одна задача обусловливает решение других и наоборот.
11. На наш взгляд, процесс составления сегментарной отчетности должен состоять из следующих этапов и процедур: определение отчетных сегментоввыбор формата и содержания сегментарной отчетности в соответствии с системой методов и критериев учетной политики организациисбор и обобщение информации по отчетным сегментам из регистров управленческого и финансового учетараскрытие информации по первичному и вторичному формату сегментарной отчетности в соответствии с нормативными документами, регулирующими предоставление информации по сегментам.
12. В ходе исследования нами было установлено, что формирование сегментарной отчетности в первую очередь должно базироваться на системе внутренней отчетности организации. В связи с этим, на первом этапе выделения отчетных сегментов рекомендуется проводить детальный анализ структуры внутреннего отчета организации с целью, решения следующего вопроса: соответствуют ли некоторые элементы внутренней отчетности организации определениям операционного и географического сегмента в ПБУ 12/2000. В любом случае, определение операционных и географических сегментов предполагает долю субъективного решения составителей отчетности. При определении сегментов руководство должно в первую очередь учитывать цель представления отчетности по сегментам. По нашему мнению, если ни организационно-правовая структура, ни внутренняя отчетностьне позволяют определить сегменты, соответствующие определению стандарта, то, скорей всего, представление отчетности по сегментам такой организацией нецелесообразно.
Следующим этапом отбора отчетных сегментов должен стать количественный расчет показателей, предусмотренных стандартом при определении отчетных сегментов. Для* признания сегмента отчетным необходимо «придерживаться следующих требований:
— операционный или географический сегмент считается отчетным, если значительная выручка получена от продажи внешним покупателям;
— выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами составляет не менее 10% от общей суммы выручки;
— финансовый результат сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% от финансового результата всех сегментов;
— активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов;
— если на все отобранные отчетные сегменты приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные сегменты, даже если они не удовлетворяют «правилу 10%».
13. Для решения вопроса о выборе формата и содержания сегментарной отчетности необходимо выделить блоки первичной и вторичной информации. То есть необходимо определить, будут ли первичным форматом сегментарной отчетности операционные сегменты или географические.
Критериями определения таких блоков в первую очередь являются показатели нормы прибыли и риска.
14. Важное примечание, на наш взгляд, не раскрытое в ПБУ 12/2000, но отраженное в МСФО 14, касается необходимости взаимоувязки показателей, представленных в отчетности по сегментам и совокупной информации сводного финансового отчета или просто финансового отчета компании. При представлении сверки доходы сегмента должны сверяться с доходами компании от внешних клиентов" (включая раскрытие суммы доходов компании от внешних клиентовне включенной в доходы сегмента) — результат сегмента должен сверяться^ с сопоставимым показателем операционной прибыли или убытка компании, а также с чистой прибылью или убытком компанииактивы сегмента должны сверяться с активами компанииа обязательства сегмента — с обязательствами компании. По нашему мнению, это существенное и необходимое примечание о сверке показателей должно обязательно найти отражение в<�российском стандарте по сегментарной отчетности. Помимо аналитической функции, которую несет на себе такая сверочная информация, чрезвычайно важной будет являться функция контроля за правильностью составления отчетности по сегментам. Подчеркнем, что это немаловажно в условиях, когда российские составители финансовой отчетности только начинают осваивать отчетность по сегментам, зачастую самостоятельно разрабатывая методики определения сегментов и формирования необходимой информации по ним. Поэтому мы предлагаем форму отчетности .
15. В разрезе географических и операционных сегментов, помимо цифровых данных о реализации по рынкам сбыта, мы предлагаем широко использовать графическую информацию для более наглядного отражения структуры реализации выделенных отчетных сегментов. В* отношении ОАО «Роствертол» было принято решение отразить информацию о географических сегментах с помощью диаграммы. Помимо табличной и-графической формы, отчет по сегментам должен содержать текстовую информацию, в которой раскраиваются основные способы и методы формированияинформации посегментам, а также информация^ об организации и ее деятельности.
16. Сегментарная управленческая отчетность может быть использована менеджерами организации в целях анализа и разработки вариантов оперативных управленческих решений, принимаемых и на стадии производства, и на стадии, реализации.
Один из этапов пpинятияv управленческого решения заключается в. поиске возможных вариантов разрешения определенной проблемы, способствующей достижению поставленных предприятием целей. До последнего времени российские производители вертолетов яростно конкурировали между собой на внешнем рынке, что нередко приводило к демпингу. Правительство решило прекратить подобную практику, создав единый государственный вертолетостроительный холдинг, в состав которого вошли производители вертолетов Ми: Московский вертолетный завод им. Миля (выполняет функцию конструкторского бюро), Улан-Удэнский авиационный завод, Казанский вертолетный завод, две компании, производящие комлектующие для Ми, Московский завод «Вперед» и «Ступинское машиностроительное производственное предприятие», а также должен войти и ОАО «Роствертол».
Объединение вертолетных заводов — беспрецедентный случай в российской практике корпоративной реструктуризации — уникально тем, что государство не имеет контрольных пакетов акций компаний. В двух широко известных случаях объединения — компаний связи (2002 г.) и энергетики (2006 г.) — государственные компании владели контрольными и по большому счету одинаковыми пакетами акций объединяющих компаний, и у государства не было оснований для увеличения (или уменьшения) коэффициентов обмена акций отдельных компаний. Поскольку в. случае с I вертолетным холдингом, не все такпросто,' неизвестно как поведет себя государство.
ОАО «Вертолеты Ми» станет вертикально интегрированной компанией с объемом продаж более 11% -ной долей мирового рынка вертолетной техники. Мы видим несколько преимуществ консолидации.
• Единой компании будет проще продвигать свою технику на зарубежные рынки. Компании не будут конкурировать между собой и сбивать цены.
• Единая компания сможет оптимизировать свои расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, избавиться от дублирующих проектов и расставить приоритеты межу ними.
• Единая компания наконец-то сможет выработать более жесткую политику на рынке ремонта и модернизации вертолетной техники и исключить, по крайней мере, внутреннюю конкуренцию на этом операционном сегменте.
• Единой компании также будет проще создавать центры сервисного обслуживания вертолетов в России и за рубежом.
• Единая компания сможет перейти на единую акцию, что, конечно, будет большим риском для миноритарных акционеров, но в конечном счете это будет наиболее интересно для потенциальных инвесторов.
Это классическая концепция «стратегической бизнес-единицы» (СБЕ) (Separate Business Unit) Данная концепция позволяет ответить на вопрос: каким является бизнес сегодня и каким мы хотим его видеть завтра? И предполагает разработку стратегии для отдельных единиц бизнеса.
На основе анализа общей деятельности входящих в образованный холдинг структурных бизнес — единиц был сделан вывод о возможности вхождения в холдинг ОАО «Роствертол» и стоимости объединенной акции всех заводов.
17. В исследовании были рассмотрены возможности проведения общей оценки деятельности организации на основе информации по сегментам. Основными методами такого анализа являются сравнительный метод и метод относительных показателей. Сравнительный анализ построен на ознакомлении, группировке и сопоставлении данных отчетности рассматриваемого предприятия за различные периоды. В нашем примере с помощью сравнительного анализа сегментарной отчетности были выявлены тенденции и закономерности развития ОАО «Роствертол» за 2004 и 2005 гг., оценивалось влияние процессов, проходящих во внешней и внутренней среде предприятия, определялись перспективы: развития. Анализ относительных показателей позволил рассчитать отношения между отдельными показателями. сегментарной отчетности и определить взаимосвязь, между этими показателями.
18. На основе публикуемой отчетности ведущих вертолетостроительных, предприятий нами был проведен комплексный сравнительный рейтинговый анализ. С помощью данного анализа были рассчитаны и оценены основные показатели деятельности ОАО «Казанский вертолетныйзавод», ОАО «Улан-Удэнский авиационный' завод», ОАО «МВЗим. Миля» Каждому рассматриваемому предприятию-, были присвоены рейтинговые оценки. Комплексный анализ: позволил сделать вывод о том, что ОАО «Роствертол» занимает второе место в рейтинге компаниш отрасли. Однако поскольку деятельность современных вертолетостроительных компаний. достаточно неоднородна, то комплексный, анализ финансовойотчетности необходимо дополнить анализом деятельности предприятий-конкурентов" по операционным и хозяйственным: сегментам, для проведения такого анализа нами были разработаны и представлены в исследовании специальные таблицы. К сожалению^ провестианализ сегментарной- 'отчетности конкурентов на-настоящий момент нам не представилось возможным, так как рассматриваемые предприятияеще не опубликовали такиеотчеты. Однако мы хотим подчеркнуть, что эта информация по сегментам предприятийотрасли недавно появилась в полном' объеме и в ближайшее I время предложенная методика анализа конкурентных преимуществ будет отработана на практическом примере. При этом возможность и ценность комплексного, факторного w анализа конкурентных преимуществ и стратегической позиции организации резко возрастут, а, следовательно, пользователи финансовойотчетностиполучат дополнительнуюкачественно новую информацию^дляшринятия^управленческих решений.
19. В работе была сделана попытка оценки эффективности построения организационной структуры, в том числе структуры сегментарного учета и отчетности. Основная проблема состоит в том, что организационная структура не может прямо влиять на финансово-экономические показатели организации. Структура сегментарного учета и отчетности может только реализовать эффективную работу по предоставлению необходимой информации руководителям и тем самым обеспечить высокое качество управленческих решений. А своевременные и правильные управленческие решения, в свою очередь, служат основой улучшения всех финансово-экономических показателей организации, ее конкурентоспособности. Поэтому, на наш взгляд, приемлемо использование математических методов к оценке эффективности организационной структуры. Помимо математических методов возможно использование метода экспертных оценок организационной структуры (правда, более субъективных). Применение этих методов позволит не только выявить недостатки, но и определить погрешности в организации сегментарного учета.
Мы надеемся, что сделанные нами в ходе исследования выводы и представленные в работе методические указания найдут применение в практике различных организаций, составляющих сегментарную отчетность.