Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мусульманское уголовное право в условиях современного светского государства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принципы шариатского правосудия продолжают оказывать определенное влияние на судебные системы практически всех стран, в правовом развитии которых мусульманское право сохраняет свои позиции. Эти принципы частично действуют в ряде стран Азии и Африки, где мусульмане составляют меньшинство, но пользуются правом регулировать отношения своего личного статуса по нормам шариата. Представляется, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Мусульманское право и уголовная ответственность по шариату
    • 1. 1. Источники и особенности мусульманского права
    • 1. 2. Уголовно-правовые нормы шариата
  • Глава II. Шариат и российское уголовное законодательство
    • 2. 1. Вхождение мусульманского уголовного права в правовую систему России
    • 2. 2. Шариат и российская система права
    • 2. 3. Мусульманская правовая традиция на современном Северном
  • Кавказе

Мусульманское уголовное право в условиях современного светского государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Выбор темы обусловлен ее недостаточной разработанностью. Необходимо актуализировать проблематику, ориентированную на изучение мусульманского уголовного права, поскольку оно помогает понять события, которые происходят сегодня во всем мире и на Северном Кавказе, в частности.

Мусульманское право является одной из крупных систем современного мира, оно оказало и продолжает оказывать влияние на формирование отношений более миллиарда мусульман. Сфера его действия тесно связана с исламом, что обусловлено социальной и юридической сущностью мусульманского уголовного права.

Мусульманско-правовая культура становится все более актуальной и для современной России. Влияние религиозных норм среди населения Северного Кавказа возрастает, в связи с этим вопросы о том, в какой степени нормы шариата могут применяться в северокавказском обществе, в какой форме его отдельные положения могут найти отражение в рамках действующего уголовного законодательства, становятся весьма существенными.

Актуальность исследования мусульманского уголовного права обусловлена и национально-государственным кризисом на юге России. Решение этой проблемы позволит правильно оценить историческое прошлое народов Северного Кавказа, а также адекватно понять сегодняшнюю действительность. Изучение влияния норм шариата на формирование российского уголовного законодательства на разных этапах развития государственности России необходимо для выработки прогнозов на будущее развитие многонациональной страны.

Изучение особенностей правовой культуры северокавказских народов дает возможность наглядно отразить судьбу народов Кавказа. Объективное рассмотрение поставленной проблемы, на наш взгляд, будет способствовать выработке эффективной правовой политики Российской Федерации с учетом возможного взаимодействия российской и исламской правовых культур.

Вопросы взаимодействия и сосуществования российской и исламской правовых культур приобретают не только теоретическое, но и практическое значение. Автором ставится вопрос о возможности обращения к мусульманскому уголовному праву и его доктрине в качестве одного из источников права в рамках европейской правовой традиции.

Представляется, что использование знаний о праве народов Северного Кавказа увеличило бы эффективность и авторитет российского уголовного законодательства. Право обеспечивает связь времен и преемственность поколений, является залогом того, что Россия в состоянии преодолеть сегодняшний системный социальный кризис и занять достойное место в мировом сообществе народов.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются уголовно-правовые нормы шариата. В качестве предмета исследования рассматривается влияние норм шариата на формирование уголовного законодательства в различные периоды российской государственности.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования — исследование вопросов сосуществования отдельных положений шариата и норм уголовного законодательства в отечественной системе права.

Для реализации поставленной цели в рамках диссертационного исследования последовательно решаются следующие задачи:

— исследование особенностей мусульманского уголовного права;

— осуществление анализа уголовно-правовых норм шариата;

— рассмотрение особенностей права присоединившихся к России северокавказских народов;

— определение степени значения отдельных положений шариата в формировании советской системы уголовного права;

— характеристика специфики мусульманской правовой традиции на современном Северном Кавказе.

Источники, теоретическая и методологическая основа исследования. Решение сформулированных задач для достижения поставленной цели реализуется на основе системного подхода. В своем исследовании автор опирается на принципы: объективности, развития, детерминизма, историзма, системной организации общества, целостности. В работе используются методы исторического и логического анализа, сравнительно-сопоставительный подход.

Большим эвристическим потенциалом для выяснения сущности мусульманского права обладает сравнительно-исторический метод. С помощью этого метода путем сравнения выявляется общее и особенное в мусульманском праве, достигается познание различных исторических ступеней его развития.

Познание мусульманского уголовного права основывается на диалектическом принципе единства исторического и логического. Применительно к рассматриваемому вопросу, историческое — это процесс становления и развития шариата, как объекта исследования, а логическоерациональное воспроизведение этого объекта в его существенных качествах и многообразных проявлениях. Применение этого метода дает возможность выявить сущностные характеристики права северокавказских народностей на основе предварительного анализа его детерминированной обусловленности специфическими условиями исторического развития народов Северного Кавказа.

В решении многих вопросов теории права может оказать эффективную помощь синергетический подход, позволяя системно анализировать феномен права в его развитии.

Для реализации намеченных задач используются также исторические, этнологические, социально-психологические и другие методы исследования.

Теоретическим источниковедческим базисом исследования являются, прежде всего, Коран и теоретическое наследие отечественной и зарубежной историко-правовой науки.

Эмпирической основой диссертационного исследования являются фонды Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республики, в частности, постановления съездов Коммунистической партии СССР, ВЦИК, протоколы заседаний пленумов, коллегий, посвященных вопросам регламентации действия норм шариата и судебного строительства, отчеты о деятельности шариатских судов. Для всестороннего анализа поставленной автором научной проблемы использованы результаты анкетного опроса 370 жителей Кабардино-Балкарии.

Центральным элементом исследовательской парадигмы является междисциплинарный подход, позволяющий при использовании данных целого комплекса наук адекватно отразить становление и специфику мусульманского уголовного права на Северном Кавказе.

Научная новизна. Научная новизна работы заключается в том, что вопросы соотношения норм традиционного мусульманского права с принципами действующего уголовного законодательства Российской Федерации (на примере народов Северного Кавказа) не выносились ранее в качестве предмета специального исследования в историко-правовой науке.

Работа представляет собой комплексное исследование вопроса возможного применения отдельных положений мусульманского уголовного права в условиях современной светской России.

Осуществление целостного анализа уголовно-правовых норм шариата позволяет сделать вывод, что многие достижения исламской правовой культуры актуальны на сегодняшний день.

Степень научной разработанности проблемы. В работе предпринята попытка показать сущность событий, которые на Северном Кавказе с учетом их оценки на основе положений мусульманского и светского права.

Анализ взаимодействия и сосуществования российской и исламской правовых культур позволил автору рассматривать мусульманское уголовное право и его доктрину как один из источников права в рамках европейской правовой традициикак одну из возможностей повышения эффективности российского уголовного законодательства, правовой политики Российской Федерации.

Вопросы истории становления и сущности мусульманского права являются комплексной проблемой, которая находит свое выражение в нескольких группах литературных источников.

Проблемы формирования мусульманского права, его источники и особенности подробно проанализированы в работах Р. Давида, Г. М. Керимова, Э. Р. Кулиева, А. Массэ, Р. Шарля и др. В качестве источников мусульманского права все они называют Коран, Сунну, иджму и кияс. Названные авторы определяют шариат как общее учение об исламском образе жизни, комплекс предписаний, обязательных для исполнения мусульманином и закрепленных преимущественно в Коране.

Анализ юридических школ — мазхабов дается в работах М. А. Родионова, М. С. Хайдаровой. Они отмечают, что хотя все правовые школы выводили свои нормы, основываясь на Коране и сунне, различия между ними постепенно приобретали более выраженный характер и судьба правовых школ определялась тем, какой из них отдавал предпочтение тот или иной халиф.

Соотношение мусульманского права, шариата и фикха стали предметом активного изучения ряда ученых: Г. Э. Грюнбаума, В. В. Клочкова, Л. Р. Сюкияйнена, М. Б. Пиотровского. Неоценимый вклад в решение данного вопроса сделан в работах JI.P. Сюкияйнена, который характеризует шариат как основу, источник мусульманского права.

Мусульманское уголовное право (укубат) исследуется в работах В. В. Бартольда, Р. Максуда, М. М. Муллаева, Р. Шарля. Изучению деятельности шариатского суда, обязанностей кази, качеств, необходимых для избрания кази большое внимание уделено Н. Е. Торнау.

Большой вклад в изучение права кавказских народов внесли авторы XIX века. Русский ученый Ф. И. Леонтович продемонстрировал сосуществование и взаимодействие на Кавказе российского, адатного права и шариата. Обширный статистический материал, собранный A.B. Комаровым по Дагестану, свидетельствовал, что по шариату решались все дела, касающиеся религии, семейных отношений, завещаний, наследства и некоторых гражданских исков, а уголовные дела продолжали решаться судом по адатам. В Кабарде по преданиям, собранным Шорой Ногмовым, в XIX веке подлежали суду по шариату не только гражданские, но и уголовные дела, — за обычаем оставались только дела по спорам и тяжбам князей с узденями и дела узденей с холопами.

Одновременно в качестве источников выступают дневники путешественников Дж. Бэла, И. Ф. Бларамбера, Дж. А. Лонгворта, которые отмечали, что при свершении правосудия на Кавказе используются два вида закона — адат и шариат.

Анализ причин сохранения большевиками шариатских судов, характеристика их деятельности содержится в работах A.A. Авксентьева, М. Т. Ансокова, И. Л. Бабича, М. В. Кожевникова, З. Х. Мисрокова. Согласно этим авторам, причина сохранения большевиками шариатских судов заключалась в том, что большие массы населения в регионе после Октябрьского переворота находились под влиянием духовенства.

Вопросы мусульманской традиции на современном Северном Кавказе явились предметом изучения многих авторов: Н. В. Володиной,.

И.П. Добаева, П. И. Магаевой, A.B. Малашенко, С.А. Мозгового^ Ф. М. Мухаметшина, Г. Т. Трофимовой, K.M. Ханбабаева, A.A. Ярлыкапова-, М. М. Ковалевского и др.

Проблемы мусульманского права являются предметом активного изучения отечественных и зарубежных авторов. Однако юридический знаний о генезисе и эволюции мусульманского права народностей Северного Кавказа недостаточно. Этот пробел призвана восполнить данная: диссертационная работа.

Основные положения, выносимые на защиту. На основе проведенного диссертационного исследования вопросов соотношения норм: традиционного мусульманского права с принципами действующего уголовного законодательства Российской Федерации на защиту выносятся следующие положения:

1. Действующие нормы права у присоединившихся к России народов Северного Кавказа представляли ' собой интеграцию адатского и мусульманского права, а также права Российской империи. Формально действие норм шариата распространялось, главным образом, на религиозные и семейные дела, в действительности допускалось также разбирательство уголовных дел по договоренности сторон.

2. Хотя мусульманское уголовное право неизменно, в то же время оно характеризуется гибкостью, возможность для его развития заложена в Коране, оно допускает применение обычая и соглашение сторон, позволяющее, не изменяя самого права, вводить положения, удовлетворяющие потребностям современного общества и повышающие уровень его правовой культуры.

3. В первые годы советской власти, как и до революции, на Северном Кавказе существовал полиюридизм — сосуществование нескольких судебно-травовых систем, где большую роль играл шариат. Сохранение и легитимация Советским государством шариата являлось важной частью национальной политики.

В регионах Российской Федерации с преобладающим мусульманским населением в основе правовой политики возможен принцип соотнесения действующего уголовного законодательства с отдельными положениями мусульманского права. Это возможно при условии, что речь идет не о вмешательстве в деятельность государства ислама как религии, а об обращении к достижениям исламской политико-правовой культуры.

4. Необходимо признать наличие в мусульманском уголовном праве позитивного опыта, который может быть использован в российской правовой системе. Например, такие начала шариата, как совещательность и поиск компромиссов, примирительные процедуры, умеренность, постепенность, открытый характер судопроизводства и другие.

Использование отдельных норм мусульманского уголовного права в официальных правовых актах не противоречит общим принципам российского законодательства, а для осуществления религиозных прав мусульман, гарантированных статьей 28 Конституции Российской Федерации, провозглашающей свободу вероисповедания, обращение к мусульманскому праву неизбежно. Обращение к основам шариата возможно лишь при точном соблюдении двух важных условий. Во-первых, необходим последовательно правовой подход к применению норм не всего шариата, а только некоторых начал мусульманского уголовного права. Во-вторых, используемые элементы мусульманско-правовой культуры должны быть совместимыми с российской правовой системой, и ей не противоречить.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы в качестве теоретико-методологической и источниковедческой базы в общественных и гуманитарных науках, которые ставят проблему мусульманского права.

Материалы и выводы, сделанные в диссертационной работе, могут быть использованы в правотворческом процессе и правоприменительной практикедля повышения правовой культуры населения Северного Кавказа.

Результаты исследований могут использоваться в преподавательской деятельности, в духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодежи.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Сформулированные концептуальные положения и основные теоретические выводы исследования выносились на обсуждение кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского института экономики, политики и права. Определенные результаты исследования внедрены и используются в аналитической и методической деятельности подразделений по противодействию экстремизму МВД России. Отдельные положения диссертации отражены автором в научных статьях, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Тленшева P.M. Адатское право в период присоединения Северного Кавказа к Российской Империи // Бизнес в законе. — 2008 — № 2. — С. 311 -315.

2. Тленшева P.M. «Источники мусульманского права, как элемента российской правовой системы в период присоединения народов Северного Кавказа к России"// «Черные дыры в российском законодательстве. — 2008 -№ 3.-С. 294−297.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и двух приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Существует необходимость разграничения понятий «мусул^=-1ч<1анское право» и «шариат». В основу их разграничения должны быть гх<�ш>лтожены правовые критерии.

Шариат включает все обращенные к людям предписания КШорана и Сунны, а к мусульманскому праву относятся лишь те принципы нормы, которые были разработаны или истолкованы доктриной и отвечают требованиям права.

В собственном смысле, шариат — религиозное явление, в и^сотором можно обнаружить лишь отдельные стороны права. В отличие «от него мусульманское право — преимущественно правовой феномен, ->сотя и представленный в религиозной форме и ориентированный на релсЕ^шгчиозное правосознание.

Важнейшим признаком мусульманского права является по^гцдержка его со стороны государства. В связи с этим оно не может быть по^г^ностью сведено к фикху, так как многие содержащиеся в нем культовые пр^^^вила не являются юридическими. Мусульманское право не совпадает по о?5те=>. ему и с правилами взаимоотношения людей, которые составляют важнузЕ<1^> часть фикха. Не все эти нормы поддерживаются государством, также юри^ I, .1-—отческий характер имеет ряд чисто религиозных норм. Отсюда можно сделатьззывод, что мусульманское право включает только те нормы фикха, ^^готорые пользуются государственной поддержкой, регулируют общео" ^—енные отношения и выражают интересы правящих социально-политических: оил.

Мусульманское право, в котором вопросы ритуала стг <�сг>собны сочетаться с проблемами уголовного права, разрабатывалось в течеьг: Е^г веков и остается неприкосновенным. Хотя мусульманское право неизменно-, ю: о в то же время оно характеризуется определенной гибкостью. Оно предо с=-^="^-вляет большие возможности обычаю, соглашению сторон, которые позволяют, не изменяя самого права, вводить положения, удовлетворяющие потребностям современного общества.

На первый взгляд мусульманское уголовное право может показаться застойной системой, в действительности, возможность для его развития заложена в Коране, которая продуктивно использовалась толкователями шариата на протяжении веков.

Принципы шариатского правосудия продолжают оказывать определенное влияние на судебные системы практически всех стран, в правовом развитии которых мусульманское право сохраняет свои позиции. Эти принципы частично действуют в ряде стран Азии и Африки, где мусульмане составляют меньшинство, но пользуются правом регулировать отношения своего личного статуса по нормам шариата. Представляется, что подобная практика применения отдельных норм мусульманского уголовного права в неисламских странах может быть полезной и для современной Российской Федерации.

Многие достижения исламской правовой культуры актуальны и на сегодняшний день. Необходимо признать наличие в традиционном мусульманском праве позитивного опыта. Например, такие начала шариата, как совещательность и поиск компромиссов, примирительные процедуры, умеренность, постепенность, открытый характер судопроизводства, этика поведения судей могут найти свое место в уголовно-правовой системе России, в частности в мусульманских регионах.

В развитии правового порядка на Северном Кавказе можно выделить четыре периода. Первый период — до присоединения к Российской империи кавказских народов, у которых ислам появился в VIII веке и распространился повсеместно к концу XVII века. Частичный отход от адата и приобщение народов Северного Кавказа к шариату имели положительные последствия. Приобщение к шариату и его применение народами Северного Кавказа означало обращение, движение к идее права. По сравнению с адатом мусульманское право делает огромный шаг вперед к охране и защите правопорядка, в том числе с помощью мер уголовной ответственности, а также процедур и порядка применения юридических санкций.

Второй период — с XIX века, когда правовой строй на Северном Кавказе представлял собой симбиоз законов Российской империи, адата и норм шариата.

Третий период — с октября 1917 года, когда после революции на Северном Кавказе было сохранено частично мусульманское и адатское право.

Четвертый период — с распада СССР и по настоящее время, когда значение религиозных норм среди населения Северного Кавказа сильно возросло. В связи с этим вопрос о том, в какой степени некоторые нормы шариата могут функционировать в северокавказском обществе, в какой форме они могут войти в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство республик, стал особенно актуальным.

Важно еще раз отметить, что обращение к основам шариата и нормам мусульманского уголовного права возможно только при обязательном соблюдении двух важнейших условий. Во-первых, необходим последовательный правовой подход к применению норм шариата.

Поскольку Российская Федерация — светское государство, а мусульмане в ней составляют меньшинство населения, представляется возможным применение не всего шариата, а только некоторых начал мусульманского уголовного права.

Во-вторых, используемые положения мусульманского уголовного права должны быть совместимы с принципами российской правовой системой, и не противоречить им.

Представляется, что лишь в рамках неукоснительного выполнения вышеназванных требований можно рассматривать вопрос о возможности применения норм действующего уголовного законодательства России с учетом национальных и религиозных особенностей отдельных субъектов федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Сборники документов:
  2. Документы внешней политики СССР. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры. 1957. Т.1.
  3. Кавказские горцы. Сборник сведений. Выпуск I. Тифлис. 1868. М.: МНТПО «Адир», 1992.
  4. Конституция Кабардино-Балкарской Республики. Нальчик: «Эль-Фа», 2001.
  5. Съезды народов Терека. Орджоникидзе, 1977.
  6. Монографические исследования, статьи
  7. A.A. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1984.
  8. М.Т. Образование и развитие национальной советской государственности народов Кабарды и Балкарии. Нальчик: «Эльбрус», 1974.
  9. С.А. //Итоги. 1999, № 3.
  10. В.Ю. Мусульманское уголовное право пережиток 5. средневековья // Российская юстиция. 1997, № 11.
  11. И.Л. Правовая действительность и ее исторические корни. В кн.: Россия и Кавказ сквозь два десятилетия. Журнал «Звезда». СПб, 2001.
  12. И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов. М., 1999.
  13. В.В. Сочинения. Т. VI. Работы по истории ислама и арабского Халифата. М.: Наука, 1966.
  14. С.К. История Кабарды. Нальчик, 1953.
  15. Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837−1839 гг. В двух томах. Т.2. Нальчик: «Эль-Фа», 2007.
  16. Л.С. История религий Востока. М., 2000.
  17. Н.В. Государственно-правовая модель ислама: принципы и закономерности// Современное право. 2005, № 10.
  18. Г. Э. Классический ислам. М.: «Наука», 1988.
  19. Р. Основные правовые системы современности. М.: «Прогресс», 1988.
  20. Р. Различные концепции общественного порядка и права // Отечественные записки. 2003, № 2.
  21. И.П. Исламистское движение на Северном Кавказе: тенденции, перспективы развития, векторы противодействия // Центральная Азия и Кавказ. 2006, № 3.
  22. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
  23. История отечественного государства и права. Под ред. О. И. Чистякова. М.: БЕК, 1977. Часть II.
  24. История религии. М.: «Высшая школа», 2007. Т.2.
  25. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону, 1990.
  26. .А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии. Нальчик, 1995.
  27. Ф. Г. Преступление и наказание в обычном праве абхазов / Ф. Х. Камкия // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. -Ростов-на-Дону, 1999.
  28. Г. М. Шариат и его социальная сущность. М.: «Наука», 1978.
  29. Л.И. Ислам. М.: «Наука"Д963.
  30. Л. Ислам в царской России. М.: Гос. антирелигиозное изд-во, 1936.
  31. В.В. Религия, государство, право. М., 1978.
  32. С.М. Избранные статьи и речи. М.: Партиздат. 1937.
  33. М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890
  34. М.В. История Советского суда. М.: Госюриздат, 1957
  35. A.B. Адаты и судопроизводство по ним. В кн.: Кавказские горцы. Сборник сведений. Выпуск I. Тифлис. 1868. М.: МНТПО «Адир», 1992.
  36. Коран. М.: «РАРИТЕТ», 1990.
  37. В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе. Нальчик: «Эльбрус», 1991.
  38. Э.Р. На пути к Корану. М., 2003.
  39. Ф.И. Адаты кавказских горцев. Нальчик, «Эль-Фа», 2002.
  40. Дж. А. Год среди черкесов. Нальчик: «Эль-Фа», 2002.
  41. П.И. Адаты и шариат в судебно-правовой системе карачаевцев // История государства и права, 2005. № 7.
  42. A.B. Ислам для России. М.: РОССПЭН, 2007.
  43. A.B. Исламская альтернатива и исламский проект. М.: «Весь мир», 2006.
  44. A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.: «Гендальф», 2001.
  45. Манна Аммар Абдуль Карим. Преступление и наказание по мусульманскому праву. РУДН, М., 2007.
  46. К. Греческое восстание//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 10.
  47. К., Ибрагимов М.-Р. Тарикат, этничность и политика в Дагестане // Этнографическое обозрение. 2006, № 2.
  48. З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М., 2002.
  49. С.А. Принципы взаимоотношений российских мусульман с обществом и государством // Право и политика. 2002, № 2.
  50. М.М. Происхождение и реакционная сущность шариата. Душанбе: «ИРФОН», 1967.
  51. Ф.М. Ислам в современном российском обществе. В кн.: Мусульмане изменяющейся России. М., РОССПЭН, 2002.
  52. Ф., Дубков А. Мусульманские организации в Российской Федерации // Россия и мусульманский мир. 2001, № 9.
  53. И.Д. Киров на Северном Кавказе. Нальчик, 1960.
  54. Ногмов Шора. История адыхейского народа. Нальчик: «Эльбрус», 1994.
  55. .И. Основные этапы становления федерализма и территориального размежевания в России на Северном Кавказе // Конституции, уставы и договоры субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1998.
  56. М.Б. Ислам вера и образ жизни. // Ислам. Краткий справочник. М., 1986.
  57. Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в ХУ-Х1Х в.в. Майкоп: «Меоты», 1977.
  58. В.Б. Народное право осетин. В кн.: Сборник сведений о Кавказе. I. Нальчик: «Эльбрус», 1991.
  59. М.А. Ислам классический. СПб., 2004.
  60. Сборник адатов жителей Нагорного округа 1864 года. Нальчик: «Эльбрус», 1987.
  61. Сборник адатов кабардинцев. 1844. Нальчик: «Эльбрус», 1991.
  62. Л.Р. Мусульманское право. М.: «Наука», 1986.
  63. Л.Р. Исламская политико-правовая культура и демократизация в мусульманском мире: конфликт или совместимость // Религия и конфликт. М.: РОССПЭН, 2007.
  64. Л.Р. Найдется ли шариату место в российской правовой системе? В кн.: Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2002.
  65. JI.P. Шариат, адат и российское законодательство. В кн.: Мусульмане изменяющейся России.
  66. Л.Р. Шариатское правосудие: теоретические основы и практика // Отечественные записки. 2003, № 2.
  67. Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. Санкт-Петербург, 1850.
  68. Г. Т. Характер взаимоотношений между правовыми традициями // Россия и Кавказ сквозь два столетия. СПб, журнал «Звезда», 2001.
  69. М.С. Основные направления и школы мусульманского права. В кн.: Мусульманское право М., 1984.
  70. K.M. Исламский радикализм на Северном Кавказе // Свободная мысль. 2007, № 3.
  71. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: «Эльбрус», 1992.
  72. Р. Мусульманское право. М: Изд-во иностр. лит-ры. 1959. Шестаков Л. Н. Ислам и права человека // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1997, № 5.
  73. A.A. «Народный ислам» и мусульманская молодежь центрального и Северо-Западного Кавказа // Этнографическое обозрение. 2006, № 2.1. Архив
  74. Центральный Государственный архив Кабардино-Балкарской Республики.
Заполнить форму текущей работой