Управление человеческими ресурсами организации на основе организационной культуры
Диссертация
Выявленные ключевые проблемы характеризуются тесной связью. В частности, проблема отсутствия единых ценностей, норм, правил и процедур определяет существование всех остальных, имея, таким образом, общий характер. В исследовании предлагается в качестве частной рекомендации решения «общей» проблемы — разработка требований к субъектам управления организационной культуры на предприятии, линейным… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы управления человеческими ресурсами организации с учётом параметров организационной культуры
- 1. 1. Человеческие ресурсы современной организации как объект управления
- 1. 2. Управление человеческими ресурсами в системе социально-трудовых отношений
- 1. 3. Основные элементы организационной культуры и их параметры
- 1. 4. Влияние организационной культуры на систему управления человеческими ресурсами
- Глава 2. Влияние организационной культуры на современное состояние и направления совершенствования системы управления человеческими ресурсами российских организаций
- 2. 1. Особенности человеческих ресурсов отечественных организаций и тенденции их развития
- 2. 2. Формирование организационной культуры как среды развития и эффективного использования человеческих ресурсов
- 2. 3. Диагностика системы управления человеческими ресурсами организаций Тамбовской области с учетом параметров организационной культуры
- 2. 4. Направления совершенствования управления человеческими ресурсами предприятий Тамбовской области на основе организационной культуры
Список литературы
- Абалкин, Л.И. Динамика и противоречия экономического роста / Л. И. Абалкин // Экономист. 2004. — № 12. — С. 3−10.
- Аверин, А.Н. Социальные проблемы устойчивого развития России и ее регионов / А. Н. Аверин // Экономика и управление. 2004. — № 1. -С.56−67.
- Агеев, А.И. Организационная культура современной корпорации / А. И. Агеев, М. В. Грачев // Мировая экономика и международные отношения. 1990. — № 6. — С. 47−52.
- Ажлуни, A.M. Организационные структуры предприятия в условиях переходной экономики / A.M. Ажлуни. Орел: Издательство ОРАГС, 1998.- 128 с.
- Ажлуни, A.M. Стратегический менеджмент / A.M. Ажлуни, Г. М. Самостроенко. Орел: Издательство СОЦ, 1998. — 345 с.
- Айказян, А. В поисках совершенства управления / А. Айказян, Е. Нисевич // Вопросы экономики. 1997. — № 2. — С. 154−158.
- Акофф, Р. Планирование будущего корпорации / Р. Акофф. М.: Прогресс, 1985.-324 с.
- Аксенова, Е.А. Управление персоналом в системе государственной службы. / Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров, Х. А. Веков. М.: ГЕЛАН, 2001. — 412 с.
- Алехина, О. «Обучающийся» подход к развитию культуры организации / О. Алехина, О. Староверов // Управление персоналом. 2001. — № 7 (61). — С. 54−56.
- Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. СПб: Питер Ком, 1999.-416 с.
- Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989.-520 с.
- Антонова, С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования / С. Г. Антонова // Высшее образование в России. 1994. -№ 1.- С. 82−87.
- Антропов, В.А. Организация управления подготовкой кадров промышленности / В. А. Антропов. Екатеринбург: УГТУ, 1995. — 232 с.
- Анфилатов, B.C. Системный анализ в управлении /B.C. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин М.: Финансы и статистика, 2002. -368 с.
- Армстронг, М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 328 с.
- Астафьев, А. Культура производства на предприятиях. М.: Профиздат, 1962, — 164 с.
- Баканов, Е. Слагаемые успешного управления / Е. Баканов // Человек и труд.- 1997,-№ 6.-С. 35−39.
- Беков, Х.А. Российские проблемы с позиции теории человеческого капитала / Х. А. Беков // ЭКО. — 2002. № 7. — С. 153−161.
- Бизюкова, И.В. Кадры. Подбор и оценка / И. В. Бизюкова. М.: Моск. рабочий, 1984. — 159 с.
- Блинов, А.О. Искусство управления персоналом / А. О. Блинов, О. В. Василевская. М.: ГЕЛАН, 2001. — 412 с.
- Богатырев, М. Организационная культура предприятия / М. Богатырев // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 1. — С. 104−111.
- Богатырев, М.Р. Организационная культура: сущность и роль в системе управления / М. Р. Богатырев: Дис.. канд. экон. наук. М., 2005. -178 с.
- Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1974. Т. 18. -546 с.
- Браков, А.Е. Можно ли управлять предприятием вместе? / А. Е. Браков / Под ред. И. П. Фаминского и А. И. Наумова. М. — 1990. — 324 с.
- Брунер, Дж. Психология познания / Брунер Дж. -М.: Наука, 1977. 253 с.
- Брэддик, У. Менеджмент в организации / У. Брэддик. М.: ИНФРА-М, 1997. — 344 с.
- Бурков, В.Н. Модели и методы управления организационными системами / В. Н. Бурков, В. А Ириков. М.: Наука, 1994. — 345 с.
- Бушмарин И. Квалификация рабочей силы ведущий компонент производительных сил / И. Бушмарин // Мировая экономика и международные отношения. — 2003. — № 10. — С. 66−73.
- Бушмарин И. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада / И. Бушмарин. М.: ИНФРА-М, 1998. — 297 с.
- Веселова, Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры / Н. Г. Веселова / Под ред. В. А. Трайнева. М.: ИТК «Дашков», 2002. -340 с.
- Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. М.: Юристъ, 1998. — 452 с.
- Вильховченко, Э.Д. Новое в культуре труда, производства, компании / Э. Д. Вильховченко // Мировая экономика и международные отношения. 1994.-№ 12, — С. 81−93.
- Виссема, X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): пер. с англ. / X. Виссема М.: ИНФРА-М, 1996. — 288 с.
- Витке, Н.А. Организация управления и индустриальное развитие / Н. А. Витке. М.: ООО «Луч», 1995. — 158 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. М.: Изд-во МГУ, 1995.-252 с.
- Виханский, О.С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Гардарики, 2001. — 528 с.
- Воронин, В.Н. Социально-психологические механизмы формирования организационной культуры / В. Н. Воронин: Автореф. дис. д-ра психол. наук.-М., 1999.-42 с.
- Гастев, А.К. Как надо работать / А. К. Гастев. М.: Экономика, 1972. -478 с.
- Гвишиани, Д.М. Организация и управление / Д. М. Гвишиани. М.: «Наука», 1972.-423 с.
- Генкин, Б.М. Экономика и социология труда / Б. М. Генкин. М.: Изд. группа Норма-инфра, 1998. — 267 с.
- Гнетов, А.Б. Организационная культура в системе стратегического менеджмента предприятий сферы услуг / А. Б. Гнетов: Дис. канд. экон. наук.-М., 2005.- 184 с.
- Грачев, М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации / М. В. Грачев. М.: Дело ЛТД, 1993. -208 с.
- Грейсон, Дж. К. мл. Американский менеджмент на пороге XXI века: пер. с англ. / Дж. К. мл. Грейсон, К. О’Делл / Авт. предисл. Б. З. Мильнер. -М.: Экономика, 1991. 319 с.
- Гроув, Э. Высокоэффективный менеджмент / Э. Гроув. М.: Филинъ, 1996. -462 с.
- Грошев, И.В. Организационная культура: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 61 100 «Менеджмент организации» / И. В. Грошев, П. В. Емельянов, В. М. Юрьев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 288 с.
- Грошев, И.В. Каков руководитель такова организация / И. В. Грошев, П. В. Емельянов // Проблемы теории и практики управления. — 2003. -№ 5.-С. 97−102.
- Гудкова, Т.В. Культура формы как фактор повышения эффективности ее функционирования / Т. В. Гудкова // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2005. — № 6. — С. 53−64.
- Достанко, П. Корпоративизм, рыночная активность и культура управления / П. Достанько // Проблемы теории и практики управления. -2001.-№ 4. -С. 87−92.
- Дугельский, А.П. Стратегический менеджмент на промышленном предприятии / А. П. Дугельский // ЭКО. 2005. — № 12. — С. 43−56.
- Дункан, Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. / Д. У. Дункан. М.: Дело, 1996. — 272 с.
- Дятлов, С.А. Основы теории человеческого капитала / С. А. Дятлов. -СПб.: СПбГИЭА, 2004. 432 с.
- Дьякова, О.В. Экономический анализ региональной поляризации: Монография / Под науч. ред. Б. И. Герасимова // О. В. Дьякова, Б. И. Герасимов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2005. — 276 с.
- Егоршин, А.П. Управление персоналом / А. П. Егоршин. Н. Новгород: НИМБ, 1997.-628 с.
- Ерастова, А.В. Управление формированием и развитием организационной культуры (на примере промышленных предприятий Республики Мордовия) / А. В. Ерастова: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Саранск, 2002. — 16 с.
- Ефимова, М.Р. Статистические методы в управлении производством / М. Р. Ефимова. М.: Финансы и статистика, 1998. — 214 с.
- Ефремов, B.C. Стратегическое управление в контексте организационного развития / B.C. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 4. — С. 61−64.
- Жарикова, Ю.Н. Организационная культура в системе профессиональной подготовки и трудовой адаптации специалистов / Ю. Н. Жарикова: Дис.. канд. экон. наук. Омск, 2005. — 233 с.
- Журавлёв, П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран. Учебное пособие / П. В. Журавлёв, Ю. Г. Одегов, Н. А. Волгин. -М.: «Экзамен», 2002. 448 с.
- Жеребин, В.М. Экономический рост, занятость и уровень жизни населения / В. М. Жеребин, Н. А. Ермакова, В. Н. Землянская // Вопросы статистики. 2003. — № 7. — С. 28−37.
- Забродин, Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами / Ю. М. Забродин. М.: Финстатинформ, 2002. — 358 с.
- Зайцев, Г. Г. Управление персоналом. Часть 1.: Учебное пособие. / Г. Г. Зайцев. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 348 с.
- Закон РФ «О занятости населения в РФ» (новая редакция) / Сборник законодательства РФ. 1996, — 17. от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 10.01.2003 № 8-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ.
- Замков, О.О. Математические методы в экономике / О. О. Замков, А. В. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных. М.: Издательство «ДИС», 1998. -368 с.
- Заславская, Т. О движущих силах трансформации российского общества / Т. Заславская // Общество и экономика. — 2003. № 6. — С. 61−69.
- Иванова, J1.B. Особенности трансформации профессиональной культуры управления в переходный период / J1.B. Иванова // Обновление культуры: проблемы и перспективы. М.: Издательство РАУ, 1993. -С.23−26.
- Иванцевич, Д.М. Человеческие ресурсы управления / Д. М. Иванцевич, А. А. Лобанов. М.: Дело, 1993. — 424 с.
- Кадровая служба рыночной экономики. Выпуск 9. Правила делового общения и методики оценки кадров / Под ред. С. В. Катрича. М.: «Дело», 1991.-394 с.
- Казибекова, К.С. Организационная культура проекта / К. С. Казибекова: Дис.. канд. экон. наук. М., 2005. — 247 с.
- Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
- Карлофф, Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы / Б. Карлофф. М.: Экономика, 1991. — 436 с.
- Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие / А. В. Карпов. -М.: Гардарики, 2000. 584 с.
- Катков, В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии / В. Катков // Управление персоналом. 2000. — № 11. -С. 66−70.
- Козлов, В.Д. Управление организационной культурой / В. Д. Козлов. -М.: МГУ, 1991.- 138 с.
- Комисарова, Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие/Т. А. Комисарова. ~М.: Дело, 2002. 312 с.
- Кочеткова, А.И. Основы управления персоналом / А. И. Кочеткова. М.: ТЕИС, 1999.-88 с.
- Красовский, Ю.Д. Организационное поведение / Ю. Д. Красовский. М.: ЮНИТИ, 1999.-472 с.
- Кувалдин, Д. Экономический кризис 90-х: реакция предприятий / Д. Кувалдин // Российский экономический журнал. 2005. — № 8. — С. 10−17.
- Кузьмин, И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент / И. А. Кузьмин. М.: Технологическая школа бизнеса. 1994. — 192 с.
- Кузьменко, Ю.В. Региональные особенности формирования эффективного механизма занятости специфических социальных групп / Ю. В. Кузьменко: Дис.. к. экон. наук. Тамбов, 2003. — 179 с.
- Левин, Б. Система поддержки кадровых решений / Б. Левин, Л. Карпов, Н. Каляцкая //Кадры. 1996.-№ 3, — С. 12−15.
- Левкин, Н. Организационная культура: необходимость систематизации ключевых положений / Н. Левкин // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 4. — С. 8−16.
- Леонтьева, Л.С. Совокупная организационная культура как ресурс развития региона/Л.С. Леонтьева: Дис.. д-ра. экон. наук. М., 2004. — 240 с.
- Лиз, М. Стратегия управления трудовыми ресурсами в странах с переходной экономикой / М. Лиз // Материалы международной конференции «Управление человеческими ресурсами: стратегия и практика». Алма-Ата, 1996. — С. 4−22.
- Лифшиц, А.С. Основы управления персоналом: Учебное пособие/ А. С. Лифшиц.- Иваново: ИвГУ, 1995. 367 с.
- Лобанов, А.А. Человеческие ресурсы управления / А. А. Лобанов, М. А. Иванцевич. М.: «Дело», 1993.-345 с.
- Лопатникова, Л.И. Экономико-математический словарь / Л. И. Лопатникова. М.: Наука, 1987. — 380 с.
- Лысков, А.Ф. Проблемы инвестирования в человеческий капитал / А. Ф. Лысков // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — № 4. С. 106−110.
- Львов, Д. Еще раз о реформированном потенциале теории СОФЭ / Д. Львов, Ю. Овсиенко, Ю. Сухотин // Российский экономический журнал. 1999. — № 9. — С. 60−71.
- Магура, М.И. Отбор персонала, и управление человеческими ресурсами организации / М. И. Магура // Управление персоналом. 2000. — № 7 (49).- С. 40−50.
- Магура, М.И. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений / М. Магура // Управление персоналом. 2002. — № 1. — С. 37−38.
- Макконнел, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: пер. с англ. / К. Р. Макконнел, С. Л. Брю М.: Республика, 1992. -452 с.
- Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. -М.: Мысль, 1983.-284 с.
- Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятий / Е. В. Маслов. М.: ИНФРА-М, 1998.-354 с.
- Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы: пер. с англ. / А. Маслоу. М.: Смысл, 1999. — 425 с.
- Мескон, М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1999. — 800 с.
- Мильнер, Б.З. Теория организаций / Б. З. Мильнер. М.: ИНФРА-М, 1999.-336 с.
- Мисникова, Н.А. Организационная культура и ее роль в менеджменте / Н. А. Мисникова: Дис.. канд. экон. наук. М., 2001. — 148 с.
- Могутнова, Н.Н. Корпоративная культура: понятие, подходы / Н. Н. Могутнова // Социологические исследования. 2005. — № 4. С. 130−136.
- Молл, Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение / Е. Г. Молл. М.: Финансы и статистика, 1998. — 160 с.
- Мордовии, С.К. Управление человеческими ресурсами / С. К. Мордовии. М.: ИНФРА-М, 2000. — 270 с.
- Ю1.Мясоедова, Т. Г. Человеческий капитал и конкурентоспособность предприятия / Т. Г. Мясоедова // Менеджмент в России и за рубежом. -2005.-№ 3.-С. 29−37.
- Наемный труд на переломных этапах развития экономики. — М., 1999. -320 с.
- Наумов, А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) / А. Наумов // Менеджмент. 1996. -№ 3.-С. 70−103.
- Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию, http: // www. economy, gov. m / natreport / index. Htm.
- Нессонов, Г. Г. Управление персоналом коммерческой организации / Г. Г. Нессонов. М.: ИНФРА-М, 2005. — 468 с.
- Никитина, И.А. Эффективность систем управления персоналом / И. А. Никитина. СПб.: СПбГИЭА, 1998. — 364 с.
- Норберт, Т. Развитие персонала как инструмент управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. 1993. -№ 2.- С. 69−74.
- Организация и проведение аттестации государственных служащих (Методические основы). М.: НИИ труда, 1997. — 345 с.
- Основы социального управления: Учебное пособие / А. Г. Гладышев,
- B.Н. Иванов, В. И. Патрушев / Под ред. В. Н. Иванова. М.: Высшая школа, 2001.- 280 с.
- Оценка работников управления / Под редакцией Г. Х. Попова. М., «Московский рабочий», 1976. — 220 с.
- Павлуцкий, А. Люди и организация — технология усовершенствования компаний / А. Павлуцкий // Управление персоналом. 2000. — № 3.1. C.70−73.
- Питере, Т. В поисках эффективного управления / Т. Питере, Р. Уотерман- М.: Международные отношения. 1986. 354 с.
- ПЗ.Погорадзе, А. А. Культура производства: сущность и факторы развития / А. А. Погорадзе. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990. -208 с.
- Полякова, О.Н. Оценка деятельности работников в системе управления человеческими ресурсами организации / О. Н. Полякова: Автореф. дис. канд. экон. наук. Воронеж, 1998. — 17 с.
- Полянская, О.В. Организационная культура как ресурс управления предприятием: сравнительный социологический анализ российского и немецкого опыта / О. В. Полянская: Дис.. канд. социол. наук. М., 2006.- 175 с.
- Потемкин, А. Виртуальная экономика и сюрреалистическое бытие России. Порог XXI века. Экономика. / А. Потемкин. М.: ИНФРА, 2000.- 384 с.
- Пригожин, А.И. Деловая культура: сравнительный анализ / А. И. Пригожин // Социологические исследования. 1995. — № 7. -С. 74−80.
- Пригожин, А.И. Проблемы синергии организационных культур в русско-американских совместных предприятиях / А. И. Пригожин // Менеджмент. 1995. — № 1. — С. 60−76.
- Пригожин, А.И. Современная социология организаций / А. И. Пригожин.- М.: Интерпакс, 1995. 295 с.
- Пусенкова, Н. Роль человеческого фактора в работе фирмы / Н. Пусенкова // Кадры. 1994. — № 3. — С. 5−8.
- Путь в XXI в.: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. кол-ва Д.С.Львов- отд. экон. РАН- науч. ред. совет изд-ва «Экономика». М.: Экономика, 2000. — 387 с.
- Радаев, В.В. Экономическая социология / В. В. Радаев. — М.: Аспект Пресс, 2000. 345 с.
- Радугин, А.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления / А. А. Радугин, К. А. Радугин. Воронеж, 1995. — 195 с.
- Родин, О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность / О. Родин // Менеджмент. 1998. — № 7. — С. 67−77.
- Романова, О.С. Организационная культура: теоретический и организационно-управленческий аспекты / О. С. Романова: Дис. канд. экон. наук. Иваново, 2004. — 229 с.
- Румянцева, З.П. Менеджмент организации. Учебное пособие / З. П. Румянцева, Н. А. Соломатин, Р. З. Аконирдин. М.: ИНФРА-М, 1996.- 432 с.
- Рюттингер, Р. Культура предпринимательства / Р. Рюттингер. М.: Экономика, 1992. — 239 с.
- Савина, Ю.В. Организационная культура предприятия как основа перестройки работы кадровых служб в современных условиях / Ю. В. Савина: Дис.. канд. экон. наук. -М., 2006. 120 с.
- Савченко, Л.С. Организационная культура как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности / Л. С. Савченко: Дис.. канд. экон. наук. -М., 2003. 189 с.
- Самыгин, С.И. Менеджмент персонала / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.
- Слюсаревский, Н.Н. Субкультура как объект исследования / Н. Н. Слюсаревский // Социология: теория, методы, маркетинг. 2002. -№ 3, — С. 117−127.
- Соломандина, Т.О. Организационная культура и климат: взаимозависимость и влияние на эффективность работы компании / Т. О. Соломандина, В. Кишеня // Управление персоналом. 2005. -№ 4(111). -С. 55−59.
- Соломандина, Т.О. Организационная культура и климат: взаимозависимость и влияние на эффективность работы компании / Т. О. Соломандина, В. Кишеня // Управление персоналом. 2005. -№ 5 (112). -С. 35−38.
- Соломанидина, Т.О. Организационная культура компании / Т. О. Соломанидина. М.: ООО Журнал «Управление персоналом», 2003. -456 с.
- Соломанидина, Т.О. Организационная культура как социально-экономическое пространство управления человеческими ресурсами / Т. О. Соломанидина: Дис.. д-ра экон. наук. -М., 2003.-356 с.
- Спивак, В.А. Корпоративная культура / В. А. Спивак. СПб.: Питер, 2001. -352 с.
- Страхова, О. Анализ динамики трудового потенциала жизненно необходим / О. Страхова, Л. Слепнева // Человек и труд. 2003. — № 2. -С. 34−40.
- Стоянова, В.А. Оценка влияния организационной культуры предприятия на эффективность производственной деятельности / В. А. Стоянова // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — № 1. — С. 3−9.
- Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под общ. ред. Л. И. Абалкина. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. 387 с.
- Сухорукова, М.А. Ценности как ключевой элемент организационной культуры / М. А. Сухорукова // Управление персоналом. 2000. — № 11. -С. 34−38.
- Томилов, В.В. Культура организации предпринимательской деятельности: Учебн. пособие / Санкт-Петербург, университет экономики и финансов / В. В. Томилов. СПб., 1993. — 114 с.
- Томилов, В.В. Формирование организационной культуры экономических систем / В. В. Томилов // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 1. — С. 69−73.
- Томилов, В.В. Культура предпринимательства / В. В. Томилов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 368 с.
- Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: пер. с англ. / А. А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. -М.: ЮНИТИ, 1998.-576 с.
- Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 370 с.
- Ушкалов, И. Утечка умов: масштабы, причины, последствия / И. Ушкалов, И. Малаха. М., 2004. — 256 с.
- Федоренко, В.Н. Оценка руководителей и специалистов трудовых коллективов в новых условиях экономической деятельности / В. Н. Федоренко: Автореф. дис. канд. соц. наук. М., 1990. — 24 с.
- Федосеев, В.Н. Управление персоналом / В. Н. Федосеев, С. Н. Капустин. М.: ИНФРА-М, 2005. — 360 с.
- Фей, К. Организационная культура и эффективность: российский контекст / К. Фей, Д. Денисон // Вопросы экономики. 2005. — № 4. -С. 58−74.
- Филанович, С.Р. Курсы по управлению человеческими ресурсами в университетах и бизнес-школах США / С. Р. Филанович // Материалы Международной конференции «Управление человеческими ресурсами: стратегия и практика». Алма-Ата, 1996. — С. 13−15.
- Фишер, С. Экономика: пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М.: «Дело ЛТД», 1993. — 344 с.
- Ханин, Г. И. Российская экономическая эйфория образца 2000 г. / Г. И. Ханин // ЭКО. 2006. — № 9. — С. 184−189.
- Хейне, П. Экономический образ мышления: пер. с англ. / П. Хейне. -М.: Изд-во «Дело», 1992.-450 с.
- Хрупкий, В. Реферат статьи Питера Друкера «Труд и управление в современном мире» и послесловие к нему / В. Хрупкий // Российский экономический журнал. 1993. — № 5. — С. 67−75.
- Черненко, А.Л. Культура производства. Методологические и методические аспекты исследования / А. Л. Черненко. Ростов-на-Дону: Издательство РИНХа, 1993. — 89 с.
- Черненко, А.Л. Культура производства: предпосылки и направления современной концепции / А. Л. Черненко. Ростов-на-Дону: Издательство РГЭА, 1995. — 89 с.
- Черных, Л.А. Мотивационное управление персоналом / Л. А. Черных: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Воронеж, 1999. — 16 с.
- Черных, Е.А. Организационная культура предприятия в системе управления персоналом / Е. А. Черных: Дис.. канд. экон. наук. М., 2006.-212 с.
- Чжан, Бо Организационная культура как фактор развития системы управления человеческими ресурсами в китайских компаниях / Бо Чжан: Дис. канд. экон. наук. СПб., 2006. — 178 с.
- Шарипов, Ф.Ф. Организационная культура как фактор реализации проектов организационного развития / Ф. Ф. Шарипов: Дис. канд. экон. наук. М., 2002. — 252 с.
- Шейн, Э. Организационная культура и лидерство- пер. с англ. / Э. Шейн / Под ред. В. А. Спивака. СПб.: Питер, 2002. — 336 с.
- Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации / С. В. Шекшня / Учебно-практическое пособие. М.: «Интел-Синтез», 1997.-336 с.
- Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации / С. Шекшня // Управление персоналом. 1998. — № 10. — С. 90−93.
- Шекшня, С.В. Управление персоналом: в поисках новой парадигмы (Технологии Управления персоналом в России. Опыт профессионалов) / С. Шекшня. М.: «HRC. Кадровый клуб», «Книжный мир», 2001. -480 с.
- Шекшня, С.В. Управление человеческими ресурсами в России и СНГ: сегодня и завтра / С. В. Шекшня // Управление персоналом. 1998. -№ 6.-С. 18−24.
- Шепель, В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера / В. М. Шепель. М.: Дом педагогики, — 2000. — 544 с.
- Шихирев, П.Н. Введение в российскую деловую культуру / П. Н. Шихирев. М.: Новости, 2000. — 435 с.
- Шольц, К. Организационная культура: между иллюзией и реальностью / К. Шольц // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 3. -С. 111−114.
- Шулер, Р.С. Управление человеческими ресурсами / Р. С. Шулер // Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. -СПб.: Питер, 2002. С. 158−179.
- Шустерман, Д.М. В культуре России очень много магического / Д. М. Шустерман // Управление персоналом. 2000. — № 11. — С. 9 — 13.
- Щербина, B.C. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования, функции / B.C. Щербина // Социологические исследования. 1996. -№ 7. — С. 47−52.
- Щербина, B.C. Организационная культура как фактор перехода к рыночной экономике / B.C. Щербина: Дис.. канд. экон. наук. М., 1999.- 146 с.
- Юрьев, В.М. Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего: монография / В. М. Юрьев, И. В. Грошев, В. Д. Мамонтов, В. В. Смагина. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002.-355 с.
- Юрьев, В.Н. Маркетинговые информационные системы промышленных предприятий / В. Н. Юрьев. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. — 214 с.
- Allcorn, S. Understanding Organizational Culture as the Quality of Workplace Subjectivity / S. Allcorn // Human Relations. 1995. — Vol. 48. — № 1. -P. 73−96.
- Alvesson, M. Cultural Perspectives on Organizations / M. Alvesson. -Cambridge, University Press, 1993. 421 p.
- Barley, S. Semiotics and the Study of Occupational and Organizational Culture / S. Barley // Administrative Science Quarterly. 1988. — № 28. -P. 393−414.
- Barney, J. Organizational Culture: Can it be a Source of Sustained Competitive Advantage? / J. Barney // Academy of Management Review. -1986,-Vol. 2,-№ 3,-P. 656−659.
- Bates, K. The Crucial Interrelationship Between Manufacturing Strategy and Organizational Culture / K. Bates, D. Susan, R. Schroeder, W. Morris // Management Science. 1995. — Vol. 41. -№ 10. — P. 1565−1580.
- Brown, A. Organisational Culture / A. Brown. London: Pitman Publishing, 1995.-437 p.
- Collins, D. Organizational Change / D. Collins. London: Routledge, 1998. -387 p.
- Cooke, R. Behavioral Norms and Expectations: a Quantitative Approach to the Assessement of Organizational Culture / R. Cooke, D. Rousseau // Group and Organizational Studies. 1988. — № 13. — P. 245−273.
- Cooke, R. Organizational Culture Inventory / R. Cooke, J. Laffern. -Plymouth. MI: Human Synergistics, 1989.-432 p.
- Dalmau, T. Managing Ambiguity and Paradox / T. Dalmau, R. Dick // Paper presented to the 8th International SCOS Conference on Organizational Symbolism and Corporate Culture. Copenhagen, Denmark, June 1991.
- Drennan, D. Transforming Company Culture / D. Drennan. London: McGraw-Hill, 1992.-398 p.
- Fey, C. Organizational culture and effectiveness: The case of foregin firms in Russia / C. Fey, D. Denison // Working Paper Series in Business Administration. 2000. — April. — P. 8−24.
- Fombrun, C.J. Strategic human resource management / C.J. Fombrun, N.M. Tichy, M.A. Devanna. New York: Wiley, 1984. — 366 p.
- Frost, P.L. Moore and others (eds.) Refraining Organizational Culture / P.L. Frost. California: Sage Publications, 1991. — 356 p.
- Golden, K. A The Individual and Organizational Culture: Strategies for Action in Highly-Ordered Contexts / K.A. Golden // Journal of Management Studies.- 1992, — Vol. 29, — № 1,-P. 1−21.
- Gratton, L. People processes as a source of competitive advantage / L. Gratton, V. Hailey, P. Stiles. Oxford: Oford university press, 1999. — 422 p.
- Guest, D.E. Human resource management: the workers verdict / D.E. Guest // Human resource management journal. 2003. — № 9 (2). — P. 5−25.
- Harper, K. Employee / Organizational Climate Assessment / K. Harper. -Presentation, 1998.-21 p.
- Harris, P.R. Managing Cultural Differences / P.R. Harris, R.T. Morran. New York: Gulf Publishing Company, 1991. — 342 p.
- Herzberg, F. The Motivation to Work / F. Herzberg, B. Mausner, B. Snyderman. New York: Harper & Row, 1959. — 421 p.
- Hofstede, G. Cultures and Organizations: Software of the Mind / G. Hofstede. London: McGraw-Hill, 1991. — 298 p.
- In the Realm of Organization / ed. by R. Chia. London: Routledge, 2001. -323 p.
- Kotter, T. Corporate Culture and Performance / T. Kotter, J. Heskett. New York: The Free Press, 1992. — 403 p.
- Lewin, K. Field theory in social science / K. Lewin. New York: Harper & Row, 1951.-280 p.
- Lewis, D. Organizational Change: Relationship between Reactions, Behavior and Organizational Performance / D. Lewis // Journal of Organizational Change Management. 1994. — Vol. 7. — № 5. — P. 41−55.
- Martin, J. Cultures in Organizations: Three Perspectives / J. Martin. Oxford: Oxford University Press, 1992. — 329 p.
- Ouchi, W. Organizational Culture / W. Ouchi, A. Wilkins // Annual Review of Sociology. 1985. — № 11. — P. 457−483.
- Pheysey, D.C. Organizational Cultures: Types and Transformations / D.C. Pheysey. London: Routledge, 1993. — 407 p.
- Sathe, V. Culture and Related Corporate Realities / V. Sathe. Homewood, III: Irwin, 1985. -324 p.
- Smircich, L. Concepts of culture and organizational analysis / L. Smircich // Administrative Science Quarterly. 1983. — Vol. 28. — P. 339−358.
- Определение категории «управление персоналом"1. Источник Определение
- Галенко В.П. Управление персоналом это комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособности предприятия1.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом это формирование и направление мотивационных установок работника в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
- В данном определении ключевым является понятие «комплекс методов», что по-нашему мнению сужает понятие «управление персоналом», сводя его только к методическому обеспечению управления персоналом.
- Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления человеческими ресурсами
- Обусловленности функций управления человеческими ресурсами целям производства Функции управления человеческими ресурсами формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства.
- Оптимального соотношения управленческих ориентаций Диктует необходимость опережения ориентации функций управления человеческими ресурсами на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства.
- Прогрессивности Соответствие системы управления человеческими ресурсами передовым зарубежным и отечественным аналогам.
- Перспективности При формировании системы управления человеческими ресурсами следует учитывать перспективы развития организации.
- Комплексности При формировании системы управления человеческими ресурсами необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т. д.).
- Оперативности Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления человеческими ресурсами, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения.
- Оптимальности Многовариантная проработка предложения по формированию системы управления человеческими ресурсами и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства.
- Простоты Чем проще система управления человеческими ресурсами, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления человеческими ресурсами в ущерб производству.
- Научности Разработка мероприятий по формированию системы управления человеческими ресурсами должна основываться на достижениях науки в области управления и с учетом изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях.
- Автономности В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления человеческими ресурсами должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей.
- Многоаспектности Управление человеческими ресурсами, как по вертикали, так и по горизонтали может осуществляться по различным каналам: адм и н истративно-хозя йствен ному, экономическому, правовому и др.
- Принципы, определяющие направления развития системы управлениячеловеческими ресурсами
- Специализации Разделение труда в системе управления человеческими ресурсами (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении групп однородных функций.
- Параллельности Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышает оперативность управления человеческими ресурсами.
- Адаптивности (гибкости) Означает приспособляемость системы управления человеческими ресурсами к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.
- Преемственности Предполагает общую методическую основу проведения работ по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами на разных ее уровнях и разными специалистами, стандартное их оформление.
- Непрерывности Отсутствие перерывов в работе работников системы управления человеческими ресурсами или подразделений, уменьшение времени работы с документами, простоев технических средств управления и т. п.
- Ритмичности Выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления человеческими ресурсами.
- Надеемся, что анализ информации, полученный с Вашей помощью, способствует разработке теоретических и практических рекомендаций повышения экономической и социальной эффективности деятельности Ваших предприятий.
- Выберите из предложенных вариантов ответов тот, который Вам подходит («Да» или «Нет» и сделайте отметку в окошке справа него
- Ваши ответы анонимны, сообщенная Вами информация конфиденциальна.1. Да Нет
- Самостоятельны ли Вы в выборе форм и способов выполнения задании?
- Учитывает ли руководство мнение сотрудников при планировании работы?
- Часто ли делегируются полномочия работникам?
- Участвуете ли Вы в процессе принятия решений?
- Какие из ниже перечисленных стилей деятельности в большей мере характерны сегодня для руководителей организаций?
- Активно ли реагирует руководство на позитивные или негативные моменты в деятельности?
- Велика ли дистанция между руководителем и подчиненным характеризующаяся особенностями общения?
- Заработная плата, премия значимый для Вас фактор мотивации? интерес к самой деятельности значимый для Вас фактор мотивации?
- Путевка в санаторий значимый для Вас фактор мотивации?
- Можете ли Вы рассчитывает на помощь организации в критические моменты?
- Часто ли у Вас возникает желание работать в солидной коммерческой фирме?
- По каким критериям оценивается трудовая деятельность в организации, где Вы работаете? (Укажите три наиболее значимые позиции).
- Знает ли Вы перспективы своей профессиональной карьеры?
- Значима ли для Вас выполняемая работа?
- Удовлетворены ли Вы работой?
- Возникают ли проблемы с распределением заданий между сотрудниками Вашего подразделения?
- Возникают ли проблемы с распределением работы между Вашим и другими подразделениями?
- Высока ли результативность и качество выполняемых Вами работ?
- Соответствует ли структура организации ее задачам?
- Высоко ли Вы оцениваете профессиональную компетентностьработников предприятия
- Участвуют ли все работники Вашего подразделения в решении локальных проблем?
- Как реагирует большинство персонала на недостатки в деятельности тех организаций, в которых они работают (бюрократизм, коррупция, равнодушие к делу и др.)?
- Высока ли степень ориентации сотрудников вашего подразделения на работу?
- Заинтересован ли работник предприятия в своевременном и качественном исполнении работы?
- Если не удается качественно и в срок выполнить задание, то Вам свойственно возлагать ответственность за неудачи на нерасторопность других людей?
- Если не удается качественно и в срок выполнить задание, то Вам свойственно возлагать ответственность за неудачи на себя?
- Характер Ваших производственных отношений, алгоритмический (рутинный)?
- Характер Ваших производственных отношений, творческий?
- Что такое организационная культура?
- Излишне ли согласование с руководством многих вопросов, решение которых вполне Вам по силам?
- При необходимости решить вопрос, требующий взаимодействия с другими подразделениями, Вы обращаются напрямую к руководителям этих подразделений?
- При необходимости решить вопрос, требующий взаимодействия с другими подразделениями, Вы обращаются напрямую к сотрудникам этих подразделений?
- При необходимости решить вопрос/проблему в Вашем подразделении Вы часто обращаетесь напрямую к руководителю подразделения?
- Что препятствует формированию высокой организационной культуры?
- При необходимости решить вопрос/проблему в Вашем подразделении Вы часто обращаетесь к коллегам?
- Часто ли поступают работники на предприятие по рекомендациям знакомых?
- Часто ли поступают работники на предприятие по приглашению руководства?
- Часто ли поступают работники на предприятие по внешним каналам?
- Существует ли на предприятии система оценки деятельности работников?
- Представляете ли Вы перспективы своего профессионального продвижения на предприятии?
- Знакомы ли Вам механизмов продвижения, принятых на предприятии?
- Необходима ли работа по планированию работы в Вашем подразделении?
- Сравните, пожалуйста, уровень организационной культуры до экономических преобразований и настоящего времени?
- Учитывается ли мнение работников при планированиидеятельности?
- Производственные задачи ставятся в в соответствии с должностной инструкцией?
- Каким образом осуществляется контроль над исполнением решений в Вашей организации?
- Как обычно реагирует руководство организации, в которой Вы работаете, на деловые предложения сотрудников?
- Производственные задачи ставятся в общем виде, когда способы решения выбираются самостоятельно?
- При решении важнейших проблем в подразделениях проводятся ли совещания?
- Существует практика поэтапного контроля и контроля за ходом выполнения задания в Вашем подразделении?
- По каким критериям оценивается трудовая деятельность в организации, где Вы работаете? (Укажите три наиболее значимые позиции).
- Существуют ли в Вашем подразделении отношения взаимопомощи и сотрудничества, взаимной требовательности?
- Какие из ниже перечисленных стилей деятельности в большей мере характерны сегодня для руководителей организаций?