Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация агроконсультационной деятельности как фактор повышения эффективности сельскохозяйственного производства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наши исследования показывают, что региональные структуры, занимающиеся консультационной деятельностью, испытывают аналогичные проблемы, что и структуры федерального уровня, а именно: несовершенное нормативно-правовое обеспечение деятельности информационно-консультационных структур (до сих пор не определен четкий статус как региональной системы, так и районного ИКЦ) — недостаточное финансирование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы эффективности развития консультационной деятельности в агропромышленном комплексе
    • 1. 1. Теоретические основы эффективности сельскохозяйственного производства и факторы его повышения
    • 1. 2. Экономическое содержание агроконсультационной деятельности
    • 1. 3. Роль информационно-консультационных центров как фактора повышения эффективности сельскохозяйственного производства
  • Глава 2. Анализ состояния и тенденции развития агроконсультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей
    • 2. 1. Особенности функционирования сельского хозяйства в условиях финансово-экономического кризиса
    • 2. 2. Деятельность региональных информационно-консультационных центров i и их влияние на эффективность сельскохозяйственного производства
    • 2. 3. Методика оценки эффективности взаимодействия в звене
  • ИКЦ — сельхозтоваропроизводитель"
  • Глава 3. Приоритетные направления развития аграрного сектора экономики и повышения эффективности агроконсультационного обслуживания субъектов хозяйствования АПК
    • 3. 1. Стратегические направления развития регионального АПК
    • 3. 2. Прогноз потребности в агроконсультационных услугах
    • 3. 3. Формирование и развитие организационно-управленческой модели региональной системы сельскохозяйственного консультирования

Организация агроконсультационной деятельности как фактор повышения эффективности сельскохозяйственного производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реалии сегодняшнего дня наглядно демонстрируют преобладание рыночных механизмов хозяйствования практически на всех товарных рынках. Непредсказуемость воздействия отдельных элементов внешней среды на субъекты хозяйствования, глобальные преобразования в мировой экономике, специфические особенности хозяйственной деятельности в отдельных отраслях реального сектора экономики государства, а особенно в агропромышленном комплексе, значительная дифференциация в развитии отечественного сельскохозяйственного производства от ведущих индустриальных стран мира предполагает значительное повышение спроса на консультационные услуги. Но, к сожалению, результаты социологических исследований, проведенных в рамках мониторинга реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в областях Уральского федерального округа, демонстрируют неутешительную статистику, основанную на невысоких сравнительных показателях консультационной деятельности (фактический ежегодный прирост количества оказанных консультационных услуг не превышает 5−10%), при этом значительно снижается качество оказанных услуг.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что неудовлетворенность сельхозтоваропроизводителей качеством информационно-консультационного обслуживания основывается на том, что практически невозможно оценить эффективность консультационной деятельности применительно к интересам заказчика. Если в развитых странах мира к непосредственной деятельности консультанта в зависимости от эффективности сельскохозяйственной деятельности клиента проявляется большой как научный, так и практический интерес, то в Российской Федерации пока только формируются различные модели систем взаимодействия информационно-консультационной службы или центра с сельхозтоваропроизводителями.

Продуктивное и конструктивное взаимодействие хозяйствующих субъектов с субъектами предпринимательской деятельности, оказывающими 3 консультационные услуги — это самый быстрый и оптимальный путь по доведению до сельхозтоваропроизводителей новых знаний, умений и навыков современного, рентабельного и конкурентного хозяйствования в современных условиях рыночных отношений.

Все вышеизложенное предопределяет актуальность исследования проблемы организации консультационной деятельности как фактора повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Степень научной разработанности проблемы. В условиях современных аграрных реформ и зарождения рыночных отношений практически во всех сферах жизни Российского государства по проблемам эффективного управления в сельскохозяйственных организациях на основе научных подходов, использования достоверной информации и передового опыта, опубликовали свои научные труды Г. В. Беспахотный, В. Р. Боев, И. Н. Буздалов, В. А. Добрынин, A.M. Емельянов, Э. Н. Крылатых, А. И. Костяев, В. В. Милосердов, Б. И. Пошкус, В. Я. Узун и др.

Изучению проблем формирования информационно-консультационной службы, повышения эффективности ее функционирования посвятили свои исследования Д. С. Алексанов, В. М. Баутин, Р. В. Балдин, М. Я. Веселовский, Г. М. Демишкевич, H.JI. Карданская, В. В. Козлов, JI.C. Колотов, В. В. Лазовский, Б. Г. Литвак, В. В. Маковецкий, И. М. Михайленко.

Результаты конкретных исследований деятельности региональной и районных ИКС опубликовали в своих трудах А. В. Петриков, В. М. Кошелев, В. И. Меденников, С. О. Сиптиц, С. Г. Сальников, И. А. Романенко, Л. Г. Муратова.

Значительный вклад в разработку теории услуг внесли западные экономисты М. Альберт, И. Ансофф, Г. Беквит, А. О'. Салливан, М. Портер, Ф. Котлер, Дж. Стиглиц, М. Паркинсон, К. Шуссманн и др.

Различные аспекты информационного обеспечения сельхозтоваропроизводителей рассмотрены в работах Ф. И. Васькина, А .Я. Бажова, Р. Г. Кравченко, С. Б. Огнивцева, Л. М. Полковского, И. А. Романенко и др.

Тем не менее, проблема развития информационно-консультационных услуг в аграрном секторе экономики изучена недостаточно. Агроконсультационная деятельность в России сегодня еще только находится в стадии своего становления. Отсутствие положительного опыта функционирования информационно-консультационных служб и центров, способных привести сельхозтоваропроизводителя к процветанию, заставляет задуматься над проблемами не столько повышения эффективности хозяйствования отдельных субъектов сельского предпринимательства, отдельно взятых консультантов или консультационных центров, сколько попытаться выявить основные системные проблемы функционирования агропродовольственного комплекса. Решая эти проблемы с использованием всего имеющегося сегодня в распоряжении прикладной и фундаментальной науки и хозяйственной практики инструментария, адекватного современным рыночным условиям, возможно кардинально повысить не только эффективность хозяйствования в агробизнесе, но и достичь основных целей, оговоренных в провозглашенной государственной аграрной политике, а также конкретных параметров, отраженных в качестве ключевых показателей реализации государственных программ развития сельского хозяйства и доктрины продовольственной безопасности государства.

Все вышесказанное и предопределило выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Цель и основные задачи исследования. Основная цель настоящего исследования состоит в разработке научных положений организации консультационной деятельности информационно-консультационных центров, направленных на повышение эффективности управления хозяйственной деятельностью сельхозтоваропрозводителей в условиях современных рыночных отношений.

Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач: — уточнить сущность и содержание эффективности взаимодействия сельхозтоваропроизводителей и информационно-консультационных центров 5 служб), а также проанализировать отдельные аспекты внешней и внутренней эффективности агроконсультационной деятельности, содержательной насыщенности консультирования и достаточности оказания услуг, а также отдельных особенности профессиональной деятельности агроконсультанта;

— исследовать процесс принятия решения сельхозтоваропроизводителем при выборе агроконсультационного центра и разработаны научно-практические рекомендации по совершенствованию агроконсультационной деятельностиопределить зависимость уровня эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства от интенсивности информационно-консультационного обслуживания сельхозтоваропроизводителей;

— разработать рекомендации для расчета стоимости затрат на информационно-консультационные обслуживание, а также смет расходов сельхозтоваропроизводителей на агроконсультирование в зависимости от их финансового состояния;

— определить подходы к повышению эффективности хозяйственной деятельности в АПК, развитию сельских территорий и росту конкурентоспособности агропроизводства посредством формирования и эффективного функционирования региональной системы сельскохозяйственного консультирования.

Предметом исследования являются тенденции формирования и функционирования системы консультационного обеспечения товаропроизводителей в агропромышленном комплексе.

В качестве объекта исследования выступили различные структуры по оказанию информационно-консультационных услуг субъектам агропромышленного комплекса и их потребители — сельскохозяйственные товаропроизводители.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные положения современной экономической теории, системный подход к изучению исследуемых социально6 экономических явлений и процессов в российской и зарубежной экономике, труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, раскрывающие закономерности развития потребительского рынка. В работе используются положения, содержащиеся в Российских законах, Указах Президента России, других правительственных и нормативных документах.

Эмпирической базой исследования послужили материалы зарубежной (американской, немецкой и английской), всероссийской и местной статистики, опубликованные в печати.

В процессе исследования применялись различные методы и приемы экономического анализа, в том числе системный и уровневый подходы, восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического, статистические группировки, экономико-статистические расчеты, сравнения и сопоставления, экономико-математическое моделирование. На разных этапах работы, в зависимости от характера решаемых задач применялись программно-целевой, социологический и экспертный методы.

Исходными материалами для анализа явились данные Госкомстата РФ, статданные областной и городской статистики субъектов Российской Федерации, статистические и отчетные показатели сельских районов, сельхозорганизаций, предприятий сферы услуг.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнен и дополнен понятийный аппарат сферы эффективности взаимных интересов сельхозтоваропроизводителей и информационно-консультационных центров (служб). Уточнены сущностные аспекты внешней и внутренней эффективности, избыточности консультирования, функции агроконсультанта.

2. Выработан алгоритм выбора агроконсультационного центра и разработаны рекомендации по совершенствованию его взаимодействия с сельхозтоваропроизводителями.

3. Выявлена связь между информационно-консультационным обслуживанием сельхозтоваропроизводителей и уровнем эффективности и их 7 конкурентоспособности, проявляющаяся в увеличении темпов инновационного развития организаций, пользующихся услугами ИКЦ.

4. Разработаны научно-практические рекомендации для расчета прейскурантов на агроконсультационные услуги, учитывающие вид консультирования и финансовое состояние сельхозтоваропроизводителей, позволяющие значительно упрощать процедуры дифференциации консультационных центров в зависимости от ассортимента консультационных услуг, уровня квалификации персонала, стоимости и ценности консультаций.

5. Разработана многоуровневая организационно-управленческая модель региональной системы сельскохозяйственного консультирования, в которой выделены три основные целевые функции агроконсультирования: обеспечение повышения эффективности функционирования АПКсодействие устойчивому развитию сельских территорийповышение конкурентоспособности аграрного труда.

Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследования при формировании взаимовыгодных экономических отношений в практической деятельности сельскохозяйственных организацийпредприятий различных форм собственности, занимающихся оказанием консультационных услуг в сфере агропромышленного комплексанаучных и образовательных учреждений.

Результаты исследований могут служить конкретной методической базой при формировании районных информационно-консультационных центров, входящих в областную систему консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Научно-практические рекомендации для расчета прейскурантов на агроконсультационные услуги нашли свое применение в деятельности ИКЦ районного и областного уровней в Уральском федеральном округеметодические подходы к оценке эффективности взаимодействия между «консультантом» и сельхозтоваропроизводителем уже нашла практическое применение в деятельности Свердловского областного информационно8 консультационного центра «Агроконсультант», отделов агроконсультирования и внедрения научно-технических достижений в Уральском НИИ сельского хозяйства, Уральской государственной сельскохозяйственной академии и ряде районных управлений сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области.

Основные методические положения и результаты исследования используются в качестве учебного материала при разработке курсов и спецкурсов лекций для аграрных вузов и институтов системы дополнительного профессионального образования.

Апробация результатов работы.

Результаты диссертационного исследования были апробированы в хозяйственной деятельности информационно-консультационных служб и центров, а также на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Экономика и управление: проблемы развития» (г. Волгоград, 25−26 ноября 2009 г.) — «Финансово-экономический глобальный кризис: формы проявления в АПК, пути преодоления», (г. Пенза, декабрь 2009 г.) — «Экономика и управление в современных условиях» (г. Красноярск, 24 декабря 2009 г.) — «Эффективная логистика» (г. Челябинск, 3 декабря 2009 г.) — «Актуальные вопросы экономических наук» (г. Новосибирск, 12 ноября 2009 г.) — «Экономика, социология, философия, право: пути созидания и развития» (г. Саратов, 21 декабря 2009 г.) — «Проблемы развития современного общества: экономика, социология, философия, право» (г. Саратов, 22 марта 2010 г.).

Результаты исследования были использованы в ходе подготовки лекций и учебных пособий по курсам «Профессиональные услуги», «Информационно-консультационная служба в АПК», «Основы предпринимательской деятельности» в аграрных вузах Уральского федерального округа.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 14 работ общим объемом 6,6 п.л. (авт. — 6,54 п.л.).

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы,.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Выполненное диссертационное исследование подтвердило существование в мировой экономике (на региональном уровне) тенденции роста потребителей в информационно-консультационных услугах в связи с ростом неопределенности и сложности среды бизнеса. Главной чертой такой тенденции является увеличение спроса на консультационные услуги в связи со стремлением предпринимателей повысить конкурентоспособность своей продукции (и услуг).

Проведенное исследование показывает, что многие обращения клиентов (сельхозтоваропроизводителей) в информационно-консультационные службы региона как раз и направлены на повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования АПК.

2. Реализация продукта информационно-консультационной службы в условиях продолжающегося кризиса аграрного сектора экономики — самый и быстрый и эффективный путь по доведению до потребителя (сельхозтоваропроизводителя) новых знаний, умений и навыков современного рационального, конкурентного и, следовательно, рентабельного хозяйствования. Востребованность услуг информационно-консультационной службы в АПК обусловлена также общим низким уровнем образованности сельского населения, отсутствием надлежащего количества квалифицированных и высококвалифицированных кадров, способных самостоятельно осваивать современные технологии и различного рода инновации, а также крайне ограниченным доступом к информационным ресурсам в глубинных сельских районах.

3. В российской практике сельскохозяйственного консультирования наблюдаются тенденции к росту неплатежеспособности клиентов, если речь заходит о платных консультациях. И эти тенденции только набирают вес. Одна из специфических особенностей российского агроконсультирования — это разделение спроса на услуги на потенциальные и платежеспособные. Сегодня сельхозтоваропроизводитель не видит конкретного преимущества в.

182 использовании информационных ресурсов действующих консультационных служб и поэтому не готово за них платить. В нашем же понимании, роль консультанта заключается в том, чтобы показать сельхозтоваропроизводителю, что в агробизнесе можно и нужно получать весьма существенные финансовые результаты, выраженные в приросте объемов товарной продукции, доли рынка, основных фондов и, наконец, доходов сельхозтоваропроизводителя. Но при этом, сельхозтоваропроизводитель должен быть уверен, что каждая консультация, каждый вложенный в нее рубль окупятся ростом физического производства и значительной финансовой отдачей.

4. Изучение агроконсультационной деятельности на уровне регионального АПК свидетельствует о том, что за последние десять лет структура тематики агроконсультационных услуги мало чем изменилась. Сельхозтоваропроизводители по-прежнему остро нуждаются в консультациях в области экономики и бизнеса (возглавляет список по значимости для сельхозтоваропроизводителей), по конкретным направлениям сельскохозяйственной деятельности (проблемам растениеводства и животноводства), ведению бухгалтерского учета, правовым вопросам, механизации производственных процессов. Обратим внимание, что по проблемам, являющимся внутренними для сельхозтоваропроизводителей, показатели спроса значительно ниже, чем по вопросам взаимодействия с окружающей средой — маркетинг, логистика, управление сбытом. Эти вопросы сегодня наиболее актуальны для сельхозтоваропроизводителя. И консультационная деятельность должна основываться с учетом приоритетов интересов клиентов на должном научно-методическом и техническом уровнях.

Роль государства в регулировании данного процесса, несомненно, велика, и государственные инициативы вполне могут дать существенный стимул к развитию данного вида деятельности, но на наш взгляд, если консультационная деятельность не станет доходным видом бизнеса, то его ждет неминуемая участь оказаться в числе аутсайдеров экономической и хозяйственной деятельности в агропромышленном комплексе. В России, к сожалению, этому масса примеров из новейшей истории.

5. Еще одна из специфических особенностей российского агроконсультирования заключается в разделении спроса на услуги консультантов на фактические (или потенциальные) и платежеспособные. Рынок агроконсультирования изначально иррационален и выход к рационализму, к сближению фактического и платежеспособного спроса еще только намечается. Пока государство предпринимает попытки бюджетного финансирования такой деятельности в сфере агропромышленного производства.

6. Учитывая тот факт, что система агроконсультирования в России только еще формируется, нами было уделено особое внимание зарубежному опыту организации сельскохозяйственного консультирования. Анализ и оценка этого опыта проводились на предмет возможного его применения в российской практике.

Сравнительный анализ по ведущим странам мира был проведен с учетом выявленных нами пяти основных признаков, характеризующих особенности организации сельскохозяйственного консультирования в той или иной стране.

Среди признаков мы выделяем:

— структура службы и ее уровни;

— основные функции;

— программы и направления работы;

— финансирование;

— тенденции дальнейшего развития.

Выявлены достоинства и недостатки той или иной модели агроконсультирования. Наиболее детальный и углубленный анализ проведен по Германии и США. Так, к достоинству модели США можно отнести следующее:

— чрезвычайно высокий уровень организации и ее всеобъемлющий характер;

— достаточный уровень государственной (федеральной) и муниципальной финансовой поддержки;

— возможность систематического привлечения к работе наиболее квалифицированных экспертов и ученых;

— тесная связь консультантов с университетами.

Основной недостаток — система «экстеншн» не участвует в оперативном консультировании фермеров. Аналогичное положение наблюдается и в России.

В американской модели преобладают групповые методы работы над индивидуальными. Наблюдается постепенное отдаление от конкретных проблем конкретного клиента. По оценкам ряда экспертов, выстроенная система постепенно начала сдавать свои позиции на рынке консультационных услуг под давлением коммерческих и частных консалтинговых фирм.

Не в пользу России и сравнение моделей в части финансирования системы информационно-консультационного обслуживания. Так, в США даже на районном уровне финансирование осуществляется из трех источников (федеральный, штатов и местный). Расход средств на службу «экстеншн» достигает в США до 1,5 млрд долларов в год, тогда как в Российской Федерации — менее 900 млн рублей в год, и то эта сумма лишь запланирована впервые в 2008 году.

7. С учетом зарубежного опыта в РФ потребуется законодательное закрепление государственной системы информационно-консультационного обеспечения субъектов АПК и сельского населения (принятие Федерального и региональных (областных) законов) — осуществление финансовой поддержки агроконсультационных структур, функционирующих в различных организационно-правовых формах и выполняющих общественно-значимые задачи в области совершенствования агропроизводства и развития сельских территорий, а также устранения социально-экономических проблем сельского населенияразработка мер, направленных на привлечение к информационно-консультационной деятельности научно-исследовательских и образовательных организаций, имеющих научный потенциал для повышения квалификации.

185 консультантов, проведения отраслевых (специфических) консультаций сельхозорганизаций, а также их комплексного информационно-консультационного обслуживания. Потребуется и разработка финансово-экономического механизма, предусматривающего субсидирование пользователей платных консультационных услугсоздание базы данных — консультанты системы информационно-консультационного обеспечения АПК.

8. В развитии системы информационно-консультационного обеспечения сельхозпроизводства России мы выделяем пять основных этапов:

— первый этап, как и все исследователи, мы относим к периоду после отмены Крепостного права в России в 1861 году, когда появились первые консультационные службы, называемые общественной агрономиейвторой этап связываем с коллективизацией, когда система сельхозконсультирования была заменена на систему научно-технической информациитретий этап рассматриваем как возрождение службы сельхозконсультирования, и он берет свое начало с 1993 года, когда по инициативе Минсельхоза России были созданы первые региональные и районные консультационные центры в нескольких субъектах Российской Федерации;

— четвертый этап (1995;2000 гг.) связываем с реализацией проекта поддержания аграрной реформы России «АРИС» (за счет кредита Мирового банка реконструкции и развития). По данному проекту консультационные центры были созданы в 36 субъектах Российской Федерации.

К сожалению, эффективность работы этих служб в настоящее время значительно снизилось, оборудование устарело и требует замены, многие талантливые консультантыпрофессионалы перешли на работу в коммерческие фирмы из-за низкого уровня оплаты.

Пятый этап стартовал с 2003 года, когда по специальному приказу Минсельхоза России был создан Российский центр сельскохозяйственного консультирования, предпринимаются попытки создания целостной системы агроконсультирования.

8. Наши исследования показывают, что региональные структуры, занимающиеся консультационной деятельностью, испытывают аналогичные проблемы, что и структуры федерального уровня, а именно: несовершенное нормативно-правовое обеспечение деятельности информационно-консультационных структур (до сих пор не определен четкий статус как региональной системы, так и районного ИКЦ) — недостаточное финансирование службы (многие консультанты не имеют доступа в интернет и другие электронные информационные ресурсы) — не оснащены портативными полевыми приборами и лабораторным оборудованиемне созданы специальные удобные рабочие места, консультанты не имеют собственных рабочих помещений, отсутствует автотранспорт и т. п.- слабая материально-техническая база (заметно устарела компьютерная техника, часто выходит из строя оргтехника, отсутствует должное программное обеспечение — информационно-правовые системы «Гарант» и «Консультант плюс») — недостаток квалифицированных кадров (в отдельных регионах еще значительная часть консультантов работает на правах совместительства, а штатные сотрудники составляют 30−35%) — недостаточно организована профессиональная подготовка консультантов для ИКЦ и др.

Все эти проблемы решаемы при научно обоснованной государственной поддержке развития информационно-консультационной системы обслуживания сельхозтоваропроизводителей и сельского населения через совершенствование законодательной нормативно-правовой базы, разработку и реализацию региональных и федеральных программ, на продвижение которых следует направить усилия и подключить к этому процессу всех заинтересованных лиц, включая профсоюз работников АПК и отраслевые союзы.

Для разрешения обозначенных проблем в диссертационной работе и была поставлена и решена задача по подготовке концепции формирования региональной системы информационно-консультационного обслуживания.

187 сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населенияразработке методики оценки эффективности ее функционирования.

9. В настоящее время незаслуженно мало внимания уделяется процедурам, связанным с доведением продукции сельского хозяйства до конечного потребителя. Значительное число хозяйствующих субъектов как в агропромышленном комплексе Российской Федерации, так и в смежных отраслях экономики страны в настоящее время столкнулись с системным кризисом перепроизводства и падением объемов сбыта собственной продукции из-за негармонично слаженной системы производства и реализации продукции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. Основные концепции сельскохозяйственного консультирования. -М: МСХА, 2004. 84 с.
  2. Д.С. Анализ инвестиционных проектов в информационно-консультационной службе: обучение и исследования // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 3−4.-С.35−38.
  3. Д.С. и др. Консультирование сельских товаропроизводителей по специальным вопросам (учебно-методическое пособие, 1-ый том). М.: МСХА, 2005. — 128 с.
  4. Д.С. и др. Консультирование сельских товаропроизводителей по специальным вопросам (учебно-методическое пособие, 2а-ой том). -М.: МСХА, 2005. 128 с.
  5. Д.С. и др. Консультирование сельских товаропроизводителей по специальным вопросам. -М.: МСХА, 2005. 143 с.
  6. Д.С. О роли ИКС в распространении инновационных технологий // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2002.-№ 8.-С.31−34.
  7. Д.С. Планирование и оценка деятельности ИКС АПК. -М.: МСХА, 2004.-148 с.
  8. Н.В., Скрибунова Н. Ю. Рекомендации для преподавателей-консультантов средних специальных учебных заведений (выпуск 3). Сергиев Посад, 1998.-76 с.
  9. Н.П. Новое направление информационно-консультационной деятельности управление рисками // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2002.-№ 11 .-С.46−50.
  10. Н.П. Служба полевых консультантов // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 2000. — № 3−4. -С. 65−69.
  11. Н.П., Карпентер В., Скрибунова Н. Ю. Рекомендации для преподавателей консультантов средних специальных учебных заведений. Выпуск 1. — Сергиев Посад: ВАКЗО, ЦГИ, ВОКА, 1997. — 104 с.189
  12. Н.П., Козлов В. В. Информационно-консультационная деятельность фермерской ассоциации Ростовской области: состояние и перспективы // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001 .-№ 1 -2.-С.42−44.
  13. Н.П., Скрибунова Н. Ю. Рекомендации для преподавателей — консультантов средних специальных учебных заведений. Выпуск 3. — Сергиев Посад: ВАКЗО, ЦГИ, ВОКА, 1998. 76 с.
  14. С.И., Козлов В. В. Опытно-демонстрационная деятельность Нижегородской консультационной службы АПК // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 2000. — № 1−2. -С. 37−39.
  15. Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов. М.: ИНФРА -М, 2001.- С. 409.
  16. Е.И., Горбачев А. А., Лазовский В. В. Роль информационно-консультационной службы в реализации региональных антикризисных программ АПК // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 5−6.-С.43−45.
  17. Базы данных, распространяемых головным информационно-консультационным центром Минсельхозпрода России // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 11−12.-С.38.
  18. М.А. Проблемы и пути введения платы за консультационные услуги в АПК Нижегородской области // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 7−8.-С.45−47.
  19. В.М. и др. Базы данных для информационно-консультационной службы АПК. -М.: Информагротех, 1999. 44 с.
  20. В.М. и др. Договорные отношения в информационно-консультационном обеспечении АПК (комментарии, разъяснения, примерные договоры) М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. — 186 с.
  21. В.М. и др. Ресурсы Интернета по инженерно-технической системе АПК. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. — 88 с.
  22. В.М. ИКС в сельском хозяйстве. М.: Информагротех, 1995. —72 с.
  23. В.М. Концептуальные основы развития информационно-консультационной службы АПК на 2002−2010гг. // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001.-№ 12.-С.44−50.
  24. В.М., Веселовский М. Я. Развитие информационно-консультационной службы АПК // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001.-№ 4.-С.35−39.
  25. В.М., Козлов В. В., Козлова Е. Ю. Инновационная деятельность в сельскохозяйственном консультировании региона. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. — 132 с.
  26. В.М., Лазовский В. В. ИКС АПК России. М.: Колос, 1996. -448 с.
  27. В.М., Лазовский В. В. Инновационно-инвестиционная деятельность в рамках ИКС. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. — 84 с.
  28. В.М., Лазовский В. В. Сельскохозяйственное консультирование в России в 20 веке: от общественной агрономии до ИКС АПК. М.: Колос, 1999. — 140 с.
  29. В.М., Лазовский В. В., Чайка В. П. Саморазвитие сельских территорий важная составляющая продовольственной безопасности страны. (Методология построения системы). — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. -468 с.
  30. Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004, — 272с.
  31. Г. Четыре ключа к маркетингу услуг / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.- 224с.
  32. О.Л. Датская модель организации консультационной службы фермеров // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. -1999.-№ 9−10.-С.46−51.
  33. В.М. Государственная поддержка развития сельской консультационной службы и методы стимулирования развития платных услуг // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2004.- № 8.-С.14−17.
  34. В.М. Государственная поддержка развития сельской консультационной службы и методы стимулирования развития платных услуг // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2004.-№ 1.-С.41−42.
  35. О.Н. Об опыте работы литовской сельскохозяйственной консультационной службы // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001 .-№ 9.-С.29−33.
  36. Т.Д. Сфера услуг: экономика: учебное пособие / Т. Д. Бурменко, Н. Н. Даниленко, Т.А. Туренко- под. ред. Т. Д. Бурменко. М.: КНОРУС, 2007.- 328 с.
  37. Г. А., Деева Е. М. Управленческое консультирование (учебное пособие). -М.: «ЮНИТИ-Дана», 2004. 255 с.
  38. M.JI., Смирнов Г. Е. Консультационное предложение по организации работы информационно-консультационной службы в Российской Федерации // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.-2008.- № 1.-С.4−5.
  39. М.Я. ИКС АПК России: вопросы теории и практики. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. 228 с.
  40. М.Я. Концепция развития ИКС АПК России на период до 2010 года. М., 2003. — 26 с.
  41. М.Я. Методические основы оценки деятельности ИКС (учебно-методическое пособие). — М.: ФГОУ «Российская академия кадрового обеспечения АПК», 2003. 22 с.
  42. М.Я. Организационно-правовые формы ИКС.- М.: ФГОУ РАКО АПК, 2003. 29 с.
  43. М.Я. Организация сельскохозяйственного консультирования в Финляндии // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 2001.- № 8. — С.43−47.
  44. М.Я. Основы формирования ИКС.- М.: ФГОУ РАКО АПК, 2003.-24 с.
  45. М.Я. Эффективность различных организационно-правовых форм центров информационно-консультационной службы АПК // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001.-№ 6.-С.39−40.
  46. Д.Л. и др. Коммуникационные процессы и методы деятельности ИКС. Учебно-методическое пособие. Часть 3. ~М.: МСХА, 2005. -114 с.
  47. И.А., Вострухин К. А., Романова Н. С. Анализ эффективности системы информации о рынке в АПК // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. — 2000. № 1−2. -С. 43−47.
  48. В.В. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во «Лань», 2002. 528 с.
  49. A.M. Развитие платных услуг в информационно-консультационной службе АПК // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2002.-№ 6.-С.46−48.
  50. В.В. Организация инфраструктуры информационного обеспечения АПК Орловской области // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 1−2.-С.З 8−41.
  51. И.Л. Опыт оказания информационных услуг при страховании урожая сельскохозяйственных культур в Брянской области // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2004.-№ 12.-С.34.
  52. А.И. и др. Рекомендации по организации консультационной службы при учреждениях дополнительного профессионального образования
  53. АПК России. М.: Российский НИИ по социальным и кадровым проблемам АПК, 1995.-60 с.
  54. П.В. Отраслевое консультирование как форма продвижения инноваций в производство // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2008.- № 1.-С.25−29.
  55. Г. М. и др. Положение о районном информационно-консультационном центре (Р-Н. ИКЦ). М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1998. — 12 с.
  56. Г. М. и др. Положение о региональном информационно-консультационном центре (РИКЦ). М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1998. — 10 с.
  57. Г. М. О развитии и результатах деятельности системы сельскохозяйственного консультирования АПК России в 2007 году // Ваш сельский консультант. 2008. — № 1. — С. 7−8.
  58. Г. М. Опыт организации Латвийской: сельскохозяйственной консультационной службы // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций, — 2004.- № 4.-С. 15−20.
  59. Г. М. Опыт сельскохозяйственного консультирования в Германии и возможности его применения в России // Аграрный вестник Урала. -2008.-№ 5.-С. 102−104.
  60. Г. М. Повышение качества оказания консультационных услуг сельскому населению // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — № 10. — С.20−22.
  61. Г. М. Подготовка аграрных консультантов в системе дополнительного профессионального образования. М.: РАКО АПК, 2005. 45 с.
  62. Г. М. Формирование и развитие системы информационно-консультационного обеспечения АПК// Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2007.- № 6.-С.6−12.
  63. Г. М. Формы и методы работы аграрных консультантов. — М.: РАКО АПК, 2006. 64 с.
  64. Г. М., Карпова И. М. Организация работы информационно-консультационной службы АПК по развитию сельского туризма (методические рекомендации). М.: ФГУ РЦСК, 2007. — 64 с.
  65. Г. М., Смирнов Г. Е. Проблемы развития информационного менеджмента в сельских муниципальных образованиях. -М.: РАКО АПК, 2007. 224 с.
  66. Доклад о мировом развитии 2004 года. Как повысить эффективность услуг для бедного населения / Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2004.- 352с.
  67. Должностные обязанности сотрудников региональных информационно-консультационных центров (РИКЦ). М.: ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», 2004. — 24 с.
  68. В.А. Управление изменениями: технологии эффективного менеджмента // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. -2004. -№ 12. — С.18−22.
  69. E.JI. Аграрная информационно-консультационная служба Ярославской области // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1998. — № 7−8. — С.42−44.
  70. E.JI. Информационно-консультационная служба Ярославской области //Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1998. — № 1−2. — С.42−45.
  71. А.П. Концепция повышения качества и расширения объема агроконсультационных услуг в региональном АПК. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2007.-44 с.
  72. А.П. Методика интегральной оценки эффективности функционирования информационно-консультационной службы (ИКС). -Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2008. 48 с.
  73. Заседание совета информационно-консультационной службы АПК России // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.2002. № 10. — С.58−60.
  74. Зональные семинары как механизм повышения эффективности работы информационно-консультационной службы // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. -2001. -№ 1−2. С.45−48.
  75. Ю.И. и др. Организация взаимодействия информационной службы с крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами. М: ФГУП ЦНИИ «Агроинформсистема», 2003. — 68 с.
  76. Ю.И., Лайнер А. Г., Калинкина Л. А. Разработка информационно-аналитической системы мониторинга деятельности субъектов малого предпринимательства АПК. М: ФГУП ЦНИИ «Агроинформсистема», 2003. 56 с.
  77. Информационно-консультационные службы и инновационные технологии в АПК (сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции) / под. ред. М. Я. Веселовского. Пенза: РИО ПГСХА, 2002. — 167 с.
  78. Информация о работе службы сельскохозяйственного консультирования в РФ за 2003 г.- М.: ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», 2004. 14 с.
  79. Информация о работе службы сельскохозяйственного консультирования в Российской Федерации за 2003 год // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2004.- № 6.-С.17−29.
  80. Ипп Л.С. Организационно-методическая деятельность ГИКЦ по созданию ИКС // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998 .-№ 9−10.-С.44−47.
  81. Н.В., Цыганов А. Р. и др. Рекомендации по созданию информационно консультационной службы в системе АПК. — Минск: Минсельхозпрод республики Беларусь, 2000. — 20с.
  82. Н.Д., Кашубо М. С. Трансакционные издержки в сельском хозяйстве // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.-2004.-№ 2.-С.31−36.
  83. О.В. Информационно-консультационные службы АПК регионов России: особенности создания и опыт работы. М.: МСХА, 2004. — 93 с.
  84. Ю. И., Шайтан Б. И. Информационно-консультационная служба АПК (учебное пособие). М.: РАКО АПК, 1999. — 90 с.
  85. Ю.И., Шайтан Б. И. Информационно-консультационная служба АПК,— М.: ФГОУ РАКО АПК, 2003. -152 с.
  86. Е., Морган А. Управление и организационная адаптация российских университетов в условиях ресурсного дефицита // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 1.- С. 17−29.
  87. Козари Йожеф, Семьянинов А. Особенности информационно-консультативной службы Венгрии // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1997. — № 9 -10. — С.59−60.
  88. В.В. Влияние информационно-консультационной службы АПК региона на изменение роли его органов власти и управления // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 5−6.-С.41−47.
  89. В.В. Итоги и перспективы деятельности Нижегородской консультационной службы АПК // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.- 1998.-Ж7−8.-С.40−42.
  90. В.В. Методологические основы формирования структуры сельскохозяйственной консультационной службы // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001.-№ 10.-С.28−33.
  91. В.В. Проблемы и решения по возрождению сельскохозяйственного консультирования в России. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. — 228 с.
  92. В.В. Создание и организация деятельности региональной ИКС АПК (на примере Нижегородской области). М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000.- 158 с.
  93. В.В. Создание и организация деятельности региональной информационно-консультационной службы АПК (на примере Нижегородской области). -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. 384 с.
  94. В.В., Горяйнов Д. Н. Исследование проблем обеспечения деятельности ИКС в системе АПК региона // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001.-№ 7.-С.43−48.
  95. В.В., Маковецкий В. В. Проблемы кадрового обеспечения информационно-консультационных служб России и пути их решения // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2002.-№ 7.-С.40−42.
  96. П. Обучение и консультационная работа. Брюссель: ТАСИС, 2000.-38 с.
  97. JI.C. Методика по организации делопроизводства в системе службы сельскохозяйственного консультирования. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. — 136 с.
  98. JI.C. Платные консультационные услуги в АПК: опыт и проблемы-М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. 20 с.
  99. JI.C. Служба сельскохозяйственного консультирования. М.: ФГОУ ДПОС РАКО АПК, 2004. — 110 с.
  100. JI.C., Крупский И. В. Обзор межрегиональной конференции «Опыт создания и работы информационно-консультационной службы АПК в современной России» // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 3−4.-С.42−45.
  101. JI.C., Петров Е. Б. О реализации нового российско-германского проекта «Совершенствование процесса подготовки консультантов в Российской Федерации» // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2003.-№ 1−2.-С.68.198
  102. Л.С., Ямщиков А. В. Должностные обязанности сотрудников районных информационно-консультационных центров. М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1998. — 13 с.
  103. Концепция развития ИКС АПК России на период до 2010 года. М., 2003.- 13 с.
  104. Концепция развития информационно-консультационной службы АПК России на период до 2010 года. М.: ФГУ РЦСК, 2003. — 27 с.
  105. Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ (4-ая международная конференция г. Владимир). М.:ФГОУ РосАко АПК, 2004. -12 с.
  106. А.Ф. Типы, виды и принципы информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве. М.: МСХА, 2004. -28с.
  107. В.В. Консультационная служба села: германский опыт и российская специфика. Монография. Киров: ООО «Лобанх», 2005. — 178 с.
  108. А.И. Опыт и проблемы кадрового обеспечения ИКС Волгоградской области // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 11 -12.-С.41 -42.
  109. В.А. Динамика мирового рынка средств информатизации. Владимир: Владим. гос. техн. ун-т, 1998. 136 с.
  110. Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. 656 с.
  111. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-С. 405.
  112. B.C. Технологический прогресс и реструктуризация сельскохозяйственной науки //Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 5−6.-С.57−60.
  113. В.М. Опыт подготовки кадров для информационно-консультационной службы АПК России // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001.-№ 3.-С.35−38.
  114. В.М. Формы и модели информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 7−8.-С.39−45.
  115. В.М., Алексанов Д. С., Корольков А. Ф. О проекте создания комплексной системы передачи знаний сельским товаропроизводителям // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1998. — № 34. -С. 52−55.
  116. Краткий словарь экономических терминов / Под. ред. Р. Г. Маниловского. М.: Финансы и статистика, 1994. — С. 128.
  117. Н.И. Современное состояние системы информационно-консультационного обеспечения АПК Рязанской области //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2005.-№ 6.- С.25−26.
  118. Н.И. Управление сельскохозяйственной организацией на основе совершенствования информационного обеспечения: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Москва, 2006. — 29 с.
  119. Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов / под ред. проф. М. Г. Назарова. -М.: Финстатинформ, 2002. С. 661−667.
  120. В.И. Сельскохозяйственное консультирование новое качество управления в АПК Воронежской области // Ваш сельский консультант. — 2008. — № 1. — С. 10−11.
  121. B.C. Опыт создания информационных систем в агропромышленном комплексе республики Беларусь для маркетинговой, консультационной и других видов деятельности // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 2000. — № 3−4. -С. 54−56.
  122. А.Е., ОзираВ.Ю. Консультационные фирмы капиталистических стран по управлению. -М.: Изд-во «Экономика», 1975. — 127 с.200
  123. И.Г. Опыт и проблемы функционирования ИКС АПК России // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства,-1999.-№ 1−2.-С.36−37.
  124. В.В. и др. Делопроизводство в ИКС. М.: МСХА, 2005. — 160 с.
  125. В.В. и др. Коммуникационные процессы и методы деятельности ИКС (учебно-методическое пособие, 1-ая часть). М.: МСХА, 2004. — 136 с.
  126. В.В. и др. Коммуникационные процессы и методы деятельности ИКС (учебно-методическое пособие, 2-ая часть). М.: МСХА, 2004. — 13 с.
  127. В.В. Сельскохозяйственное консультационные службы в Англии и Уэльсе //Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998 .-№ 5−6 .-С. 51 -54.
  128. В.В., Ромадонова И. Н. Обучение в деятельности ИКС АПК (учебно-методическое пособие). М.: МСХА, 2004. — 112 с.
  129. Л.Г. Некоторые проблемы определения «услуги» как объекта гражданского правоотношения в образовательной деятельности // Юрист.- 2000.- № 9. С. 41−43.
  130. И.Р. Опыт работы информационно-консультационной службы республики Бурятия по организации учета и отчетности // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2002.-№ 8.-С.34−39.
  131. А.С., Колотов Л. С. Профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров для АПК // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1999. — № 11−12. -С. 55−59.201
  132. В.Д. Маркетинг услуг.- М.: Финансы и статистика, 1996.-С.24.
  133. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.26. — 4.1. — С.413.
  134. Р. Московская модель Юрия Лужкова . М.: Время, 2005. -512 с.
  135. Менеджмент профессиональных услуг: стратегия и тактика: Учебно-практическое пособие. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.- 176 с.
  136. Методические рекомендации о функционировании районных ИКС. -М.: ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», 2003. -11с.
  137. Методические рекомендации о функционировании региональных ИКС. М.: ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», 2003. — 11 с.
  138. Методические рекомендации по организации учебно-выставочных ' центров региональных ИКС. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. -50 с.
  139. Н.З. Концепция и методические походы в организации информационно-консультационного обеспечения сельских товаропроизводителей республики Татарстан // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 11−12.-С.42−44.
  140. Н.В. Маркетинг различных типов услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4. — С. 108−119.
  141. И.М. Вопросы инновационного обеспечения АПК Ленинградской области // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001.-№ 9.-С.34−37.
  142. И.М. Информационно-консультационная служба и современная аграрная политика // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства,-1998.-№ 11−12.-С.38−41.
  143. И.М. Информационно-консультационное обслуживание АПК (практикум по организации и управлению). М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. — 220 с.
  144. И.М. Информационно-консультационное обслуживание АПК: Практикум по организации и управлению. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. — 220 с.
  145. И.М. Опыт работы ИКС Ленинградской области // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1999. — № 11 -12. — С.45−49.
  146. И.М. Развитие системы экстеншн в России // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1998. — № 12. -С. 35−38.
  147. И.М. Система аграрного консультирования в Польше // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1998. — № 34. -С. 55−60.
  148. Е.Е. Влияние интернет-технологий на инновационное развитие России // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2007.- № 12.-С.24−26.
  149. Е.Е. К вопросу об оценке эффективности управления в сельскохозяйственном производстве // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2007.- № 11.-С. 10−17.
  150. В.И. Информация, информатика и консультационная служба в сельском хозяйстве. -М.: АМБ агро- ТОО «ДиАРТ», 1998. — 119 с.
  151. В.В. Опыт работы межрайонного информационно-консультационного центра «Регион» в Гулькевичском районе Краснодарского203края // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2002.-№>2.-С.49−51.
  152. Обучение и консультационная работа (предназначена для кооперативов и консультантов по кооперации). Брюссель: ТАСИС, 2000. — 38 с.
  153. С.А. Развивать инвестиционно-инновационную деятельность в сельском хозяйстве союзного государства // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2004.- № 7.-С.7−10.
  154. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под. ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18 -е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1987. -С. 729.
  155. Опыт и проблемы функционирования информационно консультационной службы АПК России (сборник статей). М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. — 240 с.
  156. Организация деятельности информационно-консультационной службы АПК (сборник материалов для системы дополнительного профессионального образования). М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 2001. -148с.
  157. Организация консультационной службы в АПК (учебное пособие) / под ред. Кошелева В. М. М.: МСХА, 2004. — 498 с.
  158. Основы организации и функционирования ИКС в АПК (учебное пособие) / Под ред. Кошелева В. М. М.: Издательство МСХА, 1999. — 272 с.
  159. Особенности торговли услугами. Что такое «услуга»? // Информационный бюллетень «Россия на пути в ВТО». 2001. — № 1, сент. -www.wto.ru.
  160. И. Информационно-консультационное обслуживание институциональных преобразований АПК региона: опыт и проблемы. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. 268 с.
  161. И.В. Федеральные и региональные проблемы развития информационно-консультационных служб в аграрном секторе экономики России // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства. -1997.-№ 9−10.-С.43−44.
  162. И.В., Бурлаков А. В., Юняева P.P., Разуваев С. А. Современные критерии оценки эффективности сельскохозяйственных предприятий // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства. 1999. — № 9 -10. — С.32−36.
  163. В.М., Калинин А. А., Дербенский В. И., Кузнецова А. Н. Место и роль российской национальной семеноводческой ассоциации в семеноводстве России // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 3−4.-С.46−47.
  164. В.Н., Колотов JI.C. Опыт работы учебно-консультационного центра крестьянских (фермерских) хозяйств Новосибирской области // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства. 1998. — № 3−4. -С. 50−52.
  165. Е.В. Маркетинг услуг / Под. ред. Г. Л. Багиева. СПб. и др.: Питер, 2000. — 157 с.
  166. С.В. Инициатива помогает развивать службу сельскохозяйственного консультирования в Чувашии // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2004.- № 2.-С.17−18.
  167. С.В. Роль общественных институтов в развитии служб сельскохозяйственного консультирования // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций, — 2005.- № 6.-С.15−17.
  168. Пирумова JL, Соколова Ж. Реферативная база данных ЦНСХБ по опыту работы информационно-консультативных служб (ИКС) в АПК зарубежных стран // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 5−6.-С.55−56.
  169. Положение о лицензировании видов информационной деятельности в сфере агропромышленного производства. М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 2000. — 14 с.
  170. Положение о совете информационно-консультационной службы АПК России. М.: РАКО АПК, 2002. — 4 с.
  171. Положение о совете информационно-консультационной службы АПК. М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1998. — 6 с.
  172. Положение о федеральном инновационно-консультационном центре Минсельхозпрода России (ФИКЦ). М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1999. — 11 с.
  173. В.Е. Интерактивные обучающие программы: новые возможности в работе информационно-консультационных служб // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 3−4.-С.38−42.
  174. Пособие для консультантов ИКС (выпуск 5). Сергиев Посад, 2000. -109 с.
  175. М.Д., Балаева О. Н. Организация сферы услуг: экономика и управление: Курс лекций. М.: Высшая школа экономики. — 2002. -79 с.
  176. Проведение собраний (практическое руководство) / Библиотечка «В помощь консультанту». — М., 2007. 18 с.
  177. Программа международной конференции «Роль службы сельскохозяйственного консультирования в устойчивом развитии сельских территорий 29−30.06.2004 г.». — Владимир, 2004. — 12 с.
  178. А.Л., Янченко В. М. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика. -М.: Вершина, 2006. -496 с.
  179. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. -М.: ИНФРА-М, 1996. 496 с.
  180. Рекомендации о порядке образования и использования имущества ИКС АПК. М.: ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», 2003. — 4 с.
  181. Рекомендации по содержанию региональных программ создания и развития ИКС АПК. М.: ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», 2003. — 7 с.
  182. Рекомендации по содержанию региональных программ создания и развития ИКС АПК. М.: ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», 2004. — 7 с.
  183. Рид Эндрю. Информационно-консультационная служба АПК в постсоветской России // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1998. -№ 3−4. — С. 32−35.
  184. Роль консультационных служб в развитии сельских районов // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2005. — № 2. — С.14−15.
  185. .А. Информационно-консультационная служба в АПК (тезисы лекций). М.: МГАУ, 1999. — 67 с.
  186. .А., Нерсесян Н. В. Работа районных информационно-консультационных служб // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1999. -№ 7−8. — С.48−50.
  187. В.Г. Организация системы консультационного обеспечения сельскохозяйственного производства новый этап развития консультационной службы // Ваш сельский консультант. — 2008. — № 1. — С. 6−7.
  188. В.Г. Переход на новые технологии производства сельскохозяйственной продукции основная задача информационно-консультационных служб // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2002.-№ 9.-С.43−45.
  189. В.Г. Роль консультационной службы в формировании отраслевой системы освоения инноваций в АПК (теория, методология, практика). -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. 316 с,
  190. В.Г. Формирование системы инновационного обеспечения сельскохозяйственного производства // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2005.-№ 12.-С.59−60.
  191. В.Г., Ларичкина Л. В. и др. Рекомендации по организации отраслевых центров сельскохозяйственного консультирования— М.: ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», 2003. 26 с.
  192. Л.Ю. Образовательная технология «учебная фирма» // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2008. — № 6. -С. 31−33.
  193. Сборник нормативно-методических материалов по развитию и деятельности ИКС АПК / Под ред. Веселовского М. Я. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. — 86 с.
  194. Сборник нормативно-методических материалов по развитию и деятельности информационно-консультационной службы АПК. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. — 87 с.
  195. Сборник нормативных документов по развитию науки в РФ и в системе АПК / Сост. Баутин В. М. и др. М.: Информагротех, 1999. — 356с.
  196. Сельскохозяйственное консультирование в России. М.: АМБ-агро, 2001.- 16 с.
  197. А.Н. Агроменеджмент: методические разработки и научно-практические рекомендации. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2008. — 380 с.
  198. А.Н. Концепция: принципы формирования и алгоритм разработки. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2008. — 252 с.
  199. А.Н., Контеев В. В. Сфера услуг муниципального образования: вопросы теории и практики. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2005. — 348с.
  200. А.Н. Агроконсультирование. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2009. — 258 с.
  201. Скид анова М. Татарстан российский лидер по внедрению ресурсосберегающих технологий // Ваш сельский консультант. — 2008. — № 1. -С. 12−13.
  202. Н.Ю. Результаты проекта центра гражданских инициатив США «Поддержка устойчивого развития сельского предпринимательства» // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 2000. — № 34. -С. 63−65.
  203. .В. Системный подход к проблемам стабилизации и развития АПК Нижегородской области //Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 5−6.-С.46−51.
  204. Т.Г. О работе научно-производственного центра «ГЕЯ» (г. Рязань) // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 1−2.-С.37−38.
  205. Н.Б. Опыт организации службы сельскохозяйственного консультирования в Латвийской республике // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2004.-№ 6.-С.21−23.
  206. Справочник адресов и телефонов информационно-консультационных служб АПК (по состоянию на 1 марта 2008 г.). М.: ФГУ РЦСК, 2008. 16 с.
  207. В.Н., Стаханов Д. В. Маркетинг сферы услуг: учебное пособие. — М.: Экспертное бюро, 2001. С. 59.
  208. М.М. К вопросу об определении понятия «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 4. — С. 117−126.
  209. Терминологический справочник определения понятий информационных ресурсов АПК. — М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1998. 14 с.
  210. И.О. Основы управленческого консультирования: Учебно-практическое пособие. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. — 68 с.
  211. В.Ф. К вопросу об основных аспектах организации эффективной системы становления службы «Extesion» в сельском хозяйстве России на региональном уровне // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1997. — № 9 -10. — С.54−56.
  212. М.Н. Анализ потребителя как необходимая составляющая успешной работы на рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2002. — № 1. — С. 16−24.
  213. А.И. Применение методики расчетов валового дохода // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1998. — № 12. — С. 41−42.
  214. Хаусман Иан, Береснева Е. Формирование информационно-консультационной службы АПК: основные принципы обратной связи с210сельскими товаропроизводителями // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1997. — № 9 -10. — С.48−54.
  215. Хаусман Иан. Разработка и реализация информационно — консультационных кампаний // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1998. — № 3−4. -С. 35−40.
  216. В.Г. Информационно-консультационное обеспечение АПК Ставропольского края // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2004.- № 1.-С. 17−20.
  217. Д., Ван де Бан, Алексанов Д.С. и др. Информационно-консультационная служба в АПК (Учебное пособие. Сборник учебных материалов). М.: Агроконсалт, 2001. — 348 с.
  218. А. Основы классификации услуг как маркетингового продукта // Маркетинг. 1998. — № 3.- С. 117−122.
  219. Четвертая международная конференция «Роль служб сельскохозяйственного консультирования в устойчивом развитии сельских территорий» // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2004.- № 7.-С.22−23.
  220. .И. Основные направления работы служб сельскохозяйственного консультирования по устойчивому развитию сельских территорий // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2004.- № 7.-С.24−26.
  221. Е.Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг // Антология уральской цивилистики. 1925−1989: Сборник статей. -М., 2001. С. 355.
  222. О.М. О соотношении обязательств по оказанию услуг и обязательств по выполнению работ // Правоведение. — 2002. № 2. — С. 207.211
  223. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва. «Экономика». Ин-т экономики РАН- Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999.-С.877.
  224. Н.А. Об опыте работы Волгоградской информационно-консультационной службы // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 2002. — № 9. — С.40−42.
  225. Schein Е.Н. Process consultation, action research and clinical inquiry. Are they the same? // Journal of Managerial Psychology. 1995. № 10(6). P. 14−16.
Заполнить форму текущей работой