Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика анализа данных фокусированных групповых интервью в качественном исследовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Был пересмотрен и систематизирован имеющийся методический арсенал, социологи обратились к новым, не используемым ранее методам. Во-первых, была выделена методическая область, включающая в себя качественные методы исследования — разные типы неформализованных интервью и включенных наблюдений. Во-вторых, был установлен принцип континуальности системы социологических методов по степени… Читать ещё >

Содержание

  • I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА ФОКУСИРОВАННОГО ГРУППОВОГО ИНТЕРВЬЮ
    • 1. 1. Краткая история метода
    • 1. 2. Положение фокусированного группового интервью в системе социологических методов
  • II. АНАЛИТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ КАЧЕСТВЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ
    • II. 1. Аналитическая индукция
    • II. 2. Обоснованная теория
    • II. 3. Конверсационный анализ
    • II. 4. Анализ социально-психологических процессов в малых группах
    • II. 5. Стратегия анализа данных фокусированных групповых интервью
  • III. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ ФОКУСИРОВАННЫХ ГРУППОВЫХ ИНТЕРВЬЮ
    • III. 1. Первичные данные фокусированных групповых интервью
    • III. 2. Кодирование
      • 111. 2. 1. Три вида кодирования
      • 111. 2. 2. Кодирование к качественном и количественном исследовании
      • 111. 2. 3. Особенности кодирования данных фокус-групп
    • III. 3. Аналитические процедуры
  • III. 3.1. Интерпретативные техники
  • III. 3.3. Аналитические техники
    • III. 4. Методы, организующие аналитические процедуры
  • III. 4.1. Групповые обсуждения аналитиками полученных данных
  • III. 4.2. Мемо
  • III. 4.3. Концептуальные схемы
    • III. 5. Представление результатов исследования

Специфика анализа данных фокусированных групповых интервью в качественном исследовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Трансформационные процессы, происходящие в современном российском обществе, расширили предметную область социологических исследований, что, в свою очередь, потребовало расширения и средств исследования — методологии, методов и методик.

Был пересмотрен и систематизирован имеющийся методический арсенал, социологи обратились к новым, не используемым ранее методам. Во-первых, была выделена методическая область, включающая в себя качественные методы исследования — разные типы неформализованных интервью и включенных наблюдений. Во-вторых, был установлен принцип континуальности системы социологических методов по степени их формализации, утверждающий то, что на методическом уровне существует плавный переход между количественными и качественными методами, и методы, находящиеся на середине данного континуума, в социологическом познании играют не менее значимую роль. В-третьих, определение подобных «координат» в пространстве социологических методов позволило более точно охарактеризовать положение каждого конкретного метода и определить специфику его познавательных возможностей. Эта общая ситуация в развитии социологических методов определила выбор темы диссертации и ее актуальность.

Специфика развития метода фокусированного группового интервью состоит в том, что в последние 10 лет его популярность возросла как в мировой, так и в российской социологи. Данный метод, первоначально возникший в социологии СМИ, позднее долгое время развивался в рамках прикладных исследований (маркетинговых, политических, по оценке социальных программ и т. д.). В настоящий момент обозначилась тенденция возвращения этого метода в область академических социологических исследований. Цель этого возвращения связана с осмыслением накопленного опыта использования этого метода, уточнения и развития его познавательных возможностей. Одной из попыток, способствующих осуществлению этой тенденции, стала предлагаемая диссертация.

Данная работа, в первую очередь, посвящена изучению методов анализа, поскольку накопленный за последние годы опыт проведения групповых интервью был более детально описан, чем опыт анализа полученных данных. Недостаточно представленная методическая рефлексия о методах анализа данных фокус-групп требует специализированного исследования накопленного методического опыта анализа данных.

Ориентация на возвращение метода фокус-групп в систему социологических методов качественной методологии расширяет информативные рамки данной работы. Она может представлять интерес не только для исследователей, использующих метод фокус-групп, но и для более широкого круга специалистов, работающих в русле качественной парадигмы.

Объект исследования — данные фокусированных групповых интервью и методы качественного анализа данных.

Предмет исследования — взаимодействие методов анализа с эмпирическим объектом.

Степень разработанности проблемы. Начиная с первой работы, определившей основные характеристики данного метода, — книги Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендаллв мировой социологии не было ни одной работы, непосредственно посвященной анализу данных фокусированных групповых интервью. Однако, уже в указанной работе содержится множество ценных идей, касающихся качественного анализа данных, несмотря на заявленный в книге классический контент-анализ как основной аналитический метод. Впоследствии анализ данных фокус-групп был кратко или частично описан в работах Д. Моргана, Р. Крюгера, А. Голдмана и С. Макдональд, Дж. Ноуделя,.

Т.Альбрехта, Дж. Джонсона и Дж. Уолтера, Д. Ставарта и П. Шамдасани, а также в работах российских социологов С. А. Белановского, H.H. Богомоловой и Т.В. Фоломее-вой, Е. В. Дмитриевой.

Определение положения метода фокус-групп в системе методов социологического исследования позволяет обратиться к смежным методам исследования, а также к общим принципам анализа качественных данных. Общеметодологические проблемы взаимоотношений качественных и количественных методов освещены в работах таких авторов, как Р. Берджесс, Н. В. Веселкова, Н. Дензин, Р. Джефарт, Дж. Мадж, О. М. Маслова, Л. Ньюман, Дж. Платт, В. А. Ядов. Отдельные подходы к анализу качественных данных представлены в работах следующих авторов: «аналитическая индукция» как стратегия анализа «кейс-стади» — Р. Анджела, Х. Беккера, Ф. Знанецкого, Д. Крессея, Ф. Линдесмита, П. Маннинга- «обоснованная теория» — Б. Глезера и А. Стросса, этнографический подход — Дж. Аткинсона, Г. Гарфинкеля, К. Гиртца, П. В. Романова, М. Эй-джара, «конверсационный анализ» — X. Сакса, Э. Щеглоффа, Дж. Джеферсона, Н. Хомски, а также Дж. Херитейджа и Д. Силвермана, немаловажное значение в разработке этого направления играют работы Р. Барта, В. Я. Проппа, А.Сикурела.

Среди работ, в которых освещены методы анализа индивидуальных интервью и включенных наблюдений, следует выделить работы Х. Беккера, Д. Берто, Ч. Бриггса, Б. Гира, Дж. Дугласа, В. Ф. Журавлева, О. Г. Исуповой, И. П. Киселевой, И. М. Козиной, М. М. Малышевой, Е. В. Мещеркиной, М. Мильза и А. Хабермана, Э. Оукли, В. В. Семеновой, У. Уайта, И. Е. Штейнберга, Е.Р.Ярской-Смирновой,.

Поскольку данный метод основан на проведении групповых дискуссий в малых группах, то для освещения процессов, происходящих в этих группах и влияющих на качество получаемых данных, представлялся необходимым анализ работ по социальной психологии, среди которых следует выделить работы следующих авторов: Г. М. Андреевой, А. И. Донцовой, Ю. Н. Дубовской, Р. Л. Кричевского, Л. А. Петровской, С. Аша, М.-А. Робера, Х. Кельмана, И. Джениса, П. Экмана и У. Фризена.

Теоретико-методологической основой данного исследования выступают такие направления как феноменологическая и понимающая социология, воплощенная в работах Э. Гуссерля, В. Дильтея, М. Вебера, А. Шютца, интеракционистские теории Дж.Г.Мида, Г. Блумера, теория социального конструирования реальности Т. Лукмана и П. Бергера, а также работы И. Гоффмана.

Цель данной работы заключается в раскрытии основных принципов качественного анализа в социологическом исследовании, описании основных релевантных методу фокусированного группового интервью аналитических стратегий и детальном представлении процедур анализа.

Задачи данной работы.

— определить положение фокус-групп в системе методов социологических исследований,.

— определить характер данных фокусированных групповых интервью в качественном исследовании,.

— рассмотреть основные аналитические стратегии в качественной методологии, выделить исторический контекст развития каждой из них и описать основные принципы,.

— охарактеризовать и обосновать стратегию анализа фокус-групп и показать ее согласованность с другими аналитическими стратегиями,.

— систематизировать методы анализа данных и дать описание каждого из них,.

— описать особенности написания отчета по результатам фокус-групп.

Научная новизна заключается в том, что метод фокусированного группового интервью и, в частности, качественный анализ данных этого вида интервью являются относительно новыми методической и методологической темами в отечественной социологии. В данной работе была предпринята попытка адаптации существующих в рамках фундаментальной качественной социологии методов анализа к данным фокус-групп, тем самым включая метод фокус-групп в арсенал социологических методов. Для достижения этого в диссертации:

— при помощи сравнительного анализа определено положение метода фокус-групп в рамках качественных методов и на количественно-качественном континууме;

— представлены основные релевантные методу фокусированного группового интервью аналитические стратегии, дан краткий исторический экскурс их становления, основные положения, роль каждого направления в становлении системы качественных методов и оценка использования этой стратегии в анализе данных (транскриптов) фокус-групп;

— проведена систематизация данных фокус-групп по нескольким основаниям;

— обосновано использование качественных аналитических стратегий для анализа данных фокус-групп;

— проведена систематизация и детальное описание методов анализа в качественном исследовании;

— показано использование описанных методов для анализа данных фокус-групп;

— описаны формы представления результатов.

Практическая значимость данной работы заключается в применении и адаптации описанных методов, методик и процедур анализа данных фокус-групп, на основе чего сделаны практические рекомендации для использования этих методов в фокус-группах самого широкого спектра тематической направленности, в том числе в маркетинге, политических исследованиях и для оценки социальных программ. Предложенные в диссертации методы были использованы в исследовании восприятия и отношения социологов-практиков к публикациям социологических данных в прессе. Представленная систематизация методов и описание процедур анализа может быть использована для разработки спецкурса по анализу данных фокус-групп в качественном исследовании.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования докладывались на научной конференции «Социальное знание: формации и интерпретации» в Казанском университете (1996), на научном семинаре в Московском центре тендерных исследований, посвященном использованию качественных методов в тендерных исследованиях (1997), а также на Ялтинской Международной летней школе молодых исследователей и преподавателей социальных дисциплин, организованной социологическим факультетом Харьковского университета (1998).

Содержание диссертации отражено в следующих работах:

1. Клюшкина О. Б. Россия XX век: судьбы людей. Биографии семей как объект социологического исследования. М.: Институт социологии РАН, 1996 [Рецензия] // Социологический журнал. 1996. № ¾. Стр. 261−263.

2. Клюшкина О. Б. Познавательные возможности группового фокусированного интервью // Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях. Материалы семинара. М., 1997. Стр. 85−102.

3. Клюшкина О. Б. Социологические публикации на страницах СМИ: взгляд социологов // Вестник Харьковского университета. Социологические исследования современного общества: методология, теория, методы. 1998. № 416. Стр. 195−200.

4. Клюшкина О. Б. Методы анализа качественных данных // Социальная реальность в понимающей социологии: методология, методы и опыт эмпирических исследований. (в печати).

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА ФОКУСИРОВАННОГО ГРУППОВОГО.

ИНТЕРВЬЮ.

В настоящее время фокусированное групповое интервью как исследовательский метод широко распространено в различного рода социальных исследованиях, в частности в изучении потребительского поведения (маркетинге), в исследованиях организаций социальной сферы (медицины, образования), в политических исследованиях и пр. Различие в характере исследовательских задач этих разных областей породили «размытость» определения метода. Прежде всего, попробуем выделить общее для всех этих областей, основываясь на современной практике использования этого метода в самых разных исследованиях.

Фокусированное групповое интервью, или фокус-группа1, — это групповая дискуссия,.

1. в которой принимает участие несколько (от 7 до 12) человек, находясь в ситуации «лицом к лицу» и «здесь и сейчас» ;

2. участники которой оказались в данной ситуации не случайно, а были отобраны как представители некоторой социальной группы (потребителей, избирателей, профессионалов определенной области деятельности, жителей некоторой административной единицы и пр.), а вместе с этим имеющие некоторый опыт, данные о котором необходимы исследователю;

3. которая имеет определенную тему исследования. Эта тема предварительно подробно исследуется через другие источники данных (статистические данные, пресса, ТВ, профессиональные журналы, случайные разговоры с представителями интересуемой группы и пр.) Результатом такой проработки темы становится гайд (список направляющих вопросов или сценарий) и стимуль-ный материал;

1 Первоначально данный сокращенный термин получил употребление в маркетинге, в настоящий момент считается общеупотребительным.

4. которая подразумевает выявление как можно большего количества мнений по интересуемой теме, что достигается особыми умениями ведущего (модератора);

5. которая не подразумевает формирование и вынесение единого группового решения по исследуемой теме, хотя, спонтанное объединение участников в подгруппы единомышленников также является предметом изучения для исследователя.

Данные характеристики метода являются наиболее распространенными, и выделяются в работах таких авторов, как И. Голдман и С. Макдональд, Р. Крюгер, Д. Сте-вард и П. Шамдасани, а также основателями метода — Р. Мертоном, М. Фиске и П.Кендал. Для того, чтобы более детально рассмотреть процесс формирования метода, обратимся к его истории.

6. Основные выводы.

7. Альтернативные объяснения полученных результатов.

8. Рекомендации.

Заключение

.

Предложенный в диссертации материал позволяет сделать следующие выводы. Метод фокусированного группового интервью является исследовательским методом, относящимся к области качественных методов, однако более структурированным и стандартизованным, чем другие качественные методы. Это определяется тем, что 1. дискуссия имеет четко определенную тему разговора, что чаще всего фиксируется в наличии стимульного материала- 2. фокус-группы имеют хорошо проработанный гайд интервью, основанный на тщательно изученной информации о предмете исследования, в том числе и количественных характеристиках- 3. место проведения интервью стандартизовано — чаще всего это средних размеров комната, где можно разместить 610 человек наиболее оптимальным для коммуникации способом.

Однако, данные, полученные этим методом, можно охарактеризовать как качественные, поскольку ответы участников дискуссий не структурированы — они могут не только в свободной форме высказывать их, но и сопровождать их невербальными проявлениями — мимикой, жестами, позами, что отражается в групповой динамике дискуссии. Отсутствует также и статистическая репрезентативность выборки респондентов. Кроме того, опыт анализа данных фокус-групп, описанный в литературе, свидетельствует об использовании качественной методологии при анализе фокус-групп.

Ситуация с методами анализа фокусированных групповых интервью: поскольку данный метод развивался больше в рамках маркетинга, то долгое время существовал терминологический и методический разрыв в описании методов анализа качественных данных в фундаментальной социологии и ее прикладных областях. Возвращение метода фокусированного группового интервью в методическое пространство социологии позволяет удалить этот разрыв. Для это в диссертации были описаны аналитические стратегии качественной методологии и представлено использование методов и терминологии для анализа фокус-групп.

Использование общеметодологических принципов качественного анализа применительно к фокус-группам, позволило нам практически выявить особенности анализа фокусированных групповых дискуссий, что связано с:

1 .структурированностью хода дискуссии, а также заданностью структуры ответов вопросами модератора (например, в вопросах может уже содержаться указание на иллюстрирование своего мнения при помощи вымышленных героев или же при помощи своего собственного опыта),.

2.групповым характером дискуссии, который, с одной стороны, влечет за собой большую смысловую размытость кодов и представление различных логик рассуждения, с другой стороны, предлагает богатый материал по их взаимодействию, что отражается в невербальных (визуальных) данных.

Методические разработки, предложенные в данной работе были использованы нами в исследовании с использованием фокус-групп, проведенных с социологами-практиками, занимающимися проведением прикладных социологических исследований, на тему: «Социологические данные на страницах прессы: взгляд социологов». Опыт этой работы показал валидность и эффективность методов анализа. На основе проделанной работы были сделаны следующие выводы:

1. Метод фокусированного группового интервью является адекватным не только прикладным социальным задачам, его можно использовать в фундаментальном социологическом исследовании, в том числе как самостоятельный и достаточный исследовательский метод.

2. Принципы анализа. Разработанные в рамках фундаментальных социологических направлений анализа качественных данных являются адекватными для анализа данных фокусированных групповых интервью.

3. Апробация этих методов материалах собственного исследования позволяет показать взаимодействие аналитических процедур с конкретной исследовательской ситуации (типом транскрипта и предметным содержанием обсуждаемой проблемы), в процессе чего были конкретизированы аналитические процедуры, уточнены и детализированы некоторые их аспекты.

Основные положения диссертации, на наш взгляд, могут быть использованы в учебном процессе для написания курсов по качественной методологии в социологии, методам и методикам анализа качественных данных, а также в написании широкого спектра исследовательских программ с использованием качественных методов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Барт Р. S/Z. Москва: Ad Marginem, 1994.
  2. Р. Избранное. Поэтика. Семиотика. М., 1994.
  3. Р. Мифологии. М., 1996.
  4. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986.
  5. С. А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993.
  6. С.А. Метод фокус-групп. М.: Открытое общество, 1997.
  7. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
  8. Биографический метод в социологии: история, методология, практика. Ред. кол. Мещеркина Е. Ю., Семенова В. В. М.: Институт социологии РАН, 1994.
  9. H.H., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. Москва: Магистр. 1997.
  10. Ю.Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс. 1989.
  11. П.Волошинов В. Н. Марксизм и философия языка // Основные проблемы социологических методов в науке о языке. Л.: Прибой, 1929.
  12. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
  13. Герменевтика: история и современность. М.: Мысль, 1985. v
  14. Н.Головаха Е. И. Структура групповой деятельности: Социально-психологический анализ. Киев: Наукова Думка, 1979.
  15. Л. Г. Социология повседневности Альфреда Шюца // Социологические исследования. 1988. № 2.С. 123−129.16.Делез Ж. Логика смысла.
  16. П.Дмитриева Е. В. Метод фокус групп в социологическом исследовании. Автореферат на соиск. уч. степени канд. социолог, наук. Москва, МГУ, 1996.
  17. Е.В. Метод фокус-групп в социологии и маркетинге. М.: Центр, 1998.
  18. Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984.
  19. Т. М. Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980.
  20. Л. Г. Понимающая социология: Историко-критический анализ. М, 1978.22 .Киселева И. П. Информативно-целевой анализ текста свободного интервью // Социологический журнал. 1994. № 3. Стр. 110−116.
  21. Г. В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974.
  22. А. Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во Московского Университета, 1982.
  23. О.М. Ситуация интервью: формализованные и неформализованные методы исследования // Методология и методы социологических исследований (Итоги работы поисковых исследовательских проектов за 1992−1994 годы). М: Институт социологии, 1995.
  24. О. М. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. М.: Наука, 1990.
  25. В. Л. Михаил Бахтин: философия поступка. М., 1990.
  26. Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью: Пер. с англ./ Под ред. Белановского С. А. М.: Институт Молодежи, 1991.
  27. Метер ван К. М. Методология социологии // Международный журнал социальных наук. 1994. № 3(6), август.
  28. Дж. Психолингвисты // Теория речевой деятельности. М., 1968.31 .Ньюман Л. Способы кодирования и анализа качественных данных // Социологические исследования. 1998. (в печати).
  29. Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. В 2-х томах. М.: МФФ, 1998.
  30. В. Я. Морфология сказки. Ленинград, 1928.
  31. П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Академия-Центр. Медиум, 1995.
  32. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. С фр. Машковой Е. В., Соколова Е. А.- Предисл. Толстых А. В. М.: Прогресс, 1988.
  33. Ф. де. Заметки по общей лингвистике / Общ. Ред., вступ. Статья и комментарии Слюсаревой Н. А. М.: Прогресс, 1990.
  34. Ф. де. Курс общей лингвистики. М.: Соцэкгиз, 1933.
  35. Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
  36. Судьбы людей: Россия XX век: биография людей как объект социологического исследования. М.: Институт социологии РАН, 1996.
  37. Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
  38. П., Филипсон М., Силвермен Д., Уолш Д. Новые направления в социологической теории. /Пер. с англ. Ионина JI. Г., общ. ред. Осипова Г. В. М.: Прогресс, 197 8.
  39. Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования массовой коммуникации. Автореф. дис. на соис. уч. ст. канд. псих. наук. М., 1994. 17с.
  40. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск: Беларусь, 1991.
  41. Фукс-Хайнритц В. Биографический метод // Биографический метод в социологии: история, методология, практика. Ред. кол. Мещеркина Е. Ю., Семенова В. В. М.: Институт социологии РАН, 1994.
  42. Э. А., Чеснокова В. Ф. Фокусированное интервью в исследовании восприятия искусства. М., 1977.
  43. Т. Социальная психология. М., 1969.
  44. Шюц А. Структура повседневного мышления. Пер. с англ. Е. Д. Руткевича // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 129−138.
  45. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, Книжный дом «Университет», 1998.
  46. Adelman Р.К., Zajonc R. Facial efference and the experience of emotion // Annual Review of Psychology, 1989. Vol. 40. Pp. 249 280.
  47. Agar M., McDonald J. Focus Groups and Ethnography // Human Organisation. 1995. Vol. 54. No. l.P. 78−86.
  48. Albrecht T.L., Johnson G.M., Walther J.B. Understanding Communication Processes in Focus Groups // Successful Focus Groups. Advancing the State of the Art. /Ed. by D. Morgan. Newbury Park, CA, London, New Delhi: Sage, 1993= P= 51−64=
  49. Applied Qualitative Research. /Ed. by R. Walker. Brookfield, 1985.
  50. Archer D., Akert R.M. Words and everything esle: Verbal and nonverbal cues in social interpretation // Journal of Personality and Social Psychology, 1977. Vol. 35. Pp. 443 -449.
  51. Argyle M., Furnham A., Graham J. A. Social Situations. Cambridge etc., Camb. Univ. Press, 1981.
  52. Asbury J.-E. (1995) Overview of focus group research // Qualitative Health Research, 1995. Vol. 5 No. 4. Pp. 414 420.
  53. Asch S.E. Group forces in the modification and distortion of judgments //Social Psychology (chap. 16). Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1952.
  54. Aubel J. Guidelines for studies using the group interview technique.-Genewa: Intern, labour. office, 1994.
  55. Bales R. F. Interaction Process Analysis: A Method for the Study of Small Groups. Cambridge, MA.: Addison-Wesley, 1950.
  56. Bales R. F. Personality and Interpersonal Behavior. N. Y., 1970.
  57. Bales R.E., Borgotta E.F. Size of the group as a factor in the interaction profile // Hare P., Borgotta E.F., Bales RF. Small Groups: Studies in Social Interaction New York: Knopf A.A., 1955. Pp.396−413.
  58. Ball D.W. The definition of the situation: Some theoretical and methodological consequences of taking W.I. Thomas seriously // Journal for the Theory of Social Behavior. 1971. Vol.2. No.l. Pp. 61−82.
  59. Basch C. E. Focus Group Interview: An Underutilized Research Technique for Improving Theory and Practice in Health Education // Health Education Quarterly, 1987. Vol. 14, No. 4. Pp. 411 -448.
  60. Becker H.S. Problems of inference and proof in participant observation // American Sociological Review. 1958. Vol. 23. Pp. 652−660.
  61. Becker, H., Geer, B. Participant Observation: The Analysis of Qualitative Field Data // Human Organization Research: Field Relations and Techniques. /Ed. by R. N. Adams and J. J. Preiss. Homewood, IL: Dorsey Press, 1960.
  62. Berdgess R.G. In the Field. An Introduction to Field Research. London and New York: Routledge, 1984. P. 180.
  63. Bernard R.H. Research methods in Cultural Anthropology. Newbury Park, CA: Sage, 1988.
  64. Bingham W.V., Moore B.V. How to Interview (New York: Harper, 1941) —
  65. Boden D. Talk, Text and History: Conversation Analysis and Communication Theory // Communication Theory Today. /Ed. by Crowley D. and Mitchell D. London, N. Y. etc.: Polity Press, 1994.
  66. E.S. // The group interview, Journal of Applied Sociology, 10 (1926)
  67. Bogdan R., Taylor S. J. Introduction to Qualitative Research Methods. N. Y. 1975.
  68. Boyd H. W., Ralph W., Stanley F. S. Marketing Research: Text and Cases. Homewood, Illinois: Richard D. I, 1981.
  69. Biyman A. Quantity and Quality in Social Research. London etc.: Human, 1988.
  70. Bryman A., Burgess R. G. Reflections on Qualitative Data Analysis // Analyzing Qualitative Data. /A. Bryman, R. G. Burgess (eds.) London: Routledge, 1994.
  71. Buck R. Human motivation and emotion. New York: Wiley, 1976.
  72. Burgess R. G. Field Research: a sourcebook and field manual. London, 1982.
  73. Burgess R. G. Studies in Qualitative Methodology: Volume 5: Computing & Qualitative Research. Hampton Hill: JAI Press, 1996.
  74. Calder B. J. Focus Groups and the Nature of Qualitative Marketing Research // Journal of Marketing Research. 1977. Vol. XIV, N 3. August.
  75. Cappella J.N. The management of conversations // The handbook of interpersonal communication. /Ed. by Knapp M.L., Miller G.R. Beverly Hills, CA: Sage, 1985.
  76. Carey M. A., Smith M. W. Capturing the Group Effect in Focus Groups: A Special Concern in Analysis // Qualitative Health Research. 1990. Vol. 4. No. 1. Pp. 123 127.
  77. Catteran M., MacLaran P. Computer Software for Qualitative Data Analysis: Using Metamorph 4 // Proceedings of the Marketing Education Group Annual Conference. Glasgow, 1996.
  78. Ch.S.Peirce. In: Posterior Analytics. Ed. by Jenkinson. Oxford, Ed. Ross, vol. V, § 146.
  79. Charmaz, K. The Grounded Theory Method: An Explication and Interpretation. In Contemporary Field Research: A Collection of Writings. Ed. by R. M. Emerson. Prospect Heights: Waveland Press 1983. p. 111.
  80. Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1965.
  81. Cicourel A. V. Cognitive Sociology: Language and Meaning in Social Interaction. New York: Free Press. 1974.
  82. Cicourel A. V. Method and Measurement in Sociology. N. Y., 1964.
  83. Cohen A. M., Smith R. D. The Critical Incident in Growth Groups: a manual for group leaders. California University Association, 1976.
  84. Computer-Aided Qualitative Data Analysis: Theory, Methods, and Practice. Ed. by Kelle U. London: Sage, 1995. Kelle U. Ed. P. 39ff.
  85. Cooper H. The Integrative Research Review. Newbury Park, CA: Sage.
  86. Cressey, D. Other people’s money. New York: Free Press, 1953.
  87. Debus M. Handbook for excellence in focus group research. Washington: Porter Novelli, 1988.
  88. Denzin N. K. Childhood Socialization: Studies in the Development of Languages, Social Behavior, and Identity. San Francisco etc.: Jossey-Bass, 1977.
  89. Denzin N. K. On Understanding Emotion. San Francisco etc.: Jossey-Bass, 1984.
  90. Denzin N. K. Sociological Methods: A Sourcebook. Chicago: Aldine Publishing Company, 1970.
  91. Denzin N. K. The Research Act: A Theoretical Introduction to Sociological Methods. N. Y. etc.: McGraw-Hill, 1977.
  92. Dey I. Qualitative Data Analysis: A User Friendly Guide for Social Scientists. London: Routledge, 1993.
  93. Doing Qualitative Research. /Ed. by Crabtee B. F., Miller W. L. Newbury Park etc.: Sage Publications, 1992.
  94. Donalghy W. C. The Interview: Skills and Applications. Dallas, etc.: Scott, Foresman & Co., 1984.
  95. Douglas J. D. Creative Interviewing. Sage, 1985.
  96. Douglas J. D. Integrative Social Research. Beverly Hills, Cal.: Sage, 1976.
  97. Edmiston V., The group interview, Journal of Educational Research, 37(1944), 593 ff.)
  98. Eisenberg N., Strayer J. Empathy and its development. New York: Cambridge University Press, 1987.
  99. Ekman P., Friesen W. Facial Action Coding System Manual. Polo Alto, CA: Cosulting Psychologist Press, 1978.
  100. Ekman P., Friesen W.V., Scherer K. Body movement and voice pitch in deceptive interaction // Semiotica, 1976. Vol. 16. Pp. 23−27.
  101. Feldstein S., Welkowitz J. A chronography of conversation: It defense of an objective approach // Nonverbal Behavior and Communication. /Ed. by Siegman A. W., Feldstein s. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1978. Pp. 435−499.
  102. Fern E.F. The use of focus groups for idea generation: the effects of group size, acquaintanceship, and moderator on response quantity and quality // Journal of Marketing Research. 1982. Vol. 19. Pp. 1−13.
  103. Fern E.F. Focus groups: the review of some contradictory evidence, implications, and suggestions for future research // Advances in Consumer Research. 1983. Vol. 10. Pp. 121−126.
  104. Festinger 1., Schachter S., Back K. Social pressures in informal groups. Stanford, California: Stenford University Press, 1963.
  105. Field Methods in the Study of Education / Ed. by Burgess R. G. London, Philadelphia: Falmer Press, 1985.
  106. B. A., Stutman R. K. (1987) An Assessment of Group Trajectories: Analyzing Developmental Breakpoints // Communication Quarterly, 1987. Vol.35 Pp. 105−124.
  107. Focus Groups: Issues and Approaches. N.Y.: Advertising Research Foundation, 1985.
  108. Focus Research Group entire Issue. Studies in Family Planning, 1981, vol.12.
  109. French W.L., Gross E., Resnick H. Effects of a budget-cut crisis on a faculty at a large state university // Sociology and social research. 1986. N 70. P.272−275.
  110. Frey J.H., Cams D.E. Job satisfaction of casino card dealers // Sociology and Social Research. 1988. N 72. P. 159−164.
  111. Frey J.H., Fontana A. Group interview in social research // Successful Focus Groups. Advancing the state of the Art. Ed. by D. Morgan. Newbury Park etc.: Sage, 1993.
  112. Frey J.H., Fontana A. Job satisfaction and work values among mature workers. Paper presented at the American Sociological Association Meetings. Atlanta, Georgia, 1988.
  113. Frey L. R. The Naturalistic Paradigm: Studying Small Groups in the Postmodern Era // Small Group Research, 1994. Vol. 25. No. 4. Pp. 551 577.
  114. GalagherD., Shuntich R.J. Encoding and decoding of nonverbal behavior through facial expressions // Journal in Research in Personality, 1981. Vol. 15. Pp. 241 252.
  115. Garrett A. Interviewing. Its principles and methods. N. Y.: Family Welfare Association of America, 1954. (13 ed. since 1942).
  116. Gazzaniga M.S. The Social Brain: Discovering the Networks of the Mind. New York: Basic Books, 1985.
  117. Glaser B. Theoretical Sensitivity. Mill Valley. CA: Sociology Press.
  118. Glaser B., Strauss A. Discovery of substantive theory: A basis strategy underlying qualitative research// American Behavioral Scientist. 1965, 8 (February): 5−12.
  119. Glaser B., Strauss A. The Discovery of Grounded Theory. Chicago: Aldine Publishing, 1967.
  120. Glass G., McGraw B., Smith M. Meta-Analysis in Social Research, Newbury Park, CA: Sage, 1981.
  121. Goffman E. Forms of Talk. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. 1981.
  122. Goffman E. Frame Analysis. An Essay on the Organization of Experience. Harper & Row: N. Y. etc., 1974.
  123. Goldman A. E., McDonald S. S. The Group Depth Interview: Principles & Practice. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1987.
  124. Gorden R. L. Interviewing: Strategy, Techniques and Tactics. The Dorsey Press, Homewood, Illinois, 1975.
  125. Gordon W., Langmaid R. Qualitative Market Research: A Practitioner’s & Buyer’s Guide. London: Gower, 1988.
  126. Greenbaum T. L. The Practical Handbook and Guide to Focus Group Research. Lexington, MA: Lexington Books, 1987.
  127. S. (1987) Analysing Qualitative Data // Journal of the Market Research Society, 1987. Vol. 29. No. l. Pp. 15−34.
  128. Handbook of Marketing Research. N. Y.: McGraw-Hill Book CO., Inc., 1974.
  129. Handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research. /Scherer K.P., Ekman P. (Eds.). New York: Cambridge University Press, 1982.13 5. Hanson N.R. Patterns of Discovery: An Inquiry into the Conceptual Foundations of Science. Cambridge: CUP, 1965.
  130. Hedges A. Group interview // Applied Qualitative Research. /Ed. by Walker. Brook-field, 1985.
  131. Heritage J. Garfinkel and Ethnomethodology. Cambridge: Polity Press, 1984.
  132. Hess J. M. Group Interviewing // New Science of Planning. /Ed. by R. L. King. Chicago, American Marketing Association. 1968.
  133. Higginbotham J. B., Cox K. K. (eds.) Focus Group Interviews: A reader. Chicago, American Marketing Association, 1979.
  134. Janis I.L. Victims of Groupthink: A Psychological Study of Foreign Policy Decision and Fiascoes. Boston, Mass.: Houghton Mifflin. 1972.
  135. M. (Ed.). W.I.Thomas on social life and social personality. Chicago: University of Chicago Press, 1966.
  136. Jordan G., Henderson A. Interaction Analysis: foundations and practice.
  137. Kelle, U. Computer-Aided Qualitative Data Analysis, Theory Methods & Practice. London: Sage. 1995.
  138. Kelman H. Processes of opinion change // Public Opinion Quarterly, 1961. Vol.25. Pp.57−78.
  139. Kitzinger J. The Methodology of Focus Groups: The Importance of Interaction Between Participants // Sociology of Health and Illness, 1994. Vol. 16, No. 1. Pp. 103 -121.
  140. Knodel J. The Design and Analysis of Focus Group Studies: A Practical Approach // Successful Focus Groups: Advancing the State of the Art. / Ed. by D. L. Morgan. Newbury Park, CA.: Sage, 1993.
  141. Krueger R. A. Focus Group: A Practical Guide for Applied Research. Newbury Park, CA, 1988.
  142. Lee R. M., Fielfing N. G. Users' Experiences of Qualitative Data Analysis Software // Computer-Aided Qualitative Data Analysis: Theory, Methods and Practice. /U. Kelle (editor) London: Sage, 1995.
  143. Liebow E. Tally’s corner: A study of Negro streetcorner men. Boston: Little, Brown, 1967.
  144. Lindesmith A. Opiate Addition. Blumangton, Indiana: Principia Press, 1947. (Republished, with revisions, as Addition and Opiates. Chicago: Aldine, 1968.) P. 9−10.
  145. Madge J. The Tools of Social Science. An analytic description of social science techniques. N. Y.: Anchor Books Doubleday & Company, 1965.
  146. Manning P.R. Analytic induction // Qualitative Methods. A Handbook of Social Science Methods, vol. 2. Ed. by Smith R. B., Manning P. K. Cambridge, Massachusetts, 1982.
  147. Mauntino L., Evans M. Applied Marketing Research. Addison-Wesley Publishing Company. First printed 1992. Reprinted 1994. 314p.
  148. May T. Social Research: Issues, Methods and Process. Buckingham: Open University Press, 1993.
  149. May, J. P. Qualitative Advertising Research // Journal of the Market Research Society, 1978. Vol. 20. No. 4. Pp. 203 218.
  150. McDaniel C. Focus Groups Their Role in the Marketing Research Process // Acron Business & Economic Review, 1979. Vol. 10. Pp. 14 — 19.
  151. McQuarrie E. F., Mclntyre S. H. What Focus Groups Can and Cannot Do: A Reply to Seymour // Journal of Product Innovation Management, 1987. Vol. 4. Pp. 55 60.
  152. Mendes de Almera P. A Review of Group Discussion Methodology // European Researcher, 1980. Vol. 8. No. 3. Pp. 114 120.
  153. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. New York: Free Press of Glencoe, 1957. P. 390.
  154. Merton R. Qualitative and Quantitative Social Research: Papers in Honors. N. Y., 1979.
  155. Merton R.K. The focussed interview and focus groups: continuities and discontinuities // Public Opinion Quarterly. 1987. Vol. 51. N4. Pp.550−566.
  156. Merton R. K., P. L. Kendall The Focused Interview // American Journal of Sociology. 1946. Vol. 51. Pp. 541−557.
  157. Merton R., Fiske M., Kendall P. Z. The Focused Interview. A Manual of Problem and Procedures. Glencoe, III, The Free Press, 1956, 1990.
  158. Miles M. B. Learning to Work in Groups: A Practical Guide for Members and Trainers. Columbia University, N. Y. 1981.
  159. Miles M., Huberman A. Qualitative Data Analysis. Newbury Park, CA.: Sage, 1984.
  160. Miles M., Huberman A. Qualitative Data Analysis. Thousands Oaks, CA et al.: Sage, 1994.
  161. Miranda S. M. Avoidance of groupthink: meeting management using group support systems // Small Group Research, 1994. Vol. 25. No. 1. Pp. 105 136.
  162. Morgan D. L. Focus Group as Qualitative Research. Newbury Park, Sage Publications, 1988.
  163. D. L. (Ed.)Successful Focus Groups: Advancing the State of the Art. Newbury Park, CA.: Sage, 1993.
  164. Morgan D. L. Why things (sometimes) go wrong in focus groups // Qualitative Health Research, 1995. Vol. 5, No. 4. Pp. 516 523.
  165. Morgan D.L. Focus Group as Qualitative Research. Newbury Park, CA: Sage, 1988.
  166. Morgan D.L., Spanish M.T. Focus groups: A new tool for qualitative research // Qualitative sociology. 1984. N7. P.253−270.
  167. Noblit G. W., Hare R. D. Meta-ethnography: Synthesizing Qualitative Studies / Qualitative Research Methods- vol.11. Newbury Park etc.: Sage Publications., 1988.180.0sgood C. Focus on Meaning. Paris: Mouton, 1976.
  168. Patton M. K. Utilization-focused evaluation. Sage Publication, Beverly Hills, 1986.
  169. Patton M. Qualitative Evaluation Methods. Newbury Park, CA: Sage, 1980.
  170. Phillips B. L. Social Research. Strategy and Tactics. New York: Macmillan, 1970.
  171. Phillips B. S. Sociological Research Methods: an Introduction. Illinois: The Dorsey Press Homewood, 1985.
  172. Phillips D. L. Knowledge From What? Theories and Methods in Social Research. Chicago: Rand McNally & Company, 1972.
  173. Poole M. S. Decision Development in Small Groups I: A comparison of Two Models // Communication Monographs, 1981. Vol. 48. Pp.1 24.
  174. Poole M. S. Decision Development in Small Groups II: A study of Multiple Sequences in Decision Making // Communication Monographs, 1983. Vol.50. Pp. 206 232.
  175. Poole M. S. Decision Development in Small Groups III: A Multiple Sequence Model of Group Decision-Making // Communication Monographs, 1983. Vol.50. Pp. 321 -341.
  176. Psathas G. Everyday Language. N. Y. Irvington, 1979.
  177. Qualitative and Quantitative Methods in Evaluation Research / Ed. by Cook Th. D., Reichardt Ch. S. Beverly Hills, London: Sage, 1979.
  178. Qualitative Methods. A Handbook of Social Science Methods, vol. 2. Ed. by Smith R. B., Manning P. K. Cambridge, Massachusetts, 1982.
  179. Ragin, Charles C. The comparative method. Moving beyond qualitative and quantitative strategies. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press. 1987.
  180. Reich W. Character Analysis 93rd ed., V.R. Carfagno, Trans./ New York: Simon& Schuster, 1933/1945.
  181. Reik T. Listening with the Third Ear: The Inner Experience of a Psychoanalyst. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1948.
  182. T. J., & Richards L. The Transformation of Qualitative Method // Using Computers in Qualitative Research. /N. G. Fielding & R. M. Lee (eds.). London: Sage, 1991.
  183. Riskind J.H. Nonverbal expressions and the accessibility of the life experience memories: A congruency hypothesis // Social Cognition, 1983. Vol.2. Pp. 62−86.
  184. Riskind J.H., Gotay C.C. Physical posture: Could it have regulatory of feedback effects on motivation and emotion? // Motivation and Emotion, 1982. Vol.6. Pp. 273−298.
  185. Robinson W.S. The logical structure of analytical induction // American Sociological review, 1951, 16 (December): 812 818.
  186. S., Foster A. (eds.) Qualitative Research in Action. London: Edward Arnold, 1989.
  187. Robson S., Hedges A. Analysis and Interpretation of Qualitative Findings: Report of the MRS Qualitative Interest Group // Journal of the Market Research Society, 1993. Vol. 35. No. l.Pp. 23 35.
  188. Rogers C. R. Counseling and Psychotherapy (New York: Houghton Mifflin Co., 1942), pp.115−128. Rice S.A.(ed), Methods in Social Science (Chicago: University of Chicago Press, 1931)
  189. Rooney A. A. Not That You Asked. New York: Random House, 1989.203 .Rosenberg E.L., Ekman P. Conceptual and Methodological Issues in the Judgment of Facial Expressions of Emotion // Motivation and Emotion, 1995. Vol. 19, No. 2. Pp. 111 -138.
  190. Rosenthal R., Hall J.A., DiMatteo M.R., Rogers P.L., Archer D. Sensitivity to nonverbal communication: the PONS test. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1979.
  191. Sacks, H. On the analysability of stories by children // Directions in Sociolinguistics. /J. Gumperz and D. Hymes (eds.) New York: Holt, Rinehart & Winston, 1972.
  192. Sacks, H. Lectures on Conversation. /Ed. by G. Jefferson, introduction by E. Schegloff. Oxford: Basil Blackwell, 1992. 2 volumes.
  193. Sacks, H., Schegloff E.A. and Jefferson G. A simplest systematic for the organization of turn-taking in conversation // Language, 1974. Vol.50. No. 4. Pp. 696−735.
  194. Schegloff E.A. Sequencings in conversational openings // American Anthropologist, 1968. Vol.70. Pp.1075−1095.
  195. Schegloff E.A. Preliminaries to preliminaries: «Can I ask you a question?» // Sociological Inquiry, 1980. Vol. 50. No.¾. Pp.104 152.
  196. Scheloff E.A. Reflections on Talk and Social Structure // Talk and Social Structure: Studies in Ethnomethodology and Conversation Analysis. /D.Boden and D. Zimmerman (eds.) Cambridge: Polity, 1991.
  197. Schegloff E.A. and Sacks H. Opening up closings // Ethnomethodology. /Turner R. (ed.). Harmondsworth: Penguin, 1974.
  198. Schindler R. M. The Real Lesson of New Coke: The Value of Focus Groups for Predicting the Effects of Social Influence Marketing Research // A Magazine of Management & Applications, 1992. December. Pp. 22 27.
  199. Seymour M. Lipset and Neil J. Smelser (eds.) Sociology: the progress of a Decade. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1961.
  200. Sheidel T. M., Crowell L. Idea Development in Small Discussion Groups // Quarterly Journal of Speech, 1964. Vol.50. Pp. 140−145.
  201. Siegman A.W., Reyholds M. Interviewer-interviewee nonverbal communications: An interactional approach // Interaction Rhythms: Periodicity in Communicate Behavior. / Ed. by Davis M. New York: Human Sciences Press, 1982. Pp. 249−278.
  202. Silverman D. Interpreting Qualitative Data. Methods for Analysing Talk, Text and Interaction. London, etc.: 1993.
  203. Skill in nonverbal communication: individual Differences. /Ed. by Rosenthal R. Cambridge, MA: Oelgeschlager, Gunn & Hain, 1979.
  204. Smith J. M. Interviewing in Market and Social Research. London: Routledge and Kegan Paul, 1972.
  205. Smith P.B. Group Processes and Personal Change. London etc.: Harper & Row, 1980.
  206. Spicer E. Beyond Analysis and Explanation // Human Organization 35(4): 335−343. 1976.
  207. Spradley J.P. The Ethnographic Interview. New York: Holt, Rinehart,&Winston, 1979.
  208. Steiner I.D. Task performing Groups. University programs Modular Studies. Morris-town, HJ: General Learning Press. 1974.
  209. D.W. & Shamdasani P.H. Focus groups. Theory and Practice. L., N.Y.: The International Professional Publishers, 1990.
  210. Strauss A. Qualitative analysis for social scientists. New York: Cambridge University Press, 1987.
  211. Strauss A., Corbin J. Basic of Qualitative Research. Grounded Theory. Procedures and Techniques. Sage Publications. The International Professional Publishers. Newbury Park, London, New Delhi, 1990.
  212. Templeton J. F. Focus Groups: A Guide for Marketing and Advertising Professionals. Chicago: Probus, 1987, 1994.
  213. The Qualitative-Quantitative Distinction in the Social science. Ed. by Glassner, Moreno. Boston, London, 1989.
  214. The Research Interview: Uses and Approaches / Ed. by M. Brenner, J. Brown, D. Canter. London: Academic Press Inc., 1985.
  215. The Values of Social Science. 2nd ed. Ed. by. N.K. Denzin. New Brunswick. N.Y. 1973.
  216. Theories of Group processes. Ed. by Cooper C. L., L. E. A., 1975.
  217. , W.I. & Znaniecki, F. 1918. The Polish Peasant in Europe and America. Chicago: University of Chicago Press.
  218. Thompson J.B. Methodology of Interpretation // Thompson J. B. Ideology and Modern culture. London, new York etc.: Polity press, 1990 (1992).
  219. Thompson J.D., Demerath N.J. Some experiences with the group interview // Social forces. 1952. N31. P. 148−154.
  220. Thompson R.A. Empathy and Emotional Understanding: The early development of empathy // Empathy and Its Development. /Ed. by Eisenberg N., Strayer J. New York: Cambridge University Press, 1987. Pp. 119 145.
  221. Ticle-Degnen L., Rosenthal R. Group rapport and nonverbal behavior // Review of Personality and Social Psychology, 1987. Vol. 9. Pp. 113 -136.
  222. Tourangeau R., Ellsworth P.C. The role of facial response in the experience of emotion // Journal of Personality and Social Psychology, 1979. Vol. 37. Pp. 1519−1531.
  223. Tuckman B. W. Developmental Sequences in Small Groups // Psychological Bulletin, 1965. Vol.63. Pp. 384- 399.23 8. Turner, 1948.
  224. Weitz S. Nonverbal Communication: Reading with commentary. New York: Oxford University Press, 1974.
  225. Weitzman E. A., Miles M. B. Computer Programs for Qualitative Data Analysis: A Software Sourcebook. Newbury Park, CA.: Sage, 1995.
  226. Whipple B. S. Dynamics of Discussion: A Group Talk. With a foreword by I. Asimov. Belmont, Mass.: Porthole press, 1975.
  227. Whyte W.F. Street Corner society. Chicago: University Chicago Press, 1951.
  228. Williams T. R. Field Methods in the Study of Culture. N. Y.: Holt & Winst., 1967.
  229. Young P.V. Interviewing in Social Work (New York: McGrow-Hill, 1936) —
  230. Zeigarnik B. Das Behalten erledigter und unerledigter Handlungen, Psychologishe Forschung, 9 (1927), 1−85.
Заполнить форму текущей работой