Юридическая характеристика оперативно-розыскного производства
Наиболее близкими по своей сущности к оперативно-розыскному производству являются административно-юрисдикционное производство и производство по материалам и уголовному делу. Первое в целом характеризуется как нормативно урегулированный порядок совершения исполнительными органами (должностными лицами) процессуальных действий, обеспечивающий законное и обоснованное рассмотрение и разрешение… Читать ещё >
Юридическая характеристика оперативно-розыскного производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Юридическая характеристика оперативно-розыскного производства
Анализ взглядов на сущность оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) позволяет констатировать, что среди ученых, ведущих исследования в сфере правового регулирования и теории ОРД, сложилось устойчивое представление о ней как о разновидности юридической деятельности [1, с.5−6], [3, с.4−9],. Следовательно, она носит правоприменительный характер. Представляется справедливым мнение о том, что правоприменительной деятельности каждого органа присуща своя процессуальная форма, которая предопределяет последовательность разбирательства юридического дела, порядок установления юридических фактов и ряд других обстоятельств. Рассматривая ОРД с этой точки зрения, можно обоснованно констатировать, что ей присущи все признаки юридического процесса, которые выделяются в литературе [5, с.51−62]:
в ходе ее осуществления происходит разбирательство определенного юридического дела (как правило, это осуществляется в рамках дела оперативного учета (далее — ДОУ));
разбирательство происходит посредством совершения операций с нормами права (которые составляют правовую основу ОРД);
ОРД ведется в рамках процессуально-процедурной регламентации (в частности, в виде предусмотренного порядка (процедуры) проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ));
процедурные действия реализуются уполномоченными органами государства и их должностными лицами (которые являются субъектами ОРД);
результаты оформляются в соответствующих оперативно-служебных документах, которые фактически носят процессуальных характер (например, протоколы ОРМ);
при этом происходит использование различных методов и средств юридической техники (например, система требований к производству ОРМ или к оформлению документов, отражающих их ход и результаты).
Процессуальный характер ОРД отражают и положения ст. 15 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД). В качестве оперативно-розыскного процесса (далее — ОРП) рассматривают процесс осуществления ОРД и в современной научной литературе [1, с.413−416], [7, с.24−57], [8, с.311−314].
Исследователи констатируют, что предметную характеристику юридического процесса, которая показывает профессиональную специализацию этой деятельности, отражают процессуальные производства [5, с.71−82], [9, с. 17, 21−26]. При этом отмечается, что в ходе анализа содержания разновидностей процесса обращает на себя внимание тот факт, что действия в них совершаются не только последовательно, но и специализированно, причем такая специализация обусловлена требованием рассматривать различные категории дел в рамках одного процесса и только профессионально осведомленными участниками, а также вытекающей отсюда объективной необходимостью разделения их труда, функций.
В контексте изложенного актуальной остается необходимость разработки проблемы оперативно-розыскного производства, так как с этим связаны вопросы эффективности и обоснованности процедур проведения ОРМ, работы по ДОУ и осуществления ряда других действий в ходе ОРД. Вместе с тем, проблема оперативно-розыскного производства в специальной литературе рассматривается фрагментарно, без достаточного учета сложившихся взглядов в сфере юридического процесса. Остаются недостаточно исследованными вопросы правовой регламентации в данной сфере оперативной практики. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть данную проблематику на основе существующих подходов в теории юридического процесса, в области правового регулирования и теории ОРД.
Любое процессуальное производство характеризуется как системное образование, комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных действий, которые:
а) образуют определенную совокупность процессуальных правоотношений, отличающихся предметной характеристикой и связанностью с соответствующими материальными правоотношениями;
б) вызывают потребности установления, доказывания, а также обоснования всех обстоятельств и фактических данных рассматриваемого юридического дела;
в) обусловливают необходимость закрепления, официального оформления полученных процессуальных результатов в соответствующих актах-документах.
Указанные общие особенности любого процессуального производства находят свое отражение в различных их видах. Представляется, что такие особенности характерны и для оперативно-розыскного производства.
Наиболее близкими по своей сущности к оперативно-розыскному производству являются административно-юрисдикционное производство и производство по материалам и уголовному делу. Первое в целом характеризуется как нормативно урегулированный порядок совершения исполнительными органами (должностными лицами) процессуальных действий, обеспечивающий законное и обоснованное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета (или однородных). Подобным образом такое производство рассматривается и другими исследователями [11, с.38−39],. Второе производство характеризуется совокупностью процессуальных действий и процессуальных решений, совершаемых и выносимых при принятии и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях или по конкретному уголовному делу (п. 31 ст.6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК) [13]).
Анализ юридических норм, регламентирующих ОРД, закономерностей ее осуществления и контент-анализ понятий различных процессуальных производств позволяют выделить следующие существенные признаки, которые раскрывают правовую природу оперативно-розыскного производства.
1. Оперативно-розыскное производство представляет собой урегулированный соответствующими правовыми нормами порядок осуществления оперативно-процессуальных мероприятий.
Фактически содержание оперативно-розыскного производства состоит в осуществлении комплекса различных оперативно-процессуальных мероприятий. Объем и характер таких мероприятий определяются целью реализации оперативно-розыскного производства, в качестве которой выступает необходимость разрешения определенного юридического дела.
Можно выделить следующие оперативно-процессуальные мероприятия, которые могут осуществляться в ходе оперативно-розыскного производства:
а) ОРМ;
б) оперативно-проверочные действия (например, осуществляемые для сбора данных о лицах, в отношении которых необходимо принять решения о допуске их к государственным секретам, об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества и т. п.);
в) действия по представлению результатов ОРД органам государственного управления или уголовного преследования;
г) профилактические мероприятия и т. д.
Порядок осуществления оперативно-процессуальных мероприятий регламентируется нормами, закрепленными в Законе об ОРД, других актах законодательства, а также в нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов ведомственного характера. В частности, правовыми предписаниями предусмотрены основания проведения ОРМ (ст. 12 Закона об ОРД), осуществления оперативно-проверочных действий (ч.2 ст. 9 Закона об ОРД) и условия их производства (ст. 13, 14 Закона об ОРД). Кроме того, в ст. 11 Закона об ОРД определено, что организация и проведение ОРМ осуществляются сотрудниками органов, ведущих ОРД, посредством их личного участия в данных процедурах (ч.6). Как элемент порядка осуществления оперативно-проверочных действий можно рассматривать, например, предписание Положения о порядке предоставления допуска физическим лицам к государственным секретам, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2004 г. № 400, которое устанавливает, что для предоставления допуска необходимо письменное согласие физического лица на проведение органами государственной безопасности Республики Беларусь в отношении него проверочных мероприятий и временное ограничение в связи с этим права на неприкосновенность личной жизни, которое оформляется заявлением соответствующей формы на имя руководителя юридического лица (п.10).
Следует отметить, что результаты оперативно-процессуальных действий должны найти свое закрепление в соответствующих процессуальных документах. На это обращается внимание и в специальной литературе. Как отмечают исследователи, документальное закрепление добываемых результатов — неотъемлемый компонент любого процессуального производства. Процессуальные документы, составляемые в ходе оперативно-розыскного производства, должны отвечать определенным требованиям:
должны быть предусмотрены актами законодательства;
должны иметь соответствующую структуру;
должны содержать необходимые реквизиты;
их содержание должно четко, ясно и грамотно отражать сведения, имеющие значение для разрешения соответствующего юридического дела.
Между тем, в настоящее время указанные выше требования к оперативно-процессуальным документам в необходимой мере не реализуются. В частности, в соответствии со ст. 99 УПК могут оформляться протоколы ОРМ о прослушивании и записи переговоров, осуществляемых с использованием технических средств связи, и иных переговоров. Вместе с тем, положения ст. 101 УПК предусматривают материалы, полученные в ходе ОРД, но не раскрывают их формы, структуры и не определяют реквизиты. При этом в п. 14 Инструкции о порядке оформления и предоставления оперативными подразделениями органов внутренних дел материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, для их использования в уголовном процессе, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 29 сентября 2005 г. № 307, прямо указано, что документальное оформление фактических данных, установленных в ходе ОРМ, осуществляется путем составления протокола ОРМ согласно установленной форме, которая в определенной мере предусматривает структуру такого протокола и необходимые реквизиты. Однако указанная Инструкция является ведомственной и не распространяется на все оперативно-розыскные органы.
2. Оперативно-процессуальные мероприятия в рамках оперативно-розыскного производства проводятся только уполномоченными государственными органами и их должностными лицами.
Исходя из положений ст. ст. 9 и 11 Закона об ОРД, проведение ОРМ и других оперативно-процессуальных действий может осуществляться только государственными органами, определенными в ст. 7 указанного закона (оперативно-розыскными органами), и их сотрудниками (оперативными сотрудниками).
Вместе с тем, проводить оперативно-процессуальные мероприятия и в целом осуществлять оперативно-розыскное производство могут только те оперативные сотрудники, которые являются должностными лицами. В соответствии с действующими правовыми нормами и существующими взглядами на природу должностных лиц можно определить, что должностными лицами при осуществлении ОРД будут являться оперативные сотрудники оперативно-розыскных органов, которые выполняют по занимаемой должности организационные и (или) административно-управленческие функции, связанные с реализацией государственной власти в сфере борьбы с преступностью, и наделены полномочиями при осуществлении этих функций принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе, влекущие определенные правовые последствия — проведение в отношении таких лиц ОРМ, привлечение отдельных лиц к содействию и т. д.
В данном случае необходимо учитывать, что не все оперативные сотрудники обладают подобным статусом при осуществлении ОРД. Кроме того, следует также иметь в виду, что оперативный сотрудник хоть и является должностным лицом, но не имеет процессуальной самостоятельности при ведении оперативно-розыскного производства. Все принимаемые им решения (о заведении ДОУ, о проведении ОРМ и т. д.) должны быть утверждены руководителем соответствующего оперативно-розыскного органа (например, начальником (уполномоченным заместителем) управления МВД или КГБ по соответствующей области).
Лица, оказывающие содействие оперативным сотрудникам, и другие лица (должностные лица предприятий и организаций, специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными знаниями) ведение оперативно-розыскного производства не осуществляют и могут только оказывать сотрудникам помощь в подготовке и проведении ОРМ (ч.6 ст. 11, ч.1 ст. 18 Закона об ОРД), других оперативно-процессуальных действий (п. 8 ч.1 ст. 9, ст. 19 Закона об ОРД).
3. В рамках оперативно-розыскного производства осуществляется разрешение однородных юридических дел.
Юридическое дело, разрешение которого осуществляется в рамках юридического процесса, рассматривается как совокупность таких обстоятельств и фактов, которые основываются на праве (законе) и влекут определенные юридические последствия [5, с.52−53].
Юридические дела, разрешение которых требуется в сфере осуществления ОРД, возникают в связи с тем, что в ходе борьбы с преступностью появляется необходимость внести ясность в суть определенных ситуаций. Такие ситуации могут содержать в себе признаки криминальной активности либо требовать проверки на предмет отсутствия определенных обстоятельств, которые могут стать препятствием для допуска лица к определенным видам деятельности. Разрешение подобных ситуаций предусматривает осуществление уполномоченными государственными органами определенных процессуальных действий: оперативно-розыскные органы проводят ОРМ, другие оперативно-процессуальные мероприятия. При этом внесение ясности в ситуацию в рассматриваемом случае предполагает установление наличия или отсутствия обстоятельств, связанных с решением задач ОРД. Подобная характеристика по своему содержанию совпадает с описанием юридически значимой ситуации, разрешение которой осуществляется в ходе правоприменительной деятельности, [17, с.41−50].
В связи с этим можно обоснованно утверждать, что оперативно-розыскной процесс является разновидностью правоприменительной деятельности, а юридическое дело оперативно-розыскного характера является основанием осуществления самой ОРД: возникновение соответствующих обстоятельств и формирование конкретной ситуации вызывает необходимость осуществления ОРД и, соответственно, ведения оперативно-розыскного производства.
Изложенное позволяет констатировать, что юридическим делом, разбирательство которого происходит в процессе оперативно-розыскного производства, является возникающая в сфере борьбы с преступностью совокупность обстоятельств, связанных с раскрытием преступлений (оперативно-розыскное дело) либо обеспечением административно-правовых режимов (оперативно-проверочное дело) и требующих для своего разрешения совершения ОРМ и других оперативно-процессуальных мероприятий соответствующими уполномоченными должностными лицами оперативно-розыскных органов.
Внесение ясности в оперативно-розыскное дело осуществляется, как правило, в рамках ДОУ, которое по своему содержанию может быть определено как совокупность оперативно-служебных документов, которые отражают содержание ОРМ и других оперативно-процессуальных мероприятий, проводимых оперативными сотрудниками по разрешению конкретного юридического дела, складывающегося в ходе решения задач ОРД, а по форме — как обособленное оперативно-розыскное производство. С аналогичной позиции законодатель рассматривает уголовное дело (п. 47 ст.6 УПК) и дело об административном правонарушении (абз.5 ст. 1.4 Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь [18]).
Разбирательство оперативно-проверочного дела производится в большинстве случаев в рамках отдельных материалов, которые можно охарактеризовать как накопительные дела.
4. Оперативно-розыскное производство осуществляется посредством последовательно сменяющих друг друга стадий.
Стадийный характер юридического процесса отмечается всеми учеными, ведущими исследования в данной сфере [5, с.123−150], [19, с.179−180],. Как совокупность специфических стадий рассматривается и ОРП. В ряде работ исследователи выделяют такие основные стадии ОРП как [1, с.417−418], [7, с.33−35, 416−429], [8, с.315−317]:
1) оперативный поиск;
2) оперативная проверка (предварительная оперативная проверка);
3) оперативная разработка (последующая оперативная проверка);
4) оперативный контроль (оперативное сопровождение дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства).
оперативная розыскная юридическая норма Как дискретная (прерывистая) стадия выделяется стадия розыска,. В других работах вместо стадии оперативного контроля выделяют стадию оперативной профилактики.
При этом на каждой стадии ОРП предполагается заведение отдельного ДОУ [8, с.316−317], [21, с.46−48].
Стадии могут быть выделены и в производстве по материалам, в ходе которого осуществляется сбор сведений, необходимых для принятия решений о допуске лиц к определенным видам деятельности:
1) стадия фактической проверки (в ходе которой устанавливаются обстоятельства, наличие которых может воспрепятствовать осуществлению определенной деятельности);
2) стадия последующего контроля (в ходе которой осуществляется сбор сведений о нарушениях, которые могут служить основанием для отстранения лица от осуществляемой деятельности).
При этом, основываясь на сложившихся взглядах на стадии в юридических процессах [5, с.123−130], [19, с.220−221], стадии оперативно-розыскного производства представляется целесообразным рассматривать как динамический, относительно самостоятельный пространственно-временной этап ОРП, в пределах которого уполномоченные должностные лица оперативно-розыскных органов выполняют в логико-функциональной последовательности определенные актами законодательства оперативно-процессуальные мероприятия, направленные на решение конкретных оперативно-тактических задач.
В связи с изложенными выше положениями актуальными становятся вопросы об основаниях, поводах и сроках осуществления оперативно-розыскного производства.
Представляется, что оперативно-розыскное производство должно иметь отдельные основания для своего начала, которые не должны быть связаны с основаниями проведения ОРМ. К таким основаниям, в частности, может относиться наличие информации о признаках объективной стороны подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления. В данной конструкции по сравнению с пунктом «а» ст. 12 Закона об ОРД предлагается в качестве основания рассматривать только признаки объективной стороны преступления (деяние, последствие, причинная связь между ними), а не признаки самого преступления (общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость), информация о которых только характеризует соответствующий поведенческий акт, но не дает конкретных данных о совершаемом противоправном действии (бездействии). При этом наличие информации о признаках преступления должно влечь за собой возбуждение уголовного дела (ст. ст. 27, 167 УПК), в то время как в ходе ОРД полученная информация о подготавливаемом или совершаемом преступлении либо о причастности лица к совершенному преступлению носит, как правило, вероятностный характер. Даже в ходе расследования возбужденного уголовного дела не во всех случаях может быть установлен состав преступления (например, отсутствие субъекта в случае недостижения им возраста уголовной ответственности или признания его невменяемым). В этом случае возбужденное уголовное дело должно быть прекращено (п. 2 ч.1 ст. 29 УПК). Кроме того, основанием для осуществления оперативно-розыскного производства может быть информация о необходимости принятия решения о допуске лиц к определенным видам деятельности.
В качестве повода осуществления оперативно-розыскного производства могут быть определены, например, такие обстоятельства, как непосредственное обнаружение оперативно-розыскными органами признаков объективной стороны подготавливаемого или совершаемого преступления, а также поручение органа уголовного преследования по установлению лиц, совершивших преступление. В других случаях поводом может служить письменный запрос заинтересованной организации о необходимости проверки лица, в отношении которого должно быть принято решение о допуске его к определенному виду деятельности.
Сроки осуществления оперативно-розыскного производства должны быть достаточными для установления необходимых обстоятельств. Такой срок может составлять 6 месяцев и продлевается уполномоченными должностными лицами оперативно-розыскных органов при наличии соответствующих оснований.
Исходя из выделенных черт можно определить, что оперативно-розыскное производство будет представлять собой урегулированный нормами права порядок совершения оперативно-розыскными органами (их уполномоченными должностными лицами) ОРМ и других оперативно-процессуальных мероприятий, состоящий из последовательного ряда сменяющих друг друга стадий и обеспечивающий разрешение однородных юридических дел определенной категории в сфере решения оперативно-розыскных задач.
Представляется, что для ОРП, как и для любого другого вида юридического процесса, также характерны различные виды оперативно-розыскных производств. В зависимости от категорий юридических дел целесообразно выделить следующие виды оперативно-розыскных производств:
1) производство по ДОУ (части 1−3 ст. 15 Закона об ОРД);
2) производство по материалам, в ходе которого осуществляется сбор сведений, необходимых для принятия решений о допуске лиц к определенным видам работ или сведениям (оперативно-проверочное производство) (ч.2 ст. 9 Закона об ОРД).
В связи с этим имеется ряд проблемных вопросов, которые требуют дополнительной научной разработки.
Во-первых, видится не вполне обоснованным выделение в ОРД только одного производства — собственно ОРП, который осуществляется только в рамках ДОУ по ситуациям, связанным с совершением (вероятным совершением) преступления. При этом оперативно-проверочное (административно-проверочное) производство рассматривается как один из видов ОРД и остается за рамками ОРП [1, с. 416, 635−636], [8, с. 312, 334]. Между тем в рамках такого производства также осуществляются ОРМ (на это указывается исследователями,) и присутствуют все другие признаки, характерные для ОРП. В связи с этим представляется обоснованным рассматривать такое производство как составную часть указанного процесса. Ряд исследователей также придерживается подобной точки зрения, когда в качестве одной из задач ОРП определяет выявление соответствия личностных и иных особенностей отдельных категорий граждан требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим заниматься определенной деятельностью.
Подобный подход реализован, например, в административном процессе, где различают административно-юрисдикционное производство (производства по жалобам и по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство) и административно-процедурное производство (правотворческое производство, разрешительное производство, регистрационное производство). По другой классификации — правотворческое производство (принятие актов государственными органами различного уровня), правонаделительное производство (по комплектованию личного состава, по применению мер поощрения, по выдаче разрешений и т. д.), правоохранительное (административно-юрисдикционное) производство (производства по жалобам и по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство), [22, с.548−549].
Во-вторых, оперативный поиск, являясь стадией ОРП, между тем не может являться стадией производства по ДОУ, в рамках которого происходит разбирательство оперативно-розыскного дела. В ходе оперативного поиска разбирательство какого-либо юридического дела не производится, поэтому его осуществление требует отдельной правовой регламентации.
В связи с этим представляется обоснованным выделить в производстве по ДОУ следующие стадии:
1) основные:
оперативная проверка;
оперативная разработка;
оперативный контроль;
2) факультативные:
оперативный розыск;
оперативная профилактика.
При этом ДОУ целесообразно рассматривать как единую форму, проходящую неизменно через все стадии данного оперативно-розыскного производства. Говоря иными словами, в ходе осуществления ОРД ДОУ должно заводиться один раз и не переходить при смене стадий из дела оперативной проверки в дело оперативной разработки и т. п. Это обусловлено общими подходами, сложившимися в различных видах юридического процесса (уголовный и административный процесс), а также позволяет повысить эффективность делопроизводства (уменьшается документооборот и т. п.).
Кроме того, производство по ДОУ, в том числе проведение ОРМ и других оперативно-процессуальных мероприятий, должно начинаться только после заведения ДОУ. В первую очередь это касается проведения ОРМ. В настоящий момент основания таких мероприятий имеют самостоятельное значение и никак не связаны с наличием ДОУ (ст. 12 Закона об ОРД). При этом основания заведения ДОУ напрямую связаны с основаниями проведения ОРМ (ч.2 ст. 15 Закона об ОРД). Между тем, можно констатировать, что на практике ОРМ проводятся, как правило, в рамках ДОУ.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
1. Рассмотрение проблемы оперативно-розыскного производства имеет важное методологическое значение, так как это обуславливает разработку вопросов, связанных с основаниями, поводами и сроками осуществления такого производства, позволяет определить эффективность и обоснованность процедур проведения ОРМ, представления результатов ОРД органам государственного управления и уголовного преследования, ставит вопрос о необходимости унифицированного оформления хода и результатов ОРМ и иных оперативно-процессуальных мероприятий. При этом необходимо использовать сложившиеся в теории юридического процесса взгляды на природу юридического процесса, сущность процессуальных производств и их стадий.
2. Выделенные существенные признаки оперативно-розыскного производства позволяют сформулировать его понятие как оперативно-розыскной категории. Предлагается рассматривать оперативно-розыскное производство как урегулированный нормами права порядок совершения оперативно-розыскными органами (их уполномоченными должностными лицами) ОРМ и других оперативно-процессуальных мероприятий, состоящий из последовательного ряда сменяющих друг друга стадий и обеспечивающий разрешение однородных юридических дел определенной категории в сфере решения оперативно-розыскных задач.
Подобный подход позволяет определить роль и место оперативно-розыскного производства среди смежных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных институтов, а также среди таких смежных оперативно-розыскных институтов как информационное обеспечение ОРД, государственная защита сотрудников оперативно-розыскных органов и некоторых других.
3. В структуре оперативно-розыскного процесса представляется целесообразным выделить два вида оперативно-розыскных производств:
1) производство по ДОУ;
2) оперативно-проверочное производство.
Выделение таких производств обусловлено осуществлением их преимущественно оперативно-розыскными органами (их должностными лицами), необходимостью рассмотрения в ходе осуществления ОРД различных категорий юридических дел, а также регламентацией соответствующих процедур нормами оперативно-розыскного законодательства.
4. Разработка проблемы оперативно-розыскного производства позволяет выделить стадии в различных его видах.
Производство по ДОУ будет состоять из следующих стадий:
1) основные: оперативная проверка; оперативная разработка; оперативный контроль;
2) факультативные: оперативный розыск; оперативная профилактика.
Оперативно-проверочное производство включает в себя следующие стадии:
1) фактическая проверка;
2) последующий контроль.
5. Рассмотрение оперативно-розыскного производства с предложенной точки зрения обуславливает необходимость формирования отдельной группы правовых норм открытого характера, которые бы регламентировали порядок осуществления каждого из видов такого производства. Однако действующие на современном этапе законодательные акты не отвечают в этом смысле современным требованиям к правовому обеспечению данной сферы.
1. Оперативно-розыскная деятельность: учеб. / Ю. С. Блинов [и др.]; под ред.К. К. Горяинова [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 2-е изд., доп. и перераб. — 848 с.
2. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» / И. И. Басецкий [и др.]; М-во внутр. дел Респ. Беларусь; Акад. МВД Респ. Беларусь. — Минск, 2001. — С.6.
3. Шумилов, А. Ю. Лекция 1. Оперативно-розыскная деятельность как разновидность юридической деятельности / А. Ю. Шумилов. — М.: Фирма АВС, 1997. — 32 с.
4. Гайдельцов, В. С. Правоотношения в оперативно-розыскной деятельности — сущность и особенности / В. С. Гайдельцов // Общество в условиях трансформации социально-экономической системы: проблемы экономики и права: сб. науч. статей / Моск. ин-т правовой экономики. — М., 2005. — Ч. VII. — С.7−10.
5. Теория юридического процесса / В. М. Горшенев [и др.]; под общ. ред. проф.В. М. Горшенева. — Харьков: Вища школа, 1985. — 192 с.
6. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 289-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 16 июня 2000 г., 9 авг. 2004 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 1999. — № 57. — 2/64; 2000. — № 59. — 2/175; 2004. — № 126. — 2/1063; 2007. — № 4. — 2/1292; 2008. — № 184. — 2/1514.
7. Основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. / К. В. Сурков [и др.]; под ред. С. В. Степашина. — СПб.: Изд-во «Лань», 1999. — 704 с.
8. Шумилов, А. Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учеб. для вузов / А. Ю. Шумилов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-ль Шумилова И. И., 2007. — 375 с.
9. Юридическая процессуальная форма: теория и практика / Н. В. Витрук [и др. ]; под общ. ред. П. Е. Недбайло и В. М. Горшенева. — М.: Юрид. лит., 1976. — 280 с.
10. Козлов, Ю. М. Административное право: учеб. / Ю. М. Козлов. — М.: Юристъ, 2007. — 554 с.
11. Круглов, В. А. Производство по делам об административных правонарушениях / В. А. Круглов. — Минск: Изд-во деловой и учеб. лит., 2002. — 272 с.
12. Масленников, М.Я. Административно-юрисдикционный процесс / М. Я. Масленников. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. — 208 с.
13. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г., № 377-З; введ. в действие 1 янв. 2001 г. № 275-З: в ред. Законов Респ. Беларусь от 4 янв. 2003 г., 29 апр. 2004 г., 19 июля 2005 г., 9 июня 2006 г., 24 дек. 2007 г., 5 янв. 2008 г., 15 июля 2008 г., 10 нояб. 2008 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2009.
14. Положение о порядке предоставления допуска физическим лицам к государственным секретам: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 апр. 2004 г., № 400 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2004. — № 59. — 5/14 079; 2007. — № 292. — 5/26 272.
15. Инструкция о порядке оформления и предоставления оперативными подразделениями органов внутренних дел материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, для использования их в уголовном процессе: Постановление М-ва внутренних дел Респ. Беларусь, 29 сент. 2005 г., № 307 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2006. — № 54. — 8/14 151.
16. Исаков, В. Б. Юридические факты в советском праве / В. Б. Исаков. — М.: Юрид. лит., 1984. — 137 с.
17. Волчецкая, Т. С. Предпосылки формирования криминалистической ситуалогии / Т. С. Волчецкая, Н. П. Яблоков // Вестн. Моск. ун-та. — М, 1997. — № 3. — Сер.11, Право. — С.41−50.
18. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 20 дек. 2006 г., № 194-З: в ред. Законов Респ. Беларусь от 7 мая 2007 г., 10 мая 2007 г., 15 мая 2007 г., 17 мая 2007 г., 18 мая 2007 г., 12 июня 2007 г., 27 июня 2007 г., 20 июля 2007 г., 29 окт. 2007 г., 26 дек. 2007 г., 27 дек. 2007 г., 5 янв. 2008 г., 2 мая 2008 г., 10 нояб. 2008 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2009.
19. Сорокин, В.Д. Административно-процессуальное право: учеб. / В. Д. Сорокин. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. — 540 с.
20. Основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие / С. И. Давыдов [и др.]; под ред. А. Е. Чечетина. — Барнаул: Барнаул. юрид. ин-т МВД России, 2003. — 251 с.
21. Лапин, Е. С. Краткий курс теоретических основ оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие для студентов / Е. С. Лапин, Ю. Н. Михайлова. — Саратов: Научная книга, 2006. — 148 с.
22. Бахрах, Д. Н. Административное право: учеб. для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — М.: Норма, 2004. — 768 с.