Экономические показатели локомотивного депо
При нормировании производственный запас в зависимости от условий образования и назначения подразделяется на текущий, страховой и подготовительный. Норма производственного показывает средний запас материала, необходимый для обеспечения непрерывности процесса производства, и измеряется в отдельных величинах (днях среднесуточного производственного потребления каждого вида материальных ресурсов… Читать ещё >
Экономические показатели локомотивного депо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задача 1
Определить показатели «потребность к расходу» и «потребность к заказу» головного локомотивного депо, А на n-ый год в прокате черных металлов, расходуемом на техническое обслуживание и текущий ремонт локомотивов. Условно принято, что расход проката черных металлов на другие виды работ в n-ом году не планируется. Исходные данные для расчетов приведены в табл. 2 и 3. Расчеты оформить в виде документов «Расчет потребности» (табл. 4) и «Заявка на материальные ресурсы» (табл. 5).
Таблица 2. Исходные данные
Показатель | Вариант работы (последняя цифра учебного шифра) | |
Объем работы локомотива на n-й год О, млн. локомотиво-км ВЛ60 ВЛ23 ТЭЗ Норма переходящего запаса проката черных металлов, день Ожидаемый остаток проката черных металлов в кладовых, депо к началу планового периода °С, % от потребности к расходу на и-й год | 9,7 4,0 1,4 4,0 | |
Таблица 3. Нормы расхода проката черных металлов на техническое обслуживание текущий ремонт локомотивов
Материалы | Нормы расхода на 1 млн локомотиво-км, кг, локомотива | |||
ВЛ60 | ВЛ23 | ТЭ3 | ||
А Рядовой прокат | ||||
сталь крупносортная | 210,0 | 100,0 | 456,5 | |
сталь среднесортная | 230,0 | 155,0 | 480,0 | |
сталь мелкосортная | 270,0 | 240,0 | 291,5 | |
сталь толстолистовая | 358,0 | 300,0 | 250,0 | |
катанка | ; | ; | 45,0 | |
сталь тонколистовая (толщиной 1−1,8 мм) | 40,0 | 30,0 | 100,0 | |
сталь тонколистовая (толщиной 1,9−3,9 мм) | 150,0 | 150,0 | 150,0 | |
сталь кровельная листовая | 4,0 | 1,0 | 150,0 | |
Итого | 1262,0 | 976,0 | 1923,0 | |
Б Качественный прокат | ||||
сталь сортовая конструкционная (углеродистая и легированная) | 290,0 | 400,0 | 1624,1 | |
сталь листовая конструкционная горячекатаная | 35,0 | 30,0 | 605,0 | |
Итого | 325,0 | 430,0 | 2229,1 | |
Всего (сводная норма расхода) | 1587,0 | 1406,0 | 4152,1 | |
Решение
Определение потребности к расходу в прокате черных металлов на техническое обслуживание и текущий ремонт локомотивов в депо железной дороги осуществляется методом прямого счета:
(1)
где ПРij — потребность к расходу в i-ом материале на j-й вид работы, кг;
HРij — норма расхода i-го материала на единицу объема работ вида j, кг;
Oj — планируемый объем работ вида j, млн. локомотиво-км.
По этой формуле определяется потребность к расходу в каждом конкретном виде проката черных металлов на каждую серию локомотивов.
Общая потребность к расходу по каждому виду материала равна сумме потребностей к расходу на техническое обслуживание и текущий ремонт отдельных серий локомотивов.
Итог потребности к расходу в прокате по всем видам черных металлов может быть получен двумя способами:
1) суммированием итогов гр. 11. табл. 4 по всем видам проката черных металлов;
2) суммированием потребностей к расходу на локомотивы ВП60, ВЛ23 и ТЭ3, рассчитанным по сводным нормам расхода.
Потребность к заказу показывает количество материала, которое предприятию необходимо получить в плановом периоде для обеспечения непрерывности процесса производства в течении года.
Потребность к заказу в i-ом материале:
(2)
где ПР — общая «потребность к расходу» в i-ом материале, кг;
ОСi — ожидаемый остаток i-го материала в кладовых депо к началу планового периода, кг;
Зi — переходящий запас i-го материала на планируемый год, кг.
Плановый переходящий запас материала в данном случае
(3)
где 360 — расчетная продолжительность года, день;
Здн — норма переходящего запаса, день.
Потребность к заказу в контрольной работе следует рассчитать по отдельным видам проката черных металлов и для проката черных металлов в целом (табл. 5)
Таблица 4. Расчет потребности в прокате черных металлов на n-й год локомотивного депо на техническое обслуживание
Материалы | Норма расхода на 1 млн. локомотиво-км, кг | Объем работы, млн. локомотиво-км | Потребность к расходу, кг локомотива | Общая потребность к расходу, кг | |||||||
ВЛ60 | ВЛ23 | ТЭ3 | ВЛ60 | ВЛ23 | ТЭ3 | ВЛ60 | ВЛ23 | ТЭЗ | |||
гр. 2 * гр. 5 | гр. 3 * гр. 6 | гр. 4 * гр. 7 | гр. 8 + гр. 9+гр. 10 | ||||||||
А. Рядовой прокат: | |||||||||||
сталь крупносортная | 210,0 | 100,0 | 456,5 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 2037, 0 | 400, 0 | 639,1 | 3076,1 | |
сталь среднесортная | 230,0 | 155,0 | 480,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 2231, 0 | 620, 0 | 672,0 | 3523,0 | |
сталь мелкосортная | 270,0 | 240,0 | 291,5 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 2619, 0 | 960, 0 | 408,1 | 3987,1 | |
сталь толстолистовая | 358,0 | 300,0 | 250,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 3472,6 | 1200, 0 | 350,0 | 5022,6 | |
катана | 45,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 63,0 | 63,0 | |||||
сталь тонколистовая (толщиной 1-1, 8 мм) | 40,0 | 30,0 | 100,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 388, 0 | 120, 0 | 140,0 | 648,0 | |
сталь тонколистовая (толщиной 1,9-3, 9 мм) | 150,0 | 150,0 | 150,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 1455, 0 | 600, 0 | 210,0 | 2265,0 | |
сталь кровельная листовая | 4,0 | 1,0 | 150,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 38,8 | 4, 0 | 210,0 | 252,8 | |
Итого | 1262,0 | 976,0 | 1923,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 12 241,4 | 3904, 0 | 2692,2 | 18 837,6 | |
Б. Качественный прокат: | |||||||||||
сталь сортовая конструкционная (углеродистая и легирован - ная) | 290,0 | 400,0 | 1624,1 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 2813, 0 | 1600, 0 | 2273,74 | 6686,74 | |
сталь листовая конструкционная горячекатаная | 35,0 | 30,0 | 605,0 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 339,5 | 120, 0 | 847,0 | 1306,5 | |
Итого | 325,0 | 430,0 | 2229,1 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 3152,5 | 1720, 0 | 3120,74 | 7993,24 | |
Всего (сводная норма расхода) | 1587,0 | 1406,0 | 4152,1 | 9,7 | 4,0 | 1,4 | 15 393,9 | 5624, 0 | 5812,94 | 26 830,84 | |
Таблица 5. Заявка на прокат черных металлов на n-й год локомотивного депо
Материал | Потребность к расходу по нормам, кг | Ожидаемый остаток на 01.01 n-го года | Переходящий запас | Потребность к заказу, кг | |||
от потребности к расходу, % | в натуральном измерении, кг | день | Натуральное измерение, кг | ||||
А. Рядовой прокат: | |||||||
сталь крупносортная | 3076,1 | 4,0 | 123,04 | 162,35 | 3115,41 | ||
сталь среднесортная | 3523,0 | 4,0 | 140,92 | 185,94 | 3568,02 | ||
сталь мелкосортная | 3987,1 | 4,0 | 159,48 | 210,43 | 4038,05 | ||
сталь толстолистовая | 5022,6 | 4,0 | 200,9 | 265,08 | 5086,78 | ||
катана | 63,0 | 4,0 | 2,52 | 3,33 | 63,81 | ||
сталь тонколистовая (толщиной 1-1, 8 мм) | 648,0 | 4,0 | 25,92 | 34,2 | 656,28 | ||
сталь тонколистовая (толщиной 1,9-3, 9 мм) | 2265,0 | 4,0 | 90,6 | 119,54 | 2293,94 | ||
сталь кровельная листовая | 252,8 | 4,0 | 10,11 | 13,34 | 256,03 | ||
Итого | 18 837,6 | 4,0 | 753,5 | 994,21 | 19 078,31 | ||
Б. Качественный прокат: | |||||||
сталь сортовая конструкционная (углеродистая и легированная) | 6686,74 | 4,0 | 267,47 | 352,91 | 6772,18 | ||
сталь листовая конструкцион - ная горячекатаная | 1306,5 | 4,0 | 52,26 | 68,95 | 1323,19 | ||
Итого | 7993,24 | 4,0 | 319,73 | 421,86 | 8095,37 | ||
Всего (сводная норма расхода) | 26 830,84 | 4,0 | 1073,23 | 1416,07 | 27 173,68 | ||
Вывод: После расчета потребного материала определено, что потребуется предприятию 26 830,84 кг металла в целом, для непрерывного процесса производства: 18 837,6 кг рядового проката и 7993,24 кг. качественного проката. При заявке на прокат черных металлов на год локомотивного депо, потребность к заказу больше потребности к расходу на 342,84 кг в целом: 240,71 кг рядового проката, 102,13 кг качественного проката. Таким образом, предприятию хватит металла для производства.
Задача 2
Определить средний срок службы и планируемую годовую экономию условного металла, из которого изготовляются детали типа А, Б, В для ремонта крытых четырехосных грузовых вагонов; при условии, что срок службы этих деталей увеличен за счет внедрения новых методов упрочнения и повышения износоустойчивости материала. Исходные данные для расчета приведены в табл. 6.
Таблица 6
Показатель | Вариант (предпоследняя цифра учебного шифра) | |
Количество деталей на одном вагоне (строительная норма), шт.: А Б В Подетальная норма расхода, кг: А Б В Нормативный срок службы деталей, лет, в периоде: Базовом А Б В Планируемом А Б В | 5,3 17,8 10,3 3,7 6,5 3,5 4,6 8,0 4,4 | |
Решение
Плановый расход материалов, изделий и запасных частей на определенный период эксплуатации технических средств и оборудования определяют с учетом показателей сроков службы изделий и запасных частей.
Расчет выполняется в такой последовательности:
1) на основе исходных данных, (гр. 2 и 3), определяются подетальный плановый расход метала (гр. 4) и соответствующий плановый расход метала на вагон в целом (итог гр. 4);
2) в гр. 7 и 8 рассчитываются базовые и планируемые показатели сменяемости отдельных деталей за год эксплуатации вагона:
(4)
где Sдет — сменяемость детали за год, доля ед.;
t — срок службы детали, лет;
3) умножением соответствующих показателей планового расхода метала на показатели сменяемости отдельных деталей рассчитываются нормы расхода металла и отдельных деталей на год эксплуатации вагона в базовом (гр. 9 и 10) и плановом (итоги гр. 11 и 12) периодах;
4) суммированием рассчитанных в гр. 9 и 11 показателей определяется общая потребность в металле на один год эксплуатации вагона в базовом и плановом периодах (итоги гр. 9 и 11);
5) планируемая экономия металла за год эксплуатации одного вагона рассчитывается как разница базовой и плановой норм расхода на один год эксплуатации вагона;
6) делением планового расхода металла на вагон в целом (итог гр. 4) на норму расхода металла на один год эксплуатации вагона (итоги гр. 9 и 11) определяются средние сроки службы металла в базовом и плановом периодах;
7) для характеристики уровня прогрессивности плановой нормы расхода металла рассчитываются:
а) коэффициент увеличения среднего срока службы металла:
(5)
где Тпл — средний планируемый срок службы металла, лет;
Тбаз — средний срок службы металла в базовом периоде, лет;
Kр = 5,67 / 4,57 = 1,24.
б) прирост среднего срока службы металла, %,
; (6)
Кпр = (1,24 — 1) * 100 = 24%.
Таблица 7. Расчет планового расхода и экономии металла на один год эксплуатации вагона
Дета — ли | Количество на вагон (строительная норма расхода) | Плановый расход металла, кг | Срок службы, лет, в период | Показатель сменяемости за год эксплуатации вагона, доли ед., в период | Норма расхода (потребность) на год эксплуатации вагона в период | Планируемая экономия на один вагон в год, кг | |||||||
Изготовление детали (подетальная норма расхода) | Вагон в целом | Базовый tбаз | Плановый tпл | Базовый | Плановый | Базовый | Плановый | ||||||
кг | шт. | кг | шт. | ||||||||||
г3*г2 | 1/г5 | 1/г6 | г4*г7 | г2*г7 | г4*г8 | г2*г8 | г9-г11 | ||||||
А | 5,3 | 21,2 | 3,7 | 4,6 | 0,27 | 0,22 | 5,72 | 4,66 | 1,06 | ||||
Б | 17,8 | 71,2 | 6,5 | 8,0 | 0,15 | 0,13 | 10,68 | 9,26 | 1,42 | ||||
В | 10,3 | 185,4 | 3,5 | 4,4 | 0,29 | 0,23 | 53,77 | 42,64 | 11,13 | ||||
Итого: | ; | ; | 277,8 | ; | ; | ; | ; | 70,17 | ; | 56,56 | ; | 13,61 | |
Вывод: За счет внедрения новых методов упрочнения и повышения износоустойчивости металла средний срок службы увеличился на 24% и составляет 5,7 лет в базисном периоде и 7 лет в плановом периоде. Планируемая годовая экономия условного металла на один вагон составляет 13,61 кг в целом.
Задача 3
Рассчитать норму производственного запаса материала, А в днях среднесуточного потребления и в натуральном измерении. Материал, А поставляется предприятию равномерно транзитом с трех заводов-поставщиков. Исходные данные для расчета приведены в табл. 8. В задаче принято, что двух поставок материала, А на предприятие в один календарный день нет. Расчеты выполнить в табл. 9.
Показатель | Вариант (последняя цифра учебного шифра) | |
Годовой объем потребления материала на предприятии ПР, т | ||
Удельный вес поставок от общего объема, %: | ||
Величина партии отгрузки материала с завода: | ||
Норма страхового запаса, день | ||
Норма подготовительного запаса, день | ||
Решение
Производственными запасами считаются материалы, поступившие к потребителям еще не использованные и не подвергнутые переработке, независимо от места их хранения. Материалы, находящиеся в пути, в состав производственных запасов не входят.
При нормировании производственный запас в зависимости от условий образования и назначения подразделяется на текущий, страховой и подготовительный. Норма производственного показывает средний запас материала, необходимый для обеспечения непрерывности процесса производства, и измеряется в отдельных величинах (днях среднесуточного производственного потребления каждого вида материальных ресурсов), а также в натуральных величинах (тоннах, штуках, метрах и т. д.) и стоимостном выражении.
Норма производственного запаса материалов в натуральном измерении рассчитывается как производственные нормы запаса в днях на величину среднесуточного производственного потребления материалов в натуральных единицах.
Норма производственного запаса материалов соответствует величине планируемого на конец года переходящего запаса, необходимого для непрерывного обеспечения производства материалами с 1 января нового года до первой партии поставки.
В данной задаче норма производственного запаса в днях среднесуточного потребления:
(7)
где Тсек — норма текущего запаса материалов, день среднесуточного потребления;
Тстр — норма страхового запаса, день;
Тподг — норма подготовительного запаса, день.
Норма текущего запаса принимается в данном случае равной половине средней продолжительности интервала между поставками материала:
(8)
где 360 — принятое для расчетов количество дней в году;
К1, К2, К3 — количество поставок материала соответственно от первого, второго и третьего поставщиков. (расчет см. ниже)
дней.
В расчете Тпр параметр Ттек округлять до большего целого знака.
Количество поставок i-го поставщика в данном случае определяется делением общего объема поставок этого поставщика на величину ег партии отгрузки:
(9)
где ПР — годовой объем потребления материала на предприятии, т;
i= 1; 2; 3.
Таблица 9. Расчет нормы производственного запаса.
Показатель | Расчет | Поставщик | |||
первый | второй | третий | |||
Годовой объем потребления материала на предприятии ПР, т | |||||
Среднесуточный объем потребления на предприятии, т | |||||
Удельный вес поставок завода от общего объема (n1, n2, n3), % | |||||
Объем поставок от поставщика, т | |||||
Величина партии отгрузки материала с завода: (о1, о2, о3), т | |||||
Количество поставок материала от поставщиков: (к1, к2, к3) | 8,0 | 10,66 | 12,0 | ||
Норма запаса в день: Текущего Тсек Подготовительного Тподг Страхового Тстр Производственного Тпр | |||||
Норма производственного запаса в натуральном измерении Опр, т | |||||
Вывод: Норма производственного запаса среднесуточного потребления будет равна 30 дней, а норма производственного запаса в натуральном измерении 120 дней.