Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуальные характеристики альфа-активности и сенсомоторная интеграция

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Настоящее исследование, установило существование двух различных паттернов альфа-активности ЭЭГ, характеризующихся различными стратегиями нейрональной активации и авторитмичности, которые определяются индивидуальной альфа-частотой. В соответствии с этими индивидуальными типами альфа-активности формируются когнитивная и психомоторная стратегии, которую использует данный индивид. Исследование… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ' ВВЕДЕНИЕ
  • 2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 2. 1. Феноменология альфа-активности
      • 2. 1. 1. , Оригинальное определение альфа-ритма
      • 2. 1. 2. 1 Семейство альфа-ритмов
    • 2. 2. | Природа альфа-активности
      • 2. 2. 1. Источник осцилляций, обладающих альфа — активностью
      • 2. 2. 2. Особенности молекулярной организации таламических нейронов
    • 2. 3. Факторы, формирующие альфа-активность
      • 2. 3. 1. 1 Активность кальциевых каналов и частота альфа-осцилляций
      • 2. 3. 2. | Тип рецепторов
      • 2. 3. 3. Топография и вид нейронов
      • 2. 3. 4. Тонические и залповые осцилляции
    • 2. 4. Факторы, формирующие веретенообразность альфа-осцилляций
    • 2. 5. Роль вида стимуляции в формировании альфа-активности
    • 2. 6. i Гипотезы организации альфа-активности
      • 2. 6. 1. Гипотеза «searchlight» прожектора
      • 2. 6. 2. f Гипотеза замкнутых нейрональных цепей
      • 2. 6. 3. , Гипотеза нелинейных параметрических резонансов
      • 2. 6. 4. Гипотеза «Периодизация Торможения»
      • 2. 6. 5. Гипотеза стоячих волн
      • 2. 6. 6. Гипотеза фазового сдвига
      • 2. 6. 7. | Гипотеза метаболической детерминанты
    • 2. 7. Роль альфа — активности ЭЭГ в сенсомоторной интеграции
      • 2. 7. 1. j Роль альфа-активности в процессах восприятия стимула
      • 2. 7. 2. Роль альфа-активности в процессе антиципации
      • 2. 7. 3. | Роль альфа-активности в формировании обратной связи и обучении
      • 2. 7. 4. — Биоуправление для психомоторного обучения
    • 2. 8. Флуктуации альфа-активности ЭЭГ
      • 2. 8. 1. 1 Влияние биологических факторов на альфа-активность
    • 2. 9. — 1 I I Зависимость электроэнцефалографических и психофизиологических характеристик от частоты альфа-осцилляций
    • 2. 10. i Постановка задачи исследования
  • 3. i МЕТОДЫ
    • 3. 1. — Объект исследования
    • 3. 2. Социометрическое и психометрическое тестирование
      • 3. 2. 1. ' Социометрические оценки
      • 3. 2. 2. 1 Психометрические методы исследования
      • 3. 2. 2. 1, Экспертиза уровня исполнения музыки
        • 3. 2. 2. 2. — Оценка невербальной креативности
        • 3. 2. 2. 3. Измерение уровня тревожности
        • 3. 2. 2. 4. 1 Оценка уровня самоактуализации при исполнении музыки
        • 3. 2. 2. 5. i Оценка формально-динамических свойств индивидуальности
    • 3. 3. Психофизиологическое тесты
      • 3. 3. 1. — 1 Исследование пространственного порога тактильного различения
      • 3. 3. 2. , Оценка дифференциальной звуковой чувствительности
      • 3. 3. 3. 1 Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генче)
      • 3. 3. 4. — Исследование тонического напряжения мышц,
    • 3. 4. , Физиологическое тестирование
      • 3. 4. 1. I 1 Измерение частоты сердечных сокращений, систолического и диастолического артериального давления
      • 3. 4. 2. | Измерения базальной температуры тела
      • 3. 4. 3. Определение индивидуальных возрастных границ
    • 3. 5. ! 1 Электроэнцефалографическое исследование
      • 3. 5. 1. I Регистрация электроэнцефалограммы
      • 3. 5. 2. Анализ электроэнцефалографических данных
        • 3. 5. 2. 11. i Спектральный анализ
        • 3. 5. 2. 1. 1 1 Индивидуальная частота максимального пика альфа-активности
        • 3. 5. 2. 1. 2 1 Показатели реактивности на зрительную стимуляцию
        • 3. 5. 2. 2. 1 Анализ сегментной структуры альфа-активности
    • 3. 6. | Статистический анализ
    • 3. 7. i Экспериментальные модели
      • 3. 7. 1. , i Разработка методов идентификации индивидуальных альфа-характеристик
      • 3. 7. 2. i Исследование взаимосвязи между психометрическими характеристиками и ЭЭГ признаками альфа-активности
      • 3. 7. 3. i 1 Исследование вариабельности индивидуальных показателей альфа активности в зависимости от факторов возраста и пола
      • 3. 7. 4. , i i Исследование вариабельности индивидуальных показателей альфа активности в зависимости от нейрогуморального статуса
      • 3. 7. 5. — 1 1 Исследование вариабельности индивидуальных показателей альфа активности в зависимости от уровня музыкально-исполнительской деятельности
      • 3. 7. 6. ! 1 I 1 Исследование произвольной модификации (Биоуправления) сенсомоторной интеграции по показателям мощности ЭЭГ в индивидуальном альфа-диапазоне и ЭМГ мышц, не участвующих в движении
        • 3. 7. 6. 1. i Процедура альфа-ЭЭГ стимулирующего и одновременно ЭМГ понижающего биоуправления
        • 3. 7. 6. 21. | Сравнение обычной самостоятельной музыкально-исполнительской практики, урока с учителем и практики, сочетаемой с сессией биоуправления
        • 3. 7. 6. 3. i I Сравнение обычного двухмесячного обучения и обучения, сочетаемого с 18−20 сеансами биоуправления
  • 4. РЕЗУЛЬТАТЫ
    • 4. 1. Разработка методов идентификации индивидуальных альфа-характеристик
      • 4. 1. 1. Исследование показателя частоты максимального пика альфа-осцилляций как индивидуального эндофенотипического индикатора мозговой активности
      • 4. 1. 2. J Исследование реактивности на стандартную пробу открывания глаз
      • 4. 1. 3. Исследование индивидуальной ширины альфа-диапазона
      • 4. 1. 4. Тест-ретест исследование индивидуальных показателей альфа-активности в состоянии покоя
    • 4. 2. ! Исследование взаимосвязи психометрических характеристик и индивидуальных показателей альфа-активности
    • 4. 3. , Влияние возрастного и гендернего факторов на индивидуальные характеристики альфа-активности
    • 4. 4. — ! ! ! i i Влияние нейрогуморального статуса на индивидуальные параметры альфа-активности у женщин
    • 4. 5. 6 Индивидуальные характеристики альфа-активности в зависимости от уровня музыкально-исполнительского мастерства
      • 4. 5. 1. Изучение взаимосвязи между индивидуальными показателями альфа-активности и психометрическими характеристиками музыкально-исполнительского мастерства
      • 4. 5. 2. Индивидуальные параметры альфа-активности в группах с разным уровнем сенсомоторной интеграции (музыкально-исполнительского мастерства)
    • 4. 6. Роль индивидуальных характеристик альфа-активности в произвольной модификации сенсомоторной интеграции при помощи одновременного альфа-стимулирующего и ЭМГ — понижающего тренинга биоуправления
      • 4. 6. 1. Влияние обычного музыкально-исполнительской самостоятельного занятия, урока с учителем и практики в сочетании с биоуправлением на индивидуальные характеристики альфа-активности
      • 4. 6. 2. Сравнение обычного обучения музыкально-исполнительской деятельности и обучения с использованием альфа-стимул ирующего ЭЭГ и ЭМГ понижающего биоуправления
  • 5. ОБСУЖДЕНИЕ
    • 5. 1. Разработка методов исследования индивидуальных характеристик альфа-активности ЭЭГ
      • 5. 1. 1. Метод оценки индивидуальной альфа-частоты
      • 5. 1. 2. 1 Оценка реактивности на зрительную стимуляцию
    • 5. 2. Взаимосвязь индивидуальных показателей альфа-активности и психометрических характеристик
    • 5. 3. Влияние возраста и пола на индивидуальные показатели альфа-активности
    • 5. 4. Влияние нейрогуморального статуса на индивидуальные показатели альфа-активности
    • 5. 5. Индивидуальные характеристики альфа-активности в зависимости от уровня сенсомоторной интеграции
    • 5. 6. Индивидуальные показатели альфа активности в психомоторном обучении при использовании биоуправления

Индивидуальные характеристики альфа-активности и сенсомоторная интеграция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1 i.

1.1. Актуальность проблемы. I I.

J Начиная с работ H. А. Берштейна и П. К. Анохина многими j исследователями было показано, что в основе сенсомоторной интеграции I лежит функциональная консолидация процессов планирования, принятия решения и выполнения действия [Бернштейн 1966]. Предполагалось, что.

1 I альфа-осцилляции ЭЭГ отражают ритмические колебаний возбудимости этих I главных элементов и их взаимодействие [Бернштейн, 1966;Floel et al, 2004;

Birbaumer & Cohen 2007; Klimesh et al, 2007]. В дальнейшем была подтверждена реципрокная взаимосвязь между показателями мышечного I тонуса и альфа-активностью ЭЭГ [Lundberg et al., 2002; Lotze et al 2003, Hummel et al 2004; Harmon-Jones 2006; Ng et al., 2008]. На основании этого феномена разработана технология альфа-стимулирующего тренинга I нейробиоуправления, предполагающего, что произвольное увеличение альфа-мощности ЭЭГ сопровождается реципрокным снижением мышечного тонуса [Schwarz & Andrasik 2003]. Эффективность этой технологии, зависит от {обоснованности выбора индивидуального параметра ЭЭГ в качестве сигнала обратной связи [Monastra et al., 2003].

I Co времени открытия Г. Бергером доминирующего ритма ЭЭГ накоплено такое количество сведений о функциональной значимости характеристик альфа-ритма, что изначальное суждение об активности альфа-осцилляций только по величине его амплитуды в неком стандартном диапазоне во многом не соответствует описанным функциям [Klimesh et al., I.

2007; Thatcher et al., 2008]. Более того, не ясно, какие именно количественные признаки ЭЭГ характеризуют увеличение или снижение альфа-активности I рост или снижение амплитуды, учащение или снижение частоты, синхронность или десинхронизация фаз колебаний. I I.

Согласно результатам многочисленных исследований альфа-ритма ЭЭГ, можно утверждать, что альфа-активность определяется, как минимум, тремя характеристиками: (1) частотой доминирующего ритма ЭЭГ, (2) реакцией снижения амплитуды на открывание глаз и (3) веретенообразностью колебаний [Ливанов 1964; Nunez et al., 2001, Thatcher et al., 2008].

Предположительно, показатель частоты доминирующего максимального) пика ЭЭГ отражает единый агрегированный ресурс генерации альфа-активности и варьирует в соответствии с запросами конкретного когнитивного задания [Marti'nez-Montes et al., 2004; Hooper 2005]. При среднем значении около 10 Гц, частота максимального пика может варьировать на индивидуальном уровне в диапазоне от 7 до 13 Гц I.

Klimesh et al., 1997; Jausovec&Jausovec, 2000]. Установлена зависимость I частоты максимального пика альфа-ритма от возраста [Clarke et al., 2004], характера психофармакологического воздействия [Foulds et al, 1994; Tops et al, 2006], выраженности процессов утомления [Kamijo et al, 2004], успешности выполнения когнитивных [Klimesh 1993;2007; Doppelmayr 1998; Halnsmayr 2007] и психомоторных заданий [Hummel et al., 2005]. Наконец, этот показатель является индикатором индивидуально-типологических различий [Angelakis et al., 2004; Nunez, 2001; Anokhin et al., 2006; Geffen & Martin 2006; Thatcher et al., 2008]. Таким образом, частота максимального пика альфа-ритма ЭЭГ является информативным предиктором эффективности когнитивной и психомоторной деятельности, а его вариабельность отражает изменения в кортикально-таламических взаимодействиях [Pfurtscheller & Lopes de Silva, 1999; Ng & Raveendran, 2008]. Более того, существуют предположения, что частота максимального пика аль^)а-осцилляций является «якорем», отправной точкой установления частотного паттерна ЭЭГ [Klimesh et al 1997]. Однако до настоящего времени определение частотных диапазонов проводится согласно договоренностям и i стандартам [Kaiser, 2001; Thatcher et al., 2008], не учитывающим индивидуальные проявления второй феноменологической характеристики альфа-активности — реакции снижения амплитуды в ответ на сенсорную I стимуляцию прежде всего, зрительной системы. Между тем, в недавних пионерских исследованиях в условиях сочетанной регистрации ЭЭГ и ф-МРТ 1 убедительно показано, что эпизоды спонтанного снижения альфа-мощности ЭЭГ в состоянии физиологического покоя ассоциируются с усилением мозговой активности [Laufs et al 2003; В any et al 2007]. Авторы предполагают, что картина мозговой активации во время снижения альфа-мощности зависит от общего уровня мозговой активности, наблюдаемой в более широком (не только в стандартном «альфа») спектральном диапазоне ЭЭГ [Laufs et al 2003b, 2006; Barry et al 2007]. Из этого следует, что индивидуальная ширина диапазона частот, в котором проявляется альфа-активность, также может варьировать, отражая уровень мозговой активации. Таким образом, ширина диапазона, в котором отмечается десинхронизация, I глубина и длительность снижения мощности могут служить индивидуальными показателями альфа-активности. Наконец, третьей важнейшей особенностью альфа-ритма является его веретенообразность или его высокая фазическая изменчивость (сегментная структурированность) [Creutzfeldt 1985; Каплан и др., 2002, 2003, j отражающая динамику ансамблевой организации корковой нейронной активности. Средняя амплитуда альфа-ритма в сегменте (веретене) и его длительность отражают объем и «время жизни» нейронного ансамбля, амплитудная вариативность — вариабельность частотных генераторов в рамках ансамбля, а крутизна межсегментных переходов — скорость формирования или распада соответствующих ансамблей [Каплан и др. 2002]. Таким образом, рассмотренные выше показатели альфа-активности.

ЭЭГ, определяемые индивидуально как в состоянии физиологического покоя i частота максимального спектрального пика альфа-активности, фазическая изменчивость микроструктуры альфа-ритма), так и в ответ на стандартизованную сенсорную пробу зрительной стимуляции индивидуальная ширина диапазона альфа-активности, глубина и длительность десинхронизации в этом диапазоне), характеризуют степень активируемости коры, а также гибкость и пластичность нейрональных осцилляторов. Тем самым, данные показатели могут предсказывать i эффективность процессов сенсомоторной интеграции.

Несмотря на хорошо изученную зависимость эффективности психомоторной деятельности от возраста [Bosman 1999; Фарбер и др., 2006; Lightfoot 2008], тендерной принадлежности [Verotti et al. 2007; Morris et al, 2008, Lightfoot 2008] и нейрогуморального статуса [Hassler 1992; Kasamatsu et al., 2002; Herzog, 2007; Dreher et al., 2007, 841- Lightfoot 2008], роль альфа-активности в этой связи пока исследована недостаточно. В настоящее время показано, что частота максимального пика альфа-осцилляций [Строганова и др.,' 1998, 2005; Clark et al 2004], интенсивность процессов активации I.

Ларькина и Киренская 2005; Barry et al., 2007] и фазической изменчивости альфа-осцилляций [Pierce et al 2000; Nikulin & Brismar 2005; Alexander et al., i.

2007; Thatcher et al., 2008] зависят от возраста. Однако эти данные зачастую не соотносятся с половыми и нейрогуморальными особенности альфа-характеристик. Более того, имеющиеся в литературе сведения относительно тендерной и нейрогуморальной дифференциации альфа-активности достаточно противоречивы: одни авторы показывают наличие половых.

Duffy et al., 1993; Hall 2003; Вольф и Разумникова 2004; Nikulin & Brismar.

2005] и нейрогуморальных [Becker et al, 1982; Kaplan et al, 1996; SolisOrtiz et al., 2002; 2004; Epperson et al 2007] различий амплитудных показателей альфа-активности, другие их не находят [Анохин, 1988; Solis-Ortiz et al., 1994; Brenner et al, 1995; Guntekin & Ba§ ar 2007]. Одним из подходов к преодолению этих противоречий может быть индивидуализация методов оценки альфа-осцилляций с учетом возрастных, половых и нейрогуморальных особенностей. Более того, индивидуализация протоколов нейробиоуправления, учитывающая в качестве сигнала обратной связи не стандартный, а индивидуальный уровень показателя альфа-активности,.

I I.

I 11 например, индивидуальной частоты альфа-пика [Angelakis et al., 2007] или I мощности в индивидуальной альфа-2 полосе ЭЭГ [Hanslmayr et al., 2004], значительно повышает эффективность тренинга.

Цель исследования — выяснение закономерностей вариабельности индивидуальных характеристик альфа-активности электроэнцефалограммы i чел<�эвека в зависимости от тендерных, возрастных и нейрогуморальных факторов, роли этой активности в процессах сенсомоторной интеграции и её I произвольной модификации при помощи технологии биоуправления. Основные задачи исследования.

1. Разработать метод определения индивидуальной реактивности альфа I ритма электроэнцефалограммы по характеристикам ответа на сенсорную (зрительную) стимуляцию. Изучить взаимосвязь между выявленными в I исследовании показателями частоты альфа пика, индивидуальной I реактивности и характеристиками альфа-веретен при сравнении групп с низкой и высокой альфа-частотой.

2. Установить взаимосвязь между индивидуальными характеристиками альфа-активности электроэнцефалограммы, психофизиологическими показателями дифференциальной чувствительности, невербальной креативности и особенностей темперамента в группах с высокой и низкой альфа-частотой.

3. Исследовать влияние факторов возраста, пола и нейрогуморального статуса на индивидуальные характеристики альфаj активности электроэнцефалограммы в группах с высокой и низкой альфа-частотой. I 4. Определить связь индивидуальных характеристик альфа-активности электроэнцефалограммы с эффективностью сенсомоторной интеграции на примере профессиональной музыкально-исполнительской деятельности. I.

5. Изучить роль индивидуальных характеристик альфа-активности в обучении музыкально-исполнительскому мастерству лиц с разной альфа частотой. Разработать протокол биоуправления, направленного на обучение и повышение эффективности музыкально-исполнительской деятельности.

Научная новизна.

Впервые, на основе разработанного метода идентификации электроэнцефалографических признаков, характеризующих феноменологическое свойство альфа-активности — реактивность на зрительную стимуляцию, была показана зависимость этого показателя от индивидуальной частоты максимального альфа-пика и его взаимосвязь с сегментными характеристиками альфа-веретена.

Впервые установлено, что индивидуальные показатели частоты максимального альфа-пика и длительности альфа-веретена могут I рассматриваться в качестве индивидуально-типологических маркеров эргичности и продуктивности интеллектуальных процессов и уровня I самоактуализации в психомоторной деятельности, а показатели индивидуальной ширины альфа — диапазона и вариабельности амплитуды в качестве маркеров пластичности и эффективности обучения.

Впервые изучена возрастная, половая и нейрогуморальная дифференциация индивидуальных характеристик альфа-активности в зависимости от альфа-частоты.

Впервые показано, что высокому уровню мастерства в музыкально-исполнительской деятельности соответствует увеличение уровня индивидуальных показателей альфа-активности: частоты альфа-пика, I глубины и стабильности десинхронизации, ширины альфа-частотного диапазона, вариабельности амплитуды и длительности альфа-веретена. I Впервые разработана и изучена модель обучения музыкантов-исполнителей с использованием биоуправления, направленного одновременно на увеличение мощности в индивидуальном высокочастотном I альфа-диапазоне и снижение тонического напряжения мышц, не участвующих в исполнительском движении. j Впервые показана большая эффективность тренинга сенсомоторной интеграции с помощью биоуправления в обучении музыкально-исполнительской деятельности для студентов с низкой, чем высокой частотой альфа-пика.

Научно-практическая ценность работы.

I Теоретическое значение работы состоит в расширении знаний о связи I нейрофизиологических маркеров сенсомоторной интеграции со стратегией обучения в музыкально-исполнительской деятельности. Полученные данные I подтверждают, конкретизируют и обогащают положения теорий физиологии движений Н. А. Бернштейна, частотно-рефрактерного механизма альфаактивности М. Н. Ливанова, периодизации торможения В. Климеша, I индивидуально-типологической вариативности Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина. I.

I Оригинальные результаты, полученные при использовании новой технологии биоуправления, ещё раз подтверждают гипотезу Н. А. Бернштейна I о роли сенсомоторной интеграции в оптимизации психофизиологических функций и позволяют рассматривать произвольную модификацию параметров сенсомоторной интеграции с помощью биоуправления, как фактор, способствующий достижению пика формы в музыкально-исполнительской деятельности.

Проведенное исследование индивидуальной вариабельности характеристик альфа-активности в зависимости от возраста, пола и нейрогуморального статуса позволило не только установить роль альфа-активности в механизмах формирования психомоторного поведения, но и повысило эффективность технологии нейробиоуправления, направленного на обучение музыкально-исполнительской деятельности.

Результаты исследования могут быть использованы в практической психолого-педагогической работе при обучении и коррекции нарушений психомоторной деятельности.

I 14 Выводы, сделанные на основании полученных результатов, рекомендованы для чтения лекций по курсу «Электроэнцефалографические основы нейробиоуправления», так как они вскрывают конкретные механизмы формирования стратегии обучения и терапии, проводимой с помощью технологии биоуправления.

Апробация работы I.

Основные результаты работы были доложены и обсуждены на следующих научных конференциях и съездах: 5-ая Международная I конференция «Одаренность интеллектуальная и творческая. Концепции, проблемы, перспективы», 14−20 мая 2001 г., ВаршаваIV — VI Съезды физиологов Сибири, 2−4 июля 2002 г., Новосибирск, и 27−29 июня 2005 г. Томск, 25−27 июня, 2008, г БарнаулXIX и XX съезды физиологического общества им. И. П. Павлова Екатеринбург, 2004 и Москва, 2007; 7th.

Mujtidisciplinary Conference Stress and Behavior Moscow, Russia. 26−28 i i.

February 2003; 3rd Conference «Understanding and creating music» Dipartimento di Matematica Seconda Universita degli Studi di Napoli, 11−15 Dec. 2003;

Conference «The Neurosciences and Music — II: From perception to performance», Leipzig 05−08. May 2005, conference ICANNGA — 7th International Conference on Adaptive and Natural Computing Algorithms 2005; Coiinbra, Portugal, 9th psychophysiological congress «Brain and Behavior» 16−21 Nov.2005, Thessaloniki, GreeceInaugural Conference of Society of Applied Neuroscience, 14−19th Sept. 2006, Swansea, UKCOST B27 group meeting 11−14л Oct, 2007, Goettingen, Germany- 2d Conference of Society of Applied.

Neuroscience, 7−11th May 2008, Seville, Spain- 14th World Congress of i psychophysiology «The Olimpic of the brain», Sept.8−13, 2008. Публикации.

По теме диссертации опубликовано 89 работ. Из них 9 статей в рекомендуемых ВАК реферируемых журналах. Объем и структура работы.

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, описания материала и методов, собственных результатов и их обсуждения (5 глав), общего заключения, выводов и списка цитированной литературы (829 работ), изложена на 294 страницах машинописного текста, содержит 82 рисунка и -45- таблиц.

ВЫВОДЫ.

1. Индивидуальная частота максимального пика альфа-осцилляций в теменно-затылочной области коры головного мозга в состоянии физиологического покоя с закрытыми глазами обладает наибольшей инвариантностью и воспроизводимостью в тест-ретест исследовании по сравнению с показателями её в других областях мозга и в состоянии открытых глаз'. Этот эндофенотипический индикатор мозговой активности использован в качестве критерия формирования групп испытуемых с высокой (ВЧ) и низкой.

НЧ) индивидуальной альфа-частотой. I.

I 2. Сравнение феноменологических характеристик альфа-активности в группах ВЧ и НЧ показало, что крутизна нарастания и вариабельность амплитуды альфа-веретена, характеризующие скорость образования нейронального ансамбля и вариабельность его частотных генераторов, больше в I.

ВЧ, 1 чем НЧ группе. Показатели реактивности на простую зрительную стимуляцию также отличались: (1) сдвиг индивидуальной частоты максимального альфа-пика в сторону ее повышения или понижения (по модулю) в группе ВЧ более значительный, чем в НЧ- (2) восстановление этой частоты до исходной величины в группе ВЧ происходит быстрее, чем НЧ- (3) ширина частотного диапазона, в котором происходит реакция активации в группе ВЧ шире, чем НЧ. j 3. По данным регрессионного анализа установлены межгрупповые отличия в характере взаимосвязи между одноименными параметрами альфа-активности: (1) в НЧ группе индивидуальная частота максимального пика альфа I положительно ассоциируется с длительностью альфа-веретена, характеризующую стабильность нейронального ансамбля, в ВЧ — отрицательно- (2) в НЧ группе индивидуальная глубина десинхронизации положительно взаимосвязана с вариабельностью амплитуды альфа-веретена, в ВЧотрицательно- (3) в НЧ скорость угасания реакции активации положительно коррелирует со скоростью образования нейронального ансамбля (крутизной нарастания амплитуды альфа-веретена), в ВЧ — отрицательно.

4. Характер взаимосвязи индивидуальных характеристик альфа-активности с показателями невербальной креативности и формально-динамическими свойствами индивидуальности отличается в ВЧ и НЧ группах: (1) индивидуальные характеристики частоты максимального пика и длительности альфа-сегмента (стабильности нейронального ансамбля) положительно взаимосвязаны с эргичностью интеллекта и беглостью выполнения заданий на невербальную креативность только в группе НЧ, (2) ширина альфа-частотного диапазона и вариабельность амплитуды веретена положительно корелируют с показателями пластичности интеллекта и гибкости при выполнении креативных задач в обеих группах- (3) оригинальность решения невербальных задач обратно пропорциональна индивидуальной частоте пика альфа-активности в группе НЧ, но прямо пропорциональна в группе ВЧ.

5. Возрастная динамика альфа-активности зависит от индивидуального онтогенеза. В допубертатном периоде по мере взросления значения медианы индивидуальной частоты альфа-пика увеличиваются и вместе с тем также увеличиваются ширина альфа-диапазона, глубина и стабильность реакции активации, вариабельность амплитуды и длительность альфа-веретена, а спектральная плотность альфа-мощности снижается. После полового созревания средние значения показателей альфа-активности одинаковы в разных возрастных и тендерных группах, но отличаются у ВЧ и НЧ испытуемых. 6 В лонгитюдном исследовании динамики овариально-менструального цикла у здоровых женщин установлены эффекты увеличения индивидуальной частоты максимального пика, мощности и ширины альфа-диапазона, длительности, крутизны нарастания и вариабельности амплитуды альфа-веретена на овуляторной и лютеиновой фазах цикла. При этом в НЧ группе наиболее информативными признаками этих фаз были ширина альфадиапазона и глубина десинхронизации, а у ВЧ — амплитуда альфа-веретена и частота верхней границы альфа-диапазона.

7. Уровень музыкально-исполнительского мастерства положительно взаимосвязан с индивидуальной частотой максимального альфа-пика, стабильностью реакции альфа-десинхронизации, шириной альфа-диапазона, I вариабельностью и длительностью альфа-веретена в общей выборке испытуемых. Коэффициент оптимальности исполнительского движения, оцениваемый по соотношению изменений ЭЭГ мощности в альфа-2 диапазоне и ЭМГ фронтальной мышцы во время исполнения музыки, выше у ВЧ, чем у НЧ испытуемых. 8. Обычное музыкальное занятие не изменяло коэффициент I оптимальности исполнительского движения у студентов-музыкантов группы ВЧ, но снижало её в группе НЧ. Занятие, сочетаемое с альфа-стимулирующим и j ЭМГ-понижающим тренингом биоуправления, по сравнению с самостоятельным занятием увеличило коэффициент оптимальности музыкально-исполнительского движения у всех испытуемых.

9. Двухмесячный тренинг произвольной модификации электрофизиологических параметров музыкально-исполнительского движения не вызывает изменения уровня индивидуальных параметров альфа-активности в i состоянии покоя, но увеличивает частоту максимального пика и альфа мощность, углубляет и стабилизирует реакцию на открывание глаз и расширяет альфа-диапазон, удлиняет альфа-веретена, а амплитуду ЭМГ мышц, не участвующих в движении снижает. Эти изменения в уровне электрофизиологических параметров ассоциируются с улучшением оценок исполнения музыки и лучше выражены в НЧ, чем ВЧ группе.

10. Индивидуальные показатели альфа-активности (частота максимального пика, ширина диапазона, глубина десинхронизации, амплитуда, длительность и вариабельность амплитуды альфа-веретена) служат прогностическими критериями способности к музыкально-исполнительской деятельности и успешности её произвольной модификации.

Заключение

.

Настоящее исследование, установило существование двух различных паттернов альфа-активности ЭЭГ, характеризующихся различными стратегиями нейрональной активации и авторитмичности, которые определяются индивидуальной альфа-частотой. В соответствии с этими индивидуальными типами альфа-активности формируются когнитивная и психомоторная стратегии, которую использует данный индивид. Исследование зависимости индивидуальных характеристик альфа-активности от биологических факторов пола, возраста и нейрогуморального статуса позволило установить два типа возрастной и нейрогуморальной нейрональной активации, зависимых также от альфа-частоты. Можно утверждать, что формирование сенсомоторной I интеграции происходит в зависимости от индивидуального типа альфа-активности ЭЭГ. В этой связи произвольная модификация сенсомоторной интеграции предполагает использование в качестве ключевого параметрамощность в индивидуальном альфа-2 диапазоне. Такое обучение, сочетаемое с биоуправлением, позволяет увеличить эффективность исполнительского I движения у тех индивидов, которые не могли достичь успешности при традиционных подходах.

I Таким образом, вся совокупность полученных данных позволяет полагать, что за внешними признаками частотных различий в индивидуальных параметрах альфа-активности ЭЭГ скрывается индивидуально-типологическая функциональная структурированность процессов мозговой активации, которая определяет уровень сенсомоторной интеграции и возможность её произвольной I модификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга. М.: Наука. 1979. 214 с.
  2. А.П. Источники индивидуальной изменчивости электроэнцефалограммы человека // Индивидуально-психологические различия и биоэлектрическая активность мозга человека. М.: Наука. 1988. С. 149−176.
  3. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука. 1980. 196 с.
  4. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития (основы негентропийной теории онтогенеза). М., 1982. 270 с.
  5. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина. 1990. 192 с.
  6. Л.И., Голошейкин С. А. Влияние длительной медитативной практики на корковые и вегетативные механизмы стресс-реактивности // Бюлл. СО РАМН. 2002. № 3. С. 100−106.
  7. Л.И., Голошейкин С. А. Динамика корковой активности в условиях измененного состояния сознания: исследование медитации с помощью ЭЭГ высокого разрешения// Физиол. человека. 2003. Т.29. № 2. С. 18−27.
  8. В.Н. Нейрогормональная регуляция овариального цикла. М., 1984. 240 с.
  9. О.М., Штеренталь И. Ш., Генина В. А., Неделькина С. В., Дзизинский А. А. Концентрация альдостерона в плазме периферической крови и сосудистая реактивность при гипертонической болезни // «Кардиология». 1977. № 10. С. 31−35.
  10. О. М. Штеренталь И.Ш. Роль минералокортикоидной регуляции сосудистой реактивности в реакции артериального давления на увеличение приёма соли у здоровых людей Кардиология". 1980. № 9. С.24−29.
  11. П.Бекшаев С. С., Сороко С. И., Василевский Н. Н. Закономерности, лежащие в основе поддержания динамической устойчивости диапазонов частот ЭЭГ человека// Физиол. человека. 1988. Т. 14. № 4. С. 545−551.
  12. Дж., Пирсол А. Прикладной анализ случайных данных М.: Мир. 1989. С. 540.
  13. З.Бергер Г. Электроэнцефалограмма человека // Успехи современной биологии. 1933. Т. 26. Вып. 3. С. 94−95.
  14. М.Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947. 255с.
  15. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активации. М.: Медицина. 1966. 349 с.
  16. Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1980.208с.
  17. Н.П., Зонтов В. В. К вопросу об электрофизиологическойхарактеристике нервных процессов // Физиол. журн. СССР. 1961. Т. 47. №.12. С. 1463−1472.
  18. Биопотенциалы мозга человека. Математический анализ. Ред. B.C. Русинов. М.: Медицина. 1987. 255 с.
  19. Г., Преториус Х. М. Выделение признаков из электроэнцефалограммы методом адаптивной сегментации // Тр. Ин-та инженеров по электротехнике и радиоэлектронике. 1977. Т. 65. № 5. С. 59−71.
  20. М.В. Индивидуально-типологические особенности структуры ЭЭГ//Журн. высш. нервн. деятельности. 1985. Т. 35. С. 1045−1052.
  21. Н.Н., Сороко С. И., Зингерман A.M. Психофизиологические основы индивидуально-типологических особенностей человека // Механизмы деятельности мозга человека. Ч. 1. Нейрофизиология человека. Л.: Наука. 1988. С. 455−490.
  22. В. В. Спектральные и когерентные характеристики ЭЭГ у женщин в разные фазы менструального цикла // Бюлл. экспериментальной биологии и медицины. 2005. Т.140. № 10. С. 374−377.
  23. Л. М. Механизм формирования осязательных образов // Осязание в процессах познания и труда. М., 1959. С. 47−63.
  24. В.М., Барк Е. Д., Шевелев И. А. и др. Динамическая локализация дипольного источника альфа-ритма в мозге человека // Журн. высш. нервн. деят. им И. П. Павлова. 1999.Т. 49. №.1. С. 3−11.
  25. Н.В., Разумникова О. М. Половые различия полушарных пространственно-временных паттернов ЭЭГ при воспроизведении вербальной информации // Физиол. человека. 2004. Т. 30. № 3. С. 274−280.
  26. Р. Экспериментальная психология. М.: Иностр. лит. 1950.796 с.
  27. Ю.В., Денисенко Ю. П., Гордеев Ю. В. Повышение функциональных возможностей организма с помощью биологической обратной связи // Физиол. человека. 2005. Т. 31. № 3. С. 93.
  28. А.В. Основы исполнительской техники скрипача. Новосибирск: Изд-во Новосибирской Государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. 2004. 208 с.
  29. И. М., Гурфинкель В. С., Цетлин М. Л., Шик М. Л. Некоторые вопросы исследования движений // Модели структурно-функциональной организации некоторых биологических систем. Сб. статей, М.:Наука. 1966. С. 264—276.
  30. О.В., Белов Д. Р. Исследование влияния световых стимулов на форму альфа-волн электроэнцефалограммы человека // Вестн. С.-Пб. ун-та.
  31. Сер. 3 (Биол.). 2002. Т. 19. №.3. С. 55−63.
  32. Гинекологическая эндокринология / Под ред. К. Н. Жмакина. М., 1980.527 с.
  33. В.В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая электроэнцефалография. Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2000. 636 с.
  34. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. 1993.304 с.
  35. О.М., Сазонова О. Б., Жиров С. Б. Исследование структуры альфа-ритма здорового человека в состоянии покоя методом ЭЭГ-картирования // Журн. высш. нервн. деят. им И. П. Павлова. 1992. Т. 42. № 3. С. 491−499.
  36. Е.А., Генкин А. А. Применение критериев непараметрической статистики групп наблюдений в медико-биологических наблюдениях // М.: Медицина. 1969. 127 с.
  37. В.И. Электрофизиологическое исследование анализаторных систем в филогенезе позвоночных. М.: Изд-во МГУ. 1965. 267 с.
  38. В.И., Изнак А. Ф. Ритмическая активность в сенсорных системах. М.: Изд-во МГУ. 1983. 214 с.
  39. В.И., Супин А. Я. Ритмическая активность головного мозга. М.: Изд-во МГУ. 1968. 252 с.
  40. А. А., Щепотин Ю. Б. Сосудистая реактивность и гипертония // Кардиология. 1980. Т.20−6. С. 109−116.
  41. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком. 1999. 368 с.
  42. Е.А. Соотношение психологических и электроэнцефалографических феноменов // Нейродинамика мозга при оптико-гностической деятельности. М., 1974. С. 17−48.
  43. Ю.М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука. 1977. 286 с. 45.3агрядский В.П., Сулимо-Самуйлло З. К. Методы исследования в физиологии труда. Л., 1976. 96 с.
  44. А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1960.429 с.
  45. A.M. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний // Журн. высш. нервн. деят. им И. П. Павлова. 1997. Т. 47. № 2. С. 209−225.
  46. A.M., Ильюченок И. Р., Иваницкий Г. А. Избирательное внимание и память — вызванные потенциалы при конкуренции зрительных и слуховых словесных сигналов // Журн. высш. нервн. деят. им И. П. Павлова. 2003. Т. 53. С. 541−551.
  47. Г. А. Распознавание типа решаемой в уме задачи по нескольким секундам ЭЭГ с помощью обучаемого классификатора. Автореф. дисс. д-ра биол. наук. Москва. 2007.
  48. Г. А., Николаев А. Р., Иваницкий A.M. Использование искусственных нейросетей для распознавания типа мыслительных операций по ЭЭГ//Журнал авиакосмической и экологической медицины. 1997. Т.31. С.23−28.
  49. М.П. Электрофизиологическое исследование произвольных движений у человека. М.: Наука. 1978. 167 с.
  50. А.Ф. Модуляция сенсо-моторной деятельности человека на фоне альфа-ритма ЭЭГ // Проблемы развития научн. исследований в обл. психического здоровья / МЗ СССР, АМН СССР. 1989. С. 3−24.
  51. А.Ф., Чаянов Н. В. Субъективные корреляты вспышек альфа-ритма в ЭЭГ человека при зрительно-моторной операторской деятельности // Проблемы развития научн. исследований в обл. психического здоровья / МЗ СССР, АМН СССР. 1989. С. 24−30.
  52. Р.Ю. Память и адаптация. Новосибирск: Наука. 1979. 192 с.
  53. Р.Ю., Дубровина Н. И., Попова Н. К. Связь стереотипа поведения мышей и эффекта активации пресинаптических допаминэргических рецепторов в избегании и амнезии // Журн. высш. нервн. деят. им И. П. Павлова. 2001. Т. 51. №.4. С. 467472.
  54. В.М., Барк Е. Д., Шевелев И. А., Шараев Г. А. Связь зрительных иллюзий с частотой и фазовым сдвигом ритмической фотостимуляции, синхронизованной с альфа-волной ЭЭГ // Журн. высш. нервн. деят. им И. П. Павлова. 1997. Т. 47. №.3. С. 461−468.
  55. А .Я. Нестационарная ЭЭГ человека: методологический и экспериментальный анализ: Автореф. докт. дисс. М., 1998.
  56. А.Я. Проблемы сегментного описания ЭЭГ человека // Физиол. чел. 1999. Т. 25. №.1. С. 125−133.
  57. А.Я., Фингелькурц Ан. А., Фингелькурц Ал. А., Шишкин С. JL, Ивашко P.M. Пространственная синхронность сегментарной структуры ЭЭГ человека// Журн. высш. нервн. деят. им И. П. Павлова. 2000. Т. 26. №.4. С. 624.
  58. А.Я., Борисов С. В., Шишкин С. Л., Ермолаев В. А. Анализ Сегментной структуры альфа активности человека //Росс, физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2002. Т. 88. №.4. С. 432142.
  59. А.Я., Фингелысурц Ал. А., Фингелькурц Ан.А. и др. Вероятностные паттерны разностных спектров ЭЭГ человека в динамике мнестической деятельности // Физиол. человека. 1998, Т. 24, №.4. С. 75−85.
  60. А.Я., Фингелькурц Ан.А., Фингелькурц Ал.А. и др. Временная согласованность фазических перестроек основных частотных компонентов ЭЭГ-сигнала // Журн. высш. нервн. деят. им И. П. Павлова. 1998. Т. 48. № 5. С. 816−826.
  61. А.Я., Борисов С. В., Желиговский В. А. Классификация ЭЭГ подростков по спектральным и сегментным характеристикам в норме и при расстройстве шизофренического спектра // Журн. высш. нервн. деят. им И. П. Павлова. 2005. Т.55. № 4. С. 450−458.
  62. Н.В., Колесников С. И., Долгих В. В. Корреляционные взаимосвязи между электроэнцефалографическими показателями у детей в зависимости от типа электроэнцефалограммы // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. № 2. С. 122−132.
  63. , JI.B. Эволюционно-генетические аспекты поведения. Избр. Труды. Т. 1. М.: Наука. 1991. 258 с.
  64. В.И., Леонов Б. В., Фанченко Н. Д., Щедрина Р. Н., Яворовская К. А. Состояние репродуктивной системы супружеских пар, включенных в программу ЭКО // Проблемы репродукции. 1998. № 3. С. 55−58.
  65. Г. А., Иваницкая Л. Н., Бондин В. И., Покуль С. Ю. Особенности суммарной электрической активности мозга здоровых юношей, регулярно занимающихся физической культурой // Физ. культура. 2006. №.1. С. 15−18.
  66. Е. Г., Киренская А. В. Характеристика альфа и тета ЭЭГ полос у 15−17 летних подростков // Физиол. человека. 2005. Т. 31. № 6. С. 26−31.
  67. А.Н. Когнитивная психофизиология на рубеже столетий // Психол. журн. 2002. Т. 23. № 1. С. 85−92.
  68. А. Н. Константа М.Н. Ливанова в количественном описании психологических явлений // Психол.журн. 1997. Вып.6. С. 96−105.
  69. А.Н. Психофизиология памяти // Основы психофизиологии / Под ред. Ю. И. Александрова. М.: Инфра-М. 1997. С. 129−142.
  70. А.Н., Князева Т. С. Электрофизиологические предикторы субъективных оценок музыки разных композиторов // Психол. журн. 1999. № 6. С. 72−79.
  71. А.Н., Луцкий В. А. Расчет закономерностей зрительного восприятия по частотным характеристикам электроэнцефалограммы // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. 1972. Вып.4. С. 95−134.
  72. А.Н., Мышкин И. Ю., Бовин Б. Г. Оценка психологических параметров личности по электроэнцефалограмме // Психол. журн. 2002. Т. 23. № 3. С.96−104.
  73. А.Н., О.И. Артеменко, Ю. Н. Белехов. Диагностика интеллектуальной одаренности по электроэнцефалограмме // Психол. обозрение. 1997. Т. 1. № 4. С. 34−38.
  74. Ю. С. Система внутреннего представления в управлении движениями и организации сенсомоторного взаимодействия. Автореф. дисс. на соиск д. б. н. М., 2006.
  75. В.П., Платонов Я. Г. Диверт Г. М., Кривощеков С. Г. Изменения центральной регуляции респираторной функции после одной сессии периодической нормобарической гипоксии // Физиол. человека. 2003. Т.29. № 1. С. 13−15.
  76. М.Н. Избранные труды. Пространственно временная организация потенциалов и системная деятельность головного мозга. М., 1989. 400 с.
  77. М.Н. Пространственная организация процессов головного мозга. М: Наука. 1972. 182 с.
  78. М.Н., Гаврилова Н. А., Асланов А. С. Взаимные корреляции между различными участками коры головного мозга при умственной работе // Журн. высш. нервн. деят. им И. П. Павлова. 1964. Т. 64. №.2. С. 185−194.
  79. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. 1984.
  80. С.Б., Орехова Е. В. Возрастная динамика потенциалов мозга связанных с движением у детей 9−12 лет // Журн. высш. нерв. деят. им И. П. Павлова. 1995. Т.45. № 2. С. 269−278.
  81. С.Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М., 1998.729 с.
  82. И.В., Маслобоев Ю. П. Параметры альфа-ритма и продуктивность запоминания // Физиол. человека. 1996. Т. 22. № 3. С. 11−17.
  83. А.В., Мальцева И. В., Лебедев А. Н. Связь параметров альфа-ритма с объемом кратковременной памяти // Психол. журн. 1995. № 2. С. 128 132.
  84. А.В., Пашина А. Х., Руманова Н. Б. Связь ритмов электроэнцефалограммы с когнитивно-личностными особенностями человека // Психол. журн. 2000. № 5. С. 48−55.
  85. Р.И., Дубровинская Н. В. Онтогенетические особенности функциональной организации полушарий мозга при направленном внимании: ожидание перцептивной задачи // Журн. высш. нервн. деят. им И. П. Павлова. 1994. № 3. С. 448.
  86. С.В., Пахомов С. В., Рудас М. С. и др. О выборе состояния спокойного бодрствования как референтного при психологических пробах // Физиол. человека. 1996. Т.22. № 1. С. 5−10.
  87. В.П. Биофизические основы вокальной речи. JI. 1977 С. 67−81.
  88. А.И. Физиология мозгового кровообращения в связи с динамикой цереброспинальной жидкости // Докл.. на соиск. уч. степ, д-ра мед. наук. Минздрав РСФСР, 1-й Ленинградский мед. ин-т им. И. П. Павлова. Л., 1965.44 с.
  89. А.Р., Иваницкий Г. А., Иваницкий A.M. Воспроизводящиеся паттерны альфа-ритма ЭЭГ при решении психологических задач // Физиол. человека. 1998. Т.24. С. 1−8.
  90. Л.А. Электроэнцефалография и ее использование для изучения функционального состояния мозга // Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. М.: Педагогика. 1978. С. 155−177.
  91. С.М., Гинзбург Д. А., Гурфинкель B.C., Зенков Л. Р., Латаш Л. П., Малкин В. Б., Мельничук П. В., Пастернак Е. Б. Электрическая активность мозга: механизмы и интерпретация // Успехи физич. наук. 1983. Т. 141. С. 103.
  92. , Р.А., Сазаров Д. С., Давыдов В. И. Спектральный анализ ЭЭГ человека при прослущивании музыкальных композиций // Физиол. человека. 2004. Т. 30. №. 1. С. 62−69.
  93. ЮО.Петше Г. Кортико-субкортикальные отношения при регулярных комплексах пик-волны с частотой 3 в 1 с // Глубокие структуры головного мозга человека в норме и патологии. М., Л.: Наука. 1966. С. 126−129.
  94. К. Языки мозга. М.: Прогресс. 1975. 463 с.
  95. ЮЗ.Пшеничнов М. В. Психология и педагогика. Краткий биографическийсправочник. Учебно-методическое пособие. М., 2006. http:// www.nesterova.ru/nauch/theoristspsychologyjpedagogics.doc
  96. Разумников, а О.М. Частотно-пространственная организация электрической активности мозга при вербальной креативности: влияние тендерфактора // Журн. высш. нерв. деят. им. И. П. Павлова. 2005. Т.55. № 4. С.487−495.
  97. В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). Методическое пособие. М., 1997. 50 с.
  98. Юб.Русалов В. М. Биологические основы индивидуально психологических различий. М.:Наука. 1979. 352 с.
  99. В. С., Майорчик В. Е., Гриндель О. М. и др. Клиническая электроэнцефалография. М.: Медицина. 1973. С. 340.
  100. B.C., Гриндель О. М., Болдырева Г. Н., Вакар Е. М. Биопотенциалы мозга человека: математический анализ. М.: Медицина. 1987. 253 с.
  101. Ю.Свидерская Н. Е. Синхронная электрическая активность мозга и психические процессы. М.: Наука. 1987. 156 с. 111 .Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. // Избр. произв. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 1. С. 7−127.
  102. В.П., Ильина JI.M. Артериальная гипертензия в пери- и постменопаузе: половые особенности и роль дефицита эстрогенов // Consilium Medicum. 2007. Т. 9. №.6. http://www.consilium-medicum.com/
  103. ПЗ.Сороко С. И., Бекшаев С. С., Сидоров Ю. А. Основные типы механизмов саморегуляции мозга. JL: Наука. 1990. 205 с.
  104. С.И., Мусаралиев Т. Ж., Комаровер И. Н., Соложенкин В. В. Коррекция нервно-психических дезадаптационных нарушений с помощью метода функционального биоуправления с ЭЭГ-обратными связями // Физиол. человека. 1995. Т. 21. № 6. С. 14−28.
  105. Т. А., Дегтярева М. Г., Володин Н.Н Электроэнцефалография в неонатологии. М.: «ГЭОТАР-Медиа». 2005. 277 с.
  106. Т. А., Цетлин М. М. Психофизиологические характеристики индивидуальных особенностей темперамента детей первых лет жизни, перенесших раннюю зрительную депривацию // Физиол. человека. 1998. Т. 24. №.3. С. 27−33.
  107. К.В. Теория функциональных систем и профилактическая медицина //Вестн. РАМН. 2001. Т.5. С.7−14.
  108. , Б.Н. Формирование исполнительских (двигательно-технических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах: автореф. дис.. канд. пед. наук / Б. Н. Талалай. М., 1982.
  109. А. В., Ю. С. Левик, И. А. Солопова Механизмы коррекции референтного положения в системе регуляции вертикальной позы // Физиол. человека. 2007. Т.ЗЗ. № 3. С. 40−47.
  110. H. М., Ильина Э. М., Сметник В. П., Чернуха Г. Е. Особенности функционального состояния различных отделов вегетативной нервной системы и их роль в патогенезе олигоменореи // Акушерство и гинекология. 1991. № 12: 0300−9092. С. 44−48.
  111. Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон.1998.
  112. Г. Живой мозг. М.:Мир.1966. 300 с. 1123 .Ушаков Д, Гришун Е. Современные технологии и проблема объективности психологического тестирования ИП РАН // Управление персоналом. 2006. http://www.ht.ru/press/articles/print/artl24.htm
  113. Д.А., Бетелева Т. Г. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе// Физиол. человека. 2005. Т.31. № 5. С. 26−36.
  114. Д. А., Вильдавский В. Ю. Гетерогенность и возрастная динамика альфа-ритма элект роэнцефалограммы //Физиол. человека. 1996. Т. 22. № 5. С. 5−12.
  115. Д.А., Игнатьева И. С. Влияние нейроэндокринных сдвигов пубертатного периода на реализацию рабочей памяти у подростков // Физиол. человека. 2006. Т. 32. № 1. С.5−14.
  116. Д. А., Мачинская Р. И. Психофизиология активности. Онтогенетические исследования // Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика (к столетию А.Н. Леонтьева). М., 2003. С. 160−164.
  117. А.И., Бондарь А. Т., Ким У.В. Биоуправление и контроль функционального состояния человека // Успехи физиол. наук. 2002. Т.ЗЗ. № 3. С.79−96.
  118. Л.В. Парадоксальное торможение конечностей человека при выполнении ударных баллистических движений // Теория и практика физ. культуры. 1998. № 3. С. 28−32.
  119. И.А. Волновые процессы в зрительной коре мозга // Природа. 2001. № 12. http://www.vivovoco.nns.ru
  120. И.А., Костелянец Н. Б., Каменкович В. М., Шараев Г. А. Опознание движения и альфа-волна ЭЭГ // Сенсорные системы. 1991. Т. 5. № 3.1. C. 54−59.
  121. М.Б. Мозг зимнеспящих. Новосибирск: Наука, 1970. 240с.
  122. М.Б. Об участии нуклеинового обмена в формировании электрических свойств апикальных дендритов коры больших полушарий // БЭМиМ. 1965. Т.З. С. 9−14.
  123. ИО.Штеренталь И. Ш., Базанова О. М., Гавалов С. М., Золотова В. Ф. и др. Реактивность микрососудов, общая реактивность сердечно-сосудистой системы у подростков с транзиторной артериальной гипертонией // Кровообращение. АМН СССР. 1979. Т.12. № 1. С.7−12.
  124. Т.Н., Дорохов В. Б., Лебедев А. Н., Луценко Е. В. ЭЭГ прогноз успешности выполнения психомоторного теста при снижении уровня бодрствования: постановка задачи // Науч. журн. КубГАУ. 2004. Т.4. № 6. С. 9.
  125. Adrian E.D. The discovery of Berger. In: Handbook of electroencephalography and clinical neurophysiology / Ed. A. Remond. Amsterdam: Elsevier, 1971. 1A: 5−10.
  126. Adrian E.D., Matthews B.H. The Berger rhythm: potential changes from the occipital lobes in man // Brain. 1934. 57: 355−385.
  127. Adrian E.D., Yamagiwa K. The origin of the Berger rhythm // Brain. -1935. 56(3): 323−352.
  128. Ahissar E., Kleinfeld D. Closed loop neuronal computations: focus on vibrissa somatosensation in rat // Cereb. Cortex. 2003. 13: 53−62.
  129. Akhtari M., Bryant H.C., Emin D. at all. A model for frequency dependence of conductivities of the live human skull // Brain Topogr. 2003 16(1):39−55.
  130. Alexander D.M., Arns M.W., Paul R.H. at all. EEG markers for cognitive decline in elderly subjects with subjective memory complaints //J. Integr. Neurosci. 2006. 5(1): 49−74.
  131. Alexander I.E., Suflca K.J. Cerebral lateralisation in pomosexual males: a preliminary EEG investigation // Int. J. Psychophysiol. 1993. V. 15. P. 269−274.
  132. Allison Т., Ginter H., McCarthy G., Nobre A., Puce A., Luby M" Spencer
  133. D.D. Face recognition in human extrastriate cortex // J. Neurophysiol. 1994. 71:821 825.'
  134. Alloway C.E., Ogilvie R.D., Shapiro C.M. The alpha attenuation test: assessing excessive daytime sleepiness in narcolepsy-cataplexy // Sleep. 1997.20(4):258−266.
  135. Altman D.G., Bland J.M. Measurement in Medicine: the Analysis of Method Comparison Studies // The Statistician. 1983. 32:307−317.
  136. Andersen P., Andersson S.A. Physiological Basis of the Alpha Rhythm. Appleton-Century-Crofts, N.-Y. 1968. 384p.
  137. E., Lubar J. Т., Stathopoulouc S. Electroencephalographic peak alpha frequency correlates of cognitive traits // Neurosci. Lett. 2004. 371(16): 60−63.
  138. Anokhin A.P., Muller V., Lindenberger U., Heath A.C., Myers E. Genetic influences on dynamic complexity of brain oscillations // Neurosci. Lett. 2006. 397(l-2):93−98.
  139. Anokhin A.P., van Baal G.C., van Beijsterveldt C.E., at all. Genetic correlation between the P300 event-related brain potential and the EEG power spectrum //Behav. Genet. 2001. 31(6): 545−54.
  140. Arikan K., Boutros N.N., Bozhuyuk E. at all. EEG correlates of startle retlex with reactivity to eye opening in psychiatric disorders: preliminary results // Clin. EEG Neurosci. 2006. 37. N.3. P. 230−234.
  141. Asztuly F., Gustafsson B. Ionotropic glutamate receptors. Their possible role in the expression of hippocampal synaptic plasticity // Mol. Neurobiol. 1996. V. 12, P.1—11.
  142. Aufrichtig R., Pedersen S.B., Jennum P. Adaptive segmentation of EEG signals // Ann Int. Conf. of the IEEE Eng. Med. Biol. Soc. Proc. Biol. Signals. 1991. — V. 13.-P. 1.
  143. A. 1992. Working memoiy // Science. V. 255. P. 556−559.i 165. Baker FC, Kahan TL, Trinder J, Colrain IM. Free in PMC Sleep quality and the sleep electroencephalogram in women with severe premenstrual syndrome. Sleep. 2007 Oct 1−30(10): 1283−91.
Заполнить форму текущей работой