Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Языковые механизмы формирования оценки в СМИ

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между тем изменение научной парадигмы в конце ХХ — в начале ХХІ столетия вызвало расширение круга языковедческих исследований. Новые направления лингвистики, направленные на изучение языка в его функциональном аспекте (психолингвистика, социолингвистика, прагмалингвистика, паралингвистика и т. п.), концентрируют внимание на явлениях социальной действительности, которые раньше рассматривались… Читать ещё >

Содержание

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОГО СУЖДЕНИЯ
    • 1. 1. Функциональная семантика оценки
    • 1. 2. Особенности формирования оценки в СМИ
  • ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ (ЯЗЫКОВЫЕ) СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ В СМИ
    • 2. 1. Лексико-грамматические способы формирования оценки в СМИ
    • 2. 2. Стилистические способы (особенности) формирования оценки в СМИ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Языковые механизмы формирования оценки в СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все большее зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли газет, журналов, радио и телевидения в общественной жизни любой страны свидетельствуют их бурное возрастание, распространенность и активность массовой информации.

Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достичь наиболее отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Широкие возможности средств массовой информации вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния на аудиторию. Важнейшее средство влияния СМИ на аудиторию — это слово.

Между тем изменение научной парадигмы в конце ХХ — в начале ХХІ столетия вызвало расширение круга языковедческих исследований. Новые направления лингвистики, направленные на изучение языка в его функциональном аспекте (психолингвистика, социолингвистика, прагмалингвистика, паралингвистика и т. п.), концентрируют внимание на явлениях социальной действительности, которые раньше рассматривались в границах других гуманитарных наук. В частности явление формирования оценочного суждения до недавнего времени изучалось преимущественно в сфере психологии (С. И. Бернштейн, Р. Р. Гарифуллин, Г. В. Грачев, Е. Л. Доценко, Т. М. Дридзе, У. Ки, А. А. Леонтьев, Х. Лунг, И. К. Мельник, В. М. Панкратов, К. Провант, С. К. Рощин, Б. Шелдон, Ю. Шерковин) и политологии (Э. Я. Баталов, Дж. Ванкин, Р. Гудин, К. Егорова-Гантман, С. Кара-Мурза, С. Кроссен, Г. Лассуэлл, Л. Левченко, К. Плешаков, Г. Г. Почепцов (мл.), А. Цуладзе, Н. Чомски, Г. Шиллер). Интерес лингвистов к феномену формирования оценочного суждения обусловлен тем, что оценочное влияние осуществляется с помощью естественного языка. Однако лингвистические исследования, которые касаются этого явления, не имеют комплексного характера и сосредоточиваются лишь на отдельных аспектах оценочного влияния, кроме того, многочисленные вопросы все еще остаются без внимания исследователей.

Актуальность и перспективность научной разработки темы обусловлены общим интересом к поиску моделей и механизмов языкового влияния на адресата, а также широким использованием манипулятивных стратегий современными англоязычными СМИ с привлечением новейших информационных технологий.

Целью данной работы является всестороннее исследование и систематизация вербальных и невербальных средств влияния на сознание реципиента в англоязычных СМИ.

Достижение цели предусматривает решение таких задач, которые и определяют структуру работы:

— выяснить сущность явления формирования оценочного суждения в англоязычных СМИ;

— обнаружить и систематизировать основные экстралингвальные факторы, которые влияют на выбор языковых средств для реализации формирования оценочного суждения в современных англоязычных СМИ;

— определить и проанализировать на конкретном материале использования средств английского языка для формирования оценочного суждения;

— осуществить анализ взаимодействия вербальных и невербальных средств коммуникативного влияния на адресата в англоязычных печатных и Интернет-изданиях. Объектом исследования являются печатные тексты и гипертексты современных англоязычных СМИ, в которых используются вербальные и невербальные средства формирования оценочного суждения.

Предметом исследования выступают вербальные средства — лексические единицы, стилистические и риторические приемы, а также невербальные средства — графические, изобразительные и кинестетические, которые вместе с вербальными средствами или в отдельности применяются для формирования оценочного суждения у адресата.

В работе использован инструментарий общепринятых методов и приемов лингвистического анализа, которые подчиненные основной задаче исследования. Когнитивно-дискурсивный подход применяется для рассмотрения процесса формирования оценочного суждения как неотъемлемой части познавательной деятельности реципиента современных англоязычных СМИ. Комплексный анализ влияния, которое реализуется с помощью языковых средств, предусматривает интегративное применение ряда исследовательских приемов: контекстуальных, стилистических, синтаксических, дескриптивного и интерпретационного.

Материалом исследования являются статьи англоязычных печатных и Интернет-изданий 2000;2010 годов на общественно-политическую тематику общим объемом около 12 тыс. стр., полученные методом сплошной выборки.

Научная новизна работы состоит в углубленном изучении и системном анализе основных теоретических и практических аспектов формирования оценочного суждения как коммуникативного явления. В работе научно обоснован и исследован манипулятивный потенциал вербальных и невербальных средств, а также разработана классификация стратегий и тактик формирования оценочного суждения, которые применяются в текстах англоязычных СМИ в начале ХХІ ст.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что в нем на материале современных текстов печатных и Интернет-изданий англоязычных СМИ изучаются закономерности и особенности функционирования языковых средств в процессе формирования оценочного суждения, которые избираются с учетом определенных экстралингвальных факторов, а также раскрываются особенности взаимодействия вербальных т невербальных средств формирования оценочного суждения.

Практическая ценность работы состоит в том, что ее результаты можно использовать в курсах из теории лексикологии, стилистики, теории коммуникации и социолингвистики, а также в других сферах — политологии, психологии, социологии и паблик рилейшнз.

Объем и структура работы. Работа состоит из вступления, двух разделов, каждый из которых разбит на несколько подразделов, общих выводов и списка использованных источников. Общий объем работы — 36 страниц, из них основного текста — 33 страницы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. Д. Прагматическая информация для толкового словаря // Прагматика и проблемы интенсиональности. — М.: Наука, 1988. — 343с.
  2. В. Л. Основные направления исследования и современное состояние теории массовой коммуникации за рубежом // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. — М.: Наука, 2009. — 290с.
  3. Э. Г. О знаковой природе и своеобразии языка телевидения как средства массовой коммуникации // Предмет семиотики: Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовой коммуникации. — М.: Наука, 1995. — 376с.
  4. А. Н., Паршин В. В. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации. — М.: Наука, 2003. — 233с.
  5. В. Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. Стилистика газетных жанров. — М.: Наука, 1998. — 338с.
  6. С.И., Платонова О. В. и др. Культура русской речи. — М.: Прогресс, 1999. — 332с.
  7. Е. М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. — М.: Наука, 1985. — 228 с.
  8. К. Культура языковой коммуникации. — М.: Прогресс, 2002. — 331с.
  9. Жанровая гипотеза адресата // Вестник МГУ. — Сер. Х. Журналистика. — 2004. — № 2. — С. 97−10
  10. Жанровые особенности взаимодействия коммуникантов при информировании в прессе о ситуациях и фактах // Журналистика: Информационное пространство. — Краснодар, 2004, № 1. — С. 12−27.
  11. Ю.Н. Культура речи и языковая критика русский язык в эфире: проблемы и пути их решения // Материалы круглого стола. — М.: Эсмо, 2009. — 278с.
  12. Л. К. Структура и тенденция развития электронных жанров. Жизнь языка. Сборник к 80-летию М. В. Панова. — М.: Эсмо, 2010. 255с.
  13. В. Г. Русский язык на газетной полосе. — М.: Наука, 1971. — 490с.
  14. . В. Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект. — Воронеж, 2003. — 341с.
  15. H. Руководителям и бизнесменам нужны журналисты-аналитики//Деловая пресса России: настоящее и будущее. — М.: Лескика, 2007. — 343с.
  16. С. Ю. Специфика языка печати как средства массовой коммуникации // Роль языка в средствах массовой коммуникации. — М.: Лексика, 1996. — 121с.
  17. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. — М.: Наука, 2004. — 210с.
  18. В.М., Михальченко В. Ю. Русский язык: проблема языкового пространства // Языки Российской Федерации и нового зарубежья: статус и функции. — М.: МаРТ, 2010. — 390с.
  19. А. Жанры периодической печати. — М.: Наука, 2008. — 210с.
  20. Е.П. Культура России в мировом контексте // Образ России. Русская культура в мировом контексте. — М.: Экономика, 2008. — 290с.
  21. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. — М.: Март, 2002. — 532с.
  22. http://www.nytimes.com/ New York Times
  23. http://www.express.co.uk/ Daily Express
Заполнить форму текущей работой