Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные проблемы реформирования системы местного самоуправления Российской Федерации

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и — в этом качестве — составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Местное самоуправление в России: современное состояние и актуальные проблемы
    • 1. 1. Правовые основы и правоприменительная практика местного самоуправления в РФ
    • 1. 2. Структурная организация местного самоуправления
    • 1. 3. Контроль и ответственность в деятельности органов местного самоуправления
  • Глава 2. Приоритеты развития местного самоуправления в России
    • 2. 1. Рационализация системы разделения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления
    • 2. 2. Структурная модернизация местного самоуправления
  • Глава 3. Местное самоуправление на примере муниципального образования город Благовещенск
    • 3. 1. Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
    • 3. 2. Система органов местного самоуправления муниципального образования город Благовещенск
    • 3. 3. Анализ деятельности органов местного самоуправления города Благовещенск
  • Заключение
  • Библиографический
  • список
  • Приложения

Основные проблемы реформирования системы местного самоуправления Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и — в этом качестве — составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).

Президент России Д. А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства — «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».

Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.

Рассматривая местное самоуправление нельзя опустить ее правовую основу. Ведь без нормативной базы и вообще бы не существовало этой формы организации власти.

Актуальность данной проблемы говорит сама за себя. Ежегодно подвергается реформированию и корректировке нормативная база местного самоуправления.

В настоящее время российское местное самоуправление находится на пороге важного рубежа в своем развитии.

Во-первых, в декабре 2010 г. отмечается 17-летие действующей Конституции Российской Федерации, заложившей основы новой модели организации местного самоуправления в стране. 17 лет — срок, небольшой в общеисторическом масштабе, но значительный для развития современного нового общественного института. За прошедшее с тех пор время были созданы законодательные основы местного самоуправления (причем принятие федеральных законов в 1995 и 2003 гг. дает почву для сравнительного правового анализа даже в сугубо федеральном разрезе), сформирована его финансово-экономическая база (пусть пока явно недостаточная), накоплен огромный общественно-политический опыт работы муниципальных образований.

Во-вторых, 1 января 2009 г. закончился переходный период реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в результате чего все его положения должны вступить в силу на территории каждого из субъектов Российской Федерации (кроме Чечни и Ингушетии).

В результате проведенной реформы вместо 11 436 муниципальных образований, существовавших в Российской Федерации в соответствии с Законом 2003 г., было образовано 24 510 муниципальных образований.

Новый Закон детально регламентирует систему органов местного самоуправления. Обязательным является наличие не только исполнительных, но и представительных органов, а также главы муниципального образования во вновь образованных муниципальных образованиях. Не допускается совмещать должности главы представительного органа и главы местной администрации. Таким образом, в системе органов местного самоуправления предполагается реализовывать конституционный принцип разделения властей на представительную и исполнительную. Также закон регламентирует административную и финансовую самостоятельность муниципальных образований, и возможность участия населения в вопросах местного значения. Таким образом, реформа местного самоуправления означает создание необходимых условий для приближения власти к населению, формирование гибкой системы управления, хорошо приспособленной к местным условиям и особенностям и развитие инициативы и самостоятельности граждан.

Несмотря на наличие в новом законе целого ряда удачных идей, весь закон (как и сама предложенная концепция реформирования местного самоуправления) подвергался и продолжает подвергаться серьезной критике. Сомнения, прежде всего, вызывает наделение правами муниципальных образований сельских и городских поселений, ранее не являвшихся таковыми. По мнению критиков, в существующей экономической ситуации малочисленные муниципальные образования (в первую очередь сельские) не могут быть самостоятельны ни финансово, ни организационно и в своих действиях будут полностью зависимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных районов. Тем более, что внесенные уже по ходу проводимой реформы изменения в бюджетное и налоговое законодательство, не решили данной проблемы.

Серьезные претензии высказывались также по поводу заметного увеличения возможности государственных органов и должностных лиц вмешиваться в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления и даже прямо подменять их. Существует мнение, что многие положения нового Закона существенно ограничивают самостоятельность местного самоуправления, гарантированную Конституцией РФ. Неоднозначно оцениваются также вводимые законом механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Таким образом, ответственность за реализацию муниципальной реформы перекладывается с федеральной власти на региональную. По ходу реализации подготовительных мер к началу функционирования новой модели местного самоуправления в России в Закон о местном самоуправлении 2003 года и ранее вносился ряд изменений и дополнений. Некоторые из них носили лишь уточняющий характер, другие же достаточно серьезно меняли саму заложенную в Закон концепцию.

Наличие данных проблем в организации местного самоуправления обусловило выбор темы, а также цель и основные задачи.

Объект исследования — определение и раскрытие системы местного самоуправления на примере муниципального образования город Благовещенск Предмет исследования — современная модель местного самоуправления в Российской Федерации.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность российского местного самоуправления на современном этапе, выявить его характерные черты и особенности, а также определить сущность проблематики реформирования местного самоуправления в Российской Федерации.

В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:

— рассмотреть правовые основы и правоприменительную практику местного самоуправления в РФ;

— выявить приоритетные направления развития местного самоуправления в России;

— раскрыть сущность местного самоуправления на примере муниципального образования город Благовещенск.

Гипотеза — местное самоуправление в Российской Федерации может в современных условиях (законодательная база, инициативность граждан, наличие необходимых специалистов) развиваться и существовать.

В проведенном исследовании рассматриваются:

 основные модели местного самоуправления в России;

 выделены характерные черты современной модели местного самоуправления Российской Федерации;

 действующая система органов местного самоуправления на примере муниципального образования города Благовещенска.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: определить сущность законодательной базы развития и совершенства местного самоуправления в Российской Федерации. При том, что регламентация существующей практики применения действующего законодательства посвященного развитию местного самоуправления в России имеет значимую роль, тем не менее, остаются проблемы четкого регулирования законодательной базы местного самоуправления на местах

Показать весь текст

Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)
  3. Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ (ред. от 09.07.1999) «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 10.09.1997)
  4. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления» // Сб. Законов Российской Федерации. — 2006. М.С. 213.
  5. Указ Президента РФ «О реформе местного самоуправления в РФ» от 26 октября 1993 г.
  6. Указ Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления» от 22 декабря 1993 г.
  7. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации / Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2003. № 42. С. 4287.
  8. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления» // Российская газета. 1993.
  9. Устав муниципального образования города Благовещенска (в ред. решений Думы города Благовещенска от 24.11.2005 N 6/64, Благовещенской городской Думы от 27.04.2006 N 13/48, от 25.01.2007 N 24/03)
  10. Структура администрации муниципального образования город Благовещенск 2009.
  11. С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Весник МГУ. Серия 11. Право. 2008. — № 2.
  12. С.С. Управление и самоуправление: природа соотношения // Самоуправление. 2008. № 1.
  13. Л.С. Местного самоуправления и власть в постсоветской России. // Философия и власти. Саратов. 2007.
  14. Д.Ф., Володин В. В., Джашитов А. Э. Местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. 2004.
  15. М.В. Конституционное право РФ. Учеб. для юридических вузов. — М.: НОРМА-ИНФРА, 2008.
  16. В.А. Муниципальное право: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2007.
  17. Бюджетная система России/ под ред. Г. Б. Поляка. — М., 2010
  18. Н.С. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. / Под ред. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Юнити; Закон и право. 2009.
  19. В.И. «Местное самоуправление: закон четвертый"// «Журнал российского права», № 1, 2009
  20. А.Г., Иванов В. Н., Мельников С. Б., Патрушев В. И. Основы современного муниципального управления. М., 2007
  21. В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть. — М., 2007. — № 9.
  22. Л.Л. Местное самоуправление как элемент государственного устройства: основные понятия и термины // Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 2008.
  23. З.М. Власть и общество: проблемы взаимодействия / Под общей редакцией С. А. Попова. — М., 2008.
  24. Н.А. и др. Муниципальное право. Учебник. — М.: Юстицинформ, 2010.
  25. Е.М. Муниципальное право. — М.: НОРМА, 2008.
  26. Е.М., Дубинин А. В. Муниципальное право России. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008.
  27. А. Л. Муниципальное право. Учебник. — М.: «Новый юрист», 2007
  28. Конституционное право. Учебник / Под ред. проф. В. В. Лазарева. — М.: Новый Юрист, 2008.
  29. «Комментарий к Конституции Российской Федерации» (под ред. Л.А. Окунькова) -М.: Издательство БЕК, 2008
  30. О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
  31. Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. — М., 2007
  32. М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер.: Политология. — 2008. — № 4
  33. О.А. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в России // Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем. СПб., 2007.
  34. Г. Н., Крохина Ю. А., Новоселов В. И. Государственная власть и местного самоуправления в Российской Федерации / под общ. ред. Новоселова В.И.М. 2004.
  35. М.А. Введение в муниципальное право. — М., 2007.
  36. В.А. Местное самоуправление: Правовое регулирование и структуры // Государство и право. — М., 2009. — № 1.
  37. Ю.М. Исполнительная власть: Муниципальный уровень // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. — М., 2008. — № 2.
  38. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Васильев В. И., Петрова Г. В., Пешин Н. Л. / Отв. редактор Тихомиров Ю. А. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. — М., 2007.
  39. А.М. Местное самоуправление в РФ. Учебное пособие. — М.: ЮИ МВД РФ, 2008.
  40. Муниципальное право России: Учебник/ Отв. ред. Г. Н. Чеботарев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2007.
  41. Ю.Н., Чанов С. Е. Муниципальное право. М. 2008. С. 84.
  42. Муниципальное право. Под ред. д.ю.н., профессора Коваленко А. И. М., 2009.
  43. Муниципальное право Российской Федерации / под ред. Ю. А. Дмитриева. Москва. 2009.
  44. Муниципальное право Российской Федерации / под ред. О. Е. Кутафина, В. И. Фадеева. М., 2007.
  45. И.В. Местное самоуправление: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2006.
  46. О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание, отражение в конституции // Государство и право. — 2008. — № 25.
  47. .Т., Цветкова Г. А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) // СОЦИС. — М., 2007. — № 6.
  48. В.И., Кутафин О. Е. Муниципальное право. М., 2009.
  49. В.И. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации// Региональное управление и местное самоуправление. М., 2008.
  50. А.И. Эволюция взаимоотношений государства и местного управления в зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 2008.
  51. Г. Н. Развитие конституционных основ местного самоуправления в Российской Федерации: Учебное пособие. Тюмень, 2008.
  52. В. Е. Государственное и муниципальное управление. — М.: «Юрист», 2008
Заполнить форму текущей работой