Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После принятия Уголовно-процессуального кодекса РФ, по справедливому замечанию С. В. Матвеева, возникла потребность «по-новому осмыслить уголовно-процессуальное законодательство как систему гарантий достоверности и полноты показаний несовершеннолетних., как систему обеспечения прав личности названных участников уголовного судопроизводства"1. Хотя работа С. В. Матвеева и выполнена на базе… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Показания несовершеннолетних свидетелей и потерпевших: значение, процессуальные и этические особенности получения
    • 1. Развитие основных подходов к оценке значения показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших
    • 2. Процессуальные особенности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии
    • 3. Этика допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших
  • Глава 2. Психологические особенности несовершеннолетних и их влияние на формирование свидетельских показаний
    • 1. Периодизация психического развития несовершеннолетних и ее значение для тактики допроса
    • 2. Особенности подростковой психологии, учитываемые в процессе получения свидетельских показаний
    • 3. Психологические возможности восприятия и передачи информации малолетними
  • Глава 3. Тактические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших
    • 1. Подготовка к проведению допроса
    • 2. Особенности тактики получения показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших
    • 3. Фиксация хода и результатов допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших

Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Масштабные социально-экономические преобразования, проводимые в нашей стране на современном этапе развития, непроизвольно послужили причиной многих отрицательных явлений, сопровождаемых закономерным ростом преступности. Ее сегодняшнее состояние в России вызывает серьезную озабоченность и тревогу как у населения страны в целом, так и у правоохранительных органов. В таких условиях надежная защита граждан от общественно опасных посягательств — одно из приоритетных направлений национальной политики, причем объектом особого внимания государства (согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., посвященной защите чести и достоинства детей от всех форм физического и психического насилия) должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

К сожалению, сегодня дети и подростки в полной мере не защищены от разнообразных проявлений сексуальной, корыстной и иной эксплуатации со стороны взрослых. Насилию в различных его формах подвергаются ежегодно до двух миллионов несовершеннолетнихпо разным источникам — от 50 до 500 тысяч детей каждый год убегают из семей и специальных учреждений, спасаясь от жестокости родителей, воспитателей, сверстниковучастились случаи похищения детей с целью получения выкупа. Стремительно растет количество грабежей и разбоев, совершаемых в отношении несовершеннолетних как наиболее уязвимых членов общества. Если в 2003 г. открытому хищению имущества (главным образом, мобильных телефонов — тенденция нашего времени) подверглись 6804 представителя рассматриваемой категории лиц, то уже в первом полугодии 2004 г. — 4719. Что касается разбоев, то здесь статистика не менее трагична: 1686 за 2003 г. и 1250 только за первое полугодие 2004 г. 1 По мере увеличения в стране числа беженцев, вынужденных.

1 Общее количество раскрытых совершенных в отношении несовершеннолетних тяжких и особо тяжких преступлений в 2003 г. составило 19 993, в первом полугодии 2004 г. — 10 601 (по данным ГУООП МВД РФ). переселенцев и других людей, в силу тех или иных причин вырванных из системы нормальных социальных связей, пополняется слой несовершеннолетних «бомжей». Все это объясняет факт участившегося вовлечения не достигших 18 лет в сферу уголовного судопроизводства.

В сложившейся ситуации возникает необходимость совершенствования тактики следственных действий, проводимых с участием представителей указанной категории лиц, и, в частности, тактики допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, нередко оказывающихся единственными очевидцами преступлений и, в силу этого, располагающих очень важной информацией, определяющей весь ход расследования (недавние трагические события в г. Беслане наглядный тому пример).

В том или ином аспекте проблемы, связанные с оптимизацией тактики допроса, в том числе и несовершеннолетних, в свое время подвергались глубокому и серьезному исследованию в трудах отечественных криминалистов: О. Я. Баева, Р. С. Белкина, А. Н. Васильева, Ф. В. Глазырина, Н. И. Гуковской, А. И. Долговой, Г. Г. Доспулова, А. В. Дулова, А. А. Закатова, Г. А. Зорина, J1.JI. Каневского, JI.M. Карнеевой, В. Е. Коноваловой, И. М. Лузгина, Г. М. Миньковского, Н. И. Порубова, А. Р. Ратинова, Н. Ш. Сафина, А. Б. Соловьева, Е. Е. Центрова, Б. М. Шавера, В. Ю. Шепитько и др. Естественно, в подавляющем большинстве работ, посвященных допросу несовершеннолетних, не могли учитываться новые требования Российского законодательства (в частности, УПК РФ), а также достижения современной психологической мысли, которые сегодня активно используются в практике расследования преступлений. Но именно эти труды создали основу для дальнейшего развития теоретических проблем допроса несовершеннолетних и совершенствования средств его реализации.

В последние годы тактические приемы производства следственных действий криминалисты стали конструировать с учетом следственных, ситуаций и иных факторов, оказывающих существенное влияние на ход расследования уголовных дел. Применительно к тактике допроса несовершеннолетних эти аспекты обстоятельно освещены в диссертационных исследованиях: Д. М. Лосева («Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых» — М., 1982), И. А. Макаренко («Система тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого» — Уфа, 1998), Ю. П. Михальчук («Допрос несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии» -Краснодар, 2004) и ряда других авторов, как правило, также рассматривающих особенности получения показаний обвиняемых или подозреваемых. В свое время Г. Гросс писал: «Проводить различие между допросом свидетелей и допросом обвиняемых возможно лишь до известной степени». По-видимому, исследователи проблем допроса руководствовались именно этим суждением «отца» криминалистики, традиционно уделяя основное внимание вопросам изобличения подозреваемых и обвиняемых (тактика допроса несовершеннолетних — не исключение). Однако высказанная Г. Гроссом мысль имеет свое логическое завершение: «В обоих случаях цель допроса заключается в обнаружении истины, но пути, которыми идут к этой цели, различны. разница в оценке показаний этих двух категорий лиц настолько значительна, что на каждой из них следует остановиться особо"1. Поскольку исследование проблем допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, в отличие от допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых, не получило должного развития в криминалистике, особенности получения показаний от свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, сегодня сводятся, в основном, к положениям, «механически» заимствованным из юридической психологии.2.

В этой связи совершенствование существующих приемов тактики допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших (особенно, малолетних, зачастую выпадающих из поля зрения процессуалистов и криминалистов), разработка новых и дополнительных научно-практических рекомендаций,.

1 Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. — Новое изд. перепеч. с изд. 1908 г.-М., 2002. С. 78−79.

2 В большинстве современных учебников по криминалистике проблемы допроса несовершеннолетних, если и поднимаются, то лишь фрагментарно — при рассмотрении методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, и касаются, в основном, обвиняемых и подозреваемых. призванных повысить его эффективность, представляются одним из актуальных направлений дальнейшего развития криминалистической тактики.

После принятия Уголовно-процессуального кодекса РФ, по справедливому замечанию С. В. Матвеева, возникла потребность «по-новому осмыслить уголовно-процессуальное законодательство как систему гарантий достоверности и полноты показаний несовершеннолетних., как систему обеспечения прав личности названных участников уголовного судопроизводства"1. Хотя работа С. В. Матвеева и выполнена на базе положений нового УПК, проблемы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших (в том числе, и процессуальные) раскрыты в ней, на наш взгляд, недостаточно полно и нуждаются в дальнейшей разработке. По справедливому замечанию С. А. Шейфера, и после принятия нового УПК продолжает сохранять свое значение давно сформулированное М. С. Строговичем положение: «Предварительное следствие действует до суда и для суда"2, поэтому особенности получения свидетельских показаний несовершеннолетних именно на предварительном следствии должны стать объектом более пристального внимания. Особое звучание рассматриваемая соискателем проблема приобретает в свете реализации положений Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Наконец, как показывает анализ специальной литературы, современная ситуация требует рассмотрения тактических приемов под углом зрения новейших психологических исследований3, что особенно актуально, когда речь идет о получении свидетельских показаний несовершеннолетних. Помимо психологических основ процесса допроса, в свете достижений современной.

1 Матвеев С. В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2003. С. 3.

2 См.: Шейфер С. А. Предварительное и судебное следствие по УПК РФ: проблемы соотношения // Проблемы обеспечения прав участников процесса по новому Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 18−19 декабря 2002 г., г. Самара / Под ред. С. А. Шейфера. — Самара, 2003. С. 40.

3 См., например: Полстовалов О. В. Совершенствование тактических приемов криминалистики на основе современных достижений психологической науки: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Уфа, 2000. С. 5. психологической мысли необходимо пересмотреть вопрос о психологическом облике самого допрашиваемого, не достигшего 18 лет.

К сожалению, в последние годы комплексных монографических исследований по данной тематике не проводилось, в то время как 58,3% опрошенных диссертантом работников следственного аппарата — по результатам анкетирования1 — заявили, что дальнейшая разработка тактических приемов допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших (в том числе, основанных на данных психологии) будет способствовать более успешному проведению на практике указанного следственного действия.

Таким образом, настоящее диссертационное исследование — попытка восполнить обозначенный «пробел» в науке и практике расследования преступлений, а свидетельством его несомненной актуальности, помимо отмеченного выше, является высказанное В. П. Лавровым мнение о насущной необходимости стимулирования конкретных научных исследований на стыке криминалистики, уголовного процесса и психологии.2.

Объектом исследования является комплекс уголовно-процессуальных, этических, психологических и криминалистических факторов, оказывающих существенное влияние на тактику допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в стадии предварительного расследования.

Предмет исследования — закономерные взаимосвязи между психологическими особенностями несовершеннолетних свидетелей и потерпевших разного возраста и тактикой их допроса, а также закономерности деятельности следователя по наиболее оптимальному ее построению.

Целью настоящего диссертационного исследования является разработка новых и совершенствование имеющихся теоретических положений и научно обоснованных рекомендаций по тактико-психологическим основам получения от несовершеннолетних свидетелей и потерпевших полных и правдивых.

1 См.: Приложения 1, 2 (С. 208−218 настоящей работы).

2 Лавров В. П. Некоторые тенденции и перспективы развития российской криминалистики в XXI веке // Актуальные проблемы теории и практики уголовного судопроизводства и криминалистики: Сб. статей: В III частях. Часть П: Вопросы современной криминалистики. — М., 2004. С. 16. показаний в условиях неукоснительного соблюдения процессуальных и этических норм.

Достижение поставленной цели обеспечивалось путем поэтапного решения следующих задач:

— проанализировать историю исследования особенностей формирования свидетельских показаний несовершеннолетних и развитие основных подходов к оценке их роли в практике расследования преступлений;

— с учетом результатов проведенного среди работников правоохранительных органов социологического исследования определить злободневные проблемы оптимизации допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших;

— исследовать дискуссионные положения уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие порядок допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии, и на основе этого сформулировать рекомендации по совершенствованию отдельных норм УПК РФ;

— раскрыть этические аспекты данного следственного действия и разработать дополнительные критерии реализации практических рекомендаций по его проведению с учетом нравственных требований;

— проанализировать существующие в психологии и педагогике теоретические положения периодизации психического развития несовершеннолетних и уяснить специфику их реализации в тактике допроса указанных лиц;

— исследовать психологические возможности восприятия и передачи информации малолетними, а также особенности подростковой психологии с позиций их учета в тактике допроса;

— обосновать и раскрыть основные элементы тактики подготовки к допросу несовершеннолетних свидетелей и потерпевших;

— на базе изучения суждений ряда известных юристов разработать предложения по совершенствованию тактики получения свидетельских показаний несовершеннолетних;

— разработать дополнительные рекомендации, направленные на повышение качества фиксации хода и результатов допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.

Методологическую основу настоящего диссертационного исследования составляет комплексное применение диалектического метода как всеобщего метода научного познания, а также общенаучных и частнонаучных методов: исторического, логического, сравнительно-правового, системно-структурного, конкретно-социологического, статистического и др.

Основой исследования явились положения Конституции РФ, отечественное уголовно-процессуальное законодательство, международно-правовые документы, а также ведомственные нормативные акты.

Теоретическую основу диссертации составили труды виднейших криминалистов, процессуалистов, психологов: Г. С. Абрамовой, A.M. Алексеева, Р. С. Белкина, А. А. Бодалева, А. Е. Брусиловского, А. Н. Васильева,.

B.А. Внукова, J1.C. Выготского, Ф. В. Глазырина, А. В. Дулова, А. А. Закатова, JI. J1. Каневского, J1.M. Карнеевой, В. И. Комиссарова, М. М. Коченова, В. П. Лаврова, Д. М. Лосева, С. Г. Любичева, И. А. Макаренко, П. П. Михеева, Л. Ф. Обуховой, А. С. Подшибякина, К. Н. Поливановой, Н. И. Порубова, Р. Д. Рахунова, В. В. Романова, Н. А. Селиванова, В. И. Смыслова, А. Б. Соловьева, М. С. Строговича, Н. П. Хайдукова, М. А. Чельцова, Э. А. Черных, Б. М. Шавера,.

C.А. Шейфера, С. П. Щербы, Д. Б. Эльконина, И. Н. Якимова и др.

Эмпирической базой исследования послужили результаты интервьюирования и анкетирования 300 работников следственных аппаратов Астраханской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Костромской, Московской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Саратовской и Тверской областей. Сформулированные в работе теоретические положения, выводы и практические рекомендации основаны на данных изучения по специально разработанной программе материалов 120 уголовных дел по фактам преступлений, совершенных за период с 1997 по 2003 гг., свидетелями или потерпевшими по которым были несовершеннолетние. Кроме того, в целях сравнительного анализа соискателем изучены и использованы результаты социологических исследований Г. И. Гатауллиной, Е. А. Егорышевой, С. В. Матвеева, А. Р. Ратинова, А. В. Харчикова, Е. Е. Центрова и других авторов, а также материалы опубликованной практики, относящиеся к теме диссертации.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые в свете требований УПК РФ и современного законодательства по защите прав и законных интересов свидетелей и потерпевших на монографическом уровне в комплексе рассматриваются уголовно-процессуальные, этические, психологические и криминалистические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии. С учетом современных достижений возрастной и юридической психологии, а также на базе изучения общетеоретических положений криминалистической тактики, анализа результатов обобщения следственной и судебной практики соискателем на более высоком научном уровне рассматриваются актуальные теоретические и практические проблемы реализации указанного следственного действия. В частности, диссертантом формулируются комплексы новых и дополнительно аргументируются существующие рекомендации, касающиеся совершенствования тактических и психологических основ допроса свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, вносятся предложения по совершенствованию ряда норм уголовно-процессуального законодательства, призванные повысить эффективность указанного следственного действия.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Авторское видение проблем возможности несовершеннолетних свидетельствовать по уголовным делам и оценки достоверности их показаний, основанное на анализе более чем вековой истории изучения психологических основ их получения в практике расследования преступлений.

2. Обоснованное предложение по совершенствованию и дополнению ряда норм уголовно-процессуального закона в целях повышения эффективности допросов несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии.

3. Комплекс дополнительных рекомендаций, обеспечивающих получение от несовершеннолетних свидетелей и потерпевших полных и правдивых показаний этически оправданными средствами, и нравственные критерии реализации таких рекомендаций.

4. Предложение о необходимости учета возрастной периодизации психического развития несовершеннолетних при дальнейшей разработке и совершенствовании системы тактических приемов их допроса.

5. Теоретические положения, раскрывающие сущность закономерных взаимосвязей между психологическими особенностями свидетелей и потерпевших разного возраста и тактикой их допроса, основанные на новейших исследованиях в области детской, подростковой и юношеской психологии.

6. Группу тактических приемов, реализуемых на стадии подготовки и проведения указанного следственного действия, обусловленных психологическими особенностями детей и подростков и направленных на повышение результативности их допросов.

7. Дополнительные предложения по повышению качества фиксации показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших при проведении допроса.

В работе имеются и другие теоретические положения, практические рекомендации автора, которые, бесспорно, характеризуются научной новизной, практической значимостью и раскрывают обоснованность концептуального подхода к решению рассматриваемой проблемы.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретические выводы и предложения, сформулированные в настоящей работе, призваны внести определенный вклад в совершенствование уголовно-процессуального законодательства, нравственных основ реализации отдельных норм УПК, а также в дальнейшее развитие криминалистической тактики, в частности, оптимизацию ее приемов на основе достижений современной психологии и более глубокое исследование проблем тактики допроса несовершеннолетних различных возрастных групп.

Практическая значимость работы определяется ее направленностью на повышение эффективности деятельности следователя по расследованию уголовных дел, свидетелями или потерпевшими по которым являются несовершеннолетние. Материалы диссертации могут быть использованы при создании учебных и методических пособий, в разработке спецкурсов в целях углубленного изучения студентами юридических вузов соответствующих разделов криминалистики, а также в системе повышения квалификации работников правоохранительных органов.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные теоретические положения и предлагаемые практические рекомендации неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры криминалистики № 1 ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», были одобрены и доведены до читателя в ряде опубликованных работ автора. Результаты исследования докладывались на международной научно-практической конференции «Конституция РФ и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития» (Саратов, 1−3 октября 2003 г.), при участии в работе Круглого стола «Вопросы теории и практики применения нового УПК РФ» (Саратов, 29 января 2004 г.).

Содержащиеся в диссертации положения и выводы автор использует в научных исследованиях, при проведении семинарских и практических занятий по разделу «Криминалистическая тактика» в Саратовской государственной академии права, а также в методической работе со студентами. Рекомендации, изложенные в работе, прошли успешную апробацию на практике и активно используются сотрудниками правоохранительных органов, о чем свидетельствует акт внедрения.

Объем и структура работы. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем установленным требованиям, и состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Наименование и расположение глав обусловлены логикой исследования и необходимостью последовательного изложения его результатов.

7. Результаты исследования показали, что в распоряжении следователя всегда есть определенный набор тактических средств, умелое использование которых позволит без особых затруднений и, главное, без угрозы для здоровья допрашиваемого (конечно, если следователь способен не нарушить границу между правомерным психологическим воздействием и психическим насилием) эффективно провести допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего. Определение оптимального набора тактических приемов рассматриваемого следственного действия, безусловно, должно строиться на основе тщательного анализа индивидуальных качеств допрашиваемого, его психического состояния, категории уголовных дел и ситуации расследования.

8. Эффективному решению проблемы повышения качества фиксации хода и результатов допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших будет способствовать максимальное использование аудиои видеозаписи (в дополнение к протоколу), которое не только обеспечивает полное и точное отражение речевых особенностей несовершеннолетних, но и сводит на нет вымышленные заявления заинтересованных лиц о якобы применявшихся к допрашиваемым в ходе следствия незаконных приемах. Наличие фоновидеограммы позволяет на любом этапе расследования проверить правильность тактики проведения рассматриваемого следственного действия, а также предоставляет суду возможность объективно оценить полученные от несовершеннолетних показания. Однако, говорить о необходимости законодательного закрепления обязательного использования аудиоили видеозаписи при допросе несовершеннолетних свидетелей или потерпевших еще рано, так как, по данным опроса, основной причиной, по которой практические работники не прибегают к указанным способам фиксации, является отсутствие достаточного количества соответствующих технических средств.

Соблюдение сформулированных в диссертации новых и дополнительно аргументированных существующих рекомендаций, касающихся совершенствования тактических и психологических основ допроса свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, значительно повысит эффективность рассматриваемого следственного действия, будет способствовать получению от несовершеннолетних в течение одного допроса достоверной и исчерпывающей информации и сделает излишними их повторные допросы.

Заключение

.

Комплексное исследование уголовно-процессуальных, этических, психологических и криминалистических основ допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии позволило нам выявить основные проблемы, связанные с его производством, и наметить ряд направлений по их решению.

1. Проведенный автором анализ более чем вековой истории изучения психологических основ получения свидетельских показаний несовершеннолетних в практике расследования преступлений обозначил недостатки сформировавшихся еще в к. XIX-н. XX вв. и существующих по сей день двух противоположных по своей сути подходов к их оценке, а также наглядно продемонстрировал опасность категоричного положительного или отрицательного отношения к проблеме возможности несовершеннолетних свидетельствовать по уголовным делам. Предрешение вопроса о достоверности показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших исходя только из общих закономерностей психофизиологического развития допрашиваемых, не достигших 18-летнего возраста, совершенно не оправдано. Современная практика расследования преступлений нуждается в научно обоснованных дифференцированных рекомендациях по тактико-психологическим основам получения, проверки и оценки показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в условиях неукоснительного соблюдения процессуальных и этических норм.

2. В целях повышения результативности рассматриваемого следственного действия, а также в качестве дополнительных процессуальных гарантий обеспечения прав и законных интересов вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства несовершеннолетних диссертанту видится целесообразным:

— дополнение ст. 168 УПК РФ «Участие специалиста» положениями примерно следующего содержания: «При производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие специалиста в области возрастной или педагогической психологии обязательно. При производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет специалист в области возрастной или педагогической психологии приглашается по усмотрению следователя»;

— изложение ч.1 ст. 58 УПК РФ «Специалист» в следующей редакции: «Специалист — лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом, для оказания помощи в их проведении, для содействия в обнаружении.», что создаст общую правовую основу для привлечения указанных выше специалистов;

— дополнение ст. 191 УПК РФ «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» следующим положением: «Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день», поскольку в соответствии с ч.1 ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением не только защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения (что законодатель подтвердил, установив в ч.1 ст. 425 подобное ограничение времени допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого), но, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений.

Указанное совершенствование норм уголовно-процессуального закона будет способствовать успешной разработке на их основе научно обоснованных рекомендаций по тактике допроса несовершеннолетних (в том числе, свидетелей и потерпевших) и активному их внедрению в следственную практику.

3. Изучение трудов известных юристов и результатов проведенного социологического исследования позволило соискателю сделать вывод о том, что возможность получения достоверных показаний от несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, а также гарантия охраны их прав и законных интересов при допросе тесно связаны с проблемой строгого соблюдения требований этических норм. Ключевые решения следователя, касающиеся рассматриваемого следственного действия (о вызове на допрос, о месте и времени допроса, лицах, присутствующих при его производстве), а также тактические приемы допроса (в частности, критерии их допустимости в ситуациях с различной степенью свободы выбора) и методы фиксации его результатов обязательно должны подлежать нравственной оценке, что позволит получить от несовершеннолетних свидетелей и потерпевших полную и правдивую информацию этически оправданными средствами.

4. Результаты анализа взглядов отечественных и зарубежных ученых на проблему повышения эффективности допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) показали ее прямую зависимость от знания следователем как основных психологических характеристик той возрастной группы, к которой принадлежит допрашиваемый, так и его личностных качеств. И если изучение последних происходит, в основном, на стадии подготовки к допросу, то получение базовых знаний относительно возрастной периодизации несовершеннолетних — элемент профессиональной подготовки работников следственного аппарата. В этой связи перспективным направлением развития следственной тактики автору представляется разработка алгоритмов (рекомендаций) допроса представителей различных возрастных групп несовершеннолетних (дошкольников — от 3 до 6−7 летмладших школьниковот 6−7 до 11−12 летподростков — от 11−12 до 14−15 летстарших школьниковот 14−15 до 17−18 лет), производимая с учетом существующих в современной психологической науке знаний об особенностях критических возрастов.

5. В ходе исследования прослежены и раскрыты закономерные взаимосвязи между психологическими особенностями и возможностями, характеризующими несовершеннолетних свидетелей и потерпевших разного возраста, и тактикой их допроса, основанные на новейших исследованиях в области детской, подростковой и юношеской психологии. Диссертантом доказывается, что сформулировать тактические рекомендации и, соответственно, выстроить на практике оптимальную тактику допроса свидетеля и потерпевшего, не достигшего 18 лет, невозможно без учета специфических тенденций и психических образований, присущих возрасту допрашиваемого.

6. Успешному решению проблемы результативности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии будет способствовать максимальное использование предложенной соискателем группы тактических приемов, последовательно реализуемых в ходе составляющих элементов стадии подготовки к рассматриваемому следственному действию. Тщательная, всесторонняя и своевременная подготовка к допросу несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, заключающаяся в обеспечении и пополнении информационной базы допроса (в первую очередь, получении достаточных сведений о личности подлежащего допросу), а также в процессуально и тактически обоснованной организации следственного действия, — залог его положительных результатов, необходимое условие для создания атмосферы, благоприятствующей получению от допрашиваемого полных и правдивых показаний по уголовному делу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юристь, 2001. 56 с.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М.: Госюриздат, 1960.247 с.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: «Омега-Л», 2004. 264 с.
  4. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Справочная правовая система ГАРАНТ.
  5. Декрет СНК РСФСР от 22 мая 1925 г. «Об утверждении положения о центральной комиссии по делам о несовершеннолетних» // СУ. 1925. № 38. Ст. 267.
  6. Декрет СНК РСФСР от 26 марта 1926 г. «О местных комиссиях по делам о несовершеннолетних» // СУ. 1926. № 19. Ст. 148.
  7. Постановление СНК РСФСР от 11 июля 1931 г. «Об утверждении положения о комиссиях по делам о несовершеннолетних» // СУ. 1931. № 38. Ст. 301.
  8. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // СЗ. 1935. № 32. Ст. 252.
  9. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Советский журнал международного права. 1991. № 2. С. 151−170.
  10. Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие. М.- Екатеринбург: Академический Проект: Деловая книга, 2000. — 624 с.
  11. Т.В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика. Учебник / Под ред. проф. Р. С. Белкина. М.: Норма, 2000. -990 с.
  12. В.В. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Лекция. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской правовой академии, 2002. — 28 с.
  13. С.П., Матвиенко Е. А. Подозреваемый в советском уголовном процессе. Минск: Вышэйшая школа, 1969. — 128 с.
  14. Р.С. История отечественной криминалистики. М.: Норма, 1999. — 496 с.
  15. Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. М.: Норма, 2001. — 240 с.
  16. П.П. Психология младшего школьника. М.- Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психологии" — НПО «Модек», 1997. — 574 с.
  17. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. — 200 с.
  18. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 208 с.
  19. А.Е. Судебно-психологическая экспертиза. Ее предмет, методика и пределы. Харьков: Юридическое изд-во Украины, 1929. -104 с.
  20. Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988.335 с.
  21. С.И. Русский уголовный процесс. М., 1911. — 338 с.
  22. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. М. О. Шуаре. М.: Изд-во Московского ун-та, 1992. — 272 с.
  23. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  24. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999.-536 с.
  25. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — 432 с.
  26. А.Я. Теория судебных доказательств в советском праве. М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1946. — 248 с.
  27. О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. -СПб.: Питер, 2001. 224 с.
  28. Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий: Учеб. пособие. Свердловск: СЮИ, 1973. — 157 с.
  29. Ф.В. Конспект лекций по судебной психологии. Часть особенная. Свердловск: УрГУ, 1978. — 44 с.
  30. Ф.В. Психология следственных действий: Учеб. пособие. -Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1983. 136 с.
  31. Г. Ф., Кокорев Л. Д., Котов Д. П. Судебная этика. Некоторые проблемы нравственных начал советского уголовного процесса. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1973. — 272 с.
  32. В. Дознание и предварительное следствие. Теория и техника расследования преступлений: Руководство для органов дознания и народных следователей. М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1928. — 364 с.
  33. Г. Руководство к расследованию преступлений. М.: Изд-во НКВД РСФСР, 1930. — 144 с.
  34. А.В., Нестеренко П. Д. Тактика следственных действий. -Минск: Вышэйшая школа, 1971. 272 с.
  35. М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. — 517 с.
  36. А.А. Ложь и борьба с нею. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1984. -192 с.
  37. А.А. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних: Учеб. пособие. -Волгоград, 1979. 94 с.
  38. А.В. Психология. М.: Просвещение, 1965. — 240 с.
  39. Е.П., Ищенко П. П., Зотчев В. А. Криминалистическая фотография и видеозапись: Учеб.-практ. пособие / Под ред. проф. Е. П. Ищенко. М.: Юристь, 1999. — 438 с.
  40. Р. Детская психология: Тайны психики ребенка (серия «Психологическая энциклопедия»), СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 416 с.
  41. Л.Л. Организация расследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних. Учеб. пособие Уфа, 1978. — 87 с.
  42. Л.М., Ордынский С. С., Розенблит С .Я. Тактика допроса на предварительном следствии. М.: Госюриздат, 1958. — 205 с.
  43. Н.Н., Китаева В. Н. Экспертные психологические исследования в уголовном процессе: проблемы, практика, перспективы. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. 432 с.
  44. Л.Д., Котов Д. П. Этика уголовного процесса: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1993. — 224 с.
  45. В.П. Производство допроса в стадии предварительного расследования. Саратов: Надежда, 2003. — 60 с.
  46. B.C. Тактика допроса: Учеб. пособие. Харьков, 1975.67 с.
  47. В.И. Научные, правовые и нравственные основы следственной тактики. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980. — 125 с.
  48. В.И. Теоретические проблемы следственной тактики. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. 160 с.
  49. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  50. А.Ф. Йзбранные труды и речи / Сост. И. В. Потапчук. Тула: Автограф, 2000. — 640 с.
  51. Д.П. Вопросы судебной этики. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  52. М.М., Осипова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие. М., 1984. — 35 с.
  53. Криминалистика. Книга 1. Техника и тактика расследования преступлений. Учебник / Под ред. А. Я. Вышинского. М.: Советское законодательство, 1935. — 252 с.
  54. Криминалистика. Техника и тактика расследования преступлений / Под ред. А. Я. Вышинского. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1938. — 540 с.
  55. Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т. 2- Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений / Редкол.: Смагоринский Б. П. (отв. ред.), Волынский А. Ф., Закатов А. А., Филиппов А. Г. -Волгоград: ВСШ МВД России, 1994. 560 с.
  56. Криминалистика: Учебник для вузов / А. Ф. Волынский, Т. В. Аверьянова, И. Л. Александрова и др.- под ред. проф. А. Ф. Волынского. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 615 с.
  57. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е. П. Ищенко. М.: Юристь, 2000.-751 с.
  58. Криминалистика: Учебник / Под ред. А. Г. Филиппова. М.: Спарк, 2000.-687 с.
  59. Криминалистика / Под ред. В. А. Образцова. М.: Юристь, 2001.760 с.
  60. Криминалистика: Учебник / Под ред. Т. А. Седовой, А. А. Эксархопуло. СПб.: Лань, 2001. — 928 с.
  61. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н. П. Яблоков. М.: Юристь, 2001.-718 с.
  62. В.П., Валеев М. Х., Рахматуллин P.P. Криминалистика: Конспект лекций. Уфа: РИО БашГУ, 2004. — 126 с.
  63. А.А. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965. — 363 с.
  64. И.И. Психологические аспекты следственных действий с участием несовершеннолетних: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Института повышения квалификации прокурорско-следственных работников, 1995. — 64 с.
  65. П.П. Криминалистика в вопросах и ответах. М.: Изд-во НКВД, 1929.-62 с.
  66. B.C. Психология дошкольника: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1975. — 239 с.
  67. Новый Уголовно-процессуальный кодекс России в действии: Материалы круглого стола, 13 ноября 2003 г., Москва / Отв. ред. И. Ф. Демидов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 192 с.
  68. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. — 360 с.
  69. В.Т. Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: Учеб. пос. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1985.-40 с.
  70. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659 с.
  71. . Речь и мышление ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997. — 256 с.
  72. Г. П., Золотнякова А. С. Индивидуальное изучение личности подростка: Учеб.-метод, пособие. Ростов-на-Дону, 1976. — 35 с.
  73. К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пос. М.: Академия, 2000. — 184 с.
  74. Н.Н. Доказательства в иностранном уголовном процессе. М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1946. — 139 с.
  75. Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. -Минск: Вышэйшая школа, 1973. 368 с.
  76. Н.И. Научные основы допроса на предварительном следствии. Минск: Вышэйшая школа, 1978. — 176 с.
  77. Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии: Учеб. пособие. М.: БЕК, 1998. — 208 с.
  78. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ. ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. -384 с.
  79. А.Р., Скотникова Т. А. Самооговор (происхождение, предотвращение и разоблачение ложных признаний). М., 1973. — 143 с.
  80. Р.Д. Свидетельские показания в советском уголовном процессе. -М.: Госюриздат, 1955. 163 с.
  81. В.В. Юридическая психология: Учебник. М.: Юристъ, 1998.-488 с.
  82. Руководство для следователей / Под ред. Н. А. Селиванова, В. А. Снеткова. М.: ИНФРА-М, 1998. — 732 с.
  83. Следственная тактика: Учебное пособие / Отв. ред. И. Ф. Пантелеев. -М., 1982.-78 с.
  84. Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности): Учеб. пособие. Волгоград, 1984.-238 с.
  85. В.И. Свидетель в советском уголовном процессе. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1973. — 160 с.
  86. А.Б. Допрос свидетеля и потерпевшего. М., 1974. — 126 с.
  87. А.Б. Процессуальные, психологические и тактические основы допроса на предварительном следствии. М.: Юрлитинформ, 2002. -192 с.
  88. М.С. Курс советского уголовного процесса Т. 1. М.: Наука, 1968. — 470 с.
  89. М.С. Уголовный процесс. Учебник. М.: Юрид. изд-во МЮСССР, 1946.-512 с.
  90. Статьи в сборниках и журналах
  91. А. Возраст как условие уголовной ответственности // Законность. 2000. № 11. С. 23−25.
  92. В.Г. Взаимодействие следователя и специалистов при расследовании преступлений // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы: Сб. науч. ст. / Под ред. проф. В. В. Козлова. Саратов: СГАП, 1998. -С. 57−61.
  93. JI.C. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 114−123.
  94. Л.П., Хабалев В. Д. «Следственный гипноз» и права человека // Государство и право. 1997. № 4. С. 46−49.
  95. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 51−63.
  96. М.Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. 1989. № 1. С. 37−42.
  97. В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция. 2000. № 10. С. 22−23.
  98. В.Н. К вопросу об оценке возраста другого человека подростками // Проблемы общей, социальной и инженерной психологии. Л., 1966.-С. 32−44.
  99. А.Н. К теории развития психики ребенка // Избр. психол. произв.: В 2 т. -М., 1983.-Т. 1.-С. 281−303.
  100. Д.М. Некоторые аспекты проблемы психологического контакта при допросе несовершеннолетнего // Проблемы правового статуса личности в уголовном процессе. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. -С. 152−154.
  101. Д.М. Тактические особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых с учетом их психологии // Актуальные проблемы отраслевых юридических наук. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. — 164−171.
  102. И.А. Участие специалиста-психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого // Право и рынок: Материалы Всероссийской научной конференции. Барнаул, 1994. — С. 118−120.
  103. А.Е. Участие третьих лиц в допросе // Законность. 1995. № 5.-С. 22−25.
  104. А.С. Допрос как разновидность общения // Актуальные проблемы криминалистики на современном этапе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 23−24 мая 2002 г. С. 91−98.
  105. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 6−14.
  106. И.И. Убийство с косвенным умыслом // Следственная практика. Вып. 41. М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1960. — С. 126−129.
  107. . А.А. Возрастные особенности психологии несовершеннолетних, используемые рецидивистами при вовлечении их в преступную деятельность // Вопросы судебной психологии. Выпуск первый. -Минск: Изд-во БГУ, 1970. С. 134−144.
  108. О. Участие педагога в допросе несовершеннолетних // Правоведение. 1966. № 4. С. 163−165.
  109. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 37−49.
  110. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 41−52.
  111. Л.С. Некоторые особенности тактики допроса несовершеннолетних по делам об изнасиловании // Следственная практика. Вып. 40. М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1960. — С. 83−89.
  112. И.М., Рудницкий И. В. Применение технических средств позволило уличить преступника в изнасиловании малолетней // Следственная практика. Вып. 33. М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1958. — С. 77−83.
  113. JI.B. Некоторые психологические и правовые проблемы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними // Следователь. 2000. № 7. С. 41−43.
  114. В. Психология свидетельских показаний (экспериментальные исследования верности воспоминания) // Вестник права. 1902. № 2. С. 107 131- № 3,-С. 120−149.
  115. М.Е. Педагог как участник допроса несовершеннолетних // Следователь сегодня: Материалы научно-практической конференции (08.12.1999 г.). Саратов: СГАП, 2000. — С. 74.
  116. Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1978. № 3. С. 3−12.
  117. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 39−51.4. Диссертации
  118. Г. И. Криминалистические особенности расследования общеуголовных корыстных преступлений, совершенных несовершеннолетними с психическими аномалиями: Дис.. канд. юрид. наук. Уфа, 2003. 216 с.
  119. Е.А. Первоначальный этап расследования краж из помещений, совершенных несовершеннолетними в группе: Дис.. канд. юрид. наук. Самара, 2004. 199 с.
  120. В.И. Научные, правовые и нравственные основы следственной тактики: Дис.. канд. юрид. наук. Москва, 1977. 191 с.
  121. В.И. Актуальные проблемы следственной тактики: Дис. .докт. юрид. наук. Саратов, 1989. 353 с.
  122. Я.В. Процессуальные и нравственные проблемы производства экспертизы на предварительном следствии: Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1996. 212 с.
  123. О.А. Особенности допроса потерпевших от преступлений, совершаемых организованными группами: Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2002. 196 с.
  124. Ю.П. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: Дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. 164 с.
  125. Д.С. Процессуальные и криминалистические проблемы развития тактики следственных действий (теоретический аспект): Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2003. 191 с. 5. Авторефераты
  126. В.А. Проблемы этической допустимости тактических средств при расследовании преступлений: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Минск, 1980.-22 с.
  127. К.В. Проблемы психологии формирования показаний потерпевшего и особенности тактики его допроса на следствии (по конкретным категориям дел): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 2002. 23 с.
  128. Н.И. Влияние внушения на формирование свидетельских показаний: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1975. -25 с.
  129. О.Х. Проблемы правового регулирования уголовного судопроизводства с участием малолетних: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Омск, 1997.-28 с.
  130. Г. Г. Процессуальные и психологические основы допроса свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Алма-Ата, 1968. 19 с.
  131. И.В. Нравственные принципы следственной деятельности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Минск, 1984. 16 с.
  132. Ю.М. Нравственные основы предварительного следствия в советском уголовном процессе: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1974. -16 с.
  133. Н.А. Роль морали в механизме уголовно-процессуального регулирования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Л., 1983. 21 с.
  134. Г. А. Проблемы применения специальных логико-психологических методов при подготовке и проведении следственных действий: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1991. 46 с.
  135. Г. М. Тактические и психологические основы допроса потерпевшего: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ижевск, 1993. 23 с.
  136. Л.Л. Криминалистические проблемы расследования преступлений несовершеннолетних: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1984.-33 с.
  137. В.К. Психологические и тактические особенности расследования преступлений несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Свердловск, 1972. 25 с.
  138. В.И. Актуальные проблемы следственной тактики: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1989. 29 с.
  139. В.Е. Тактика допроса свидетелей в советских органах расследования: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Харьков, 1953. 15 с.
  140. С.С. Лжесвидетельство (уголовно-правовые, процессуальные и криминалистические аспекты): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1991.-22 с.
  141. В.А. Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших в советском уголовном процессе: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1980. 19 с.
  142. Д.М. Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1982. 18 с.
  143. С.Г. Этические основы следственной тактики: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1976. 22 с.
  144. И. А. Система тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Уфа, 1998.-24 с.
  145. Т.А. Использование в ходе предварительного следствия материалов аудио- и видеозаписи: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ижевск, 2004. 23 с.
  146. М.П. Тактические приемы, их допустимость и использование для достижения тактических целей допроса: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. 24 с.
  147. С.В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2003. 33 с.
  148. Т.Н. Уважение чести и достоинства личности как принцип советского уголовного процесса: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1988. 16 с.
  149. О.В. Совершенствование тактических приемов криминалистики на основе современных достижений психологической науки: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Уфа, 2000. 27 с.
  150. Г. И. Роль морали в следственной деятельности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1980. 26 с.
  151. Д.А. Правовые, социальные и психологические основы производства по уголовным делам несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. 26 с.
  152. Е.В. Применение специальных познаний в российском уголовном процессе: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. Краснодар, 2003. 42 с.
  153. А.В. Проблемы получения и оценки показаний несовершеннолетних на предварительном следствии: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1996. 25 с.
  154. Ченцова J1.B. Особенности уголовно-процессуального производства по делам несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. 33 с.
  155. Э.А. Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1968. -16 с.
  156. С.В. Тактика допроса лиц, имеющих установку на дачу ложных показаний: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2001. 21 с. 6. Материалы практики
  157. Архив Музея криминалистики ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». Материалы уголовного дела по обвинению Р. Азимова, С. Алиева и Т. Гусейнова по ст.ст. 77, 102,146 УК РСФСР (1972 г.).
  158. Архив Октябрьского районного суда г. Саратова. Уголовное дело № 78374(1−22/02). Л.д. 27−28, 39−44, 46−47, 99−100, 106−108, 110.
  159. Архив Октябрьского районного суда г. Саратова. Уголовное дело № 78545(1−29/02). Л.д. 59−60, 80−82.
  160. Архив Октябрьского районного суда г. Саратова. Уголовное дело № 33059(1−157/02). Л.д. 21−24.
  161. Архив Октябрьского районного суда г. Саратова. Уголовное дело № 33691(1−377/02). Л.д. 63−64.
  162. Архив Октябрьского районного суда г. Саратова. Уголовное дело № 33911(1−453/02). Л.д. 123−124.
  163. Архив Октябрьского районного суда г. Саратова. Уголовное дело № 33792(1−471/02). Л.д. 54−61, 71−72, 82−83.
  164. Материалы архива Железнодорожного районного суда г. Рязани за 2001−2002 гг.
  165. Материалы архива Кировского районного суда г. Астрахани за 20 002 003 гг.
  166. Материалы архива Рязанского областного суда за 1999−2001 гг.
  167. Материалы архива Сапожковского районного суда Рязанской области за 1997−2003 гг.
  168. Материалы архива Советского районного суда г. Астрахани за 20 002 002 гг.
  169. Материалы архива Советского районного суда г. Брянска за 2001 г. и1. ДР
Заполнить форму текущей работой