Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономический механизм рационального использования попутного нефтяного газа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее десятилетие существенно повысился интерес к проблеме рационального использования попутного нефтяного газа (ПНГ). С одной стороны, сжигание ПНГ в факелах дает около 1−2% всех мировых выбросов парникового углекислого газа, с другой стороны — это уничтожение ценных невозобновляемых природных ресурсов. Объем сжигаемого в мире ПНГ равен 30% потребления природного газа в странах Евросоюза… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Перспективы использования попутного нефтяного газа в России и постановка задач исследования
    • 1. 1. Анализ ресурсов и товарооборота попутного нефтяного газа в России
    • 1. 2. Оценка потенциала переработки попутного нефтяного газа в нефтегазовом комплексе
    • 1. 3. Эколого-экономический анализ использования попутного нефтяного газа на месторождениях
      • 1. 3. 1. Выбор варианта использования ПНГ на нефтяных месторождениях
      • 1. 3. 2. Экономическое сравнение способов использования ПНГ на нефтяных месторождениях РФ
      • 1. 3. 3. Анализ экономического и экологического ущерба от сжигания ПНГ
  • Выводы к Главе 1
  • Глава 2. Инвестиционные аспекты оценки эффективности использования попутного нефтяного газа
    • 2. 1. Мировой опыт использования попутного нефтяного газа
    • 2. 2. Методологические подходы к решению существующих проблем использования попутного нефтяного газа
    • 2. 3. Анализ экономических возможностей стратегического партнерства государства и нефтегазовых компаний
  • Выводы к Главе 2
  • Глава 3. Методические основы стратегического планирования рационального использования попутного нефтяного газа
    • 3. 1. Разработка программно-целевого подхода к реализации инновационной полмитики в области переработки ПНГ
    • 3. 2. Методика оценки эффективности использования ПНГ нефтегазовой компанией
    • 3. 3. Оценка эффективности целевых программ использования ПНГ компаниями ОАО «ТНК-ВР»
      • 3. 3. 1. Характеристика объекта исследования
      • 3. 3. 2. Оценка эффективности рационального использования ПНГ ОАО «Оренбургнефть» и ОАО «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие»
  • Выводы к Главе 3

Экономический механизм рационального использования попутного нефтяного газа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее десятилетие существенно повысился интерес к проблеме рационального использования попутного нефтяного газа (ПНГ). С одной стороны, сжигание ПНГ в факелах дает около 1−2% всех мировых выбросов парникового углекислого газа, с другой стороны — это уничтожение ценных невозобновляемых природных ресурсов. Объем сжигаемого в мире ПНГ равен 30% потребления природного газа в странах Евросоюза и 25% в США. Потенциальная стоимость попутного газа, сгорающего на факелах в год, составляет более 20 млрд. долларов США. Рациональное использование ПНГ при нарастающем дефиците энергоносителей является значимой составляющей эффективного энергопользования. Возросшая экономическая ценность природного газа привела к пересмотру многими странами отношения к поиску возможностей реализации ПНГ на энергетических рынках. В экономически развитых странах благодаря передовым технологиям и жестким экологическим требованиям уровень использования ПНГ достигает 97−99%. Общий объем мирового сжигания природного газа за последние 12 лет остается на уровне 140 млрд. м3 в год, более 20% которого приходится на Россию.

В настоящее время проблема использования ПНГ в Российской Федерации значительно обострилась, что объясняется увеличением объемов его добычи и сжигания, а также возрастанием роли и значения ресурсов ПНГ в балансе добычи и потребления природного газа в стране в целом. По информации Министерства экономического развития и торговли ресурсный потенциал ПНГ в РФ составляет 2,3 трлн. м3 по категориям А, В, С (и С2, из них на суше сосредоточено 2,2 трлн. м3, на шельфе — 100 млрд. м3. В РФ по неофициальным данным ежегодно добывается более 70 млрд. м3 ПНГ, что составляет 10% от добычи природного газа, и сжигается на факелах от 17 до 25 млрд. м3 газа в год, что составляет около 5,5% потребления природного газа в странах Евросоюза.

Объемы годовой добычи ПНГ, уровни использования и объемы сжигания в факелах по нефтегазовым компаниям, субъектам федерации и в целом по стране, публикуемые в различных информационных источниках, устанавливаются разными структурами и являются приближенными. На государственном уровне сбор и анализ информации по добыче и использованию ПНГ осуществляется в формате информационных ресурсов ТЭК ФГУГТ «Центральное диспетчерское управление ТЭК» и федеральной службой по статистике РФ. Отсутствие единой информационной базы затрудняет проведение комплексного анализа учетных показателей баланса ПНГ в РФ.

Сжигание ПНГ на промысловых факелах является одним из серьезных источников загрязнения окружающей среды: вместе с углеводородами в атмосферу выбрасывается значительное количество углекислого газа, сажи, окислов азота, сероводорода и других вредных компонентов. При сжигании ПНГ в РФ загрязняющие выбросы в атмосферу составляет 400 тыс. т в год или 12% от объема всех выбросов вредных веществ. Кроме того, за счет огромного потребления кислорода и теплового излучения сжигание ПНГ способствует усилению парникового эффекта.

По расчетам Минприроды, из-за сжигания ПНГ Россия ежегодно теряет около 129,2 млрд руб., при этом эффект от переработки ПНГ мог бы составить 362 млрд руб. в год. Тем самым рациональное использование ПНГ не является сугубо экологической проблемой, а относится к разряду эколого-экономических народнохозяйственных проблем. Попутный нефтяной газ — это ценнейшее сырье, содержащее кроме метана значительное количество этана, пропана, бутана и других предельных углеводородов. После переработки ПНГ получают осушенный газ (СОГ) и высококачественное сырье для химической и нефтехимической промышленности: широкую фракцию легких углеводородов (ШФЛУ), газовый бензин, метанол, синтетическую нефть (дизельное топливо) и сжиженный газ. По подсчетам специалистов, при переработке 1000 м³ попутного газа получаются продукты нефтехимии общей стоимостью от 5 до 15 тыс. руб.

Причины масштабного сжигания ПНГ имеют технический, экономический и организационно-институциональный характер. Объективно низкий уровень использования ПНГ вызван значительным ростом объемов добычи нефти без формирования инфраструктуры по утилизации попутного газа и вводом в эксплуатацию месторождений, удаленных от инфраструктуры по транспортировке и переработке ПНГ. Экономические причины, сопряженные с организационно-институциональными, связаны с отсутствием качественного учета добычи и использования ПНГ на базе применения технических средств измерения, с несовершенством ценообразования на недавно либерализованном газовом рынке, низкими штрафными санкциями за выбросы загрязняющих веществ от сжигания газа и отсутствием обоснованной системы финансовых льгот за улучшение использования ПНГ.

Основной институциональной проблемой, регулирующей вопросы использования ПНГ, является несовершенство законодательно-нормативной базы. Решению этой проблемы сегодня уделяется существенное внимание Президента и Правительства РФона рассматривается как долгосрочная проблема, решение которой направлено на длительную перспективу. Разрабатывается новая нормативно-правовая база по согласованию позиций государства и недропольователей для широкомасштабного использования ПНГ.

Для вовлечения в хозяйственный оборот ПНГ и повышения уровня его использования требуются согласованные усилия нефтегазоперерабатывающих предприятий и нефтедобывающих компаний по вводу необходимого количества объектов промыслового сбора, подготовки и транспортировки ПНГ, реконструкции и сооружению новых газоперерабатывающих производств с соответствующей инфраструктурой. Реализация таких программ потребует значительных инвестиций, как производителей, так и потребителей ПНГ и существенных мер государственной поддержки.

Формирование условий рационального использования ПНГ сегодня непосредственно зависит от реализации крупных инвестиционных проектов в данной сфере. Это сопряжено с созданием выгодного бизнеса по использованию ПНГ, что в свою очередь требует продуманной долгосрочной стратегии Правительства, включающей наряду с государственным контролем и мониторингом за процессами добычи и переработки ПНГ развитие механизмов стимулирования инвестиционных проектов использования ПНГ, применения инновационных технологий и оборудования.

Решение проблемы широкомасштабного использования ПНГ посредством активации нефтегазохимии относится к числу ключевых вопросов развития нефтегазового комплекса России и повышения конкурентоспособности нефтяных компаний. Поиску путей преодоления трудностей формирования инновационной политики нефтегазовых компаний в части использования ПНГ посвящены работы российских и зарубежных специалистов: Андреевой H.H., Байкова Н. М., Гуляева В. А., Лукиных В. Б., Матвеева Н. И., Шабалова A.A., Аджиева А. Ю., Протасова A.A., Трофимова А. С, Салимова М. Р., Ивановой Е. А., Литвака В. В., Вагина А. И., Бычкова Ю. М., Байбурского В. Л., Вайшнурса А., Ануфриева В. П., Крайновой Э. А., Череповицина А.Е.

В то же время институциональные аспекты согласования позиций государства, нефтяников и переработчиков по созданию выгодного бизнеса в сфере широкомасштабного использования ПНГ на сегодняшний день не нашли должного освещения в научной и прикладной литературе и остаются недостаточно изученными, требуют дальнейшего изучения вопросы государственного контроля и мониторинга за процессами добычи и использования ПНГ.

Актуальность диссертационной работы обусловлена возрастающей ролью попутного нефтяного газа на энергетических рынках в условиях нарастающего дефицита энергоносителей, безвозвратной потерей при сжигании ПНГ ценного углеводородного сырья для нефтегазохимии, необходимостью предотвращения загрязнения окружающей среды. В соответствии с Энергетической Стратегией России на период до 2030 года приоритетной задачей является рациональное использование природных ресурсов, что требует совершенствования форм и методов максимального использования ПНГ.

Целью исследования является разработка экономического механизма рационального использования попутного нефтяного газа на основе программно-целевого подхода к согласованию позиций государства и недропользователей, обеспечиваемых долгосрочной стратегией Правительства.

В соответствии с поставленной целью основные задачи работы заключаются в следующем:

1. Оценка перспектив использования ПНГ в Российской Федерации;

2. Эколого-экономичсский анализ способов использования ПНГ на нефтяных месторождениях;

3. Анализ мирового опыта использования ПНГ;

4. Обобщение и анализ существующих подходов к решению инвестиционных и экономических проблем рационального использования ПНГ в Российской Федерации;

5. Разработка методических основ оценки эффективности использования ПНГ нефтяной компанией;

6. Апробация целевых программ использования ПНГ нефтегазовыми компаниями.

Основная идея научной работы: решение проблемы рационального использования ПНГ должно быть ориентировано на реализацию крупных инвестиционных проектов и создание выгодного бизнеса на основе разработки механизма экономического стимулирования в долгосрочной стратегии Правительства.

Предметом исследования является: деятельность нефтяных компаний по рациональному использованию попутного нефтяного газа на месторождениях углеводородного сырья (УС).

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 1. Стратегическое планирование рационального использования ПНГ следует рассматривать как системное управление долгосрочной проблемой широкомасштабного использования ПНГ. Методической основой стратегического планирования рекомендуется принять программно-целевой подход к реализации инновационной политики в данной сфере. Такой подход должен быть ориентирован на устранение организационно-институциональных барьеров и решение неотложных задач по совершенствованию ценообразования на либерализованном газовом рынке, в том числе повышение цен на ПНГ, а также существенному увеличению штрафных санкций за выбросы продуктов его горения.

2. Программно-целевой подход должен осуществляться в формате федеральной целевой программы рационального использования ПНГ и программ недропользователей аналогичного содержания, обеспечивая, с одной стороны, -контроль за учетом объемов ПНГ от места добычи до места использования, за уровнем внедрения инновационных технологий и оборудования при переработке попутного газас другой — рассмотрение и согласование проектной документации на разработку месторождений углеводородов с учетом норматива использования ПНГ. Сегодня эти меры должны обеспечить максимально-возможное снижение объемов сожжения газа на факельных установках.

3. Для реализации инновационной политики в области переработки ПНГ важным аспектом является государственное регулирование нефтяного бизнеса и газоснабжения, основанное на двух сбалансированных подходах — стимулирования и принуждения. В рамках стимулирования программно-целевой подход должен быть ориентирован на внедрение механизмов налогового стимулирования инвестиций в комплексные программы по сбору и транспортировке ПНГ, строительству ГПЗпогашение части процентов по кредитам, выданным для реализации проектов по рациональному использованию ПНГподдержку малых и средних сервисных компаний в сфере утилизации ПНГоблегчение для новых проектов разрешительных и согласовательных процедур в государственных органах.

4. Программно-целевой подход предусматривает согласование и постоянный контроль за выполнением программ недропользователей по рациональному использованию ПНГ (ЦПК), в которых должны обосновываться целевые показатели (ограничения) по объемам добычи, использования и сжигания ПНГ на заданную перспективу. Паспортизация ЦПК позволят обобщить сведения о ресурсе, добыче, использовании и сжигании ПНГ по месторождениям региона в динамике за ряд лет. Положительный опыт ХМАО доказывает целесообразность согласования ЦПК по единому 95% нормативу использования ПНГ за 3−4 года в пределах 15−20-летнего горизонта планирования программы. Критериальными показателями согласования должны быть приняты объем извлеченного ПНГ, объем и уровень его использования, объем сожжения газа.

5. Действенность программно-целевого подхода во многом зависит от качества ЦПК, которые должны разрабатываться в стандартизованном формате и содержать необходимые показатели для учета ресурсов, добычи и переработки ПНГ по каждому лицензионному участку (ЛУ), месторождению и нефтегазовой компании. Эти показатели формируют расчетную базу для определения итоговых значений по эксплуатируемым месторождениям, субъектам федерации и в целом по РФ. Такая схема позволит организовать надежный статистический учет добычи и товарооборота ПНГ, обосновать учетные показатели баланса ПГ в РФ и обеспечить условия для мониторинга и контроля за использованием ПНГ от мест добычи до получения продукции из ПНГ.

6. Оценка эффективности использования ПНГ нефтегазовой компанией должна иметь комплексный характер и регистрировать не только уровень утилизации ПНГ, но и коммерческие результаты инновационной деятельности рационального использования попутного газа. Показатели такой оценки составляют основу ЦПК, их систематизация по структурным подразделениям нефтегазовых компаний формирует соответствующую информационную базу. В диссертации разработана методика оценки эффективности использования ПНГ, которая включает инструментарий (систему показателей), алгоритмы и программы процедур с матрицами исходных значений показателей. Показатели оценки эффективности имеют интегральный характер и определяются в формате производственно-хозяйственной, техногенной и инновационной деятельности.

7. Разработанная методика оценки эффективности использования ПНГ апробирована для «ТНК-ВР», предприятия которой за последние годы добились значительного роста добычи нефти и ПНГ. По прогнозам специалистов Компании, даже при стабильном уровне добычи нефти на ближайшее пятилетие ресурс ПНГ в целом будет увеличиваться. ОАО «ТНК-ВР» эксплуатирует 144 лицензионных участка (ЛУ). Добыча ПНГ по Компании за 2009;2011 г. г. составила: 12 509,47- 13 072,91- 14 049,3 млн. м3соответственно. Для решения проблемы использования ПНГ в Компании с 2008 г. реализуется программа, целью которой является не только доведение уровня утилизации ПНГ на месторождениях до 95% к концу 2011 г., но и развитие технологий переработки газа. На реализацию крупных проектов программы за последние 4 года было направлено более 1 млрд долл. Оценка эффективности рационального использования ПНГ выполнена для двух наиболее характерных ОАО Компании «ТНК-ВР»: ОАО «Оренбургнефть», с высоким уровнем утилизации ПНГ, и ОАО «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» с уровнем утилизации 69,6% за 2010 год.

8. Информационная база для ОАО «Оренбургнефть» ограничена данными по ведущему предприятию Общества в ХМАО-Югра — НГДУ «Сорочинскнефть». Выполненные расчеты показали, что уже в 2012 г. на всех эксплуатируемых ЛУ будет достигнут 95% уровень утилизации ПНГ. Инвестиционная деятельность по активации использования ПНГ характеризуется высокой капиталоемкостью: 124,036 млн руб. на 1% прироста использования газа- 3,4 руб. удельных капитальных вложений на 1 м³ не сожженного газа. При этом средний срок окупаемости проектов в развитие газотранспортной системы составит за 2011;2013 г. г. 4,5% года.

9. Анализ показателей использования ПНГ ОАО «ННП» регистрирует, что 95% уровень будет достигнут на большинстве эксплуатируемых ЛУ за 2017;2018 г. г. В целом, несмотря на снижающиеся объемы добычи нефти и относительно низкий уровень использования ПНГ в прогнозном периоде произойдет существенное улучшение ситуации со сжиганием ПНГ. На каждый % увеличения рационального использования ПНГ за 2012;2014 г. г. потребуется 18,5 млн руб. Вместе с тем финансовые результаты будут достаточно высокими: годовой экономический эффект составит 104,71 млн руб.- срок окупаемости капитальных вложений, заявленных в бизнес-плане ОАО «ННП» на 2012;2014 г. г. (211 млн руб.), составит почти 2 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование представляет собой самостоятельную законченную научно-квалификационную работу, в которой дано решение актуальной научной задачи — экономическому обоснованию стратегии и механизма рационального использования попутного нефтяного газа, имеющей важное народнохозяйственное значение. Выполненные исследования позволяют сделать следующие основные научные выводы и рекомендации:

1. В настоящее время проблема использования попутного нефтяного газа (ПНГ) в Российской Федерации значительно обострилась в связи с увеличением объемов его добычи и сжигания при возрастании роли ресурсов ПНГ в балансе добычи и потребления природного газа. Вместе с тем объемы годовой добычи ПНГ и его сжигание на факелах устанавливаются разными структурами и являются приближенными. Отсутствие единой информационной базы затрудняет проведение комплексного анализа учетных показателей баланса ПНГ в РФ.

2. В РФ по неофициальным данным ежегодно добывается более 70 млрд. м3 ПНГ, что составляет 10% от добычи природного газа, и сжигается на факелах от 17 до 25 млрд. м газа в год. При сжигании ПНГ загрязняющие выбросы в атмосферу составляют 400 тыс. т в год или 12% от объема всех выбросов вредных веществ. Вместе с тем ПНГ — это ценнейшее сырье для нефтехимии: по подсчетам специалистов, стоимость продуктов глубокой переработки 1000 м попутного газа колеблется от 5 до 15 тыс. руб. Тем самым рациональное использование ПНГ не является сугубо экологической проблемой, а относится к категории эколого-экономических народно-хозяйственных проблем.

3. Причины масштабного сжигания ПНГ имеют технический, экономический и организационно-институциональный характер. Объективно низкий уровень использования ПНГ вызван вводом в эксплуатацию месторождений, удаленных от инфраструктуры по транспортировке и переработке ПНГ. Экономические причины охватывают несовершенство ценообразования на газовом рынке, низкие штрафные санкции за выбросы загрязняющих веществ, отсутствие системы финансовых льгот за улучшение использования ПНГ. Основной институциональной проблемой является несовершенство законодательно-нормативной базы, не обеспечивающей согласование позиций государства, нефтяников и переработчиков по созданию выгодного бизнеса в сфере использования ПНГ. Решение проблемы зависит от долгосрочной стратегии Правительства, включающей: государственный контроль и мониторинг за добычей и переработкой ПНГ, механизмы стимулирования инновационных технологий использования ПНГ.

4. В экономически развитых нефтедобывающих странах благодаря передовым технологиям ведущих нефтегазовых компаний и жестким экологическим требованиям уровень использования ПНГ достигает 97−99%. Факторы, способствующие этому: фискальная политика в отношении нефтегазовой отрасли, включая плату за пользование недрами (роялти) — наличие эффективной и прозрачной нормативно-правовой базы, обеспечивающей справедливый и недискриминационный доступ к трубопроводам и потребителям. Разрешения на сжигание и выброс ПНГ является составной частью общей лицензии (или контракта) на разработку м есторожд ения.

5. Для вовлечения в хозяйственный оборот ПНГ и повышения уровня его использования требуется согласованные усилия недропользователей и переработчиков газа по вводу необходимого количества объектов промыслового сбора, подготовки и транспорта ПНГ. В этой связи организация частно-государственного партнерства является возможностью осуществления стратегически важных для страны инвестиционных проектов путем привлечения значительных финансовых ресурсов, предоставления государством гарантий.

6. В настоящее время в России до 40% всех потерь ПНГ приходится на небольшие месторождения нефти с ресурсами попутного газа от 5 до 50 млн. м3 в год. По опыту ряда стран, решение данной проблемы предполагает создание малых и средних специализированных сервисных компаний (МСК), государственная поддержка которых может осуществляться в следующих формах: налоговые льготы для проектов по утилизации ПНГ, погашение части процентов по этим кредитам, участие государства в капитале с МСК. Важным моментом реализации проектов по повышению степени утилизации ПНГ являются гарантии сторон: переработчикам гарантии надежных поставок газа, нефтяникам — уверенность в том, что весь ПНГ будет транспортирован и переработан. Это возможно путем создания совместных предприятий, в рамках которых четко определяются обязательства сторон и риски. Для финансирования проектов по использованию ПНГ достаточно эффективна процедура софинансирования через Инвестиционный фонд РФ и федеральные целевые программы (ФЦП). При этом государственная поддержка осуществляется на договорных условиях с оформлением прав собственности РФ.

7. Стратегическое планирование использования ПНГ следует рассматривать как системное управление проблемой рационального использования ПНГ на основе согласованных позиций государства, нефтяников и переработчиков по созданию выгодного бизнеса. Методической основой стратегического планирования рекомендуется принять программно-целевой подход к реализации инновационной политики в данной сфере. Такой подход должен быть ориентирован на устранение организационно-институциональных барьеров и решение неотложных задач по совершенствованию ценообразования на либерализованном газовом рынке, в том числе повышения цен на ПНГ, а также существенному увеличению штрафных санкций за выбросы продуктов его горения.

8. Программно-целевой подход должен осуществляться в формате федеральной целевой программы рационального использования ПНГ и программ недропользователей аналогичного содержания, обеспечивая — контроль за учетом объемов ПНГ от места добычи, до места использования, внедрением инновационных технологий и оборудования при переработке попутного газаучет в проектной документации на разработку месторождений углеводородов норматива использования ПНГ. Система государственного регулирования нефтяного бизнеса и газоснабжения должна включать расширение частно-государственного партнерства и основываться на двух сбалансированных подходах — стимулирования и принуждения.

9. Программно-целевой подход предусматривает согласование и постоянный контроль за выполнением целевых программ компаний-недропользователей по рациональному использованию ПНГ. Паспортизация ЦПК позволят обобщить сведения о ресурсе, добыче, использовании и сжигании ПНГ по месторождениям региона в динамике за ряд лет. Положительный опыт ХМАО доказывает целесообразность согласования ЦПК по единому 95% нормативу использования ПНГ. Критериальными показателями согласования должны быть ресурсы ПНГ, объем и уровень его использования и сжигания. Важным фактором является реализация планов ЦПК по оснащению средствами измерения добываемых, используемых и сжигаемых объемов газа.

10. Оценка эффективности использования ПНГ нефтегазовой компанией должна иметь комплексный характер и регистрировать не только уровень утилизации ПНГ, но и коммерческие результаты инновационной деятельности рационального использования попутного газа. Показатели оценки эффективности должны иметь интегральный характер и определяются в формате производственно-хозяйственной, техногенной и инновационной деятельности. Эти позиции нашли отражение в разработанной методике оценки эффективности использования ПНГ, которая включает инструментарий (систему показателей), алгоритмы и программы процедур с матрицами исходных значений показателей. Разработанная Методика апробирована для «ТНК-ВР», предприятия которой за последние годы добились значительного роста добычи нефти и ПНГ. Добыча ПНГ по Компании за 2009;2011 г. г. составила: 12 509,47- 13 072,91- 14 049,3 млн. м3 соответственно. С 2008 г. в Компании реализуется программа, целью которой является не только доведение к концу 2011 г. уровня утилизации ПНГ на месторождениях до 95%, но и развитие технологий переработки газа. На реализацию крупных проектов программы за последние 4 года было направлено более 1 млрд долл.

11. Оценка эффективности использования ПНГ выполнена для наиболее характерных предприятий «ТНК-ВР»: ОАО «Оренбургнефть», входящее в группу компаний с высоким уровнем утилизации ПНГ и ОАО «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» с уровнем утилизации 69,6% за 2010 год. Результаты оценки эффективности деятельности обеих компаний по использованию ПНГ позволяют заключить, что при действующих санкциях на сжигание нефтяного газа достижение 95% уровня его использования позволит недропользователям существенно экономить на операционных расходах. Несмотря на высокую капиталоемкость мероприятий по увеличению использования ПНГ крупные проекты, реализуемые ОАО «Оренбургнефть» в 2011;2013 г. г. (9997,3 млн руб.) будут достаточно рентабельны (22,2%). Кроме того, будут созданы финансовые резервы для реализации планов 2016;2019 годов по разработке четырех новых месторождений-гринфилдов на Ямале, где предусматривается комплексный подход, учитывающий строительство газовых электростанций с соответствующей инфраструктурой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н., Широков Ю. В. Решение проблемы ПНГ: Предпосылки созданы, нужны экономические стимулы / Аксенов А. Н., Широков Ю. В. // Нефтегазовая вертикаль. -2008. -№ 18.-С. 11−15-
  2. А.Н., Широков Ю. В. Решение проблемы ПНГ: Регулирование рынка ПНГ: уточнить терминологию, добавить меры стимулирования и ответственности Аксенов А. Н., Широков Ю. В. // Нефтегазовая вертикаль. 2008. -№ 20-
  3. А.Н., Скобелина В. П., Тремасова И. С. Проблемы использования попутного нефтяного газа в Российской Федерации // Управление качеством в нефтегазовом комплексе. 2011. — № 2. — С. 3−6-
  4. А.Н., Скобелина В. П., Тремасова И. С. Сжигание попутного нефтяного газа причины и последствия. Западно-Уральское управление Ростехнадзора / НЕФТЬ И ГАЗ 2011 № 5(55).
  5. Анализ экономической эффективности альтернативных проектов утилизации природного газа. М.: Институт финансовых исследований, 2007. — 38 с.
  6. H.H. Использование попутного нефтяного газа шаги от анализа проблемы до реализации проектов // Материалы симпозиума «Проблемы экологической безопасности нефтегазового комплекса». — Ханты-Мансийск, 2007. — 134 с.
  7. H.H., Миргородский В. Н., Мухаметшин В. Г., Чернышева H.A., Джабарова Р. Г. Использование попутного нефтяного газа шаги от анализа проблемы до реализации проектов // Материалы заседания ЦКР Роснедра от 14.06.07.-М., 2007.-44 с.
  8. В.П., Чазов A.B. Углеродная валюта. Новый товар на новых рынках // ЭКО, 2006. № 1. — С. 61−77.
  9. Н.М. О состоянии и перспективах развития нефтегазовой промышленности России // Нефтяное хозяйство, 2008. № 1. — 10 е.
  10. Н.М. Утилизация нефтяного и углекислого газа для повышения нефтеотдачи на месторождениях США и Канады // Нефтяное хозяйство, 2007. № 6. — 105 с.
  11. А. Газохимизация всей страны // Нефть России, 2008. № 1. -С. 56−58.
  12. В.Г. Перспективные формы государственно-частного партнерства при освоении ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) // Проблемы привлечения инвестиций в освоение ресурсов нефти и газа. Новосибирск: СНИИГГиМС, 2007. — С. 3−9.
  13. ВИНК России: Стратегии пятилетки глобальный ретроспективный анализ // Нефтегазовая вертикаль, 2007. — № 21. — 54 с.
  14. А. Существующие тенденции в регулировании оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд // Газовый бизнес, 2007. Сент.-окт. — С. 42.
  15. Годовой отчет ОАО «СИБУР Холдинг» за 2006 год. М.: «СИБУР Холдинг», 2007.-59 с.
  16. В.А., Сосновский В. В. Переработка нефтяного газа одно из ключевых направлений деятельности ОАО «Сургутнефтегаз» // Нефтяное хозяйство, 2007. — № 9. — 66 с.
  17. Жук Е. «Нефтянка» поддержала инициативу правительства по утилизации ПНГ // ОП&ОазЕш^а, 2007. № 11. — 48 с.
  18. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395−1 «О недрах». Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nedr/.
  19. Закон ХМАО от 18 апреля 1996 г. № 15-оз «О недропользовании» (ред. от 25.06.2012). 31 с. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc-base=:RLAW926-n=81 076.
  20. Закон ХМАО от 26 июня 1998 г. № 57−03 «О разработке месторождений углеводородов на территории округа» (в ред. Законов ХМАО от 20.06.2000 N 48-оз, от 09.10.2000 N 66-оз). Режим доступа: http://www.law7.ru/legal2/sel6/pravol6196/index.htm.
  21. Л. И., Гаркунов Г. А., Чижов Б. Е. Виды и масштабы воздействий нефтедобывающей промышленности на лесной фонд Ханты-Мансийского автономного округа // Леса и лесное хозяйство Западной Сибири. -Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998.-Вып. 6.-С. 149−160.
  22. Г. К., Козлов A.B. Использование нефтяного газа и сырой нефти для энергоснабжения месторождений ОАО «РИТЭК» // Нефтяное хозяйство, 2007. № 2. — 79 с.
  23. Е.А., Сафаров P.P. Утилизация попутного нефтяного газа -основная проблема комплексного освоения нефтяных месторождений // Горный информационно-аналитический бюллетень, 2002. № 3. — С. 131−133.
  24. В.И. Нормативно законодательная база как основа рационального использования попутного нефтяного газа в России. — М., 2007. — 28 с.
  25. Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, UNEP/IUC, 1998.
  26. Д.В. Экологическая политика компании «СИБУР Холдинг» и стратегия развития газохимической промышленности России // Мат. Междунар. форума «Газ России 2009. — М. С. 7−9.
  27. А. Быть ли «газовой сверхдержаве»?//Нефть России, № 11, ноябрь 2008. С. 60−63.
  28. Н.Л. До ощутимого эффекта от работы Киотского протокола еще очень далеко // Нефтегазовая вертикаль, 2007. № 21. С. 176−178.
  29. Д.В. Экологическая политика компании «СИБУР Холдинг» и стратегия развития газохимической промышленности России // Мат. Междунар. форума «Газ России» 2009. М., 64 е.).
  30. Лим Б. Для расширения мощностей по переработке ПНГ нужны условия // Нефтегазовая вертикаль, 2007. № 21. — С. 162−163.
  31. К.И., Юсупов H.A., Овсчкин Ф. Ю., Чемякин А. Г. и др. Состояние окружающей среды и природных ресурсов вНижневартовском районе в 2000—2003 гг.: Обзор.- Нижневартовск: Изд-во «Приобье», 2003. Вып. 5. — 126 с.
  32. A.B. Оценка ресурса сжигаемого ПНГ и количество уничтожаемого при этом нефти и СУГ. Доклад Электронный ресурс. // Проблемы оценки ресурса ПНГ. Г. Тольятти. — 2008. — Режим доступа: http: www.globotek.ru.
  33. В.Б. Российские электростанции не хуже иностранных // Нефтегазовая вертикаль, 2007. № 14. -10−17 с.
  34. H.H. Рациональное использование нефтяного газа одна из приоритетных задача ОАО «Суртугнефтегаз» // Нефтяное хозяйство, 2007. — № 9. -16 с.
  35. Г. От проблемы к возможностям: опыт утилизации попутного нефтяного газа ТНК-ВР // Нефтегазовая вертикаль, 2007 -№ 21. 159 с.
  36. A.C., Синяк Ю. В. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса России на период до 2030 года // Проблемы прогнозирования. 2008. — № 4. — с. 21−55.
  37. Национальный доклад Российской Федерации об установленном количестве выбросов // МПР России. М., 2007.
  38. Нефтедобыча // Нефтегазовая вертикаль, 2007. № 21. — 8 с.
  39. О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2005 г. // Докл. адм. ХМ АО Югры. — Ханты-Мансийск, 2006, 148 с.
  40. Ю.М., Токарева О. С. Оценка экологических воздействий нефтедобычи в Западной Сибири // Технологии ТЭК, 2003. № 1. — С. 81−87.
  41. Ю.М., Токарева О. С. Методика оценки воздействия техногенного химического загрязнения атмосферы на лесоболотные комплексы в нефтедобывающих районах Западной Сибири // Химия в интересах устойчивого развития, 2002. -№ 5. С. 659−668.
  42. Попутный компромисс Электронный ресурс. // Профиль, 2008. 18 февр. — Roslnvest. Comhttp://www.rosinvest.com.
  43. Т.С., Аджиев A.IO. Проблемы повышения использования НПГ и нормативная база, регламентирующая этот процесс // ОАО «НИПИгазпереработка». М., 2006. — 60 с.
  44. Приказ МПР России от 07.03.2006 № 39 «Об организации оформления лицензий на пользования недрами». Режим доступа: http://www.nmr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=20 325.
  45. A.A. Нормативно законодательная база как основа рационального использования попутного нефтяного газа в России. — Ханты-Мансийск, 2006. -38 с.
  46. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc-base=LAW-n=128 755.
  47. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства».
  48. В.В. «Послание Федеральному Собранию Российской Федерации» Электронный ресурс. М., 2007. — Режим доступа: http ://base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc-base=L, А W-n=67 870.
  49. Д. Привлечение малого бизнеса ключ к решению проблемы ПНГ// Нефтегазовая вертикаль. 2007. № 18. С. 68−71.
  50. Пересмотренные руководящие принципы национальных инвентаризаций парниковых газов. МГЭИК, 1996.
  51. ПНГ: без политики нет экономики // Нефтегазовая вертикаль, 2007. № 5.-С. 50−55.
  52. Попутный газ пошел по рукам. Чиновники ищут способ убедить нефтяников в полезности переработки попутного нефтяного газа Электронный ресурс. // «АКГ «Развитие бизнес-систем», М., 2011. Режим доступа: http://www.rbsys.ru/print.php?page=937&option=media.
  53. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. № 332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции об измени климата».
  54. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами / Утв. Роскомземом 10.11.1993 и МПР России 18.11.1993.
  55. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».
  56. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2005 г. № 410 «О внесении изменений в Приложение 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. № 344».
  57. Рамочная конвенция ООН по изменению климата, 1ЖЕР/ШС, 1992.
  58. Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду // Сб. нормативных правовых и нормативно-технических документов. СПб.: Интеграл, 2006.-46 с.
  59. РД 39−108−91 «Методические указания по определению величины технологических потерь нефтяного газа при его добыче, сборе, подготовке и межпромысловом транспортировании» ИПТЭР. Уфа. — 1991. — 114 с.
  60. Российская газовая энциклопедия /Под ред. Р. И. Вяхирева. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. — 527с.
  61. Руководство по инвентаризации выбросов парниковых газов в России на региональном уровне, М., 1999.
  62. Е. Вечны ли огни Сибири? Россия активно решает проблему утилизации попутного газа // ОП&Са81оигпа111и881а, март, 2008. С. 82−88.
  63. Сборник материалов Международной конференции «Утилизация попутного нефтяного газа в России» V Международного форума «Топливно-энергетические ресурсы России 2007», 2007. — 157 с.
  64. Сборник правовых и нормативно методических документов по взиманию платы за вредное воздействие на окружающую среду. — М.: НИИ Атмосфера, 2003.
  65. В.Н. Парадоксы в решении экологических проблем Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 2005. — 158 с.
  66. В., Ластовская М. Привлечение инвестиций на реализацию проектов по утилизации попутного нефтяного газа в рамках Энергетического диалога Россия- ЕС М., 2006. 94 с.
  67. А. Решение проблем утилизации ПНГ в Казахстане: хорошо проработанные законы // Нефтегазовая вертикаль. 2006. № 16.-120 с.
  68. Ф.Н., Губайдуллин М. Г., Коробов В. Б. Экологические проблемы освоения нефтяных месторождений севера Тимано-Печерской провинции. Екатеринбург, 2002. — 302 с.
  69. А.П., Редин М. М. Охрана окружающей среды при добычи нефти. -М.: Дело, 2006. 551 с.
  70. Четвертое национальное сообщение Российской Федерации, представляемое в соответствии со статьями 4 и 12 Рамочной конвенции ООН об изменении климата и статьей 7 Киотского протокола. М.: Росгидромет, 2006.
  71. СВ. К вопросу утилизации попутного нефтяного газа // Газохимия, 2008. № 1. — С. 42−44.
  72. A.A. ПНГ России: предписания недропользователям и предложения правительству // Нефтегазовая вертикаль, 2007. № 21. — С. 148 -163.
  73. Regulation of Associated Gas Flaring and Venting. A Global Overview and Lessons from International Experience. The World Bank. GlobalGasFlaringReduction. 2003. — 100 p.
Заполнить форму текущей работой