Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование организационно-экономического механизма взаимодействия государства и профсоюзов в обеспечении социальной защиты работников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с указанной целью были поставлены и решены следующие задачи: анализ социально-экономического положения работников образования Российской Федерации (РФ) и её регионов в период перехода к рыночным отношениямисследование динамики развития профсоюзного движения в РФ и его роли в определении социальной политики государстваопределение экономической сущности социального партнерства… Читать ещё >

Содержание

  • А
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ И
  • Щ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ
    • 1. 1. Анализ состояния системы социальной защиты работников в современных условиях хозяйствования
    • 1. 2. Особенности социально-экономического положения работников образования в условиях рыночных отношений
  • §-1.3.Роль профсоюзов в обеспечении социальной защиты работников
  • ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ
  • §-2.1.Сущность и содержание организационно-экономического механизма защиты интересов работников
    • 2. 2. Взаимодействие профсоюзов с органами исполнительной власти в социально-экономической и трудовой сфере деятельности
  • §-2.3.Основные направления совершенствования механизма взаимодействия государства и профсоюзов в системе социальной защиты работников
  • ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФСОЮЗА И. ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
  • §-3.1.Организация взаимодействия профсоюза с органами государственной власти в решении проблем социальной защиты работников образования
    • 3. 2. Коллективный договор — наиболее эффективная форма реализации мероприятий социальной защиты работников образования
  • §-3.3.Источники финансирования системы социальной защиты работников образования

Совершенствование организационно-экономического механизма взаимодействия государства и профсоюзов в обеспечении социальной защиты работников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По мере формирования рыночных отношений проблемы социальной защиты населения приобретают весьма важное значение. В решении этих проблем существенную роль играет наличие цивилизованного, основывающегося на прочной правовой базе, механизма взаимодействия государства, работодателей и наемных работников. В странах с развитыми рыночными отношениями в качестве такого механизма выступает система социального партнерства, нацеленная на регулирование общественно-политических и социально-экономических отношений, а также на разрешение социальных конфликтов, возникающих в процессе коренных преобразований общества.

Система социального партнерства выступает как многофункциональная система, сферой действия которой являются социально-экономические и трудовые отношения. Данная система не может ни развиваться, ни эффективно реализовать стоящие перед ним задачи, если не будет охватывать сферу социально-экономических отношений, где происходит взаимодействие, с одной стороны, представителей профессиональных союзов как важного звена экономической системы общества и, с другой стороны, государства в целом. Именно в этом процессе проявляются экономические аспекты социального партнерства, без эффективного развития которого не мыслимо позитивное воздействие его на решение социально-экономических проблем и регулирование трудовых отношений в интересах трех сторон: государства, работодателей и работников.

Важнейшим условием в становлении социального партнерства в целом является развитие организационных форм взаимодействия профсоюзов и органов государственной власти. Со стороны профсоюзов это взаимодействие обеспечивается путем их участия в выработке и реализации социально-экономической политики государства, соответствующей интересам работников и направленной на обеспечение их социальной защищенности.

Особо остро проблема социальной защиты стоит в системе образования, когда переход к рыночным отношениям сопровождается ухудшением уровня жизни работников образования. В РФ около 30% работников образования находятся на пороге бедности, а 25% - ниже черты бедности.

Социальная защита — это весьма сложный процесс, на который оказывает существенное влияние и региональный аспект. В этой связи в диссертации отражены экономические аспекты взаимоотношений государства и профсоюзов с учетом региональных особенностей.

В условиях становления рыночных отношений, с демократизацией управления, профсоюзы приобрели новый облик и самостоятельность в решении вопросов социальной защиты, они стали отвечать своему назначению и соответствовать профсоюзам стран с развитой рыночной экономикой. В этих условиях профсоюзное движение приобрело качественно новую форму своей деятельности, которая основана на социальном партнерстве с органами государственной власти и работодателями.

Вопросы развития системы социальной защиты нашли свое отражение в трудах отечественных ученых: Ананьева А., Антипьева А. Г., Гайнуллиной Ф. И., Дедова Д. И., Зейченко А. И., Кокина Ю. П., Кузьмина С., Лукашевой Е. А., Лукьянова В., Можаева В. Е, Осинкина E.H., Разумова А., Ромашова О. В., Соловьева А. К., Соповой Н. И., Шмакова М. В., Щегловой С. Н. и др.

Права профсоюзов по социальной защите работников, закрепленные в законодательстве и получившие отражение в уставных документах, согласно Закону РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96 г. [7] могут быть расширены путем заключения коллективных договоров и соглашений. В то же время процедура заключения этих договоров и соглашений, как и прежде, носит формальный характер. Еще более формальный характер носит подведение итогов по их выполнению. Стороны, подписавшие коллективный договор, ежегодно или в сроки, предусмотренные в коллективном договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании работников. Уровень выполнения коллективного договора оценивается по количеству фактически выполненных пунктов положений коллективного договора без учета значимости этих пунктов в системе социальной защиты работников. При этом вопросы финансирования мероприятий социальной защиты и стимулирования сторон в выполнении договорных обязательств на сегодня не определены. Нет организационно-экономического механизма разработки, реализации и контроля за выполнением основных положений коллективных договоров и соглашений. В этих условиях вопросы совершенствования форм и методов взаимодействия работников в лице профсоюзов с государственными органами носят актуальный характер.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений, а также комплекса практических мер по совершенствованию механизма взаимодействия государственных органов и профсоюзов для наиболее полного обеспечения социальной защиты работников в условиях становления и развития рыночных отношений.

В соответствии с указанной целью были поставлены и решены следующие задачи: анализ социально-экономического положения работников образования Российской Федерации (РФ) и её регионов в период перехода к рыночным отношениямисследование динамики развития профсоюзного движения в РФ и его роли в определении социальной политики государстваопределение экономической сущности социального партнерства в обеспечении социальной защиты работниковизучение практики заключения выполнения коллективных договоров в системе образованиявыработка рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма обеспечения социальной защиты работников образованияопределение нетрадиционных источников финансирования системы социальной защиты работников образования.

Объектом диссертационного исследования является механизм взаимодействия государства и профсоюзов в обеспечении социальной защиты работников образования.

Предметом исследования являются организационные формы и методы взаимодействия государства и профсоюзов в обеспечении социальной защиты работников.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили труды российских и зарубежных ученых по изучению тенденций развития профсоюзного движения, по выработке и реализации социальной политики государства. В основу данного исследования положен комплексный подход, опирающийся на системный анализ всех важнейших экономических аспектов деятельности профсоюзов и их взаимодействие с органами государственной власти в условиях перехода к рыночной экономике.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: определена экономическая сущность социального партнерства в новых условиях хозяйствованиявыявлена роль профсоюзов в обеспечении социальной защиты работников в период перехода к рынкуразработаны методические положения экономической оценки уровня выполнения коллективного договора в системе образованияопределены организационные формы взаимодействия государства и профсоюзов в обеспечении социальной защиты работников образованиясформирован механизм материального стимулирования работодателей и профсоюзных работников системы образования при выполнении взаимных обязательств коллективного договораопределены источники финансирования системы социальной защиты работников образования в условиях рыночной экономики.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретической и методической базы в определении основных направлений социально-экономической политики государства в системе образования, а также при разработке, обсуждении, заключении и подведении итогов выполнения коллективных договоров в учреждениях образования.

Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались в 1998 — 2000 годах на пленумах профсоюза работников образования и науки Республики Дагестан, на совещаниях руководителей республиканских профсоюзных органов, на научно-практических конференциях ДГТУ, ИСЭИ ДНЦ РАН, а также апробированы Республиканской организацией профсоюза работников образования и науки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Запросы практики настоятельно требуют дальше и полнее изучать, исследовать систему социальной защиты работников. Необходимо исследовать не отдельные стороны и аспекты этой системы, а стремится дать всесторонний ее анализ. К тому же нужно преодолевать иллюстративность, присущую ряду работ, когда некоторые известные положения подкрепляются несколькими примерами. Описательность стала главным грехом многих исследований по этой проблематике. Между тем, состояние системы социальной защиты нуждается в серьезном теоретическом осмыслении. Поэтому очевидна огромная роль науки.

Анализ взаимодействия профсоюзов России с органами государственной власти в целях усиления социальной защиты работников, в частности работников образования, дает возможность сделать следующие выводы:

1. Изменение политических, экономических и социальных условий в ходе рыночных преобразований, негативные социальные последствия рыночных реформ привели к кризисному состоянию социального положения работников.

2. В условиях перехода к рыночным отношениям социальная защита работников обеспечивается не в полном объеме.

3. Одним из основных условий выхода экономики из кризисного состояния является социальная защита работников образования, которая в свою очередь способствует повышению уровня образованности населения и развитию рыночных отношений в обществе.

4. В создавшейся в настоящее время экономической ситуации выделяемые государством бюджетные средства явно не решают вопросы обеспечения социальной защиты работников образования.

5. Для нормального функционирования отрасли и для наиболее полного обеспечения социальной защиты работников образования необходимо изыскать дополнительные, нетрадиционные источники финансирования.

6. С демократизацией общества, в процессе становления рыночных отношений, профсоюзы стали независимыми от государственных органов, приобрели новый облик в решении вопросов социальной защиты работников образования.

7. В целях обеспечения наиболее полной социальной защиты работников образования необходимо совершенствовать механизм социального партнерства, основывающегося на заключении коллективных договоров и соглашении в организациях и учреждениях образования.

8. Для усиления действенности коллективных договоров следует ввести систему оценки результатов выполнения положений коллективного договора.

9. Реализация положений коллективного договора можно обеспечить путем внедрения механизма стимулирования сторон в лице профсоюзных работников и работодателей в зависимости от уровня выполнения положений коллективного договора.

10. Для контроля за своевременной реализацией мер социальной защиты работников образования следует распространить практику введения Постов профсоюзного контроля во всех организациях и учреждениях с последующим расширением их функций в плане контроля за своевременным обеспечением всех направлений социальной защиты работников.

Вместе с тем, механизм взаимодействия органов государственной власти и профсоюзов, разумеется, требует дальнейшего осмысления, проверки временем, обобщения с единых методологических позиций и на этой основе построения устойчивой системы социального партнерства, обеспечивающего как развитие экономики, так и социальную защиту работников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, г. Москва, 12.12.1993 г.
  2. Закон РФ «О занятости в Российской Федерации», г. Москва, 19.04.1991 г., № 12.
  3. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», г. Москва, 1995 г., № 48.
  4. Закон РФ «О минимальном размере оплаты труда», г. Москва, 30.03.1993 г., № 4693−1.
  5. Закон РФ «Об образовании», г. Москва, 1996 г., № 12-ФЗ.
  6. Закон РФ «Об общественных объединениях», г. Москва, 19.05.1995 г., № 82−403.
  7. Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», г. Москва, 20.01.1996 г.
  8. Закон РФ «Налоговый кодекс РФ. Часть вторая», 5.09.2000 г., № 117-ФЗ.
  9. Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», г. Москва, 1991 г., № 10.
  10. А. «Школу коммунизма» окончили. Надо переучиваться., Российская газета, 1992 г., 16 октября, с. 2.
  11. А. Новые процессы в занятости населения, М. «Экономист», Министерство экономики РФ, № 1,1995 г., с.22−32.
  12. Аналитическая записка о результатах социологического исследования НЦ профсоюзов, учебно-исследовательский центр МФП «Пути устранения факторов, препятствующих заключению коллективных договоров в ряде организаций г. Москвы» декабрь 1998 г.
  13. А.Г. Проблема социальной защиты населения при переходе к рынку, Социально-политические науки, М., «Высшая школа» № 10, 1991 г.с.92−99.
  14. Атаев М. М, Гаджиев Н. М. Ситуация в отрасли, «Экономические процессы в постсоветском Дагестане», г. Махачкала, ДНЦ РАН, 1997 г, с.56−61.
  15. В. Западная Европа: профсоюзы в осаде. Гудок. 1994 г., 25 января.
  16. В.И. Вопросы финансового обеспечения народного образования. -М.: Финансы, 1971 г.
  17. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. 2-е изд. переработка и дополнения. М.: Статистика, 1980, с. 263.
  18. Ю. Только сильный профсоюз способен защитить человека, Торговая газета, 1993г., 23 ноября.
  19. И.Е. Выполняют ли профсоюзные организации роль институтов социальной защиты, М., Социально-политический ж-л, 1995 г., № 1., с.211−214.
  20. Л.Ф. Болгария: новый подход к регулированию трудовых отношений (Что нужно знать о социальном партнерстве. Приложение к журналу «Труд и социальные отношения». Академия труда и социальных отношений. М., 1994 г., с. 128−137.
  21. Во Вян Нят Профсоюзы России в условиях перехода к рыночной экономике. Академия труда и социальных отношений. М., 1997 г.
  22. O.A. Система образования в ФРГ. Обзорная информация. -М.: 1991 г.
  23. Ф.И. Взаимодействие профсоюзов Республики Татарстан с органами государственной власти в период перехода к рыночной экономике, Академия труда и социальных отношений. М., 1996 г.
  24. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1994 год., Дело. 1994 г., № 15,с.З.
  25. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1999−2000 гг., 5.02.1999г.
  26. Т.С. Образование как структура культуры // Информационно-технологическая революция и подготовка кадров в США. М.: Департамент культуры Международного центра системы обучения, 1992 г.
  27. О.Н. Финансовое право в системе российского права, «Государство и право», 1995 г, № 2, с. 16−17.
  28. Д.И. Предпринимательская деятельность и социальное партнерство, «Законодательство и экономика». М., 1995 г., с.49−56.
  29. Доклад Гаджиева С. М-С. О ходе работы по осуществлению в РД реформ в социальной сфере, предусмотренной Программой деятельности на период по июль 1998 г. Материалы V Пленума Совета ФПРД, г. Махачкала, 19.06.1998 г.
  30. Государство и образование: опыт стран Запада: сб. обзор. М: 1992 г.
  31. Л.Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 1978 г., с. 133.
  32. В.А. Экономика образования. Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1969 г.
  33. А. Зарплата, чтобы жить, а не вымирать, М., «Профсоюзы», 1995 г., № 8, с. 28−30.
  34. А.Л., Рошко И. Н. О социальном партнерстве, коллективных договорах и оплате труда, Академия труда и социальных отношений. Серия: Человек. Труд. Реформы. № 1, 1995 г., с. 56.
  35. Забастовка лишь приостановлена, Народная газета, № 21−22 (227−228), г. Махачкала, декабрь 1997 г. с. 6.
  36. А.И. Социальное партнёрство в России правовые аспекты. Что нужно знать о социальном партнёрстве. Приложение к журналу «Труд и социальные отношения». Академия труда и социальных отношений. — М., 1994 г., с.65−73.
  37. Зарплату теперь берут на площади, Новое дело, № 44, 29 ноября 1996 г.
  38. Н. Школа для среднего класса, Труд, 1992г., 23 декабря.
  39. Информация об итогах выполнения Республиканского Соглашения между Правительством РД, Советом ФПРД и объединениями работодателей на 1997 г. и о проекте Соглашения на 1998−1999г.
  40. Информация о ходе выполнения Плана мероприятий по дальнейшей реализации требований трудящихся и коллективных действий профсоюзов. Журнал ФНПР «Вести», М.: 1999 г., с. 27−31.
  41. Г. Меняющаяся жизнь: оценки, прогнозы, приоритеты. Казань, журнал «Татарстан», 1994 г., № 7−8, с.34−38.
  42. Г. Закон о национальных трудовых отношениях. М., Вестник профсоюзов. 1994 г., № 2, с. 42.
  43. В.Н. Определимся с ключевыми понятиями. Что нужно знать о социальном партнерстве. Приложение к журналу «Труд и социальные отношения». Академия труда и социальных отношений. М., 1994 г., с. 16−24.
  44. В.В. Экономика образования: иллюзия и факты. М.: Мысль, 1985 г.
  45. Ю.П. Поиск стратегии выживания. Что нужно знать о социальном партнерстве. Приложение к журналу «Труд и социальные отношения». Академия труда и социальных отношений. М., 1994 г., с.57−64.
  46. В.Е. Экономическая эффективность образования // Вопросы экономики, 1987 г., № 9.
  47. Концепция развития и деятельности ФНПР условиях перехода к рыночной экономике, Журнал ФНПР «Профсоюзы и экономика», М., с. 129−136.
  48. Комментарий НЦ профсоюзов к разделу «Восстановление и развитие реального сектора в программе Правительства РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране», декабрь 1998 г.
  49. С. Активная политика социальной защиты населения, М. «Экономист», Министерство Экономики РФ, 1992 г., № 9, с.55−60.
  50. А .Я. Введение в рыночную экономику в двух частях. М.: издательство «Станкин», 1992 г., ч.1.
  51. Е.А. Социальное государство и защита прав в условиях рыночных отношений. Социальное государство и защита прав человека" М., Институт Государства и права РАН, 1994 г., с. 9.
  52. В. Коллективные договора и соглашения: защита от безработицы, ЭКО, 1995 г., № 1, с.203−213.
  53. К., Энгельс Ф. Капитал, т.1. собр. соч. т. 23.
  54. А. Принципы политической экономики. М.: Прогресс, 1993 г., т.1.
  55. Материалы заседания Генерального Совета ФНПР, Позиция ФНПР по реформе налоговой системы в РФ. М.: 3.11.1994 г.
  56. Материалы XIV Пленума Совета ФНПР, 23−24 декабря 1992 г., О действиях Федерации по развитию социального партнерства как механизма регулирования производственных и социально-трудовых отношений.
  57. Материалы VII и VIII Пленумов Республиканской организации профсоюзов работников образования и науки РД. О вопросах по социальной защите работников образования и науки.
  58. В. Как работают профсоюзы за рубежом, М., Научный центр профсоюзов, 1993 г., III выпуск
  59. О задачах профсоюзных организаций РД по реализации постановления Генерального Совета ФНПР от 29.05.1997 г. О финансовой политике профсоюзов. Материалы ФПРД, г. Махачкала, 1997 г.
  60. Е.И. «Лекарство» от безработицы, М., «Профсоюзы», № 8, 1995 г, с.6−8.
  61. Ф. Рынок и новая система образования // Экономические науки, 1991 г., № 2.
  62. Перспективы: вопросы образования. 1992 г., № 3.
  63. План действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000−2001 гг., Российская газета, 5.08.2000 г., № 151.
  64. Подписано Генеральное Соглашение, Газета ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ «Единство» № 1 (82) 1998 год.
  65. Положение о фонде социального страхования, М., 1994 г.
  66. Постановление Генерального Совета ФНПР от 15.04.94 г., «О политике профсоюзов в области трудовых отношений и законодательства о труде».
  67. Постановления Совета ФПРД «О предложения профсоюзов РД по использованию бюджетных средств, предназначенных для инвестирования жилищной сферы», 18.07.1996 г.
  68. E.H., Евстегнеева Т. А. Проблемы финансирования образовательных услуг // Финансы СССР, 1991 г., № 11.
  69. Предложения Совета Федерации Профсоюзов РД к проекту «Программы по улучшению условий и охраны труда в народном хозяйстве РД на 19 982 000 годы».
Заполнить форму текущей работой