Актуальность темы
Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) во все времена был сложным и противоречивым. Трудности их социализации значительно увеличиваются в периоды модернизации и обновления общественного строя.
Если до 70-х годов XX века проблема социализации в нашей стране рассматривалась как приспособление к социуму, нормам, требованиям, обычаям общества, то в настоящее время она ставится и рассматривается как процесс взаимодействия человека и общества с учетом возможностей самого субъекта социализации. Такой подход основывается на методологических концепциях проблемы социализации, разработанных в трудах Л. С. Выготского (2629), А. Н. Леонтьева (102) и др.
Общепризнано, что социализация — это процесс, продолжающийся всю жизнь под воздействием как социально определенных, направляемых и контролируемых факторов (обучение, воспитание), так и стихийно возникающих факторов (148, 150).
Обобщая мнения большинства исследователей, следует отметить, что социализация рассматривается как усвоение индивидом социального опыта по мере включения его в многоплановые и разносторонние общественные отношения. Однако, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, могут возникнуть различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами.
Отклонения в умственном и физическом развитии ставят не только проблему сглаживания и частичного преодоления нарушений психосоциального и личностного развития, но и защиты прав и интересов детей, особо нуждающихся в общественной поддержке. Доказано, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребенок.
Одним из направлений решения проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей. Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества — это значит помочь ребенку с интеллектуальными и сенсомоторными нарушениями включиться в социальные отношения общества. Главный акцент в воспитании и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определенной системы ценностей, сколько на создании определенных условий для его социализации.
Наиболее эффективна социализация в условиях интеграции. Чрезвычайно актуальной является проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество здоровых людей, создание для них безбарьерной среды, которая позволила бы им стать активными членами этого общества (73, 116−123, 152, 153, 182, 210−220, 275, 276).
Успешность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья зависит не только от окружающего социума и приятия их в нем как полноценных членов, но и от особенностей развития личности инвалида. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что лица с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд неразрешенных психологических проблем, связанных с негативным воздействием их микросоциального окружения (прежде всего, семьи и школы) и психогенной травматизацией в связи с наличием сенсорного, физического или психического отклонения в развитии (68,71,72, 101, 109−113, 130, 131).
Не смотря на позитивные сдвиги, произошедшие в последние годы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, вызывает тревогу отсутствие в России комплексных государственных социальных программ обеспечения жизнедеятельности этих людей, которые бы позволяли каждому из них самореализовываться и не чувствовать себя лишними в обществе. Кроме того, отсутствуют необходимые законодательные акты для реализации конституционного права каждого на образование и включения всех детей в систему обучения. К сожалению, в общественном сознании преобладает понятие об инвалиде как «человеке, не способном частично или полностью участвовать в производстве материальных благ» и в меньшей степени как «человеке, нуждающемся в особом внимании и помощи». Без помощи средств массовой информации в формировании общественного мнения относительно инвалидов как людей, имеющих равные права с другими людьми, без новой образовательной политики Российского государства, при которой образование действительно включало бы всех, современной школе и психолого-педагогической науке будет очень сложно решить эти проблемы.
В последнее десятилетие XX века в России в сфере специального образования произошли существенные изменения (116, 1 17, 210, 215), связанные с новым отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья в нашем обществе. В связи с расширением интеграционных процессов положительные сдвиги к принятию инвалидов, как взрослых, так и детей, отмечаются в разных слоях нашего населения (молодежи, интеллигенции, пожилых людях, специалистов и др.) (215, 220).
Эти исследования были проведены в условиях крупного мегаполисаСанкт-Петербурга. Представляло интерес выявить информированность о проблемах инвалидов и отношения к ним в условиях интеграции в обычной российской глубинке — на модели Псковской области.
Кроме того, в связи с интегрированным обучением наибольший интерес вызывает изменение психологических особенностей в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья, особенно с психическими расстройствами, как учителей, так и самих учащихся как массовых, так и специальных (коррекционных) школ.
Социализация детей с глубокими интеллектуальными и сенсомоторны-ми нарушениями имеет свои особенности, которые, в первую очередь, связаны с лишением индивида общения и возможности выбора, известной свободы действий, что отрицательно сказывается на процессе его социализации.
Таким образом, проблема изучения социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья с позиций потребностей современной гуманистически ориентированной психологической науки и педагогической практики является весьма актуальной.
Цель исследования: изучение социально-психологических факторов интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество и создание с их учетом модели социальной интеграции детей с глубокими и множественными нарушениями в Псковской области. Задачи исследования:
1) изучить информированность учителей об инвалидах детского и взрослого возраста в общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях;
2) изучить информированность учащихся в общеобразовательных учреждениях об инвалидах детского и взрослого возраста;
3) изучить отношение к инвалидам учителей общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений;
4) изучить отношение к инвалидам учащихся общеобразовательных учреждений;
5) изучить отношение к интеграции в общество учащихся-инвалидов;
6) разработать модель психолого-педагогической помощи при социальной интеграции детей с глубокими множественными нарушениями (Псковский областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Призма»).
Объект исследования: учителя общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ, учащиеся 5−1 1 классов общеобразовательных школ и учащиеся 8−12 классов специальных (коррекционных) школ в Псковской области и Санкт-Петербурге.
Предмет исследования: социально-психологические факторы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов).
Гипотеза исследования. Несмотря на изменение в современной России политики государства и общества, направленной на улучшение положения детей с ограниченными возможностями здоровья, информированность учителей различных типов образовательных учреждений, учащихся массовых школ коррелирует с низкой информированностью общества в целом о проблемах инвалидов.
Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов:
— полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;
— психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.
Учет этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации и сопровождения учащихся с глубокими и множественными нарушениями в развитии.
Методы исследования: социально-психологический мониторинг, метод проектов, математико-статистические методы для обработки данных мониторинга — частотный и факторный анализ, выполненные с помощью программы Statistica 5.0 for Windows. Всего обработано 1096 анкет.
Положения, выносимые на защиту:
1. Недостаточная информированность о проблемах инвалидов в различных слоях общества, в том числе учителей и учащихся общеобразовательных школ, оказывает негативное влияние на успешность социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Отношение современного общества к инвалидам, в том числе и учителей, и учащихся массовой школы, в целом можно охарактеризовать как положительное. С предубеждением педагоги, учащиеся, как и всё население, относятся лишь к инвалидам с психическими нарушениями.
3. Готовность педагогов и учащихся массовой школы к интеграции с инвалидами не отличается от готовности всего общества и остается достаточно низкой.
4. Социальное самочувствие детей-инвалидов (по сравнению с ранее проводимыми исследованиями) имеет тенденцию к улучшению.
5. Отношение людей, особенно педагогов, к инвалидам служит индикатором развитости общественного сознания. В современной России — налицо явное улучшение этого отношения. Поэтому можно констатировать, что наша страна находится на этапе перехода от благотворительности по отношению к инвалидам к подлинному равенству и участию в их судьбе.
Научная новизна и теоретическая значимость. Впервые проведен социально-психологический мониторинг по проблемам интеграции детей-инвалидов среди учителей и учащихся общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений. Сравнительный анализ результатов мониторинга в крупном мегаполисе — Санкт-Петербурге и типичном регионе РФ Псковской области демонстрирует общую тенденцию улучшения положительного отношения современного общества к социальной интеграции детей-инвалидов. Между тем, готовность педагогов и учащихся массовых школ к интеграции детей-инвалидов все еще не является достаточной. Показано, что педагоги специальных школ более позитивно, по сравнению с педагогами массовых школ, оценивают социальную роль инвалидов и положительные качества их личности (терпение, упорство в достижении цели, доброжелательность и работоспособность), однако, педагоги специальных школ консервативны в отношении педагогической интеграции и считают более целесообразным обучение детей-инвалидов в специальных (коррекционных) школах. Впервые установлено, что в связи с положительным изменением отношения общества к детям-инвалидам, улучшились их социальное самочувствие и готовность к совместному обучению со здоровыми детьми в массовой школе, снизилась тревога по поводу будущей жизни и работы. Полученные объективные данные о социально-психологических факторах интеграции могут внести весомый вклад в развитие концептуальных основ интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их психолого-педагогической реабилитации и социализации.
Практическая значимость работы. Методические подходы к организации социально-психологического мониторинга могут быть использованы для оценки эффективности работы органов образования по интеграции детей-инвалидов. В работе предлагается модель центра социальной интеграции детей с глубокими и множественными нарушениями, которая может быть внедрена в других регионах РФ. Результаты работы могут быть использованы в лекционных курсах при профессиональной подготовке специальных психологов и коррекционных педагогов в вузах, а также руководителями органов образования и школ для повышения квалификации учителей по правовым вопросам интеграции детей-инвалидов и воспитанию психологической толерантности учащихся.
Апробация результатов исследования осуществлялась через выступления на Международной научно-практической конференции «Опыт международного сотрудничества по воспитанию и обучению детей с отклонением в развитии» (1997) — Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в коррекционной педагогике» (1998) — Всероссийской конференции по проблемам детей-инвалидов «Партнерство во имя развития» (1999) — Коллегии Министерства образования РФ (1999) — Всероссийском совещании работников образования (2000).
Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры специальной психологии Института специальной педагогики и психологии и кафедры специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета. По теме диссертации опубликовано 9 работ.
Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, шести глав, выводов и приложений. Работа изложена на 206 страницах и содержит 84 рисунка и 6 приложений. Библиография насчитывает 286 наименований, из них 53 — на иностранном языке.
Результаты исследования указывают на необходимость повышения правовой грамотности и этой категории учителей, так как пятая часть опрошенных не знакома с нормативно-правовой базой по социальной защите инвалидов.
Называя большее количество организаций и служб помощи инвалидам, и, проявив достаточную компетентность в данном вопросе, учителя специальных (коррекционных) школ затруднялись при ответе на вопрос о наличии таких служб и организаций помощи родителям детей-инвалидов. Это ещё раз подтверждает их недостаточность в стране, слабое привлечение внимания к данной проблеме и со стороны общества, и со стороны государства.
4.3. Информированность об инвалидах учащихся общеобразовательных учреждений.
Особой интерес для нас представляла информированность учащихся общеобразовательных учреждений о проблемах инвалидов. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, было интересно знать, насколько они осведомлены о существовании проблемы. Во-вторых, — как меняется их отношение к источникам информации об инвалидах в периоде школьного обучения. В-третьих, эти сферы косвенно позволяли выявить роль самого образовательного учреждения в воспитании толерантности к интеграции инвалидов.
Из диаграмм (рис. 31, 32) видно, что среди респондентов этой группы * высока степень отстраненности или не владения проблемой. 36,0% опрошенных учащихся 5−6 классов не смогли сформировать свое мнение о достаточности освещения в СМИ проблем взрослых инвалидов, 18,0% - детей-инвалидов, 30,0% - родителей детей-инвалидов. Как положительный момент и в деятельности школы, и в личностном развитии мы оцениваем то, что к 1011 классам эти показатели значительно уменьшаются. Среди этой группы респондентов уже только 24,5% опрошенных не могли высказаться о достаточности освещения проблем взрослых инвалидов, 3,7% - детей-инвалидов, 24,5% родителей детей-инвалидов.
26.0% Л да взрослым инвалидам детям-инвалидам родителям детей-инвалидов.
Рис. 31. Оценка достаточности освещения проблем инвалидов в СМИ учащихся 5−6 классов ОУЗ.
38.0% 36,0% 40,0% 42,0% 60 Оо/о н н.
LL — U ¦ гп. ¦ .1 нет не знаю да нет не знаю да нет не знаю.
54,7%.
52.8%.
50.9%.
20.7%.
24.5%.
43.3% 1.
24.5%.
24.5%.
3.7% да нет не знаю да нет не знаю да нет не знаю взрослым инвалидам детям-инвалидам родителям детей-инвалидов.
Рис. 32. Оценка достаточности освещения проблем инвалидов в СМИ учащихся 10−11 Kiaccoe ОУЗ.
Однако степень неудовлетворенности освещения проблем инвалидов в СМИ учащимися достаточно высока, что коррелирует с результатами опроса других групп респондентов. При этом степень этой неудовлетворенности возрастает с возрастом обучающихся. Если в 5−6 классах 38% опрошенных неудовлетворены степенью освещения в СМИ проблем взрослых инвалидов, то к 10−11 классу этот показатель возрастает до 54,7%. Освещаемостью проблем детей-инвалидов соответственно неудовлетворены 42,0% и 43,3%, родителей детей-инвалидов — 60,0% и 50,9% респондентов.
Самые низкие показатели удовлетворенности информированностью и в 5−6 классах, и в 10−11 классах относятся к освещению проблем родителей детей-инвалидов (соответственно 10,0% и 24,5%) и взрослых инвалидов (26,0%) и 20,7%).
В качестве основного источника информации о проблемах инвалидов, как и другие группы респондентов, учащиеся общеобразовательных учебных заведений называют телевидение. В 5−6 классах через этот канал информацию получают 95,0% опрошенных, в 10−11 классах 83,0% (рис. 33, 34).
100% 1 95%.
12%.
12%.
0% телевидение радио журналы популярная научная педагоги. другой литература литература воспитатели вариант.
Рис. 33. Оценка источников информации о проблемах инвалидов учащимися 5−6 классов ОУЗ.
100%.
80%.
60%.
40%.
20%.
0%.
83% телевидение радио.
68%.
28% 28%: 12%.
— А газеты.
18%.
20%.
0% журналы популярная научная педагоги, другой литература литература воспитатели вариант.
Рис. 34. Оценка источников информации о проблемах инвалидов учащимися 10−11 классов ОУЗ.
Достаточно высоко как источник информации о проблемах инвалидов учащиеся в обеих группах оценивают газеты (5−6 класс — 79,0%, 10−11 классы — 69%, радио (соответственно 37,0% и 23,0%), журналы (29,0%) и 23,0%). Обращает на себя внимание тот факт, что 58,0% опрошенных учащихся 5−6 классов в качестве источника информации назвали своих педагогов и воспитателей, что говорит о не безразличии последних к проблеме и желании донести ее до своих воспитанников.
Сравнительный анализ источников информации, из которых учащиеся узнают о проблемах инвалидов (рис.35), как и следовало ожидать, снижает роль телевидения (с 95,0% до 83,0%), радио (с 37,0% до 28,0%), газет (с 79,0%о до 68,0%), педагогов и воспитателей (с 57,0%) до 20,0%), но увеличивает роль научной литературы (с 12,0% до 18,0%).
100% 80% -60%.
40% -! i.
20%.
0% j.
95%.
83%.
79%.
37%.
28% I.
68%.
29% 28% Л.
12% 12% 12%.
18%.
57% К Ш.
20% 1 телевидение радио газеты журналы популярная научная педагоги.