Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государство и проблема монополий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Заключение. Список литературы. Введение. Монополия: место и роль на рынке. Основы государственной политики защиты конкуренции. Антимонопольное законодательство в России. Государственное регулирование конкурентного процесса в переходной экономике. Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Монополия: место и роль на рынке
  • Государственное регулирование конкурентного процесса в переходной экономике
  • Основы государственной политики защиты конкуренции
  • Антимонопольное законодательство в России
  • Заключение
  • Список литературы

Государство и проблема монополий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

В условиях рыночной экономики антимонопольное регулирование является одним из основных инструментов осуществления экономической политики государства.

Основной целью контроля и надзора в сфере конкуренции является создание условий для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию экономики.

В связи с этим основными задачами должны быть выявление и пресечение фактов злоупотребления монополистическим положением хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, последствия которых наиболее негативно отражаются на развитии конкуренции и предпринимательства, препятствуют выравниванию условий конкуренции и, в конечном счете, являются сдерживающим фактором развития экономики.

Реализация эффективной антимонопольной политики требует разработки нормативной правовой базы, необходимой для регулирования конкурентных отношений на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов с учетом современного уровня развития национальной экономики.

Законопроект о защите конкуренции должен устранить недостатки Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», обеспечить повышение эффективности деятельности антимонопольного органа и способствовать принятию решений на основе комплексного и объективного анализа процессов концентрации в Российской Федерации, обеспечивая повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировых рынках.

Монополия: место и роль на рынке Монополия (греч. monos — один, poleo — продаю) — крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:

• В масштабе определенной отрасли — чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

• В масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.).

• Монопсония (чистая и абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:

• Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой