Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Абсолютная монополия рынка

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 года. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений кризисов и монополий указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты модели монополии
  • Глава 2. Механизмы достижения монопольного положения на рынке
  • Глава 3. Последствия существования монополий и антимонопольная политика
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Абсолютная монополия рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Монополию довольно часто рассматривают как новое экономиче-ское явление. Одновременно ее обычно оценивают в качестве чего-то ужас-ного, противоестественного. Но история монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Монополии  древняя форма материаль-ных отношений. В Древней Греции цари обладали монополией на некото-рые промыслы, ремесла, тогда монополия была эпизодическим, случай-ным, временным явлением. Монопольные права монархов на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами называли регалией. Практика монополий была осознана наукой с древности. Ее анализировал Аристотель: «Но и вообще, как мы сказали, выгодно в смысле наживания состояния, если кто сумеет захватить какую-либо монополию». Последу-ющие мыслители также обращали внимание на этот тип материальных от-ношений, например, педагог Я. Каменский. Экономисты более содержате-льно рассматривали ее. О ней писали многие, что подтверждало возраста-ющее значение монополий в экономической жизни. Особенно это заметно в средние века. Ф. Бэкон писал о раздаче различных монополий в Англии ХVII века. В. Петти также уделил много внимания монополии. Он рассматривал, прежде всего, торговую монополию с точки зрения на-логообложения. В то же время он отмечал и монополию изобретателей, констатируя одновременно тот печальный до настоящего времени факт: «следует, между прочим, отметить, что не многие лица, открывшие что-ни-будь новое, были когда-либо вознаграждены монополией …». Любопытно его замечание по этому вопросу: претензии изобретателей гибнут, обычно, вместе с ними.

Новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 года. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений кризисов и монополий указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в экономической литературе того времени получили название «детей кризиса».

Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

Первые монополии возникли в России в начале 80 х годов 19 го века среди предприятий, обслуживающих железнодорожное строительство (Союз рельсовых фабрикантов в 1882 м году, а также объединения заводов, изготовлявших конструкции для мостов, рельсовые крепления и т. п.). Тогда же оформилась конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, позднее экспортный синдикат бакинских керосинозаводчиков.

Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый гоударственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.

Объект курсовой работы монополии, предмет причины и последствия монополизации рынков.

Цель курсовой работы изучить понятие монополии и причины монополизации рынков.

Следовательно, задачи работы.

изучить понятие монополии, виды и причины ее возникновения.

изучить механизм достижения монопольного положения на рынке.

исследовать последствия существования монополий.

рассмотреть антимонопольную политику.

Глава 1. Теоретические аспекты модели монополии.

Монополии — крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополизм — это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке. Аристотель, закладывая основы экономических воззрений, отнес монополию к одной из практических форм «искусства наживать состояние».

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно" — один, «полио" — продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П.Самуэльсон), «ценоискатель» (П.Хейне). Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца. Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. // Российская газета. — 2006 г, 27 июля.
  2. Постановление Правительства РФ «О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» от 13 октября 1995 г. № 997 // Российская газета. 1995, 18 окт.
  3. Постановление Правительства РФ «Положение о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» от 12 июля 1999 г. № 793 // СЗ РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3756.
  4. Е.Ф. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. М.: Флинта, 2000.
  5. Н.С. Мировая экономика. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Санкт Петербургского государственного университета, 2003. 392 с.
  6. В.А. Микроэкономика (Основы современной теории рынка и фирмы) М.: Юристъ, 2002. 306 с.
  7. Г. С., Вечканова Г. Р. Микроэкономика. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
  8. В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. микроэкономика: В 2- х т. (Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1999. -503 с.
  9. М.В. Экономическая история: Учебник. М.: Дашков и К, 2006. 491 с.
  10. Ю. Монополия и конкурентная политика // Вопросы экономики. 2006. — № 5. С. 136 — 141
  11. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник. 2- изд., испр./ под. Ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. М.: КНОРУС, 2005. 672 с.
  12. Н.Г. Принципы микроэкономики: Учебник для вузов. 4 е изд./ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. 592 с.
  13. К.Н. Позитивные стороны процесса монополизации экономики: зарубежный опыт // Промышленная политика в РФ. 2007. — № 9. С. 7−11
  14. М.В. Микроэкономика: учебное пособие /М.В. Сафрончук. М.: КНОРУС, 2007. 256 с.
  15. Самуэльсон, Пол Э., Норхаус, Вильям Д. Микроэкономика, 18 е изд.: Пер. с англ. М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2008. 752 с.
  16. Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Ю. В. Тарануха; под общ. ред. Проф. А. В. Сидоровича. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. 640 с. (Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).
  17. Ю.В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: Учебник/ Ю. В. Тарануха, Д. Н. Земляков. М.: КНОРУС, 2008.- 320 с.
  18. А.Н., Фролова Н. Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник. М.:ИНФРА М, 2005. 685 с. (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
  19. Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА М, 2000. 696 с. (Серия «Университетский учебник)
  20. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. проф. В. И. Голубовича. Мн.: Интерпресссервис; Экоперспектива, 2002. 592 с.
Заполнить форму текущей работой