Если предприятие нуждается в привлечении инвестиций, руководство должно сформировать четкую программу мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности.
Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство компании понимает, что дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Привлечение инвестиций в компанию дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста.
Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должен являться рост стоимости компании и других показателей ее деятельности.
Цель данной работы изучение обоснования привлекательности инвестиционного проекта.
Задачи работы:
1. Изучить понятие привлекательности инвестиционного проекта.
2. Рассмотреть показатель оценки привлекательности инвестиционного проекта.
3. Рассмотреть мероприятия повышения привлекательности инвестиционного проекта.
1. Понятие и формирование инвестиционной привлекательности проекта
В экономической литературе до настоящего времени отсутствует единый подход к определению понятия «инвестиционная привлекательность» .
По мнению М. Н. Крейниной, например, она у предприятий и организаций зависит от всех показателей, характеризующих их финансовое состояние, но, прежде всего, от показателей, влияющих на доходность предприятия, курс акций и уровень дивидендов. С точки зрения, которой придерживается И. А Бланк, инвестиционная привлекательность предприятия напрямую связана со стадией его жизненного цикла. Инвестиционно привлекательными являются предприятия, находящиеся на стадиях «роста» и «зрелости». На стадии «старения» инвестирование нецелесообразно, за исключением тех случаев, когда предусматривается перепрофилирование предприятия. Таким образом, по существу, в первом случае отожествляются инвестиционная привлекательность и финансовое состояние предприятий. Во втором же случае позиция автора более последовательна.
Следует помнить, что некоей абстрактной категории «инвестиционная привлекательность предприятий» в экономике не существует по следующим причинам.
Во-первых, для потенциального кредитного инвестора (банка) и потенциального институционального инвестора (акционер, партнер в совместном предприятии) понятие «инвестиционная привлекательность» имеет совершенно различный смысл. Если для банка основным приоритетом в рассмотрении привлекательности предприятия является его платежеспособность (так как банк заинтересован в своевременном возврате основной суммы денег и выплаты поцентов и не участвует в прибыли от реализации проекта), то для институционального инвестора акценты смещаются в сторону эффективности хозяйственной деятельности реципиента (прибыль на совокупные активы).
Во-вторых, имеет особое значение предполагаемая сумма инвестирования. Для капитальных вложений существуют как чистая текущая стоимость (net present value, NPV), так и внутренняя норма рентабельности (internal rate of return, IRR). В этой связи особое значение имеет позиция инвестора по рассмотрению инвестиционной привлекательности предприятий. Если задача рассмотрения состоит в том, чтобы оценить привлекательность различных предприятий на предмет размещения фиксированной величины инвестиций, то основным показателем будет чистая текущая стоимость. Если речь идет о диверсифицированных вложениях с возможностью варьирования суммы финансирования, то приоритет отдается показателю внутренней нормы рентабельности.
В-третьих, необходимо четко различать понятия абсолютной и относительной инвестиционной привлекательности предприятий. Понятие «абсолютная привлекательность» относится к рассмотрению конкретного, четко специфицированного инвестиционного проекта. В этом случае инвестиционная привлекательность предприятия в абсолютном значении положительна в том случае, когда NPV за весь амортизационный цикл выше 0. Понятие «относительная инвестиционная привлекательность» всегда предполагает базу сравнения. Это может быть:
среднеотраслевая инвестиционная привлекательность;
сравнение с другими предприятиями отрасли;
сравнение с некими нормативными (заданными заказчиком) значениями.
Поэтому при оценке инвестиционной привлекательности предприятий предварительно необходимо четко специфицировать следующие моменты: