Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория монополии и проблема рыночной власти

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной экономике стремление к частичной монополизации охватило практически все сферы рынка. Монопольно-регулирующие силы в краткосрочном периоде в состоянии не только ограничивать разрушительные влияния стихийных сил ценовой конкуренции и способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных ее секторов и отраслей, но и создавать широкий спектр альтернативных выгод для… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы монополии
    • 1. 1. Чистая монополия и условия ее существования
    • 1. 2. Естественные монополии как разновидность чистой монополии
    • 1. 3. Роль государства в процессе антимонопольного регулирования рыночно ориентированной экономики
  • Глава 2. Экономическая модель монополии в работах экономистов
    • 2. 1. Механизм образования цены в работах Э. Чемберлина и Д. Робинсон
    • 2. 2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии
  • Заключение
  • Список литературы

Теория монополии и проблема рыночной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава 1. Теоретические основы монополии

1.1. Чистая монополия и условия ее существования

В современной экономике стремление к частичной монополизации охватило практически все сферы рынка. Монопольно-регулирующие силы в краткосрочном периоде в состоянии не только ограничивать разрушительные влияния стихийных сил ценовой конкуренции и способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных ее секторов и отраслей, но и создавать широкий спектр альтернативных выгод для конечных потребителей. Однако в стратегическом плане, и особенно при локализованных рынках услуг, монополия приводит к застойным явлениям, в том числе сдерживанию научно-технического прогресса, падению эффективности производства и снижению благосостояния потребителей.

Специфика рынка чистой монополии это когда на рынке один продавец (экспортер), и он является монополистом данного товара. Пример чистой монополии: мировой рынок алмазов (diamonds), на котором господствует «Дебирс», в освоении космоса американская аэрокосмическая монополия НАСА. Понятно, что такие монополии определяют процесс ценообразования на мировом рынке свой продукции.

В отличие от рынка совершенной конкуренции на несовершенно конкурентных рынках покупатели либо продавцы могут воздействовать на рыночную цену. К несовершенно конкурентным рынкам относятся монополия и монопсония, олигополия и монополистическая конкуренция.

Монополия это тип рыночной структуры, который характеризуется наличием только одного продавца и множества покуателей. Слово «монополия» образовано от двух греческих слов: «монос» один и «полео» продаю. Если рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это — монопсония («монос» один и «псонио» покупаю). Примером монопсонии может быть государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров.

Подобно чистой конкуренции, чистая монополия является теоретической абстрактной категорией, ибо в реальной действительности обнаружить чистую монополию практически невозможно. Пожалуй, проще встретить примеры монополии, обращаясь к советской истории нашего государства. Так, в СССР существовало единственное предприятие по производству швейных машинок в Подольске, единственное предприятие по производству фильтров для сигарет в Армянской ССР.

Несмотря на то, что в реальности примеры чистой монополии чрезвычайно редки, некоторые элементы этой рыночной структуры проявляют себя как постоянно действующая сила, в том числе и на конкурентных по своей сути рынках. К примеру, появление принципиально новой технологии приводит к постоянному притоку на рынки абсолютно новых типов товаров. И фирма, впервые внедряющая такие товары, какое-то время может удерживать монопольное положение (до тех пор, пока данную технологию не освоят другие фирмы).

Чистая монополия отличается от чистой конкуренции тремя параметрами из семи: во-первых, в отрасли существует лишь один прода-вец (а не много, как в условиях чистой конкуренции); во-вторых, продукт не имеет заменителей, т. е. абсолютно дифференцирован. Это означает, что перекрестная эластичность спроса по цене между продуктом монополиста и другими продуктами либо очень низка, нулевая, либо даже отрицательна. В-третьих, вход в отрасль новых фирм невозможен.

В реальной жизни даже монополисты испытывают своего рода периферийную конкуренцию отдаленных и частичных субститутов: так, почта ощущает некоторое соперничество со стороны телефонных компаний. Газовые компании могут соперничать с электроэнергетическими как поставщики топлива. Однако перекрестная эластичность спроса товара монополиста и дальних заменителей не столь высока.

К основным признакам монополии следует отосить:

1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.

2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.

3. Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену» (price-searcher). Но это не означает, что монополист может назначить сколь угодно высокую цену: например, если монопольный издатель какой-то книги устанавливает цену на нее, равную 1 млн руб., то просто никто ее не купит и издательство разорится.

4. Вступление в отрасль заблокировано, т. е. существуют экономические, технические, юридические и др. барьеры вступления в отрасль.

5. Существуют ограничения в доступности информации. Например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.

Существуют 4 фактора, каждый из которых или их сочетание приводит к тому, что фирма становится монополией.

Во-первых, монополия может стать результатом нововведений и новаций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой