Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение эффективности многофункциональных энерготехнологических комплексов совершенствованием двигатель-генераторных установок

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность работы. Малая энергетика — сектор экономики, обеспечивающий энергией регионы России, не охваченные централизованным энергоснабжением. Малая энергетика обеспечивает условия жизни и деятельности более 20 млн. граждан, многие ключевые для страны виды добывающей промышленности на 70% ее территории. Годовые финансовые обороты в малой энергетике превышают 60 млрд. долларов США. Ее доля… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ состояния, перспектив развития и проблем совершенствования энергоустановок с поршневыми тепловыми двигателями
    • 1. 1. Перспективы использования и развития энергоустановок на базе поршневых двигателей внутреннего сгорания
      • 1. 1. 1. Современное состояние и ключевые проблемы развития энергетики
      • 1. 1. 2. Использование местных топливно-энергетических ресурсов и альтернативных топлив для нужд малой энергетики
      • 1. 1. 3. Перспективы когенерационной выработки тепла ДВС-электростанциями
      • 1. 1. 4. Проблемы обеспечения качества электрической энергии в сетях общего назначения
    • 1. 2. Технический уровень и состояние эксплуатации энергоустановок
      • 1. 2. 1. Состояние нормативно-технической базы с требованиями к энергоустановкам и первичным ДВС
      • 1. 2. 2. Обзор отечественного и зарубежного рынка энергоустановок на базе поршневых двигателей
      • 1. 2. 3. Состояние эксплуатации ДВС-электростанций
    • 1. 3. Основные положения концепции МЭК. Особенности характеристик и режимов функционирования двигатель-генераторных установок в составе МЭК
      • 1. 3. 1. Многофункциональные энерготехнологические комплексы на базе поршневых ДВС и возобновляемых (нетрадиционных) источников энергии
      • 1. 3. 2. Особенности конструкции и режимов функционирования двигатель-генератора в составе МЭК
      • 1. 3. 3. Математическое моделирование МЭК
      • 1. 3. 4. Цели и задачи исследования
  • 2. Методы и средства расчетно-теоретических исследований многофункциональных энерготехнологических комплексов
    • 2. 1. Методы оценки и повышения эффективности МЭК
      • 2. 1. 1. Система критериальной оценки эффективности энергоустановок с поршневыми ДВС
      • 2. 1. 2. Направления совершенствования показателей, входящих в систему критериальной оценки эффективности МЭК
      • 2. 1. 3. Методы оптимизации режимов функционирования и конструктивных параметров ДГУ в составе МЭК
    • 2. 2. Развитие методов и средств теории многофункциональных энергетических комплексов
      • 2. 2. 1. Математическое описание процессов первичного двигателя
      • 2. 2. 2. Математическая модель электрооборудования МЭК
      • 2. 2. 3. Математическая модель для определения ресурса первичного ДВС
      • 2. 2. 4. Комплексная математическая модель МЭК
  • 3. Методы и средства экспериментальной оценки критериев эффективности многофункциональных энерготехнологических комплексов
    • 3. 1. Метрологическое обеспечение экспериментальных исследований МЭК и его составляющих
      • 3. 1. 1. Объекты экспериментального исследования
      • 3. 1. 2. Приборы и оборудование
      • 3. 1. 3. Стандартизованные методы экспериментального исследования
      • 3. 1. 4. Методы и средства экспериментальной оценки выбросов вредных веществ с отработавшими газами первичного двигателя
    • 3. 2. Методы и средства экспериментальной оценки параметров двигатель-генераторов и первичных двигателей МЭК
      • 3. 2. 1. Методы и средства экспериментального исследования по переводу первичного двигателя на альтернативные жидкие виды топлива
      • 3. 2. 2. Методы и средства экспериментального исследования по переводу первичного двигателя на газовое топливо
      • 3. 2. 3. Методика экспериментальной оценки тепловой нагруженности деталей первичного двигателя
      • 3. 2. 3. Методика экспериментального исследования эффективности системы смазки первичного двигателя
      • 3. 2. 4. Методика экспериментального исследования по определению влияния жесткости элементов на механическую нагруженность трансмиссии ДГУ и качество электроэнергии
      • 3. 2. 5. Методика экспериментальной оценки параметров системы утилизации первичного ДВС
  • 4. Совершенствование характеристик и режимов функционирования двигатель-генераторных установок в составе МЭК
    • 4. 1. Оптимизация режимов функционирования ДГУ в составе МЭК по критерию минимального удельного расхода топлива, отнесенного к электрической мощности МЭК
      • 4. 1. 1. Повышение топливной экономичности первичного двигателя оптимизацией скоростного режима
      • 4. 1. 2. Анализ влияния скоростного режима МЭК на параметры экономичности ДГУ с учетом КПД электротехнического оборудования
      • 4. 1. 3. Анализ влияния скоростного режима ДГУ на экологические характеристики МЭК
      • 4. 1. 4. Оценка влияния частоты вращения на тепловой баланс первичного дизеля и количество потенциально утилизируемого тепла
    • 4. 2. Расширение многотопливных свойств первичных двигателей
      • 4. 2. 1. Расчетно-теоретический анализ особенностей химической кинетики окисления топлив различного фракционного состава
      • 4. 2. 2. Энергетический баланс рабочего цикла и тепломеханическая напряженность деталей первичного двигателя МЭК, использующего топлива различного фракционного состава
  • 5. Разработка научно-обоснованных решений по повышению эффективности МЭК
    • 5. 1. Технические решения, реализующие методы и средства совершенствования режимов функционирования и характеристик ДГУ в составе МЭК
      • 5. 1. 1. Повышение коэффициента наполнения и интенсивности вихревого движения воздуха в камере сгорания первичного двигателя совершенствованием профиля газовоздушного тракта
      • 5. 1. 2. Улучшение экологических характеристик первичных ДВС использованием охладителя надувочного воздуха и рециркуляции отработавших газов
      • 5. 1. 3. Снижение динамической нагруженности трансмиссии двигатель-генератора в составе МЭК
      • 5. 1. 4. Повышение эффективности энергоустановок совершенствованием системы утилизации тепла ДВС
      • 5. 1. 5. Обоснование выбора рациональных конструктивных и регулировочных параметров газодизеля с камерой сгорания ЦНИДИ
      • 5. 1. 6. Повышение эффективности первичного двигатель-генератора на альтернативных жидких топливах
      • 5. 1. 7. Улучшение показателей надежности и ресурса двигатель-генератора в составе МЭК
    • 5. 2. Решения в области организации эксплуатации
      • 5. 2. 1. Основные положения концепции развития автономных систем энергоснабжения на базе МЭК
      • 5. 2. 2. Совершенствование принципов и методов стандартизации ДЭС на основе системы критериальной оценки
      • 5. 2. 3. Разработка методики энергетического обследования МЭК
  • 6. Технико-экономическое обоснование многофункциональных энерготехнологических комплексов
    • 6. 1. Особенности методики технико-экономического обоснования эффективности МЭК
    • 6. 2. Экономическая эффективность перевода двигатель-генератора на режим переменной частоты вращения
    • 6. 3. Экономическая эффективность АСЭС на базе многофункциональных энерготехнологических комплексов

Повышение эффективности многофункциональных энерготехнологических комплексов совершенствованием двигатель-генераторных установок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Малая энергетика — сектор экономики, обеспечивающий энергией регионы России, не охваченные централизованным энергоснабжением. Малая энергетика обеспечивает условия жизни и деятельности более 20 млн. граждан, многие ключевые для страны виды добывающей промышленности на 70% ее территории. Годовые финансовые обороты в малой энергетике превышают 60 млрд. долларов США. Ее доля в топливно-энергетическом балансе страны к 2005 году составляла 10% вырабатываемой электроэнергии РФ и 26% вырабатываемого тепла. В сфере малой энергетики занято около 2 млн. человек обслуживающего персонала [1].

К малой энергетике относятся источники электроэнергии и тепла мощностью до 30 МВт. Базой малой электроэнергетики является около 50 000 энергоустановок на базе двигателей внутреннего сгорания, из них около 47 000 дизельных суммарной установленной мощностью 17 млн. кВт (8% суммарной установленной мощности электростанций страны) и 3000 газотурбинных. Средняя единичная мощность малых электростанций — 340 кВт. Суммарная выработка электроэнергии — 50 млрд. кВт’ч/год, суммарное потребление топлив -17 млн. т условного топлива в год.

Имеется ряд проблем, затрудняющих развитие автономных систем энергоснабжения на основе ДВС-электростанций. Наиболее существенные из них:

— высокие затраты на топливо (до 80% от общих затрат на эксплуатацию ДВС-электростанций), обусловленные недостаточно широким использованием местных топливно-энергетических ресурсов, альтернативных топлив, возобновляемых источников энергии, работой двигателя на скоростных и нагрузочных режимах далеких от оптимальных;

— загрязнение окружающей среды вредными веществами, содержащимися в отработавших газах первичных двигателей, выбросы углекислого газа, потребление атмосферного кислорода, шумовое «загрязнение»;

— большие безвозвратные потери энергии с теплом, выносимым с ОГ, через системы охлаждения и смазки, тепловое «загрязнение» атмосферы;

— качество электрической энергии, вырабатываемой ДВС-электростанциями, в большинстве случаев не соответствует требованиям к качеству энергии в сетях общего назначения.

Одним из эффективных способов решения этих проблем является внедрение многофункциональных энерготехнологических комплексов модульного типа на базе гибридных энергоустановок. Основные отличия МЭК от традиционных ДЭС:

— совместная работа двигатель-генераторной установки с ветроэлектро-станцией, либо другим ВИЭ, что предопределяет наличие в составе МЭК преобразователя частоты тока;

— работа ДГУ на оптимальном, с точки зрения топливной экономичности, скоростном режиме, зависящем от нагрузки, что влечет необходимость использования «всережимного» генератора и ПЧ, а также системы автоматического регулирования частоты вращения, реализующей оптимальный алгоритм управления скоростным режимом ДГУ в составе МЭК в зависимости от нагрузки;

— наличие системы утилизации сбросового тепла систем охлаждения, смазки и отвода отработавших газов первичного двигателя;

— использование местных, в том числе газообразных, видов топлива (газовых конденсатов, топлив широкого фракционного состава, природного, попутного и газогенераторного газа, биогаза и т. д.).

В результате могут быть существенно снижены затраты на топливо, уменьшены удельные выбросы ВВ, уровни шума и вибрации, тепловая и механическая напряженность деталей ДГУ, улучшены показатели надежности, снижены требования к системе автоматического регулирования частоты вращения, повышена стабильность частоты тока и улучшены другие показатели качества электроэнергии.

Создание МЭК является актуальным направлением в энергетике, его развитие требует решения научной проблемы совершенствования методов и средств повышения их эффективности оптимизацией режимов функционирования и конструкции первичных ДВС.

Цель исследования — повысить эффективность (топливная экономичность, экологические показатели, надежность, качество электроэнергии) многофункциональных энерготехнологических комплексов совершенствованием двигатель-генераторных установок.

Задачи исследования:

1. Разработать систему критериев эффективности МЭК, учитывающую конструктивные особенности МЭК (работу с переменной частотой вращения и многотопливность первичного ДВС, наличие СУТД) и ограничивающие факторы (ресурс, выбросы ВВ с ОГ, уровень шума и вибрации первичного ДВС, качество генерируемой энергии).

2. На основе системы критериев эффективности МЭК, обосновать критерии оптимальности, параметры оптимизации и ограничивающие параметры ДГУ.

3. Разработать математическую модель МЭК. Установить зависимости, связывающие критерии эффективности МЭК, с режимами функционирования и конструктивными особенностями ДГУ и первичного ДВС.

4. Разработать метод синтеза алгоритма оптимального управления скоростным режимом первичного ДВС в составе МЭК в зависимости от нагрузки. Оценить влияние скоростного режима на критерии эффективности МЭК.

5. Выполнить оценку влияния вида топлива на критерии эффективности МЭК с первичным дизелем 4ЧН15/20,5 с камерой сгорания ЦНИДИ, обосновать его рациональные конструктивные и регулировочные параметры.

6. Разработать технические решения, реализующие обоснованные в ходе исследования методы совершенствования ДГУ в составе МЭК.

Объект исследования — процессы в двигатель-генераторных установках, определяющие эффективность МЭК.

Предмет исследования — методы и средства совершенствования режимов функционирования и характеристик ДГУ в составе МЭК.

Методика исследования включает методы теории поршневых ДВС и электротехники, математического моделирования и оптимизации сложных систем, численные и натурные эксперименты.

Достоверность результатов подтверждена их сопоставлением с данными других исследователей, сходимостью теоретических и экспериментальных данных, применением современных средств и методов испытаний, соответствующих государственным и отраслевым стандартам.

Научную новизну имеют следующие положения диссертационной работы:

1. Система критериев эффективности МЭК с первичным ДВС, учитывающая особенности режимов их функционирования и структуры МЭК, включающая, кроме критерия по ГОСТ Р 51 749 — удельного расхода топлива, ограничивающие параметры — установленную электрическую мощность, тепловую мощность, ресурс, качество генерируемой энергии, выбросы ВВ с ОГ, шум и вибрацию.

2. Математическая модель МЭК, отличающаяся новыми зависимостями, связывающими критерии эффективности с режимами функционирования, характеристиками и структурой ДГУ (использование различных видов топлива, работа с переменной частотой вращения, наличие ПЧ и СУТД) для определения:

— относительного изменения КПД МЭК на режимах постоянной и переменной частот вращения первичного ДВС;

— расходования ресурса первичного ДВС на основе оценки скорости накопления повреждений;

— относительного изменения потенциально утилизируемой теплоты на режимах постоянной и переменной частот вращения первичного ДВС.

3. Метод синтеза алгоритма оптимального управления скоростным режимом первичного ДВС в составе МЭК в зависимости от частоты вращения ДВС и электрической нагрузки, с учетом системы критериев оценки эффективности МЭК, отличающийся целевой функцией — расход топлива, отнесенный к электрической мощности МЭК.

4. Результаты оценки влияния:

— переменной частоты вращения коленчатого вала первичных двигателей типа 413/14 и ЧН13/14 на критерии эффективности МЭК, учитывающие изменение КПД «всережимного» генератора, преобразователя частоты тока, системы утилизации сбросового тепла первичного ДВС;

— физико-химических свойств топлива (цетанового числа, фракционного состава), регулировочных характеристик первичного двигателя 4ЧН15/20,5 (запальной дозы, угла опережения подачи топлива, давления наддува) и свечи накаливания в камере сгорания для принудительного воспламенения на топливную экономичность и тепломеханическую нагруженность при работе на альтернативных видах жидкого топлива и по газожидкостному циклу на режимах МЭК.

Практическую ценность имеют разработанные методы и средства решения задач совершенствования ДГУ, позволяющие повысить эффективность МЭК, в том числе, расчетные программы, нормативно-технические документы, научно-обоснованные технические решения. Результаты исследования могут быть использованы при создании МЭК и их систем, модификаций первичных ДВС, предназначенных для работы в составе МЭК, модернизации существующих ДЭС и ВЭС, в учебном процессе.

Реализация результатов работы. Материалы диссертации внедрены:

— ОАО РАО «ЕЭС России» и входившими в его состав ОАО «Научно-исследовательский институт энергетических сооружений» и ЗАО «НПЦ Малой энергетики» (г. Москва) — при разработке «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», «Программы развития ветроэнергетики ОАО РАО „ЕЭС России“», проекта «Концепции технической политики в электроэнергетики России на период до 2030 года», систем стандартов организации «Дизельные и газопоршневые электростанции» и «Ветроэлектростанции», разработке и проведении стендовых и полевых испытаний МЭК на базе ВЭС «Заполярная» (г. Воркута), разработке проектов национальных стандартов РФ «Дизельные и газопоршневые электростанции. Общие технические условия» и «Дизельные и газопоршневые электростанции. Энергоэффективность».

— ОАО «ПО Алтайский моторный завод» (г. Барнаул) — при разработке модификаций дизелей для энергоустановок.

— ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и ООО ГСКБ «Трансдизель» (г. Челябинск) — при разработке двигатель-генераторных установок и модификаций дизелей для них, включая многотопливные, создании системы утилизации сбросового тепла.

— ОАО ХК «Барнаултрансмаш» (г. Барнаул) — при разработке двигатель-генераторных установок, а также модификаций дизелей для них.

— АК «Якутскэнерго» и АК «Сахаэнерго» (р. Саха (Якутия)) — при реализации «Программы развития малой энергетики Республики Саха (Якутия)» и разработке СУТД для Верхоянской ДЭС.

— ОАО «НИИ автотракторной техники» и НП «Сертификационный центр автотракторной техники» (г. Челябинск) — при конструктивной доводке и проведении испытаний двигателей и энергоустановок.

— ЮУрГУ (г. Челябинск) — при реализации «Программы развития ГОУ ВПО „Южно-Уральский государственный университет“ на 2010;2019 годы».

Материалы исследования использованы при выполнении работ по государственным контрактам № 3420р/5872 от 17.08.2005 «Разработка программного обеспечения для доводки экологических характеристик транспортных дизелей. Разработка системы утилизации сбросового тепла дизеля» и № 8411.816 900.10.002 от 18.04.2008 «Создание модельного ряда дизельных двигателей жидкостного охлаждения», а также в 47 отчетах по результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Апробация работы. Материалы диссертации были доложены и одобрены на заседаниях:

— международных научно-технических конференций: «Двигатель-97» (г. Москва, МГТУ им. Баумана, 1997), «Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения» (г. Челябинск, ЮУрГУ, 2003), «Энергетические, экологические и технологические проблемы экономики» (г. Барнаул, АлГТУ, 2008), СПбГАУ (г. Санкт-Петербург, 2008), «Достижения науки — агропромышленному производству» (г. Челябинск, ЧГАА, 2010);

— межвузовских и межрегиональных конференций: «Научные исследования и опыт работы кафедр — основа образовательной деятельности института» (г. Челябинск, ЧВАИ, 2001), подпрограммы 205 «Транспорт» научно-технической программы Минобразования РФ «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» (г. Звенигород, МАНТУ, 2002), «Повышение эффективности силовых установок колесных и гусеничных машин» (г.Челябинск, ЧВАИ/ЧВВАКИУ, 1999, 2008, 2010), «Проблемы и достижения автотранспортного комплекса» (г. Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2010);

— юбилейных научно-технических конференций: «Гидравлика и гидро-пневмосистемы» (г. Челябинск, ЮУрГУ, 1998), молодых специалистов, посвященной 75-летию НАТИ, «Тракторостроение — XXI век» (г. Москва, 2001), посвященной 40-летию кафедры двигателей ЧВВАКИУ (г. Челябинск, 2008), «Повышение эффективности колесных и гусеничных машин многоцелевого назначения» (г. Челябинск, ЧВВАКИУ, 2010), посвященной 100-летию создания автомобильных войск России;

— научно-технических советов: ОАО «НИИ автотракторной техники» (г.Челябинск, 1996.2010), ООО «ЧТЗ-Уралтрак» (г.Челябинск, 2008, 2009), ОАО «РАО ЕЭС России» — секция «Малая и нетрадиционная энергетика» (г.Москва, 2003.2008), НП «НТС «ЕЭС России» (г.Москва, 2009), НПК «Агродизель» (г. Москва, 2007, 2008).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 53 печатных работ, в том числе 17 работ в изданиях, рекомендованных ВАК, включая 1 монографию, и 2 патента РФ на изобретение.

Объем и структура работы. Диссертация объемом 300 страниц состоит из введения, 6 глав, заключения, 2 приложений, содержит 41 таблицу, 166 рисунков, список использованной литературы, включающий 243 наименования.

Основные результаты испытаний сведены в таблицу 4.1. Анализ графиков и таблицы показывает, что для дизелей А-01МСИ (6413/14), А-41СИ (4413/14) и Д-461ВСИ (6ЧН13/14) снижение п является целесообразным с позиции снижения удельных выбросов ВВ с ОГ. Для форсированных двигателей Д-3047 (4ЧН13/14) и Д-442ВСИ (4ЧН13/14) уменьшение п приводит к ухудшению экологических параметров.

Заключение

.

В соответствии с целью и задачами исследования, результаты включают в себя итоги работ по повышению эффективности многофункциональных энерготехнологических комплексов совершенствованием двигатель-генераторных установок в их составе.

1. Разработана система критериев эффективности МЭК с первичным ДВС, учитывающая особенности режимов их функционирования и структуры МЭК, включающая, кроме критерия по ГОСТ Р 51 749 — удельного расхода топлива, ограничивающие параметры — установленную электрическую мощность, тепловую мощность, ресурс, качество генерируемой энергии, выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов, уровень шума и вибрации.

2. На основе предложенной системы критериев эффективности МЭК обоснованы: критерий оптимальности — расход топлива, отнесенный к электрической мощности МЭК для каждого вида топлива, параметры оптимизации ДГУ (в соответствии с целевой функцией оптимизации), включающие индикаторную мощность на различных видах топлива и КПД механических потерь первичного ДВС, КПД трансмиссии ДГУ, электрический и механический КПД «всережимного» генератора, КПД преобразователя частоты тока, ограничивающие параметры — в соответствии с действующими стандартами.

3. Разработана математическая модель МЭК, отличающаяся новыми зависимостями, связывающими критерии эффективности с режимами функционирования, характеристиками и структурой ДГУ (использование различных видов топлива, работа с переменной частотой вращения, наличие преобразователя частоты и СУТД) для определения:

— относительного изменения КПД МЭК на режимах постоянной и переменной частот вращения первичного ДВС;

— расходования ресурса первичного ДВС на основе оценки скорости накопления повреждений;

— относительного изменения количества потенциально утилизируемой теплоты на режимах постоянной и переменной частот вращения первичного ДВС.

4. Разработан метод синтеза алгоритма оптимального управления скоростным режимом первичного ДВС в составе МЭК, основанный на минимизации зависимости расхода топлива, отнесенного к электрической мощности МЭК, от частоты вращения ДВС и электрической нагрузки, с учетом критериев оценки эффективности МЭК.

Реализация алгоритма позволила повысить эффективность МЭК: снизить максимальный расход топлива ДГУ на базе дизелей типа 413/14 и ЧН13/14 до 27%, средний эксплуатационный расход топлива до 4,6%, повысить средний ресурс первичного ДВС до 35%, снизить удельные выбросы вредных веществ с отработавшими газами, в том числе наиболее опасных твердых частиц — до 4 раз. При этом в условиях реальной эксплуатации снижается потенциально утилизируемая теплота первичного ДВС до 4%. Экспериментально доказано, что использование преобразователя частоты тока в составе МЭК обеспечивает показатели качества электрической энергии, соответствующие требованиям к сетям общего назначения, установившееся отклонение частоты тока не превышает 0,2. 0,4%, для традиционных ДЭС — 0,5. 1,5%.

5. Выполнена оценка влияния:

— переменной частоты вращения коленчатого вала первичных двигателей типа 413/14 и 4Н13/14 на критерии эффективности МЭК, учитывающие изменение КПД «всережимного» генератора, преобразователя частоты тока, системы утилизации сбросового тепла первичного ДВС;

— физико-химических свойств топлива (цетанового числа, фракционного состава), регулировочных характеристик первичного двигателя 44Н15/20,5 (запальной дозы, угла опережения подачи топлива, давления наддува) и свечи накаливания в камере сгорания для принудительного воспламенения на топливную экономичность и тепломеханическую нагруженность при работе на альтернативных видах жидкого топлива и по газожидкостному рабочему циклу, которая позволила обосновать рациональные конструктивные и регулировочные параметры многотопливного первичного ДВС и обеспечить повышение КПД ДГУ на базе двигателя 4ЧН15/20,5, работающего по газожидкостному циклу до 3%, на альтернативных жидких топливах — до 1,5%.

6. Разработаны технические решения, реализующие обоснованные в ходе исследования методы совершенствования ДГУ в составе МЭК. Обоснованы рациональные регулировочные параметры газодизельной и многотопливной модификации первичного двигателя 4ЧН15/20,5 (рекомендуемый расход запального топлива — 5,9.7,9 кг/ч, угол начала подачи топлива — 17 град. ПКВ, степень повышения давления компрессора — 1,3), жесткость упругой муфты трансмиссии ДГУ (0,3.0,4 кН-м/град). Экспериментально доказана эффективность использования системы автоматического регулирования, реализующей алгоритм оптимального управления скоростным режимом первичного ДВС, системы подачи газа с дискретным регулированием, распылителей форсунок с тепловой защитой, свечей накаливания, системы рециркуляции отработавших газов, что позволило в совокупности снизить затраты на эксплуатацию МЭК по сравнению с традиционной ДЭС на 9,7% и более (в зависимости от вида топлива и характеристик возобновляемого источника энергии), с учетом ограничивающих параметров системы критериев эффективности МЭК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К. К. Дизельные электроагрегаты база малой энергетики Текст. / К. К. Ильковский, И. Я. Редько, А. А. Малозёмов // Научно-технический журнал «Малая энергетика». — 2004. № 1. — С. 15−24.
  2. , Г. Г. Пути развития мировой энергетики Текст. / Г. Г. Ольховский // Электрические станции. 1999. № 6. — С. 10−22.
  3. , В.Б. Мобилизационная подготовка и малая энергетика Текст. /
  4. B.Б. Иванов, М. Н. Ермолович // Представительная власть. 2006. № 5. — С. 4549.
  5. , А.П. Развитие электроэнергетики России и повышение ее экологической эффективности Текст. / A.M. Берсенев, Л. М. Еремин // Топливно-энергетический комплекс. 1998. № ¾. — С. 86−88.
  6. , С.Д. Электроэнергетика в 90-х годах Текст. /
  7. C.Д. Молодцов // Электрические станции. 1999. № 5. — С. 58−64.
  8. Poul J. Sounders. Russian energy and European security. A transatlantic dialogue Текст. / Poul J. Sounders. Washington: The Nixon Center, 2008, 40 p.
  9. , T.M. Россия на фоне современных тенденций в развитии энергетики западных стран Текст. / Т. М. Нирша // Экономика и производство. -1999. № 1.- С. 10−13.
  10. , В.А. Рыночные отношения и системы управления в электроэнергетике Текст. / В. А. Джангиров, В. А. Баринов // Электрические станции. 2001. — № 6. — С. 2−18.
  11. , О.Н. Современное состояние и проблемы электроэнергетики России Текст. / О. Н. Фаворский, Э. П. Волков, Г. Г. Ольховский // Наука ипромышленность России. 2001. — № 4/5. — С. 15−19.
  12. World energy outlook. Основные положения. Russian translation Текст. / International energy agency. Paris: OCDE/AEI, 2009, 22 p.
  13. , А.П. Стратегия энергосбережения: региональный подход Текст. / А. П. Ливинский, Л. С. Казаринов, И. С. Осипов, В. Ф. Галанов,
  14. И.В. Белавкин. Челябинск: Областной фонд энергосбережения, ЧГТУ, 1996, 170 с.
  15. Ход выполнения политики энергоэффективности в странах «Большой восьмерки»: В центре внимания Россия Текст. International energy agency. -Paris: OCDE/AEI, 2010, 39 p.
  16. , A.C. Основы сжигания газового топлива: Справочное пособие Текст. / A.C. Иссерлин. -Л.: Недра, 1987, 336 с.
  17. World Survey of decentralized energy 2006 Текст. / World alliance for decentralized energy. Edinburgh: WADE, 2006, 46 p.
  18. , А.Б. Приоритеты «новой энергетической политики» Текст. /
  19. A.Б. Чубайс // Промышленная энергетика. 1999. -№ 9. — С. 2−14.
  20. , В.А. Современное состояние и пути развития энергетики стран СНГ Текст. / В. А. Джангиров // Промышленная энергетика. 2001. -№ 5.-С. 13−21.
  21. , Г. Г. Глобальные проблемы энергетики Текст. / Г. Г. Ольховский // Электрические станции. 2005. — № 1. с. 4−10.
  22. , В.Б. Концепция закона «О малой энергетике». Проблемный аспект Текст. / В. Б. Иванов // Малая энергетика. 2006. — № ½. — С. 14−18.
  23. , В.П. Минерально-сырьевая база России и мира. Взгляд в 21-ый век Текст. / В. П. Орлов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1999. — № 3. — С. 2−9.
  24. Справочник «Нефть и газ России, ее регионов и стран СНГ» Текст. / Картографический информационный центр. М.: Инкотэк, 2003, 260 с.
  25. , В.В. Состояние и перспективы развития сырьевой базы газовой промышленности Текст. / В. В. Ремизов, В А. Пономарев,
  26. B.И. Старосельский, В. А. Скоробогатов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1998. — № 4. — С. 11−17.
  27. , К.А. Долгосрочные проблемы воспроизводства сырьевой базы нефтегазового комплекса России Текст. / К. А. Клещев, Ю. П. Мироничев // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1999. — № 2. — С. 1219.
  28. Энергетический комплекс СССР Текст. / Под ред. JI.A. Мелентьева, A.A. Макарова. -М.: Экономика, 1983, 264 с.
  29. , А.Н. Многотопливные двигатели (обзор). Серия 4. Автомобильные двигатели и аппаратура Текст. / А. Н. Лаврик, Е. А. Лазарев, А. П. Ставров. -М.: НИИАВТОПРОМ, 1972, 68 с.
  30. , A.A. Стратегия развития газовой промышленности России (наиболее актуальные пути дальнейшего усовершенствования стратегического управления) Текст. / A.A. Макаров, В. А. Смирнов // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. — № 12. — С. 55−62.
  31. , Г. Г. Теплоэнергетические технологии в период до 2030 г. Текст. / Г. Г. Ольховский, А. Г. Тумановский // Известия Российской академии наук. Энергетика. 2008. — № 6. — С. 79−94.
  32. Kolanowski, Bernard, F. Small-scale cogeneration handbook Текст. / Ko-lanowski, Bernard, F. New York: The Fairmont Press Inc., 2003, 204 p.
  33. Petcher, Neil. Combined heating, cooling & power handbook: technologies & applications: an integrated approach to energy Текст. New York: The Fairmont Press Inc., 2003, 875 p.
  34. ГОСТ 13 109–97. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения Текст. 1999−01−01. — М.: Стандартинформ, 2006. — 32 с.
  35. ГОСТ 13 822–82. Электроагрегаты и передвижные электростанции, дизельные. Общие технические условия" Текст. 1984−01−01. — М.: Изд-во стандартов, 1989. -30 с.
  36. , И.И. Управление качеством энергии Текст. / И. И. Карташев, В. Н. Тульский. М.: Издательский дом МЭИ, 2006, 320 с.
  37. , А.К. Повышение качества энергии в электрических сетях Текст. / А. К. Шидловский, В .Г. Кузнецов. Киев: Наукова думка, 1985, 268 с.
  38. ГОСТ 23 377–84. Электроагрегаты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Общие технические требования Текст. -1987−01−01. -М.: Изд-во стандартов, 1994. 23 с.
  39. ГОСТ Р 50 783−95. Электроагрегаты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Общие технические требования Текст. -1996−01−01. -М.: Изд-во стандартов, 1995.-25 с.
  40. Правила технической эксплуатации дизельных электростанций (ПТЭД). Разработаны НИПИКТИ «Сельэнергопроект», Северные электрические сети ПОЭиЭ «Якутскэнерго», АО «Элвис». Утверждены Минтопэнерго РФ 09.02.1993 Текст. -М.: «Сельэнергопроект», 1993. 109 с.
  41. Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Издание 7-ое. Утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 204 от 08.07.2002 Текст. -М.: ЗАО «Энергосервис», 2008. 440 с.
  42. РД 34.20.501−95. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации. Разработаны ОАО «ОРГРЭС». Утверждены РАО «ЕЭС России» 24.08.1995 Текст. М.: ЗАО «Энергосервис», 2003.-368 с.
  43. ГОСТ 12.2.007.0−75. Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности Текст. 1978−01−01. -М.: Изд-во стандартов, 2003. — 11 с.
  44. ГОСТ Р 51 249−99. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения Текст. -2000−01−01. -М.: Стандартинформ, 2005. 18 с.
  45. ГОСТ Р 51 250−99. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дым-ность отработавших газов. Нормы и методы определения Текст. 2000−01−01. — М.: Изд-во стандартов, 2005. — 12 с.
  46. ГОСТ Р 50 761−95. Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие требования безопасности Текст. 1996−01−01. — М.: Изд-во стандартов, 1995. — 8 с.
  47. ГОСТ 10 150–88. Двигатели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия Текст. 1991−01−01. — М.: Изд-во стандартов, 1989.-32 с.
  48. ГОСТ 17.2.2.02−98. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин Текст. 1999−01−07. — М.: Изд-во стандартов, 1999.- 13 с.
  49. ГОСТ 17.2.2.05−97. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин Текст. 1999−01−07. -М.: Изд-во стандартов, 1999. — 9 с.
  50. ОСТ 23.3.23−88. Система стандартов безопасности труда. Дизели тракторные и комбайновые. Предельные значения шумовых и вибрационных характеристик. Методы определения Текст. 1990−01−01. -М. : — 36 с.
  51. ГОСТ 17.2.2.01−84. Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений Текст. -1985−01−07. -М.: Стандартинформ, 2006. Юс/
  52. ОСТ 37.001.234−81. Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы измерений Текст. 1982−01−01. -М. : — 12 с.
  53. ОСТ 37.001.266−83. Шум автомобильных двигателей. Допустимые уровни и методы измерения Текст. 1984−01−07. -М.: НАМИ, 1984. — 18 с.
  54. ГОСТ 20 000–88. Дизели тракторные и комбайновые. Общие технические условия Текст. 1990−01−01. -М.: Изд-во стандартов, 1997. — 15 с.
  55. Дизельные и газовые двигатели. Каталог Текст. / Под ред. Е. И. Орлова, A.C. Вершинина, В. В. Матвеева и др. СПб.: ГУЛ ЦНИДИ, 2000, — 228 с.
  56. Российские дизели Текст. // Эксперт. Оборудование. Рынок, предложение, цены. 2004. — № 7. — С. 48−50.
  57. , C.B. Анализ конкурентоспособности дизельной продукции производства ОАО «Дизельпром» Текст. / C.B. Лебедев, Д. Д. Матиевский // Вестник Алтайской науки. Промышленность. Барнаул: АлтГТУ, Вып. 1, 2001. — С. 123−146.
  58. , М.П. Передвижные электростанции с поршневыми двигателями внутреннего сгорания: Учебное пособие Текст. / М. П. Орфани, Э. М. Аксельрод, СЛ. Гладырев. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003. -280 с.
  59. , В. И. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на показатели технического уровня ДВС сельскохозяйственных тракторов Текст.: лекции для студентов фак. механизации сел. хоз-ва / В. И. Суркин. -Челябинск: 1995.-70 с.
  60. , A.A. Унифицированные газовые двигатели Текст. / A.A. Равкинд. М.: Недра, 1967.-196 с.
  61. , П.Д. Газовые и газодизельные машины Текст. / П.Д. Лупа-чев, А. И. Филимонов // Дорожные и строительные машины. 1999. — № 2. -С. 14−18.
  62. , В.Р. Децентрализованное электроснабжение районов Якутии с использованием энергии ветра. Автореферат дисс. канд. техн. наук Текст. Томск: 2005.
  63. , В.Ж. К проблеме расширения использования ветроэнергетики в европейском регионе России Текст. / В. Ж. Арене, A.A. Вертман, В. Б. Иванов, Е. М. Шелков // Малая энергетика. 2006. — № ½. — С. 98−103.
  64. , В.Б. Энергоэффекгивность, энергобезопасность и ВИЭ Текст. / В. Б. Иванов // Экология и жизнь. 2009. — № 6. — С. 18−21.
  65. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн.1. Теория рабочих процессов Текст. / Под ред. В. Н. Луканина. -М.: Высш. шк., 1995. 368 с.
  66. , В.Г. Моделирование процесса сгорания в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением гомогенного заряда от сжатия Текст. / В. Г. Камалтдинов, Е. В. Абелиович, A.C. Теребов // Вестник ЮУрГУ. Серия: Машиностроение. -2007. -№ 10. С. 44.
  67. , В.Г. Влияние состава двухкомпонентного топлива на процесс сгорания в двигателе с объемным самовоспламенением от сжатия Текст. / В. Г. Камалтдинов, Е. В. Абелиович // Вестник ЮУрГУ. Серия: Машиностроение. 2008. — № 23. — С. 46−53.
  68. , В. Применение альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания Текст. / В. Льотко, В. Н. Луканин, A.C. Хачиян. М.: МАДИ (ТУ), 2000.-311 с.
  69. , A.C. Применение различных топлив и энергетических установок в автомобилях будущего Текст. / A.C. Хачиян // Двигателестроение. -2004. -№ 1. С. 10−15.
  70. , А.С. Новое поколение двигателей с внутренним смесеобразованием- питаемых природным газом, (ДПГ) Текст. / А. С. Хачиян // Поршневые двигатели и топлива в XXI веке: Сб. науч. трудов / МАДИ. 2003. С. 133−143.
  71. , Ю.В. Топливные проблемы транспортной энергетики Текст. / Ю. В. Галышев, JI.E. Магидович, В. В. Румянцев. СПб.: СПбГАУ, 2005.-232 с.
  72. , Ю.В. Перспективы применения газовых топлив в ДВС Текст. / Ю. В. Галышев, JI.E. Магидович // Двигателестроение. 2001. — № 3. -С. 31−35.
  73. King, S.R. The Impact of Natural Gas Composition on Fuel Metering and Engine Operational Characteristics Текст. / S.R. King // SAE Paper 920 593. 1992. P. 145−160.
  74. Tennant, C. J. Performance of a High Speed Engine with Dual Fuel Capability Текст. / C.J. Tennant, RJ. de Jong, R.J. Atkinson, M. Traver, C.M. Atkinson, C.J. Vincent, N.N. Clark, D.W. Lyons // SAE Paper 940 517. 1994. P. 40−52.
  75. , A.JI. Алгоритм выбора МИНИ-ТЭЦ Текст./ А. Л. Наумов // Журнал АВОК. -2006. -№ 1.-С. 46−52.
  76. , B.C. Использование тепловых аккумуляторов энергии в поршневых двигателях внутреннего сгорания Текст. /B.C. Кукис, В. А. Романов. -Челябинск: АБРИС, 2010. 232 с.
  77. , B.C. Энергетические установки с двигателем Стирлинга в качестве утилизатора тепловых потерь Текст. / B.C. Кукис. Челябинск: ЧВВАИУ, 1997. — 122 с.
  78. , Ю.Э. Системное проектирование двигателей внутреннего сгорания Текст. / Ю. Э. Исерлис, В. В. Мирошников. Л.: Машиностроение. 1981.-255 с.
  79. , P.M. Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС: Алгоритмы прикладных программ: Учебное пособие Текст. / P.M. Петриченко, С. А. Батурин, Ю. Н. Исаков. Л.: Машиностроение. 1990. -328 с.
  80. , В.И. Машинно-ориентированные методы расчета комбинированных двигателей Текст. / В. И. Иванченко, В. И. Каплан, К. Б. Цыретдоров. -М.: Машиностроение. 1978. 168 с.
  81. , Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука Текст. / Р. Шеннон. — М.: Мир. — 1978. — 53 с.
  82. Han, Z. Mechanism of Soot and NOx Emission Reduction Using Multiple-Injection in a Diesel Engine Текст. / Z. Han, A. Uludogan, G.J. Hampson, R.D. Reitz // SAE Paper 960 633. 1996. — P. 50−62.
  83. Ogink, R. Reaction Mechanisms for Natural Gas and Gasoline in Homogeneous Charge Compression Ignition (HCCI) Engine Modeling Текст. / R. Ogink, V.I. Golovitchev. Chalmers: University of Technology, 2003. — 45 p.
  84. Stiesch, G. Modeling of engine spray and combustion processes Текст. / G. Stiesch. -Berlin: Springer, 2003. 281 p.
  85. Merker, G. Simulation of combustion and pollutant formation for engine-development Текст. / G. Merker, C. Schwarz, G. Stiesch, F. Otto. Berlin: Springer, 2006. — 423 p.
  86. , И.И. Новое о рабочем цикле двигателя Текст. / И. И. Вибе. -М.: Машгиз, 1962. 271 с.
  87. , Н.Ф. Моделирование и оптимизация процесса сгорания в дизелях Текст. / Н. Ф. Разлейцев. Харьков: Вища школа. 1980. — 169 с.
  88. Рабочие процессы дизелей: Учебное пособие Текст. / под. ред. В. А. Вагнера, Н. А. Иващенко, Д. Д. Матиевского. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1995. — 183 с.
  89. , A.C. Математическое моделирование и компьютерная оптимизация топливоподачи и рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания Текст. / A.C. Кулешов, JI.B. Грехов. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 64 с.
  90. , A.C. Многозонная модель для расчета сгорания в дизеле. 1. Расчет распределения топлива в струе Текст. / A.C. Кулешов // Вестник МГТУ. Машиностроение. 2007. — Специальный выпуск Двигатели внутреннего сгорания. — С. 18−31.
  91. , A.C. Многозонная модель для расчета сгорания в дизеле. 2. Расчет скорости тепловыделения при многоразовом впрыске Текст. / A.C. Кулешов // Вестник МГТУ. Машиностроение. 2007. — Специальный выпуск Двигатели внутреннего сгорания. — С. 32 — 45.
  92. , Е.А. Физические концепции и математические модели процесса сгорания топлива в дизеле Текст. / Е. А. Лазарев. Вестник ЮУрГУ Серия: Машиностроение. 2010. — № 10. — С. 32−39.
  93. , Е.А. Основные принципы, методы и эффективность средств совершенствования процесса сгорания топлива для повышения технического уровня тракторных дизелей Текст. / Е. А. Лазарев. Челябинск: ЧГТУ, 1995. -260 с.
  94. , А.Н. Влияние вида топлива на рабочий цикл дизеля Текст. / А. Н. Лаврик, А. П. Ставров // Автомобили, тракторы и двигатели: Труды ЧПИ. Челябинск: ЧПИ, 1973. — С. 54−58.
  95. , А.Н. Расчет и анализ рабочего цикла ДВС на различных топ-ливах Текст. / А. Н. Лаврик. Иркутск: Иркутский университет, 1985. — 104 с.
  96. , Г. Д. Расчет рабочего цикла дизеля с газотурбинным наддувом Текст.: учеб. пособие / Г. Д. Драгунов. Челябинск: 1978. — 84 с.
  97. , Б. А. Теория рабочих процессов ДВС Текст.: учеб. пособие к решению задач / Б. А. Шароглазов, В. В. Клементьев. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003.-33 с.
  98. Hiroyasu, Н. Multi-Objective Optimization of Diesel Engine Emissions and Fuel Economy using Genetic Algorithms and Phenomenological Model Текст. / Т. Hiroyasu, M. Miki, J. Kamiura, S. Watanabe. // SAE Paper 02FFL-183. 2002. -P. 53−75.
  99. Hiroyasu, H. Diesel Engine Combustion and its Modeling Текст. / H. Hiroyasu // International Symposium on Diagnostics and Modeling of Combustion in Reciprocating Engines. 1985. — P. 53−75.
  100. Woschni, G. A Universally applicable equation for the instantaneous heat transfer coefficient in the internal combustion engine Текст. / G. Woschni. // SAE Paper 67.0931. 1976. -P. 40−52.
  101. Rakopoulos, C.D. Diesel Engine Transient. Operation Principles of Operation and Simulation Analysis Текст. / C.D. Rakopoulos, E.G. Giakoumis. London: Springer-Verlag, 2009. — 408 p.
  102. Rakopoulos, C.D. Review of thermodynamic diesel engine simulations under transient operating conditions Текст. / C.D. Rakopoulos, E.G. Giakoumis // SAE Paper № 2006−01−0884, SAE Trans, J Engines. 2006. — p. 467−505.
  103. Rakopoulos, C.D. Sensitivity analysis of transient diesel engine simulation Текст. / C.D. Rakopoulos, E.G. Giakoumis // Proc Inst Mech Eng, Part D, J Automobile Eng. 2006. — P. 89−101.
  104. Hagena, J.R. Transient diesel emissions: analysis of engine operation during a tip-in Текст. / J.R. Hagena, Z.S. Filipi, D.N. Assanis // SAE Paper № 2006−01−1151.-2006.-P. 120−124.
  105. Filipi, Z. Effect of variable geometry turbine (VGT) on diesel engine and vehicle system transient response Текст. / Z. Filipi, Y. Wang, D. Assanis // SAE Paper № 2001−01−1247. -2001. P. 240−254.
  106. Winterbone, D.E. Transient response of turbocharged diesel engines Текст. / D.E. Winterbone, R.S. Benson, A.G. Mortimer, P. Kenyon, A. Stotter // SAE Paper № 770 122. 1977. — P. 28−34.
  107. , H.C. Надежность и долговечность автотракторных двигателей Текст. / Н. С. Ждановский, А. В. Николаенко. Л.: Колос, Ленинградское отделение, 1981. — 259 с.
  108. , Н.С. Диагностика автотракторных двигателей Текст. / Н. С. Ждановский, В. А. Аллилуев, А. В. Николаенко, Б. А. Улитовский. Л.: Колос, 1977.-264 с.
  109. , М.А. Износ и долговечность автомобильных двигателей Текст. / М. А. Григорьев, В. Н. Пономарев. М: Машиностроение, 1976. — 248 с.
  110. , М.А. Соотношение износов, вызванных различными эксплуатационными факторами, в общем износе цилиндров двигателя Текст. / М. А. Григорьев, В. М. Павлинский, Б. М. Бунаков. // Автомобильная промышленность. 1975. -№ 11. — С. 7−10.
  111. , И.Б. Долговечность автомобильных двигателей Текст. / И. Б. Гурвич. М: Машиностроение, 1967. — 103 с.
  112. , И.Б. Эксплуатационная надежность автомобильных двигателей Текст. / И. Б. Гурвич, П. Э. Сыркин. М: Транспорт, 1984. — 141 с.
  113. ГОСТ Р 51 749−2001. Энергосбережение. Энергопотребляющее оборудование общепромышленного применения. Виды. Типы. Группы. Показатели энергетической эффективности. Идентификация Текст. 2001−01−01. — М.: Стандартинформ, 2008. — 28 с.
  114. ГОСТ Р 51 387−99. Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения Текст. 2000−01−07. — М.: Стандартинформ, 2006. -16 с.
  115. ГОСТ Р 51 541−99. Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения Текст. 2000−01−07. — М.: Стандартинформ, 2006. — 8 с.
  116. A variable answer for gen set Текст. // Diesel progress international. November-December 2007, P. 52 — 53 p.
  117. , К.И. Газовые двигатели Текст. / К. И. Генкин. М.: Машиностроение, 1977. -196 с.
  118. , М.Д. Работа дизеля на сжиженном газе Текст. / М.Д. Ма-медова. -М.: Машиностроение, 1980. -149 с.
  119. , М.П. Термодинамические свойства газов Текст. / М. П. Вуколович. М.: Машгиз, 1953. — 370 с.
  120. , К.И. Газовые двигатели ГД100 и агрегаты на их базе Текст. / К. И. Генкин, Д. Т. Аксенов, Б. Н. Струнге. М.: Недра, 1970. — 328 с.
  121. Теория двигателей внутреннего сгорания Текст. / Под. ред. Н. Х. Дьяченко. Л.: Машиностроение, 1974. — 552 с.
  122. , С.И. Рабочие процессы транспортных турбопоршневых двигателей Текст. / С. И. Погодин. -М.: Машиностроение, 1978. 312 с.
  123. , B.C. Улучшение экологических характеристик дизеля конструктивными изменениями топливной системы Текст. / B.C. Морозова // Охрана атмосферного воздуха. Проблемы и пути решения. Сб. науч. ст. науч.-практ. конф. Челябинск: 2001. — С. 58−60.
  124. Гун, B.C. Оптимизация переходных процессов системы топливопода-чи дизеля с электронным регулятором Текст. / B.C. Гун, B.C. Морозова, В. В. Шешуков // Вестник ЮУрГУ. Серия: Машиностроение. 2007. — т. 97. — С. 4854.
  125. Ogink, R. Computer Modeling of HCCI Combustion. Thesis for the degree of doctor of philosophy Текст. / R. Ognik. Goteborg, Sweden: Division of Thermo and Fluid Dynamics Chalmers University of technology, 2004. — 188 p.
  126. Akihama, K. Mechanism of the Smokeless Rich Diesel Combustion by Reducing Temperature Текст. / К. Akihama, Y. Takatori, K. Inagaki // SAE Paper 2001−01−0655.-2001.-P. 210−232.
  127. Walsh, M.P. Global Trends in Diesel Emissions Regulation a 2001 Up Date Текст. // SAE Paper 2001−01−0183. -2001. — P. 110−116.
  128. Senecal, P.K. Multi-Mode Genetic Algorithm Optimization of Combustion Chamber Geometry for Low Emissions Текст. / P.K. Senecal, E. Pomraning, K.J. Richards // SAE Paper 2002−01−0958. 2002. — P. 124−130.
  129. Arcoumanis, C. Effect of EGR on Spray Development, Combustion and Emissions in a 1.9L Direct-Injection Diesel Engine Текст. / С. Arcoumanis, A. Nagwaney, W. Hentschel, S. Ropke // SAE Paper 952 356. 1995. — P. 128−133.
  130. Ladommatos, N. The effects of carbon dioxide EGR on diesel engine emissions Текст. / N. Ladommatos, S. Abdelhalim, H. Zhao // Proceedings of the IMechE C517/028/96. 1996. — P. 50−58.
  131. Hawley, J. Reduction of steady-state NOx levels from an automotive diesel engine using optimized VGT/EGR schedules Текст. / J. Hawley, F. Wallace,
  132. A. Cox, R. Horrocks, G. Bird // SAE paper 990 835. 1999. — P. 60−66.
  133. , Б.Х. Конструирование впускных и выпускных каналов двигателей внутреннего сгорания Текст. / Б. Х. Драганов, М. Г. Круглов,
  134. , А. А. Повышение топливной экономичности первичного дизеля энергоустановки оптимизацией скоростного режима Текст. /
  135. A. А. Малозёмов, А. В. Копеин, О. А. Алешков. // Повышение эффективности силовых установок колесных и гусеничных машин: материалы научно-технической конференции, посвященной 40-летию кафедры двигателей. -Челябинск: ЧВВАКИУ, 2008. С. 60−65.
  136. , Б.М. Численное моделирование рабочего процесса дизелей Текст. / Б. М. Гончар // Энергомашиностроение. 1968. — № 7. — С. 12−20.159Heywood, B.J. Internal Combustion Engine Fundamentals Текст. /
  137. B.J. Heywood. New York: McGraw-Hill, 1988. — 930 p.
  138. , Г. Б. Теплопередача в дизелях Текст. / Г. Б. Розенблит. -М.: Машиностроение, 1977. 216 с.
  139. , А.И. Моделирование на ЭВМ работы тепловозных дизелей Текст. / А. И. Володин М.: Транспорт, 1985. — 216 с.
  140. Chen, S.К. Development of Single Cylinder Compression Ignition Research Engine Текст. / S. К. Chen, P. F. Flynn // SAE 650 733, 1965. P. 154−168.
  141. Burcat A. Ideal Gas Thermodynamic Data for Combustion and AirPollution Use Текст. / A. Burcat, B. McBride // Technion Report. TAE 697, 1993. P. 73−81.
  142. Seiser H. Extinction and Autoignition of n-Heptane in Counterflow Configuration Текст. / H. Seiser, H. Pitsch, К. Seshadri, W. Pitz, H. Curran. // Proceedings of the Combustion Institute. Vol. 28. — 2000. — P. 2029−2037.
  143. Coda Z. A Kinetic Modeling Study on the Potential of Staged Combustion in Gas Turbines for the Reduction of Nitrogen Oxide Emissions from Biomass IGCC Plants Текст. / Z. Coda, P. Kilpinen, M. Hupa and et. // Energy & Fuels. 14. -2000. — P. 751−761.
  144. , А. В. Оценка выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей на стадии проектирования Текст. / А. В. Копеин, А. А. Малозёмов. // Вестник академии военных наук. № 3 (24). — 2008. — С. 106−110.
  145. , А. А. Расчет рабочего цикла поршневого двигателя внутреннего сгорания методом энергетического и массового баланса рабочего тела
  146. MAEngine" Текст. / A. A. Малозёмов. // Компьютерные учебные программы и инновации. М.: 2006, № 10. С. 32.
  147. Recommended Practice for Excitation System Models for Power System Stability Studies Текст. IEEE Standard 421.5 1992, August, 1992.
  148. , И.А. Исследование прочности материалов поршней ДВС в условиях циклического и термоциклического нагружения Текст. / И. А. Биргер, JI.H. Решетов, В. Г. Трощенко и др. // Проблемы прочности. 1976. -№ 7. — С. 3−9.
  149. , JI.C. Основы надежности сельскохозяйственной техники Текст. / JI.C. Ермолов, В. М. Кряжков, В. В. Черкун. М.: Колос, 1982. — 269 с.
  150. , Ю.Г. Термоусталостные испытания головок цилиндра дизеля ЧН21/21 Текст. / Ю. Г. Козлов, В. И. Евенко, М. А. Моисеенко. // Двигателе-строение. 1986. -№ 1. С. 7−9.
  151. , С.И. Сопротивление разрушению алюминиевых сплавов Текст. / С. И. Кишкина. М.|: Металлургия, 1981. — 141 с.
  152. , И.А. Термрпрочность деталей машин. Теория. Экспериментальные исследования. Расчет Текст. / И. А. Биргер, Б. Ф. Шорр. М.: Машиностроение, 1975, 455 с.
  153. , Д.Н. Работоспособность и надежность деталей машин Текст. / Д. Н. Решетов. М.: Высшая школа, 1974. — 206 с.
  154. , А.Ф. Метод оценки термоусталостной прочности поршней ДВС Текст. /А.Ф. Шеховцев. // Двигателестроение. 1979. -№ 11. — С. 15−18.
  155. , А.И. Расчёт автомобильных и тракторных двигателей Текст. /А.И. Колчин, В. П. Демидов. -М.: Высшая школа, 1980. 400 с.
  156. ГОСТ 183–74. Машины электрические вращающиеся. Общие технические требования Текст. 1976−01−01. — М.: Изд-во стандартов, 2001. — 26 с.
  157. A.C. 1 048 881 СССР. Двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия / А. Н. Лаврик, В. И. Дружинин (СССР). 34 006 792/25−06. Заявлено 10.03.82.
  158. ГОСТ 6360–83. Масла МТ-16П и М-16ПЦ. Технические условия Текст. 1985−01−01. — М.: Изд-во стандартов, 1992. — 4 с.
  159. ГОСТ 305–82. Топливо дизельное. Технические условия Текст. -1983−01−01. -М.: Изд-во стандартов, 2003. 6 с.
  160. ГОСТ 2084–77. Бензины автомобильные. Технические условия Текст. 1983−01−01. -М.: Изд-во стандартов, 2003. — 6 с.
  161. , К.В. Электрические машины и основы электропривода Текст. / К. В. Лотоцкий. М.: Колос, 1964. — 497 с.
  162. ГОСТ 25 941–83. Машины электрические вращающиеся. Методы определения потерь и коэффициента полезного действия Текст. 1984−01−01. -М.: Изд-во стандартов, 2003. — 29 с.
  163. , М.М. Расчет и конструирование электрических машин Текст. / М. М. Кацман. М.: Энергоатомиздат, 1984. — 360 с.
  164. , В. Н. Оценка токсичности отработавших газов дизелей одного типоразмера с использованием регрессионных зависимостей Текст. /
  165. В. H. Бондарь, А. А. Малозёмов, А. В. Копеин, В. В. Герцев. // Вестник ЮУрГУ. -№ 23. -Вып. 12. Серия «Машиностроение». — Челябинск: 2008. С. 81−85.
  166. , Г. Д. Основы газовой динамики Текст.: текст лекций / Г. Д. Драгунов, В. Г. Галичин. Челябинск: 1988. — 60 с.
  167. , М.Г. Газовая динамика комбинированных двигателей внутреннего сгорания Текст.: Учебное пособие / М. Г. Круглов, A.A. Меднов. М.: Машиностроение, 1988. — 360 с.
  168. , К.Ф. Механика жидкости и газа Текст. Конспект лекций для студентов механических и энергетических специальностей. Часть 1 / К. Ф. Иванов, C.B. Сурков. Одесса: ОГПУ, 1995. — 119 с.
  169. , В. Н., Снижение токсичности отработавших газов дизеля Д-180 Текст. / В. Н. Бондарь, А. А. Малозёмов. // Научно-технический журнал «Транспорт Урала», № 4(15), 2007, С.115−117.
  170. , А. А. Снижение токсичности отработавших газов дизеля Д-180 Текст. / А. А. Малозёмов, М. А. Казанцев, А. В. Даренских. // Вестник
  171. ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». № 5, Выпуск 5. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. С. 50−54.
  172. , А. А. Мини-ТЭЦ на базе электростанции ДГУ-100С Текст. / А. А. Малозёмов, М. А. Казанцев. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -М.: Машиностроение, 2001, № 9. С. 17−18.
  173. , В. Е. Расчетно-экспериментальная оценка изношенности игл распылителей топлива в дизелях Текст. / В. Е. Лазарев, В. Н. Бондарь,
  174. A. А. Малозёмов. // Двигателестроение. 2008, № 1, С. 17−19.
  175. , В. Е. Метод оценки интенсивности изнашивания и ресурса прецизионного сопряжения распылителя топлива в дизеле Текст. /
  176. B.Е.Лазарев, В. Н. Бондарь, А. А. Малозёмов. // Двигателестроение. -2007, № 3, С. 26−29.
  177. , А. Н. Определение режимов работы свечи накаливания в камере сгорания многотопливного дизеля Текст. / А. Н. Лаврик, И. Я. Редько, А. А. Малозёмов, Н. В. Анфилогов. // Вестник ЧГАУ. Челябинск: 1996. т.16,1. C. 84−87.
  178. , A.A. Индуктивный период в дизеле с воспламенением от свечи накаливания Текст. / A.A. Малозёмов // Вестник ЧГАУ. 1994. т. 8. -С. 45−48.
  179. , A.A. Дополнительный критерий воспламенения топливо-воздушной смеси в цилиндре дизеля свечей накаливания Текст. / A.A. Малозёмов // Вестник ЧГАУ. 1994. т. 8. — С. 49−50.
  180. , A.A. Расчет периода задержки воспламенения для многотопливного дизеля с воспламенением от свечи накаливания Текст. / A.A. Малозёмов, А. Н. Лаврик, И. Я. Редько // Вестник ЧГАУ. 1995. т. 12. -С. 40−42.
  181. , В. Н. Совершенствование методики испытаний дизелей специального назначения в холодильной камере Текст. / В. Н. Бондарь, А. А. Малозёмов, В. Н. Белоусов. // Вестник академии военных наук. № 3 (24).-2008.-С. 129−132.
  182. , A.A. Эффективность мероприятий по улучшению пусковых характеристик дизелей размерностью 13/14 Текст. / A.A. Малозёмов,
  183. A.A. Селёдкин, В. В. Герцев // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. Научный журнал. Вып. 2. Новосибирск: ФГОУ ВПО «НГАВТ». — 2009, С. 220 — 223.
  184. , A.A. Эффективность замены центрифуги фильтром «Ре-готмас» на двигателе Д-160 текст. / A.A. Малозёмов, С. К. Рахимов,
  185. B.И. Белинский // Гидравлика и гидропневмосистемы: Докл. секц. «Гидравлика и гидропневмосистемы» 50-й юбилейной научно-технич. конфер. / -Челябинск: ЮУрГУ, 1998. С. 123−125.
  186. ГОСТ 8581–78. Масла моторные для автотракторных дизелей. Технические условия Текст. 1980−01−01. -М.: Изд-во стандартов, 2004. — 7 с.
  187. , И. Я. Система стандартов организации «Дизельные и газопоршневые электростанции» Текст. / И. Я. Редько, А. А. Малозёмов. // «Академия энергетики». М.: 2009, № 4 (30) С.36−41.
  188. Справочник базовых цен на проектные работы для строительства объекты энергетики. Разработан ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» Минстроя России. Утвержден Министерством строительства Российской Федерации
  189. Постановление от 25.11.96 г. № 18−82) по согласованию с Министерством топлива и энергетики Российской Федерации (письмо от 18.11.96 г. № КВ-6572)
  190. Электротехнический справочник: В 3 т. Т. 3. В 2 кн. Кн. 1. Производство и распределение электрической энергии Текст. / Под общ. ред. И. Н. Орлова и др. // 7-е изд., испр. и доп. -М.: Энергоатомиздат, 1988. 880 с.
  191. СНиП 2.04.02−84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения Текст. 1984−01−01. -М.: Госстрой, 1984. — 97 с.
  192. , В. Н. Совершенствование энергоустановок с поршневыми ДВС Текст. / В. Н. Бондарь, А. А. Малозёмов. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007, 199 с.
Заполнить форму текущей работой