Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Улучшение экологических показателей дизеля 4ЧН 11, 0/12, 5 при работе на природном газе путем снижения дымности отработавших газов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Снижения содержания сажи в ОГ дизелей можно добиться установкой в системе выпуска ОГ сажевых фильтров, которые позволяют снизить сажесо-держание в ОГ на 55.65%, однако они имеют небольшой ресурс и достаточно дороги в производстве. Другим способом снижения содержания сажи является применение антидымных присадок к топливу, которые, по мнению некоторых исследователей, позволяют снизить… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Социально-экологические аспекты влияния автотракторных двигателей на окружающую среду
    • 1. 2. Существующие типы газодизелей
    • 1. 3. Состав отработавших газов дизелей
    • 1. 4. Физико-химические основы образования сажи в дизелях
      • 1. 4. 1. Физико-химические свойства частиц сажи
      • 1. 4. 2. Теории образования твердой сажистой фазы из углеводородов топлива
    • 1. 5. Модели образования и выгорания сажи в цилиндре газодизеля
    • 1. 6. Задачи исследования
  • 2. ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫГОРАНИЯ ЧАС
  • ТИЦ САЖИ В ЦИЛИНДРЕ ДИЗЕЛЯ С ТУРБОНАДДУВОМ 4ЧН 11,0/12,5 ПРИ РАБОТЕ НА КПГ
    • 2. 1. Теория процесса сажевыделения в газодизеле с впрыскиванием запального топлива в камеру сгорания типа ЦНИДИ через многоструйную форсунку
    • 2. 2. Уточненная зонная модель образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе
    • 2. 3. Уточненный химизм образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе
    • 2. 4. Математическая модель для определения распределения по размерам частиц сажи в цилиндре газодизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,
  • 3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИК В ЭКСПЕРИ МЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
    • 3. 1. Методика проведения стендовых испытаний по улучшению эксплуатационных и экологических показателей дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 путем применения в качестве топлива природного газа
    • 3. 2. Экспериментальные установки. Приборы и оборудование
      • 3. 2. 1. Экспериментальные установки для проведения стендовых исследований. Приборы и оборудование
      • 3. 2. 2. Особенности экспериментальных установок, приборов и оборудования для исследования применения природного газа в дизеле с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,
    • 3. 3. Обработка результатов исследований. Ошибки измерений
  • 4. УЛУЧШЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЯ С ТУРБОНАДДУВОМ 4ЧН 11,0/12,5 ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА
    • 4. 1. Влияние применения природного газа на показатели процесса сгорания дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 в зависимости от изменения установочного УОВТ
    • 4. 2. Влияние применения природного газа на экологические показатели дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 в зависимости от изменения установочного УОВТ
    • 4. 3. Влияние применения природного газа на показатели процесса сгорания дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 на различных нагрузочных режимах
    • 4. 4. Влияние применения природного газа на эксплуатационные и экологические показатели дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 на различных нагрузочных режимах
      • 4. 4. 1. Влияние применения природного газа на эксплуатационные показатели дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 на различных нагрузочных режимах
      • 4. 4. 2. Влияние применения природного газа на экологические показатели дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 на различных нагрузочных режимах при работе на КПГ
    • 4. 5. Влияние применения природного газа на показатели процесса сгорания дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 в зависимости от частоты вращения
    • 4. 6. Влияние применения природного газа на эксплуатационные и экологические показатели дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 в зависимости от частоты вращения
      • 4. 6. 1. Влияние применения природного газа на эксплуатационные показатели дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 в зависимости от частоты вращения
      • 4. 6. 2. Влияние применения природного газа на экологические показатели дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 в зависимости от частоты вращения
    • 4. 7. Влияние применения природного газа на сажесодержание в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,
      • 4. 7. 1. Влияние применения природного газа на показатели сажесо-держания и температуры в цилиндре дизеля с турбонаддувом
  • 4. ЧН 11,0/12,5 в зависимости от угла п.к.в
    • 4. 7. 2. Влияние применения природного газа на показатели сажесо-держания и температуры в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 в зависимости от изменения установочного УОВТ
    • 4. 7. 3. Влияние применения природного газа на показатели сажесо-держания и температуры в цилиндре дизеля с турбонаддувом
  • 4. ЧН 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки
    • 4. 7. 4. Влияние применения природного газа на показатели сажесо-держания и температуры в цилиндре дизеля с турбонаддувом
  • 4. ЧН 11,0/12,5 в зависимости от частоты вращения
  • 5. РАЗРАБОТКА МАКЕТНОГО ОБРАЗЦА АВТОБУСА ПАЗ-32 054−12 С МОДЕРНИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ ПИТАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА КПГ
    • 5. 1. Разработка требований к системе дозирования и регулирования подачи природного газа в цилиндры дизеля с турбонаддувом Д-245.12С автобуса ПАЗ-З
    • 5. 2. Разработка и создание макетного образца автобуса ПАЗ-32 054для работы на компримированном природном газе
  • 6. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬ ЗОВАНИЯ КПГ В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА В ДИЗЕЛЕ С ТУРБОНАДДУВОМ 4ЧН 11,0/12,5, УСТАНОВЛЕННОМ НА АВТОБУСЕ ПАЗ

Улучшение экологических показателей дизеля 4ЧН 11, 0/12, 5 при работе на природном газе путем снижения дымности отработавших газов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На сегодняшний день двигатели внутреннего сгорания являются самым распространенным типом энергетических установок, устанавливаемых на автомобилях и мобильной сельскохозяйственной технике. При этом отмечается постоянный рост доли дизельных двигателей из-за их большей экономичности по сравнению с бензиновыми двигателями. В ОГ ДВС содержится несколько сотен различных веществ, в том числе и вредных для окружающей среды и человека.

Одним из наиболее токсичных компонентов ОГ дизелей является сажа, образующаяся при сгорании топлива в дизелях. Попадая в атмосферу, она создает ощущение загрязненности воздуха, проникает в легкие и оседает в них, вызывая различные заболевания. Поэтому задача снижения содержания сажи в ОГ дизелей является актуальной и на сегодняшний день далеко не решенной.

Вопросами сажеобразования в дизелях в разное время занимались Баки-ров Ф.Г., Батурин СЛ., Блох А. Г., Вагнер В. А., Кокурин А. Д., Лавров Н. В., Кузьмин В. А., Ложкин В. Н., Лоскутов А. С., Мальцев В. Н., Новоселов А. Л., Страдомский М. В., Таран Э. Н., Теснер П. А., Эфрос В. В., Николаенко А. В., Звонов В. А., Разлейцев Н. Ф., Баранов Н. А., Кнорре В. Г., Смайлис В. И., Махов В. З., Дьяченко Н. Х., Smith О .J., Dent J.C., Hiroyasu Н и др.

Снижения содержания сажи в ОГ дизелей можно добиться установкой в системе выпуска ОГ сажевых фильтров, которые позволяют снизить сажесо-держание в ОГ на 55.65%, однако они имеют небольшой ресурс и достаточно дороги в производстве. Другим способом снижения содержания сажи является применение антидымных присадок к топливу, которые, по мнению некоторых исследователей, позволяют снизить сажесодержание в ОГ дизелей до 45%. Но выпускаемые в настоящее время присадки имеют высокую стоимость и могут вызывать нагарообразование и повышенный износ деталей двигателя. К тому же в их состав входят токсичные компоненты.

Определенного снижения содержания сажи в ОГ дизелей можно достигнуть путем оптимизации и совершенствования рабочего процесса дизеля и внесения серьезных конструктивных изменений. Однако это не позволит снизить содержание сажи до уровня требований, действующих в странах Евросоюза и вводимых в России, к тому же это очень длительный и дорогостоящий процесс.

С другой стороны, все более остро ставится проблема дефицита топлива нефтяного происхождения и поиска альтернативных топлив для ДВС. Запасы нефти при существующем росте темпов их добычи могут быть исчерпаны в течение нескольких ближайших десятилетий. Поэтому специалисты многих стран занимаются вопросами перевода дизелей на топлива ненефтяного происхождения. Самым доступным и дешевым альтернативным топливом, по мнению специалистов, в настоящее время является компримированный природный газ, который в основном состоит из метана СН4.

Вопросами использования в качестве моторного топлива природного газа занимались такие ученые, как Генкин К. И., Долганов К. Е., Лиханов В. А., Михеев В. П., Равкинд А. А., Матиевский Д. Д., Макаров В. В. и др.

Углубленный анализ результатов научных исследований показывает, что зарубежными учеными и отечественными исследователями разработаны предпосылки, проведены глубокие экспериментальные работы на базе высококачественной измерительной техники по вопросу использования природного газа в ДВС. Имеются также работы по исследованию возможности использования природного газа в дизелях.

Вместе с тем необходимо отметить, что исследования по применению природного газа проводились без должного учета взаимосвязи экологических и эксплуатационных показателей дизелей, практически нет работ по применению природного газа в быстроходных автотракторных дизелях рабочим объемом до 5 литров с турбонаддувом и работ, посвященных вопросам сажеобра-зования в дизелях при работе на природном газе. Мало работ, заканчивающихся созданием макетных образцов и проведением эксплуатационных испытаний.

Все это дает основание предполагать, что улучшение экологических показателей дизелей при работе на природном газе путем снижения дымности ОГ является актуальной научной задачей, имеющей важное народнохозяйственное значение и включенной Правительством РФ в приоритетные направления развития автотранспортного комплекса РФ на период до 2020 г.

В связи с вышеизложенным, научная задача сформулирована как улучшение экологических показателей дизеля 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе путем снижения дымности отработавших газов.

Целью исследований является улучшение экологических показателей дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе путем снижения дымности отработавших газов.

Научная новизна работы. Результаты лабораторно-стендовых и теоретических исследований влияния применения природного газа на процессы образования и сгорания сажи, экологические показатели дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ.

Уточненный химизм процесса образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе.

Уточненная зонная модель образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе при впрыскивании ДТ (запального) через многоструйную форсунку.

Уточненная математическая модель расчета массовой и относительной концентрации сажи, количества частиц сажи в единице объема и распределения частиц сажи по размерам в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе.

Результаты расчета показателей сажесодержания в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе.

Рекомендации по улучшению экологических показателей дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 путем снижения дымности ОГ при переводе дизеля на природный газ.

Макетный образец автобуса ПАЗ-32 054;12 с системой питания, модернизированной для работы на компримированном природном газе и пониженным содержанием сажи в ОГ.

Практическая ценность работы и реализация результатов исследований. Результаты научно-технической разработки, созданной при выполнении диссертационной работы, доведены до стадии создания макетного образца автобуса ПАЗ-32 054;12 с системой питания, модернизированной для работы на природном газе и пониженным содержанием сажи в ОГ. Комплект научно-технической и чертежно-конструкторской документации по переоборудованию для работы на КПГ автобуса ПАЗ-32 054;12 передан для внедрения в производство в Кировский филиал ОАО «Газпром» ООО «Волготрансгаз» ЛПУМГ.

Материалы диссертации используются в учебном процессе Вятской и Нижегородской государственных сельскохозяйственных академиях, Чебоксарском институте (филиале) Московского государственного открытого университета при чтении лекций, выполнении курсовых работ и дипломном проектировании для студентов, обучающихся по специальностям 311 300 (110 301), 150 200 (190 601) и 230 100 (190 603).

Экономический эффект от внедрения макетного образца газодизельной модификации автобуса ПАЗ-32 054;12 составляет около 40 тыс. руб. в год в ценах на 01.04.2006 г. на один автобус при среднем годовом пробеге 60 тыс. км.

Связь с планами научных исследований. Диссертационная работа выполнена в соответствии с темой № 24 плана НИР ФГОУ ВПО Вятская ГСХА на 2000.2005, 2006.2010 гг. (номер государственной регистрации 01.2002.6 497).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Результаты лабораторно-стендовых и теоретических исследований влияния применения природного газа на процессы образования и сгорания сажи, экологические, показатели дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 с камерой сгорания типа ЦНИДИ.

2. Уточненный химизм процесса образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе.

3. Уточненная зонная модель образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе при впрыскивании ДТ (запального) через многоструйную форсунку.

4. Уточненная математическая модель расчета массовой и относительной концентрации сажи, количества частиц сажи в единице объема и распределения частиц сажи по размерам в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе.

5. Результаты расчета показателей сажесодержания в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе.

6. Рекомендации по улучшению экологических показателей дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 путем снижения дымности ОГ при переводе дизеля на природный газ.

7. Макетный образец автобуса ПАЗ-32 054;12 с системой питания, модернизированной для работы на компримированном природном газе и пониженным содержанием сажи в ОГ.

Апробация работы. Основные результаты и материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались: на 52-й и 53-й научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Вятской ГСХА, 2005.2006 г. г. (ФГОУ ВПО Вятская ГСХА, г. Киров) — 4-й, 5-й и 6-й городских научных конференциях аспирантов и соискателей, 2004.2006 г. г. (ФГОУ ВПО Вятская ГСХА, г. Киров) — 14-й научно-практической конференции вузов Приволжья и Предуралья «Улучшение технико-эксплуатационных показателей мобильной техники», 2003 г. (ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, г. Ижевск) — Всероссийской научно-технической конференции «Наука — производство — технологии — экология», 2004 г. (ВятГУ, г. Киров) — X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления качеством производства и эксплуатации автотранспортных средств», 2004 г. (ГОУ ВПО Владимирский ГУ, г. Владимир) — XV юбилейной региональной научно-практической конференции вузов Поволжья и Предуралья «Совершенствование конструкции, теории и расчета тракторов, автомобилей и двигателей внутреннего сгорания», 2004 г. (ФГОУ ВПО Вятская ГСХА, г. Киров) — Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию Чебоксарского института (филиала) МГОУ «Образование. Наука. Производство. Инновационный аспект», 2005 г. (Чебоксарский институт (филиал) МГОУ, г. Чебоксары) — IV Международной научно-практической конференции «Автомобиль и техносфера», 2005 г. (Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева, г. Казань) — X Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей», 2005 г. (ГОУ ВПО Владимирский ГУ, г. Владимир) — XVI региональной научно-практической конференции вузов Поволжья и Предуралья «Повышение эффективности использования автотракторной и сельскохозяйственной техники», 2005 г. (ФГОУ ВПО Пензенская ГСХА, г. Пенза) — Международной научно-технической конференции «Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей», 2006 г. (ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет», г. Санкт-Петербург-Пушкин) — Всероссийской научно-практической конференции «Роль науки в формировании специалиста», 2006 г. (Чебоксарский институт (филиал) МГОУ, г. Чебоксары).

Публикации результатов исследований. Основные положения диссертационной работы опубликованы в 20 печатных работах, включая монографию объемом 7,75 п.л., 1 статью в центральном журнале, входящем в перечень ВАК РФ и статьи общим объемом 5,25 п.л., в т. ч. в сборниках трудов Международных и Всероссийских конференций опубликовано 3 статьи, в том числе 1 на иностранном языке. Без соавторов опубликовано 9 статей объемом 2,88 п.л.

Автор выражает глубокую признательность аспирантам кафедры ДВС Вятской ГСХА Рудакову JLB. и Олейнику М. А., принимавших участие при выполнении некоторых разделов стендовых испытаний.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. На основании проведенных экспериментальных лабораторно-стендовых исследований влияния применения природного газа на процессы образования и сгорания сажи, экологические, мощностные и экономические показатели дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 (Д-245.12С) с КС типа ЦНИДИ установлена возможность улучшения эксплуатационных и экологических показателей дизеля, в частности снижение дымности ОГ при работе на природном газе, экономии ДТ и улучшения эффективных показателей.

2. На основании теоретических исследований предложены:

— уточненный химизм процесса образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе;

— уточненная зонная модель образования и выгорания сажевых частиц в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе при впрыскивании ДТ (запального) через многоструйную форсунку, основанная на особенностях смесеобразования и горения МВС в цилиндре;

— уточненная математическая модель расчета массовой С и относительной г концентрации сажи, количества N частиц сажи в единице объема и распределения частиц сажи по размерам в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе;

— рекомендации по улучшению экологических показателей дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе за счет снижения дымности ОГ.

3. Определены значения максимальной массовой и относительной концентрации сажи в цилиндре дизеля 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе, а также максимальное количество частиц сажи в единице объема в зависимости от изменения значения установочного УОВТ при п = 2400 мин" 1 и ре = 0,84 МПа.

На газодизельном процессе изменение установочного УОВТ с 5 до.

14° п.к.в. при п = 2400 мии" 1 и ре = 0,84 МПа приводит к изменению Стах с о.

0,27 до 0,22 г/м (снижение на 18,5%). При оптимальном установочном УОВТ 11° п.к.в. Стах равняется 0,23 г/м3, что ниже аналогичного значения Сщах дизельного процесса на 30,3%. На газодизельном процессе изменение установочного УОВТ с 5 до 14° п.к.в. при п = 2400 мин" 1 и ре = 0,84 МПа приводит к изменению rmax с 0,11 до 0,09 г/кг (снижение на 18,2%). При оптимальном установочном УОВТ 11° п.к.в. rmax равняется 0,093 г/кг, что ниже аналогичного значения rmax дизельного процесса 0,133 г/кг на 30,1%. На газодизельном процессе изменение установочного УОВТ с 5 до 14° п.к.в. приводит к изменению Nmax с 4,2-Ю6 до 3,5Т06 в мм3 (снижение на 16,7%). При оптимальном установочном УОВТ 11° п.к.в. Nmax = 3,6T06 в мм3, что ниже аналогичного значения Nmax дизельного процесса на 30,1%.

4. Исследованиями рабочего процесса в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе и проведенными расчетами определены параметры С, г и N в зависимости от угла п.к.в. при 0впр= 11° п.к.в.

Установлено, что для дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при.

1 «2 п = 2400 мин» и нагрузке ре = 0,84 МПа значения Стах снижаются с 0,33 г/м о при дизельном процессе до 0,23 г/м при работе на природном газе (на 30,3%). rmax составляет 0,133 г/кг при работе по дизельному процессу и 0,093 г/кг при работе по газодизельному процессу, то есть снижение состав.

6 3 ляет 30,1%. Nmax составляет 5,2−10 в одном мм объема при дизельном прос о цессеиЗ, 6−10 в мм при газодизельном процессе (снижение на 30,1%).

5. Определены значения максимальной массовой и относительной концентрации сажи в цилиндре дизеля, а также максимальное количество частиц о сажи в единице объема цилиндра (мм) в зависимости от изменения нагрузки при ©-впр =11° п.к.в. и п = 2400 мин" 1. На режиме минимальной нагрузки при ре = 0,12 МПа происходит снижение значений Стах, гтах и Nmax при переходе с дизельного на газодизельный процесс на 31,3%. При возрастании нагрузки до ре = 0,84 МПа снижение Стах, гтах и Nmax при переходе на газодизельный процесс составляет в среднем 30,2%.

6. Определены значения Стах, гтах и Nmax в цилиндре двигателя в зависимости от частоты вращения при @впр = 11° п.к.в. При частоте вращения 1200 мин" 1 происходит снижение Стах, гтах и Nmax при переходе с дизельного на газодизельный процесс на 50,0%. При увеличении частоты вращения с 1200 до 2500 мин" 1 снижение Стах, гтах и Nmax при переходе на газодизельный процесс составляет в среднем 30,1%.

7. Экспериментальными исследованиями установлено влияние значения установочного УОВТ запального ДТ на изменение дымности ОГ дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе. Существенно снижается дымность ОГ дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе на исследуемых режимах во всем диапазоне изменения нагрузок, особенно в области нагрузок более 0,6 МПа — с 2,0 до 0,1 ед. по шкале Bosch (или на 96%). Дымность ОГ по скоростным характеристикам при работе на КПГ практически не меняется и составляет 0,1.0,2ед. по шкале Bosch, а при работе на ДТ снижается с 2,5 до 1,6 ед. по шкале Bosch, при снижении частоты вращения с 2500 до 1200 мин" 1, соответственно.

8. Разработана техническая и конструкторская документация и создан макетный образец автобуса ПАЗ-32 054;12 с дизелем с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5, работающий на КПГ с улучшенными эксплуатационными показателями и пониженным содержанием сажи в ОГ. Годовой экономический эффект от экономии ДТ составляет 39 600 руб./год на один автобус при работе на КПГ при среднегодовом пробеге 60 тыс. км. (в ценах на 01.04.2006 г.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Измайлов С. Н., Ротанов Г. С. Измерение концентрации и дисперсности сажевых частиц в светящемся пламени // Тр. НИИ приклад, математики и механики Томского гос. ун-та. Томск — 1977. — № 6. — С. 10−12.
  2. Ф.Г. Образование сажи при горении гомогенных гексановоздуш-ных смесей при давлении до 1,5 МПа // Физика горения и взрыва. 1983. -№ 2.-С. 51−56.
  3. Н.А. Разработка методов и проведение экспериментальных исследований на двигателе условий образования и физических свойств дизельной сажи: Дис. канд. техн. наук / ЦНИДИ. Л., 1981. — 142 е.: ил.
  4. Н.А., Смайлис В. И. Исследование высокотемпературной сублимации и дисперсного состава дизельной сажи // Экспериментальные и теоретические исследования по созданию новых дизелей и агрегатов / Труды ЦНИДИ.-Л., 1980.-С. 82−87.
  5. С.А., Байков А. Б. Обобщенный анализ процесса сажевыделения в дизелях с впрыскиванием топлива в неразделенную камеру сгорания // Дви-гателестроение. 1988. — № 2. — С. 8−9, 21.
  6. С.А., Журавлев А. Н. К вопросу об определении степени черноты пламени в цилиндре дизеля // Проблема создания и использования двигателей с высоким наддувом. Харьков, 1979. — С. 392−394.
  7. С.А., Звонов В. А., Фурса В. В. О величине локальных температур сгорания в цилиндрах дизеля // Двигатели внутреннего сгорания: Сб. науч. тр. Харьков, 1979. — № 29. — С. 38−45.
  8. С.А., Макаров В. В. Физико-химический механизм и методика расчета результирующего сажевыделения в дизелях // Физика горения и взрыва. 1986.-№ 2.-С. 65−71.
  9. С.А., Макаров В. В., Лоскутов А. С. Феноменология и химизм процесса результирующего сажевыделения в дизелях // Рабочие процессы компрессоров и установок с ДВС: Сб. науч. тр. ЛПИ. Л., 1985. — № 411. -С. 52−55.
  10. С.А., Петриченко P.M., Степанов В. Н. Конвективный и лучистый теплообмены в цилиндре дизеля при переходных процессах // Двигателестроение. 1980. — № 6. — С. 18−20.
  11. С.А., Синицын В. А. Математическое моделирование локального лучистого теплообмена в дизелях // Двигателестроение. 1982.-№ 6.-С. 15−18.
  12. С.А., Синицын В. А. Физические условия и определяющие показатели радиационного теплообмена в дизелях // Двигателестроение. 1982. -№ 12.-С. 14−16.
  13. Л.П., Жданович О. Б. Спектральная излучательная способность продуктов сгорания дизельного топлива в области спектра 2,0−5,5 мкм // Физика горения и взрыва. 1976. — № 1. — С. 75−81.
  14. А.Г., Журавлев Ю. А., Рыжков Л. Н. Теплообмен излучением: Справочник. М.: Энергоатомиздат, 1991. — 432 е.: ил.
  15. А.Г., Модзалевская М. Л., Быстров Н. Г. Радиационные характеристики полидисперсных систем частиц углерода в светящемся пламени // Теплоэнергетика. 1973. — № 5. — С. 37−41.
  16. А.Г., Щелоков А. И. Математическая модель сажеобразования при сжигании природного газа. Часть 1 // Инженерно-физический журнал. 1990. -Т. 59. — № 3. — С. 492−499.
  17. А.Г., Щелоков А. И. Математическая модель сажеобразования при сжигании природного газа. Часть 2 // Инженерно-физический журнал. 1992. -Т. 62.-№ 6.-С. 831−839.
  18. А.Г., Щелоков А. И. Влияние механизма пиролиза метана на излучающие свойства факела природного газа // Радиационный и комбинированный теплообмен: Тр. третьего Минского межд. форума по тепломассообмену. -Минск, 1996.-Т. 2.-С. 40−41.
  19. Н.М., Теснер П. А. Кинетика образований пироуглерода из ацетилена // Химия твердого топлива. 1978. — № 6. — С. 140−143.
  20. Г. В. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных. М.: Колос, 1973. — 199 с.
  21. С.Н., Заклязьменский Л. А., Маркачев Ю. Е. Численное моделирование горения углерода в воздухе // Физика горения и взрыва. 1986. -№ 3.-С. 38−44.
  22. Влияние типа рабочего процесса и режима работы быстроходных дизелейна свойства сажи и отработавших газов / М. М. Вихерт, А. П. Кратко, И.С. Ра-фальекс, Г. А. Смирнов, П. А. Теснер // Автомобильная промышленность. -1975. -№ 10.-С. 8−11.
  23. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба / JI.B. Вершков, B.JI. Гроцев, В. В. Гаврилов и др. М. — 1999. — 68 с.
  24. А.Г., Вольфгард Х. Г. Пламя, его структура, излучение и температура / Пер. с англ Н. С. Чернецкого. Под ред. С. А. Гольдберга. М: Метал-лургиздат, 1959. — 333 с. ил.
  25. К.И., Аксенов Д. Т., Струнге Б. Н. Газовые двигатели ГД-100 и агрегаты на их базе. Л.: Недра, 1970. — 238 с.
  26. К.И. Газовые двигатели. М.: Машиностроение. — 1977. — 196 с.
  27. Г. В., Лиханов В. А. Социально-экологические проблемы автомобильного транспорта. М.: Аспол, 1993. — 340 с.
  28. Л.П. Кинетика и механизм образования сажи при термическом разложении углеводородов в газовой фазе // Химия твердого топлива. -1972.-№ 3.-С. 103−111.
  29. Е.С. Высокотемпературное горение и газификация углерода. -М.: Энергоиздат, 1983. 176 е.: ил.
  30. Е.С. О константе скорости химической реакции и коэффициенте реакционного газообмена газификации углерода // Шестой Всесоюз. симпозиум по горению и взрыву: Сб. материалов.-Черноголовка, 1980.-С.106−110.
  31. В.В., Патрахальцев Н. Н. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Изд-во РУДН, 1998. — 214 е., ил.
  32. .Ф., Шелепин Л. А., Шмоткин Ю. С. Аналитическая модель са-жеобразования // Физика горения и взрыва. 1982. — № 2. — С. 71−76.
  33. Горение углерода / Предводителев А. С., Хитрин Л. Н., Цуханова О. А., Колодцев Х. И., Гродзовский М. К. М.: Изд-во АН СССР, 1949. — 254 с.
  34. ГОСТ 14 846–81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. М.: Изд-во стандартов, 1981. — 11 с.
  35. ГОСТ 15 888–90 Аппаратура дизелей топливная. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1990. — 12 с.
  36. ГОСТ 10 579–88 Форсунки дизелей. Общие технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1988. — 6 с.
  37. ГОСТ 17.2.1.03−84 Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 11 с.
  38. ГОСТ 17.2.2.01−84 Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 11 с.
  39. ГОСТ Р 52 160−2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния. М.: Изд-во стандартов, 2004. — 7 с.
  40. ГОСТ 27 577–2000 Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 7 с.
  41. ГОСТ Р 51 998−2002 Дизели автомобильных транспортных средств. Общие технические условия. М.: Изд-во стандартов, 2003. — 21 с.
  42. ГОСТ 17.2.1.02−76 Охрана природы. Атмосфера. Выбросы двигателей, автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1976. -7 с.
  43. ГОСТ 10 578–96 Насосы топливные дизелей. Общие технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1997. 18 с.
  44. ГОСТ 305–82 Топливо дизельное. Технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1982. — 6 с.
  45. Гоц А.Н., Мацаренко И. П., Мокеева В. Н. Тенденции развития авомобиль-ных и тракторных дизелей за рубежом // Двигателестроение. 1992. — № 8−9. -С. 65−67.
  46. Е.Г., Колубаев Б. Д., Ерохов В. И. Газобаллонные автомобили. -М.: Машиностроение. 1989. — 216 с.
  47. С.А. Сжатый газ как моторное топливо // Автомобильная промышленность. 1995. — № 2. — С. 28−30.
  48. Динамика образования сажевых частиц в пламени при сжигании распыленного жидкого топлива / М. Б. Страдомский, Е. А. Максимов, В. Н. Козленке, Е. А. Ефремова // Промышленная теплотехника. 1985. — Т. 7. — № 3. -С. 95−97.
  49. К.Е. Автомобильные газодизели // Двигателестроение. 1995. -№ 5.-С. 6−10.
  50. Н.Х., Батурин С.А, Ложкин В. Н. Исследование температуры и излучательной способности турбулентного сажистого пламени в циклических процессах сгорания // Теплоэнергетика: Труды ЛПИ. JL, 1977. — № 358. -С. 96−100.
  51. Н.Х., Батурин С. А., Ложкин В. Н. Сажевыделение в цилиндрах дизельных двигателей и дымность отработавших газов // Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды: Межвуз. сб. науч. тр. Л., 1977.-С. 85−91.
  52. О.И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1985. — 120 с.
  53. О.И., Сайкин A.M., Френкель А. И. Методы снижения токсичности отработавших газов тракторных дизелей. М.: ЦНИИТЭИтракторо-сельхозмаш, 1976. — 30 с.
  54. Л.С., Кишьян А. А., Ромашков В. И. Методы планирования и обработки результатов физического эксперимента. М.: Атомиздат, 1978. -232 с.
  55. Л.И., Перпгуков В. А. Турбулентное горение мелкодисперсного твердого топлива // Тепломассообмен в химически реагирующих системах: Материалы международного форума по тепломассообмену. Минск, 1988. -С. 74−76.
  56. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. 2-е изд. -М.: Машиностроение, 1981. — 160 с.
  57. Н.А., Кавтарадзе Р. З. Многозонные модели рабочего процесса ДВС.М., 1997.- 197 с.
  58. Н.Н., Семенов Б. Н., Соколов B.C. Рабочие процессы дизелей с камерой в поршне. Л.: Машиностроение. — 1972. — 228 с.
  59. Изучение распределения сажевых частиц при сгорании распыленного жидкого топлива / М. В. Страдомский, Е. А. Максимов, А. Г. Плита, Е. А. Ефремова // Промышленная теплотехника. 1988. — Т. 10. — № 3. — С. 84−88.
  60. Испытания двигателей внутреннего сгорания / Б. С. Стефановский, Е. А. Скобцов, Е. К. Кореи и др. М.: Машиностроение, 1972. — 368 с.
  61. Исследование рабочих процессов в цилиндре газодизеля 44 11,0/12,5 / В. А. Лиханов, P.P. Деветьяров, О. П. Лопатин, П. Н. Вылегжанин // Монография. Киров: Вятская ГСХА, 2004. — 330 с.
  62. Исследование топливной экономичности и токсичности отработавших газов газодизеля / К. Е. Долганов, B.C. Вербовский, С. А. Ковалев и др. // Двигателестроение. 1991. — № 8−9. — С. 6−9.
  63. Исследование эмиссионных характеристик факела при горении жидких топлив / М. В. Страдомский, Е. П. Васильев, В. И. Козленко, Е. А. Ефремова // Теплофизика и теплотехника: Респ.сб. Киев: Наукова думка, 1975. — Вып. 29.-С. 18−23.
  64. Р.З. Локальный теплообмен в поршневых двигателях: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. — 592 е., ил.
  65. В.В., Валеев Д. Х., Фучкин С. В. Опыт эксплуатации газодизельных КамАЗов //Автомобильная промышленность. 1992. — № 8. -С.20−21.
  66. В.В., Тер-Мкртичьян Г.Г. Газодизельные автомобили НАМИ // Автомобильная промышленность. 1993. — № 10. — С. 27−30.
  67. Кинетика сажеобразования из газообразных углеводородов / В. Г. Кнорре, А. И. Прихоженко, А. Я. Дубовицкий, Г. Б. Манелис // Шестой Всесоюз. симпозиум по горению и взрыву: Сб. материалов. -Черноголовка, 1980. -С. 75−78.
  68. В.Г., Каменщикова В. И., Ляхов А. Г. Образование сажи при термическом разложении ацетилена в условиях ударной трубы // Физика горения и взрыва. 1980. — Т. 16. — № 2. — С. 89−92.
  69. А.Д. Химические процессы в углеводородных пламенах. В кн.: Процессы горения в химической технологии и металлургии. Черноголовка, ОНХФ АН СССР, 1975. — С. 217−226.
  70. А.Н. Остановииь экологическую угрозу // Автомобильный транспорт. 2004. — № 2. — С. 32−35.
  71. В.Н., Никитин Е. Е. Кинетика и механизм газофазных реакций. -М.: Наука, 1974. 558 с.
  72. А.П., Вихерт М. М., Грудский Ю. Г. Влияние фаз процесса сгорания в дизеле на содержание канцерогенных компонентов в отработавших газах // Автомобильная промышленность. 1977. — № 6. — С. 9−12.
  73. А.П., Филипосянц Т. Р. Перспективы автомобильных газодизелей // Автомобильная промышленность. -1994. № 2. — С. 9−10.
  74. А.В. Кинетическая модель сажеобразования из ацетилена в разбавленных смесях при температуре выше 1600 К // Химическая физика. -1987.-Т. 6.-№ 3.-С. 342−349.
  75. .М. Повышение эффективности сжигания газа и охрана окружающей среды. Л.: Недра, 1986. — 280 с.
  76. Г. И. Химия пламени. М.: Химия, 1980. — 241 с.
  77. Г. И., Дубинин В. В. Химия газофазного горения. М.: Химия, 1987.-240 с.
  78. В.А. Тепловое излучение в двигателях и энергетических установках. Киров: ООО «Фирма «Полекс», 2004. — 231 с.
  79. В.А., Лиханов В. А. Феноменология воспламенения мета-новоздушной среды в цилиндре газодизеля // Региональн. науч.-техн. конф. «Наука производство — технология — экология»: Сб. материалов. — Киров, 1998.-Т. 2.-С. 140−141.
  80. А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пос. для высшей школы. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2004. — 400 с.
  81. А.Р. К вопросу о расчетном определении эмиссии частиц с отработавшими газами дизелей // Двигателестроение. 2000. — № 1. — С. 31−38.
  82. В.П., Свиридов В. Б. Экологические проблемы автомобильного двигателя и путь оптимального решения их // Двигателестроение. 1990. -№ 10.- С. 55−62.
  83. В.Ф., Звонов В. А., Корнилов Г. С. Научно-технические проблемы улучшения экологических показателей автотранспорта // Автомобильная промышленность. 1998. — № 11. — С. 7−11.
  84. Н.В. Физико-химические основы процесса горения топлива. М.: Наука, 1971.-275 с.
  85. Г. И., Симоньков С. В., Анцулевич В. И. Определение размеров и содержание частиц сажи в продуктах сгорания керосина // Физика горения и взрыва, 1986.-Т. 22, № 6.-С. 108−112.
  86. Ю5.Лиханов В. А. Сгорание и сажеобразование в цилиндре газодизеля. Киров: НИИСХ Северо — Востока, 2000. — 104 е.: ил.
  87. Юб.Лиханов В. А. Структура сажи, образующейся в цилиндре газодизеля // Совершенствование технологий и технических средств в сельскохозяйственном производстве: Тез. докл. науч. конф. инж. факульт. ВГСХА. Киров, 1999.-С. 60−62.
  88. Ю9.Лиханов В. А., Мохнаткин В. Г., Россохин А. В. Исследование процессов образования и выгорания сажи в цилиндре дизеля с турбонаддувом 4ЧН 11,0/12,5 при работе на природном газе: Монография. Киров: Вятская ГСХА, 2006.- 124 с.
  89. В.Н., Батурин С. А. Об области и характере протекания процесса газификации углеродных частиц применительно к условиям сгорания в дизеле // Исследование и совершенствование быстроходных дизелей: Сб. науч. тр. Барнаул, 1985. — С. 70−83.
  90. O.K., Атоян К. Н. На газе выгоднее. Технико-экономические показатели газовых автобусов Львовского автобусного завода // Автомобильный транспорт. -2004. № 3. — С. 50−51.
  91. О.П., Россохин А. В., Анфилатов А. А. Рециркуляция отработавших газов как средство снижения токсичности газодизеля 44 11,0/12,5 // XII Туполевские чтения: Материалы Межд. молодежной науч. конф. Казань: КГТУ, 2004. — Т. 1.-С. 164−165.
  92. П.Макаров В. В. Полициклические ароматические углеводороды зародыши сажистых частиц // Совершенствование и развитие мобильной энергетики в сельском хозяйстве: Тез. докл. 10-й науч.-практ. конф. вузов Поволжья и Предуралья. — Чебоксары, 1998.-С. 144−146.
  93. Р.В. Рабочие процессы и экологические качества ДВС // Автомобильная промышленность. 1992. — № 9. — С. 10−15.
  94. Р.В. Механизм воспламенения низкоцетановых дизельных топлив // Автомобильная промышленность. 1994. — № 10. — С. 11−14.
  95. В.Н., Мальцев М. И., Кашпоров Л .Я. Основные характеристики горения. М.: Химия, 1977. — 320 е.: ил.
  96. М.Д., Васильев Ю. Н. Транспортные двигатели на газе. М.: Машиностроение, 1994. — 224 с.
  97. В.А. Методы снижения токсичности отработавших газов дизелей транспортного назначения // Известия вузов. Машиностроение. 1993. -№ 10−12.-С. 74−83.
  98. В.А., Баширов P.M., Габитов И. И. Токсичность отработавших газов дизелей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002.-376 е., ил.
  99. В.А., Кислов В. Г., Хватов В. А. Характеристики топливоподачи транспортных дизелей. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. — 160 е., ил.
  100. В.А., Козлов С. И. Топлива и топливоподача многотопливных и газодизельных двигателей. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. -296 с.
  101. Математическое моделирование процессов сажевыделения и радиационного теплообмена в дизелях / С. А. Батурин, А. С. Лоскутов, В. А. Синицын,
  102. B.А. Курочкин // Рабочие процессы компрессоров и установок с ДВС: Сб. науч. тр. ЛПИ. Л., 1983. — № 394. — С. 23−29.
  103. Ф.Ф. Дисперсность и структура дизельной сажи // Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Лаборатория нейтрализации и проблем энергетики автомобилей и тракторов ЦНИТА, 1966. — С. 208−217.
  104. Р.К. Размеры, оптические свойства и температура частиц сажи // Измерения температуры в объектах новой техники: Пер. с англ. М., 1965.
  105. В.П. Газовое топливо и его сжигание. Л.: Недра, 1966. — 327 с.
  106. В.П., Медников Ю. П. Сжигание природного газа. Л.: Недра, 1975.- 391 с.
  107. И.М., Карницкий В. В. Газодизель силовая установка XXI века // Атомобильная промышленность. — 2002. — № 5. — С. 4−8.
  108. М.Л. Тепловое излучение частиц углерода в светящихся сажевых пламенах: Дис. канд. техн. наук. -М., 1971. 141 с.
  109. М.Л., Блох А. Г. О влиянии спектра размеров частиц сажистого углерода на излучение светящегося пламени // Теплоэнергетика. -1973. № 3. — С. 63−67.
  110. А.И., Плеханов И. П. Устройство и обслуживание газобаллонных автомобилей. М.: ДОСААФ, 1987. — 141 с.
  111. К.А. Токсичность автомобильных двигателей. М.: Изд-во «Легион-Автодата», 2000. — 80 с.
  112. Л.А. Основные направления создания малотоксичных транспортных двигателей // Двигателестроение. 2002. — № 2. — С. 23−27.
  113. Л.А. Основные направления создания малотоксичных транспортных двигателей (продолжение) // Двигателестроение. 2002. — № 3.1. C. 32−34.
  114. Образование и выгорание сажи при сгорании углеводородных топлив / Ф. Г. Бакиров, В. М. Захаров, И. З. Полещук, З. Г. Шайхутдинов. М.: Машиностроение, 1989. — 128 с.
  115. Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени: Пер. с. англ. / Ред. Н. А. Чигир. М.: Машиностроение, 1981. — 407 с.
  116. Образование сажи при горении гомогенных гексановоздушных смесей при давлениях до 1,5 МПа / Ф. Г. Бакиров, Н. Х. Баширов, В. М. Захаров и др. // Физика горения и взрыва. 1982. — № 3. — С. 51−56.
  117. Основы практической теории горения / В. В. Померанцев, К. М. Арефьев, Д. Б. Ахмедов и др.- Под ред. В. В. Померанцева. Л.: Энергоатомиздат, 1986. -312 с.
  118. Перспективы и проблемы перевода судовых дизелей на газовое топливо / Галышев Ю. В., Магидович Л. Е., Свистунов Н. Н., Фомин Н. Н. // Двигателе-строение. 1998. — № 1. — С. 8−9.
  119. П.Ф., Мальцев В. М., Зайцев В. М. Методы исследования процессов горения и детонации. М.: Наука, 1969. — 296 с.
  120. Природный газ как моторное топливо на транспорте / Ф. Г. Гайнуллин, А. И. Гриценко, Ю. Н. Васильев, Л. С. Золотаревский. М.: Недра. — 1986.
  121. В.И. О химических превращениях в углеводородных топливах при сгорании в дизелях // Двигателестроение. 1990. — № 2 — С. 58−59.
  122. А.А. Унифицированные газовые дизельные двигатели. М.: Недра. — 1976. — 196 с.
  123. Н.Ф. Моделирование и оптимизация процесса сгорания в дизелях. Харьков: Высшая школа, 1980. — 169 с.
  124. И.Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания. Учебник для вузов. М.: Высш. школа, 1975. — 320 е., ил.
  125. А.В. Влияние различных факторов на дымность отработавшихгазов дизеля // Материалы 5-й научной конференции аспирантов и соискателей. Киров: Вятская ГСХА, 2005. — С. 77−79.
  126. А.В. Измерение дымности отработавших газов // Материалы 5-й научной конференции аспирантов и соискателей. Киров: Вятская ГСХА, 2005.- С. 75−77.
  127. А.В. Особенности процесса образования сажи в цилиндре газодизеля с наддувом // Материалы 4-й научной конференции аспирантов и соискателей. Киров: Вятская ГСХА, 2004. — С. 104−106.
  128. В.А., Остроумов М. А., Свит Т. Ф. Термодинамические свойства веществ: Справочник. Л.: Химия, 1977. 392 с.
  129. Ю.Б. Смесеобразование и сгорание в дизелях. Л.: Машиностроение, 1972. — 224 е.: ил.
  130. Ю.Б., Тихонов Ю. В. Проблемы смесеобразования и сгорания в двигателях с внешним смесеобразованием // Двигателестроение. 1988. -№ 10.-С. 6−8.
  131. Г. С. О канцерогенности нефти и нефтепродуктов // Химия и технология топлив и масел. 1996. — № 1. — С. 39−45.
  132. Система АСГА-Т. Руководство по эксплуатации. АПИ 2.950.003РЭ. -Смоленск, 1984.-81 с.
  133. Система АСГА-Т. Нормативные требования. Смоленск, 1984. — 50 с.
  134. В.И. Малотоксичные дизели. Л.: Машиностроение, 1972. -128 с.
  135. В.И. Проблемы снижения токсичности и дымности отработавших газов дизелей //Двигателестроение. 1979. — № 1. — С. 19−21.
  136. В.И. Современное состояние и новые проблемы экологии дизе-лестроения // Двигателестроение. 1991. — № 1. — С. 3−6.
  137. А.С. Самовоспламенение, пламя и детонация в газах. М.: Изд-во АН СССР, 1960.-427 с.
  138. Д.Б. Горение и массообмен: Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1985. — 240 с.
  139. Страд омский М.В., Васильев Е. П. Радиационные характеристики дисперсной фазы пламени при импульсном диффузионном сгорании жидких моторных топлив в замкнутом объеме // Промышленная теплотехника. 1987. -Т. 9.-№ 5.-С. 34−37.
  140. Страд омский М.В., Васильев Е. П. Исследование эмиссионных свойств пламени при импульсном сгорании жидких топлив в замкнутом объеме // Радиационный теплообмен: Тез. докл. пятой Всесоюз. науч.-техн. конф. -Ставрополь, 1982. С. 126−127.
  141. М.В., Васильев Е. П. Исследование эмиссионных свойств твердой дисперсной фазы пламени при импульсном сжигании жидких моторных топлив // Пром. теплотехника. 1985. — Т. 7. — № 5. — С. 85−88.
  142. М.В., Васильев Е. П. Коэффициент ослабления лучей потоком сажистых частиц в пламени при импульсном диффузионном сгорании жидких топлив в камере постоянного объема // Пром. теплотехника. 1985. -Т. 7. — № 6. — С. 60−64.
  143. М.В., Васильев Е. П. Лучистый теплообмен при импульсных режимах сгорания // Совершенствование теории и техники тепловой защиты энергетических устройств: Тез. докл. респ. конф. -Киев, 1987.-С. 84−85.
  144. М.В., Максимов Е. А. Оптимизация температурного состояния деталей дизельных двигателей. Киев: Наук, думка, 1987. 168 с.
  145. М.В., Максимов Е. А., Маляров B.C. Экспериментальное определение эмиссионных свойств пламени в циклическом рабочем процессе // Теплофизика и теплотехника: Респ.сб. Киев: Наукова думка, 1979. — Вып. 37. — С. 26−30.
  146. Страд омский М.В., Максимов Е. А., Маляров B.C. Исследование граничных условий теплообмена для ЦПГ дизеля с высоким наддувом // Двигателе-строение. 1980. — № 8. — С. 11−13.
  147. М.В., Максимов Е. А., Васильев Е. П. Теплообмен при импульсном сгорании жидких моторных топлив // Двигателестроение. 1987. -№ 11.-С. 5−7.
  148. М.В., Максимов Е. А., Маляров B.C. Исследование лучистого теплообмена в цилиндре дизеля // Изв. вузов: Машиностроение, 1982. -№ 1. С. 88−92.
  149. Структура сажевых частиц в пламени при факельном сжигании жидкого топлива в прямоточной камере сгорания / М. В. Страдомский, Е. А. Максимов, Е. А. Ефремова, В. И. Козленко // Пром. теплотехника. 1985. — Т. 7. — № 4. -С. 75−78.
  150. Структура сажевых частиц при горении распыленного керосина / М. В. Страдомский, Е. А. Максимов, Е. А. Ефремова, В. Н. Козленко, А. К. Дудченко // Промышленная теплотехника, 1984. — Т. 6. — № 2. — С. 78−81.
  151. В.В., Сережкин A.M. Международный симпозиум «Газовое моторное топливо топливо будущего» // Автомобильная промышленность. -1992,-№ 6. -С. 28−29.
  152. Э.Н. Влияние азотсодержащих соединений на образование сажи при горении // Проблемы высокотемпературной техники: Сб. материалов Всесоюз. науч. конф. Днепропетровск, 1986. — С. 75−86.
  153. Э.Н., Присняков В. Ф. Влияние внешнего электрического поля на спектр излучения и образование сажи при горении // Структура газофазных пламен: Материалы Межд. семинара по структуре газофазных пламен. Новосибирск, 1988. — Ч. 3. — С. 183−193.
  154. Э.Н., Присняков В. Ф. О природе саже // Структура газофазных пламен: Материалы межд. семинара по структуре газофазных пламен. -Новосибирск, 1988.-Ч. 1.-С. 104−113.
  155. Э.Н., Шумриков В. В. О структурных особенностях плазмохимиче-ского углерода // Проблемы высокотемпературной техники: Сб. материалов Всесоюз. науч. конф. Днепропетровск, 1986. — С. 137−145.
  156. П.А., Кнорре Е. Г. Сажа из ацетилена // Процессы горения в химической технологии и металлургии. Черноголовка: Ин-т хим. физики АН СССР, 1975. — С. 58−69.
  157. П.А. Образование углерода из углеводородов в газовой фазе. -М.: Химия, 1972. 128 е.: ил.
  158. П.А. Образование сажи при горении // Физика горения и взрыва. -1979.-Т. 7,-№ 2.-С. 3−14.
  159. П.А. Кинетика образования пироуглерода // Химия твердого топлива. 1983. -№ 5. с. 111−118.
  160. В., Паденко С., Фучкин С. Газодизель для КамАЗов // Автомобильный транспорт. 1988. — № И. — С. 39−43- 1989. — № 1. — С. 38−40.
  161. Улучшение экологических показателей дизеля с турбонаддувом путем применения природного газа / В. А. Лиханов, А. В. Россохин, М. А. Олейник, Л. В. Рудаков // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2006. — № 9. -С 8−10.
  162. .Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей: Справочник. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Машиностроение, 1990. — 352 с.
  163. Т.Р., Кратко А. П., Мазинг М. В. Пути снижения вредных выбросов отработавшими газами автомобильных двигателей. М.: НИИНав-топром, 1979. — 64 с.
  164. А.З. Токсичность отработавших газов тепловых двигателей. -Киев: Вища школа, 1980. 160 с.
  165. В.Н., Логинов Н. В. Пути снижения дымности отработавших газов дизелей // Двигателестроение. 1991. — № 5. — С. 42−44.
  166. Я.Б. Моторные топлива. Новосибирск: Наука, 1987. — 208 с. 2Ю. Шегалов И. Л. Экологическая роль транспортных двигателей // Двигателестроение. — 1986. — № 8. — С. 56−60.
  167. Х.Ф. Неполное сгорание как возможная причина неустойчивости горения // Аэрокосмическая техника. 1984. — Т. 2. — № 4. -С. 64−73.
  168. В.Н., Патрахальцев Н. Н. Применение нетрадиционных топ-лив в дизелях. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1993. -64 с.
  169. Alkidas А.С. Relationships between smoke measurements and particulate measurements // SAE Techn. Paper. Ser. 1984. № 840 412. 9 p.
  170. Chen T.N., Alford R.N. Combustion characteristics of large gas engines // Pap. ASME. 1971.-P. 6−8.
  171. Churchill R.A., Smith J.E., Clark N.N., Turton R.A. Low-Heat Rejections Engines a concept review // SAE Techn. Pap. Ser. 1989. № 890 153. P. 25−36.
  172. Daugas M. Pielstick tests on afb biogas diesels give promising results // Mod. Power Syst. 1983. — № 2. — P. 43−45.
  173. Dent J.C., Mehta P. S., Swan J. A predictive model for automotive DI diesel engine performance and smoke emissions // Diesel Engines Passenger Cars and Light Duty Veh. Conf. London, 5−7 Oct. 1982. London, 1982. — P. 237−245.
  174. Haynes B.S., Wagner H.G. Soot Formation. «Progr. Energy and Combustion Sci», 1981, v. 7.-№ 4.
  175. Effects of combustion and injection systems on unbumt HC and particulate emissions from a DI diesel engine / Murayama Т., Miyamoto N., Chikahisa Т., Yamane K. // Progress in Energy and Combustion Science. 1986. — P. 131−139.
  176. Few P.C., Newen H.A. Dual fuel combustion in a turbocharged diesel engine // SAE Techn. Pap. Ser. 1987. — № 871 671. — 5 p.
  177. Gasmotorenautrub // Schiff-Ing. 1982. — № 161. — P. 41−42.
  178. Hiroyasu H., Yoshimatsu A., Arai M. Mathematical model for predicting the rate of heat release and exhaust emissions in IDI diesel engines // Diesel Engines Passenger Cars and Light Duty Veh. Conf. London, 5−7 Oct. 1982. London, 1982.-P. 207−213.
  179. Hoche A. Rechnerische unol experimentelle Untersuchung von Elementen der Jnnen-Vorgange uu Dieselmotor// KFT. 1988. — № 11. — S. 332−335.
  180. Karim G.A., Amoozegar N. Determination of the performance of a dual fuel diesel engine with the addition of various liquid fuels to the intake charge // SAE Techn.Pap.Ser. 1983. — № 830 265. — p. 9.
  181. Karim G.A., Amoozegar N. Examination of the performance of a Dual Fuel Diesel Engine with Particular Reference to the Presence of Some Inert Diluents in the Engine Intake Charge // SAE Techn. Pap. Ser. 1982. — № 821 222. — p. 8.
  182. Kono Seiko, Nagao Akihito, Motooka Hiroaki. Prediction of in-cylinder flow and spray formation effects on combustion in direct injection diesel engines // SAE Techn. Pap. Ser. 1985. — № 850 108. — 12 p.
  183. Matsui Y., Kamimoto Т., Matsuoka S. Study on the time and space resolvedmeasurement of flame temperature and soot concentration in a D.I. diesel engine by the two-color method // SAE Paper. 1979. № 790 491. P. 1−15.
  184. Miles J. A. Power unit modification to accomodate interruptible flow of natural gas // Trans. ASAE. 1977. — № 3. — P. 406−407.
  185. Najt Paul M., Foster Favid E. Compression-ignited homogeneous charge combustion // SAE Techn. Pap. Ser. 1983. — № 830 264. — 16 p.231 .Natural gas will fuel bulk carter // Mot. Ship. 1980. — № 725. — P. 35.
  186. NKK proposes dual fuel diesel LNGC with religuefaction // Mot. Ship. 1985. -№ 777. — P. 33−35.
  187. Ramsey David. Propane for diesel fuel system // Diesel Progr. N.Amer. -1983.-№ 3.-27 p.
  188. Silzer participation in ZNG transport systems // Shipp. World and Ship-Build. 1974. — V.167. — № 3889. — p. 144−146.
  189. Smith O.J. Fundamentals of soot formation in flames with application to diesel engine particulate emissions // Progress in Energy and Combustion Science. -1981.-№ 7.-P. 275−291.
Заполнить форму текущей работой