Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория и методология обеспечения системной конкурентоспособности торговых предпринимательских структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опыт развивающихся стран азиатского региона (Китая и Индии) свидетельствует, что ежегодные темпы роста экономики (10−12%) обеспечиваются за счет активизации предпринимательской деятельности, прежде всего, малого и среднего бизнеса, доля которого в ВВП этих стран составляет до 80 — 90%. Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Несмотря на то… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ СИСТЕМНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
    • 1. 1. Генезис теории предпринимательства
    • 1. 2. Системный подход в исследовании механизма конкуренции в торговле
    • 1. 3. Тезаурус парадигмы конкуренции и конкурентоспособности хозяйствующего субъекта в торговле
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА
    • 2. 1. Парадигма функционирования рыночных процессов в торговле
    • 2. 2. Методологические подходы к моделированию направлений формирования и оценке уровня системной конкурентоспособности торгового предприятия
    • 2. 3. Модели оптимального бизнеса. Стратегические карты как метод управления конкурентоспособностью торговой предпринимательской структуры
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ
    • 3. 1. Концепция планирования стратегической конкурентоспособности торговой предпринимательской структуры
    • 3. 2. Методика диагностики предпринимательской среды в торговле
    • 3. 3. Формирование стратегического видения бизнеса и выбор стратегии конкурентной деятельности на целевом рынке
  • Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО РОСТА
    • 4. 1. Научно-методический подход к диагностике процесса концентрации в торговле
    • 4. 2. Механизм обеспечения конкурентоспособности торгового предприятия при дифференцированном росте
    • 4. 3. Формирование конкурентных преимуществ при интегрированном росте предпринимательской структуры в торговле
    • 4. 4. Процесс создания синергетического эффекта путем диверсифицированного роста торговой предпринимательской структуры
  • Выводы по главе 4
  • ГЛАВА 5. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СИСТЕМНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ НЕОБХОДИМОЙ АДАПТАПЦИИ К
  • ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ РЫНКА
    • 5. 1. Политика в отношении конкуренции как важнейший аспект государственного регулирования рыночных процессов в торговле
    • 5. 2. Методика принятия решений о выборе стратегии местоположения торговой предпринимательской структуры
      • 5. 3. Кластерный подход развития конкурентоспособности торговых предпринимательских структур на базе концепции эффективно функционирующих торговых центров (комплексов)
      • 5. 4. Методологические аспекты формирования стратегических партнерских отношений в торговых предпринимательских структурах
  • Выводы по главе 5

Теория и методология обеспечения системной конкурентоспособности торговых предпринимательских структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития мировой экономики характеризуется дальнейшим углублением и расширением межгосударственных связей, глобализацией рынков. В условиях активного включения России в международное разделение труда одной из ключевых проблем становится выбор приоритетных направлений интеграции в мировое сообщество, обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российской экономики, инструментов ее формирования.

Опыт развивающихся стран азиатского региона (Китая и Индии) свидетельствует, что ежегодные темпы роста экономики (10−12%) обеспечиваются за счет активизации предпринимательской деятельности, прежде всего, малого и среднего бизнеса, доля которого в ВВП этих стран составляет до 80 — 90%. Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Несмотря на то, что-в РФ 80,5% предприятий и организаций находится в частной собственности, удельный вес малого бизнеса в различных секторах экономики незначителен: в сфере операций с недвижимостью — 15,5%, в обрабатывающих отраслях — 12,3%, в строительстве -11,2%, на транспорте — 4,5% и т. д. Только в оптовой и розничной торговле, составляющих основу коммерческого предпринимательства, на долю малого бизнеса приходится 45,0% от общего числа хозяйствующих субъектов.

Для дальнейшего поступательного* развития российской экономики особое значение приобретает ускорение ее социальной направленности, где велика роль качественного развития торгового предпринимательства, в том-числе' конкурентоспособности его хозяйствующих субъектов. Предприятия, торговли обеспечивают 19,3% ВВП страны и занятость более 11 млн. человек или 16,8% от общей численности работающих в экономике. На текущий период конкурентоспособность большинства российских торговых предприятий остается на достаточно низком уровне, велик уровень ежегодных банкротств в малом и среднем бизнесе. Во многом, это обусловлено низкой производительностью труда, замедленностью инновационного развития, отсутствием комплексной концепции будущих перемен с учетом необходимости активизации предпринимательской деятельности в торговле.

В условиях новой фазы инновационного развития международной экономики появляется необходимость пересмотреть многие инструменты формирования рыночных процессов в торговле, конкурентоспособности торговых предпринимательских структур с учетом мировых тенденций. Это, в свою очередь, требует кардинальных преобразований в методологии и методике государственного регулирования торгового предпринимательства, разработки новых подходов к оценке конкурентоспособности торговых предприятий, повышению экономической, устойчивости путем целенаправленности хозяйствующего субъекта на стратегическое качественное развитие.

В связи с этим, рассмотрение теоретических аспектов развития предпринимательства, конкурентоспособности предприятий в торговле, а также направлений формирования стратегических конкурентных преимуществ с учетом современных мировых тенденций и адаптации зарубежного опыта к российским условиям представляется актуальным.

Степень разработанности проблемы. Проблемам формирования теории предпринимательства посвящены труды таких представителей классической и неоклассической школ как А. Смит, Д. Риккардо, Ж. Б. Сей, А. Маршал, Дж.Б. Кларк, М. Вебер, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, К.' Макконелл, С. Брю, М. Портер и др.

Сущностные проблемы развития предпринимательства были исследованы в трудах А. Н. Асаула, Г. Л. Багиева, В. Ф. Богачева, Д. И. Валигурского, В. Я. Горфинкеля, B.C. Кабакова, А. Б. Крутика, A.B. Парфенова, М. Н. Петрова, Г. Б. Поляка, В. П. Попкова, В. В. Царева, В. А. Швандера, В. В. Щербакова и др.

Г I t.

Базой теоретического исследования проблем конкурентоспособности рынков, постановки стратегического планирования послужили труды зарубежных и отечественных ученых Д. Аакера, И. Ансоффа, П. Дойля, П. Друкера, Р. Коуза, Ф. Котлера, М. Портера, К. К. Прахалада, Дж. Стрикленда, P.A. Фатхутдинова, Т. Г. Философовой и др. Среди отечественных и зарубежных ученых, внесших вклад в развитие теории торговли, необходимо выделить И. А. Бланка, Б. Вейтца, В. Ф. Егорова, Т. Кента, М: Леви, О. Омара, А. Н. Соломатина и др.

Обобщение отечественных и зарубежных теоретических и практических разработок в области предпринимательства позволяют автору прийти к заключению о недостаточности освещения этой проблемы, чаще всего исследования ведутся без учета отраслевых особенностей. Теория i формирования стратегической конкурентоспособности торговой предпринимательской структуры на концептуальном и функциональном уровне еще не до конца разработана: отсутствует четкость в определении этапов * предпринимательства, классификации его видов, особенностей современного торгового предпринимательства, не выяснены с исчерпывающей полнотой f вопросы формирования стратегических конкурентных преимуществ торговой предпринимательской структуры и методика оценки ее конкурентоспособности, весьма дискуссионной остается проблема планирования концепции стратегической конкурентоспособности торгового предприятия, эффективности направлений внешнего роста, выбора местоположения, развития стратегических партнерских отношений. Поэтому необходимость решения теоретических, методологических, практических вопросов обеспечения конкурентоспособности торговой предпринимательской структуры на базе использования стратегического подхода является одной из приоритетных проблем российской экономической науки и практики на современном этапе.

Целью исследования является разработка теоретико-методологических основ формирования стратегической конкурентоспособности торговой г) предпринимательской структуры и предложений по их реализации на современном этапе.

Указанная цель определила постановку и последовательное решение следующих задач:

• исследовать генезис теории предпринимательства и выявить тенденции в развитии предпринимательства для определения сущности конкурентоспособного коммерческого предпринимательства;

• исследовать тезаурус парадигмы конкуренции и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов с учетом инновационной направленности развития экономики;

• разработать на основе исследования особенностей конкурентной среды предпринимательства парадигму рыночных процессов в торговле;

• концептуально обосновать систему обеспечения долгосрочной конкурентоспособности торговых предпринимательских структур, включающую формирование внешних и внутренних конкурентных преимуществ, и оценку ключевых факторов успеха в конкурентной' борьбе;

• проанализировать действующие модели управления организацией и разработать модель стратегической карты сбалансированных показателей и этапы ее внедрения в бизнес-планирование торговой предпринимательской структуры;

• обосновать концепцию планирования стратегической конкурентоспособности торгового предприятия;

• предложить диагностику процесса концентрации в торговле и выявить границы бизнеса в торговом предпринимательстве;

• разработать методический подход к формированию конкурентных преимуществ субъекта торгового предпринимательства в условиях стратегий дифференцированного, интегрированного и диверсифицированного роста;

• разработать методику определения оптимального месторасположения торговых предпринимательских структур;

• сформулировать методические рекомендации по формированию эффективно функционирующего торгового центра (комплекса);

• разработать научно-практические рекомендации по формированию стратегического партнерства в торговле и определить генеральные направления создания нового уровня отношений с покупателями.

Объектом исследования являются торговые предпринимательские структуры и их системы управления, функционирующие в условиях динамичного роста рыночных изменений в торговле и ужесточения конкурентных отношений.

Предметом исследования является теория и методология обеспечения стратегической конкурентоспособности" торговых предпринимательских структур на основе системного и инновационного подхода.

Диссертация является законченным квалификационным исследованиемсодержащим постановку научной* проблемы, ее теоретическое обоснование и методологию-реализации. Работа соответствует п. 10.10 — «Методология, теория обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур» по Паспорту специальностей ВАК 08.00.05-Экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство.

Теоретической и методологической базой исследования послужили положения экономической теории, теорий рынка и предпринимательства, теоретические труды по проблемам стратегического планирования. В процессе диссертационного исследования были использованы общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: анализ, синтез, аналогия, единство абстрактного и конкретного, исторического и логического, а также методы научного моделирования, системного подхода, наблюдения, экспертных оценок.

Информационную основу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, статистические данные по динамике развития торговли, результаты исследования торговой предпринимательской среды в г. Санкт-Петербурге, полученные автором в ходе собственных «исследований.

В рамках проведенного исследования получены следующие новые научные результаты:

1. Выявлены этапы и тенденции развития современного предпринимательства, проявляющиеся в закономерности социально-инновационной направленности, ускоряющей прогрессивные процессы в экономике, что позволило сформулировать теоретические основы конкурентоспособности торговых предпринимательских структур.

2. Разработана методология обеспечения системной конкурентоспособности торговых предпринимательских структур, включающаяся переосмысление основных категорий и механизма конкуренции в условиях необходимости инновационного развития экономики, что способствует ориентации торгового бизнеса на формирование конкурентных преимуществ.

3. Разработана парадигма функционирования рыночных процессов в торговле, построенная на рассмотрении параметров, характеризующих структуру торгового рынка, политику в отношении конкуренции, рыночное поведение и действенность торговых предпринимательских структур, что позволяет обосновать направления создания конкурентных преимуществ в торговле.

4. Предложена авторская модель системной конкурентоспособности торговых предпринимательских структур, обеспечивающая конкурентоспособность предпринимательской идеи посредством использования возможностей внешних и внутренних конкурентных преимуществ и достижения эффекта синергии от взаимодействия стратегических и тактических ключевых факторов успеха в бизнесе.

5. Разработана методика рейтинговой оценки уровня конкурентоспособности торговых предпринимательских структур, учитывающая эффект от использования системы стратегических и тактических конкурентных преимуществ, что отличает ее от ранее предложенных возможностью мониторинга перспективности бизнеса.

6. Разработана модель стратегической карты управления конкурентоспособностью торговых предпринимательских структур, включающая систему сбалансированных показателей в области финансов, взаимоотношений с покупателями, бизнес-процессов, кадрового развития и обеспечивающая эффективность бизнеса путем вовлечения персонала в поиск путей роста производительности труда.

7. Разработана концепция планирования стратегической конкурентоспособности торговых предпринимательских структур, включающая-системный подход к диагностике предпринимательской среды, формирование перспектив видения бизнеса, разработку маркетинговой и общей стратегии бизнеса, что обеспечивает программу достижения долгосрочной устойчивости хозяйствующего субъекта в торговле.

8. Предложен методический подход к диагностике процесса концентрации в торговом предпринимательстве, основанный на определении границ малого, среднего и крупного бизнеса и направлений внешнего роста, что обеспечивает основы кластерной концепции развития конкурентоспособности торговых предпринимательских структур.

9. Разработаны методика выбора оптимального расположения торговых предпринимательских структур и методические рекомендации по формированию эффективно функционирующего торгового центра (комплекса) с перечнем создания конкурентных преимуществ на каждом этапе развития прединвестиционном, инвестиционном, эксплуатационном), что способствует реализации в торговле получения эффекта от кластерного подхода.

10. Предложены научно-методические рекомендации по формированию стратегических партнерских отношений в торговых предпринимательских структурах на основе клиенториентированного маркетинга, обеспечивающие новые возможности развития системы покупательских предпочтений.

В диссертационном исследовании использован опыт как российских, так и зарубежных ученых и специалистов, а также результаты международных и всероссийских научно-практических конференций и семинаров по тематике, имеющей отношение к исследуемой проблеме.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты, выводы и предложения автора доведены до уровня конкретных решений и рекомендаций и получили отражение в соответствующих актах о внедрении. Внедрение рекомендаций диссертационного исследования позволит торговым предпринимательским структурам использовать разработанную систему обеспечения стратегической конкурентоспособности для целенаправленного повышенияэффективности их торгово-хозяйственной деятельности и необходимой устойчивости экономического развития.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации излагались автором в форме докладов на следующих конференциях: региональная научно-практическая конференция- «Социально-экономические проблемы развития современного общества» (г. Санкт-Петербург, 19−20 мая 2005 г., 5−6 февраля"2008 г.) — международная, конференция «Переосмысление предпринимательства, в контексте университетов» (г. Санкт-Петербург, 10−11 ноября 2006 г.), XIV международная конференция «Женщины, меняющие мир» (г. Санкт-Петербург, 16−17 ноября 2007 г.), региональная научно-практическая конференция «Планирование инновационного развития экономических систем» (г. Санкт-Петербург, 21 декабря 2007 г.).

Ряд положений диссертации нашло практическое применение в учебном процессе в Санкт-Петербургском государственном торгово-экономическом институте при подготовке дисциплины «Организация предпринимательской деятельности», при проведении занятий по повышению квалификации в учебно-консультационном центре социально-экономического института, а также внедрены в ООО «Май», ООО «Александровский», ОАО «СевЗапМолоко», торговом центре г. Санкт-Петербурга «Континент».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 68 печатных научных работ, общим объемом 74,475 п. л., в том числе 9 статей в рекомендуемых ВАК журналах, 4 монографии, 1 учебник с грифом УМО, 12 учебных пособий.

Структура и логика диссертационной работы определена, исходя из предмета исследования, и построена в соответствии с целью и содержанием исследовательских задач. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка, включающего 316 источников, и приложений. Общий объем диссертации — 360 страница, в том числе 41 рисунок, 34 таблицы.

Выводы по пятой главе.

Актуальной проблемой современного этапа развития экономики является функционирование механизма ОСКТПС в условиях необходимой адаптации к изменяющейся конкурентной среде. Безусловно, прежде всего, важно понимание государственной политики в отношении конкуренции в целом по стране и в торговле. Рассмотрение постановки контроля конкуренции в Великобритании, странах ЕС, России позволило сформулировать авторские выводы по этому вопросу.

Понимание, что в России уровень государственной политики в отношении конкуренции находится в стадии формирования, определило необходимость критического анализа принимаемых законов в этой области и разработку рекомендаций по регулированию процесса концентрации в торговле. По нашему мнению, ликвидация Министерства торговли и передача его функций сначала МЭРТ, а сейчас Министерству промышленности и торговли обусловили недоучет в принимаемых законах особенностей развития торгового рынка, появление многих деструктивных процессов в его развитии, снижение темпов роста малого бизнеса и инноваций в торговом предпринимательстве. В крупнейших и крупных городах России наблюдается бесконтрольная со стороны государства концентрация крупных торговых сетей при сокращении доли малого предпринимательства.

Успешность развития ТПС определяется их местоположением. Разработанная автором методика выбора стратегии размещения ТПС предполагает последовательные действия по уровням принятия решений, включающим разработку стратегии размещения, выбор критериев местоположения, метода определения месторасположения и типа объекта недвижимости. Стратегия размещения разрабатывается с учетом маркетинговой и базовых стратегий развития ТПС. Авторский перечень показателей качества расположения ТПС включает 11 критериев. Разработанные методики выбора местоположения розничных и оптовых ТПС обеспечивают формирование конкурентные преимущества в бизнесе на перспективу.

Выбирая тип объекта недвижимости для размещения ТПС, следует учитывать уровень развития городской торговой сети. В крупнейших и крупных городах страны более половины от общего числа качественных торговых площадей приходится на торговые центры (ТЦ), в развитии которых проявляется кластерный подход, обеспечивающий дополнительный источник роста конкурентных преимуществ, прежде всего, для малых и средних ТПС.

Кластерная теория находится в стадии становления. Считается, что торговые предприятия входят в кластеры как структуры, поддерживающие основных ее членов.

По нашему мнению, если рассматривать кластер как сумму взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей, то в многофункциональных ТЦ проявляются все основные преимущества кластерной концепции (взаимодополняемость, рост информационного обеспечения, производительности труда, квалификации и т. п.). Многофункциональные ТЦ это особый организационный формат, объединяющий предприятия торговли, общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, финансовой, страховой, досугово развлекательной, оздоровительной и других сфер деятельности.

В условиях недостаточности научных исследований по данной проблематике, автором разработаны с учетом основных проблем развития ТЦ комплексные методические рекомендации по повышению эффективности функционирования. Также даны разграничение понятий «торговый центр», торговый комплекс", классификация признаков торговых центров (комплексов), авторская типология этих объектов, методико-технологические предложения по оптимизации их деятельности на прединвестиционном, инвестиционном, эксплуатационном этапах, классификация арендаторов, принципы их выбора и зонирования, организационная структура управления этим объектом.

Понимание важности в стратегической конкурентоспособности ТПС политики сотрудничества определило необходимость рассмотрение этой проблемы. Автор выделил два направления как сотрудничество на внешнем и внутреннем рынках с конкурентами и создание партнерских отношений с покупателями. По второму направлению автором на основе обобщения научных исследований по данной проблеме разработан комплекс инструментов для формирования стратегических партнерских отношений (СПО) в ТПС, разработаны этапы этого процесса.

По нашему мнению, отношениями с клиентами управляют не только информационные технологии и баз данных о группах покупателей не достаточно.

Важна персонализация покупательского поведения клиента, которая влечет за собой изменение корпоративной культуры, когда клиент становится ее центром с пониманием важности того, что он думает о ТПС, ее предложении по товарам и услугам.

И здесь уже не хватает традиционных систем лояльности с использованием карт постоянного клиента, способствующих не повышению удовлетворенности клиента, а лишь увеличению доли повторных покупок, являясь, по сути, программами вознаграждения постоянства покупателей.

В связи с этим более востребована система отношений с клиентами, которые этими отношениями управляют.

В основе этой концепции «обучение клиентов покупать» с вознаграждением их за конкретные покупки.

Карта постоянного клиента дополняется анализом характеристик профиля конкретного покупателя, который сам его составляет и с помощью маркетинговых стимулов показывает свою реакцию на варианты предложения предприятия.

Специфика торговли заключается в прямой зависимости конкурентоспособности ТПС от умения формировать покупательские предпочтения. Это получило отражение в методике формирования стратегических партнерских отношениях в ТПС, что обеспечит рост их конкурентоспособности без значительных вложений.

Заключение

.

В условиях новой фазы инновационного развития международной экономики появляется необходимость пересмотреть инструменты формирования конкурентоспособности отечественных торговых предпринимательских структур с ориентацией на долгосрочную перспективу.

Преобразование экономики переходного периода в экономику инновационного развития невозможно без качественных внутриотраслевых изменений. С учетом понимания, что экономика любой отрасли создается на уровне предприятий и организаций особое значение приобретает методология формирование их конкурентоспособности.

На основе проведенного исследования состояния конкурентоспособности торговых предпринимательских структур сформулированы следующие основные выводы и предложения.

1. Тенденцией современного развития является переход к новой модели экономики, содержание которой определяет термин «новаторство». Эволюция взглядов на предпринимательство способствовала укреплению понимания его социально-инновационной сущности в современном обществе, рассмотрению предпринимателя как носителя постоянных новшеств, ускоряющего прогрессивные процессы, созревающие в недрах экономики. Разработка теоретических основ ОСКТПС будет способствовать динамичному развитию торгового предпринимательства, что особенно важно при вхождении в ВТО.

2. Формирование методологии ОСКТПС на этапе инновационного развития экономики невозможно без переосмысления трактовок базовых понятий, механизма конкурентоспособности. Разработка парадигмы рыночных процессов в торговле позволяет определить параметры рыночного поведения ТПС и обосновать направления формирования их конкурентных преимуществ.

3. Новый взгляд на создание системы постоянных инноваций в торговле позволил автору разработать модель ОСКТПС, выделить факторы внешних и внутренних конкурентных преимуществ, направления качественного развития и внешнего роста. При отсутствии общепринятой классификации ключевых факторов успеха в торговле разработанный их перечень и рейтинговая оценка уровня их достижения обеспечивают ТПС инструментарием формирования устойчивой конкурентоспособности и возможностью мониторинга ее уровня.

4. Важнейшим условием конкурентоспособности ТПС становится выбор оптимальной модели управления их конкурентоспособностьюанализ действующих систем позволил рекомендовать для использования модель BSC с авторским вариантом стратегической карты, объединяющей как равнозначные аспекты финансы, отношения с покупателями, бизнес — процессы, кадры. Предложенные вариант стратегической карты и этапы ее внедрения создают основы, управления долгосрочной конкурентоспособностью ТПС путем вовлечения всех работников в этот процесс.

5. Наличие банкротств ТПС во многом определяется отсутствием перспектив видения бизнеса, которое формируется на уровне концепции. Разработанная автором концепция планирования стратегической конкурентоспособности ТПС учитывает специфику торговли и базируется на положениях стратегического менеджмента, включает рекомендации по всем этапам ее формирования, что обеспечивает программу создания стратегической конкурентоспособности ТПС.

6. Конкурентная среда в торговле специфична и определяется происходящими процессами концентрации: при незначительной доле крупных ТПС в общем обороте страны (7,34%) резко возрастает их роль в крупнейших городах (до 80%)". Государственное регулирование этого процесса несовершенно, законодательное расширение границ малого бизнеса не учитывает специфику торговли. Рекомендации автора по данной проблеме, предлагающие более обоснованные решения по критериям и границам малого, среднего и крупного бизнеса, позволяют оптимизировать структуру торговли.

7. Высокие темпы развития торговых сетей в городах часто не сопровождаются ростом качества торговых услуг. Рассмотрение направлений создания конкурентных преимуществ при дифференцированном, интегрированном и диверсифицированном росте ТПС, рекомендации по стратегиям развития будут способствовать усилению конкурентных позиций активно развивающихся крупных и средних ТПС, что важно при конкуренции с иностранными фирмами.

8. Рассмотрение местоположения ТПС как важнейшего элемента их стратегической конкурентоспособности обусловило разработку перечня критериев качества местоположения ТПС, методики выбора оптимального расположения в черте города, концепции эффективно функционирующего торгового центра (комплекса) как особого вида кластера, обеспечивающего дополнительный источник роста конкурентоспособности малых и средних ТПС.

9. Специфика торговли заключается в том, что конкурентоспособность ТПС напрямую зависит от умения формировать покупательские предпочтения. Понимание роли инновационного подхода в партнерских отношениях с покупателями, базирующегося на передаче им все больших полномочий в управлении взаимодействиями с торговым предприятием, было отражено в методике формирования стратегических партнерских отношениях в ТПС, что обеспечит рост их конкурентоспособности без дополнительных вложений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12. 12 1993.
  2. Закон РСФСР от 02.12.1991 г. № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  3. Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3086−1.
  4. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 «2300/11.
  5. Федеральный закон „О товарных биржах и биржевой торговле“ от 20.02.1992» 2384−1.
  6. Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров
  7. Федеральный закон «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 07. 07. 1993 № 5341/1−1.
  8. Федеральный закон «Гражданский кодекс Российской Федерации» от3011.1994 № 52-ФЗ, часть первая.
  9. Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147 ФЗ «О естественных монополиях».
  10. Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от3011.1995 № 190-ФЗ.
  11. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12. 1995 № 208-ФЗ.
  12. Федеральный закон «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 26.12. 1996 № 147 -ФЗ, часть вторая.
  13. Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 31. 07. 1998 № 147 ФЗ, часть первая.
  14. Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 05.08.2000 № 118-ФЗ, часть вторая.
  15. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08. 08. 2001 № 129-ФЗ.
  16. Федеральный кодекс «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 26.11.2001 № 147-ФЗ, часть третья.
  17. Федеральный закон «Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях» от 30. 12. 2001 № 196-ФЗ.
  18. Федеральный закон «О защите конкуренции» 26. 07.2006 № 135-Ф3.
  19. ГОСТ Р 51 303 99. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля Термины и определения: Утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242, введен в действие с 01.01. 2000.
  20. ГОСТ Р 51 304 99. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги розничной торговли Общие требования. Утв. Постановлением Госстандарта России от 11. 08. 1999 № 243-ст, введен в действие с 01.01.2000.
  21. ГОСТ Р 51 305 -99. Государственный стандарт Российской Федерации. Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу. Утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 244-ст, введен в действие с 01.01.2000.
  22. ГОСТ Р 51 773 -2001. Государственный стандарт Российской федерации. Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу: Утв. Постановлением Госстандарта России от 05.07.2001 № 259 ст. введен в действие с 01.01.2002.
  23. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общественным должностям служащих: Утв. Постановлением Министерством труда Российской Федерации от 06. 06.1996. № 3.
  24. Д. Стратегическое рыночное управление: Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  25. Р. ИТ аутсорсинг, практическое руководство: Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 — 300 с.
  26. Г. П., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Типография «Новости», 2000.
  27. Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг.: Пер. с англ. 5-е изд. -М.: Вильяме, 2000. 638 с
  28. Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. М.: Юнити, 2005. — 395 с.
  29. О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. М.: Инфра-М, 1997. — 224 с.
  30. И. Новая корпоративная стратегия.: Пер. с англ. С. Жильцова. -СПб.: Питер, 1999. -416 с.
  31. И. Статегическое управление. Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  32. В.М. Стратегическое управление. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2000. — 245 с.
  33. В.М., Верховская О. Р. Стратегическое планирование в малом бизнесе: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995. — 72 с.
  34. А.Н. Организация предпринимательской деятельности. СПб.: Питер, 2005. -388 с.
  35. Н.Х. Стратегический менеджмент. — Волгоград: Изд-во Волгоград, акад. гос. службы, 2002. 115 с.
  36. Г. Л., Томилов В. В., и др. Маркетинг и культура предпринимательства: Учебное пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 1995. — 115 с.
  37. Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. СПб.: СПбГУЭФ, 1996. — 430 с.
  38. Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. СПб.: СПбГУЭФ, 2001.-231 с.
  39. Р., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент: Пер. с англ. 5-е изд. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 784 с.
  40. А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 4. — С.3−8.
  41. И.А. Торговый менеджмент. 2 -е изд. перераб. и доп. Киев: Эльна, Ника-Центр, 2004. — 784 с.
  42. Дж. Экономика: толковый словарь: англо русский. — М.: Инфра — М: Изд — во «Весь Мир», 2000. — 723 с.
  43. В.Ф., Сидоров А. Г., Шибарова H.H. Формирование стратегического развития предпринимательской структуры. СПб.: Астерион, 2007. — 12 п.л.
  44. В.Ф., Алексеева М. Б. Принятие управленческих решений в предпринимательской деятельности на основе системного подхода. М.: Мурм. акд. экон. и упр, 2008. 10 п.л.
  45. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.
  46. A.C., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. 2 изд., испр. и доп. СПб.: Питер, 2002. — 416 с.50:Бусыгин A.B. Предпринимательство: Учебник. М.: Дело, 2000. — 640 с.
  47. К. Основы стратегического менеджмента. / Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, Юнити, 1997. — 170 с.
  48. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. -<М.: Интерэксперт. Экономика, 1995. 343 с.
  49. Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. М.: Дашков и К, 2005. — 737 с.
  50. C.B., Маркина Н. В., Юдникова Е. С., Яненко М. Б. Маркетинг торгового предприятия: Учебник. СПб, Питер, 2005. — 527 с.
  51. С.Д. Экономика Ленинградской области. СПб.: Спец. лит. 2007. -160 с.
  52. С.Д. Институциальная структура макроэкономической среды в условиях социально-рыночной экономики. Экономические институты информационного общества. — СПб.: Изд-во полит, ун-та, 2007. 0,5 п.л.
  53. С.Д. Маркетинг-менеджмент в системе предпринимательской деятельности фирмы. // Актуальные проблемы экономики в России на современном этапе: Резервы экономического роста и социального прогресса. СПб.: СПбГУ, 2003. — 0,3 п.л.
  54. В.П., Страхова O.A. Как эффективно управлять организацией? М.: Бератор-Пресс, 2003. — 160 с.
  55. A.A., Панкрухин А. П. Стратегическое управление. М.:Омега-Л, 2004. — 472 с.
  56. М. и др. Конкурентоспособность в микро -, мезо -, и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. -1998. -№ 3.
  57. .М. Введение в матэкономику и основания экономических наук: Курс лекций. М.: НОРМА, 2002. — 384 с.
  58. М. Стратегический менеджмент / Пер. с франц. под ред. Д. О. Ямпольской, 4-е изд. СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. — 96 с.
  59. И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2000. — 504 с.
  60. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учебное пособие. М.: Изд — во «Консалтбанкир», 2002. — 704 с.
  61. Д. Управление розничным маркетингом. М.: Инфра-М, 2005. -571 с.
  62. Г., Отингер Б., Бассфорд К. Стратегия управления по Клаузевицу. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 218 с.
  63. Е.П. Основы маркетинга. М.: Финпресс, 1999. — 504 с.
  64. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финпресс, 2000. — 464 с.
  65. Я.Х Гордон. Маркетинг партнерских отношений. СПб.: Питер, 2001. -379 с.
  66. Я.Х. Гордон. Целевая конкуренция. Пер. с англ. (С. Жильцов, И. Малкова, Е. Федорова). М.: Вершина, 2006. — 368 с.
  67. Р.Л. Менеджмент. СПб: Питер, 2000. — 823 с.
  68. Е., Хершген X. Практический менеджмент. М.: Высшая школа, 1995.-256 с.
  69. К. Шим, Джой Г. Сигел. Основы коммерческого бюджетирования: Пер. с англ. СПб.: Пергамент, 1998. — 496 с.
  70. Дженстер Пер, Хасси Дэвид. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 368 с.
  71. А.Н. Рыночные концепции современной американской экономической школы // Экономика и управление. 2003. -№ 1.-С.17−19.
  72. И.В. Предпринимательское право. М.: ПРИОР, 1968. — 368 с.
  73. П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. 3-е издание / Пер. с англ. под. ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. — 544с.
  74. П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ. под ред. А. Н. Вихровой. СПб.: Питер, 1999. — 285 с.
  75. М.В. Проблемы корпоративного управления в США // ЭКО Всероссийский экономический журнал. 2004. — № 1. — С.141−160.
  76. Драшкевич В Дилемма стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 3. — С.98−103.
  77. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальное решение. М.: Фаир — пресс, 2003. — 288 с.
  78. П. Задачи менеджмента в XXI веке. Пер. с англ.: Учеб. пособие. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. 272 с.
  79. Е.Н., Егоров В. Ф. и др. Управление торговыми предприятиями в условиях формирования рыночных отношений: Учебное пособие. СПб.: ТЭИ, 1994. — 115 с.
  80. В.Ф. Организация торговли: Учебник. СПб.: Питер, 2004. — 352 с. 85. Забелин П. В., Моисеева Н. П. Основы стратегического управления. — М.:
  81. Маркетинг, 1997. 195 с. 86. Забелин П. В., Нестеров П. В., Федцов В. Г. Предпринимательскийменеджмент. М.: ПРИОР, 1999. — 224с.
  82. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1991. — 416 с. 88. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: Учебное • пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
  83. Н.Н. Менеджмент в сфере услуг. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 58 с.
  84. Г. Н., Патрушев Е. А. Что понимать под конкурентоспособностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. 1995. — № 1. — С.16−18.
  85. М. Кайдзен. Ключ успеха японских компаний. Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 274 с.
  86. B.C., Богачев В. Ф., Алексеева М.М Организация предпринимательской деятельности. СПб.: Астерион, 2007. — 7 п.л.
  87. А.К., Крупанин A.A. Менеджмент в предпринимательстве: Учебное пособие. М. Инфра-М.: 2003. — 230 с.
  88. Р., Мессен А. Маркетинг. Карманное пособие: Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 2002. — 147 с.
  89. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписнов. М.: Экономика, 2001. -239 с.
  90. JI.B., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. — 220 с.
  91. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  92. B.C. Корпоративное управление в переходных экономиках. -СПб.: Лениздат, 1997. 558 с.
  93. Т., Омар О. Розничная торговля: Учебник для студентов вузов / пер. с англ. М.: ЮНИТН — ДАНА, 2007. — 719 с.
  94. . Торговля. Секреты успеха. М.: Юнити, 1997. — 328 с.
  95. А.Г., Максимов В. А. Основы инновационного предпринимательства: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. д.э.н., проф. Л. Г. Матвеевой Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 160 с.
  96. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. / Под общей ред. С. А. Панова. М.: Экономика, 1997. — 288 с.
  97. Г. Б. Микроэкономические факторы и ограничения экономического роста. // Проблемы теории и практики управления. -2005.-№ 5.-С. 18−25.
  98. В.И. Теория, практика и искусство управления. 2-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2001. — 511 с.
  99. М.И. Конкурентные стратегии. СПб.: КультИнформПресс, 2000. — 284 с.
  100. М.И., Пучков В. В., Тютиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: КультИнформПресс, 2002. — 239 с.
  101. В.В., Волкова О. П. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 424 с.
  102. М., Гэнстер Д., Хартлен Б. Стратегический разрыв. М.: Альпина, 2004. — 247 с.
  103. Коленсо Майкл. Стратегия кайдзен для успешных организационных перемен: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 175 с.
  104. В.М. Стратегия предпринимательства: Учеб. пособие. — СПб.
  105. Ф. Маркетинг менеджмент. / Пер. с англ. Т. Виноградова. -СПб.: Питер, 2001. 495 с.
  106. Ф. Маркетинг от, А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер.: Пер. с англ. СПб.: Нева, 2003. — 219 с.
  107. Р. Фирма, рынок и право: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993. — 192 с.
  108. Кох Р. Стратегия. СПб.: Питер, 2003. — 320 с.
  109. Л.В. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: 6-е изд., перераб. М.: Новое знание, 2003. — 526 с.
  110. Г. Б. и др. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. М.: Наука, 2002. — 345 с.
  111. А.Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. СПб.: Питер, 2001.-432 с.
  112. А.Б., Пименова A.JI. Введение в предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Политехника, 1995. — 583 с.
  113. Е.А. Граница ценности и стратегический выбор компании. // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 1. — С.№ 3−15.
  114. Курс MB, А по менеджменту. Пер с англ. М.: Альпина Бизнес букс, 2004. — 508 с.
  115. Д., Стоунхаус Д., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. М.: Проспект, 2003. — 336 с.
  116. Ю.Н., Эйдельман Я. Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы / Рос. акад. Наук- Ин-т проблем занятости. М.: Наука, 1996. — 109 с.
  117. Г. Р., Райченко A.B. Теория организации: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. — 394 с.
  118. М., Вейтц Б. А. Основы розничной торговли / Пер. с англ. под ред. Ю. П. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. 448 с.
  119. Г. В., Попов Е. В. Матричные методы стратегического планирования деятельности предприятия: Принт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. — 158 с.
  120. В.В. Основы менеджмента в торговле. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Экономика, 1998.-237 с.
  121. Л.В. Управление организацией. М.: Омега-Л, 2004. — 360 с.
  122. Э. Контроллинг как система мышления и управления / Пер. с нем. Ю. Г. Жукова, С. Н. Зайцева. М.: Финансы и статистика, 1993. — 92 с.
  123. A.C. Глобальная экономика и человеческий капитал // Труд за рубежом. 2003. — № 3. — С.3−21.
  124. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. М.: Республика, 1995 — 326 с.
  125. Маркетинг: Учебник / Под ред. А. Н. Романова. М.: 1996. 568 с.
  126. Маркетинг. Словарь / Азоев Г. Л., Завьялов П. С., Лозовский Л. Ш., Поршнев А. Г., Райзберг Б. А. М.: Экономика, 2000. — 363 с.
  127. Р.Б. Управление розничной торговлей / Пер. с англ. М.: Экономика, 1980. — 272 с.
  128. В.Г., Ильдеменов C.B. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В. А. Ирикова. М.: ЮНИТИ, 1999. — 414 с.
  129. Международный маркетинг: Учебное пособие для вузов / Г. А. Васильев, Л. А. Ибрагимов, Н. Г. Каменева и др.- Под ред. Г. А. Васильева, Л. А. Ибрагимовой. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 1999. — 199 с.
  130. Международный маркетинг: Учебное пособие / Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонов, C.B. Барсукова- Под ред. Н. И. Перцовского. М.: Высшая школа, 2001.-239 с.
  131. Мезоэкономика: Учебное пособие / Под ред. проф. И. К. Ларионова. -М.: Дашков и К, 2001. 444 с.
  132. Менеджмент в малом бизнесе. Теорет. курс авториз. излож. / Моск. экстер. гуманит. ун-т. М.: Акад. Изд-во МЭГУ, 1994. — 161 с.
  133. Менеджмент в сфере услуг: Учебник для вузов / Александров Г. И., Алисов А. Н., Белевцев Ю. А. и др.- Под ред. В. Ф Уколова. М.: Луч, 1995. -346 с.
  134. Г., Альстрэнд Б., Лемпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2000. — 336 с.
  135. Г., Кунин Дж., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
  136. А.Н. Культура управления: Учебное пособие / УАГС. -Екатеринбург: Уралвнешторгиздат, 2000. 526 с.
  137. А.И., Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Изд. дом «Бизнес — пресса», 1999. — 608 с.
  138. Г. М., Сидоров JI.H. Бизнес планирование в малом предпринимательстве: Учебное пособие / Под ред. Г. И. Олехнович. — Минск: ИП «Экоперспектива», 1999. — 124 с.
  139. Р.Б., Гречков В. Ю. Маркетинг: Учебник. М.: Юрист, 2000. -566 с.
  140. Э., Аллен П. Розничная торговля: организация и управление. -СПб.: Питер, 2005.-416 с.
  141. Т. Конкурентный брендинг. СПб.: Питер, 2003. — 208 с.
  142. С.И., Шведкова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  143. Н., Рой Ж., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании. М.: Вильяме, 2004. — 286 с.
  144. В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. — 320 с.
  145. Т.Н. Маркетинг в розничном торговом предприятии. М.: Изд-во МГУК, 2002. 208 с.
  146. Ф. Г. Коммерческая деятельность. М.: Маркетинг, 2003. -346 с.
  147. А.П. Маркетинг: основы теории, стратегии и технологии: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 1997. — 364 с.
  148. A.B., Аббасов C.B. Теоретические и методологические основы электронного предпринимательства: Препринт. СПб.: Новый век, 2008. — 2,75 п.л.
  149. A.B., Гарнов И. Б. Электронная коммерция: Учебное пособие. СПб.: Новый век, 2008. — 8,125 п.л.
  150. К., Лоуз Б., Девис Л. Словарь по экономике. СПб.: Экономическая школа, 1998. — 750 с.
  151. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1992. — 127 с.
  152. .H. Основы экономики и предпринимательства. СПб.: Издательский дом «Герда», 2002. — 352 с.
  153. C.B., Смирнов H.H. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / СПБГУТ. СПб., 2001.- 108 с.
  154. Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000. — 248 с.
  155. В.П. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы: Учебное пособие / В. П. Попков, Е. В. Евстафьева. СПб: Питер, 2007. — 352 с.
  156. В.П., Варламов Б. А., Шароватов М. А. Формирование и оценка конкурентного статуса предпринимательской структуры. СПб.: Изд-во Нестор, 2005.
  157. Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 318 с.
  158. Е.В. Рыночный потенциал предприятия. М.: Экономика, 2002.- 559 с.
  159. Е.В., Татаркин А. И. Теория анализа рынка. Екатеринбург: Ин-т экономики, 2002. — 219 с.
  160. С.А. Стратегический менеджмент: Видение важнее, чем знание: Учеб. пособие. — М., Дело, 2003. — 352 с.
  161. М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильяме», 2003. — 496 с.
  162. М. Международная конкуренция. М.: Изд. дом «Вильяме», 1993.-246 с.
  163. П. Новая эра маркетинга. СПб.: Питер, 2002. — 202 с.
  164. Практика рыночных исследований // Гортис, 2004. 143 с.
  165. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, проф. В. А. Швандера. М.: Юнити-ДАНА, 2007. — 735 с.
  166. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лупусты М.: Инфра- М, 2002. 520 с.
  167. X., Томпсон M. Энергия торговой марки. СПб.: Питер, 2001. — 285 с.
  168. В.И. Современная организационная парадигма // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 3.
  169. К.К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с покупателями / Пер. с англ. М.: ЗАО «ОЛИМП — Бизнес», 2006. — 352 с.
  170. Размер предприятия и концентрация рынка // Проблемы теории и практики управления. -2005. № 5. — С.5−16.
  171. .А. Основы бизнеса: Учеб. пособие. М.: Изд — во «Ось -89», 2000. — 256 с.
  172. И.М. Метод McKinsey: использование техник ведущих стратегических консультантов для себя и своего бизнеса: Пер. с англ. -М.:Альпина бизнес букс, 2003. 192 с.
  173. Рожков И. Я, Кисмерешкин В. Г. От брендинга к бренд-билдингу. М.: Гелла-принт, 2004. — 319 с.
  174. С.Н. Принципы стратегического менеджмента // Среднее профессиональное образование. 2004. — № 3. — С. 40−44.
  175. Рыночная экономика: Словарь / Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М.: Республика, 1993. — 524 с.
  176. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. — 400 с.
  177. Л.С. Факторы формирования эффективной организационной культуры // Экономика и управление. 2004. -№ 1. — С. 138−141.
  178. Д., Мэре У. Как стать собственником. Американский опыт участия работников в собственности и управлении.: Пер. с англ. М.: Аргументы и факты, 1993. — 299 с.
  179. Словарь по экономике. К. Пасс, Б. Лоуз, Л. Дэвис. Пер. с англ. под ред. П. А. Ватника. СПб: Экономическая школа, 1998. — 752 с.
  180. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. М.: Рус яз.- 1989 — 624 с.
  181. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996. — 608с.
  182. П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. М.: ЮНИТИ, 2001. — 415 с.
  183. A.A. Организационная культура и управление трудом. // Труд за рубежом. 2003. — № 1. — С. 71−91.
  184. В.А. Корпоративная культура: теория и практика менеджмента / В. А. Спивак и др. СПб.: Питер, 2001. — 345 с.
  185. Статистический сборник. Россия в цифрах. М.: Росстат, 2007. 494 с.
  186. Статистический словарь / Гл. ред. М. А. Королев, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1989. — 623 с.
  187. В. Экономическая теория контрольно-надзорной деятельности государства // Вопросы экономики. 2004. — № 4.
  188. Ю.В. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике. М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003.
  189. В.В., Крупанин A.A. Экономико-организационные основы предпринимательства. СПб: СПбГУЭФ, 1996. — 176 с.
  190. В.В., Крупанин A.A. Маркетинг и интерпартнерство в системе предпринимательства: Учебное пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 1998.- 132 с.
  191. А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. М.: Вильяме, 2005. — 924 с.
  192. Торговля в России. 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2007. — 565 с.
  193. H.H. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: Учеб. пособие для вузов. М.: Приор, 2000. — 240 с.
  194. H.H. Стратегическое управление: Учеб. пособие для вузов. -М.: ПРИОР, 2002.-288 с.
  195. Р. Фактор обновления: Пер. с англ. / Общ. ред. В. Т. Рысина. -М.: Прогресс, 1988. 368 с.
  196. Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 503 с.
  197. P.A. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. М.: Интел-Синтез, 1998. — 416 с.
  198. P.A. Стратегический маркетинг. Учебник для вузов. 3 -е изд. СПб.: Питер, 2003. — 347 с.
  199. Л., Рэнделл Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту: Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 608 с.
  200. В.Г. Предпринимательский порыв экономики России в XXI веке. М.: Приор, 1999. — 248 с.
  201. В.В. Малое и среднее предпринимательство. М.: Луч, 2001. — 187 с.
  202. В.Г., Федцов В. В. Предпринимательство: сфера сервиса: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: «Дашков и К», 2005. — 210 с.
  203. Т.Г., В.А. Быков. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 271 с.
  204. Ф. Конкуренция как процедура открытия // МэиМО. 1989. — № 12.
  205. К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. В. В. Кулибановой. СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
  206. Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня: Пер. с англ. М.: Экономика, 1990. — 272 с.
  207. М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. СПб: Издательство СПб Университета, 1997.
  208. Дж.Х. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990. — 272 с.
  209. X. Маркетинг: основы профессионального успеха. М.:2002.
  210. Хисрик Роберт Д., Джексон Ральф В. Торговля и менеджмент продаж: Пер. с англ. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. -368 с.
  211. Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001.-512 с.
  212. В.В. Внутрифирменное планирование СПб.: Питер, 2002.
  213. В.Я. Геомаркетинг: прикладные задачи и методы. М.: Финансы и статистика, 2002. — 239 с.
  214. Циммерманн Х-Питер. К большому успеху в малом бизнесе. М.: Интерэксперт. Экономика, 1995.-210с.
  215. Э. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996.
  216. В.Н. Бизнес и безопасность. Комплексный подход / М.: Армада-пресс, 2001. 384 с.
  217. О.В. Перспективы развития торговых центров // Маркетинг в России. 2002. — № 4.
  218. Э.Я. Предпринимательство и бизнес: Учеб. пособие. -Ростов на Дону: Феникс, 2002.
  219. В.Г., Кишкель E.H. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии: Учебник для сред. спец. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. школа, 1999. — 304 с.
  220. И. С. Предпринимательские объединения: Учебное пособие. М.: Городец — издат, 2001. — 243 с.
  221. И. Теория экономического развития. М.: Экономика, 1982.-324 с. о
  222. И. Творческая активность, инновации эффект. -М.:1989.
  223. Дж.М., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. A.A. Горячев. М.: Экономика, 1993. — 335 с.
  224. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник. / Под общ. ред. А. Н. Соломатина. М.: Инфра-М, 2001. — 292 с.
  225. Экономика и управление малой фирмой: Учебное пособие. / Под ред. И. В. Мишуровой. М.: Март, 2004. 672 с.
  226. Экономика предпринимательства. Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. — 240 с.
  227. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, JI.C. Тарасевича: Учебник для вузов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, «Питер Ком», 1999. — 544 с.
  228. Экономическая психология: вопросы теории и практики / Т. Б. Иванова, В. А. Спивак, Д. Ю. Миропольский и др. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.-274 с.
  229. Энциклопедический словарь предпринимателя / Сост. С. М. Синельников, Т. Г. Соломоник, Р. В. Янборисова. СПб.: Алга-фовд, АЖС, 1992. — 689с.
  230. Эксперт. 9−15 октября 2006 № 37 (531) — 1−7 октября 2007 г. — № 36.
  231. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: «АКАЛИС», 1996.-272 с.
  232. Е.С., Зорин С. Н. Некоторые резервы повышения эффективности универмагов // Совершенствование управления розничной и оптовой торговли: Сборник научных трудов. Вып. 6 Л.: ЛИСТ им. Ф. Энгельса, 1979. — С.88−96.
  233. Е.С., Зорин С. Н. Создать модель управления комплексами // Советская торговля 1980. — № 9 — С.11−12.
  234. Е.С., Зорин С. Н. Факторы, определяющие эффективность типоразмеров универмагов // Проблемы развития материальнотехнической базы и совершенствования управления торговлей: Сборник научных трудов. Л.: ЛИСТ им. Ф. Энгельса, 1980. — С.93−99.
  235. Е.С., Зорин С. Н. Совершенствование организационных форм управления универмагами // Совершенствование управления розничной и оптовой торговлей: Сборник научных трудов. Л.: ЛИСТ им. Ф. Энгельса, 1981. — С. 82−86.
  236. Е.С., Зорин С. Н. Проблемы концентрации продажи непродовольственных товаров сложного ассортимента // Совершенствование управления розничной и оптовой торговлей: Сборник научных трудов. Л.: ЛИСТ им. Ф. Энгельса, 1983. — С.58−62.
  237. Е.С. Проблемы развития и эффективности универмагов государственной торговли. Автореферат дис. канд. эк. наук. Л.: ЛИСТ им. Ф. Энгельса, 1983. — С.23.
  238. Е.С., Зорин С. Н. Универмаги: развитие, размещение, обоснование мощности. М.: 1984. — (ЦНИИНТЭИ торговли. Сер. «Проектирование предприятий торговли и общественного питания» -Экспресс — информ). — Вып. 5 (53). — С. 15−19.
  239. Е.С., Зорин С. Н. Проблемы развития общегородских торговых центров крупнейших городов. М.: 1984. — (ЦНИИНТЭИ торговли. Сер. «Проектирование предприятий торговли и общественного питания» — Экспресс — информ). — Вып. 6 (54). — С.7−10.
  240. Е.С., Скомарцев Н. З., Климова Р. Н. Эффективность систем управления универмагами // Актуальные вопросы совершенствованияорганизации и управления торговлей: Сборник научных трудов. JL: ЛИСТ, 1985. — С.28−30.
  241. Е.С., Самойлова E.H., Мишина В. Л. Социальные аспекты управления в торговле // Повышение социально-экономической эффективности торговли: Тезисы доклада на научной конференции 22−25 мая 1987 г. Л.: ЛИСТ, 1987. — С.53−59.
  242. Е.с., Маркина Н. В. О приватизации торговых предприятий в Петербурге // Организационные формы торговой деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям: Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: СПбТЭИ, 1992. — С. 15−20.
  243. Е.С. Организация преддоговорной работы в торговом предприятии: Учебное пособие. СПб.: СПбТЭИ, 1994. — С. 10.
  244. Е.С. Организация преддоговорной работы коммерческого агента торгового предприятия: Учебное пособие. СПб.: СПбТЭИ, 1995. — С.12.
  245. Е.С. Основы коммерческой деятельности предприятийгторговли и общественного питания: Учебное пособие. СПб.: СПбТЭИ., 1998.-С. 24.
  246. Е.С. Коммерческая деятельность торгово-посреднического звена: Учебное пособие. СПб.: СПбТЭИ, 2001. — С.25.
  247. Е.С. Конкурентоспособность и инновационная деятельность фирмы: Учебное пособие. СПб.: СПбТЭИ, 2001. — С.27.
  248. Е.С., Кондырева C.B. Концепция маркетинговой деятельности предприятий в парфюмерно-косметической• промышленности // Экономика и управление в XXI веке: проблемы и перспективы развития: Сборник научных трудов. СПб.: СПбТЭИ, 2001. -С.15−20.
  249. Е.С. Возможности логистики в торговле // Личность, образование и общество в России в начале XXI века: Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: Нестор, 2001. — С. 56−57.
  250. Е.С. Логистика в торговле: Учебное пособие. СПб.: СПбТЭИ, 2002. — С.27.
  251. Е.С. Распределительная логистика: Учебное пособие. -СПб.: СПбТЭИ, 2003. С. 32.
  252. Е.С., Милова Н. С. Стратегическое планирование в розничной торговле // Актуальные проблемы торговли в условиях транзитивной экономики: Межвузовский сборник. СПб.: СПбТЭИ, 2004.- С.4−6.
  253. Е.С. Организация закупочной деятельности: Учебное пособие. СПб.: СПбТЭИ, 2005. — 5 п.л.
  254. Е.С. Планирование и организация сбытовой деятельности: Учебное пособие. СПб.: СПбТЭИ, 2005. — 2,0 п.л.
  255. Е.С. Организация предпринимательской деятельности. -СПб.: СПбТЭИ, 2005. -5,0 п.л.
  256. Е.С., Шкляревская О. В. Автоматизация торговых сетей на российском рынке // Вопросы управления в современном предпринимательстве: Сборник научных трудов. СПб.: СПбТЭИ, 2005. -С.45−48.
  257. Е.С., Шкляревская О. В. Особенности организации системы управления сетью гипермаркетов «О Кей».// Социально — экономические проблемы развития современного общества: Сборник научных трудов. -СПб.: СПбТЭИ, 2005. С. 35 — 57. (0,2 п.л.).
  258. Е.С., Милова Н. С. Особенности информационного обеспечения деятельности компаний на рынке В2 В // «Современные аспекты экономики» № 20 (87): Межвузовский сборник. СПб.: Инфо-до, 2005. — 98−105.
  259. Е.С. Типизация современных торговых центров и комплексов // Проблемы функционирования предпринимательских структур в рыночной экономике: Сборник научных трудов. СПб.: СПбТЭИ, 2005. — С.56 — 59.
  260. Е.С., Шкляревская О. В. Возможности корпоративнойостратегии на примере компании О КЕИ // Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов в современной России: Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: СПбТЭИ, 2005. — С.47−54.
  261. Е.С. Концепция развития розничной торговли. СПб.: Элмор, 2005.-6,125 п.л.
  262. Е.С. Стратегия предпринимательской деятельности в торговле. СПб.: Элмор, 2006. -7,0 п.л.
  263. Е.С., Гальцева Н. В. Концепция стратегического развития моллов в условиях мегаполиса // Потребительский рынок: вопросы экономики, управления, маркетинга: Сборник научных трудов. СПб.: СПбТЭИ, 2006.-С.111−114.
  264. Е.С., Шкляревская О. В. Экспансия западных торговых сетей: преимущества и недостатки, угрозы и перспективы // Потребительский рынок: вопросы экономики, управления, маркетинга: Сборник научных трудов. СПб.: СПбТЭИ, 2006. — С.114−118.
  265. Е.С. Новые подходы к стратегическому планированию предпринимательской деятельности // Потребительский рынок: вопросы экономики, управления, маркетинга: Сборник научных трудов. СПб.: СПбТЭИ, 2006. — С. 118 — 120.
  266. Е.С. Возможности концепции кластеров для развития малого и среднего бизнеса в торговле // Актуальные проблемы управления и предпринимательства: Сборник научных трудов. СПб.: СПбТЭИ, 2006. — С. 104−106.
  267. Е.С., Милова Н. С. Тенденции развития гостиничного бизнеса // Современные аспекты экономики. № 36: Межвузовский сборник. СПб.: Инфо-до, 2006. — С. 104- 112.
  268. Е.С. Посредническая деятельность в торговле: Учебное пособие. СПб.: СПбТЭИ, 2006. — 5 п.л.
  269. Е.С. Теория и методология формирования стратегической конкурентоспособности торгового предприятия. СПб.: СПбТЭИ, 2007. -8 п.л.
  270. Е.С. Повышение конкурентоспособности торгового предприятия на основе совершенствования модели управления // Вестник БУГЖ. 2007 — № 1 — С. 67−75.
  271. Е.С. Методологические основы изучения конкурентоспособности торгового предприятия // Проблемы современной экономики. 2007 — № 3 — С. 112−115.
  272. Е.С. Критерии масштабов предпринимательской деятельности в торговле // Экономика и управление. 2007 — № 2(28) — 0,8 п.л.
  273. Е.С. Методологические основы изучения конкурентоспособности торгового предприятия // Проблемы современной экономики. 2007 — № 3(23) — 0,8 п.л.
  274. Е.С. Методологические подходы к оценке конкурентоспособности предпринимательской структуры в торговле // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2007 — № 4(52) — 1,0 п.л.
  275. Е.С., Бабкин A.B. Методологические аспекты формирования стратегических партнерских отношений в предпринимательстве // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2008 -№ 1(53)-1,0 п.л./0,5 п.л.
  276. Е.С. Особенности концентрации в розничной торговли России // Проблемы современной экономики. 2008 — № 1(25) — 0,8 п.л.
  277. Е.С. Концепция планирования стратегической конкурентоспособности предпринимательской структуры в торговле // Научно-технические ведомости СПб ГПУ. 2008 — № 2(54) — 0,8 п.л.
  278. Е.С. Методологический подход к моделированию направлений формирования стратегической конкурентоспособности торгового предприятия на основе инноваций // Проблемы современной экономики. 2008 — № 2(26) — 0,8 п.л.
  279. Е.С. Государственная политика в отношении конкуренции в торговле // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2008 — № 3(55) — 0,8 п.л.
  280. Е.С. Планирование стратегической конкурентоспособности субъекта коммерческого предпринимательства на основе инновационного развития. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2008. — 6,0 п. л.
  281. В.М., Грошев И. В. и др. Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего. Тамбов: Изд — во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — 325 с.
  282. Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Пер. с англ. М.: «Джон Уали энд Санз», 1994. — 253 с.
  283. Е.А. Современная рыночная экономика. Воронеж, 2002. — 256 с.
  284. Янг JI. Технопарки та кластеры фирм. Киев: ПЕРУ, 1995. — 141 с.
  285. Barney J.B. Firm resources and sustainable competitive abvantage. Journal of Management, 17 (1), 99 120, 1991.
  286. Bolton, Smalt firms, Report of the commission of inguiry on small firms, HMSO, London, Cmnd, 1971.
  287. Johnson G. and Scholes K. Exploring Corporate Strategy: Text and Cases, 3rdn, Prentice Hall Publications, London, 1993.
  288. Kaplan R.S., Norten D.P. Using the Balansed Scorecard as a Strategic Manaqement System. Harvard.: Business Review, 1996.
  289. Miller D. The relationship of Porter s business strategies to environment and structure, Akademi of Management Journal, 1988.
  290. Mintzberg H., Quinn J. Reading in the Strateqy Prcess, 3rd end, Prentice Hall ins., Enqlewood Cliffs, UK, 1998.
  291. Porter M. Competitive Advantage: Greating and Sustaining Superior Performance, Free Press, New York, 1985.
  292. Scott M. and Bruce R. Five stages of qrowth in small business, Long Range Planning, 1987.
  293. Seqal-Hom S. The strateqe Reader, Blackwell Publishers, Ltd, Oxford, 1998.
  294. Shay J. P. and Rothaermel F. T. Dynamic competitive strategy: toward a multi perspective conceptual framework, Long Range Planning, 1999.313. Электронный ресурс: www.fd.ru314. Электронный ресурс: www.gks.ru
  295. Электронный ресурс: 4 www.glossary.ru316. Электронный ресурс: www.krugsvot.ru
Заполнить форму текущей работой