Психологические условия развития обучаемости в детском возрасте
![Диссертация: Психологические условия развития обучаемости в детском возрасте](https://westud.ru/work/3506871/cover.png)
Диссертация
Другое противоречие связано с тем, что проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития детей требованиям учебного процесса. Следовательно, условия организации познавательной деятельности в дошкольном возрасте соотносятся с учетом этих особенностей и требований, предъявляемыми школой. Так, при диагностике готовности… Читать ещё >
Содержание
- I. ЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОБУЧАЕМОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1. Проблема обучаемости в зарубежной психологии
- 2. Исследования обучаемости в отечественной психологии
- 3. Различие представлений о принципах и методах успешного обучения и развития обучаемости
- ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОБУЧАЕМОСТИ
- 1. Противоречие как условие проявления субъектности
- 2. Понятийное мышление как возможный механизм развития обучаемости
- 3. Функция репрезентации в проблемной ситуации
- Механизмы развития обучаемости
- 4. Исследование средств диалектического мышления в структуре обучаемости
- ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ОБУЧАЕМОСТИ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
- 1. Особенности понимания детьми связей и отношений в живой природе
- 2. Диалектика живой природы. Активизация развития обучаемости в процессе диалектического обучения
- 3. Анализ результатов контрольного эксперимента
Список литературы
- Айдарова Л.И. Психологичекие проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.
- Акимова М.К., Гуревич К. М. и др. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении. // Вопр. психол. 1984. № 6. — 71−78.
- Акимова М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. // Сер. «Педагогика и психология». № 3. М.: Знание, 1992.
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. Изд-во ЦК ВЛКСМ1. Молодая гвардия", 1967
- Ананьев Б. Г. Формирование одаренности // Склонности иодаренности. М. — 1962.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та.1968.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
- Антонова Г. П. О различиях в мыслительной деятельности школьников при решении задач. // Сбор.: Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М., 1987.
- Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М., 1964.
- Ю.Баянова Л. Ф. Роль диалектических преобразований в обобщении младшего школьника. / дисс.. канд. психол. наук. М., 1995.
- П.Берлайн Д. Е. Любознательность и поиск информации. // Вопр.психол. 1966. -№ 3. с. 15−20.
- Берн Э. Игры в которые играют люди, люди которые играют в игры.1. М., 1992.
- Берулава Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся. Новосибирск: Изд-во НГПИ. 1990.
- Биологический энцеклопедический словарь. М., 1986.
- Блинов В.М. Эффективность обучения. М., 1976.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной * активности // Вопр.психол. 1971. № l.-c. 144−146.
- Богоявленская Д.Б. Методологическкие и методические проблемы исследования целеполаганий. //
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та. 1983.
- Богоявленская Д.Б., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
- Брусенцова Т.Н. Когнитивные теории усвоения в педагогической психологии США. / дисс.. канд. психол. наук. М., 1984.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.
- Бурменская Г. В. Возможности планомерного развития познавательных процессов дошкольника. М., 1978.
- Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. М., 1988.
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
- Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., 1969.
- Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.
- Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивыхпроблемных ситуаций дошкольниками. // Вопр.психол. 1981. № 3. — с. 123 127.
- Веракса Н.Е. Роль противоречивых ситуаций в развитии мышления дошкольника. // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Ф. Говорковой. М., 1985.
- ЗГВеракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте. // Вопр. пихол. 1987. № 4. — с. 135−139.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. // Вопр. психол. 1990. № 4. — с.
- Веракса Н.Е. Два принципа творчества в психологии. // Психология познанвательной деятельности учащихся и студентов. / Межвуз-й сборник научных трудов. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина. — 1990. — с. 44−47.
- Веракса Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников / дисс.. докт. психол. наук. М., 1991.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
- Вертгеймер М. Психология продуктивного мышления. М.: Прогресс., 1987.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1978.
- Вопросы диагностики психического развития // Тезисы симпозиума. Таллинн, 1974.
- Вопросы диагностики психического развития / Под ред. В. И. Лубовского и др.- Таллинн, 1980.
- Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биогогии. М., 1969.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М,-Л" 1935.
- Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте. Избр. психологические исследования. М., 1956.
- Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Избр. психол. иссл. М., 1956.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т.2. М.: Педагогика., 1982.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. Т.З. М.: Педагогика., 1983.
- Галимов О. Р. Развитие диалектического мышления у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с физическими явлениями, /дисс. канд. психол. наук. М., 1992.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959.
- Гальперин П.Я. Метод «срезов'1 и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. // Вопр. психол. 1966. № 4.
- Гальперин П.Я. К интеллектуальному развитию ребенка // Вопр. психол., 1969. № 1. — с. 15−25.
- Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие: Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов СССР. Тбилиси, 1971.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М&bdquo- 1985.
- Геккель Э. Мировоззрение Дарвина и Ламарка.
- Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1976.
- Герасимов В. Многообразие и единство в животном мире. // Жур. «Дошкольное воспитание», 1969. № 1.-е.
- Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., 1989.57.Гильбух Ю.З.
- Вопр. психол. 1990. № 4. — с. 147−155.
- Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика. Киев: НИИ психологии. 1992.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.61 .Гриффин Д., Новик Э. Живой организм М.: Мир, 1973.
- Гуревич К.М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. // Сер. «Педагогика и психология», № 1. М.: Знание, 1992.
- Гутке Ю., Волраб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости. // Психодиагностика: теория и практика. М.: Прогресс, 1986.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
- Давыдов В.В., Маркова А. К. Концепция учебной дечтельности школьников. Н Вопр. психол. 1981. № 6.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
- Дажо Р. Основы экологии. / пер. с фр., М., 1975.
- Джемс У. Психология. М., 1986.
- Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. / Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов, 1988.
- Диагностика умственного развития дошкольника. / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.71 .Диалектика живой природы, (кн. 5) / Под. ред. Н. П. Дубинина, С. В. Платонова. М., 1984.
- Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.
- Дре Ф. Экология. М.: Атомиздат, 1976.
- Дружинин В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей. // Автореф. дисс.. доктор, психол. наук., М., 1989.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М., 1965.
- Дункер К., Кречевский И. О. О процессе решения задач. // Психология мышления. М., 1965.
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984.
- Егорова Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью. / дисс.. канд. психол. наук. М., 1969.
- Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: МГУ., 1976.
- Иванова Е.К. Динамика формирования пониженной обучаемости и возможностей ее изменения. / Дисс.. канд. психол. наук. М., 1979.
- Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить! // Жур. Народное образование. 1964. — № 1. — с. 1−16.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки, истории и теории. М.: Политиздат, 1974.
- Ильясов И.И., Андрианов Ю. А. О диагностике зоны ближайшего развития логических операций на основе гальперинских этапов формирования действий. // Вестник МГУ, Психология, 1992. № 4. — с. 53−60.
- Исследования развития познавательной деятельности. / Под. ред. Дж. Брунера и др. М.: Педагогика. 1971.
- Ищенко И. П. Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности у детей 4−6 лет. / дисс.. канд. психол. наук. М., 1993.
- Кабанова Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.
- Кадыров Б. Р. Склонности и их индивидуально-природные предпосылки, / дисс.. доктор, психол. наук., М., 1990.
- Калмыкова З.И. К вопросу о методах диагностики обучаемости школьников.//Вопр. психол. 1968. № 1. — с. 127−132.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. // Педагогика и психология. № 5. — М., 1979.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.1. М.: Педагогика, 1981.
- Карпов Ю.В. Критерии умственного развития и методы его диагностики. / автореф.. канд. психол. наук. М., 1983.
- Карпов Ю.В. Обучаемость как характеристика умственного развития. // Вестник МГУ, Психология, 1990. № 2. — с. 3−16.
- Карпов Ю.В., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального развития детей. // Вопр. психол. 1985. № 2. — с. 52−59.щ 101. Карпов Ю. В., Талызина Н. Ф. Психодиагностика познавательногоразвития учащихся. М., 1989.
- Ю2.Кашкаров Д. Н. Основы экологии животных. Л., 1944.
- ЮЗ.Келасьев В. Н Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.
- Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М, 1. Л. 1930.
- Келер В. Некоторые задачи гештальт-психологии. // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980.
- Юб.Ковальчук Г. В. Взаимосвязь животныз и среды обитания при обучении в начальной школе. //дисс.. канд.пед. наук. М., 1974.
- Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1997.
- Ю8.Колга В. А. Дифференциально-психологические исследования когнитивного стиля и обучаемости, / дисс.. канд. психол. наук. М. 1976.
- Комаров В.Л. Происхождение растений. М.: Изд-во АН СССР, 1961.
- Ю.Кондакова Н. Н. Особенности понимания физическоговзаимодействия детьми дошкольного возраста // автореф.. канд. психол. наук. М., 1996.
- Ш. Кондратьева Н. Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста. / дисс.. канд. психол. наук. Л., 1986.
- Костюк Г. С. Принципы развития в психологии. // Методологические и творческие проблемы психологии. М., 1969.
- И.Котт Хью Б. Приспособительная окраска животных. М., 1950.
- И.Котетишвили И. В. О природе репрезентации в процессе символической игры у дошкольников (от 4 до 7 лет). // Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Просвещение, 1966.
- Коффка К. Основы психического развития. М.-Л., 1934.
- Пб.Коффка К. Восприятие: введение в гештальт-теорию. II Гештальт-психология. М., 1972.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., Знание, 1983, № 7.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
- Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. // Вопр. психол. 1988. -№ 4. с. 98 — 107.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка вдошкольном возрасте. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965.
- Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии. / Вопр. психол., 1979. № 3. — с. 11−15.
- Линдсей П., Норман. Переработка информации человеком. М.: Мир, 1974.
- Лункевич В.В. Занимательная биология. М.: Наука, 1965.
- Майер Н. Мышление человека. // Психология мышления. М., 1965.
- Майер Н. Об одном аспекте мышления человека. И Психология мышления. М., 1965.
- Маркова А.К. Актуальные проблемы длительного формирующего эксперимента. // Психология обучения и воспитания. М., 1978.
- Маркова А.К. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
- Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. М.: Педагогика, 1989.
- Менчинская Н.А. Обучение и умственное развитие: XVIII международный психологический конгресс, симпозиум 32. М., 1966.
- Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М., 1970.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989.
- Минский М.С. Структура для представления знания. // Психология машинного зрения. / Под. ред. П. Уинстона, пер. с анг., М.: Мир, 1978.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. М., 1991.
- Михайличенко Г. Н., Лидере А. Г. Об одном способе адаптации теста способностей к обучению в школе. // Вопр. психол. 1985. № 1. — с.
- Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников. // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М.: Педагогика, 1971.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка (в дошкольном детстве) // Психол. жур. 1980. — № 5.
- Мышление: процесс, деятельность, общение. / Под ред. А. В. Брушлинского и др. М.: Наука, 1982.
- Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981.
- Натадзе Р.Г. Об овладении конкретными естественно-научными понятиями в школе. // Материалы совещания по психологии. М., 1957.
- Наумов С.П. Экология животных М., 1963.
- Немов Р.С. Образовательная психология. М.: Просвещение «Владос», 1994.
- Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение «Владос», 1995.
- Наумов С.П. Зоология позвоночных. М.: Просвещение, 1982.
- Николаева С.Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе как средство умственного воспитания (на материале жизни животных). // дисс.. канд. пед. наук. М., 1978.
- Николаева С.Н. Влияние знаний, отражающих зависимости живой природы, на умственное развитие детей. // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, М., 1980.
- Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Перьмь, 1992.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972. 152. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
- Орлов Ю.М. Научение 1. Научение 2: Лекция по курсу психологии. М., 1996.
- Орлова Л.В. Интеллектуально пассивные учащиеся. // Вопр. психол.1991. № 6. — с. 45−49.158,Осницкий А. К. Психология самостоятельности. Москва-Нальчик, 1. Изд-во «Эль-Фа». 1996.
- Основы дошкольной педагогики. / Под. ред. А. В. Запорожца, Т.А.1. Марковой. М., 1980.
- Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. М., 1996.
- Петляева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у детей дошкольного возраста, //дисс.. канд. психол. наук. М., 1991.16 2. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. / Российский Открытый Университет, М., 1992.
- Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. //1. Вестник МГУ, 1984. № 4.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международнаяпедагогическая академия, 1994.
- Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. * М., 1963.
- Платонов К.К. Проблема способностей. М., 1972.
- Поддьяков Н.Н. О развитии элементарных форм мышления в дошкольном возрасте. М., 1973.
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.
- Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995. фг 170. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В.Д.
- Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.
- Поляков И.М. Ламарк: учение об эволюции органического мира. М., 1962.
- Пономарев Я.А. К вопросу об исследовании психологического механизма «принятия решения» в условиях творческих задач. // Проблемы принятия решения. М.: Наука, 1976.
- Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества. // Психология творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.
- Проблемы диагностики умственного развития учащихся. / Под ред. З. И. Калмыковой, М.: Просвещение, 1975.
- Психодиагоностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л., 1976.
- Психодиагностика и школа. Таллинн, 1980.
- Психодиагностика: теория и практика. М.: Прогресс, 1986.
- Психологические исследования интеллектуальной деятельностидетей. / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1979.
- Психология обучения. / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1978.
- Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд-е. — М.: Политиздат, 1990.
- Развитие и диагностика способностей. / Под ред. В. Н. Дружинина. В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного Щ воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986.
- Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1983.
- Развитие творческой активности школьников. / Под ред. A.M.
- Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.
- Решетова З.А. Формирование теоретического мышления учащихся в процессе обучения. // Вестник МГУ, Психология, 1992. № 4. — с. 26−34.
- Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека. / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во1. АН СССР, 1958.
- Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологичекой теории. // Ворп. психол. 1960. № 3. — с. 3−15.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Саморукова П.Г. Систематизация знаний детей о живой природе. /
- Дошкольное воспитание, 1973. № 4.
- Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула: Приокское кн. изд-во, 1993.
- Секкей Л. Знание и мышление. // Психология мышления. М., 1965.
- Секкей Л. Продуктивные процессы в обучении и мышлении. //
- Психология мышления. М., 1965.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.1. Санкт-Петербург, 1996.
- Соловьев А.В. Исследование познавательных стилей в американской психологии. // Зарубежные исследования по психологии познания. М.: Наука, 1977.
- Спиридонов В.Ф. Роль эврестических средств в развитии процессов решения творческой задачи. // Вестник МГУ, Психология, 1994. № 2. — с. 1324.
- Стоуне Г. Психопедагогика. М.: Педагогика, 1984.
- Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М.: Изд-во МГУ. 1980.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во МГУ, 1969.
- Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930.
- Торндайк Э. и др. Психология обучения взрослых. M.-JT: Учпедгиз., 1931.
- Тарндайк Э. Процесс учения у человека. М.: Учпедгиз., 1935.
- Тэкэкс К., КарнеМ. Одаренные дети. М., 1991.
- Ушинский К.Д. Собрание соч. М., 1952.
- Фабри К.Э., Николаева С. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с животным миром. // Умственное воспитание дошкольника. / Под. ред. Н. Н. Поддьякова, М., 1972.
- Фарб П. Популярная экология. М.: Мир, 1971.2Ю.Фидельман М. И. Диагностика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте.// дисс.. канд. психол. наук., М., 1994.
- Филиппова Е.В. О психологическом механизме перехода к операциональной стадии развития интеллекта у детей дошкольного возраста. // Вопр. психол. 1976. № 1. — с. 22−92.
- Филосовско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика. 1981.
- З.Фридман Л. М. Моделирование как форма продуктивного мышления в процессах постановки и решения задач. // Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М.: Мысль, 1973.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование, а обучении. М.: Знание, 1984.
- Фридман Л.М. Проблема обучения и развития в современных условиях в психологии образования. // Проблемы психологии образования. М., 1992.
- Хайдурова Н.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире. / дисс.. канд. пед. наук. Л., 1974.
- Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск: Изд-во Томс-го универ-та., 1983.
- Холодная М.А. Структурный подход в психологическом исследовании мышления. // Проблемы философии: основные принципы построения научных теорий. Вып.77. Киев: Выща шк&bdquo- 1988.
- Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности. // Вопр. психол. 1993. № 1.-е. 32−39.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва Томск, 1997.
- Цеханская Л.И. О некоторых особенностях усвоения обобщения (средний дошкольный возраст). // Жур. «Дошкольное воспитание», 1980. № 7.
- Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. // Педагогика и психология. № 12. — 1990.
- Чурбанова С.М. Психологические условия продуктивности решения дивергентных задач дошкольниками. / Дисс.. канд. психол. наук., М., 1990.
- Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Изд-во «Логос», 1993.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Изд-во «Логос», 1996.
- Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М., 1995.
- Шиян И.Б. Предвосхищающий образ как средство диалетического мышления у дошкольников. / дисс.. канд. психол. наук. М., 1995.
- Шубинский B.C. Формирование диалектического мышления у школьников. М., 1979.
- Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве. // Вестник МГУ, Психология. 1978. — № 3. — с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.231 .Энгельс Ф. Диалектика природы. // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.20.
- Эренфельд Д. Природа и люди. М.: Мир, 1973.
- Юркевич B.C. Индивидуальные различия в саморегуляции и обучаемость. // Вопр. психол. 1974. № 4. — с. 15−21.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
- Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Ямпольский Л.Т. Измерение продуктивности интеллектуальной деятельности. // Вопр. психол. 1984. № 5. — с. 142−147.
- Torrance Е.Р. Guding creative talent N.Y., 1962.
- Torrance Е.Р. The Minnesota studdies of creativt behavior: Nationale and international extensions. «J. of Creative Behavior». 1967 1 (2), p. 137.
- Torrance E.P. The search for satore and creativity. Creat Neck, N.Y.: Creativity. Synergetic Associates, 1979.
- Getzel G.W. fnd Jakcon P.W. Creativity and.Intelligence., 1962.
- Heller K.A., Feldhusen E.A. Identification and nurturing the gifted: An international perspective. Toronto, Lewinston, N.Y. / Bern: Hubeer. 1986.
- Serebriakoff V.A. Guide to Intellegence and personality Testing. The Parthenon Publishing Group., 1988.