Резюме
Рыночная экономика ставит перед экономическим субъектом задачу наращивания капитала и успешного функционирования в ближайшем и отдаленном будущем. Эта задача предопределяет его поведение на рынке товаров и ресурсов, диктует стратегию предпринимательской деятельности, нацеливает на экономию издержек, выявление внутрипроизводственных резервов. Выполнение этой задачи, решаемой в системе управления экономическим субъектом, в конечном итоге обеспечивает повышение эффективности его деятельности, что проявляется в получении экономической прибыли собственного источника расширенного воспроизводства, необходимого для создания конкурентных преимуществ, упрочения его финансового положения, удовлетворения интересов всех участников бизнеса.
Необходимость обеспечения эффективной деятельности в условиях рыночных отношений выдвигает на первый план проблему получения в организации и ее подразделениях достоверной информации для целей управления, поиска внутренних резервов и оценки инвестиционной привлекательности организации.
Работая над данной темой я изучила вопросы теории и методологии оценки эффективности функционирования экономического субъекта. В частности, понятие экономической эффективности рассматривали в разное время за рубежом Э.Дж. Долан и Д. Е. Линсдей, К. Р. Макконелл и С. Л. Брю, В. Парето, П. Самуэльсон и другие; проблемы оценки эффективности методами финансового анализа исследовал Э. Хелферт. В России (СССР) концепция экономической эффективности исследовалась С. А. Бартеневым, А. С. Булатовым, Э. И. Крыловым, Л. Э. Кунельским, В. В. Новожиловым, Т. С. Хачатуровым и другими учеными; вопросы анализа эффективности деятельности предприятия исследовались А. Д. Шереметом, Г. В. Савицкой и другими.
До настоящего времени проблема разработки методологии оценки эффективности деятельности российских организаций остается нерешенной.
До работы над темой мне были знакомы положения В общем виде под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию.
Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой фирмы. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка.
Характер целей фирмы определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится ее деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия.
В каждой отрасли промышленности размер фирмы должен определяться оптимальными размерами производства, условиями транспортировки сырья и готовой продукции и рядом других факторов, связанных с размещением предприятия.
Под оптимальными размерами производства следует понимать такие размеры производства, которые обеспечивают выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом приведенных затрат и максимально возможной эффективностью.
Современная трактовка фирмы как совокупности взаимовыгодных контрактов обязывает уделять особое внимание в изучении теории организаций трансакциям и трансакционным издержкам.
Я согласна с положениями, проанализированными мной в данной работе.
Резюмируя отмечу, что экономическая эффективность представляет собой основополагающую экономическую категорию рыночной экономики, которая применяется для характеристики успешности функционирования отдельных экономических субъектов, отраслевых рынков и национальной экономики в целом. В связи с тем, что в основе понятия «экономическая эффективность» лежит соотношение «выгоды-издержки», а также имея в виду английский термин «efficiency», применяемый в экономической литературе для этого термина, предложено концептуально определить его содержание как «экономичность». В рамках неоклассической маржиналистской экономической теории понятие экономической эффективности не является однородным, а состоит, в свою очередь, из понятий аллокационной и производственной эффективности. Выявлено, что аллокационная эффективность, или эффективность в распределении, характеризует состояние рынка, на котором экономический субъект совершает сделки, то есть, по отношению к нему становится характеристикой внешней среды его функционирования. Поэтому аллокационную эффективность следует рассматривать не на уровне отдельного экономического субъекта, а как следствие совокупной рыночной активности всех участников рынка, пытающихся максимизировать (оптимизировать) цены. С другой стороны, понятие «производственная эффективность» характеризует использование отдельным экономическим субъектом ограниченных ресурсов общества; ее основным содержанием является минимизация предельных общественных издержек на основе применения наиболее современных технологий. То есть, эффективность в производстве характеризует состояние внуренней среды экономического субъекта.