Повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания за счет утилизации теплоты их отработавших газов
Одна из возможных трактовок понятия «эффективность» заключается в улучшении каких-либо показателей по отношению к исходным. Поэтому повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания (ДВС) предполагает улучшение их основных показателей. К этим показателям, в первую очередь, следует отнести мощностные и экономические характеристики. Не менее важна в современных условиях и экологическая… Читать ещё >
Содержание
- Основные условные обозначения и сокращения
- Введение
- Глава 1. Возможности повышения эффективности двигателей внутреннего сгорания за счет утилизации теплоты их отработавших газов (состояние вопроса)
- 1. 1. Возможность и целесообразность использования теплоты отработавших газов двигателей внутреннего сгорания для повышения их мощностных, экономических и экологических показателей
- 1. 2. Системы утилизации теплоты отработавших газов двигателей внутреннего сгорания
- 1. 3. Постановка цели и задач исследования
- Глава 2. Физическая модель силовой установки, включающей поршневой ДВС и систему утилизации теплоты его отработавших газов
- 2. 1. Принципы системного анализа установок двухуровневого использования теплоты
- 2. 2. Особенности исследуемой силовой установки как многоуровневой технической системы
- 2. 3. Процессы, происходящие в утилизационной системе
- 2. 3. 1. Тепловой аккумулятор
- 2. 3. 2. Утилизационный двигатель
- 2. 4. Показатели для оценки эффективности силовой установки, включающей поршневой ДВС и систему утилизации теплоты его отработавших газов
- Глава 3. Математическая модель утилизационной системы
- 3. 1. Математическая модель процесса теплообмена в тепловом аккумуляторе с фазовым переходом
- 3. 2. Математическая модель индикаторного процесса утилизационного поршневого двигателя с внутренним объемным парообразованием
- Глава 4. Экспериментальная установка. Программа и методика исследования
- 4. 1. Экспериментальная установка
- 4. 1. 1. Стенд для изучения процессов теплообмена в тепловом аккумуляторе
- 4. 1. 2. Экспериментальная установка для исследования процессов в силовой установке
- 4. 2. Программа и методика экспериментального исследования
- 4. 2. 1. Методика проведения первого этапа экспериментального исследования
- 4. 2. 2. Методика проведения второго этапа экспериментального исследования
- 4. 2. 3. Методика проведения третьего этапа экспериментального исследования
- 4. 2. 4. Методика проведения четвертого этапа экспериментального исследования
- 4. 1. Экспериментальная установка
5.1. Влияние регулировочных и эксплуатационных характеристик утилизационного двигателя на частоту вращения его коленчатого вала, на характер процесса сжатия в нем, дымность и токсичность отработавших газов силовой установки.
5.2. Оценка адекватности математической модели утилизационной системы.
5.2.1. Оценка адекватности математической модели теплового аккумулятора.
5.2.2. Оценка адекватности математической модели рабочего процесса утилизационного двигателя.
5.3. Исследование рабочего процесса утилизационного двигателя.
5.4. Изменение мощностных, экономических и экологических показателей дизеля КамАЗ-740 при утилизации теплоты его отработавших газов.
Список литературы
- Автомобильные двигатели / Под ред. М. С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977. — 591 с.
- Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. В. Н. Луканина. М.: ИНФРА — М, 1998. — 408 с.
- Адлер Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1971. — 284 с.
- Андреев Е.И. Расчет тепло- и массообмена в контактных аппаратах. -Л.: Энергоатом издат, 1985. 192 с.
- Арнольд Л.В., Михайловский Г. А., Селиверстов В. М. Техническаятермодинамика и теплопередача: Учебник для вузов. М.: Высш. шк., 1979. -С. 422−437.
- Богданов А.И. Повышение мощностных. экономических и экологических показателей силовых установок за счет утилизации теплоты отработавших газов: Дис. .канд. техн. наук. Челябинск, 1999. — 180 с.
- Большее Л.Н. Теория вероятностей и математическая статистика. -М.: Наука, 1987.-284 с.
- Большев Л.Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. -М.: Наука, 1965.-474 с.
- Боровских Ю.И., Буралев Ю. В., Морозов К. А. Устройство автомобилей. М.: Высш. шк., 1988. — 288 с.
- Бояджиев Д. Комплексная термоэкологическая оценка теплотехнических систем и ее влияние на выбор оптимального варианта: Тр. IX Межд. конф. по пром. энергетике. Бухарест, 1978. С. 3−8.
- Брякотин Э.И., Лоскутов А. С. Обработка результатов эксперимента при испытаниях дизелей внутреннего сгорания: Учеб. пособ. / Алт. политехи. ин-т. Барнаул, 1990. — 90 с.
- Брянский Л.Н., Дойников А. С. Краткий справочник метролога.ш М.: Изд-во стандартов, 1991. 79 с.
- Валеев Д.Х. Двигатель КамАЗ 740.11−240 // Грузовик. 1997. -№ 12.-С. 19−22.
- Варшавский И.Л. Некоторые теоретические вопросы обеспечения малотоксичной работы автомобильных двигателей: Тр. Республиканской науч.-техн. конф. по проблемам развития автомобильного транспорта. Ереван, 1966.-С. 166−192.
- Варшавский И.Л., Малов Р. В. Как обезвредить отработавшие газы автомобиля. М.: Транспорт, 1968. — 127 с.
- Васильев А.С. Основы метрологии и технические измерения. -М.: Машиностроение, 1988. 240 с.
- Вознесенский В.А. Статические методы планирования эксперимента в технико-экономических исследованиях. -М.: Статистика, 1974. 192 с.
- Гоннов И.В., Логинов Н. И., Локтионов Ю. В. и др. Теплообменники с жидкокристаллическим теплоносителем в двигателях Стирлинга. -М.: ЦНИИатоминформ, 1989.-46 с.
- Гоннов И.В., Локтионов Ю. В. Двигатель Стирлинга: возможности и перспективы // Развитие нетрадиционных источников энергии: Сб. трудов ИАТЭ. Обнинск, 1990. — С. 156−165.
- Горская Л.В., Пицнова В. Н. Математическая статистика с элементами теории планирования эксперимента. Саратов: СПИ, 1975. — 103 с.
- Горшков A.M., Нестратова З. Н., Подольский А. Г. Процессы в открытых термодинамических системах // Машиностроение. 1987. — № 9. — С. 4551.
- Груданов В.Я., Цап В.Н., Ткачев Л. Т. Глушитель с утилизацией теплоты отработавших газов // Автомобильная промышленность.-1987.-№ 5-С. 11−12.
- Гультяев А. Визуальное моделирование в среде MATLAB: учебный курс. -С-Пб.: Питер, 2000. 432 с.
- Даниличев В. И. и др. Расчетное определение характеристик двигателя Стирлинга. // Двигателестроение. -1984. № 6. — С. 5−7.
- Данилов B.C. Оценка эффективности различных схем утилизации тепла в судовых дизельных установках // Двигателестроение. 1984. -№ 9.-С. 12−15. .
- Двигатели внутреннего сгорания Кн. 3: Компьютерный практикум / Под ред. В. Н. Луканина. — М.: Высш. шк., 1995. — 256 с.
- Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. Орлина А. С" Круглова М. Г. 4-е изд. пере-раб. и доп. — М.: Машиностроение, 1983. — 372 с.
- Двигатели внутреннего сгорания: Учеб. / Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. Шк., 1995. -1 кн. — 268 с.
- Двигатели Стирлинга // Пер. с англ. Б. В. Сутугина / Под ред. В. М. Бродянского. М.: Мир, 1975. — 448 с.
- Двигатели Стирлинга / Под ред. М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1977. — 150 с.
- Двухтактные карбюраторные двигатели внутреннего сгорания / Под ред. В. М. Кондрашова М.: Машиностроение, 1990 — 272 с.
- Дмитриенко В.Д., Савельев Г. М. Пути снижения расхода топлива и токсичности автомобильных двигателей. М.: ИППК АП, 1981. — 91 с.
- Дубовкин Н.Ф. Справочник по углеводородным топливам и их продуктам сгорания. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1962. — 288 с.
- Евдокимов Ю.А., Колеников В. И., Тетерин А. И. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа. М.: Наука, 1980. -228 с.
- Жмудяк JI.M. Перспективные схемы утилизации тепла отработавших газов поршневых ДВС // Динамика и тепловая нагруженность и надежность сельскохозяйственных агрегатов: Материалы второго заседания республиканского семинара. Барнаул: АПИ, 1981.-С. 100−109.
- Зажигаев J1.C., Кишьян А. А., Романников Ю. И. Методы планирования и обработки результатов физического эксперимента. М.: Атомиз-дат, 1978. — 232 с.
- Зайдель А.И. Элементарные оценки ошибок измерений. JL: Наука, 1967.-217 с.
- Зайцев А.П., Зайцев С. В., Махов А. В. Определение оптимальных условий работы термоэлектрических модулей // Повышение эффективности судовых энергетических установок: Сб. науч. трудов НИИВТ. Новосибирск, 1989.-С. 36−44.
- Зайцев С.В. Оценка эффективности утилизационной установки // Исследование и методы повышения эффективности технической эксплуатации судовых энергетических установок: Сб. науч. трудов НИИВТ. Новосибирск, 1984.-174 с.
- Зайцев С.В. Перспективная схема утилизации теплоты в энергетических установках речных судов: Дис. .канд. техн. наук. JL, 1987 — 173 с.
- Звонов В.А., Симонова Е. А. Проблемы оценки дизеля как источника загрязнения окружающей среды дисперсным материалом // Автостроение за рубежом 2002. — № 2. — С. 4−8.
- Звонов В.А., Фурса В. В. Применение метода математического планирования эксперимента для оценки токсичности двигателя // Сб. «Двигатели внутреннего сгорания». Харьков: ХГУ, 1973. — Вып. 17. — С. 99−105.
- Зедгинидзе И.Г. Планирование эксперимента для исследования многокомпонентных систем. М.: Наука, 1976. — 390 с.
- Земельман М.А. Метрологические основы технических измерений. -М.: Изд-во стандартов, 1991. 228 с.
- Исерлис Ю.Э., Мирошников В. В. Системное проектирование двигателей внутреннего сгорания. -JL: Машиностроение, 1981. 255 с.
- Коган А .Я., Петров Ю. В. Термодинамический анализ цикла двигателя Стирлинга // Двигателестроение. -1985. № 2. — С. 3−6.
- Козьминых В.А. Исследование элементов системы утилизации теплоты на базе двигателя Стирлинга для автомобильной техники: Дис.. .канд. техн. наук. Челябинск, 1994. — 122 с.
- Кондрашов В.М., Андреев С. В. Тепловой расчет двухтактного карбюраторного ДВС. Владимир, 1990. — 32 с.
- Коссов М.А., Аверин Г. А., Перетурин А. И. Современное состояние автомобильных газотурбинных двигателей за рубежом // Автомобильные двигатели: Обзорная информация. НИИавтопром. -1984. № 12. — 45 с.
- Котенко Э.В. разработка математической модели и методики расчета аккумуляторов теплоты на фазовом переходе: Дис. .канд.техн. наук. -Воронеж, 1996.- 125 с.
- Кузнецов Е.С., Воронов В. П., Болдин А. П. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для ВУЗов. М.: Транспорт, 1991. — 413 с.
- Кукис B.C. Двигатель Стирлинга как утилизатор теплоты отработавших газов. // Автомобильная промышленность. 1988. — № 9. -С. 19−20.
- Кукис B.C., Вольных В. И. Некоторые результаты испытаний двигателя Стирлинга размерностью 3,0/6,5 // Двигателестроение. 1984. -№ 10.-С. 12−15.
- Кукис B.C., Гусятников В. А., Шарипов Н. М. ДВПТ размерностью 2,1/5,5 с электрическим выходом мощности: Тез. всесоюзной науч.-техн. конф. «Перспективы развития комбинированных двигателей .» (23−25 сентября 1987 г.). М, 1987. — С. 115.
- Кукис B.C. Системно-термодинамические основы применения двигателей Стирлинга для повышения эффективности силовых и теплоис-пользующих установок мобильной техники: Дис.. д-ра техн. наук. Челябинск, 1989,-461 с.
- Кукис B.C. Черных К. Г., Стрельчик Д. В. и др. Свидетельство на полезную модель RU 17 946 U1 F 02 G 5/02. Опуб. 10.05.2001, бюл. № 13.
- Кукис B.C. Энергетические установки с двигателем Стирлинга в качестве утилизатора тепловых потерь. Челябинск: ЧВВАИУ, 1997. 122 с.
- Кукис B.C., Гизатулин P.P., Минкович Е. А. и др. Двигатель с внешним подводом теплоты и внутренним парообразованием для утилизации теплоты отработавших газов ДВС: Свидетельство на полезную модель. RU 21 070, U1, 7 F 01 G 5/02. Опуб. 20.08.2002, бюл. № 24.
- Кукис B.C., Гизатулин P.P., Минкович Е. А. и др. Паровой двигатель для утилизации теплоты отработавших газов ДВС: Свидетельство на полезную модель. RU 21 070, U1, 7 F 01 G 5/02. Опуб. 20.12.2001, бюл. № 35.
- Кукис B.C., Незнаев Д. С., Ивойлов А. В. и др. Свидетельство на полезную модель RU21219U1,7F01G 5/02. Опубл. 27.12.2001, бюл. № 36.
- Кукис B.C., Незнаев Д. С., Ивойлов А. В. и др. Термодинамический цикл ДВПТ на базе двигателя MMB3−31 121 // Повышение эффективности силовых установок колесных и гусеничных машин: Науч. вестник ЧВАИ, Челябинск, 2000 Вып. 9. — С. 103−106.
- Кукис B.C., Нефедов Д. В. Стабилизация теплового режима работы каталитического нейтрализатора // Повышение эффективности силовыхустановок колесных и гусеничных машин: Науч. вестник ЧВАИ. Вып. 12. -Челябинск, 2001. — С. 37−45.
- Кукис B.C., Руднев В. В., Хасанова M.JI. и др. Утилизационный двигатель с внешним подводом теплоты. Свидетельство на полезную модель. RU 21 068 U1 7 °F 01 К 7/00. Опубл. 20.12.2001. Бюл. № 35.
- Кукис B.C., Смолин А. Б., Богданов А. И. Двигатель для утилизации теплоты отработавших газов // Труды международного форума по проблемам науки, техники и образования. Т. 1. — Москва, 2000. — С. 56−57.
- Кукис B.C., Смолин А. Б., Коваленко Ю. Ф. Утилизационный двигатель с внешним подводом теплоты // «Повышение эффективности силовых установок колесных и гусеничных машин»: Науч. вестник ЧВАИ. Вып. № 9. — Челябинск, 2000. — С. 6−9.
- Кукис B.C., Хасанова M.JI. Повышение экологической безопасности двигателей мобильной техники. // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог: Сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ). М.,-2001. С. 130−132.
- Кукис B.C., Хасанова M.JL, Дерябин В. А. и др. Свободнопорш-невой паровой термоэлектрогенератор для утилизации теплоты отработавших газов ДВС. Свидетельство на полезную модель. RU 26 600 U1, 7 F 01 G 5/02. Опубл. 10.12.2002. Бюл. № 34.
- Куколев М.И. Проектный анализ тепловых аккумуляторов: Дис.. .канд.техн. наук. Киев, 1996. — 113 с.
- Куртанзон А.Г., Юдовин Б. С. Судовые комбинированные энергетические установки. JI.: Судостроение, 1981. — 216 с.
- Лев Ю. Е. Исследование поршневого регенеративного двигателя: Дис.. канд. техн. наук. Барнаул, 1971.- 163 с.
- Левитин А.Е., Юнда Ю. Д. Эксендер // Исследование поршневых двигателей. Ангарск: АФ ИЛИ, 1971. — С. 7−10.
- Левенберг В.Д. Аккумулирование тепла. М.: Наука, 1991.-83 с.
- Луканин В.Н., Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология: Учеб. Для вузов. -М.: Высш. шк., 2001.-273 с.
- Лушпа А.И. Автомобильные газотурбинные двигатели: Учебное пособие. М.: МАДИ, 1986. — 85 с.
- Лыков А.В. Теория теплопередачи. М.: Высш. шк., 1967. — 600 с.
- Лыков А.В., Михайлов Ю. А. Теория тепло- и массопереноса. -Л.: Наука, 1963.-535 с.
- Марков В.А., Аникин С. А., Сиротин Е. А. Экологические показатели ДВС // Автомобильная промышленность. -2002. № 2. — С. 13−15.
- Марченко А.П. Выбор определяющих параметров комбинированного дизеля с системой вторичного использования теплоты: Дис.. канд. техн. наук. Харьков, 1984. — 258 с.
- Математическое моделирование и исследование процессов в ДВС / Под ред. В. А. Вагнера, Н. А. Иващенко, В. Ю. Русакова. Барнаул: АлтГТУ, 1997.- 198 с.
- Медведков В.И., Билык С. Т., Гришин Г. А. Автомобили КамАЗ-5320, КамАЗ-4310, Урал-4320: Учеб. пособие.-М.: ДОСААФ, 1987.-372 с.
- Методика выбора и оптимизации контролируемых параметров технологических процессов // Методические указания. РДМУ 109−77. М.: Изд-во стандартов, 1978. — 47 с.
- Михеев М.А., Михеева И. М. Основы теплопередачи. М.: Энергия, 1977.-344 с.
- Надежность и эффективность: Справочник. Т. 1. — М.: Машиностроение, 1988. — 224 с
- Налимов В.В., Чернова Н. А. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. -М.: Наука, 1965, 340 с.
- НефедовД.В. Методика расчета двухфазных тепловых аккумуляторов для системы выпуска поршневого двигателя / Воен. автомоб. и-т. Рязань, 2001. — 15 с.:Деп. В РГАНТИ 25.06.01, №В4721.
- Николаев Л.А., Сташкевич А. П., Захаров И. А. Системы подогрева тракторных дизелей при пуске М.: Машиностроение, 1977. -191 с.
- Николаенко А.В. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей. М.: Колос, 1984. — 335 с.
- Новоселов A. J1., Мельберт А. А., Беседин С. Л. Основы инженерной экологии в двигателестроении: Учеб. пособ. — Барнаул: АлтГТУ, 1993. — 99 с.
- Новоселов А.Л., Новоселов С. В., Мельберт А. Л., Унгефук А. В. Снижение токсичности автотракторных дизелей: Учеб. пособ. по целевой подготовке специалистов ДВС. Барнаул: Алт. ГТУ, 1996. — 122 с.
- Огородников Б.Б. и др. Тепловой баланс малоразмерного дизеля с частичной теплоизоляцией внутрицилиндровых процессов // Двигателе-строение. 1986. — № 8. — С. 3−5.
- Озимов П.Л., Ванин В. К. О проблемах и перспективах создания адиабатных дизелей // Автомобильная промышленность. 1984. — № 3. — С. 3−5.
- Орунов Б. Разработка комбинированного двигателя Стирлинга с рабочим поршнем двойного действия и оптимизация его теплообменников и привода: Дис. .канд. техн. наук. М., 1985. — 143 с.
- Основные математические формулы: Справочник / Под общ. ред. Ю. С. Богданова Минск: Выща шк., 1988. — 269 с.
- Панталоне И.Н. Аккумулирование энергии за счет теплоты плавления солей: изучение копмпактного теплообменника с кристаллизацией соли / Пер. с итал. М.: Мир, 1979. — 113 с.
- Пат. 4 219 075 США, МКИ С 09 К 5/00. Теплоаккумулирующее устройство. Т. 997. — № 4. Опубл. 26.08.80 — НКИ 70−134. — 3 с.
- Пат. 4 249 592 США, МКИ С 09 К 5/00. Высокотемпературное хранение тепла и система восстановления. Т. 1003. — № 2. Опубл. 10.02.81- НКИ 13−56.-6 с.
- Петриченко P.M., Батурин С. А., Исаков Ю. Н. и др. Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС. JI.: Машиностроение, 1990.-328 с.
- Петриченко P.M., Оносовский В. В. Рабочие процессы поршневых машин. Л.: Машиностроение, 1972. 168 с.
- Петухов В.А., Данилов B.C. Термодинамическая оценка систем утилизации теплоты отработавших газов в судовых дизельных установках // Двигателестроение. 1987. — № 5. — С. 7−11.
- Пластинин П.И. Поршневые компрессоры. Т. 1. — Теория и расчет. -М.: Колос, 2000. — 456 с.
- Пластинин П.И. Теория и расчет поршневых компрессоров ВО «Агропромиздат», 1987.-271 с.
- Поликер Б.Е., Михальский J1.JI. О повышении экономичности и снижении токсичности отработавших газов дизелей // Грузовик. 1997. -№ 10. — С. 29−31.
- Попырин J1.C. Математическое моделирование и оптимизация теплоэнергетических установок. М.: Энергия, 1978. 416 с
- Приходько М.С., Староверов В. В., Дрижеев О. В. Температура выхлопных газов адиабатизированного двигателя. Волгоградский политехи. ин-т. — Волгоград, 1986. — 8 с. — Деп. в ЦНИИТЭИтяжмаш 18.09.86., № 1742-ТМ.
- Пьезоэлектрический двухлучевой индикатор давления типа 2780-S: Руководство по эксплуатации. Будапешт: Орион-КТС, 1978. — 88 с.
- Разоренов Г. И. Выбор масштабов при моделировании. -М.: Советское радио, 1973. 160 с.
- Ридер Г., Хупер Ч. Двигатели Стирлинга: Пер. с англ. М.: Мир, 1986.-464 с.
- Руднев В.В., Хасанова M.JI., Смолин А. Б. Утилизации теплоты отработавших газов автомобильных двигателей // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог: Сб. науч. тр. МАДИ (ГТУ). М.,-2001. С. 168−173.
- Селиверстов P.M. Утилизация тепла в судовых дизельных установках. JI.: Судостроение, 1973. — 256 с.
- Семенов Н.Н. Развитие теории цепных реакций и теплового воспламенения. М.: Знание, 1969.- 126 с.
- Смолин А.Б., Руднев В. В., Хасанова M.JI. Система для утилизации тепловых потерь и повышения экологических показателей ДВС // Инженерная защита окружающей среды в транспортно-дорожном комплексе: Сб. науч. тр. / МАДИ (ГТУ). М.,-2002. С. 248−251.
- Смолин А.Б., Руднев В. В., Хасанова M.JI. Система утилизации теплоты автомобильных двигателей // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог: Сб. науч. тр. / МАДИ (ГТУ). М.,-2001.-С. 165−167.
- Современные дизели: повышение топливной экономичности и длительной прочности: Под ред. А. Ф. Шеховцева / Ф. И. Абрамчук, А. П. Марченко и др. Киев: Техника, 1992 — 27 с.
- Стефановский Б.С., Стефановский А. Б., Белецкая Ю. А., Мощак С. Г. Новая концепция пароэнергетических установок сельскохозяйственного назначения // Тр. Таврической государственной агротехнической академии. -Мелитополь, 1997. Вып. 2. — Т. 1. — С. 17−21.
- Теплотехника / Под ред. В. Н. Луканина. 2-е изд. перераб. — М.: Высш. шк., 2000. — 671 с.
- Тихомиров В.Б. Планирование и анализ эксперимента. -М.: Легкая индустрия, 1974, 264 с.
- Транспортные машины с газотурбинными двигателями / Под ред. Н. С Попова. Л.: Машиностроение, 1987. — 259 с.
- Уокер Г. Двигатели Стерлинга / Пер. с англ. Б. В. Сутугина, Н. В. Сутугина. — М.: Машиностроение, 1985. -408 с.
- Химический энцеклопедический словарь /Под ред. И.Л. Киунян-ца. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. 103 с.
- Химия нефти и газа: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. А. Проскурякова, А. Е. Драбкина. Л.: Химия, 1989. — 301 с.
- Хортов В.П. Новый взгляд на токсичность автомобильных двигателей в условиях городского движения // Грузовик. 2000. — № 5. — С. 8−11.
- Хортов В.П. Новый взгляд на экологическую опасность АТС // Автомобильная промышленность. 2000. — № 6. — С. 22−24.
- Храпченков А.С. Судовые вспомогательные и утилизационные парогенераторы. Л.: Судостроение, 1979. — 280 с.
- Цветкова Н.И. Об использовании энергии отработавших газов после газовой турбины в силовых установках // Энергомашиностроение. — 1964. -№ 6.-С. 41−45.
- Шахидулла С.А. Оценка уменьшения расхода топлива в карбюраторном двигателе при использовании бензоэтановой смеси и системы утилизации теплоты: Дис.. .канд. техн. наук. Харьков, 1985. — 209 с.
- Шейпак А.А. Характеристика утилизационных паровых турбин двигателей внутреннего сгорания. // Повышение эффективности силовых установок колесных и гусеничных машин: Тез. межвузовской науч.- техн. конф. Челябинск, 1991.-С. 72−73.
- Шокотов Н.К. Основы термодинамической оптимизации транспортных дизелей. Харьков: Висща шк., 1980. — 119 с.
- Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС / Под общ. ред. P.M. Петриченко. Л.: Машиностроение, 1990. — 328 с.
- Bode D. The latest on organic Rankine bottoming cycle // Diesel and Gas Turbine Progress, 1980. № 6. — p. 74−81.
- El Masri M.A. Energy Analyses of Combined Cycles: Part 1 — Air -Coled Brayton — Cycled Gas Turbines // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. — 1987. — № 2. — P. 228−238.
- Kittelson D.B., Abdul-Khalek I. Formation of nanoparticles during exhaust dilution // EFI Members conference «Fuels, Lubricants, Engines & Emissions' 1999.-January 18−20.- 13 p.
- Hulsing K.L. Diesel Stirling combinations may improve effency // Automot. Eng. — 1979. — № 10. — 87. — P. 90−93.
- Jaspers H., Pre F. Stirling engine design studies of on underwater power system and total energy system // 8th hitersoc. Energy Congr. Eng. Cont. Proc. Philadelphia. New York, 1973, — P. 588−593.
- Lia T.A., Laqerovist R.S. Stirling Engine with Uncoventional Heating System // Proc. 8th I.E.C.E.C. Philadelphia, 1973. — Auq. 13−17. — P. 165−173.
- Meijer R.J. The Philips Stirling engine / De ingenieur. 1969. № 19.-P. 81−93