Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экологическая экспертиза

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первоначальная трактовка термина «экологическая экспертиза» была весьма широкой и достаточно противоречивой. Этому способствовали отсутствие четких законодательных определений и многозначность слова «экспертиза». В общественных кругах данным термином иногда обозначались разного рода независимые исследования, оценка экологической ситуации в регионе и т. д., в то время как в среде профессионалов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие, основные цели проведения экологической экспертизы
    • 1. 1. Различные подходы к понятию «экологической экспертизы»
    • 1. 2. Принципы проведения экологической экспертизы
    • 1. 3. Объекты и субъекты экологической экспертизы
  • Глава2. Государственная экологическая экспертиза
    • 2. 1. Государственное регулирование в области проведения государственной экологической экспертизы
    • 2. 2. Компетенция Министерства природных ресурсов и его подразделений в области проведения государственной экологической экспертизы
    • 2. 3. Порядок назначения и проведения государственной экологической экспертизы
  • Глава3. Общественная экологическая экспертиза
    • 3. 1. Правовое регулирование проведения общественной экологической экспертизы
    • 3. 2. Оценка воздействия на окружающую среду планируемой и иной хозяйственной деятельности и экологическая экспертиза
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Экологическая экспертиза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Темой для дипломной работы была выбрана экологическая экспертиза по причине ее несомненной актуальности в Республики Беларусь, учитывая сложившее состояние окружающей среды.

Основными направлениями работы по реализации государственной экологической политики являются: совершенствование природоохранного законодательства с целью создания более четкой нормативной базы в области охраны окружающей среды, внедрение эффективных экономических методов управления и контроля за охраной окружающей среды; создание целостной системы финансирования природоохранных мероприятий; совершенствование системы органов управления и экологического контроля; реализация программы экологической подготовки кадров, повышение экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества и более активное использование мирового опыта в решении экологических проблем. Все эти положения закреплены «» Концепцией государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды" «(утверждена Верховным Советом Республики Беларусь 06.09.1995 г.)

В соответствии с принципами и рекомендациями Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), которые Республика Беларусь разделяет и закрепила в Национальной стратегии устойчивого развития (1997 г.), в основу природоохранной деятельности предусматривается положить концептуальную предпосылку, что охрану окружающей среды и рациональное использование природно-ресурсного потенциала следует рассматривать не как самоцель, в отрыве от производства, а как неотъемлемую часть процесса общего социально-экономического развития, и природопользование должно осуществляться такими методами и в таких масштабах, которые обеспечивают необходимый уровень развития экономики при непременном условии обеспечения равенства возможностей сохранения благоприятной окружающей среды и пользования благами природы и для будущих поколений.

Одним из решающих факторов обеспечения охраны окружающей среды является экологическая экспертиза, которая проводится в стране более десяти лет.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

В работе проведен анализ текущего белорусского и российского законодательства в области проведения экологической экспертизы. Рассматриваются различные подходы к пониманию экологической экспертизы, ее целей и принципов проведения.

Проведена классификация видов экологической экспертизы в зависимости от сложности объекта экспертизы, его качественной характеристики, субъектов, осуществляющих экспертизу.

Экологическая экспертиза занимает особое место в механизме действия экологического права. Она проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. Экспертиза является инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную окружающую среду.

Отдельно рассмотрены особенности проведения государственной и общественной экологической экспертизы. При написании работы были использованы белорусские и зарубежные источники.

Тем не менее, следует отметить недостаточную правовую урегулированность данного вопроса в законодательстве Республики Беларусь. Также в России сложилась более обширная практика проведения общественной экологической экспертизы.

Глава 1. Понятие, основные цели проведения экологической экспертизы

1.1. Различные подходы к понятию «экологической экспертизы»

В юридической литературе можно найти различное понимание экологической экспертизы: от включения в данное понятие других достаточно самостоятельных институтов экологического права до сведения к чисто предупредительной функции. Но во всех этих трактовках есть одно общее звено: экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям. Она носит предупредительный характер — предупреждает принятие экологически необоснованных решений.

Первоначальная трактовка термина «экологическая экспертиза» была весьма широкой и достаточно противоречивой. Этому способствовали отсутствие четких законодательных определений и многозначность слова «экспертиза». В общественных кругах данным термином иногда обозначались разного рода независимые исследования, оценка экологической ситуации в регионе и т. д., в то время как в среде профессионалов под экологической экспертизой в основном подразумевался анализ соответствия намечаемой деятельности экологическим нормам и требованиям.

В ряде случаев под экологической экспертизой понимали процедуру, аналогичную оценке воздействия на окружающую среду, или стратегической оценке воздействия принятой на западе. Так, Н. Ф. Реймерс определил это понятие следующим образом: «Экологическая экспертиза — оценка воздействий на среду жизни, природные ресурсы и здоровье людей комплекса хозяйственных нововведений (в том числе преобразований природы) в масштабах избранного региона» Такая трактовка экологической экспертизы накладывает серьезные обязательства на организаторов экспертизы и требует значительных средств для ее проведения. Реальная процедура экологической экспертизы, сложившаяся в бывших союзных республиках, предполагает лишь более Формирование или менее глубокую

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями).- Мн.: Беларусь, 1997.-ст.94. стр. 59.
  2. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 23−25 июня 1998 г.// Издание ЕЭК ООН, Нью-Йорк.1998г.-35с.
  3. Об утверждении Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Указ Президента Республики Беларусь от 14.12.1999 г.//"Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 05.01.2000, N 1, 1/837.
  4. Водный Кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь, 15 июля 1998 г.// «Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь», 1998, N 33.
  5. О государственной экологической экспертизе: Закон Республики Беларусь, 18 июня 1993 г.// В редакции Закона от14 июля 2000 г.// «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 29.07.2000, N 70, 2/194.
  6. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь, 26 ноября 1992 г.// В ред. от 17.07.2002 г. //"Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 01.08.2002, N 85, 2/875.
  7. О порядке проведения государственной экологической экспертизы в Республике Беларусь: Инструкция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, от 11 мая 2001 г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-2001-№ 86 062.
  8. О порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь. Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательном порядке: Инструкция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, 6 февраля 2001 г.// «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 15.03.2001, N 25, 8/4995.
  9. Государственная политика Республики Беларусь в области управления качеством окружающей среды и ее информационное обеспечение//И. В. Войтов, 1-й заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
  10. Об экологической экспертизе: Федеральный Закон Российской Федерации, 23 ноября 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 16.-Ст.1800.
  11. В.В. Правовое обеспечение экологической экспертизы. Киев, 1990 г.с.80.
  12. Балашенко С. А, Демичев Д. М. Экологическое право. Мн.1999г.с.241.
  13. Балашенко С. А, Макарова Т. И. Международно-правовая охрана окружающей среды. Мн. 1999 г.
  14. А.В. Экологическая экспертиза: правовые проблемы и перспективы \ Советское государство иправо.-1991.№ 3.
  15. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.3-е изд., 1978 г.Т.30
  16. М.М. Правовой институт экологической экспертизы и её принципы \ Журнал российского права.-1998.-№ 9.-с.28−35.
  17. В.В. Соблюдение требований природоохранного законодательства при проектировании объектов хозяйственной иной еятельности в Республике Беларусь.\ Экология и право.- 2000 г.-№ 5−6.
  18. Галаневич А. Г. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза \ Экологическая экспертиза.-1999г.-№ 3.
  19. Е.В., Хотулева М. В., Черп.О. М. Экологическая экспертиза и ОВОС в Беларуси: Анализ возможностей участия в принятии решений и рекомендации для общественности. -Мн.: Тесей, 2001 г.
  20. Н.Н., Елисеев Д. А. Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности в России: ОВОС, экологическая экспертиза и др. ЭСХД\ Экологическая экспертиза.-1995г.-№ 2.
  21. Т.И. Право на окружающую среду в системе прав человека \ Весн. БГУ. Сер. 3, 1986г№ 1.
  22. М.А. Презумпция экологической опасности\ Экологическое право.-2000г-№ 2
  23. С.А. Экологические интересы инвестиционных проектов как фактор эффективности экологической экспертизы \Вестник Московского университета.-1998.-Сер.6 № 1.
  24. Ю.Р. К вопросу о проблемах осуществления экологической экспертизы \ Государство и право. -2000г. № 8
  25. А.И. Государственная экологическая экспертиза: Материал к лекции по курсу «Экономика природопользования Мн.: БГЭУ, 1994 г.
Заполнить форму текущей работой